Т10172 своими руками чертежи

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Для любителей охоты и рыбалки незаменимым приспособлением представляется мотобуксировщик. Поскольку подобного рода устройство стоит довольно дорого, многие интересуются, может ли быть сделана мотособака своими руками. Схема и чертежи при наличии необходимого оборудования и материалов позволят изготовить это нестандартное транспортное средство самостоятельно.

Что такое мотособака

Прежде чем выяснить, как своими руками сделать мотособаку, необходимо более подробно рассмотреть этот тип устройств. Они представляют собой компактные снегоходы или болотоходы, оборудованные двигателем. Основными элементами мотособаки является буксировщик гусеничного типа, а также сани, прикрепляемые к нему.

В зависимости от конкретной модификации подобного рода механизм может обладать другими составными частями, например, грузовой платформой, размещенной на тягаче. Силовые агрегаты, используемые в конструкции данного транспортного средства, оснащаются маломощными моторами — от 6 до 13 л.с., что позволяет двигаться по пересеченной местности с небольшой скоростью, около 30-40 км/ч.


Необходимо отметить, что мотособака из культиватора не предполагает наличия тормозной системы, это делает езду на высокой скорости небезопасной. Устройство пользуется высоким спросом среди любителей рыбалки, охоты, отдыха на природе. Оно используется для выполнения различных хозяйственных задач, транспортировки небольших грузов.

К числу характерных преимуществ мотобуксировщиков целесообразно отнести следующие особенности:

  • простота конструкции, позволяющая собрать подобное устройство самостоятельно;
  • высочайшая проходимость, за счет которой удается передвигаться даже по труднодоступной местности;
  • низкая стоимость эксплуатации, обслуживания, ремонта.

По своей конструкции подобные устройства напоминают классические снегоходы, однако позиция водителя расположена вне буксировщика, что позволяет значительно снизить его вес, увеличивая проходимость.

Изделия отлично подходят для любителей зимней рыбалки, поскольку благодаря небольшой массе они легко передвигаются по поверхности замерзших озер, не создавая угрозы пролома льда.

Мотобуксировщик для труднопроходимых мест

Планируя изготовить самодельные мотобуксировщики, необходимо учесть, что их стоимость будет аналогична наиболее бюджетным моделям, представленным в продаже. Однако, они по большей части китайского производства, отличаются низким качеством сборки и часто ломаются, в отличие от самодельного агрегата повышенной надежности.

Мотобуксировщик, изготовленный своими руками, отлично подойдет для передвижения и транспортировки грузов в условиях:

  • болотистой местности;
  • снега;
  • грунтовых дорог;
  • неравномерного рельефа, изобилующего спусками и подъемами.

Приспособление отличается небольшими габаритами и малым весом, что позволяет перевозить его до места эксплуатации с помощью стандартных транспортных средств без лишних неудобств.


Самодельная мотособака

Самодельный мотобуксировщик, изготовленный из подручных материалов, отличается сниженной стоимостью эксплуатации и более мощными техническими характеристиками, в сравнение с аналогичными покупными моделями.

Успешное изготовление мотособаки своими руками предполагает сразу несколько этапов. Среди них:

  1. Подбор основных элементов конструкции с необходимыми параметрами.
  2. Изучение чертежей, схем и видео-инструкций, что позволяет не допустить ошибок при сборке.
  3. Непосредственно изготовление с последующим испытанием.

Это позволяет внести в конструкцию необходимые изменения и добиться нужных параметров работы, например, более низкого расхода топлива либо увеличенной скорости. При желании можно реализовать дополнительные отсеки для различных полезных инструментов, снастей и других видов снаряжения.

Изготовление основных элементов конструкции

Существует сразу несколько элементов, которые необходимо подготовить заранее для успешной самостоятельной сборки подобного механизма. Это силовой агрегат, который обладает достаточной мощностью для выполнения подобного рода задач. С этой целью используются моторы бензинового типа, оснащенные 1 цилиндром.

Упоминания заслуживают и другие элементы:

  • гусеничный механизм;
  • подвеска;
  • рама мотобуксировщика;
  • трансмиссия.

Каждый из этих узлов требует внимательного отношения, в связи с чем их целесообразно изучить подробнее. В качестве двигателя повсеместно используются модели японских производителей, например, Ямаха или Хонда, а также бюджетные китайские аналоги. При этом допускается использование моторов из мотоблока, бензопил и других подручных приборов.


Подбору подходящих гусениц также следует уделить должное внимание, поскольку они бывают не только специализированными, но и универсальными, предназначенными для снегоходов и другой техники. Считается, что оптимальным вариантом станут гусеницы, не менее 50 см шириной, поскольку они позволят сделать устройство устойчивым, маневренным.

Планируя реализовать трансмиссию, необходимо отметить возможность выбора между механической, автоматической редукторной и вариативной. Несмотря на ускоренный износ деталей, АКПП считается предпочтительной, поскольку она позволяет значительно увеличить тяговое усилие. В качестве бюджетного варианта допускается использование КПП, например, от ВАЗ.

От прочности рамы агрегата напрямую зависит его надежность, в связи с чем целесообразно изготавливать её своими руками, используя сварочный аппарат. Для этой цели подойдут трубы не менее 3 мм толщиной, что позволяет избежать деформаций при серьезных нагрузках.

Желая изготовить мотособаку из Бурана или других механизмов, потребуется:

  1. Установить на раму двигатель.
  2. Выполнить монтаж ходовой части, изготовив переднюю, заднюю ось.
  3. Соединить её с коробкой передач.
  4. Выполнить монтаж гусениц, органов управления.

Подвеска устройства может быть катковой или склизовой, в зависимости от сезона предполагаемого использования. Первый вариант подойдет для эксплуатации летом, осенью или весной, а второй — исключительно для зимнего периода.

Зимний мотобуксировщик

Руководствуясь схемами, чертежами и видео-инструкциями, достаточно собрать конструкцию из предварительно подобранных элементов, что позволит быстро изготовить мотособаку. Для зимнего мотобуксировщика целесообразно использовать лыжный модуль для платформы водителя, а также катковой тип подвески. В остальном конструкция полностью идентична стандартной.

Заключение

При желании сэкономить денежные средства любители охоты и рыбалки смогут выполнить сборку мотособаки самостоятельно, используя для этого подручные материалы и механизмы. При этом подобное устройство будет значительно мощнее и экономичнее, нежели приобретаемые в магазине аналоги.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мотобуксировщик или мотособака – нужная вещь для охотника. Этот вид транспорта можно приобрести в специализированном магазине, но цены на подобную технику высокие. Выход есть: собрать изделие можно самому, тогда затраты будут небольшими. Чтобы мотособака своими руками была сделана качественно, служила долго, нужна подробная схема и чертежи, ряд инструментов и деталей.

Что такое мотобуксировщик – описание и назначение

Мотобуксировщики популярны среди рыбаков, охотников. Также их можно применять в сельском и лесном хозяйстве для перевозки небольших грузов. В отличие от колесной техники, лыжи на санях мотособаки позволяют передвигаться даже по рыхлому снегу, зимнему бездорожью, чем транспортное средство напоминает снегоход. Разница лишь в расположении водителя: они сидит вне платформы с мотором, что уменьшает вес мотособаки, увеличивает проходимость. Также плюсами в сравнении со снегоходом являются простота конструкции, более низкая цена.

На мотособаках можно передвигаться по замерзшей поверхности водоема – озера, реки. Они идеальны для любителей подледной ловли и были разработаны специально для них. Машину легко перевезти в автомобиле, используя чехол, выгрузить на берегу, после применять по назначению. На мотособаке возможно перевозить грузы по пересеченной местности, изобилующей спусками, подъемами. Используют технику для поездок летом, весной, осенью по болотистым полянам, лесным дорожкам.

Почему стоит изготовить мотособаку – причины

И покупная техника, и самоделка отличаются неприхотливостью, компактностью, не требуют много места для перевозки, хранения. Но некоторые охотники предпочитают делать мотособаки самостоятельно, из подручных средств. Основная причина – экономичность: самодельный вариант обойдется на порядок дешевле. Не более стоимости самого простого буксировщика из Китая можно соорудить также надежный, прочный буксировщик-толкач.

У многих моделей мотособак, особенно китайской сборки, есть масса недочетов в конструкции. Например, гусеница может часто забиваться снегом, что связано с промахами разработчиков. Прочие возможные проблемы – вставание мотособаки на дыбы, зарывание в слишком глубоком снегу, забрасывание снега в сани. Всех этих неприятностей можно избежать, если делать транспортное средство самому.


При переднем расположении мотора мотособаки, которое практически всегда планируется в самодельных моделях, работа машины будет намного эффективнее. Вот очевидные плюсы:

  • экономия топлива и общее удешевление конструкции;
  • более высокая скорость движения;
  • возможность сделать дополнительные отсеки для снастей.

Основные элементы мотособаки

Самая важная деталь техники – двигатель. Обычно для создания мотособак применяется одноцилиндровый карбюраторный бензиновый мотор. Не менее важной частью является резинометаллическая гусеница – движитель с подвеской. С помощью гусеницы можно ездить по снегу, льду, мягкому грунту в теплое время. Стоит подробнее рассмотреть все составляющие мотособаки.

Двигатель машины


Популярным считается мотор с мопеда Ш-58, рассчитанный на ручное переключение коробки. Также можно применять двигатели для скутеров. Главное, чтобы у изделия были хорошие тяговые характеристики, мощность не менее 6 л. с. Этого достаточно для перевозки на мотособаке одного человека и груза на 30-50 кг. Для поездки двух человек и груза на 150-200 кг лучше выбрать двигатель мощностью более 9 л. с. В качестве элемента тюнинга мотора часто используют натяжитель цепи.

Несущая рама мотособаки

Рама должна иметь отличное качество, ведь в пути она испытывает высокие нагрузки, особенно при движении по бездорожью. Эта конструкция делается полностью своими руками, варится из металлических труб прямоугольного сечения. Обычно хватает толщины трубы 3 миллиметра, более тонкий металл не годится, он быстро деформируется.

Как сделать раму своими руками, можно посмотреть на фото, видео. Берут две трубы сечением 20*20 мм, дополняют еще двумя размерами 20*40 мм, формируют каркас. Вваривают в него два уголка по 40 мм, сверху приваривают защитный каркас для двигателя, который не даст ему повредиться при опрокидывании техники. К раме также желательно присоединить заклепками лист оцинковки для закрытия гусеницы.


Подвеска мотособаки

Подвеска служит важным показателем работы ходовой части. По конструкции она может быть катковой, склизовой. Катковая хуже показывает себя на снегу, зато идеальна для движения в теплое время года. Подвеска на склизах не позволяет забиваться гусеницам, но применяется только зимой: ей нужен снег, который охлаждает систему (лыжный модуль).

Для домашнего изготовления мотособаки и поездок в любой сезон года стоит выбирать современную катковую подвеску, но не с жестким, а с пружинным опиранием катков. Такая мотособака будет более мягко перемещаться на замерзшей дороге. При движении придется избегать слишком рыхлого снега.


Трансмиссия мотособаки

Трансмиссия отвечает за передачу вращения вала на основную звездочку гусеницы. Коробка может быть вариаторной, механической, автоматической редукторной, некоторые имеют реверс (возможность заднего хода). Преимущество автоматической трансмиссии – большое тяговое усилие, минус – быстрый износ ряда деталей, необходимость регулярного техобслуживания.

В качестве механической можно применять коробку от ВАЗ, иного старого автомобиля. Ее плюс – простота обслуживания, отсутствие необходимости в частом ремонте, но использование такой трансмиссии менее комфортно. Вариатор обеспечивает плавную передачу усилия от двигателя на гусеницу, что помогает снизить скорость износа деталей, сэкономить на бензине. Минус – слабый приводной ремень, который приходится регулярно менять.


Гусеница мотособаки


Электрооборудование и системы управления машины

Для управления мотособаки используют руль, имеющий связь с КПП, ручкой сцепления, газом, которые следует взять с любой подходящей старой техники. Обычно в базовых комплектациях буксировщиков оборудован ручной пуск, но по желанию его могут поменять на электростартер, добавить катушку освещения. Все это легко сооружается самостоятельно, но затраты на изготовление мотособаки повысятся.

Без электростартера вполне можно обойтись, к тому же ручной пуск считается более надежным в плане поломки. Зато без освещения ночью на мотособаке точно придется плохо, эту систему нужно предусмотреть обязательно. Машину надо снабдить катушкой на 7 ампер, чтобы проблем с подпиткой фар не возникало.


Мотособака собственного изготовления: технология

Перед началом работы нужно подготовить все необходимые инструменты и оборудование для мотособаки. Подробно ознакомиться с ходом работы можно при просмотре тематического видео.

Подготовка к работе

Чтобы проблем с использованием мотособаки не возникло, важно сразу определиться с ее основными техническими параметрами:

  • грузоподъемностью;
  • мощностью двигателя;
  • типом трансмиссии;
  • системой запуска двигателя – ручной или электрической.

Также следует подумать над дополнительными приспособлениями мотособаки – лебедкой, освещением, защитными элементами, сиденьями. Затем составляется точный чертеж, на котором будут отражены все нюансы. Далее можно заказать комплект деталей для мотособаки или подобрать их самостоятельно из имеющихся в наличии от иной техники.


Необходимые инструменты

При работе не обойтись без сварочного инвертора, дрели и болгарки, набора гаечных ключей. Также для монтажа мотособаки потребуются отвертки, напильник, прочие мелкие инструменты. У мастера должен быть доступ к токарному, фрезерному станкам.

Сборка мотособаки

Вначале делают раму мотособаки, которая поможет закрепить двигатель, коробку, ходовку. Для этого подобранные трубы (также подойдет балка или швеллер) сваривают в прямоугольную рамку. Затем приваривают крепления для всех важных узлов мотособаки. После можно установить двигатель.


Ходовая часть должна быть основана на опорных подшипниках. На токарном станке вытачивают соответствующие втулки с толщиной стенок 5 мм. Применяя втулки, по углам рамы ставят подшипники. После изготавливают переднюю, заднюю оси, которые сформируют валы вместе со втулками и подшипниками. Задний вал мотособаки делают ведущим, надевая на него приводную звездочку и надежно приваривая ее. Цепью ее надо присоединить к коробке передач.

Гусеницы мотособаки делают самостоятельно из транспортерной ленты более 30 см шириной либо берут готовые, но последние придется разрезать и расширять вставками. Траки создают из древесины, пластиковых труб или снимают со старого снегохода. На коробку, мотор ставят шкивы, соединяющиеся ременной передачей. К рулю крепят элементы управления мотособакой – рукоять сцепления на левой стороне, ручку газа – на правой. Руль закрепляют на раме двумя трубами путем сваривания с вилкой. Последняя располагается на задней оси и закрепляется приваренными стальными шайбами.

По окончании работы монтируются дополнительные приспособления мотособаки, навешивается нужное оборудование. Конструкция дополняется местом для сидения, отсеком для грузов и т. д. Готовое изделие не уступит по качеству магазинной технике, зато будет сделано надежно и может быть отремонтировано в случае поломки самим мастером.

Вообще, если говорить по правде, то тема толкача поднималась на сайте неоднократно. По сути, ведь просто установка на транспортное средство лыжного или колесного модуля уже превращает мотобуксировщик в мототолкач. Простой вопрос компоновки, если движитель располагается спереди водителя и перевозимого груза, то такое транспортное средство носит название буксировщика. Если впереди движителя располагается водитель и перевозимый груз, то это уже толкатель или толкач.


Конструктивно, получаем управляемую волокушу, которая располагается перед мотобуксировщиком. При движении нагруженное широкое днище качественно уплотняет снег перед гусеницей, тем самым повышая проходимость транспортного средства и скорость перемещения. Кроме этого есть и другие сильные стороны подобного решения:

Сложно сказать наверняка, стоит ли переделывать мотобуксировщик в толкач. Зависит исключительно от условий эксплуатации, области применения и предпочтений владельца. Поэтому окончательное решение о переделке каждый владелец должен принять или не принять самостоятельно.

Самодельный минитрактор

Если театр начинается, как говорится, с вешалки, то создание самодельного трактора — это уж точно! — с приобретения силового агрегата и основных узлов трансмиссии. Мне в этом плане довольно-таки повезло. Удалось достать неплохо сохранившийся двигатель от мотопомпы МП-800Б; сцепление, позаимствованное у автомобиля ЗАЗ-966; коробку передач от видавшего виды ГАЗ-52 и задний мост от списанного электрокара ЭП-103К. Они-то и составили основу мини-трактора (МТ), получившегося, по единодушному мнению односельчан, добротным, незаменимым в хозяйстве механическим помощником.

Такому все под силу: и землю вспахать, и любую сельскохозяйственную культуру посадить-взлелеять, и урожай собрать-привезти, и дров напилить, и воды накачать — пожалуйста! Для этого в конструкции МТ предусмотрены возможность отбора мощности, применение навесных и прицепных сельхозорудий, гидравлика, наконец.

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС), правда, пришлось несколько модифицировать. Причем доработке подвергнуть не что иное, как систему водяного охлаждения с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Чтобы и ввод последней в каждый из имеющихся двух цилиндров осуществлялся отдельно, и циркуляция улучшилась. Для этого рекомендую сделать следующее.
Прежде всего — снять штатный алюминиевый патрубок, соединявший рубашки охлаждения головок цилиндров ДВС. Затем вывернуть из отверстий головок шпильки — те, с помощью которых осуществлялся крепеж демонтированного патрубка на двигателе. После чего в отверстиях (на каждой головке) нарезать метчиком М22 резьбу — под заранее заготовленные новые штуцера (см. рис.). Завершают работы на головках цилиндров тем, что установленные на свои места новые штуцера соединяют дюритовыми шлангами с патрубком радиатора. Теперь очередь за глушителем. Чтобы не мешал, его попросту снимают. После чего, отступив от нижнего разъема 45 мм, в рубашке каждого цилиндра сверлят отверстие 0 15 мм. Не забывают и об отверстиях под шпильки водяного патрубка. Нарезав метчиком MB резьбу, закрепляют в них эти шпильки. А изготовив из СтЗ патрубки с фланцами, устанавливают последние на подготовленные места с использованием уплотняющих резиновых прокладок и гаек М8. Эти входные патрубки соединяют с нагнетающими (водяной насос), для чего применяют опять-таки дюритовые шланги.

Самодельный минитрактор


Для улучшения циркуляции отверстия в прокладках головок цилиндров увеличивают до диаметра 10 мм. Саму же циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает водяной насос (от автомобиля УАЗ-452). Строго говоря, точное место его установки принципиального значения здесь не имеет. Но удобнее всего, видимо, крепить водяной насос на отливе головки второго цилиндра вместо снятого вакуумного аппарата мотопомпы. Приводится насос в действие клиноременной передачей от ведомого вала редуктора ДВС.
И еще ряд особенностей. В целях максимального уплотнения компоновки, упрощения всей конструкции сам двигатель размещается. впереди радиатора, на входе которого установлен тройник. А в последний ввернут датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. На раме ДВС установлен на двух поперечинах. А запуск осуществляется вручную, с правой (по ходу движения) стороны трактора, для чего служит расположенная здесь вертикально рукоятка, приводимая резким поворотом на себя и вниз. Причем пусковой сектор и храповая шайба — заводские, а рычаг выполнен из отрезка полудюймовой трубы.

Корпус редуктора сварной. Выполнен из 4-мм стального листа (СтЗ) с двумя приваренными наглухо опорами подшипников. Имеет ввинчивающийся сверху сапун, а снизу — сливную пробку. Закрывается крышкой с приваренной к ней опорой подшипника N2208. Расположенные внутри две прямозубые шестерни взяты готовыми (от редуктора пускового двигателя П-350 или от СМД-62). Зато ступицы самодельные, изготавливаются из Стали 45.

Маховик и сцепление — от автомобиля ЗАЗ-966. Подошли довольно-таки удачно, вписались в конструкцию МТ. Правда, пяту выжимного подшипника пришлось при этом расточить до диаметра 35 мм — для свободного прохода первичного вала коробки передач. А для крепления маховика к фланцу ведомого вала редуктора ДВС — использовать три болта Ml 4 (см. рис.).

Коробка передач взята от автомобиля ГАЗ-52, с последующей доработкой. А суть последней в том, что стакан выжц^.— ного подшипника на 20 мм укорачивают. Выполнение этой операции для создателей самодельной техники — не новость. Как, впрочем, и нарезка маслогонной резьбы противоположного вращения, которую надо будет со всей аккуратностью выполнить.
Ну а с главной передачей модифицированная КП соединяется карданным шарниром. Причем состоит он из двух флал±г цев карданного вала, взятого от того же ГАЗ-52, связанных между собой крестовиной.

Задний мост (он же и ведущий) — от электрокара (электропогрузчика)
ЭП-103К. Такое техническое решение позволяет без особых ухищрений добиться не только достаточно большого дорожного просвета у МТ, но и существенно упрощает кинематику всей машины, нисколько не снижая при этом ее эксплуатационных качеств.

Все дело здесь — в особенностях конструкции используемого узла. Ведь в едином блоке с ведущим мостом у ЭП-103К находится тяговый электродвигатель, на валу ротора которого установлена шестерня первой ступени главной передачи (двойной). Значит, достаточно выполнить небольшую доработку, и можно смело встраивать данный мост в наш мини-трактор!

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИНИ-ТРАКТОРА
Габаритные размеры, мм 2270\ 1280 г. 2200
База, мм 1420
Колея, мм 1060
Минимальный радиус разворота, мм 2000
Дорожиый просвет, мм 340
Масса без прицепа, кг 800
Двигатель (двухтактный карбюраторный двухцилиндровый, с водяным охлаждением —
от мотопомпы, модифицированный! МП-800Б
Мощность двигателя, п.с. 20
Максимальная транслортнвя скорость, км/ч 36,2
Рабочая скорость, км/ч 4
Тормозная и навесная системы — гидравлические

Для многих владельцев ЛПХ (личных подсобных хозяйств) погрузчик на заднюю навеску трактора весьма и весьма интересен. Почему? Потому что приобретение узкоспециализированного агрегата (погрузчика) — слишком дорогое удовольствие, и рачительный хозяин вряд ли будет тратить на него кучу денег. Куда проще модернизировать имеющийся в хозяйстве трактор.

самодельный погрузчик на заднюю навеску трактора

Что для этого нужно? Во-первых, металл (его понадобится немало). Во-вторых, специальный инструмент. В-третьих, прямые руки.

Какие погрузчики применяются в подсобных хозяйствах?

Предприятиями выпускаются серийные модели, которые представляют собой многофункциональное навесное оборудование. Часто в качестве основы для агрегата используется многофункциональный трактор МТЗ, который наиболее распространен в сельском хозяйстве, имеет переднюю и заднюю навески с механизмами отбора мощности и гидравликой, обеспечивающей слаженную работу навесных устройств.

Тракторы МТЗ самый распространенный вид техники в сельском хозяйстве


Тракторы МТЗ самый распространенный вид техники в сельском хозяйстве

Трактор может быть оснащен:

  • ковшом (фронтальным погрузчиком), применяемым при работе с грунтом и при перемещении сыпучих материалов;
  • вилами, позволяющими производить различные операции со штучными грузами;
  • челюстными захватами, которые используются в лесопереработке и для погрузки сыпучих грузов;
  • стогометами для работы с сеном;
  • грабельными решетками для сбора сенажа;
  • манипуляторными установками, необходимыми при перемещении одиночных грузов;
  • навесным устройством КУН, позволяющим работать с различными сменными механизмами;
  • телескопической грузовой стрелой.

В зависимости от того, какой привод используется в работе механизмов, погрузчики классифицируются на: электромеханические, механические или гидравлические агрегаты.

Навесное оборудование на трактор, в зависимости от задач, может быть установлено на переднюю или заднюю навеску. Манипуляторы чаще монтируются на задней навеске, а стогометы, вилы или фронтальный погрузчик – на передней. Вариант установки во многом определяется эксплуатационными характеристиками и техническими возможностями, которыми обладает конкретный трактор.

Навесное оборудование на трактор





Как изготовить самодельный ковш на минитрактор

Как правило, ковш на трактор своими руками делают при использовании специальной гидравлической установки, а также регулируемых опор. Это дает возможность сделать работу трактора более надежной, а управление навесным оборудованием — максимально простым.

Ковш на минитрактор своими руками сделать не так уж и сложно. Многие фермеры, которые уже занимались этим, выкладывают свои наработки в сеть, поэтому найти схемы и чертежи, связанные с конструкцией, вполне реально.


Те, кто делал навесное оборудование самостоятельно, утверждают, что вам понадобится в первую очередь сделать максимально надежный несущий элемент. Как правило, его роль выполняет рама, сделанная из сваренных между собой уголков металла. Иногда допускается использование рамы, стоявшей на старом минитракторе (в том случае, если он у вас был).

Кроме того, нужно озаботиться установкой специальной опорной платформы, которую крепят с боков от установленной рамы. Необходимо обеспечить наличие опорных башмаков, которые не дадут трактору опрокинуться при осуществлении работ с ковшом. Для их конструирования вам необходимо использовать металлические трубы, диаметр которых составляет около 10 см.

Кроме того, нужно сделать непосредственно сам ковш. Обычно для этого используют металлические листы, сгибаемые до нужной формы, а также 2 пары гидроцилиндров, благодаря которым вы сможете сделать подъемную стрелу. В некоторых случаях допускается использование гидроустановок, позаимствованных с грузовых автомобилей.

Сделать ковш для минитрактора самостоятельно можно и даже не очень сложно, однако процесс этот трудоемкий и может занять много времени. К тому же, если вы не уверены в своих силах и никогда ранее не занимались ничем подобным, возможно, вам лучше обратиться в магазин и купить конструкцию там. Если же вы не впервые мастерите что-то и четко следуете чертежам, то при сварке хорошего качества подобная самоделка не будет уступать готовому изделию, которое выполнил завод, ни в производительности, ни в надежности использования.

Читать также: Ежик хочу лета описание


Для проведения работ в крупных фермерских или личных хозяйствах не обойтись без автоматизации процессов. Погрузчики позволяют облегчить проведение работ по землеустройству, уборке территории от ненужного мусора, погрузке урожая, перевозке различных грузов. Промышленностью налажен выпуск нескольких моделей таких устройств, но, при нехватке средств на их приобретение, погрузчик на заднюю навеску трактора можно изготовить самостоятельно.

Характерные черты погрузчиков, установленных на задние навески

Погрузчик на заднюю навеску состоит из следующих конструктивных элементов:

  • раздвижного подъемного устройства с кареткой;
  • рабочей стрелы, оснащенной механизмами крепления рабочего инструмента;
  • рабочих элементов: челюстных захватов, ковшей, вил, отвалов, такелажного оборудования и др.

Схема самодельного погрузчика


Схема самодельного погрузчика
Как работает оборудование (цикл):

  1. Трактор перемещается к необходимой точке, опускаются рабочие инструменты.
  2. Рабочие элементы погрузчика внедряются в груз, производится его захват.
  3. Оборудование поднимается, груз транспортируется к точке выгрузки.
  4. Выполняется опрокидывание или опускание груза.

Валентин Кожедуб | Автор топика: Rebeca

испытание погрузчика в качестве крана.

V (Caris) с чего бы вдруг? ! навеска рассчитана на подьем груза! от переднего франтала быстрее можно переломить. а в таком варианте если начнешь брать тяжелый груз, то просто трактор в дыбы задирает и все.

Максим (Rebeca) а у меня переламливался папалам промежутка

Читать также: Рудбекия многолетняя из семян

V (Caris) неужели от заднего груза? значит промежутка была треснута, а погрузчик ее добил.

Максим (Rebeca) не ножом в спереди воткнулся а телега гружёная толкнула и переломился.у кого я это трактор купил у него центральный винт вырвала с куском гидробака у него ковш был навешен

V (Caris) сочувствую… всякое бывает…

Что важно учесть при производстве навески?

Приступать к изготовлению спецтехники целесообразно при наличии необходимых материалов и инструментов. Важно правильно оценить имеющийся опыт работы мастера со сварочным аппаратом и другими приспособлениями для металлообработки.



Схема навесного механизма

Первым этапом производства оборудования на трактор является подготовка необходимых чертежей. Можно упростить задачу, взяв имеющийся в свободном доступе типовой документ. В спецификации фигурируют необходимые детали, с указанием их размеров. Используя ее, производится расчет требующегося для изготовления самодельного погрузчика материала, а также металлических крепежных изделий.

Произведенный в соответствии с чертежом и технологией погрузчик на мини-трактор станет отличным помощником в работе.

Материалы и инструменты, необходимые для работы

В процессе изготовления не обойтись без сварочного аппарата, болгарки, подручных инструментов.

Даже для изготовления простейшей модели навески на трактор следует иметь:

  • металлические профили и листы, толщина которых зависит от габаритов и нагрузки на оборудование;
  • шарнирные соединения;
  • три гидравлических цилиндра (можно взять от старой техники): большой – для подъема стрелы, два маленьких – для осуществления наклона ковша.

Обзор моделей

Имеются различные модели грейферных погрузчиков. Рассмотрим наиболее популярные грейферы-погрузчики, которые чаще всего используются.

Карпатец ПЭА 1А

Карпатец ПЭА 1А предназначен для погрузочных, экскаваторных и планировочных работ. Его используют, когда нужны большая грузоподъемность, скорость и вылет стрелы. Механизм выполняет работу без переезда благодаря большому углу поворота стрелы.


  1. Грузоподъемность — 1 т.
  2. Объем грейфера — 0,67 м³.
  3. Производительность — 240 т/ч.
  4. Радиус поворота — 270º.
  5. Высота погрузки грейфером — 4,3 м.
  6. Максимальная глубина копания экскаваторной лопатой — 2,5 м.
  7. Объем экскаваторной лопаты — 0,44 м³.
  8. Ширина экскаваторной лопаты — 0,7 м.
  9. Ширина бульдозерного отвала — 2,45 м.
  10. Высота бульдозерного отвала — 0,73 м.
  11. Дорожный просвет — 0,4 м.
  12. Скорость движения — 25 км/ч.
  13. Габариты — 6,75х2,20х2,67 м.
  14. Вес — 7575 кг.

Технология производства навесного оборудования на трактор

Сначала необходимо подготовить основу. Она представляет собой прямоугольник, который образуют трубы квадратного сечения или уголки. В центре основы фиксируется еще один прямоугольник, куда будет произведена установка большого гидроцилиндра. На верхней грани закрепляется распорка и четыре шарнира (для цилиндров и механизма стрелы).



Схема стрелы для трактора

Стрела изготавливается из двух металлических профилей, соединенных под углом 30 градусов. К ней (сверху) фиксируются окончание основы и крепление гидроцилиндра.

В середине стрелы устанавливается цилиндрический шарнир. Сюда же монтируются подвижно закрепленные отрезки, соединяющие между собой маленькие цилиндры и перекладину, необходимую для крепления основы ковша.

Из одного большого и четырех меньшего размера стальных прямоугольных пластин изготавливается ковш, один из листов приваривается под углом.

Если стрела имеет длину более двух метров, велика вероятность того, что трактор может опрокинуться. Для устранения возможной проблемы передняя часть спецтехники оборудуется противовесом.

Комплект противовеса передка МТЗ


Комплект противовеса передка МТЗ












Недостатки самодельных устройств

Производя самодельный погрузчик, можно столкнуться с некоторыми проблемами. Необходимость в приобретении недостающих деталей или материалов может вызвать значительное увеличение стоимости устройства. Качество изготовленного устройства напрямую зависит от квалификации мастера, от грамотного расчета параметров изделия и его отдельных частей.

Во многих случаях дешевле и надежнее приобрести бывший в употреблении погрузчик на заднюю навеску трактора.

Видео по теме: Самодельный погрузчик на мини-трактор

Публикации по теме

Экскаватор МТЗ


Описание и технические характеристики популярных моделей экскаватора МТЗ

Установка септиков


Самостоятельная установка септика в частном доме

Установка ксенона


Самостоятельная установка ксенона

Зиговочная машина используется при жестяных работах для соединения цилиндрических деталей, отбортовки кромок и прокатки ребер. Это обязательная стадия обработки изделий из листового металла, поэтому к характеристикам зиговки необходимо подойти внимательно. Исполнительный инструмент зиг машины — прокатные ролики различных профилей. Каждый вид роликов предназначен для выполнения определенной работы. В производстве машина работает в связке с фальцегибом, гильотиной, фальцеосадочным оборудованием и вальцами.

Назначение зиговочных станков

ручной зиговочный станок

Зиговочная машина предназначена для соединения деталей из металла толщиной от 1\2 до 4 мм. На первом этапе прокатывается замок, после чего элементы соединяются между собой. Иногда замок необходимо дополнительно осадить вручную.

Зиговочная машина применяется при:

  • производстве цилиндрических жестяных изделий: вентиляционных и водоливных труб, коробов, отливов;
  • теплоизоляции трубопроводов;
  • обработке обечаек;
  • кровельных работах.

Основные виды операций: отбортовка, зиг, гофрирование.

Главное преимущество зиговки перед сваркой — это отсутствие воздействия высоких температур на металл, вызывающих появление внутреннего напряжения и деформации. А также более экономичный способ производства, не требующий приобретения расходных материалов, использования электроэнергии или топлива.

Конструкция зиговочных станков

Зиговочные станки представляют собой пару пластин, выполненных методом гидроабразивной резки с высокой точностью. Между пластинками установлены два вала. Подвижным является верхний вал, он перемещается с помощью прижима винтового типа. Заготовка прижимается равномерно по всей плоскости, поэтому получается ровная, аккуратная зига.

Глубина зигования может регулироваться в зависимости от модели вручную или автоматически. Воздействие на металл производится роликами, которые надеваются на валы. Подобрав подходящую форму роликов, добиваются необходимой формы зига.

Виды зиг машин

электромеханический зиговочный станок

Зиговочные станки различаются по виду приводов:

  • ручные;
  • гидравлические;
  • электромеханические;
  • с управлением ЧПУ.

Ручная зиговочная машина позволяет работать с тонким листом, не более 1,2 мм. Рабочие валы, на которые надеваются ролики, сближают между собой с помощью специальной ручки. Вращаются валы также вручную. Зиговочная машина крепится с помощью струбцины к устойчивой горизонтальной поверхности. Ее преимущество в мобильности и компактных размерах. Недостаток в том, что оператор должен одновременно придерживать листы и прокручивать ручку. Что требует некоторых навыков управления.

Зиговочные станки с ручным управлением подойдут для мелких производств и работ на высоте.

Гидравлическое и электромеханическое оборудование гнет листы до 4 мм толщиной, его применяют на крупных производствах. Вращение валов происходит за счет двигателя, а частотный преобразователь позволяет изменять скорость работы. Управляется оборудование с пульта или педали, полностью освобождая руки оператора. Основной привод защищен от перегрузки специальным механизмом. Гидравлические станки выполняются только стационарными, прижимной ролик опускается посредством гидроцилиндра, без труда сгибая толстые металлические листы. Ролики вращаются электромотором, его комбинация с гидроцилиндром обеспечивает максимальную производительность при меньшем потреблении электроэнергии, нежели электромеханическими.

Зиговки с ЧПУ используются при изготовлении крупных партий однотипных, стандартных изделий. Компактные модели с ЧПУ оснащаются микропроцессором и конроллером с интеллектуальным управлением. Программный контроллер запоминает записанные оператором операции и повторяет силу прижима и скорость обработки множество раз. Многие модели работают в нескольких режимах: автоматическом, ручном и обучающем. Регулировка скоростей осуществляется плавно до 30 метров в минуту. Чтобы станком было проще управлять, он оснащается эксцентриком.

Технические характеристики зиг машин

Зиговочные станки характеризуются следующими основными параметрами.

Характеристика Значение
Вид привода ручной, электромеханический, гидравлический
Поперечник роликов может быть от 50 до мм
Вылет роликов до 350 мм это важный показатель, при выполнении специальных работ подбирается максимальный вылет плеч
Количество дополнительных пар роликов обычно от 4 до 6 пар
Толщина металла от 0,5 до 4 мм
Габариты станка даже гидравлические зиговки занимают мало места
Вес станка от 17 до 300 кг

Таблица 1. Некоторые характеристики зиговочных станков

Виды роликов для зиг машин

ролики для зигмашины

Производители могут менять маркировку выпускаемых роликов, приводим наиболее распространенные наименования.

  • V — для оформления кромок изоляционных коробов и труб, накатывания проволоки с помощью ZB ZA;
  • S — для производства зигов-стопоров и ребер жесткости;
  • SK — для выполнения ребер прямоугольного сечения. Широкие ребра используются для фиксации каучуковых уплотнителей при изготовлении вентиляционных каналов круглого сечения;
  • E, EV — гофрируют края труб, делая поперечник меньше для раструбных соединений. Используются для изготовления вентиляционных и водосточных труб и дымоотводов. Вальцы EV выполняют одновременно стопорное ребро и гофрирование;
  • BC — загибают кромки на деталях плоской формы для отбортовки элементов воздуховодов прямоугольного сечения, используются при изготовлении заглушек круглой формы;
  • KA — в набор входят четыре ролика (две пары) для соединения патрубков круглого сечения с дальнейшей точечной сваркой. Выполняют соединение с нахлестом от 8 до 12 мм, используются при изготовлении небольших серий воздуховодов и дымоотводов;

Чтобы зиговочный станок выполнял резы качественно, его необходимо оснастить параллельным прижимом вальцов. Полукруглый упор — это дополнение к роликам ВВ. Он используется для внешней отбортовки в вырезах круглой формы плоских деталей.

Самодельная зиг-машина

Надежный зиговочный станок можно сделать, пользуясь предложенными чертежами. Они уже не раз опробованы своими руками и получаются достойные устройства. Можно дополнить предложенный чертеж устройством подъема прижимного вала, подшипниками и креплениями роликов и колес на резьбу.

  • Прижимной вал имеет ход 12 мм. Нижний валик фиксируется на основании неподвижно. Чтобы валы не сдвигались во время работы, предусмотрены боковые упоры. Упорные втулки предупреждают передвижение вальцов в корпусе. Заменяя шайбы, можно изменять зазор рабочих роликов. Диаметр зубчатых колес должен составлять приблизительно 6 см;
  • вал выполняется из двух элементов. Верхний — прижимной выполняется без посадочного кружка для ручки;
  • колеса с зубьями фиксируются любым удобным методом, в процессе эксплуатации демонтироваться они не будут;
  • для фиксации роликов используем шплинт, под который отмечаем и высверливаем отверстия. Необходимо учесть толщину шайб и длину рабочих роликов;
  • коробка изготавливается из металла толщиной до 5 мм. Высота коробки составляется из высоты валов, зазора между ними (около 1 см) и 1,5 см для подъема прижимного вала. Верхнюю крышку можно сделать съемной, так удобнее устанавливать валы;
  • станина представляет собой две пластины, соединенные так, чтобы в разрезе получилась буква Т. Высота ее приблизительно 25 см, ширина определяется размерами корпуса. Соединять между собой станину можно любым способом. Удобно, если она сборная.
  • ограничительный щиток вырезаем приблизительно 18 х 12 см из металла толщиной 3 мм. Посередине вырезаем отверстия под ролики. По краям привариваем штанги;
  • рукоятку можно взять от старой мясорубки или сварить самостоятельно длиной около 30 см;
  • ролики тоже придется делать самостоятельно. Если планируется интенсивно использовать зиговочный станок, желательно подобрать закаленную сталь. Главный поперечник ролика должен совпадать с расстоянием между центрами зубчатых шестеренок, когда они сцеплены для работы. Шплинты можно заменить простыми гвоздями или шпильками.

Станина может быть своими руками выполнена без чертежа в форме скобы из листа или трубы квадратного сечения. Ширина скобы определяет длину валов. Шестеренки ищем на свалке подержанных мотоциклов. Валы вытачиваем уже под готовый внутренний диаметр шестеренок. Под передний подшипник прижимного вала устанавливаем подвижную опору, чтобы проще было вынимать материал.

Но основное внимание при изготовлении станка своими руками нужно уделить вытачиванию и полировке роликов. Можно сразу сделать несколько пар различных профилей.

Своими руками можно сделать зиговочный станок на электрическом приводе. Вся механика остается такой же, но дополняется двигателем-редуктором. Высокая мощность не требуется, достаточно будет 200 В и оборотистости около 15 в минуту. Соотношение червячного редуктора должно быть в пределах 1:100. А чтобы освободить руки, станок оснащается педалью.

Видеоролик о электромеханическом зиговочном аппарате с дополнительными приспособлениями и замене роликов на нем:

Читайте также: