Тауширование по металлу своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Таушировка (насечка) - инкрустация одного металла другим, более мягким и имеющим меньшую температуру плавления.

В незакаленном металле режутся глубокие бороздки, образующие необходимый узор, потом в бороздки набивается (забивается, вбивается) проволка драгметаллов, ТО, обработка поверхностей, любование результатами. Была где-то фотография роскошного белого доспеха, сплошь покрытого мелкой таушировкой.

Таушировка - выше уже коллеги сказали правильно - инкрустация металла металлом. На практике несложно. Надо вырезать/выбить, скажем, полоску в стали, потом острым кернером постучать по ее дну, набив углубления - они будут держать, скажем, медь. Вложить соответствущую полоску меди в канавку, чтобы она чуть выступала сверху. Вбить туда молотком. Зачистить и заполировать сверху. Готово.

Есть несколько способов нанесения насечки: первый точно описали Nimnool и Mexican, второй состоит в том, что отпуск клинка проходит после таушировки - в этом случае легкоплавкий металл просто принимает форму подготовленного углубления и сцепление становится крепче (больше поверхность соприкосновения - больше сила трения и т. д.). Есть еще амальгамирование и прочие химические примочки. Естественно, все углубления в металле выполняются до закалки, а после нее, но перед отпуском и происходит сама таушировка, после отпуска - финишная обработка. А можно и после отпуска.

В разных местах, у разных школ-мастеров своя техника. Кто-то вырезает углубления штихелем, кто - то "рубит" зубильцем-сечкой, а А. Корешков травит всё это дело, кто-то раскрапывает канавку -"ручеёк", а кто-то нет. Кто забивает молоточком, кто пуанссоном специальным. Да и так, много всяких нюансов. Таушировка бывает оборонной, когда фон посажен у рисунка, бывает плоскостной и объемной - выступающей над поверхностью изделия. Рубиться конечно же до закалки, а потом уж высекается и как говорил один из мастеров: люблю я этот звон, при всечке проволочки в калённый клинок. ) В дерево совсем по другому, но всё ручками, ручками, ни какие дримелы (или как там их) иноземные вас не спасут, не выручат:)

Насечка - это очень древний способ украшения драгоценными металлами различных художественных изделий, предметов бытового назначения, боевого снаряжения: мечей, кинжалов, щитов, а позднее - и огнестрельного оружия.

Насечкой называется операция насекания поверхностей предметов и набивания в полученные углубления золотого или серебряного узора.

Исторически сложились несколько разновидностей насечки: врезная, когда рисунок вырезают штихелем или вырубают зубилом; набивная, когда рисунок создают лентой, проволокой или листом с применением насечки.

При врезной таушировке на поверхности изделия гравируют углубленный рисунок, причем стенки его немного поднутряют. Глубину рисунка выдерживают в пределах 1-1,5 мм, а дно рисунка насекают. В зависимости от используемого инструмента различают две разновидности таушировки.

Рисунки, выполненные штихелем, отличаются четкостью контура. В соответствии с углубленным рисунком отдельно изготавливают различные фрагменты будущего узора из драгоценных металлов. Далее эти фрагменты вбивают специальным молотком в подготовленные для них углубления заподлицо с фоном. Работа заканчивается полированием всего изделия.

Технология выполнения рисунка зубилом или сечкой значительно проще предыдущей, поскольку рубить булатную сталь легче, чем резать штихелем. Однако вырубной техникой можно выполнять только несложные рисунки, к тому же их контуры, как правило, получаются угловатыми, недостаточно четкими. Чтобы устранить эти недостатки, золото забивают не заподлицо с фоном, а несколько выше его и иногда несколько шире вырубленного рисунка. Золото как бы немного натекает в нужных местах на фон и тем самым скрывает недостатки в вырубленном рисунке. Иногда при такой технологии рисунок еще отделывают чеканом.

При набивной, или поверхностной, насечке в отличие от врезной не требуется предварительно вырезать углубление под рисунок - золото набивают непосредственно на поверхность изделия, которую предварительно насекают зубилом. Насечку делают или сплошной мелкой сеткой, или канавками, или пунктирными штрихами в соответствии с линиями рисунка. Насечка ведется так, чтобы образовывались острые заусенцы.

На подготовленную тем или иным способом поверхность накладывают золото и набивают его в насечку молотком. Различают несколько разновидностей набивной насечки.

Приемами ленточной насечки владели еще когда не умели волочить проволоку. Ее заменяли тонкие полоски, отрезанные от раскованного золотого или серебряного листа диаметром 0,2-0,3 мм.

Техника тауширования проволокой известна мастерам с XVI в. Проволоку укладывали на изделие прямо с мотка. Ударами молотка ее вбивали в заусенцы насечки. Иногда рисунок вбивали заподлицо с фоном. Иногда проволоку несильно расплющивали, и рисунок выступал на поверхности невысоким рельефом. Использовали проволоку толщиной 0,15-0,30 мм и толще, что позволяло разнообразить характер рисунка.

В настоящее время проволоку насекают по предварительно подготовленным углублениям с помощью штихеля или зубила (рис. 5.43). Сначала намечают контур острым расходником, а потом расширяют желобок плоским чеканом.

Насечка проволокой

Рис. 5.43. Насечка проволокой: а - вырезка канавки штихелем; б - вкладка проволоки; в - посадка проволок молотком

Художественное травление металла

Художественное травление металла впервые стали применять средневековые оружейных дел мастера. Украшения на их изделиях не уступали тем, что выходили из-под рук искусных ювелиров. Травлением оружейники заменили один из трудоемких процессов — ручную гравировку, не утратив при этом прежних художественных качеств.

Техникой художественного травления можно воспроизвести рельефный или углубленный орнамент, сюжет, текст на любом металле. Сейчас существуют два способа травления — химический и гальванический. Гальванический способ проще, потому что раствор электролита не выделяет вредных для здоровья газов, которые неизбежны при химическом способе, и эффективнее, так как контуры вытравленного рисунка получаются более четкими.

Прежде чем заняться гальваническим травлением, нужно обзавестись источником постоянного тока напряжением 4—7 в и сделать ванночку из изолирующего материала для электролита — ее устройство видно на рисунке. Электролит — это насыщенный водный раствор железного или медного купороса. Первый предназначен для стали и железа, второй — для меди, латуни, бронзы. Можно также применять насыщенный раствор поваренной соли. Вода во всех случаях желательна дистиллированная.


К металлической заготовке перед травлением необходимо припаять оловом медную проволоку с согнутым кольцом. Придерживая за кольцо, опустите заготовку в подогретый до 50° 10-процентный раствор едкого натра минут на пять. Затем перенесите в 15-процентный раствор серной кислоты на 1—2 мин. и после этого хорошенько промойте в горячей воде. Заготовка обезжирена.

Теперь займитесь приготовлением мастики. Расплавьте в жестяной коробочке 4 части вара, 2 части канифоли, 3 части воска и помешивайте, пока не получится однородная масса Остывшую мастику разрежьте на небольшие кусочки и каждый заверните в прочную нетолстую ткань. У вас получатся своеобразные тампоны. Водите тампоном по поверхности чуть подогретой заготовки, слегка надавливая, и металл покроется тонким равномерным слоем мастики. Заготовку нужно всю покрыть мастикой.

Когда слой мастики затвердеет, на него наносят и аккуратно растирают пальцем белую или желтую акварельную краску. На загрунтованную таким образом поверхность карандашом нанесите рисунок или текст. Острым ножичком и иголками выскоблите мастику в тех местах, где по замыслу должны быть углубления.

Если необходима различная глубина травления, изделие время от времени извлекайте из раствора и кисточкой покрывайте мастикой те места, которые достаточно протравились. Добившись желаемого отключите ток, отпаяйте проволоку, промойте изделие скипидаром и приступайте к окончательной отделке — шлифовке, полировке.

Если по творческому замыслу необходима более декоративная отделка, можнр применить нитроэмаль разных цветов. Обезжирьте изделие бензином, потом равномерно заполняйте эмалью вытравленные участки. Сушите эмаль под электролампой, следя, чтобы на краску не попадала пыль.

Попробуйте свои силы и в таушировании — это инкрустация металла другим металлом, мягким, пластичным, контрастным по цвету.

Протравите в изделии канавки глубиной 0,7—1 мм. Возьмите медную проволоку сечением на одну пятую больше вытравленной канавки, отожгите ее и вбивайте в канавку, ударяя молотком по пуансону. Торец пуансона должен соответствовать ширине канавки, чтобы на изделии не оставалось забоин.

Окончив тауширование, шлифуйте изделие до блеска и, предварительно обезжирив, покройте лаком — он предохранит металл от коррозии.

Инкрустация по дереву

Инкрустация по дереву — это особый вид декоративно-прикладного искусства, который с виду очень похож на мозаику или орнамент, выполнен из частиц разных материалов. Суть состоит в том, чтобы уже подготовленную фигурку из другого материала внедрить в поверхность предмета, который декорируем. Элементы не выступают, они представляют собой единую целостную конструкцию.

Виды инкрустации

С помощью инкрустации можно украсить деревянную мебель, посуду, рукоятки ножей, стены, балки. В итоге получается очень интересный рисунок, необыкновенный как по форме, так и по исполнению. В зависимости от того, какие материалы используются, можно определить виды инкрустации:

  1. Интарсия — украшение деревянного предмета с помощью элементов, сделанных также из дерева.
  2. Маркетри — нанесение узора шпоном (деревянной щепкой).
  3. Тауширование — металлический предмет дополняют драгоценными металлами.

Для инкрустации используются разные материалы: камень, металл, мрамор, керамика, дерево другого вида, перламутр, слоновая кость. От выбранного вещества зависит, какой метод декорирования будет использоваться.

Виды инкрустации

Для начинающих маркетри по дереву — наиболее доступная техника. Из материала понадобится шпон (фанера из любой древесины). Суть заключается в том, чтобы деревянные детали сложить, как мозаику, сформировать необходимый рисунок и наклеить его на подготовленную основу. Дальше нужно все тщательно отполировать и покрасить.

Сложнее всего придумать узор и сделать чертеж будущего шедевра. Это основа, без которой нельзя создать уникальную, качественную и безупречную вещь. Такой вид инкрустации можно применить при создании паркета, столешницы, картин, сувениров. Технология маркетри хоть и проста, но требует максимальной аккуратности, терпения, усидчивости, чувства меры и эстетического вкуса.

Техника изготовления интарсии

Интарсия была предшественником маркетри. Она использовалась еще в Греции, Риме, Египте и на Востоке. Чаще всего с помощью этой техники украшали посуду и мебель для церкви и знатных господ. Раньше распространенными орнаментами были геометрические фигуры, а также изображения растений и животных. Сейчас можно подобрать уникальный рисунок как по форме, так и по цвету.

Этапы создания изделия в технике интарсии:

  • Интарсия по дереву сложна в исполнении, поэтому первоначально нужно создать схему и по ней вырезать детали. Чтобы было удобнее, на схеме отмечают цвет дерева. Сколько цветов, столько же должно быть и листов со схемой.
  • Поверхность предмета следует очистить от пыли, загрязнений. Подготовленные элементы схемы нужно наклеить на фрагменты дерева по цветовой гамме. Клей использовать самый обычный (ПВА), так как бумага потом будет удаляться.
  • Четко по схеме отпилить фрагменты, отполировать и отшлифовать их. Где необходимо, края обработать напильником или наждачной бумагой.
  • В основе изделия делаются углубления под уже имеющиеся детали. Нужно наподобие мозаики сложить элементы в единую конструкцию с помощью клея. В конце работы при желании предмет можно покрыть лаком.

Техника изготовления интарсии

Чтобы изделие было интересным, красивым и качественным, особое внимание уделяется созданию схемы-рисунка, только с ее помощью можно сделать точные формы предметов. Изучение схем интарсии по дереву — основа этого мастерства. Также нелишним будет поэкспериментировать с выбором древесины, ведь есть экзотические виды дерева с очень интересной фактурой.

По технике исполнения интарсия похожа на блочную мозаику, в которой делают паркет, оформляют стены. Заранее подготавливают тонкие пластинки из разных сортов дерева, отличающихся цветом, размером, структурой. Затем нужно соединить все в единую композицию. Принцип работы: фрагменты древесины вставляют в углубления, подготовленные заранее, и наклеивают на основание. Блочная мозаика бывает также объемной (украшенной резьбой). Она идеально подходит для изготовления шкатулок.

Тауширование по дереву

Инкрустация по дереву металлом (медью, серебром, алюминием, латунью и др.) — довольно распространённый вид техники. В дереве по схеме делают углубления, в них выкладывают проволоку или жидкий металл. Главное условие — древесина должна быть прочной и сухой, чтобы могла выдержать воздействие расплавленных металлов. Пазы делают с помощью ножа или долота. Перед тем как положить проволоку, углубления смазывают клеем, а потом ее аккуратно можно забить молотком.

Такой вид инкрустации наиболее сложный, поэтому нужно старательно придерживаться техники безопасности. При работе с выпрямлением проволоки необходимо пользоваться защитными очками, чтобы уберечь глаза от возможных повреждений. Элементарные средства для защиты должны быть под рукой, ведь работа сложная, и любое необдуманное движение может привести к травмам или ожогам.

На изделиях из древесины мозаика выглядит очень эффектно. Работая над ней, можно творчески себя раскрыть, дать волю фантазии. Процесс создания даже самой мелкой вещи (например, сувенирного изделия) очень интересный и увлекательный. Можно начать с малого, а дальше расширять горизонты и переходить к планированию крупных проектов.

Например, своими руками можно создать деревянную мозаику для стен. Это начинание, безусловно, требует хорошей подготовки, но ничего невозможного в нем нет. При большом желании и опыте все получится.

Интерьер в помещении кардинально изменится, если будет украшена хотя бы одна стена, или если в комнате будет присутствовать элемент декора.

Украшение стен мозаикой

Мозаика прекрасно вливается в общий интерьер дома, оживляет его своими красками.

Украшение стен мозаикой

Деревянная мозаика для стен своими руками — способ не только оригинальный и стильный, но и довольно практичный, так как при контакте с водой и паром материал не портится и не деформируется за счет специального покрытия. Благодаря этому деревянной мозаикой украшают и гостиные, и кухни, и даже сауны. Часто ее используют при оформлении помещений в ресторанах, кафе или офисах.

Для создания мозаики из дерева больше всего подходят береза, ясень, дуб, акация, клен, орех. Материал предварительно подвергают термической обработке, очищают от загрязнений и тщательно высушивают. Для интарсии подходит только массив древесины, который распиливают по определенным правилам.

При оформлении стен можно придерживаться выбранного геометрического рисунка, под него подбирать необходимые оттенки. Очень эффектно смотрятся композиции, похожие на шахматную доску или пчелиные соты. А можно в хаотичном порядке размещать по поверхности фрагменты, и это тоже будет смотреться, как интересное дизайнерское решение.

Главные преимущества инкрустации по дереву:

  • используются экологически чистые природные материалы;
  • подбираются исключительно крепкие виды деревьев, что гарантирует высокую прочность изделий;
  • возможность создавать разные элементы декора, ведь существует масса вариаций, где можно применить эту технологию.

Тауширование по дереву

Изготовление деревянных изделий в технике инкрустации — очень интересный и увлекательный процесс, но создание уникального шедевра под силу только настоящему профессионалу. А чтобы им стать, необходима постоянная практика.

Читайте также: