Театральное лукошко педагога своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

преподаватели

Зикеева Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования, учитель начальных классов

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие (2ч.)

Тема 2. Театральная игра (4 ч.)

Тема 3. Культура и техника речи (8 ч.)

Тема 4. Индивидуальная работа (3 ч.)

Тема 5. Актерское мастерство (10 ч.)

Тема 6. Массовая работа (4 ч.)

Тема 7. Прикладное искусство (6 ч.)

Тема 8. Постановка спектаклей (14 ч.)

Тема 9. Ритмопластика. Сценическое движение (15 ч.)

Тема 10. Участие в праздниках, концертах. Игротека (6 ч.)

Цели программы

развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Результат программы

1. У воспитанников разовьется интерес к театральному творчеству, к выступлению на концертах и спектаклях, желанию выступать перед людьми. Разовьется умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. Разовьется творческое мышление, воображение, память.

2. Дети научаться элементарным актерским, игровым навыкам, творческой самостоятельности. Научаться четко и внятно произносить слова, активно артикулировать. Дети будут знать терминологию театра.

3. Научаться играть полноценный спектакль в коллективе.

4. У детей будет воспитано чувство коллективизма, коммуникативные способности, умение общаться, умение взаимодействовать и доводить дело до конца. Воспитана культура поведения на сцене и за кулисами.

Автор: Копылова Татьяна Викторовна

Населенный пункт: Омская область, Полтавский р-н. с. Соловьёвка

Целевая аудитория: воспитатели дошкольных учреждений.

Форма организации: игры, этюды, упражнения. Условия: В ходе мастер-класса участники привлекаются к активному выполнению игр, этюдов, упражнений, выполняют творческие задания.

Цель: Обучение педагогов использованию педагогических технологий по театрализованной деятельности направленных на речевое, интеллектуальное, художественно-эстетическое и социально-эмоциональное развития ребенка.

Ход мастер класса:

Пусть наша добрая улыбка

Согреет всех своим теплом,

Напомнит нам, как важно в жизни

Делиться счастьем и добром!

Основная цель моей работы – развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности. Театральные занятия проводятся два раза в неделю. Цели, задачи, средства и репертуар деятельности составлен с учетом особенностей возрастных групп. Занятия начинаются с младшего возраста. Театрально – игровая деятельность, это творческий, синтетический вид деятельности, направленный на воссоздание и освоение общественного опыта с помощью обыгрывания сюжета (литературных произведений, сказок, фрагментов детской жизни) требующий: Достижения цели; Нахождения средств; Согласования действия с партнерами; Установления доброжелательных отношений; Самоограничения во имя достижения цели.

Умело сочетая все средства и приемы можно перенести игру на сцену, из игры сделать спектакль, а из спектакля игру.

  • деятельность объединяет ряд других деятельностей: Художественно речевую (сочинение текстов, их передача, отработка дикции и т.д.); Изобразительную (оформление костюмов, декораций, кукол); Музыкальную (исполнение песен, танцев); Игровую . Реализация деятельности охватывает образовательные области: Речевую (Чтение художественной литературы). Социально – коммуникативную; Художественно- эстетическую ( Музыка. Изо – изготовление персонажей. костюмов, атрибутики).

В работу включены методические разработки: Этюдный тренаж ( работа над этюдами); Упражнения для тренировки голоса и речи; Мимика и пантомимика ( развитие эмоций, тренинг зрительных восприятий); ритмопластика ( танцевально- двигательная и телесноориентированная техника).

Содержание программы включает восемь основных блоков; основы кукловождения; основы кукольного театра; основы актерского мастерства; основные принципы драматизации; театральная азбука; самостоятельная театральная деятельность; проведение праздников; досуги и развлечения.

  • донести до ребенка, чтобы стать артистом нужно многое уметь , а именно: четко говорить, правильно дышать, красиво двигаться, уметь правильно нанести грим и подобрать костюм. Раздел культуры и техники речи объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободу речевого аппарата. Решаются задачи: развитие четкой дикции и разнообразной интонации.
  • считаю, что формирование творческой активности детей необходимо начинать с развития творческих качеств у самих взрослых. Прежде чем учить детей средствам выразительности, проверьте готовы ли вы сами к этому: читая сказку, изменять голос в зависимости от персонажа, скажем, говорить то за Красную Шапочку, то за волка. Необходимо убедительно выразить испуг, сострадание, просьбу, жалобу. Интонация нашего голоса – образец для детей. Вот сегодня мы это и проверим…..

Например: мотоцикл Заводим мотор: Р! Р! Р. РРРРР! РРРРР! РРРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРРР! РРРРР! РРРРР!

Упражнения для красивого тембра голоса:

Скороговорки

Помимо игр на улучшение дикции прекрасно влияют скороговорки. Каждый человек знает их с детства, но лишь единицы имеют возможность похвастаться умением произносить их правильно, четко и быстро. При регулярной тренировке скороговорки эффективно устраняют речевые дефекты, значительно улучшают качество дикции.

Скороговорка – это особый текст, который представляет собой сочетание слов с труднопроизносимыми звуками. Они направлены на формирование правильного произношения согласных.

Рекомендации по использованию скороговорок в качестве инструмента, как улучшить дикцию речи:

  1. На первом этапе необходимо выбрать не более трех скороговорок, чтобы тренировать произношение определенного звука;
  2. Текст произносится медленно и максимально четко;
  3. Желательно заниматься перед зеркалом;
  4. Проговаривать упражнение надо эмоционально и нараспев.

Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,
Ол-ол-ол – там морковку он нашел,
Ил-ил-ил – друг его попросил,
Ись-ись-ись – ты со мной поделись,
Ал-ал-ал – он морковку другу дал.

Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.

Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.

----- Бывает, без сомнения, разное настроение, Его я буду называть, Попробуйте его показать в мимике . настроение: грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас.

(Упражнение с веером) Волшебным веером вращаю,

Всех вас в гномов превращаю.

Гномы, в зеркало вглядитесь,

Все как один развеселитесь! (изображают радость, веселье)

Ну-ка, хватить веселиться,

Нужно всем вам разозлиться! (изображают злость)

Ну, нельзя же вечно злиться,

Предлагаю удивиться! (изображают удивление)

А такое развлечение:

Покажите огорчение. (изображают огорчение)

Молодцы, хорошо потренировались

----- Верно, ну, а жесты? (Это движения.)

А теперь и жесты и мимика вместе. Я предлагаю вам показать сказку без слов.

Воспитатель: Неожиданно подул ветер. Два-три ребенка исполняют роль Ветра – выбегают и усиленно дуют на Солнце.

На солнце набежала маленькая тучка. Выбегает девочка и заслоняет Солнце.

Воспитатель: , Мы разыграли сказку. Герои сказки не сказали ни слова, все исполняли молча. Такая игра на сцене называется пантомима – это игра без слов, в которой используются только жесты, мимика – движения лица и пластика тела.

Ну вот мы и подошли к играм на показ голосом настроения Давайте попробуем пропеть песенку колобка по определённым правилам. Надо разделиться вам на три команды. Каждой команде я дам колобка (пиктограмма). Вам надо узнать настроение колобка и спеть его песенку этим настроением. А другие команды должны отгадать ваше настроение.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

  • краски я беру и нарисую: небо, звезды и сосну большую- пребольшую. краски я беру и нарисую: Море, звезды и луну большую- пребольшую. краски я беру и нарисую: Маму, папу, бабушку большую- пребольшую.

И уже сложнее

Таким образом, работая над мимикой, жестами, интонацией, объединяя все эти упражнения, усложняя этюдные постановки, мы приобретаем навыки, умения, опыт и переходим к следующему этапу – постановке спектакля.

Цель мастер класса. Формирование представлений педагогов о разнообразии кукольного театра. Заинтересовать и побудить педагогов к изготовлению куклы из подручного материала своими руками (платковая кукла) для театра, с последующим использованием в театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста. Помочь педагогам сделать обычное- интересным.

- Дать практические знания и умения по изготовлению простейшей театральной куклы с использованием платка;

- Инициировать поиск приёмов работы с разным подручным материалом;

- Способствовать организации самостоятельной деятельности педагогов;

- Привлечь внимание педагогов к театрализованной деятельности.

Назначение мастер-класса: Мастер-класс предназначен для педагогов МДОУ. Каждый педагог знает о важности и значимости театрализованной деятельности в детском саду. Ведь театр открывает множество дверей к сердцу ребёнка.

Участники мастер-класса: педагоги МДОУ.

Результат мастер-класса: сформировать у педагогов умение изготавливать платочную куклу из подручных материалов.

Ход проведения мастер-класса

Для того чтобы сделать платковую куклу – нам понадобятся следующие материалы:

- толстый кусок поролона (25см х 25см);

- картон и цветная бумага;

- капрон телесного цвета или капроновые колготки;

- моток цветной пряжи или мулине;

- готовые платки или цветная ткань;

- банты или лента (1м);

Этапы изготовления куклы:

1 этап - изготовление головы куклы

1. Из поролона вырезаем круг с помощью канцелярского ножа (голова).

2. Обшиваем голову капроном (делаем лицо).

3. Из маленького кусочка поролона делаем нос о обшиваем его капроном.

4. Пришиваем нос к готовому лицу будущей куклы.

5. На картоне рисуем и вырезаем контуры глаз, декорируем глаза ресничками и декоративными глазками.

6. Приклеиваем глаза и реснички с помощью клея к лицу куклы.

7. Из кусочка поролона вырезаем с помощью ножниц губы и красим их гуашью красного цвета, даём высохнуть краске, далее губы приклеиваем с помощью клея к лицу куклы.

8. С обратной стороны головы куклы приклеиваем с помощью клея кусок картона, чтобы скрыть изъяны работы.

10. Заплетаем косички с двух сторон, завязываем банты (ленты).

Вот и голова нашей куклы готова!

2 этап – изготовление туловища (платья) куклы

12. Сначала мы сшиваем иголкой и ниткой два платка вместе, чтобы получился большой прямоугольник.

14. К нижним концам платка пришиваем петли из резинки.

15. Набранную часть платка приклеиваем с помощью клея к обратной стороне готовой головы куклы, приклеиваем тесьму (50 см в длину) в виде петли, для крепления к шее кукловода; приклеиваем ещё один кусок картона с задней части головы для эстетического вида.

Вот наша платковая кукла для театрализованной деятельности готова!

Изготовление платковой куклы

Для упрощения изготовления платковых кукол, можно использовать вместо объёмной головы, нарисованные на картоне или отксерокопированные на принтере маски героев любимых сказок, а для туловища (платья) использовать один платок уголками вверх и вниз, а к боковым уголкам пришиваем петли из резинки.

Тряпье, да иголка, да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка.

Влагает в нее непонятною властью

Частицу души своей кукольный мастер.

Наверное, так же ночными часами,

Трудился, когда-то, Создатель над нами.

Рождение куклы из разного хлама

Подобно явлению миру Адама.

Бывает довольно кусочка рогожки,

Чтоб вылепить тело, и ручки, и ножки.

Вот труд завершен, старых ножниц щелчок-

И мир изучает пытливый зрачок.

Живёт человечек! И сквозь бесконечность

Глядит на него прекрасная Вечность.

Спасибо за внимание!

Комментарии

очень интересно и самое главное это поможет в работе.Дети очень любят сюрпризные моменты,они лучше запоминают то что говорили на занятие.

Ход мастер-класса:

Слайд 2
- Цель, которую я ставлю, занимаясь с детьми – сделать жизнь наших воспитанников интересной, содержательной, наполненной радостью творчества. Как сделать каждое занятие с ребёнком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нём? Как научить ребёнка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Слайд 3
- Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребёнок испытывает при этом удовольствие, радость.

Слайд 4
- Воспитательные возможности театрализованных игр очень широки. Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Игра может изменить отношение ребёнка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет нам, педагогам, через театрализованные игры оказывать позитивное влияние на детей.

Слайд 5
- Театрализованные игры включают такие компоненты:

  • действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными персонажами, пальчиковыми, би-ба-бо, плоскостными фигурками);
  • непосредственные действия детей по ролям;
  • литературная деятельность (диалоги и монологи от лица персонажей литературных произведений);
  • изобразительная деятельность (создание декораций, костюмов персонажей);
  • музыкальная деятельность (исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, напевание и т.д.).

Слайд 6
- Чтобы дети могли проявить самостоятельность и творчество в театрализованных играх, нужно создавать следующие условия: содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей; педагогическое сопровождение строить с учётом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребёнка; театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в её создании принимают участие дети.
- Безусловно, в театральных играх важную роль играет воспитатель. От него требуется умение строить работу в системе, подбирать материалы соответствующего содержания, ставить и решать педагогические задачи, цель которых – формирование творческих способностей детей.

Слайд 7
- Театрализованные игры делят на две группы: игры-драматизации и режиссёрские. В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, реализует какой-либо сюжет с заранее существующим сценарием.
- Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров.

Слайд 8
- Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью с ними разыгрываются сценки по литературным произведениям, используют потешки.

Слайд 10
- Чтобы оживить игры с пальчиками, можно сделать из бумаги пальчиковые куклы. С помощью таких игрушек обыгрывается ряд стихотворений и потешек.
-Давайте и мы с вами немного поиграем. На каждую строчку потешки надеваем на палец соответствующую куколку.
Этот пальчик – дедка,
Этот пальчик – бабка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
Этот пальчик – наш малыш,
А зовут его… (имя ребёнка).

Слайд 13
- А теперь предлагаю вашему вниманию несколько видов театра, наиболее часто используемых на наших занятиях.
- Настольный театр игрушек. Это обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети. Их можно приобрести в магазине, сшить мягкую игрушку своими руками, связать крючком. Сценическая площадка – детский стол или напольный коврик. Цель таких показов – развлечь и порадовать детей, сделать для них куклу более интересной, помочь им внести разнообразие в их игровую деятельность.

Слайд 14
- Плоскостной театр – это разновидность настольного театра, который можно сделать своими руками из бумаги и картона или приобрести готовый из дерева, пластика и другого материала. Персонажи и декорации – картинки, фигурки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передаётся интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создаёт элемент сюрпризности, вызывает интерес у детей.

Слайд 15
- Настольный театр из конусов доставляет детям много радости и удовольствия, создаёт у них хорошее настроение и находит яркое отражение в их творческих играх. Легко можно сделать своими руками.

Слайд 18
- Костюмированный или ролевой театр, где дети (взрослые) берут на себя роль выбранного персонажа. Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают стихотворения, загадки, небольшие сказки, инсценируют песни. Для лучшей наглядности детям нужны костюмы.

Слайд 19
- Театр маски. Иногда достаточно надеть маску, чтобы превратить ребёнка в актёра. Маски можно сделать из поролона, бумаги, приобрести готовые.

Слайд 23
- Спасибо за активное участие в мастер-классе.

Читайте также: