Сзз как сделать

Обновлено: 06.07.2024


Проект СЗЗ – проект санитарно-защитной зоны.
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это территория, отделяющая предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от жилой застройки.
Кто обязан делать: все объекты хозяйственной и иной деятельности, НО
Проект СЗЗ предприятия не разрабатывается в случаях, если:
1. Предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. уровни создаваемого предприятием загрязнения на границе промышленной площадки которых не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ;
2. Предприятие относится к IV-V классам опасности и главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны;
3. Предприятие является объектом малого бизнеса, относящимся к V классу опасности;
4. Это предприятие малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек.

Научно-исследовательский институт химии ННГУ им. Н.И. Лобачевского 25.04.2019 Экологическое проектирование Комментарии к записи Проект СЗЗ отключены

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.


Функциональное назначение территории СЗЗ – снижение создаваемого объектом или производством негативного воздействия до санитарно-гигиенических нормативов.

СЗЗ - своего рода санитарный барьер между промышленной зоной и нормируемыми объектами, к которым относятся жилые дома, рекреационные зоны, школы, детские сады, больницы и т.д.

Обоснование границ санитарно-защитной зоны выполняется в проекте СЗЗ, в котором производится оценка следующих компонентов негативного воздействия, создаваемого предприятием:

  • химическое воздействие на атмосферный воздух;
  • физическое воздействие (шум, ЭМИ);
  • биологическое воздействие.

1. Максимально коротко о проекте СЗЗ.

В соответствии с требованиями санитарного законодательства все промышленные объекты и большая часть организаций непроизводственного сектора обязаны:

  • если проект СЗЗ ранее не разрабатывался - до 1 октября 2021 г. разработать проект СЗЗ, провести инструментальные исследования и подать указанные материалы в Роспотребнадзор или же документально обосновать отсутствие необходимости установления СЗЗ;
  • если проект СЗЗ ранее был разработан и получено решение об установлении СЗЗ - до 1 января 2025 г. подать документы для внесения информации о СЗЗ в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Ключевым условием для разработки проекта СЗЗ или материалов, обосновывающих отсутствие необходимости разработки такого проекта, являются документы, удостоверяющие право собственности или аренды земельного участка.

Сокращение СЗЗ возможно вплоть до границ предприятия при соответствующем обосновании.

Чтобы доказать, что установление СЗЗ не требуется, необходимо провести работы, фактически эквивалентные тем, что требуются при установлении СЗЗ.

Наличие проекта ПДВ не заменяет процедуру установления СЗЗ!

В случае невыполнения требований по установлению СЗЗ возможна приостановка деятельности организации по статье 6.3 КоАП РФ на срок до 90 суток.

2. Нормативные основания для разработки проекта СЗЗ.

Законодательная база по установлению СЗЗ за последние годы существенно изменилась: вступили в действие новые нормативные документы, при этом старые продолжают действовать в части, не противоречащей им.


Иерархия нормативно-правовых актов по СЗЗ следующая:

В соответствии с п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ для объектов, в отношении которых определены ориентировочные и расчетные СЗЗ, до 1 октября 2021 г. необходимо разработать проект СЗЗ, провести инструментальные исследования и обратиться в Роспотребнадзор с заявлением об установлении СЗЗ.

Размеры ориентировочных СЗЗ большинства объектов и производств определены в классификаторе СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, при этом для каждого из классифицированных объектов указан класс опасности по санитарной классификации.

Вместе с тем, согласно п. 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, СЗЗ устанавливаются в случае формирования за контуром объекта химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Иными словами, СЗЗ устанавливается в случае, если на границе земельного участка организации есть превышения 1 ПДК / ПДУ по химическому и физическому факторам загрязнения атмосферного воздуха.

Это означает, что начиная с 2022 г. будут определены и вступят в действие новые документы в сфере установления санитарно-защитных зон.

3. Как доказать, что установление СЗЗ не требуется?

К сожалению, для того, чтобы доказать отсутствие необходимости разработки проекта СЗЗ, как правило, требуется провести такую же работу, как и при установлении СЗЗ:


На первый взгляд, такая процедура выглядит парадоксальной и избыточной, однако, по сложившейся практике, только она позволяет впоследствии избежать претензий со стороны Роспотребнадзора при проведении проверки в отношении предприятия.

4. Оценка риска для здоровья населения.

Для объектов I и II класса опасности по санитарной классификации (как уже ранее упоминалось, класс опасности определяется в соответствии с классификатором СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) за исключением ряда случаев требуется проведение специальной работы - оценки риска для здоровья населения.

Исключения определены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:

  • животноводческие и птицеводческие предприятия;
  • расстояние до нормируемых объектов в 2 или более раза превышающее размер СЗЗ;
  • кладбища.

Необходимо помнить, что чаще всего необходимость оценки риска определяется наиболее опасным, а не основным производством: например, на животноводческой ферме, на которой установлена установка по сжиганию биологических отходов, потребуется оценка риска для здоровья населения.

5. Процедура установления СЗЗ.

Разработанный проект СЗЗ и результаты натурных наблюдений за состоянием атмосферного воздуха проходят несколько стадий экспертиз:

После получения Решения об установлении СЗЗ Роспотребнадзор направляет в Росреестр материалы для внесения сведений о СЗЗ в ЕГРН.

При внесении сведений в ЕГРН и нанесении сведений о зоне с особыми условиями использования территорий (СЗЗ) на публичную кадастровую карту СЗЗ считается установленной.

6. Категория объекта НВОС и класс опасности объекта по санитарной классификации.

Важно понимать, что санитарная и экологическая ветви законодательства в Российской Федерации исторически развивались отдельно друг от друга.

В связи с этим, в вопросах, связанных с установлением СЗЗ, необходимо руководствоваться исключительно санитарной классификацией объектов, информацию о которой можно найти в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

В соответствии с указанной классификацией существует 5 классов опасности, каждый из которых соответствует определенному размеру ориентировочной СЗЗ:

  • I класс - 1000 м;
  • II класс - 500 м;
  • III класс - 300 м;
  • IV класс - 100 м;
  • V класс - 50 м.


Размеры ориентировочных СЗЗ могут быть сокращены при разработке проекта СЗЗ.

Категория объектов негативного воздействия (категория объектов НВОС) определяется экологической частью законодательства и не имеет связи с СЗЗ. В связи с этим, 1 категория объекта НВОС совершенно не означает, что для предприятия необходимо установление СЗЗ в центральном аппарате Роспотребнадзора.

Одновременно с этим I класс опасности по санитарной классификации также не означает, что для объекта необходимо получение комплексного экологического разрешения.

7. Состав работ при разработке проекта СЗЗ.

  • проведение необходимых расчетов и обоснование границ СЗЗ;
  • графическое описание местоположения границ СЗЗ, включая перечень координат характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, с формированием файла в формате XML (требование п. 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222);
  • получение сведений о фоновом загрязнении атмосферного воздуха;
  • инструментальные исследования химического и физического загрязнения атмосферного воздуха (с использованием функционала собственной аккредитованной лаборатории);
  • техническое сопровождение при прохождении экспертиз, включая оплату экспертных работ.

Перечисленные работы могут выполняться как в комплексе (при заключении единого договора), так и отдельно.

8. Возможные штрафные санкции.

Нередко со стороны промышленных экологов присутствует достаточно легкомысленное отношение к вопросу установления СЗЗ. И действительно, ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает сравнительно небольшой в денежном эквиваленте штраф.

Однако в данной статье есть коварный подводный камень - возможность приостановки деятельности предприятия на срок до 90 суток. И, к большому сожалению, это совсем не миф! Достаточно посмотреть судебную практику, чтобы убедиться, что приостановка деятельности предприятий достаточно часто используется Роспотребнадзором в качестве меры административного воздействия.

И эту позицию надзорного органа вполне можно понять: именно по вопросам СЗЗ в Роспотребнадзор поступает наибольшее количество жалоб. В связи с этим, чаще наиболее убедительным действием, которое позволяет понудить предприятие быстро решить вопрос с установлением СЗЗ, является именно приостановка деятельности. Можно представить, какой потенциальный финансовый ущерб для предприятия может принести подобный исход!


Следует понимать, что каждый случай установления СЗЗ - индивидуален. Чтобы получить необходимые консультации, обратитесь в один из территориальных офисов группы компаний или позвоните по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.

10. Частые проблемы, с которыми сталкиваются заказчики при разработке проектов СЗЗ в сторонних организациях.

Безусловно, установление СЗЗ - вопрос непростой, как финансово, так и организационно. В связи с этим, следует внимательно изучить риски, которые возможны при работе с проектной организацией.

Главной проблемой, на наш взгляд, является отсутствие необходимого опыта у проектировщиков. Если проектная организация разрабатывает проекты СЗЗ от случая к случаю, то велика вероятность, что важные нюансы будут проигнорированы. Впоследствии это приводит к упущенному времени, а в целом по работе - к отрицательному результату.

Другие возможные проблемы перечислены далее.

  • В план мониторинговых исследований включаются некорректные данные. Например, там могут оказаться вещества, на которые отсутствуют аттестованные методики замеров. Или же количество исследований будет больше, чем требуется по законодательству, что приведет к необоснованному увеличению стоимости работы.
  • Заказчика умышленно дезинформируют о реальной стоимости работы. Когда договор уже заключен, выясняется, что помимо разработки проекта СЗЗ требуются еще мониторинговые исследования, оплата санитарной экспертизы и фоновой справки о загрязнении атмосферного воздуха, оценка риска для здоровья населения. Таким образом работа, которая изначально была несколько дешевле, чем у других проектных организаций, оказывается в 3, 4, 5 раз дороже!
  • В состав СЗЗ проектировщиком по незнанию включаются запрещенные объекты - например, поля для выращивания пищевых культур или садоводческие участки. Обычно такие ошибки выявляются на стадии санитарной экспертизы. Но иногда такие проекты даже получают решения об установлении СЗЗ! Но затем, в соответствии с п. 2 и 3 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, в течение 2 лет необходимо привести вид использования попавших в СЗЗ участков в соответствие с режимом СЗЗ! Это оборачивается многомиллионными потерями для владельцев бизнеса.
  • Проектировщики требуют от заказчика избыточные исходные данные. Например, отказываются проводить расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере, требуя предоставить им данный расчет из проекта ПДВ. Такое требование говорит о низкой квалификации проектной организации, поскольку даже в случае предоставления подобных расчетов со стороны заказчика сформированный проект СЗЗ гарантированно получит отрицательное заключение.

Нельзя не упомянуть также о самом неприятном аспекте взаимодействия с проектной организацией - отсутствии сопровождения разработанного проекта. Бессмысленно говорить, что сам по себе проект не имеет практического смысла - важен результат его рассмотрения со стороны надзорных органов.

Минимизируйте риски!

Читайте также: