Тамга как сделать

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Задолго до того, как европейские рыцари стали украшать свои знамена, щиты и оружие фамильными гербами, далеко на востоке символы употреблялись повсеместно!

Особенно известны "гербы" сарматов и тюрок, которые назывались "тамга", о них и пойдет речь.

Откуда взялись тамги?

Камень с тамгой сарматского царя Фарзоя

Кочевая жизнь, при всей своей свободе и независимости, на самом деле, имела строгие порядки и границы!
Скотоводство было намного продуктивнее земледелия и лучше обеспечивало племя пропитанием, отчего в мирные годы степняки часто переживали взрывной рост численности.

Сравните: земледелец вынужден полгода ждать урожай, который может не взойти или погибнуть до или после сбора, оставив владельца голодным.
Он требует ежедневного ухода, как например и разведение коров. При этом мяса в рационе почти нет, кроме дичи,ведь корову нельзя зарезать.
Зато овцеводство позволяет быстро получить большое стадо,а при его размерах более 100 голов, раз в неделю резать барана без потерь для хозяйства! Уход за ними минимален.

Но когда в роду много людей, то множатся стада, выпас уменьшается и это приводит к конфликтам, воровству скота и дележке угодий.
Тогда и пришла в голову кому-то идея клеймить скот,а затем и оружие определенными уникальными знаками, которые покажут где и чье имущество.
Со временем тамги стали символами, как гербы, которые еще и показывали статус человека в племени или народе, а границы земель стали обозначать каменными статуями (каменные бабы), где были или тамги, или "портреты" владельца. Мистическими знаками, как руны, эскизами для татуировок и целыми гербами государств кочевников!

Впервые тамги находят, как ни странно, в Боспорском царстве, где были эллинистические порядки и смешанное греко-персидско-скифское население.
К 3 веку н.э. тамги уже широко распространены в местах обитания скифов, сармат и саков: от Венгрии до пустыни Гоби.
При этом, у западных сармат - языгов, аорсов и роксалан, тамги вообще отсутствуют!
Необъяснимый пока парадокс.
Который гипотетически может быть связан с появлением тамги не у сармат, а у персов изначально, как тайнопись зороастрийских магов.

Печати с тамгами в Персии

Готы, вытеснившие сармат из степей Украины,не переняли эти символы себе, хотя в их кладах часто находят сарматские предметы с тамгами разных родов.

Осетины, которых считают единственными сейчас прямыми потомкам сармат, также сохранили родословную геральдику в виде тамги.

У тюрок и венгров, равно как и булгар также имелись свои тамги, так как все эти народы включали в себя потомков сарматов, да и жили рядом,в схожих условиях.

Что интересно, гербы Рюриковичей Киевской Руси, на базе которых создан современный герб Украины, также восходят к сарматским тамгам.

Тамгообразные знаки в Киевской Руси

Гербы польской знати на основе сарматских тамг

Ренессанс тамги случился в Польше, в 16-19 вв, местная знать "шляхтичи" на полном серьезе считала себя потомками сармат, а крестьян - потомками славян. Шляхта активно копировали сарматский стиль одежды, прически и даже тамги стали появляться на польских гербах.
И ничего, что бритоголовый шляхтич, в шароварах, с вислыми усами и саблей скорее напоминал казака, чем сармата, на тот период это было вполне научно обосновано, что шляхтичи и добивались.

В настоящее время, тамги еще известны в казахов, которые также могут претендовать на скифо-сарматское наследия.
Роды казахов младшего и старшего Жузов известны и каждый из них имеет свой родовой символ-тамгу.


В стародавние времена, когда государства быстро зарождались и так же быстро исчезали, когда племена кочевали и воевали за земли, принято было у верховных правителей иметь собственные знаки отличия, символизирующие их род. У некоторых народностей такой знак назывался тамга.

тамга хазарская

Например, до наших дней сохранилась тамга хазарская. Что это символ рода многочисленных семей кагана, доказывают археологические находки, датированные 7–10 веками.

Истоки появления хазарской тамги

Насколько можно судить, история рода человеческого часто была связана с тем, что одни народы перенимали у других не только науки и искусства, но и атрибуты власти. Так было всегда, от эпохи канувших в небытие шумеров до наших дней.

Символы верховной власти были и у шумерских, и у египетских, и у месопотамских, и у живших после них народных правителей. В этом ключе, пожалуй, наивно полагать, что тамга хазарская была на самом деле придумана этой народностью.

Происхождение двузубца

Двузубец как символ власти уходит своими корнями в древнегреческий культ Аида (Плутона). В мифологической генеалогии он был сыном Кроноса и приходился братом Зевсу, Посейдону и Диметре. После того как братья победили Кроноса и титанов, произошел раздел мира, при котором Аиду досталось подземное царство мертвых. Он наводил такой ужас на людей, что его имя не произносили вслух, а все известные изображения бога нарисованы с его атрибутом власти – двузубцем. Два зубца означали двойственность мира, жизнь и смерть.

хазарская тамга герб

Тамга хазарская как символ власти появилась первоначально не у хазар, у прародителя тюркских народов и его родоначальника Тогарма. Самостоятельной народностью хазары стали только в 7 веке н.э. В одном из тюркских каганов почитался культ дракона с двумя волчьими головами. Позже его стали изображать в виде двузубца. В дальнейшем некоторые племена переняли его, и эта тамга хазарского каганата принадлежала многим знатным родам. Чтобы тамга сына отличалась от знака отца, наследники рода добавляли разного рода завитушки и линии.

Часть тюркских племен изображала дракона с тремя волчьими головами, которые спустя многие годы преобразовались в знак с тремя зубьями. Как трезубец хазарская тамга имеет отношение к правителю Дуло одной из ветвей хазарского племени. У всех его наследников в основе верховного знака находилось изображение с тремя зубцами, к которому добавляли различные геометрические элементы или точки. Таким образом, наследники Дуло причисляли себя к этому роду.

Происхождение трезубца

После шумеров этим символом воспользовались представители минойской цивилизации, а также жители Древней Индии.

герб украины хазарская тамга

Тамга хазарская стала преемницей всех этих тюркских народов, но у хазар знак в виде трех зубцов принадлежал только одному знатному роду – Дуло. Кроме этого народа символ с тремя зубьями использовал род Борджигинов, где он был личным символом Чингисхана, после чего перешел к его приемнику – сыну Джучи. Во времена Батыя знак чеканился на монетах.

Так как наследование шло от отца к старшему сыну, то для других членов семьи хазарская тамга – герб принадлежности к роду, всегда видоизменялась. Каждый представитель семьи мужского пола обязан был придумывать свою тамгу, беря за основу знак родоначальника.

История хазарского царства

Как отдельное государство Хазария просуществовала всего несколько столетий – с 7 по 10 век н.э. Вначале она входила в состав тюркского каганата, но после того как он распался, стала отдельным каганом. Среди тех, кто входил в новый племенной союз, были гунны, угорцы, савины и иранцы.

хазарская тамга фото

В 7 веке всех подданных царя этого союза племен стали называть хазарами, независимо от их происхождения. Племена, входившие в каганат на добровольной основе, должны были платить символическую дань за безопасность их границ. Хазарская тамга (фото примера представлено ниже) указывала на принадлежность носителя к правящему роду племени.

тамга хазарского каганата

Самым опасным противником хазар на то время был арабский халифат, постоянные стычки с которым с переменным успехом то увеличивали территорию царства, то уменьшали. После подписания в 737 году мирного соглашения между хазарами и халифатом установилась видимость мира, при этом религией каганата стал ислам.

В начале 8 века произошел постепенный переход от ислама к иудаизму, после чего спустя столетие он был объявлен государственной религией. Смена веры происходила не единожды, так как в 10 веке хазары вновь приняли ислам при заключении военного союза с Хорезмом. К концу 10 века от Хазарского царства остались разрозненные племена, в чем повинен князь Владимир, который совершил поход в 985 году и наложил на каганат дань.

Киевская Русь

По принятым в то время социально-этническим нормам большинство государств, обитавших в тех землях, назывались каганатами. Так было на протяжении многих веков. Этого не избежала и Киевская Русь, но с конца 9 века были объединены разрозненные племена, и Русь стала государством. Сделал это князь Олег, который в 882 году покидает Новгород и убивает Аскольда и Дира, правителей Киева. Объединив племена, он объявил земли русскими, а Киев сделал столицей державы.

Аскольд и Дир были воеводами у Рюрика, которого призвали на княжество вначале в Ладогу, а затем в Новгород. От Рюрика, герцога Ютландии, пошла новая династия князей. Князь Олег как его преемник стал княжить в Киеве после его захвата.

Хотя Киев и был основан в 5 веке, а территории вокруг него и племена, жившие там, звались руссами, единым и сильным государством Киевская Русь стала в 10 веке. Как было принято у всех правителей, Рюрик имел свой родовой знак, в основе которого было его имя.

Знак Рюрика

Первоначально гербом Рюрика было изображение сокола. Его рисовали то вылетающим из гнезда, то стоящим на крыльях.

трезубец хазарская тамга

На монетах, датированных 939 годом, над головой сокола находится крест и три точки, символизирующие Святую Троицу. Это понятно, так как Рюрик принял крещение, еще живя в Ютландии.

Рорик Ютландский, герцог в изгнании, позже стал известен как Рюрик. Он поместил на своем гербе, или, как тогда назывались такие знаки, тамге, изображение самого быстрого сокола – рораха, так как название птицы было созвучно его имени. Таким образом, можно сказать, что ладожцам был дан герб датского герцога, чему есть свидетельства многочисленных археологических раскопок.

Этот знак стал распространенным не только в местах, где правил Рюрик, но и в других городах. Так, у наконечника пояса, отлитого из бронзы, сокол изображен с хвостом из двух перевернутых V, а на правом крыле и поясе отчетливо виден крест. Этот наконечник найден в кургане под Черниговом и датируется концом 9 - началом 10 века.

Графическое изображение крыльев и головы сокола явилось прообразом и основой тамги Владимира Великого. Так как он был бастард, то его герб должен был отличаться от знаков других князей, которые в своей основе имели перевернутую букву П и были двузубцами.

Знак Владимира Красное Солнышко

Существуют предположения о том, что сокол был тотемом великого рода, к которому принадлежал Рюрик, ближайшим родственником которого был датский принц Амлет.

Видоизменение сокола в двузубец, а затем в трезубец происходило постепенно, пока знак Владимира не приобрел черты, которые сегодня имеет герб Украины.

тамга хазарская что это

Хазарская тамга, в основе которой изначально был двуглавый или трехглавый дракон с волчьими головами, никакого отношения к гербам князей киевских не имеет. Тамгой называли все родовые знаки того времени.

Многочисленные археологические находки подтверждают это.

Герб Украины

Современный герб Украины впервые введен как символ страны в 1917 году на государственных кредитных билетах.

Значение трезубца

В древности трезубец означал символ власти над подземным, надземным и земным мирами. В различных религиях ему присваивали разные силы. У древних греков Посейдон с его помощью вызывал бури, а у христиан это символ Троицы.

При этом трезубцу ничто не мешало быть орудием как войны, так и мира. С ним выступали на арене гладиаторы, а рыбаки ловили рыбу. Сегодня трезубец – это просто древний символ.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Муниципальное бюджетное учреждение

Аскизский районный центр дополнительного образования

Тамга рода Асочаковых.

педагог дополнительного образования .

1.1. История происхождения Тамги………….. .…………..………. ……..4

1.2. Истрия рода, тамги Асочаковых.………………………………………5

1.3. Современное поколение рода Асочаковых ……………………………9

Список использованной литературы……………………………………. 13

На уроках, изучая историю, мы уделяем внимание, как правило, крупным историческим событиям, великим деятелям. Но история любой страны – это, прежде всего, история развития общества, обычных людей, простого народа. Ни одно великое свершение, событие не смогло бы произойти без их участия. Семья – это частичка общества, и изучение своей родословной, истории каждого из живущих ныне людей, может раскрыть что-то общезначимое и важное для понимания исторического развития малой Родины и России.

Актуальностью исследовательской работы является, то что тема еще не развернута, информации очень мало. Считаю, что коренное житель республики Хакасия должны знать историю тамги рода.

Цель исследования: изучить историю тамги рода Асочаковых.

1. Изучить историю происхождения тамги.

2. Провести анкетирование.

3. Проанализировать отношения населения к истории рода .

Объект исследования : Тамга рода Асочаковых.

Предмет исследования : История символа рода Асочаковых

Гипотеза: Существовал ли символ рода Асочаковых, на самом деле.

Метод исследования:

1. Сбор информации: интернет, газетные публикации, музейные, библиотечные архивные мат ериал села Аскиза.

2. Проведение анкетирония по теме в Калининской СОШ, села Аскиза.

3. Поиск документальных источников.

4. Сравнительный анализ

5. Анализ научной литературы по данной проблеме.

1.1. История происхождения тамги.

В связи с распространением фамилий среди хакасов утвердились фамильные тамги — знаки собственности на скот и на имущество.

hello_html_6399a52f.jpg

(Хакасские тамги)

Например, у части Конгаро-"вых была тамга, состоящая из двойной линии . п од влиянием русской администрации среди хакасов стали распространяться именные тамги (шчж тацма), означающие начальные буквы имени и фамилии хозяина. Именные тамги ставились на лопатки, а фигурные (фамильные) на стегно лошади. Последние считались основными и вели свое начало от родовых знаков. Однако к началу XX в. именные знаки во многих семьях вытеснили фигурные и окончательно подорвали связь с пережитками родовых отношений.

1.2. Истрия рода, тамги Асочаковых.

По народным преданиям, Асочаковы имеет интересную историю происхождения и относится к распространенному типу древнейших восточных фамилий, ведущих свое начало от тюркских носителей, а именно выходцев из Золотой Орды. Соответственно, своими корнями фамилия Асочаков уходит в XV-XVII вв.

Асочаковы происходили от предка Аяча-ха, отец которого Азылбай с братьями Тохтабием, Тотанма-ем и дедом Турабием приплыли с верховьев р. Абакана на берестяной лодке. В письменных документах за 1727 г. действительно встречается имя бельтырского есаула Аючака Азылбаева. От одного из его сыновей Иптыша Аючакова произошла фамилия Иптышевых. От Тохтабия ведут свое начало Тохтобины. Его сыном был Тохтарак Фамилия Тох-тараковых по ошибке писаря превратилась в Тогочаковых. Поколение Тотанмая записалось Тотанмаевыми От его сына Чылчыгаша возникла фамилия Чильчигашевых. В результате, от одного предка Турабия

hello_html_m59265bf.jpg

произошло 6 фамилий.

(Асочакова А.З. Земля предков 1990)

hello_html_1db92841.jpg

(артефакт 19 века кафтана А. Кызласова)

hello_html_m70e06f12.jpg

С принятием христианства меняет форма тамги.

Художник живописец. Аграфена Захаровна Асочакова изобразила на картину, связанная с родовым курганом рода Асочаковых.

hello_html_m3085452.jpg

1.3. Современное поколение рода Асочаковых.

В настоящее время мы видим, что частично Хакаский народ утратил свой язык, культуру, традицию и обычаи. Исследование данной темы показала, не все еще утеряно и забыто. Например: Асочаков Висарион Серафимович соблюдает культуру своего народа и культуру православия. Этот человек придерживается традиционному коренному быту: построил хакасскую юрту, так же восстановил тамгу рода Асочаковых. В свое время тамга рода менялось, это было связано с принятием православия. Род Асочаковых еще 18 веке, первые приняли православную веру. В 20 веке на религии начались гонения со стороны власти, много было разрушено церквей, храмов. Уже в наше время братья Асочаковы Висарион и Андрей Серафимовичи восстановили храм в аале Апчинаева. За что со стороны церкви были удостоены поощрения. Владыка вручил А. С. Асочакову епархиальную награду - медаль священномученика Евфимия Горячева I степени. В. С. Асочаков был награжден архипастырской благословенной грамотой.

hello_html_3dc3f3eb.jpg

(родовой столб рода Асочаковых на 101 км. Трасы: Абакан - Ак - Дуварак )

Проведения рода Асочаковых, проходит у реки Абакан на сто первом километра трасы Абакан – Ак – Дуварак, а точнее между Аскизом и Бельтырами.

hello_html_33fcbdb0.jpg

Место встречи рода Асочаковых у притока реки Абакана.

hello_html_200f34b8.jpg

Василий Черенёв

Тамга — в переводе с тюркского означает “родовая печать”.

Это символ, передававшийся по наследству из поколения в поколение вместе с мудростью и знанием предков.
Показать полностью.

Уже долгие годы наша семья познает тайны и секреты природы, традиции сибирских народов. Последние 12 лет мы передаем эти знания через нашу продукцию - натуральные настои животного происхождения. Через амулеты и обереги, каждый из которых несет в себе силу великой тайги. Бережем сосуд жизни, наше тело, пушно-меховыми изделиями.

Мы – семья Клавдеевых.
Сергей – биолог-охотовед. Окончил аспирантуру ИрГСХА и большую часть своей жизни посвятил тайге. Эксперт в лекарственно-техническом сырье животного происхождения и другой продукцией охоты. Участник и призер десятков выставок охотничьих трофеев и фотографий.

Технологии ушли вперед, но мир остался прежним. Мы все так же связаны с природой, которая превосходит нас по силе, мудрости, сбалансированности и выживанию. Поэтому ценность таежных даров возрастает с каждым годом. Зверь, как капля воды огромного океана – каждая его часть несет в себе все свойства и качества. Благородные олени славятся своим долголетием и являются силовом мудрости. Медведь – хозяин леса, символ силы и мужественности. Подробнее про этих и других животных читайте в разделах нашего сайта.

Наша семья постигает тайное и помогает этим знанием людям!

Сертификаты

Написать магазину

Оставить отзыв




ТАМГА | Настойки, обереги, украшения

ТАМГА | Настойки, обереги, украшения запись закреплена

🚀

Тотем россомахи

🗿

Тотем наделит своего обладателя космическим стремлением преодолевать трудности. Росомаха учит быть независимым и сильным, выносливым и бесстрашным. Прислушиваться к своей интуиции и быть уверенным в своей внутренней силе.

Нередко окружающие отмечают, что зверь умеет находить выход даже из, казалось бы, совершенно безнадежных ситуаций. Ведь нет никакого смысла жаловаться и ждать, когда кто-то придет к тебе на помощь: нужно строить свою жизнь самостоятельно.

ТАМГА | Настойки, обереги, украшения

ТАМГА | Настойки, обереги, украшения запись закреплена

💫

Практический метод — как получить характер тотемного зверя

Чтобы перенять качества зверя необходимо слияние двух натур. Вам нужно почувствовать зверя и его характер. Быстрее всего это возможно с помощью одного упражнения:
Показать полностью.

Для этого необходимо понаблюдать за животным в природе, в зоопарке или на видео. Старайтесь увидеть яркие, особые черты этого животного, вглядывайтесь в эмоции и движения, а затем попробуйте изобразить их.

🐈

Например, если вашим тотемом является рысь, вы можете попробовать имитировать ее кошачьи движения — мягкие, грациозные, но уверенные и четкие, взгляд спокойный, но сконцентрированный, посмотрите сами в карусели. Через это подражание вы постепенно будете лучше чувствовать и понимать свой тотем, приобретая его качества.

🧘🏼‍♀

Однако можно зайти и с другой стороны. Начав с медитации… об этом расскажем в следующей публикации.

👇

А вы часто медитируете? Вы в этом больше эксперт или новичок? Отвечайте в комментарии, если хотите продолжение темы

ТАМГА | Настойки, обереги, украшения

ТАМГА | Настойки, обереги, украшения запись закреплена

🐯

Год ТИГРА

Тигр – третий знак в календаре китайского гороскопа. Человек, рождение которого попало на год Тигра, обладает невероятной стойкостью и трудолюбием. Ему под силу любые профессии: от карьеры военного, до бизнесмена, но обязательно руководящая должность.

🧧

В древней китайской мифологии Тигр означает воинскую доблесть, защиту. По традиции Тигр должен быть металлическим или деревянным желтого, белого, золотого или коричневого цвета.
Показать полностью.

🐅

Тигр по натуре — властное сильное животное, поэтому люди, которые родились в этот год, являются сильными личностями. Судьба благосклонна к ним, с ранних лет занимают лидерские позиции. В голове Тигров всегда масса идей, иногда рискованных и необдуманных.

ТАМГА | Настойки, обереги, украшения

ТАМГА | Настойки, обереги, украшения запись закреплена

🐻

Тотем медведя

Какой зверь сравнится с ним по силе и мощи? Даже в сказках бурый царь тайги всегда наводит порядок среди лесных жителей. В царстве тотемных зверей Сибири Медведь — это лидер, авторитет, властитель. С ним никто не посмеет спорить, он уверен в себе и своих решениях, делает мудрые выводы и готов ответить за свое слово.
Показать полностью.

🪨 Тотем Медведя чаще подходит мужчинам. Он наделяет своего хозяина твердостью и выдержкой. Бурый не любит большого внимания, поэтому научит с пользой проводить время наедине с собой. Несмотря на свою неповоротливость, он быстрее, чем кажется. Медведь способен лазать по деревьям, бежать со скоростью до 60 км/час и без труда переплыть реку. Не стоит недооценивать этого зверя.

⚡

Талисманы с тотемом Медведя наделят вас характером сибирского хозяина, научат сохранять самообладание и утвердится в своих взглядах. Тотемный зверь поможет раскрыть в себе тайные стороны личности и усилить преобладающие черты характера.

😉

Пишите в комментариях какие медвежьи талисманы вам нравятся? А мы возьмем на заметку

ТАМГА | Настойки, обереги, украшения

ТАМГА | Настойки, обереги, украшения запись закреплена

💥

Двойная сила

⚡

Сочетание силы зверя и скандинавской руны придает талисману двойную мощь. Энергия рун переплетается с характером животного и получается настоящий энергетический коктейль

🐻

Клык медведя в серебряном навершении с руной РАЙДО удваивает и без того мощную силу талисмана. Если ты хочешь шагнуть в Новый год как в новую жизнь - этот талисман точно для тебя.
Показать полностью.

🔳

РАЙДО - руна движения и развития в самом широком смысле этих слов. Уникальное сочетание когтя медведя и руны несёт в себе крепкую сибирскую энергию. Талисман одарит обладателя нескончаемой мужской силой, твердостью, решительностью и уверенностью в себе.

ТАМГА | Настойки, обереги, украшения

ТАМГА | Настойки, обереги, украшения запись закреплена

📿

Талисман на каждый день - какой он?

🗿

Издревле люди любого возраста и пола обязательно изо дня в день носили талисманы, чаще всего на шее, впитывая силу сердцем. Младенцам с первых дней жизни дарили оберег, который они носили до конца своих дней. Если окунуться в приметы древних племён, амулеты были обязательным атрибутом для детей и взрослых. Древние люди верили, что племя ждет несчастье, если по какой-то причине кто-либо из племени снимал или терял заветное украшение.

🌉

Времена изменились, но сила талисмана продолжает действовать на человека. Дух зверя откроет в вас новые стороны личности, укрепит характер, разбудит спящие таланты и наполнит энергией.

👇🏼

А у вас есть талисман или вещь, с которой вы не расстаётесь?


Светлана Дьяконова

ТАМГА | Настойки, обереги, украшения

ТАМГА | Настойки, обереги, украшения запись закреплена

🌗

Между двух миров

❤

Сегодня хотим вам рассказать, кем является тотем для своего обладателя и куда можно попасть вместе с ним, если интересно ставьте и читайте дальше.

Давайте представим: в нашей реальности существует два мира.
Показать полностью.

🌕

Один материальный. Его мы можем увидеть, потрогать, в нем мы существуем и можем совершать разные действия. Здесь находится наше тело и душа.

🌑

Второй мир духовный или тонкий. Этот мир мы можем почувствовать нутром, когда сосредоточимся на ощущениях и чувствах. В нем мы можем находиться мысленно или бессознательно, присутствовать в нем своим духом.

☄

Между двумя этими мирами можно перемещаться, черпать энергию из тонкого мира и реализовывать ее в материальном. Самостоятельно входить в тонкий мир получаеться далеко не у всех, это требует долгих практик, многолетней работы и наставничества серьезных манахов. Но есть путь легче - тотемный зверь.

🐺

Тотемный зверь существует в нашем мире в виде какой-то части его тела, когтя или клыка, а дух зверя продолжает существовать в тонком мире, куда может проводить и нас. Талисман из дикого зверя служит нашим мостом между двумя мирами, который позволяет нам черпать энергию для достижения своих целей, работы над собой и новых свершений!

👇

А вы верите, что существует духовный мир?

ТАМГА | Настойки, обереги, украшения

ТАМГА | Настойки, обереги, украшения запись закреплена

Каким знакам зодиака подходит тотем нерпы? 🦭

🌊

Нерпе присуща стихия воды, она комфортно чувствует себя в потоке жизни, эмоций и чувств. Обладает творческими способностями и развитым мышлением. Водная стихия олицетворяет процесс созидания и воображение, плавность течения и мощный потенциал.

Каким знакам зодиака подойдет тотем нерпы ?
Показать полностью.

Ракам (21 июня - 22 июля)
Самый эмоциональный знак среди всего зодиака. Раки отлично понимают чувства и эмоции других, хотя сами не любители делиться личным состоянием. Особая чувствительность может рождать негативную энергию, а Нерпа поможет ракам преобразовывать ее в творчество, научит отпускать обиды и входить в поток жизни, стать более уверенными и решительными.

Скорпион (23 октября - 21 ноября)
Этому знаку присуще природная привлекательность, очарование и страстность. Они упорны и выносливы, часто пессимистичны и холодны в расчетах. Нерпа вдохнет красок в жизнь по расписанию и научит не просчитывать шаги наперед, а уметь действовать по ситуации. Поможет расслабиться и получать от жизни настоящее удовольствие.

Рыбы (19 февраля - 20 марта)
Если описать 3-мя словами Рыб, то это будет звучать так: творчество, чувствительность, артистичность. Отзывчивость этого знака часто приводит их к общению с манипуляторами. Рыбы очень тонкие, почти хрустальные натуры и им сложно настаивать на собственном мнении, но они легко адаптируются в новой среде. Нерпа поможет не воспринимать чужие комментарии на свой счет и отдаваться творческому без остатка, тем самым добиваться большого прогресса.

– Зачем тебе Канская Тамга, князь? – спросил он, первым шагая по чернеющей во мху тропинке.

– Настало время войны.

– Ты хочешь изгнать русов? Чем они тебе мешают?

– Ты и сам знаешь ответ, старик.

Шаман концом посоха сдвинул с пути белую ветку с семью скрюченными пальцами.

– Рус русу рознь, – сказал он. – Новгородцы – да, это волки, рвущие живое мясо. Но московиты идут к нам с миром. Они строят здесь свои селения, растят своих детей и, как мы, терпят притеснения от своего кана. Но ведь русский кан не жаден. Казани мы платим харадж в три танги с лука, а ясак русов вчетверо меньше – всего два соболя. Даже самый захудалый охотник сможет за год добыть двух соболей, чтобы откупиться от кана русов.

– Почему на своей земле мы должны откупаться от чужеземцев?

– Лучше откупиться соболями, чем кровью.

Тонкие и высокие ели с редкими сучьями и голыми вершинами торчали по склону густо, как копья хонта, воткнутые в погребальный курган его хонтуя. В неровной россыпи звезд над Мертвой Пармой зияли дыры, словно некоторые звезды сорвались и упали вниз, будто спелые кедровые шишки. Если Поясовые горы – и вправду великан Кам, уснувший после своего подвига, то Мертвая Парма – это его колчан. Весенние ливни и осенние бури ломали умершие деревья, но те не падали, а зацеплялись за собратьев и так и висели в высоте.

Это остановившееся движение еще больше омертвляло и без того страшный лес. Кое‑где среди стволов из валежника и мха торчали стоймя вкопанные лестницы, чтобы боги могли спуститься по ним на землю к людям. Но паму казалось, что эти лестницы выдвинули из недр подземные человечки сиртя: видно, жить в оцепеневшей горе им стало так жутко, что они бежали из глубин на небо.

Пам свернул на боковую тропинку в обход вершины горы, где росла священная ель – единственное живое дерево на Мертвой Парме.

– Русы‑новгородцы – давние наши враги, – сказал Асыка. – А давние враги – это почти друзья. Как и всем прочим, им нужны были наши богатства. За эти богатства они честно платили кровью и уходили. Но московитам, кроме наших сокровищ, нужна еще и вся наша земля. Они шлют сюда своих пахарей с женами и детьми, чтобы те своими трудом и кровью пустили в нашу землю свои корни. Если они сумеют это сделать, выкорчевать их отсюда станет невозможно, потому что земля наша каменная, и их корни обовьются вокруг камней.

– Что ж, – возразил пам, – если они так хотят, то пусть платят кровью, пускают корни и живут. Наши предки поступали так же.

Шаман глубоко задумался. Еловые остроги постепенно сменялись остовами берез, кедров, сосен, лиственниц – тропа выводила к древней части святилища на том склоне, под которым затонуло в болоте брошенное городище. Появились прогалины, на которых лежали полуистлевшие идолы легендарного народа Велмот‑Вор, ушедшего с земли больше тысячи лет назад. Этот народ поклонялся богам хаканов и хонтуев – страшным звероподобным чудищам с почерневшими от жертвенной крови клювами, рылами, когтями, пастями.

– Почему ты считаешь, что бог московитов погубит наши народы? – с трудом перешагивая идола, спросил пам.

– Ты лучше разбираешься в делах богов. Скажи мне сам: какие они, боги?

– Не очень ясно, хотя я понимаю тебя, старик, – кивнул хакан. – Но если ты сравниваешь мир с цепью, скованной в кольцо, то я скажу вот что. Заменив своего бога чужим, мы разрываем эту цепь, и мир рушится.

Они подошли к высокому идолу Торума. Прародитель был изображен сидящим, а на его коленях покоилась чаша с монетами, перемешанными с землей. Хакан отцепил с налобного кольца дирхем и тоже бросил его в чашу. По обеим сторонам Торума сурово возвышались покосившиеся от времени балбаны сульдэ с сучьями‑крыльями и лосиными рогами. У их ног, до дыр проклеванные грачами, белели черепа медведей. Пам, кряхтя, наклонился и поправил священную выкладку. Пусть дух Великого медведя Оша не оскорбляется небрежением к головам его детей.

– Почему мир должен разрушиться, если здесь поселится русский бог? – спросил пам, печально глядя на растрескавшийся лик Торума. – Хакан, ты не суеверный охотник, который видит лишь верс, вуншерих и вакулей. Ты знаешь: пусть сменится облик, имя, обряд – дух останется прежним. Ничего с миром не случится. Уж не вообразил ли ты себя Мяндашем, спасающим Солнце от Йомы?

Они снова зашагали по тропинке, которая должна была привести к кладбищу канов. За спиной Торума тихо позванивала на ветру целая роща мертвых берез, увешанных бронзовыми и медными фигурками, обвязанных ленточками беременных женщин. Этот звон звучал в темноте окостеневшего леса очень грустно.

– Бог русов – не наш бог, – сказал Асыка. – Наши боги рождены нашей судьбой, нашей землей. А их бог рожден даже не их землей, а самой‑самой дальней, на краю мира, где садится солнце и почва от его жара бесплодна, суха и горяча, как жаровня. Что делать этому богу у нас, среди снегов, пармы, холодных ветров?

– Мало ли кто где рожден, – усмехнулся шаман. – Мы с тобой вышли из чрева матери, а Ен из яйца – ну и что?

– Наши боги – это боги судьбы и вселенной. А бог русов – это бог человека и одного только человека. Для него ничего нет – ни земли, ни народа, ни предков. Я слушал русских шаманов. Их бог – изгой, бродяга, он бросил свою мать.

Князь зарычал сквозь зубы, но шаман даже не оглянулся. Молча они шагали по тропе дальше. Торчали из земли колья с надетыми черепами. Вырезанные прямо в деревьях балбаны пялились в звездное небо. Валялись во мху выброшенные по забвению хозяев, трухлявые иттармы, поваленные ветром древние истуканы. Деревья топорщились черенками жертвенных стрел и рукоятями ножей, с которых свисали веревочки, некогда державшие кошельки с подношениями.

– Среди наших гор люди и боги одинаково идут дорогами судьбы! – громко и яростно сказал Асыка. – Нас ведет воля нашей земли, и нас судят предки! Ни люди, ни боги не могут свернуть со своего пути, помедлить на нем или пойти по нему вспять! Поэтому мы живем в вечности, и земля наша нерушима!

– Это верно, но это слова хумляльта, – негромко произнес пам.

– А русы сами выбирают дорогу и идут по ней, куда хотят и как хотят! – не слыша пама, продолжал хакан. – Они говорят, что волос с их головы не падает без воли их бога! Но ведь ты, пам, знаешь, что голоса богов не звучат в ушах каждого, иначе и нам, и русам не нужны были бы шаманы вроде тебя. Значит, русы сами объединяют себя и своего бога и всегда несут его в себе таким, каковы они сами! Это не вера, пам, а безверие! Это не воля земли, а желание человека! Русы не принесут нам другого бога, как думаешь ты, – они просто уничтожат всех богов, и будет пустота! Они бренны, и все, что они сотворят, рано или поздно погибнет, и земля их погибнет тоже! Я не хочу, чтобы наша земля стала их землей и погибла вместе с ними! Почему же ты спокоен? Русов надо гнать, пока еще не поздно, надо убить их жен и детей, стереть их города, изжить даже память о них! Ты говоришь: пусть приходят, если не помешают. Но каждый их кол, вбитый в нашу землю, – это кол Омоля! Вспомни: когда Ен и Омоль делили землю, Омоль выпросил себе кусочек шириной в один шаг, чтобы хватило только вбить кол. Но из дыры от него вылезли все духи зла, которые и сейчас льют реки крови!

Шаман резко остановился и, выбросив руку, указал под гору. Там, внизу, топорщился густой и плотный колок мертвых елей, обнесенный высоким тыном.

– Видишь это, хакан? – спросил пам. – Два века назад на нашей земле насмерть бились люди вису и люди угру, пока великий кан Реда не изгнал угру прочь. Он уже и сам не знал, из‑за чего началась эта война, что не поделили на этой огромной земле два маленьких народа. Когда он победил, он плакал от горя! Босой, он прошел от Мертвой Пармы до Хэбидя‑Пэдары. Он целый год молчал и молился у Зарини, у Сорни‑Най, чье дитя ты привез к нам вчера. А потом он взял войну, положил ее в горшок и горшок оставил в этой роще. И рощу обнесли частоколом, чтобы война оттуда не убежала, и поставили охранителей, и никто с тех пор не входил в эту рощу, а если с дерева за частокол падала хоть ветка, хоть шишка, хоть еловая иголка, то шаманы подбирали их и бросали за колья обратно. Ты же, хакан, просишь Канскую Тамгу, чтобы выпустить войну на волю. Не русы со своим богом, каким бы он ни был, а ты – слепой хумляльт, пробьешь колом Омоля первую дыру, из которой хлынет нескончаемый поток крови!

Старый шаман, задохнувшись, схватился за сердце и словно обвис на своем посохе. Хакан стоял рядом, стискивал в кулаке свою тамгу и упрямо глядел в сторону, на Звездную Воргу.

– Ты слишком стар, пам, – презрительно сказал он. – Твое сердце одряхлело. Ты не мужчина. Ты боишься крови.

– Бессмысленной крови должен бояться даже мужчина, – пробормотал шаман.

Он медленно распрямился и поковылял вниз по тропе.

Шаман и князь шли мимо проклятой рощи, мимо жертвенных ям и болванов с золотыми блюдами вместо лиц, мимо огромных клубков из искривленных и переплетенных воедино еловых стволов на могилах шаманов – древние умели гнуть не только кости, но и целые деревья, свивая их в змеиные узлы. Наконец за изгибом склона блеснула под луной речка, и пам вывел хакана к кладбищу канов. Чамьи – погребальные домики на высоких столбах – обозначали захоронения самых великих вождей Каменных гор. Кое‑какие могилы были пусты – не все каны обрели покой на родной земле. Но чамьи хранили их иттармы как залог того, что души канов вернулись в отеческие горы.

– Вот чамья последнего кана Судога, который двести с лишним лет назад разметал монгольские тумены в устье Чусвы, в битве при Чулмандоре, – сказал пам. – Канская Тамга на его иттарме. Ты можешь взять ее, Асыка. Но помни, что я тебе ее не давал.

Хакан молча поднял валявшуюся неподалеку лестницу и приставил ее ко входу в чамью. Поднявшись на несколько ступеней, он откинул кожаный полог и по пояс всунулся в амбарчик. Через несколько мгновений он уже выбрался обратно, бережно держа в руках большую, облаченную в соболью ягу деревянную куклу‑иттарму. С шеи иттармы на цепочке свисала позеленевшая от времени, обломанная по краям священная Канская Тамга.

– Может быть, нашим народам судьбою как раз и уготовано покинуть своих богов. – почти умоляюще спросил шаман, все еще надеясь остановить хумляльта. – Можно отречься от всего, но ведь это не изменит ход вещей в мире, ибо вещи эти превыше любого человека и целого народа.

– Замолчи, – велел хакан.

Луна над Мертвой Пармой ярко освещала жесткое лицо князя, с иттармой в руках стоявшего над шаманом на лестнице. Князь долго глядел в лицо чурку‑Судогу, словно хотел что‑то понять.

А потом спокойным и уверенным движением хакан Асыка положил иттарму на порог амбарчика, снял с нее Тамгу и снял тамгу со своей шеи. Держа обе тамги на ладонях, будто взвешивая, какая из них тяжелее, он поднял лицо к небу. Звездная Ворга Каменным Поясом пересекала небосвод. И хакан Асыка, словно в воду родника, окунул голову в кольцо цепочки древней Канской Тамги.

Читайте также: