Татарские сапожки своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Знакомство с декоративно-прикладным искусством Татарстана.

Украшение сапожка татарским национальным орнаментом.

Цель: Познакомить детей с татарским орнаментом.

  • Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус.
  • Воспитывать любовь к народному искусству.
  • Закрепить знания ранее полученного материала: основные составляющие национального костюма.
  • Создание декоративного узора нетрадиционным методом с помощью опилок.
  • Научить, последовательно выполнять задание воспитателя.

Предшествующая работа: чтение татарской литературы (сказки "Шурале"), рассматривание татарского орнамента, беседы, экскурсия в музей народного творчества.

Материал: мольберт, виды узоров, ичиги, калфак, тюбетейка; трафареты ичигов, цветные опилки, клей, кисточки, татарские народные мелодии.

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. У нас сегодня гости. Давайте улыбкой поприветствуем наших гостей. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям. Пусть от этой улыбки вам всем станет хорошо.

- Здравствуйте, ребята (входит Шурале) .

- Ребята, кто пришел к нам в гости?

- Правильно это Шурале!

- А где мы его встречали?

- В татарской сказке " Шурале"

Шурале: Странное дело, а может быть нет.

Живу я в лесу уже тысячу лет

Свой дом берегу и лес сторожу

Тихо ступаю и неслышно хожу!

Я - Шурале! Имя мое очень нравиться мне!

Хоть и грозен мой вид,

Я о том не грущу

Кто со злом в лес придет,

Тех я в лес не пущу.

- Посмотрите что у него в руках (два конверта)

- Покажи нам Шурале, очень просим?

- Ребята, да это же рисунки! Точнее узоры.

- Как вы считаете, какого народа эти узоры?

- Это узоры татар.

-Хотите узнать, что это за узоры? А на этот вопрос нам ответит Шурале, ведь это он нарисовал эти элементы. Расскажи, пожалуйста, нам очень интересно!

- Ребята, так как я герой татарской сказки, и поэтому очень люблю искусство татар. Это – рисунки, в которых нарисованы узоры, именно из татарского орнамента.

- Среди вас есть дети татарской национальности? Поднимите руки.

- Я сегодня расскажу вам о татарском орнаменте.

Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Прекрасные образцы, которые вы видите здесь, использовали для украшения ювелирных изделий, в вышивках головных уборах, кожаной обуви, украшениях домов.

-Спасибо Шурале ты много интересного рассказал нам.

-Ребята, мне пора возвращаться домой в лес. До свидания.

-Ребята, а мы с вами рассмотрим эти красивые узоры, как их много.

-На что эти узоры похожи?

-На цветы и листья растений.

-А какие цветы можно увидеть?

-Мы видим колокольчики, розы георгины, ромашки, тюльпаны, трилистник, лотос.

-Скажите, какие цвета, используются в татарском орнаменте?

-В татарском орнаменте используются яркие цвета (красный, синий, зеленый, голубой, розовый, оранжевый, желтый) .

Вывешиваю два рисунка.

-Посмотрите на эти два рисунка. Чем они отличаются?

-На одном рисунке нарисованы узоры в виде цветочков, а на втором листья, стебельки.

-При рисовании цветов, какие цвета можно использовать.

-А при рисовании листьев?

-Используем зеленые цвета.

-Нам Шурале еще что- то принес. (Заглядываю в корзину)

-Я вижу здесь много красивых вещей.

-Ичиги - это обувь.

-Что вы знаете о ней?

-Ее шили из кожи, и узоры вышивали цветными нитками, мужские ичиги шились из черной кожи. А, женская обувь была многоцветной и узорной.

-Тюбетейка – это мужской головной убор ее вышивали золотыми нитками и бисером.

-Калфак – женский головной убор, его украшали золотыми нитками и бисером.

-Ребята, а сейчас можно на улице встретить человека в таком одеянии?

-Нет. Но так одеваются на праздники, Сабантуй. В таких костюмах танцуют и поют.

-Чтобы, у нас было праздничное настроение, мы все вместе потанцуем. Звучит татарская музыка.

-Сегодня в нашей мастерской мы будем украшать ичиги с помощью разноцветных опилок. Посмотрите, у вас в баночках насыпаны опилки. Опилки разноцветные, красивые, рассыпчатые, мягкие.

-Что еще лежит на столах?

-Трафареты ичигов с вырезанным орнаментом, клей, кисточки, лист картона.

-Давайте, вспомним, что мы будем делать?

-Обрисовывать трафареты, окунуть кисточку в клей, аккуратно намазать силуэт рисунка, кладем кисточку, посыпаем опилками (цвет выбираем по желанию) .

-Приступаем к работе. Звучит музыка.

-О чем мы сегодня говорили на занятии?

-О татарском орнаменте, в татарском орнаменте используются яркие цвета, люди используют орнамент для украшения.

-Что мы с вами делали на занятии?

-Украшали татарский сапожок.

-Давайте, посмотрим, у всех ли получились работы? Аккуратно стряхните лишние опилки и посмотрите, какие красивые работы у вас получились.

-Давайте встанем и покажем нашим гостям. После того как сапожок высох мы его вырежем.

Что такое ичиги? История татарских сапожек.

Россия уникальна своим многонациональным составом, где каждый народ обладает своей историей, традициями, культурой. Это большая ответственность и честь – сохранять и передавать из поколения в поколение культурные народные ценности.

В Поволжье находится центр мусульманской культуры России – республика Татарстан с богатейшей и прекрасной столицей. Казань – город, где национальные татарские традиции сочетаются с современным ритмом жизни. Здесь из поколения в поколения передаются уникальные ремесла, которым можно научиться только у мастеров.

Ичиги


Во время праздничных мероприятий мы любуемся красотой и богатством национального костюма, а многие этнические черты наблюдаем и в современной одежде и обуви. Они сохраняют свою актуальность и всегда в моде.

Сейчас пошивом национального костюма и обуви занимаются специализированные производственные предприятия, где профессиональные мастера хорошо знают историю костюма, особенности его изготовления.

Татарские ичиги

Большого интереса и внимания, на наш взгляд, заслуживают ичиги – удивительно красивые, и вместе с тем, хорошо продуманные и функциональные татарские сапожки. Характерными чертами ичигов являются мягкий носок и жесткий задник. Эта обувь широко распространена у татар и является частью национального костюма. Ичиги также известны среди народов Сибири, Дальнего Востока, Кавказа.

Ичиги

Ичиги


Эта обувь исторически предназначена для комфортной пешей ходьбы, в том числе среди кочевников. Ичиги были незаменимой обувью охотника, позволяя мягко и бесшумно ступать по лесу, в то же время хорошо защищая ступни и голени. Эти сапоги шьют из натуральной кожи разного вида: на праздничный случай – из тонкого и эластичного сафьяна, в качестве повседневного варианта используют хром или юфть.

Женские ичиги

Было принято расшивать женские ичиги, украшать орнаментом, выполненным из кожи, окрашенной в разные цвета. Такими они сохранились до наших дней. Технология их изготовления такова, что орнамент наносится не поверх кожи по принципу аппликации. Поверхность ичигов буквально собирается из кусочков кожи, представляющих собой части узора. Для соединения деталей узора используются хлопковые, шелковые, золотые и серебряные нити, которыми выполняется особый вид шва. Его так и называют – казанский или татарский шов. Каждый стежок содержит 3-5 петелек, которые навиваются на иглу и пролегают по лицевой части изделия, обозначая контуры узоров. Это весьма трудоемкий процесс, требующий ручной работы высокого качества. Внутренняя часть сапога обшивается мехом, байкой или войлоком.

Ичиги


Что касается выбора орнамента, то он обычно представлен растительными мотивами либо абстрактными фигурами, ведь правила мусульманского мира не позволяют изображать животных и птиц. Аутентичные ичиги, сшитые в соответствии с каноном, являются уже предметом декоративно-прикладного искусства. Фактически каждая пара по-своему уникальна.

Мастера, авторы - хранители традиций изготовления ичигов, стараются передать новым поколениям технологию пошива этой неповторимой обуви. Хотя, конечно, мода заявляет о себе повсюду, невзирая на традиции. Так, на смене XIX-XX веков женские ичиги были поставлены на невысокий, но заметный каблучок. Они, конечно, от этого только выиграли: к национальному очарованию добавилось изящества и женственности. В то время ичиги были весьма популярны среди российской знати.

Изготовление татарских сапожек на заказ

У персов есть свой перевод тюркской фразы "аль булгари". Это значит "искусно произведенная цветная кожа с приятным запахом". От этой фразы и пошло название территории Волжской Булгарии. Изделия из кожи стали коронной визиткой татар. Лучше всего у татар получалось изготавливать из кожи обувь.

Ичиги - национальная обувь татарского народа. Они известна с давних пор не только в России, но и за ее пределами. Скорее всего слово произошло от фразы "чигелген итек", и является ее коротким вариантом. Эта фраза переводиться как "вышитые сапоги". В национальном музее Республики Татарстан есть экземпляры ичигов еще 19го века.

История возникновения обуви начинается со времен Волжской Булгарии и неразрывно с ней связана. Когда-то в ичигах ходили простые и богатые люди и воевали волжские войны.

Ичиги собираются из кусочков кожи, на которых изображен узор. Собираются в этот самый узор они посредством их сшития простыми или драгоценными нитками. Шьют нитями тоже не просто так, а специальными татарским швом.

Ичиги бывают как мужские, так и женские. Женские более утонченные и узорчатые.

Узор - это татарский орнамент, который представляет собой абстрактные изображения или флору. Человек или животное не может быть изображено на одежде, так запрещается по исламу. Преимущественно узор делают в виде цветка, стебля с множеством завитков, семян. Обычная для ичигов картина: низ - семечко (мужчина), чуть выше росток (женщина), еще выше цветок (семья), тянущийся к солнцу (благополучие). Ичиги несут в себе историю.

Со времен Волжской Булгарии качество и удобство татарских сапожек быстро приглянулось князьям Руси. После того, как Казанское ханство было завоевано, производство обуви не остановилось. Вышитую из кожи обувь могли позволить себе не все. Ичиги ценились не только на Руси, но и за рубежом. С начала 19го века обувь изменяется: у нее добавляется каблук. Это решение навеяно модными тенденциями всего мира. В конце 19го века ичиги одной из казанских фирм награждают Большой золотой медалью Европейского общества наук на церемонии в Париже.

О том, насколько известна была татарская национальная обувь говорит то, что есть фото в них Айседоры Дункан и Сергея Есенина.

Сейчас при желании можно купить казанские ичиги. На территории Татарстана есть предприятия, изготавливающие их.

Мастер сделала для французской актрисы две пары ичигов, Первые - в классическом татарском стиле.

Наиля Кумысникова считает, что мастерство изготовления ичигов известно только в Татарстане, и никто во всем мире не владеет этим древним промыслом.

Наиля Кумысникова считает, что мастерство изготовления ичигов известно только в Татарстане, и никто во всем мире не владеет этим древним промыслом. Фото: Из личного архива/ Андрей Титов

Как нить превратить в бисер?

Именно Наиля Кумысникова создала ичиги для Катрин Денёв, приезжавшей в Казань в 2007 году на Международный фестиваль мусульманского кино.

Мужчины всегда носили на голове тюбетейку, женщины - калфак.

Франзузская актриса увезла из Казани изысканные серебристо-серые ичиги из замши, кожи, вышитые чуть поблёскивающей шёлковой нитью, абсолютно бесшовные и как будто кружевные.

Франзузская актриса увезла из Казани созданные Наилей Кумысниковой изысканные серебристо-серые ичиги из замши, кожи, как будто кружевные. Фото: Из личного архива/ Наиля Кумысникова

Катрин Денев была почетным гостем Международного фестиваля мусульманского кино в Казани.

Катрин Денев была почетным гостем Международного фестиваля мусульманского кино в Казани. Фото: пресс-служба президента РТ

Когда именно появились первые татарские узорные ичиги, наука пока не установила. Самые старинные относятся к XVIII веку. Но учёные предполагают, что они существовали гораздо раньше. Когда-то давно неизвестный гениальный мастер придумал заполнять кручёной цветной нитью расстояние между кусочками кожи. Cтаринное звучание этого шва восстановила Наиля Кумысникова.

Большинство татар имеют карие глаза, тёмные волосы, выступающие скулы.

Почему сапоги называют бесшовными?

Наиля Халитовна – театральный художник по образованию – ичигами заинтересовалась случайно. В 90-е годы её мама, актриса и педагог, попросила купить ей настоящие татарские сапожки. В Арске действовала большая фабрика, выпускавшая сапожки, туфельки в национальном стиле. К сожалению, сейчас от этого производства осталась лишь небольшая мастерская.

Панно Наили Кумысниковой

Сабантуй считается праздником, на котором можно было найти себе жениха или невесту.

Узнав всё это, Наиля решила сделать сапожки для мамы сама. Взялась за абсолютно новое для себя дело. Образец отыскала в театре Камала – там ей дали на время старые ичиги, покрытые коричневой масляной краской. Художница отмыла их и под краской обнаружила потрясающий узор: зелёно-красный орнамент на коричневом фоне. Рассматривая изумительный колорит кож, художница вспомнила итальянское Возрождение, орнамент искусства барокко России XVIII века. Она поняла, что старинный облик кожаной мозаики может исчезнуть. Его необходимо восстанавливать.

Так выглядит знаменитый казанский шов. Работа Наили Кумысниковой.

Так выглядит знаменитый казанский шов. Работа Наили Кумысниковой. Фото: Из личного архива/ Андрей Титов

Белые рубашки с орнаментами на груди, которые носят и женщины, и мужчины, чуваши унаследовали от своих предков булгар.

Но случилась каверза: со временем шов стал настолько мелким, что его главный секрет – бисеринки – стали невидны, они слились в тоненькую линию. Восстанавливая шов, художник и её помощницы перепробовали разные варианты ниток, расстояние между стежками. И добилась эффекта, когда шов не просто крепит кожу, а играет самостоятельную декоративную роль в ичиге, так, как это было раньше.

Художница восстановила и старинные технологии изготовления бесшовных узорных сапог. На самом деле у старинных сапог шов всё-таки был, но только один – впереди. А сзади на ичигах шва не было. Чтобы сапожок лежал по ноге, сзади узор кроили так, что сразу создавался 3D-объём. Ичиги казались бесшовными, потому что шов впереди не был заметен. Было впечатление, что ичиг состоит полностью из узоров.

Хранительница домашнего очага птица Умай. Работа Наили Кумысниковой.

Хранительница домашнего очага птица Умай. Работа Наили Кумысниковой. Фото: Из личного архива/ Андрей Титов

О чём поёт двуглавая птица?

Одежда, созданная на основе костюмов, которые татарстанская мордва носила более 100 лет назад.

На пятках мужских и женских ичигов обязательно размещали узор с двумя рожками. На самом деле это вовсе не рога, а родовое дерево, на котором сидит божество из булгарской легенды птица Умай. Образ двуглавой птицы встречается не только у татар – у очень многих народов, даже у американских индейцев.

На пятках мужских и женских ичигов обязательно размещали узор, изображающий родовое дерево..

На пятках мужских и женских ичигов обязательно размещали узор, изображающий родовое дерево.. Фото: Из личного архива/ Андрей Титов

На ичигах орнамент с птицей Умай, охраняющей родовое дерево, повторяется снизу вверх. Это повторение одного и того же узора даёт уверенность, что всё в жизни семьи будет хорошо. Двуглавая птица считается покровительницей рожениц, хранительницей домашнего очага, дома – самого главного, что есть у человека. Продлению рода посвящена вся символика старинных ичигов. Ведь чем больше семья, тем больше вероятность того, что род не исчезнет, выживет в войнах, будет процветать, получив больше рабочих рук. Ценность жизни, идея продолжения рода заложена и в русских национальных костюмах, и вышивках украинских рушников, и в узбекских тюбетейках – в орнаментах разных народов.

Костюмы, в которых Алёна и Элина выходят на сцену, они получили в подарок в Республиканском центре национальных культур в Минске.

На заметку

– Кусочки кожи, весь узор кроят встык, без припусков на шов, они должны идеально совпадать. Шьют с изнанки. Расстояние между кусками кожи заполняет цветная нить, под которой скрыта крепёжная нить. Крепежная нить обычно вощёная, поэтому она долго не истлевает и сапоги живут 200 и 300 лет. Во влажную погоду шов разбухает, и вода не проникает внутрь ичига.

– Цветные нити (шёлковые, а также серебряные и золотые) накручивают на иголочку, и каждые три витка создают круглый шарик снаружи. Получаются круглые стежки, похожие на бисеринки.

– Эти цветные колечки из нитей можно чередовать, используя до семи цветов. Тогда вся эта линия выглядит как тонкая декоративная тесьма. Иногда её делали в шахматном порядке: две накрутки одного цвета и две накрутки другого, а потом наоборот. Шов позволяет придумывать массу вариаций.

Подобные идеи, популярные в данный момент

татарские сапожки Стимпанк, Вышивка, Орнаменты, Кожа, Аксессуары, Обувь, Мода, Полусапожки

mirpiar.com Обувь своими руками Одежда Для Куколок, Кукольная Обувь, Туфли, Шаблон Для Обуви, Куклы Из Ткани, Цилиндры, Тапки, Ремесло

хорошее Вязаные Крючком Детские Ботинки, Связанная Крючком Обувь, Связанные Крючком Тапочки, Стиль Для Маленькой Девочки, Наряды Для Маленьких Девочек, Мода Для Малышей, Малышки, Кукольная Обувь, Угги

выкройки сапог Сумасшедшая Обувь, Пираты, Шаблоны, Мода

читек Народный Костюм, Костюмы, Мастер-класс, Высокие Сапоги, Ковбойские Сапоги, Обувь, Archery

Татарские сапоги в музее Ковбойские Сапоги, Обувь, Мода

Татарские сапоги в музее Винтажная Обувь, Цивилизация, Ковбойские Сапоги, Сапоги Для Верховой Езды, Остаться В Живых, Костюмы, Зима, Кожа, Одежда

Kazak boot Кукольная Обувь, Детская Обувь, Работа По Коже, Возрождение, Кожаные Сапоги, Ковбойские Сапоги

Стена | ВКонтакте Кожаные сапоги. Узбекистан, первая четверть 20 века. The Philadelphia Museum of Art Парижский Шик, Твид, Уличная Одежда, Народный Костюм, Костюмы, Модные Сапоги, Кожаные Сапоги, Обувь

Стена | ВКонтакте Кожаные сапоги. Узбекистан, первая четверть 20 века. The Philadelphia Museum of Art

Читайте также: