Свисток смерти своими руками

Обновлено: 06.07.2024


Впервые глиняные свистки в виде оскаленных черепов археологи обнаружили в 1999 году при раскопках ацтекского города-государства Тлателолько, расположенного на территории современного Мехико. Два этих предмета лежали у ног скелета обезглавленного человека в храме бога ветра Эекатля. Свистки располагались так, словно кто-то вложил их в руки жертвы в ходе неизвестного ритуала, который состоялся 650 лет назад, задолго до открытия Америки Колумбом.



Именно Арндт первым догадался подуть в одно из отверстий поделки, что породило абсолютно жуткий звук, который наводит на мысли о криках грешников, мучающихся в Аду.



Роберто Веласкес



Одна из схем, созданная исследователем

Свой успех ученый прокомментировал следующим образом:

До сих пор древние цивилизации были для нас немыми. Но эта находка дает этим народам голос. Теперь мы можем немного лучше понять, кем они были, что они чувствовали, как воспринимали мир.
Судя по всему, восприятие мира у ацтеков было очень своеобразным, но этот факт не делает открытие Веласкеса и Бота менее значимым для современной науки.



Серебряная копия ацтекского свистка, принадлежащая Роберто Веласкесу

После того как было открыто истинное предназначение свистков, их начали находить по всей Мексике, причем в самом разном исполнении. Еще бы — теперь смысл непонятных безделушек, не представлявших для археологов особой исторической ценности, стал очевиден и их ценность для науки существенно возросла.


А вот вопрос — для чего древние индейцы извлекали адские вопли из свитков, до сих пор остается открытым. Существует немало гипотез о том, для каких целей служил этот звук. Одни эксперты считают, что свистки были призваны вводить участников жертвоприношений в транс, другие уверены, что эти приспособления использовались для устрашения врагов. На самом деле нетрудно представить себе эффект от такого инструмента в ночных джунглях — впасть в панику может самый отважный воин, не знакомый с природой душераздирающего звука.



Современный свисток-сувенир

Свисток смерти: жуткий инструмент ацтеков

Свисток известен с самых древних времен. Они присутствуют как нехитрые игрушки и музыкальные инструменты в разных культурах. Но ацтеки пошли дальше - и создали жуткую версию, которую назвали "свисток смерти" за способность нагнать страх и ужас на неподготовленного человека.

Свисток смерти: жуткий инструмент ацтеков

Свисток смерти: жуткий инструмент ацтеков

Именно Бот и догадался дунуть в одно из отверстий свистка, породив жуткий звук. К исследованию подключился и археолог и инженер Роберто Веласкес (Roberto Velasquez).

Свисток смерти: жуткий инструмент ацтеков

Довольно долго ученым не удавалось скопировать эти примитивные внешне изделия. Копии выдавали тихий и вполне мирный звук, достичь нужного эффекта все не удавалось.

Свисток смерти: жуткий инструмент ацтеков

Но археологам все же удалось:

До сих пор древние цивилизации были для нас немыми. Но эта находка дает этим народам голос. Теперь мы можем немного лучше понять, кем они были, что они чувствовали, как воспринимали мир.

Свисток смерти: жуткий инструмент ацтеков

После этого открытия ученые знали на что обращать внимание и свистки начали находить по всей Мексике. Теперь из заштатных безделушек свистки превратились в важные артефакты прошлого.

Свисток смерти: жуткий инструмент ацтеков

Форму свисток смерти имел самую разную - черепа, ягуары, змеи, боги и фантастические существа. Самый старый свисток в форме лягушке выполнен в 400 году нашей эры.

Свисток смерти: жуткий инструмент ацтеков

Вопрос зачем нужны были эти свистки остается открытым. С одной стороны эти мог быть элемент ритуала, звук свистка должен был парализовать ужасом жертву. С другой - их вполне могли использовать для устрашения врагов. Только представьте такой звук в ночной тишине джунглей.

Свисток смерти: жуткий инструмент ацтеков

Сейчас местные изготавливают сувениры в форме свистков смерти, с ними устраивают представление. А звучит это примерно так:

Древние ацтеки использовали свисток как боевой клич, который гарантировал им победу, что бы их враги немедленно убежали.

В 1990-х годах археологи в Мехико раскопали 500-летний скелет перед храмом Эхекатль Тлателолко. Он был принесен в жертву и держал в руках два маленьких свистка, один в форме черепа.


Когда исследователь дунул в один из крошечных свистков ужасающие звуки разнеслись по округе..

Один ученый описал этот звук как " вопль смерти.”

Эта находка позволяет предположить, что свистки связаны с Эхекатлем (ветром) и Миктлантекутли (смертью), и они могут быть связаны с ритуалом жертвоприношения.


Ужасный, пронзительный звук свистка, пожалуй, больше всего похож на человеческий крик. В структуре этих инструментов образуются различные воздушные потоки, которые затем диаметрально сталкиваются друг с другом.

Ацтекские воины были известны тем, что били в деревянные барабаны, когда они шли в бой. А еще они могли бы дуть в эти страшные свистки.

Вы можете представить себе пугающий звук, если у вас было 200 или 300 или 5000 воинов, дующих в эти инструменты. Это было бы очень пугающе.

Другая теория предполагает, что свист мог быть использован для того, чтобы принести утешение и вызвать транс как часть исцеляющих ритуалов, а не для устрашения.

К сожалению, точное первоначальное использование и назначение свистка смерти и многих других древних резонаторов были потеряны.

В музеях и коллекциях есть несколько древних свистков смерти, сделанных из глины, но очень немногие из них оказались предметом исследований.

Магические музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты - способ трансформировать в музыку чувства и переживания людей. Древние люди приписывали им магические свойства, полагая, что музыкальные инструменты позволяют соприкоснуться с потусторонним миром и являются эффективным методом воздействия на сознание человека. Впрочем, проверить это на себе может каждый желающий. Слушаем и наслаждаемся!

1. Танбур

Танбур - способ очищения духа.

Танбур - струнный деревянный инструмент с длинным грифом и резонирующим грушевидным корпусом. Он известен ещё как танбур, сетар и тар. Прародитель современной гитары возник в Месопотамии, после чего распространился по Южной и Центральной Азии несколько тысяч лет назад. Считалось, что музыка танбура исцеляет, успокаивает и дарит человеку внутреннее равновесие. Этот инструмент использовался в религиозных обрядах Африки и Ближнего Востока. По гудящую музыку танцоры погружались в состояние неистовства и безумия, при этом их дух очищался.

2. Горн из морской раковины

Горн из раковины в форме рога.

Этот музыкальных духовой инструмент изготовленный из раковины морских моллюсков или крупных морских улиток и использовался в различных культурах - от Карибского бассейна и Мезоамерики до Индии и Тибета, а также в Новой Зеландии и на островах Тихого океана. В горн дули, чтобы извлечь громкий трубный звук. Среди племен Карибского бассейна инструмент занимал центральное место в ритуалах охоты, войны и молитвы. На Фиджи, рог из раковины использовали, чтобы объявить о прибытии гостей в деревню или во время похоронных обрядов. В Индии, где рог являлся священным символом бога Вишну и символизировал женскую плодовитость, под его звуки погружались в транс.

3. Окарина

Окарина: разговор с богами.

Окарина – небольшой портативный духовой инструмент, который, как полагают, возник в 10000 г. до н.э. Традиционно их создавали из кости или глины, то иногда встречались версии из камня, дерева и металла. Этот инструмент состоит из полой камеры с выступающим рупором, в которой есть 4-12 отверстий, зажимаемых пальцами, чтобы производить различные звуки.

Окарины использовались в ритуалах мезоамериканских культур, где с их помощью производили красивые, сюрреалистические звуки. Считалось, что этот инструмент помогает разговаривать с богами, птицами и животными. Люди под музыку окарины погружались в таинственное, подобное трансу, состояние.

4. Мбира

Мбира племени Шона.

Мбира - портативный инструмент, созданный племенем Шона, которое проживало на территории современного Зимбабве более 1000 лет назад. Музыкальный инструмент состоял из нескольких металлических зубцов или пластин, установленных на деревянный резонирующую пластину. Мбира была одним из главных атрибутов в религии Шона. Считалось, что с её помощью можно поддерживать связь слухами предков. Мбира, разговаривать и советоваться с ними. Инструмент использовался и в церемонии Бира, во время которой вызывали духов для познания мудрости племени и пытались управлять погодой.

5. Губная арфа

Губная арфа.

6. Гонг

Гонг.

Гонг - металлический ударный инструмент, который придумали в Китае в 3500 году до нашей эры. Позже он был адаптирован различными культурами по всей Юго-Восточной Азии и Африке. Это большой подвесной диск из металла, как правило, бронзы или латуни, по которому бьют молотком, чтобы произвести звук. Игра на гонге была связана в древнем буддизме с ритуалами исцеления, молитвами и медитацией. В китайской культуре гонги часто считались священными, и считалось, что если человек коснется гонга, то будет одарен счастьем, удачей и хорошим здоровьем.

7. Диджериду

Австралийский диджериду.

Коренные народы Северной Австралии разработали этот странный духовой инструмент более 1500 лет назад, а используется он и по сей день. Диджериду представляет собой длинную деревянную трубу, изготовленную из ствола эвкалипта, у которого термиты выели сердцевину. Труба издавала низкий, жуткий гул, который считался голосом Земли. Диджериду традиционно использовался для сопровождения песен и танцев во время церемоний аборигенов, обеспечивая их связь с природой и невидимым духовным миром.

8. Скрипка

Скрипка - инструмент дьявола.

Скрипка, деревянный струнный инструмент, на котором играют смычком, упоминается ещё в Ветхом Завете. Древние считали, что связь с Богом символизируют голоса ангелов, тогда как связь с дьяволом происходит через звуки музыкальных инструментов. В результате образ дьявола как "злого скрипача" окончательно установился в христианстве.

2. Барабаны

Баабаны.

Барабаны присутствуют почти во всех древнейших человеческих культурах. Их использовали на протяжении десятков тысяч лет в молитвенных ритуалах, войнах и танцах. Более 8000 лет назад в древней Месопотамии священные звуки барабанов звучали во время родовых встреч, церемоний и сражений. В различных частях Африки "говорящие барабаны" использовались в качестве средств коммуникации, ведь музыку можно было услышать с большого расстояния.

10. Свисток смерти

Свисток смерти.

Этот элегантный и страшный музыкальный инструмент происходит из культуры древних ацтеков, где он использовался для разнообразных жутких и пугающих целей. Полые свистки, как правило, высекались из кости или камня (иногда драгоценного) в форме черепа. Форма свистка смерти демонстрировала эмоции, которые он должен был внушать слушателям: страх и трепет. Свисток издавал ужасный "кричащий" звук. Этот музыкальный инструмент повсеместно использовался в церемониях, посвященных богу ветра - Эекатлю и Миктлатекутли, воплощению "Ветра Смерти". Священники ацтеков использовали эти свистки во время ритуалов жертвоприношения человека, где их звук был, как считалось, помогал направлять душу жертвы в загробный мир и ублажить богов.

Если дома есть фортепьяно, которое уже отслужило своё, не стоит торопиться отправлять его на свалку. Можно воспользоваться одной из 11 идей использования старого нерабочего фортепиано .



Первые свистки смерти были обнаружены всего несколько десятков лет назад. В 1971 году они получили свое зловещее название, во-первых, такое заглавие подходило их виду — свистки сделаны из нефрита в форме человеческого черепа, во-вторых, два из таких свистков были обнаружены в руках, принесенных в жертву людей. Их останки были обнаружены во время исследовательских работ в передней части Храма бога ветра Эекатля, в Тлателолко (древний город, в котором в настоящее время проводятся многочисленные археологические раскопки).

Читайте также: