Сякухати как сделать

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Упражнения для верхнего регистра. Готовлю несколько mp3 для упражнений

"Делай лучшее из того, что можешь, бери доступное из того, что хочешь, познавай то, что поддаётся познанию, не говори ни ДА, ни НЕТ и во всём знай меру. Разьве этого не достаточно, чтобы понять остальное?" (с)

Выложил звучание базовых нот обоих регистров в mp3, а также первую мелодию для отработки с нотами и mp3 файлом.

"Делай лучшее из того, что можешь, бери доступное из того, что хочешь, познавай то, что поддаётся познанию, не говори ни ДА, ни НЕТ и во всём знай меру. Разьве этого не достаточно, чтобы понять остальное?" (с)

to Komuso
Чтоб ты не думал, что никто не занимается сякухати. Смастерил себе из пластиковой трубы 2 месяца назад. Мучался мучался. а тут тебе раз.. ты оказывается выложил инфу по обучению. Распечатал и начну заниматься. Вот тока не знаю наскока меня хватит:)
Спасибо тебе. На самом деле. респект..

Hippo писал(а): Чтоб ты не думал, что никто не занимается сякухати. Смастерил себе из пластиковой трубы 2 месяца назад.

"Делай лучшее из того, что можешь, бери доступное из того, что хочешь, познавай то, что поддаётся познанию, не говори ни ДА, ни НЕТ и во всём знай меру. Разьве этого не достаточно, чтобы понять остальное?" (с)

Начал упражнения извлечения нижних нот.
Очень трудно удержать стабильный звук, особенно когда все дырки зажаты. помимо основного звука идет какой то свист.
похоже что идет передув на следующую октаву.
а можно ли заниматься сидя? или нужно чтобы диафрагме ничего не мешало?

Hippo писал(а): Начал упражнения извлечения нижних нот.
Очень трудно удержать стабильный звук, особенно когда все дырки зажаты. помимо основного звука идет какой то свист.
похоже что идет передув на следующую октаву.
а можно ли заниматься сидя? или нужно чтобы диафрагме ничего не мешало?

Можно сидя, конечно. В основном сидя и играют.
А со звуком придётся немного попыхтеть
Часто обучение начинают при всех открытых дырках. потом по одной закрывают.

"Делай лучшее из того, что можешь, бери доступное из того, что хочешь, познавай то, что поддаётся познанию, не говори ни ДА, ни НЕТ и во всём знай меру. Разьве этого не достаточно, чтобы понять остальное?" (с)

Продолжаю обучение. Вопрос. а нижняя дырка всегда должна быть заткнута? Похоже когда она открыта, то зажатие дырок сверху не влияет на звук.
Как было посоветовано, начал отрабатывать нижние ноты постепенно затыкая дырки. дошел до второй. очень трудно удержать нижнюю ноту с двумя заткнутыми дырками. звук срывается на верхнюю октаву или идет свист. не представляю как можно играть нижние ноты с тремя и четырьмя заткнутыми дырками.
А какая должна быть струя воздуха? сильная или слабая?

Hippo писал(а): Вопрос. а нижняя дырка всегда должна быть заткнута? Похоже когда она открыта, то зажатие дырок сверху не влияет на звук.

Не совсем понял. Это дырка номер 5 - одиночная с обратной стороны флейты? Обычно закрыта, кроме нескольких нот, где она открыта полностью или наполовину.

А когда закрываешь все 5 для получения Ре, а потом наклоняешь голову настолько, чтобы получить До. во где мазахизм
Но в этом-то и вся прелесть сякухати. Буддизм - это страдание
А если серьёзно, просто недостаточно расслаблены губы. Тренируйся.

Для начала слабая, потом постепенно нарабатываешь громкость. В сякухати нужно уметь делать мгновенные переходы с режущей ухо громкости на едва слышный, но очень чёткий звук, и наоборот, а также с резкого и чистого на ветренный и грязный и обратно. Так что экспериментируй.

Мне когда-то учительница сказала по поводу моего шипящего звука: "Очень хорошо. только ты должен уметь сделать больше, чем этот звук. но запомни, как ты его сейчас играешь, чтобы при желании ты мог его получить".

"Делай лучшее из того, что можешь, бери доступное из того, что хочешь, познавай то, что поддаётся познанию, не говори ни ДА, ни НЕТ и во всём знай меру. Разьве этого не достаточно, чтобы понять остальное?" (с)

Когда говорил про нижнюю дырку, я имел ввиду одиночную на обратной стороне:)) просто я еще не привык к нумерации.. толи от мундштука считать, то ли обратно:))
У тебя написано, что губы должны быть расслаблены и должна быть грустная мина на лице и уголки рта опущены:)) так и стараюсь.
вот тока иногда когда дую набирается воздух под верхнюю губу, по обе стороны где клыки. это ничего или под верхней губой никаких объемов не должно быть?
еще мучаюсь с углом наклона. трудно получается поймать. похоже что как поймал нужный угол, нужно очень четко его держать в пределах градуса.

Hippo писал(а): У тебя написано, что губы должны быть расслаблены и должна быть грустная мина на лице и уголки рта опущены:)) так и стараюсь.
вот тока иногда когда дую набирается воздух под верхнюю губу, по обе стороны где клыки. это ничего или под верхней губой никаких объемов не должно быть?

Попробуй перед зеркалом:
- опусти уголки рта
- представь, что верхняя губа - как навес, ровная и неподвижная, типа направляющей плоскости
- нижняя губа типа образует "канал" для воздуха
- начинаешь дуть, и нижняя расслабленная губа немного выходит вперёд, а прекращаешь дуть - возвращается назад
- расслабь всю эту конструкцию.
- запасись терпением..

Тебе придётся это прочувствовать самому, найти свой угол, своё положение губ. Если спросить у 100 человек их технику дутья, то почти все они будут немного отличаться. Это анатомические особенности человека, их никак не исключишь.

У меня под верхнюю губу воздух не идёт.

"Делай лучшее из того, что можешь, бери доступное из того, что хочешь, познавай то, что поддаётся познанию, не говори ни ДА, ни НЕТ и во всём знай меру. Разьве этого не достаточно, чтобы понять остальное?" (с)

Вот выложил полные 2 октавы. Скоро подготовлю третью, хотя в традиционной музыке сякухати от третей встречаются, как правило, только несколько нот. Тем не менее некоторые мастера играют на сяку современную музыку (типа Джона Нептуна, который играет джаз), так они по 3-м октавам идут.

"Делай лучшее из того, что можешь, бери доступное из того, что хочешь, познавай то, что поддаётся познанию, не говори ни ДА, ни НЕТ и во всём знай меру. Разьве этого не достаточно, чтобы понять остальное?" (с)

Кстати, сякухати - это не только музыкальный инструмент (bamboo flute)

Но также и "оральная стимуляция полового члена" (oral sex; fellatio)

kostichelly писал(а): Кстати, сякухати - это не только музыкальный инструмент (bamboo flute)
Но также и "оральная стимуляция полового члена" (oral sex; fellatio)

"Делай лучшее из того, что можешь, бери доступное из того, что хочешь, познавай то, что поддаётся познанию, не говори ни ДА, ни НЕТ и во всём знай меру. Разьве этого не достаточно, чтобы понять остальное?" (с)

kostichelly писал(а): Кстати, сякухати - это не только музыкальный инструмент (bamboo flute)
Но также и "оральная стимуляция полового члена" (oral sex; fellatio)

Сделал пластиковую 7-дырочную сякухати. Правда еще не окончательный вариант. Неудобно положение пальцев левой руки. Какое существует правильное распределение пальцев (и альтернативные) для 7-дырочных инструментов и в частности для сякухати?

assolio писал(а): Сделал пластиковую 7-дырочную сякухати. Правда еще не окончательный вариант. Неудобно положение пальцев левой руки. Какое существует правильное распределение пальцев (и альтернативные) для 7-дырочных инструментов и в частности для сякухати?

Если честно, я этого нигде не встречал, да и сам лично на такой не играл. Скорее, это на любителя, типа проб и ошибок

"Делай лучшее из того, что можешь, бери доступное из того, что хочешь, познавай то, что поддаётся познанию, не говори ни ДА, ни НЕТ и во всём знай меру. Разьве этого не достаточно, чтобы понять остальное?" (с)

Jimmy_ писал(а): Komuso
не нашел на Вашем сайте что-нибудь о том как непосредственно настраивать инструмент

Настройка высоты звука - положением отверстий и их размером. Чем ближе отверстие к мундштуку, тем выше звучание дырки. Для этого я делал их немного меньше и потом дотачивал до нужного круглым напильником. Часто на бамбуковых флейтах растачивают не внешнюю часть отверстия, а внутреннюю, и канал отверстия получается под наклоном к оси флейты, а не перпендикулярно. Мне казалось, что я это где-то писал, но не делал упор, т.к. у меня пока описана только пластиковая флейта.

Тембр и качество звука настраиваются работой на внутреннем конусе. Внутри трубки есть зоны резонанса, изменения в которых меняют качество звука. Грубо говоря, раздвоение звука на 2-й дырке - нужно добавить пасты в определённой зоне, шипилявость на ней же - убрать немного толщины в другой зоне.. и т.д. Это как кубик Рубика - тронул одну зону, получил изменения в других. Есть определённые алгоритмы настройки, многие из которых - профессиональные секреты изготовителей, передававшиеся и совершенствовавшиеся на протяжении поколений.

Я попытаюсь в будущем выложить полностью описание настройки, которое есть у меня.

"Делай лучшее из того, что можешь, бери доступное из того, что хочешь, познавай то, что поддаётся познанию, не говори ни ДА, ни НЕТ и во всём знай меру. Разьве этого не достаточно, чтобы понять остальное?" (с)

Особенности сякухати и игра на ней

Легендарная японская флейта сякухати популярна среди музыкантов вот уже более 1000 лет. За это время из инструмента, который использовался монахами во время медитаций, она успела превратиться в один из символов классической японской музыки и получить известность далеко за пределами страны восходящего солнца.



Что это такое?


Сякухати мастера делают только вручную. Для ее изготовления используется ствол бамбука вместе с корневыми отростками. Он тщательно очищается, прогревается на медленном огне и просушивается в течение недели. После этого его хранят в темном и сухом месте от 3 до 5 лет. От срока хранения инструмента зависит то, насколько глубоким будет его звучание.

Когда основа материала готова, происходит зачистка канала и высверливание необходимых отверстий. Готовую флейту покрывают несколькими слоями лака. Изнутри ее обрабатывают для того, чтобы звук был более чистым. Снаружи – чтобы инструмент выглядел красивее.

Каждая флейта делается вручную, поэтому получается действительно уникальной и не имеющей никаких аналогов.


Краткая история

Есть несколько версий появления японской флейты. Согласно одной из них, этот музыкальный инструмент появился в Египте. Оттуда он пришел в Индию, затем распространился в Китай и Японию. В течение долгого периода этот музыкальный инструмент ассоциировали с бродячими монахами – комусо. Игра на такой флейте из бамбука заменяла им молитву и помогала сосредоточиться на медитации.


Одна из легенд рассказывает о том, что из-за запрета на ношение оружия монахи использовали для самообороны как раз свои музыкальные инструменты. Именно поэтому флейты стали изготавливать из корневой части бамбука, которая является самой прочной и толстой. В XVII веке флейту стали использовать для исполнения народных песен. Крестьян этот инструмент привлек своей простотой, поэтому флейте очень быстро удалось заполучить народную любовь.



В XVIII столетии были основаны самые известные школы игры на сякухати.

  • Мэйан-рю. Школа была основана примерно в 1890 году, став фактическим продолжателем традиций школы Фукэ. Основным ее отличием было то, что музыканты играли медитативные мелодии, состоящие из длинных нот. К сожалению, оригинальный репертуар школы был утрачен в прошлом столетии.
  • Кинко-рю. Изначально школа имела статус аристократической. Она была основана ронином Кинко во второй половине XVIII века. Традиционный репертуар школы состоял из собранных и переработанных им композиций. Именно благодаря школе Кинко сякухати стала частью санкёку – традиционного японского ансамбля.
  • Тодзан-рю. Школа со времен своего основания симпатизировала западному музыкальному стилю. Поэтому главные ее композиции очень отличаются от того, что характерно для японской музыки. Сейчас большинство музыкантов, играющих на сякухати, являются представителями как раз этой школы.



Популярность за пределами Японии этот музыкальный инструмент стал получать только в прошлом столетии. Сейчас бамбуковая медитативная флейта используется при исполнении разных музыкальных композиций. Репертуар сякухати делится на две большие части: гайкёку и хонкёку.


Обзор видов

Существует несколько основных видов сякухати.

  • Хотику. Это одна из самых древних разновидностей японской флейты. Ее отличие заключается в том, что ее стараются всегда делать из одного цельного куска бамбука. Нередко оставляют нетронутыми даже перегородки внутри бамбука. Многие считают, что из-за этого звук получается более качественным и глубоким.
  • Гагаку. Эта разновидность флейты долгое время была популярна в Китае. Свое название она получила из-за того, что использовалась в составе оркестра гакаку. Сейчас увидеть этот музыкальный инструмент можно только в музеях. Самые ценные образцы хранятся в сокровищнице в Наре.
  • Тэмпуку. Эту флейту отличает немного другая форма отверстия для рта. Инструмент является чем-то средним между гагаку и фукэ. Сейчас он используется довольно редко.
  • Фукэ. Отличается широким и тяжелым концом, сделанным из корня бамбука. Конструкция с 5 отверстиями для игры была придумана монахами секты Фукэ. Именно ее используют современные музыканты.
  • Хитоёгири. Это тот самый инструмент, который, в отличие от фукэ, использовался не для медитации, а для исполнения народных песен. К сожалению, из общего употребления данная флейта вышла около ста лет назад.





Как играть?


На поверхности инструмента есть пять пальцевых отверстий. Используя их, можно контролировать звучание флейты. На высоту звука также влияют движения головой вниз и вверх. Ведь таким образом музыкант меняет угол, под которым струя воздуха проходит через бамбуковый инструмент.

Обучение игре на этом музыкальном инструменте требует ежедневной практики. Желательно практиковаться в разных условиях. Например, на природе, наблюдая за тем, как звучание меняется под воздействием ветра. Стоит учитывать, что новичок не сможет сразу сыграть ни одной мелодии.

Взяв флейту в руки в первый раз, получится создать только шум. Чтобы научиться извлекать из инструмента нужные звуки, придется очень постараться.



Отдельно стоит отметить, что сякухати нуждается в правильном уходе. Храниться бамбуковая флейта должна в сухом и теплом помещении. Ни в коем случае нельзя держать ее рядом с обогревателями или батареями. Это приведет к тому, что на поверхности инструмента появятся трещины. Тогда его придется заменить на новый или отдать на реставрацию. Сякухати не нужна дополнительная настройка, но после каждого сеанса игры ее внутреннюю поверхность следует тщательно чистить.



Игра на флейте сякухати – это настоящее искусство. К сожалению, на его освоение уходит слишком много времени. Ведь чтобы научиться полностью контролировать этот инструмент и играть на нем полноценные мелодии, приходится практиковаться годами. Поэтому сейчас все меньше людей посвящают свою жизнь освоению древних музыкальных традиций.

О том, как играть на флейте сякухати, смотрите в следующем видео.

корневая флейта сякухати, купить

Очень хорошая флейта сякухати, выполненная по стандартам японских мастеров.

Сама флейта создала вокруг себя определенную историю, и несет в себе состояние Дзена и покоя. Думаю, тут важно все, что происходило вокруг инструмента от момента заготовки материала до последних штрихов, все это конечно же отразилось на звуке.

При создании флейты происходило много интересных встреч и взаимодействий. Еще в Абхазии мы с Горным Ветром буквально на коленях исползали бамбуковую рощу в поисках идеального подходящего бамбука.

заготовка бамбука в Абхази

Потом медитативный процесс — обжиг, при котором каждый делится впечатлениями, историями. Прекрасная дружеская атмосфера!

флейта сякухати, обжиг бамбука

Ну и один из самых ответственных моментов, уже на родине — превращение заготовки во флейту. Тут я остался один в состоянии отрешенности от внешнего мира и вслушивался, куда же сама флейта позовет меня, какой она хочет воплотиться и что хочет ведать миру. Уже когда родился звук, произошло тоже еще одно интересное знакомство с девушкой — мастером по коже Лютеин Лирой, она сделала футляр к флейте.

Теперь характеристики флейты. Материал — корневой абхазский бамбук нужных пропорций , это для тех, кто понимает о чем речь: 7 колен как в классике жанра, все отверстия на нужных местах. Тональность Ля, длина флейты 69 см. Диапазон 2 октавы. На конце раструб около 10 см длиной. Флейта для тех, кто опробовал простые недорогие сякухати и хочет перейти на более совершенную модель, приближенную к идеалу. (продана)

корневая флейта сякухати, купить

корневая флейта сякухати, купить

Звук сякухати в Ля:

Музыкальный инструмент сякухати

Сякухати — один из самых распространенных японских духовых инструментов.

Что такое сякухати

Музыкальный инструмент сякухати

Исторически сякухати использовали японские дзен-буддисты в своих техниках медитации и в качестве оружия самообороны. Также флейта применялась среди крестьян в народном творчестве.

Конструкция инструмента

Внешне корпус флейты похож на китайский сяо. Представляет собой продольный бамбуковый аэрофон. Сзади находится отверстия для рта музыканта. Число отверстий для пальцев — 5.

Модели сякухачи различаются строем. Всего существует 12 разновидностей. Кроме строя, корпус отличается длиной. Стандартная длина — 545 мм. На звучание также влияет покрытие внутренностей инструмента лаком.

Звучание

Сякухати создает гармоничный спектр звучания, содержащий основные частоты, даже при игре необычных гармоник. Пять тоновых отверстий позволяют музыкантам играть ноты D-F-G-A-C-D. Перекрещивание пальцев и прикрытие отверстий наполовину создают аномалии в звуке.

Игра на сякухати

Несмотря на простую конструкцию, распространение звука в флейте имеет сложную физику. Звук исходит из нескольких отверстий, при этом создается индивидуальный спектр для каждого направления. Причина кроется в природной несимметричности бамбука.

История

Среди историков не существует единой версии происхождения сякухати.

Согласно основной сякухати произошел от китайской бамбуковой флейты. Китайский духовой инструмент впервые попал в Японию в VII веке.

В Средневековье инструмент сыграл важную роль в становлении религиозной буддистской группы Фукэ. Сякухати использовался в духовных песнях и воспринимался как неотъемлемая часть медитации.

Свободное путешествие около Японии было запрещено сегунатом в то время, но монахи Фукэ игнорировали запреты. Духовная практика монахов подразумевала постоянное перемещение из одного места в другое. Это повлияло на распространение японской флейты.

Читайте также: