Т 55 своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 04.10.2024

Т-54 — советский средний танк. Принят на вооружение Советской Армии в 1946 году, серийно выпускался, постоянно модернизируясь, с 1947 года. С 1958 года выпускалась его модификация под названием Т-55, приспособленная к боевым действиям в условиях применения ядерного оружия. В 1962—1967 годах он в основном был сменён в производстве танком Т-62, созданным на его базе, но на ОЗТМ его выпуск продолжался вплоть до 1979 года. Также в ряде стран выпускался сам Т-54/55, либо его модернизированные или приспособленные к местным условиям варианты. Всего, с учётом производившихся в других странах вариантов, было выпущено до 100 000 Т-54/55, что сделало его наиболее многочисленным танком в истории.

Как в Омске пытались скрестить Т-55 с Т-72 и Т-80 (Т-55М6)

Выпущенные в СССР, а также в Польше и Чехословакии танки типа Т-54/55 являются до сих пор самыми распространенными в мире. Они до сих пор в значительных количествах используются армиями разных стран. Кроме того, Китай в течение длительного времени выпускал их клоны под названиями Тип 59/69/79. Поэтому неудивительно, что в различных странах пытались самостоятельно модернизировать эти бронемашины.

Не остались в стороне инженеры и конструкторы из Омска, которым, что называется, сам Бог велел начать заниматься работами в данной области, как-никак "Омсктрансмаш" выпускал "пятьдесятпятки" аж до 1979 года, до запуска там в серию ленинградского турбинного Т-80Б.

И вот в 2001 году на выставке в Омске миру явили совершенно диковинную версию заслуженного танка, которая получила обозначение Т-55М6. Многие из гостей выставки оценили показанную модернизацию, как сенсацию. Еще бы - на старый корпус была водружена башня от более современного Т-72Б с 125-мм пушкой и со встроенной динамической защитой в лобовой проекции. В задней части башни виднелся массивный короб, в котором должен был размещаться автомат заряжания на 22 выстрела.

Тогда сообщалось, что в крыше короба, укрытого на выставке маскировочной сетью, должны были размещаться вышибные панели, для того, чтобы при детонации боекомплекта направлять энергию взрыва вверх.

Ранее такое решение было уже опробовано на западных машинах и, по опыту боевых действий, значительно повысило живучесть танка.

В результате экипаж был сокращен до 3 человек. Оставшийся боекомплект планировали укрыть в защищенной укладке.

Поскольку масса танка вплотную приблизилась к 44 тоннам, то мощности штатного двигателя уже не хватало, и на Т-55М6 был установлен движок в 690 л.с. Правда, и эта модернизация не сильно повысила скоростные возможности танка. Как и базовая машина, он развивал 50 км/ч. Запас хода составлял около 500 км.

Как рассказывали участники выставки, на данный танк можно было бы установить газовую турбину от одной из модификаций Т-80 при условии замены штатных опорных катков на те, что установлены на восьмидесятке. Правда, учитывая емкость топливных баков, газовая турбина сильно уменьшила запас хода.

К тому же, большинство потенциальных заказчиков модернизации бедны, им ГТД было просто не по карману. И, поэтому, разговоры о газотурбинном Т-55 больше похожи на байки.

Т-55М5

Башня танка Т-54 обр. 1949 года в ходе модернизации доведенного до уровня Т-54Б.

https://pp.userapi.com/c841228/v841228644/36313/RoK1EyQyJ9k.jpg

Подробно о Т-55М6 по запросам трудящихся.

В 2001 году в Омске на выставке были показаны Т-55М5 и Т-55М6. Вариант М5 по факту представляет бюджетный вариант М6 с родным вооружением и без изменения корпуса. Так что более интересна нам 6-ка - внебрачное дитя Т-55, Т-72 и Т-80.

100-мм лобовая броня даже с ВДЗ к начале 21-го века, мягко скажем, тянет больше на среднюю БМП, поэтому поверх родной бронеплиты установлен толстый комбинированный пакет (примерно 150 мм), поверх которого навешена ВДЗ Контакт-5 с оригинальной системой крепления, причём без дыр. НЛД здесь - боковая часть комбинированного пакета. Борта корпуса защищены экранами по типу Т-80У. Поставили ППО. Родная башня заменена на колпак от Т-72Б (что сократило экипаж до 3 человек) с несколько переделанной установкой ВДЗ Контакт-5. Так что эта 55-ка защищена возможно даже лучше Т-72 с К-5, по крайней мере - дыр в защите гораздо меньше. Из-за таких усилений пришлось удлинять ходовую, добавив 6-й каток от Т-80 спереди. Так что Т-55М6 стал вторым в мире танком классической компоновки после Т-64, у которого длина с пушкой вперёд меньше, чем с пушкой назад. Что интересно - усиленная бронезащита вместе с первым опорным катком и направляющим колесом выделены в отдельный носовой узел.

С башней от 72-ки перекочевала и 125-мм 2А46М с КУВ, и ЗПУ с Утёсом. Только вот с небольшой корпус 55-ки 72-ечный АЗ никак не хотел влезать, и пришлось омичам ставить забашенный АЗ на 22 бабаха по типу Чёрного орла. Плюсом такого решения является изоляция экипажа от БК (если дополнительный в БО не брать). Ещё и скорострельность выше, проще модернизировать для длинных ломов, возможность быстрой замены в бою на заряженный АЗ, выше надёжность. Всё бы ничего, но защита этого счастью - по факту противопульная, КПВТ уже, скорее всего, не выдержит.

Всей этой радостью помогает управлять либо родная 1А40 72-ечной башни, либо 1А33, либо, для желающих раскошелиться, 1А45 от Т-80У. Так что 55-ка вполне уделывает 72-ки без Сосны и в плане боевой мощи. Усовершенствовали и приборы наблюдения, и связь.

А тут всё очень плохо, как для ОБТ. Родной двигатель явно не тянул почти 45-тонный танк (чуть выше Т-72Б), потому поставили 690-сильный В-46-5М. В итоге удельная мощность - 15,3 л.с. на тонну. Проходимость тоже не выдающаяся. Поэтому в идеальной версии Т-55М6 предлагалось установить ГТД от Т-80.

https://pp.userapi.com/c840522/v840522345/214e0/eEo0h5jAk_I.jpg

А в итоге получаем неплохой ОБТ ценой в лучшей комплектации более миллиона долларов. Для имеющих мало шекелей - проще купить те же ранние 72-ки или кучу Т-54/-55/Тип-59 у третьих стран, а кто богаче - уже засматривались на Т-72М1 n-ой версии и Т-90, да и антиреклама советской бронетехники во время Бури в пустыне и Первой чеченской делали своё дело. Сама 55М6 так и не сделала ни одного выстрела - на выставке показали ходовой макет. Где он сейчас находится - неизвестно.

Создание танка Т-55 и саботаж в сборочном цехе

Почти одновременно с этим из Харькова приехал начальник бюро трансмиссии и привез чертежи планетарной бортовой передачи, которая обещала быть значительно долговечнее цилиндрической. Испытатели с кубинского танкового полигона предложили вместо дымовых шашек установить термическую дымовую аппаратуру (ТДА). Так у нас образовался солидный задел для внедрения в производство.

Рабочие фальсифицируют ситуацию с укладкой выстрелов

Завод за танки должен еще доплачивать?

При этом надо отметить, что у работников сборочного цеха были веские причины попытаться заморочить голову начальству, добиваясь максимального увеличения нормативов времени на подгонку перекладин. Они заботились о будущем…

Возникает вопрос – а если 7 лет подряд ежегодно расценки снижать, что же получится? Ужесточение на 105%?

Танк-долгожитель Т-55 - история, матчасть, модификации.

Модератор: Doctor Web

Танк Т-55 - пожалуй, самый известный из всех советских послевоенных танков. Этой машине довелось поучаствовать в различных военных конфликтах по всему земному шару и, хотя танк давно морально и технически устарел, он все ещё продолжает состоять на вооружении многих армий и вооруженных формирований. С момента создания Т-55 прошло уже более 50 лет, а он по-прежнему продолжает воевать и служить верой и правдой своим хозяевам - кем бы они ни были.
Именно этой знаковой машине и посвящается данный топик.

Т-55 удалось стать самым массовым танком второй половины 20 века, поучаствовать в войнах во всех уголках земного шара, и на покой он всё ещё не собирается. Адекватной замены этому простому и неприхотливому танку пока нет.

История создания

Танк Т-55

Конструкция и основные модификации

Поскольку Т-55 был, по сути, модификацией Т-54, сварной корпус из катаной брони и литая башня остались неизменными. Толщина лобовой брони корпуса достигала 100мм, башни – 200мм. Вертикальные борта имели толщину брони 80мм, а вот низ кормового листа сделали тоньше – 20мм вместо 45. Основные изменения были внутри корпуса. Поперечно расположенный двигатель заменили на форсированный до 580 л.с. агрегат В-55.

В пневматической системе танка появился приводимый от мотора компрессор, постоянно пополняющий ёмкость баллонов, а это позволило сделать штатным средством запуска мотора пневматический стартёр.

Появилась система постановки дымовой завесы, впрыскивающая топливо в выпускной тракт.

Производство и модернизация Т-55 за рубежом

Производство и модернизация Т-55 за рубежом

Танки Т-55, кроме Советского Союза, выпускались по лицензии в Польше и Чехословакии. В этих странах, а также в Ираке, Израиле, Египте, Финляндии, Словении, Аргентине и ряде других проводилась их глубокая модернизация, в ходе которой усиливались огневая мощь, защищенность, подвижность боевой машины. Несколько видоизмененные варианты танка производились в Китае и Румынии.



Выпуск Т-55АМ в Польше

Танки Т-55 производились на в городе Гливице с 1964 года, позднее здесь стали выпускать Т-55 А. Всего построено около 5000 машин всех модификаций.

В результате модернизации боевые возможности танка значительно улучшились, однако его масса возросла на 4,4 т, а удельная мощность упала.

Кроме боевого танка, в Польше на основе Т-55А был разработан и выпускался серийно бронированный тягач WZT-2; всего произведено около 600 машин. В небольших количествах строились мостоукладчики МТ-55 и BLG-67 — также на базе Т-55А.



Штанга с датчиками системы детектирования и индикации SDIO


Выпуск Т-55АМ1 и Т-55АМ2 в Чехословакии

Чехословакия получила лицензию на производство танков в 1964 году. Сначала на заводе ZTS (Zavod Trucanske Strojarne) в словацком городе Мартине выпускали Т-55, а с 1967 по 1982 год — Т-55А, всего построили 3820 единиц.

Дополнительное многослойное бронирование потребовало увеличения мощности двигателя — поставили более мощный 620-сильный двигатель В-55АМ2. Топливную систему доработали так, чтобы наружные дополнительные бочки могли подсоединяться к основным бакам. Ствол орудия укрыли теплозащитным кожухом. На правом борту башни установили дымовые гранатометы (8 штук).

Т-55АМ2 состояли на вооружении армий Чехословакии, Венгрии, ГДР.

Кроме боевого танка, в ЧССР на основе Т-55А был разработан бронированный тягач VT-55A—произведено 1820 машин.


Чехословацкий бронированный тягач VT-55A на базе танка Т-55





Танк Т-55AM армии Азербайджана на параде в Баку

В результате масса танка увеличилась до 42 т.

Румыния: Т-55 — основа TR-580

Румынские конструкторы, взяв за основу агрегаты Т-54/55, стали выпускать свой собственный танк TR-580, затем TR-85. Производство их велось на заводе в городе Брашеве.

На TR-85 поставили немецкий дизель DE-830CP мощностью 840 л.с. Однако это привело к необходимости увеличения длины корпуса, что, в свою очередь, потребовало применения подвески с шестью катками.

Начиная с 1977 года на танки Т-55 стали устанавливать лазерный дальномер и баллистический вычислитель китайского производства, бортовые экраны; вооружение дополнили зенитным пулеметом калибра 12,7 мм.


Румынский танк TR-85. Установка более мощного немецкого дизеля заставила увеличить длину корпуса и поставить подвеску с шестью катками


Модернизированный TR-85M1 с СУО



Иракский вариант модернизации Т-55. Танк оснащен 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46 с автоматом заряжания

В 1980-х годах Ирак, имевший на вооружении значительное количество Т-55, предпринял свои попытки их модернизировать.

В 1989 году на выставке вооружений в Багдаде демонстрировался Т-55, оснащенный 125-мм гладкоствольным орудием 2А46, являвшимся стандартной пушкой для советского Т-72; механизм заряжания также использовался от нее. Кстати, производство 2А46 было налажено в Ираке для закупленных у нас танков Т-72. В связи с применением автомата заряжания экипаж машины уменьшили до трех человек.



Захваченные израильтянами в боевых действиях в зоне Персидского залива иракские танки Т-55. 1991 год

Израильские трофеи

После войны 1967 года Израилю достались богатейшие трофеи, среди которых было и несколько сотен танков, в том числе около 400 Т-54 и Т-55. Из них исправными оказались почти 200 машин. Испытывая постоянную потребность в пополнении своего танкового парка, израильтяне решили включить их в состав бронетанковых сил.

По некоторым источникам, в Израиле переделали 250 танков Т-54/55, включая трофеи 1973 года.



Вооружение

Т-55 остался вооружён 100 мм пушкой Д-10Т. В середине 40-х годов это орудие было выше всяких похвал, но в начале 60-х годов уже явно устаревало, несмотря на установку эжектора и стабилизацию в двух плоскостях. Пробиваемость каморных снарядов семейства БР-412 на километровой дистанции не превышала 185мм брони. Однако конструкторы приложили впечатляющие усилия для сохранения эффективности орудия. Уже в 1961 году боекомплект пополнился невращающимся кумулятивным снарядом 3БК5.

Снаряжённый килограммом вещества A-IX-1, он мог пробить до 380мм брони. Позже его дополнили подкалиберным снарядом с отделяющимся поддоном 3БМ-8, который на дальности в 1000м пробивал до 272мм брони.

Т-55 танк

Спаренный с пушкой пулемёт СГМТ в ходе производства заменили на ПКТ, а курсовой пулемёт в лобовом листе упразднили уже на Т-55А. Зенитный пулемёт на танк первоначально не устанавливался, но к концу 60-х годов, в связи с растущей угрозой боевых вертолётов, Т-55 оснастили турелью с пулемётом ДШК.







Танк Т-55: модификации

Вскоре на вооружении стран НАТО появились новые танки, обладающие улучшенными характеристиками защищенности и боевой мощи. Советские танкостроители были вынуждены усовершенствовать танк Т-55. Модернизация впервые состоялась в 1961 году. В результате появилась версия Т-55А. От базовой она отличалась лучшими показателями защиты. Кроме того, для танковой пушки калибром 100 мм разработали усовершенствованные бронебойные снаряды.

Основное внимание уделили усилению защищенности танка и его огневой мощи. При этом принципиальным моментом было сохранение прежней подвижности машины

Прицел модели ТШСМ-32ПВ, которым оснастили модернизированный танк Т-55, отличался от штатного прицела базовой версии функцией независимой стабилизации поля зрения по вертикали. Кроме того, модернизированную машину оснастили теплозащитным кожухом пушки, который нивелировал влияние неравномерного нагрева пушки на изгиб ствола.

Так как боевая масса версии Т-55 АМ стала превышать массу базовой модели, чтобы сохранить динамические показатели машины, на нее установили мотор В-55У, развивающий мощность в 620 лошадиных сил. Чтобы сделать ход танка более плавным, конструкторы увеличили динамический ход опорных катков. С этой целью были применены торсионные валы, сделанные по новой технологии.


Прочие варианты

В СССР на базе Т-55 выпускался огнемётный танк ТО-55, у которого с пушкой был спарен мощный огнемёт с дальностью стрельбы до 200м. Кроме того, шасси танка использовалось для создания инженерных машин и мостоукладчиков и тягачей.

Т-55 также производился (по лицензии) в Польше и Чехословакии.

Боевое применение

Танк т55 в Афгане

В Африке сомалийские Т-55 воевали с Эфиопией, танзанийские – с Угандой.

Сербский т-55

Т-55, оставленные афганской армии, воевали там вплоть до 1996 года.

Конструкция советского танка Т-55 — основные особенности

Советские танкостроители, начиная с танков Т-34 и ИС-2, делали ставку на оснащение машин мощными и надежными силовыми установками. Советские дизели В-2 прошли всю войну и заслужили признание военных. Аналогично подошли к решению поставленной задачи и конструкторы среднего танка Т-55. Дизельный двигатель В-55 имел жидкостное охлаждение и обеспечивал машине высокие скоростные характеристики и большой запас хода, как на твердом покрытии, так и на пересеченной местности. Запуск двигателя осуществлялся с помощью сжатого воздуха, увеличивая ресурс аккумуляторов.


Увеличилась мощность двигателя, повысилась надежность торсионной подвески. Машина имела один из самых лучших ходовых параметров. Удельное давление на грунт составляло всего 0,81 кг/см2. Танк мог сходу преодолевать ров глубиной 2,7 м и стенку, высотой 0,8 м.

Советский средний танк Т-55 надолго стал одним из основных танков Советских Вооруженных Сил. Машина стала базовой платформой для последующих разработок в области танкостроения. Высокие характеристики танка обозначили его широкую сферу применения и географию эксплуатации. Советская машина успешно зарекомендовала себя и в песках пустыни, и в горах. Недаром во многих странах мира танк Т-55 продолжает оставаться на вооружении. Несмотря на то, что модернизация машины Т-55 существенно приблизила ее к уровню основных бронированных машин нового поколения, советский танк на сегодняшний день имеет статус ветерана. Его боевое применение и эксплуатация имеет ограниченный характер.

Тактико-технические характеристики и сравнение с аналогами

Т-55 фото

Но этот танк, оснащённый сложным механизмом выбрасывания гильз, на экспорт так активно не поставлялся и по лицензии не производился.

Т-55 нашёл своё место, даже когда его сменили лучшие машины.

Простой, надёжный и добротный, он оказался незаменим для тех стран, где нельзя было найти высокопрофессиональные экипажи и высокую культуру производства. Однако его время всё-таки уходит.

Т-55 удалось стать самым массовым танком второй половины 20 века, поучаствовать в войнах во всех уголках земного шара, и на покой он всё ещё не собирается. Адекватной замены этому простому и неприхотливому танку пока нет.

История создания

Танк Т-55

Конструкция и основные модификации

Поскольку Т-55 был, по сути, модификацией Т-54, сварной корпус из катаной брони и литая башня остались неизменными. Толщина лобовой брони корпуса достигала 100мм, башни – 200мм. Вертикальные борта имели толщину брони 80мм, а вот низ кормового листа сделали тоньше – 20мм вместо 45. Основные изменения были внутри корпуса. Поперечно расположенный двигатель заменили на форсированный до 580 л.с. агрегат В-55.

В пневматической системе танка появился приводимый от мотора компрессор, постоянно пополняющий ёмкость баллонов, а это позволило сделать штатным средством запуска мотора пневматический стартёр.

Появилась система постановки дымовой завесы, впрыскивающая топливо в выпускной тракт.

Вооружение

Т-55 остался вооружён 100 мм пушкой Д-10Т. В середине 40-х годов это орудие было выше всяких похвал, но в начале 60-х годов уже явно устаревало, несмотря на установку эжектора и стабилизацию в двух плоскостях. Пробиваемость каморных снарядов семейства БР-412 на километровой дистанции не превышала 185мм брони. Однако конструкторы приложили впечатляющие усилия для сохранения эффективности орудия. Уже в 1961 году боекомплект пополнился невращающимся кумулятивным снарядом 3БК5.

Снаряжённый килограммом вещества A-IX-1, он мог пробить до 380мм брони. Позже его дополнили подкалиберным снарядом с отделяющимся поддоном 3БМ-8, который на дальности в 1000м пробивал до 272мм брони.

Т-55 танк

Спаренный с пушкой пулемёт СГМТ в ходе производства заменили на ПКТ, а курсовой пулемёт в лобовом листе упразднили уже на Т-55А. Зенитный пулемёт на танк первоначально не устанавливался, но к концу 60-х годов, в связи с растущей угрозой боевых вертолётов, Т-55 оснастили турелью с пулемётом ДШК.

Прочие варианты

В СССР на базе Т-55 выпускался огнемётный танк ТО-55, у которого с пушкой был спарен мощный огнемёт с дальностью стрельбы до 200м. Кроме того, шасси танка использовалось для создания инженерных машин и мостоукладчиков и тягачей.

Т-55 также производился (по лицензии) в Польше и Чехословакии.

Боевое применение

Танк т55 в Афгане

В Африке сомалийские Т-55 воевали с Эфиопией, танзанийские – с Угандой.

Сербский т-55

Т-55, оставленные афганской армии, воевали там вплоть до 1996 года.

Тактико-технические характеристики и сравнение с аналогами

Т-55 фото

Но этот танк, оснащённый сложным механизмом выбрасывания гильз, на экспорт так активно не поставлялся и по лицензии не производился.

Т-55 нашёл своё место, даже когда его сменили лучшие машины.

Простой, надёжный и добротный, он оказался незаменим для тех стран, где нельзя было найти высокопрофессиональные экипажи и высокую культуру производства. Однако его время всё-таки уходит.

Читайте также: