Тактильные ладошки своими руками в детском саду

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

В настоящее время существует научно-подтвержденный факт:

от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь.

Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память. Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с произведением искусства, музыки. Но без педагогического руководства усвоение происходит стихийно, поэтому необходимо последовательно, планомерно знакомить детей с тактильным восприятием. Для этого нужно использовать дидактические игры, где воспитательно-образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу. Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.!

В настоящее время ни для кого уже не секрет, что развитие тактильных ощущений ребенка напрямую связано с развитием речи и интеллекта. Ребенок получает некоторые тактильные ощущения в процессе познания мира.

Инструкция к дидактическому пособию :

Данное пособие предназначено для детей младшего дошкольного возраста ( 2-3 года).

Основная цель данного дидактического пособия – развитие тактильных ощущений с учётом их особенностей и в целом интеллектуального развития детей.

Задачи:

  1. Обогащать сенсорный опыт детей 2-3 лет.
  2. Развивать познавательный интерес(гладкий, шершавый, мягкий и т. д) .
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей.
  4. Развивать зрительное внимание и зрительную координацию, воображение, мышление.
  5. Побуждать к активной речи.
  6. Учить радоваться полученному результату.

Материалы: фетр, камушки, липы, пуговицы.

Принцип пособия:

Игру необходимо сопровождать стихотворениями и историями, например:

1 вариант:

«Пальчики по дорожке идут

( учить сгибать пальчики и "шагать", а затем смело "бегать" по тропинкам и полянкам)

2 вариант:

В конце дорожки поставить игрушку( лягушку, зайчика, лисичку и т.д.) и предложить малышу дойти до игрушки по дорожке.

( учить сгибать пальчики и "шагать", а затем смело "бегать" по тропинкам и полянкам)

Автор: Чукмарёва Мария Николаевна, воспитатель, МБДОУ Пычасский детский сад № 2, с. Пычас, Удмуртия
Место работы, должность: МБДОУ Пычасский детский сад № 2, воспитатель
Назначение:Данное пособие поможет в работе педагогов дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста со слабым зрением , а также для общего развития детей.
Тактильная книга — это разноцветная книга с рисунками, которые выполнены из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. Для этого при изготовлении тактильной книги используются различные виды рукоделия: вышивка (название книги, оформление одежды), вязание крючком и спицами (растения), мягкая игрушка (главные герои, животные), бисер (дождь, лужи — ощущение мокрого и холодного), соленое тесто (лица).
Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть.
Цель: развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста
Задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире;
- развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь;
- обогатить словарь детей новыми словами (перловка, гречка, фасоль и т.п.);
- формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму (отстегивать пуговицы, обследование поверхностей с различной текстурой);
-воспитывать познавательный интерес, усидчивость.
Описание:
Это методическое пособие в большей части может использоваться для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Книжка-малышка изготавливалась с учетом возрастных особенностей детей.
Пособие представляет собой мягкую и приятную на ощупь книжку, состоящую из 6 страниц и изготовленную из пористой резины размером 15*20 см. Обложка книжки скреплена 2 бантиками из атласной ленты белого цвета. На обложке изображена ладошка, объёмный цветок и название книги.






4 страница. Горшочек с рисовой кашей Тактильное обследование поверхности стола (гофрированный картон), горшочка с крупой. Заучивание стихотворения.




5 страница. Горшочек с пшённой кашей.Обследование поверхности стола (поролон), горшочка с крупой. Заучивание стихотворения.





Рисование ладошками

Рисование ладошками для детей — не просто увлекательное времяпровождение, но и полезное для мелкой моторики и для психоэмоционального состояния упражнение. Дошкольникам удобнее заниматься изобразительным творчеством не кистями и карандашами, а собственными руками и пальчиками. При нетрадиционном способе рисования ключевым моментом становится не столько результат работы, сколько личностное развитие, формирование творческих навыков.

Этот нетрадиционный способ изобразительного творчества формирует у дошкольника представление о свободе художественного самовыражения, о характеристиках материалов, используемых для рисования. Тактильный контакт с краской и бумагой вызывает у ребенка восторг и любопытство. Дошкольник начинает осознавать, что с помощью отпечатков собственных ладоней можно создавать оригинальные изображения. Через нетрадиционное рисование ребенок осваивает и другие техники изобразительного творчества, которые в данном случае использует как вспомогательные.

Цель техники рисования ладошками — совершенствование творческого мышления и изобразительных навыков в дошкольном возрасте.


  • знакомство с одной из нетрадиционных техник рисования;
  • формирование представления о возможностях собственных рук и пальцев;
  • развитие мелкой моторики, положительно влияющей на речевые навыки и память;
  • привитие интереса к изобразительному творчеству;
  • расширение кругозора, развитие фантазии;
  • улучшение эмоционального состояния, обретение навыка выражения чувств через образы.

Необходимые материалы

Все, что нужно для нетрадиционной техники рисования, можно приобрести в любом канцелярском отделе магазина. Покупать дорогие профессиональные принадлежности не нужно. А вот на компонентный состав стоит обратить внимание: он должен быть абсолютно безвредным, поскольку у маленького ребенка может возникнуть желание слизать краску с пальчиков.

Вот какие материалы нужны:

  • альбомная бумага;
  • краски, желательно пальчиковые;
  • ватные диски и палочки;
  • салфетки;
  • клеенка.

Материалы

Вместо белой альбомной бумаги при желании можно использовать картон, набор цветных листов. Главное — достаточная плотность бумаги, иначе лист деформируется от влаги.

Краску можно взять не только пальчиковую, подойдет гуашь, акварель. При желании можно добавить в состав блестки, чтобы рисунок получился ярче, интереснее. Такой вариант понравится девочкам.

Пальчиковая краска готова к применению. А акварель и гуашь придется разбавить водой до пастообразной консистенции, чтобы удобно было наносить на ладоши.


Ватные диски и палочки — вспомогательные материалы. Ими можно дополнять рисунок, сделанный руками. А салфетки нужны для снятия остатков краски с кожи.

Рабочий стол должен быть свободным. Желательно накрыть столешницу клеенкой, потому что ребенок непременно ее испачкает. Маленького художника следует переодеть в одежду, которую не жалко выбросить, если она не отстирается.

Техника рисования ладошками

Нетрадиционная изобразительная техника разработана в соответствии с педиатрическими, логопедическими и психологическими нормами для детей разных дошкольных групп. К занятию ребенок может приступать уже с годовалого возраста, но на первых порах ему должны помогать родители.

Длительность первых занятий должна быть не больше 5 минут, так как ребенок с непривычки будет уставать, потеряет концентрацию внимания. После адаптации время следует постепенно продлевать до 20 минут.

Нельзя принуждать дошкольника к занятию, ставить слишком сложные задачи. Ребенок будет охотно рисовать, только если у него есть настроение и вдохновение.

Желательно практиковать игровую форму. Например, загадать загадку, а ребенок должен изобразить отгадку. Или прочитать сказку, затем попросить дошкольника нарисовать понравившегося персонажа.


Нельзя ожидать, что ребенок сходу начнет рисовать так, что хоть вешай на стену в рамке. Поначалу это будут каракули, пятна, хаотичные линии. Но при регулярных занятиях и обретении опыта будут получаться все более симпатичные и оригинальные рисунки.

Техника рисования не вызывает трудностей:

  1. С помощью кисточки ребенок наносит на раскрытую ладонь краску. Это может быть один определенный цвет или несколько.
  2. Раскрашенную ладонь сразу, пока краска не подсохла, прижимает к бумажному листу.
  3. Затем отнимает руку от листа. Убирает остатки краски с кожи салфеткой.
  4. После завершения занятия тщательно моет руки под краном.

Раскрашивать можно не всю руку, а лишь отдельные части. Для получения нестандартных изображений на бумаге, пальцы можно сгибать, совмещать или раздвигать.


Рисование ладошками в младшей группе

Для дошкольников 2–3 лет задания должны быть примитивными. Можно организовать коллективную игру, при которой каждый ребенок оставляет на заготовке рисунка отпечаток.

Бабочка

Педагог должен нарисовать тельце насекомого с усиками. Задача ребенка — изобразить крылышки, приложив выкрашенные яркими красками и растопыренные ладоши к листу с противоположных сторон от тельца и перпендикулярно ему.


Солнышко

Это коллективный вариант работы. Педагог рисует солнечный шар с улыбкой и глазами. Задача детей — сделать руками лучи солнца. Каждый ребенок намазывает на ладошку краску теплого оттенка: красного, оранжевого, желтого. Затем делает отпечаток с внешней стороны контура изображенного солнышка.


Рыбка

Отпечаток должен быть горизонтально направленным. Большой пальчик будет спинным плавником аквариумной рыбки, четыре остальных пальца — пышным хвостом, а середина кисти — телом. Когда рисунок подсохнет, останется подрисовать глазки и ротик на прилегающем к запястью участке отпечатка.


Чтобы сделать золотую рыбку, следует взять оранжевую и желтую краску. Можно сделать мультипликационного Немо. Для этого ладонь нужно окрасить красным цветом, а по суставам пальцев провести черные и белые полосы. Также можно подрисовать вокруг рыбки пальчиком водоросли.

Рисование ладошкой в средней группе

В средней группе, помимо ладошек, дети должны обязательно использовать ватные палочки и прочие вспомогательные приспособления. Также рекомендуется совмещать рисование ладонью с созданием аппликаций.

Птички

Отпечаток детской ладошки можно превратить в забавную птичку, например, снегиря, голубя, курочку, лебедя, фламинго, павлина, филина. Большой палец будет шеей птички, а четыре остальных пальчика — хвостом. Середина кисти — тело птички.

Какого вида будет птичка, определяется выбранной краской и расположением пальцев относительно друг друга. Например, для изображения павлина нужно четыре пальчика сильно растопырить, сделать разноцветными, чтобы получился яркий и пышный хвост с цветовыми переходами. При рисовании фламинго и лебедя необходимо пальчиком подрисовать длинную шею и круглую голову на ее конце. Снегиря следует делать красной краской, фламинго — розовой, лебедя — белой. Чтобы понять, насколько сильно растопыривать пальцы, нужно вспомнить, как выглядит оперение у настоящих птиц, гладкое оно или пышное.

Когда отпечаток высохнет, останется подрисовать фломастерами иди красками глазки, клювы и лапки.


Гусеница

Ребенок обмазывает ладонь зеленой краской. Первый отпечаток он ставит на горизонтально направленном листе, затем еще три на перевернутом вверх тормашками. Далее нужно перевернуть бумагу обратно, после высыхания изображения подрисовать на первом отпечатке глаза и ротик, на следующих — ботиночки на лапках.


Педагог помогает воспитаннику нанести на обе ладони красную краску. Затем ребенок соединяет запястья, а растопыренные пальцы разворачивает в разные стороны, насколько это возможно анатомически. В таком положении прижимает руки к бумажному листу. Остается изобразить черные глазки внутри отпечатков больших пальцев и зеленые водоросли вокруг краба.


Перед началом рисования необходимо вырезать из цветной бумаги изображение курочки в профиль, приклеить все ее части на картонную основу. Затем на отдельном листе сделать отпечаток растопыренной ладошки, по цвету соответствующий окрасу птицы. Это будет крыло. Когда рисунок подсохнет, ребенок должен вырезать его, приклеить к аппликации.

Аналогичным образом можно сделать аппликацию любой другой птицы.


Рисование ладошками в старшей группе

Дети 5–6 лет уже вовсю используют ватные диски, зубные щетки, цветную бумагу и прочие вспомогательные материалы для изготовления красивых рисунков. Щеткой можно изображать снег и разноцветные брызги, ватными палочками — листву деревьев, камушки, ракушки.

Техника изображения тигра подходит для рисования любых четвероногих: и домашних питомцев, и диких животных.

Ребенок намазывает на ладонь чередующимися полосами параллельно пальцам оранжевую и черную краску. Можно нанести только оранжевую, а после высыхания отпечатка на листе пальчиком сделать черные полоски. Отпечаток большого пальца можно увеличить, это будет голова тигра. На ней необходимо изобразить уши, глаза, нос. Остальные четыре пальца — лапы животного. Длинный тигриный хвост нужно подрисовать пальчиком.


Деревья

Перед началом работы с ладошками дошкольник сам или с помощью педагога рисует кисточкой ствол и ветви дерева. Затем распределяет по ладошке небольшими пятнами зеленую, салатовую, желтую краску. Можно также оранжевую и красную, если дерево будет осенним. Направив ладонь растопыренными пальцами вверх параллельно стволу, ребенок прижимает ее к его верхней части. Получается пышная крона.


Петушок

Перед началом занятия педагог предлагает воспитаннику вспомнить, какого цвета у петуха хвост, гребень, лапы, клюв. Ребенок окрашивает большой палец и середину кисти в один цвет: это туловище и голова птицы. А каждый из четырех остальных пальчиков покрывает разной краской, имитируя разноцветный петушиный хвост. Затем, направив ладонь горизонтально, прикладывает к бумаге. В завершение дошкольник изображает клюв, высокий гребень, глаза и лапы птицы.


Рисование ладошкой в подготовительной группе

Дошкольники 6–7 лет уже имеют представление о пропорциях и величинах, умеют определять объекты по типичным признакам, хорошо ориентируются на плоскости. Поэтому рисование уже может быть более детализованным, проработанным, с узорами, множественными дополнительными элементами.

Осень

Дошкольник изображает кисточкой ствол и ветви дерева. Крону можно изобразить просто овальную, а можно сделать ее, используя ладошку, окрашенную в желтый цвет. Далее педагог просит воспитанника изобразить на кроне осенние листья, используя подходящие для этого времени года колеры. Ребенок макает указательный пальчик в краску, ставит на бумаге зеленые, красные и оранжевые точки. Причем важно не вылезать за контуры кроны. У основания ствола тоже можно поставить точки, якобы это опавшие листья.


Тело ежика коричневого цвета. Следовательно, такую краску нужно намазать на ладонь, затем приложить руку к бумаге пальцами вверх. Таким способом нужно наложить друг на друга 3–4 отпечатка, каждый раз немного сдвигая пальцы в сторону, чтобы получилось несколько близкорасположенных иголок. С левой стороны изображения необходимо пальцем или кисточкой подрисовать полуовал: это мордочка ежика. Когда рисунок подсохнет, изобразить глазик, нос, ушко. Также можно подрисовать на спине ежика гриб или яблоко, а вокруг травку.

В этот вечер я потратил немного времени на создание нескольких новых шаблонов ладошки для вырезания из бумаги. Надеюсь, они вам пригодятся! Здесь представлены трафареты и картинки ладошек в формате ".jpg", всего 76 штук. Каждый шаблон ладошки можно скачать и после этого распечатать.


Поделки из шаблонов ладошки - видео


Читайте также: