Светоформирующая насадка своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

В продолжение разговора о базовых знаниях, необходимых новичку для съемки в студии, темой нашей сегодняшней статьи будет разбор светоформирующих насадок для студийных моноблоков : какие они бывают и какой результат можно получить с их помощью.

Условно можно классифицировать существующие насадки для моноблоков, исходя из их характеристик.

1. По типу байонета и производителя.

Да-да, байонет есть не только у вашего фотоаппарата, в конструкции моноблока используется схожая технология. Различаются байонеты по диаметру и способу закрепления насадки. Как правило, моноблок и насадка должны быть одной марки, более того, у некоторых производителей студийного осветительного оборудования есть разделение оборудования по классам: к примеру, профессиональная линейка моноблоков и линейка для любителей. Байонет в этом случае может использоваться разный. Однако существуют переходники для байонетов, которые позволяют использовать различные сочетания моноблоков и насадок, не обязательно одной компании. А еще некоторые производители используют одинаковый байонет, что весьма удобно для потребителя.

2. Разновидности насадок.

Здесь я перечислю те насадки, которые чаще всего используются в студии. Зонт белый, зонт серебристый, софт-бокс, стрип-бокс, октобокс, портретная тарелка (beauty dish), тубус, шторки+соты+цветные фильтры (обычно идут в одном комплекте), рефлекторы (в том числе фоновые), линза Френеля.

3. По принципу работы.

Основных принципа всего два: насадка работает либо на отражение, либо на просвет. К примеру, серебристый зонт работает на отражение, а софт-бокс — на просвет. Универсальной насадкой можно назвать белый зонт — обычно он используется на просвет, однако, никто не мешает вам использовать его на отражение.

4. По жесткости / мягкости светового потока.

Можно отнести к категории насадок, дающих жесткий (рисующий) свет: портретную тарелку, тубусы, шторки (с сотами и без них), рефлекторы, а также зонты на отражение. Мягкий (заполняющий) свет формируют софт-боксы, стрип-боксы, октобоксы, зонты на просвет. Чтобы получить контровой свет в студии, обычно используют источники жесткого света. Для создания аккуратного светового пятна на фоне используют разновидности фонового рефлектора, с ним также используют цветные фильтры — для изменения цвета светового пятна и отчасти, тонирования фона.

Особняком среди насадок стоит линза Френеля (может поставляться производителем в виде моноблока). Ее сложно отнести к определенной категории ввиду универсальности, которая обеспечивается ходом лампы относительно линзы. Условно можно отнести этот девайс к полу-жестким источникам света. Подробнее о линзе Френеля читайте в конце статьи.

Обратите внимание! Жесткость/мягкость светового рисунка также зависит от площади насадки и от расстояния до объекта съемки. То есть, на расстоянии 10 метров от объекта съемки даже большой октобокс становится источником жесткого света. Почему? За счет большой удаленности от объекта он превращается в точечный источник света.

5. По термостойкости материалов.

Как вы наверняка знаете, существуют моноблоки двух типов: импульсного и постоянного света. И если в первом случае параметр устойчивости к высоким температурам не критичен, во втором он необходим (из-за высокой температуры ламп постоянного света) во избежание возгорания. И хотя стоимость насадок из термостойких материалов несколько выше, я считаю, что на безопасности не экономят. В своей студии я пользуюсь софт-боксами и стрип-боксами только из термостойких материалов: даже в импульсных моноблоках есть пилотный свет, который ощутимо разогревает воздух внутри.

Теперь рассмотрим светоформирующие насадки подробнее.

Насадки с диффузными поверхностями: в эту группу попадают зонты, софт-боксы, стрип-боксы и октобоксы.



ELINCHROM — Translucent Umbrella 85 cm

Основа всех этих насадок — специальная матовая белая ткань, которая обладает внушительными рассеивающими свойствами и позволяет получить мягкий, рассеянный свет. Софт-боксы, в отличие от зонтов, дают более правильные по форме блики, более равномерно освещают объект.



ELINCHROM — Portalite Softbox

Разница между бликами особенно заметна при съемке портретов (по форме блика в зрачке модели почти всегда можно определить, какая насадка использовалась при съемке). Поэтому использование зонтов в портретной съемке не всегда можно считать оправданным.

В зависимости от мощности света и удаленности от объекта съемки с этими насадками можно получать весьма разнообразные эффекты.

Рефлекторы, в зависимости от формы, бывают широкими, средними и длинными, с разной фактурой отражающих поверхностей.



ELINCHROM — Maxi Lite Reflector 43° 40 cm

С рефлектором переход от света к тени становится градиентным и чем больше площадь отражающей поверхности рефлектора, тем больше отраженные лучи смягчают переход из света в тень. Рефлекторы зачастую используются в паре с сотами, шторками или фильтрами.

Сотовые фильтры, или проще говоря, соты, нужны для создания акцентного освещения.



ELINCHROM — Reflector Grid Set 21 Complete

Используются как правило в паре с рефлектором. Выглядят они, как пчелиные соты: металлическая конструкция с шестиугольными ячейками матово-черного цвета. При использовании сот мы получим световое пятно с равномерной засветкой центральной части и плавными, размытыми краями вплоть до полного затухания. Поэтому чаще всего соты используются для локальной подсветки а также часто применяются в контровых источниках света.

Конический рефлектор или тубус нужен для создания локального освещения.



ELINCHROM — Snoot Reflector & Grid

Это металлический конус, который устанавливается на рефлектор или на моноблок. Тубус ограничивает световой поток до размеров узкого луча, таким образом получаем световое пятно с резко очерченной границей светотени. К нему также предлагаются насадки в виде сот с разным их диаметром.

Фоновый рефлектор, как становится понятно еще из названия, нужен для красивой подсветки фона, он дает равномерный по интенсивности световой круг, без резких переходов от света к тени по краям.



ELINCHROM — Background Reflector

Для получения менее контрастного освещения, с умеренными по глубине и жесткости тенями, используется портретная тарелка. Обеспечивая хорошее рассеивание света и удобство при моделировании светового потока, без избыточной резкости, она заслуженно снискала славу в рядах фотографов-портретистов.



ELINCHROM — Softlite Reflector 55° 44 cm — silver

Хотя есть у этой насадки противоречивый аспект — не слишком эстетичная граница перехода в тень.

Шторки — это насадки на стандартные рефлекторы, с четырьмя подвижными металлическими лепестками. Оперируя ими, фотограф регулирует угол распространения света. Вместе со шторками обычно идут в комплекте соты и фильтры (нейтральные, диффузионные или цветные). Наиболее часто шторки используют для освещении фона или для создания контрового освещения.

Цветные фильтры используются для изменения спектрального состава света.



ELINCHROM — Grey Colour Gels Set 21 cm

Устанавливаются они на рефлекторы и позволяют получать множество вариантов цветовой партитуры, добавляя новые возможности для фотографа. Цветные фильтры бывают нескольких типов. Наиболее распространенные — фолиевые или пленочные фильтры. Это окрашенная полимерная пленка, в рулонах или нарезанном под размер фильтродержателя виде. Не являясь термоустойчивыми, фолиевые фильтры могут расплавиться от работающего длительное время пилотного света, так что будьте осторожны.

В бюджетных решениях цветные фильтры производятся в виде колпачков из твердого прозрачного полимера и одеваются непосредственно на рефлекторы.

Спот-насадка — это оптическая система, построенная на базе двух линз. Первая линза фокусирует световой поток в пучок, вторая — проецирует этот поток на фон.



ELINCHROM — Mini Spot Lite

Расстояние между линзами содержит отверстие для установки маски Гобо. Именно маска задает итоговую форму спота (светового пятна). За фокусировку пятна отвечает передняя линза — вращая ее, фотограф добивается необходимой ему резкости спота. Маска Гобо создает световое пятно именно той формы, которой обладает сама. Бывают маски Гобо простые, например, в форме круга или звезды, и более сложные, имитирующие источники естественного освещения — оконный проем, жалюзи и т.п. Еще маски Гобо бывают цветными и даже с фото-изображением, напоминающим диафильмы.

Линза Френеля. В фотографический мир она перекочевала из мира кинематографа, где зарекомендовала себя, как многофункциональный инструмент.



ELINCHROM — Fresnel Spot SPP 6000

Основных конструктивных отличий у нее две: либо это специальный моноблок, с уже встроенной линзой Френеля, либо спот-насадка для стационарного моноблока. Предназначена она в основном для предметной съемки, фуд и фэшн-фотографии, и конечно же для классических портретов. Линза генерирует специфический, очень качественный свет — с глубокими тенями и высокой цветовой насыщенностью, так легко узнаваемый в кинематографе. Формируют световой поток параллельные лучи, они определяет характер получаемой светотени. Рассеянных лучей в этом потоке практически нет, и оттого контраст светотени достаточно высокий. Прибор может включать импульсную лампу, что увеличивает его мощность и позволит филигранно управлять световым потоком с большего расстояния. На близком расстоянии линза Френеля особенно хороша для предметной съемки — оперируя пучком света, можно сделать идеальное освещение для съемки натюрмортов.
Еще с помощью линзы Френеля можно проецировать различные теневые силуэты, падающие на фон или даже на модель.

Как видите, все достаточно просто, и вы теперь знаете, зачем и для чего нужны светоформирующие насадки в студии. В следующих материалах я расскажу вам о базовых световых схемах, наиболее распространенных ошибках, которые допускают поначалу студийные фотографы-дилетанты и многом другом.


pic00.jpg

Итак, после имевшего место не так давно перехода большинства рентал-студий Москвы на моноблоки Profoto D1, в адрес как самих студий, так и работающих в них фотографов, со всех сторон посыпались многочисленные обвинения в некомпетентности. Якобы, моноблоки Profotoработают исключительно как источники жесткого света, и не позволяют использовать никакие светоформирующие насадки без так называемого колпака-пайрекса Glass Cover D1 или, как его нередко называют, Glass Dome (которых, и впрямь, практически ни в одной студии не было).

Сразу отмечу, что позиция производителя в этом вопросе абсолютно категорична: практически все светоформирующие насадки Profoto (за исключением нескольких весьма специфических) работают на моноблоках серии D1 и на новых приборах B1 ничуть не хуже, чем на генераторных головках, причем без применения пайрекса! Что немаловажно, это относится и к портретной тарелке (Softlight Reflector) и к софтбоксам, при использовании которых на D1/B1, по утверждению производителя, не возникает критичный hotspot. А при применении зум-насадок разница заключается лишь в сокращении диапазона зума – на моноблоках шкала размечена лишь до 8, а не до 10, как на генераторных головках.

Давайте попробуем разобраться, что же смутило наших (да и не только наших, если уж на то пошло) фотографов? Стоит признать, что на первый взгляд опасения выглядят очень логично. Ведь традиционно во всех приборах (будь то моноблоки или генераторные головки) практически всех производителей лампа всегда выносилась за пределы корпуса. Такое расположение позволяет лампе светить не прямо, то есть не по оси прибора, а равномерно во всех направлениях:

pic01.jpg

pic02.jpg

Тот же принцип, как ни странно, частично используется и в конструкции софтбоксов. Недаром их задняя поверхность из-за изгиба спиц, формирующих каркас, не прямая, а отдаленно напоминает всё ту же параболу:

pic03.jpg

Так что мне вполне понятно недоумение, появляющееся у многих при первом знакомстве с моноблоками Profoto D1 и с новыми вспышками B1. Эти приборы имеют встроенный отражатель (built-in reflector), а лампа у них не выступает за пределы корпуса:

pic04.jpg

Казалось бы, с применением многих светоформирующих насадок тут и вправду должны возникать определенные сложности. Однако на практике всё обстоит не совсем так.

Для начала советую присмотреться к прибору немного внимательнее. Просто поставьте его возле стены и включите пилот. Вы увидите, что он покрывает практически 180 градусов (на фото ниже задействован импульс):

pic05.jpg

Происходит это благодаря переотражениям от зеркальной поверхности встроенного рефлектора, края которого практически параллельны оси прибора:

pic06.jpg

Благодаря такой форме этот рефлектор не имеет ничего общего, скажем, с рефлектором в накамерной вспышке, он покрывает гораздо более широкий угол. Да и матовое стекло (standard glass plate), безусловно, тоже вносит своё вклад в формирование достаточно широкого светового потока.

Хотя существенное отличие от генераторной головки все-таки очевидно: у моноблока интенсивность свечения по бокам существенно ниже, нежели впереди. Да только на практике этот боковой свет при применении большинства насадок формирует лишь края создаваемого насадкой светового пятна. Это легко проследить и на примере стандартного зум-рефлектора и на насадках семейства WideZoom/TeleZoom/Magnum, что мы и сделаем ниже.

Но вернемся к цифрам. Встроенный рефлектор D1/B1 обеспечивает рабочий (без ощутимого перепада) световой поток шириной 77 градусов. Думаю, вы уже догадались, что большинство насадок Profoto спроектировано как раз так, что этих 77 градусов им вполне достаточно.

pic07.jpg
pic08.jpg

На деле при применении тарелки мы используем свет, отраженный от расположенного в центре дефлектора, вопреки распространенному заблуждению, мол дефлектор лишь отсекает прямой поток света, закрывая лампу.

pic09.jpg

Поэтому-то 77-градусный световой поток, обеспечиваемый моноблоком без пайрекса, вполне достаточен для адекватной работы. И по той же причине заметная на глаз разница возникает лишь при замене в тарелке стандартного дефлектора на предлагаемое производителем в качестве опции матовое стекло (frosted glass). Лишь в этом случае применение пайрекса на моноблоке становится действительно необходимым, если вы хотите получить рисунок максимально близкий к тому, что получается при применении головки ProHead.

Кстати, если посмотреть в официальном блоге Profoto видео от Андреа Беллусо, посвященное использованию Softlight Kit на моноблоках D1, можно заметить, что он намеренно не использует пайрекс при работе с тарелкой. При этом фотограф, который на протяжении 30 лет снимает для лучших журналов по всему миру (включая итальянский Vogue), вполне доволен получаемым светом.

Profoto Standard Zoom Reflector в положении 4:

ZoomReflector_4_D1.jpg

D1
ZoomReflector_4_D1Dome.jpg

D1 Dome Glass
ZoomReflector_4_ProHead.jpg

ProHead

Profoto Standard Zoom Reflector в положении 8:

ZoomReflector_8_D1.jpg

D1
ZoomReflector_8_D1Dome.jpg

D1 Dome Glass
ZoomReflector_8_ProHead.jpg

ProHead

Profoto WideZoom Reflector Zoom Reflector в положении 4:

WideZoom_4_D1.jpg

D1
WideZoom_4_D1Dome.jpg

D1 Dome Glass
WideZoom_4_ProHead.jpg

ProHead

Profoto WideZoom Reflector в положении 8:

WideZoom_8_D1.jpg

D1
WideZoom_8_D1Dome.jpg

D1 Dome Glass
Magnum_8_ProHead.jpg

ProHead

Profoto Magnum Reflector Zoom Reflector в положении 4:

Magnum_4_D1.jpg

D1
Magnum_4_D1Dome.jpg

D1 Dome Glass
Magnum_4_ProHead.jpg

ProHead

Profoto Magnum Reflector в положении 8:

Magnum_8_D1.jpg

D1
Magnum_8_D1Dome.jpg

D1 Dome Glass
Magnum_8_ProHead.jpg

ProHead

Profoto White Softlight "Beauty Dish" Reflector со стандартным дефлектором:

BeautyDish_Plate_D1.jpg

D1
BeautyDish_Plate_D1Dome.jpg

D1 Dome Glass
BeautyDish_Plate_Prohead.jpg

ProHead

Profoto White Softlight "Beauty Dish" Reflector со стеклянным матовым диффузором:

BeautyDish_Glass_D1.jpg

D1
BeautyDish_Glass_D1Dome.jpg

D1 Dome Glass
BeautyDish_Glass_Prohead.jpg

ProHead

Держу пари, в случае с любой насадкой никто из скептиков не сможет уверенно определить источник света, если не будет видеть три снимка рядом, а будет разглядывать их по отдельности.

И, наконец, стрип – еще одна насадка, постоянно упоминаемая в интернете как неадекватно работающая без пайрекса. Вооружимся флешметром и проведем тест. У меня под рукой оказался только относительно небольшой Profoto RFi Softbox 1х4 (30х120 см). Для пущей убедительности можно было взять что-нибудь более длинное, но и этого, как мне кажется, будет достаточно.

Для начала поставим его на головку ProHead:

pic11.jpg
pic12.jpg

Перепад между центром и нижним краем стрипа (замер производился у самой кромки) составляет всего треть ступени, что действительно впечатляет! Теперь попробуем на моноблоке без пайрекса:

pic13.jpg
pic14.jpg
pic15.jpg

Да, уже не так чудесно, перепад увеличился до целой ступени. Но поможет ли пайрекс? Проверим:
pic16.jpg
pic17.jpg
pic18.jpg

Перейдем к выводам. Практически все светоформирующие насадки Profoto, как и утверждает производитель, прекрасно функционируют с Profoto D1/B1, причем без колпаков-пайрексов (Glass Dome). При создании встроенного рефлектора этот вопрос был всесторонне изучен. В результате инженерам Profoto удалось спроектировать рефлектор так, что практически весь доступный ассортимент насадок продолжает радовать нас отличным светом. С некоторыми насадками результат практически неотличим от получаемого на головке ProHead, с другими – разница в рисунке есть, и чтобы приблизиться к рисунку ProHead, действительно, нужен пайрекс. Но и без него свет, ни в коем случае, нельзя назвать плохим, он просто немного другой, поскольку возможность такой работы, подчеркну это еще раз, производителем предусматривалась! А в случае с зумируемыми насадками на B1/D1 мы имеем лишь ограничение диапазона зума, при отличных характеристиках света в пределах доступных на моноблоках значений – как с пайрексом, так и без него. И лишь несколько самых экзотических светоформирующих насадок из более чем 120 доступных в продаже, например, Profoto HardBox, в силу своей конструкции вообще не работают на приборах D1/B1, причем пайрекс никак не может помочь в решении этой проблемы.

pic19.jpg

Секрет студийной фотосъемки в источнике света. Благодаря правильно настроенному свету, фотограф может без фотошопа расставить правильные акценты снимка: поиграть глубиной теней, сформировать основной рисунок на объекте фотосъемки, поработать с контрастом, подкрасить фон либо создать на нем какие-либо узоры. Для каждого случая используется своя светоформирующая насадка.

Зонты – приспособления, предназначенные для рассеивания жесткого света вспышки. Разделяются они на две группы: для просвета и светоотражающие. Первые обтянуты специальной тканью, которая смягчает световой поток, пропуская его через себя. Вторые покрыты серебристым светоотражающим материалом. Благодаря высокой универсальности ими оборудовано большинство фотостудий.

Софтбокс – насадка в форме, близкой к кубу или параллелепипеду, делает свет мягким и рассеянным. Внутри она оснащена светоотражающей подложкой, одна из стенок покрыта белой полупрозрачной тканью, которая играет роль фильтра. Через противоположную стенку с помощью специального переходника подключается источник света. Подвиды софтбоксов:

  • простой софтбокс – выполнен в форме куба, применяется для портретной съемки и ряда других направлений, желательно иметь в студии несколько штук разных размеров; – параллелепипед сильно вытянутой формы, может достигать размера 40*180 см. Используется в портретной и ростовой съемке, в случаях, когда нужно создать мягкие тени с высокой детализацией в затемненных участках;
  • октобокс – имеет форму восьмиугольника размером до двух метров, позволяет получить глубокие тени. Октобокс имеет интересную особенность – отражается в глазах моделей в виде необычного восьмиугольного блика. Покупать такой фотоаксессуар стоит, если часто делаете групповые фото или снимаете большие объекты.

Тубус, рефлектор, соты и шторки обычно идут в одном комплекте, выполняют общую задачу – точно направляют световой луч студийной вспышки. Шторки помогают ограничить световой поток. Тубус создает узконаправленный луч света для получения цветового акцента на модели. Соты формируют свет различной жесткости. Эти приспособления применяются во многих видах съемки.

Линза Френеля – устройство, которое фотографы используют для формирования светового пятна. Его размер можно регулировать за счет специальной диафрагмы, входящей в конструкцию. Линза позволяет получить так называемый голливудский свет, – с глубокими тенями и высокой цветовой насыщенностью. Мультифункциональный прибор, но высокая стоимость ограничивает сферы его применения.

Приспособление под названием портретная тарелка купить стоит тем, кто умеет пользоваться всеми преимуществами мягкого, равномерно распределенного света. Такой эффект достигается за счет применения в конструкции рассекателя, распределяющего, идущие прямо лучи по необходимым траекториям. Тарелка представляет собой устройство округлой формы, имеющее каемку по краю для установки сот, и расположенный в центре рассекатель. Портретные тарелки разделяются на три группы по размеру – до 40 см, 40-70 см и свыше 70 см.

Импульсный свет в студии: как работать

В фотостудии мы имеем возможность создавать необходимый характер освещения с помощью источников света, светоформирующих насадок и отражателей (рефлекторов). Источники студийного света разделяются на импульсные и постоянного света.

Источники постоянного света — это мощные галогеновые лампы, потребляющие много электроэнергии и выделяющие безумное количество тепла. Поэтому их редко используют в фотографии, чаще в киносъемке.

 © malikmata52

© jeremiahkellogg

Характер света

Направленный свет (жесткий, резкий) — свет, дающий на объекте резко выраженные переходы света и тени и в некоторых случаях блики (пример: прожектор, яркое солнце, любой точечный источник света).

Рассеянный свет (мягкий, бестеневой) — свет, излучаемый большой поверхностью, равномерно и одинаково освещающий объект, вследствие чего отсутствуют резкие тени, блики (пример: свет из окна, завешенного белой шторой, отраженный свет от светлой стены, пасмурная облачная погода — отражение света от облаков). Разделение насадок по характеру света:

© pietel

© iaincaradoc

Отражатели

Пассивное световое оборудование. Сами свет не излучают, а только отражают (или просвечивают), позволяя менять его направление, характер, цветовую температуру. Обычно это белая, черная, золотая или серебристая ткань, одетая на каркас круглой или прямоугольной формы.

Синхронизация импульса

Синхронизация импульса — одновременность импульса света и открытия затвора камеры. Перечислим основные способы синхронизаторов: ИК-пускатель, синхрокабель, вспышка фотоаппарата.

Синхронизация происходит через инфракрасный импульс, так как в моноблоках есть соответствующие устройства-ловушки.

Синхрокабель — синхронизация через провод, который подсоединяется в синхроразъем на источнике света и в синхроразъем камеры. Типы разъемов у разных фирм-производителей отличаются.

© akeeh

Моноблок Elinchrom Style 400 FX © jeremiahkellogg

Моноблок Elinchrom Style 400 FX © jeremiahkellogg

Иногда встречаются импульсные источники, которые умеют пропускать первый оценочный импульс и срабатывать по второму, но это редкость, и все моноблоки в студии должны быть оборудованы этой функцией. Именно поэтому способ синхронизации с помощью вспышки камеры является неудобным.

Экспонометрия при работе с импульсным светом

Экспоавтоматика современных камер не рассчитана на работу со студийным импульсным светом. Определить экспозицию с помощью камеры невозможно! Поэтому студийная фотосъемка проводится исключительно в ручном режиме (M, Manual) камеры.

Чувствительность матрицы

Снимайте с минимальной доступной для вашей камеры чувствительностью, чтобы избежать цифрового шума. Также я настоятельно рекомендую снимать не в JPG, а в RAW.

© phototec

Выдержка

Длительность импульса моноблоков чрезвычайно мала. Следовательно, выставляем в камере так называемую выдержку X-синхронизации (обычно 1/200–1/500 сек.). Выдержка синхронизации — минимальная выдержка, при которой полностью открыт затвор. Если поставить выдержку меньшую (более короткую), то вы получите неэкспонированную (черную) часть кадра. Если поставить более длительную выдержку, то это не повлияет на результат, ведь мощность импульсного света по сравнению с естественным светом в студии велика, а длительность импульса мала.

Вывод: при работе с импульсным светом в фотостудии управлять экспозицией с помощью выдержки невозможно. Диафрагма — единственный способ управлять экспозицией при работе с импульсными источниками, за исключением изменения мощности источников света или изменения расстояния от источника до фотомодели.

Определение правильной экспозиции

Мы уже уяснили, что можем влиять на экспозицию диафрагмой и мощностью моноблоков, но как определить верную экспозицию? Рассмотрим два варианта.

Для определения правильной экспозиции (правильной диафрагмы) существует прибор флеш-метр. По сути, это экспонометр, который, в отличие от встроенного в камеру, умеет работать с импульсным светом. Для использования флеш-метра достаточно прочитать несложную инструкцию.

Флеш-метр Seconik © jeremiahkellogg

© bagaak

Если же флеш-метра нет, не стоит отчаиваться. В цифровой камере есть возможность отобразить гистограмму полученного кадра. Гистограмма яркости — это график распределения полутонов изображения, в котором по горизонтальной оси представлена яркость (полутоновые градации от черного цвета слева до белого цвета справа), а по вертикали — относительное число точек с данным значением яркости (чем выше столбец, тем больше точек).

You are using an outdated browser.
Please upgrade your browser to improve your experience.




Рекомендуемые фотостудии

Белый Чемодан

Lightfield Productions

В предыдущей статье мы писали о том, как выбрать фотостудию и на что следует уделить внимание. Сегодня мы продолжим рассказ о фотостудии, но уделим вниманию свету, а точнее осветительным приборам и насадкам.

Насадки на студийный свет: рефлекторы, софт-боксы, портретная тарелка.

Источники света делятся на импульсные и постоянные. Импульсный свет – это основной свет, который используется в фотостудиях. Он не сильно нагревает приборы и моделей, на которых светит. Имеет малую потребляемую мощность по сравнению с постоянным источником света. Управляя импульсным светом с помощью разных насадок и мощности, мы можем получить желаемую картинку.
В импульсных источниках света (вспышке) для того, что бы посмотреть как ложится свет, предусмотрена лампа “пилотного” света.

Насадки на осветительные приборы

Рефлекторы
Основные задачи рефлекторов – ограничение светового потока по углу распространения и концентрация его в определенном направлении. Они дают жесткий свет. Так же могут использоваться в сочетании с другими насадками – соты, шторки, фильтры. Есть лампы, которые позволяют перемещать рефлекторы относительно колбы лампы (например, Profoto). Это позволяет получать переменный угол светового пучка.

студийные рефлекторы

студийный зонт

Зонты
Зонты дают мягкий свет с минимальными тенями. Зонты бывают двух типов — на отражение и на просвет.

Софт-боксы
Софт-боксы используют для получения мягкого света. Самые популярные квадратные, прямоугольные, стрип-боксы.

софтбокс

Стрип-боксы
Длинные прямоугольные софт-боксы, длина которых в несколько раз превышает ширину. Стрип-боксы используют для освещения моделей в полный рост, а также при съемке крупных предметов. Стрип-боксы отлично подходят для создания длинных и узких бликов на отражающих поверхностях.

стрип-бокс

Окто-боксы
Окто-боксы – это восьмиугольные боксы диаметром до двух метров. Их основное применение – это групповые портреты. Так же их используют в портретной и предметной фотосъемке для получения бликов округлой формы в глазах и на глянцевых поверхностях.

окто-бокс

“Портретная тарелка”
Благодаря конструктивной особенности “портретной тарелки” свет получается одновременно сконцентрированным и мягким. Это одна из самых популярных насадок при съемке в стиле фешн.

портретная тарелка

Фоновые рефлекторы
Для того, что бы осветить задний фон используют фоновые рефлекторы – специальные рефлекторы, которые не только равномерно распределяют свет, но и помогают исключить нежелательное его попадание в объектив фотокамеры. Аналогом фоновых рефлекторов сулжат стрип-боксы, которые устанавливают по бокам.

фоновый рефлектор


Тубус
Тубус – это насадка на рефлектор конической формы. Помогает фотографу выделить светом какую-нибудь деталь на объекте или фоне. Тубусы могут использоваться параллельно с сотами, что дает на выходе почти параллельные лучи света.

тубус

Универсальные держатели
Держатели крепятся на рефлектор, для установки дополнительных насадок – фильтров, сот, шторок.

универсальные держатели

Шторки
Шторки используют для регулировки светового потока и представляют насадку с 4-мя подвижными кулисами.. Шторки используют для освещения фона и управления контровым фоном.

шторки

Соты
Используются для получения пучка параллельных лучей.

соты

Цветные фильтры
Изменяют цвет светового луча. В отличие от фильтров для объективов, которые действуют на весь кадр, насадки устанавливаются на отдельные светильники и позволяют точечно менять цвет освещения. Например, вы можете поставить красный цвето-фильтр на прибор контрового освещения и получите интересный красный ореол вокруг модели.

цветные фотофильтры

Синхронизаторы

Для связи вашего фотоаппарата и источника света используют синхронизатор. Они бывают двух типов.
Радиосинхронизаторы. Они самые удобные в управлении и поэтому самые популярные в фотостудиях. Связь идет по радиоканалу и вам не мешают никакие провода под ногами.

radiosinhr


Второй вид синхронизации – это синхроабель. Он соединяет ваш фотоаппарат и источник света. Опять же повторюсь, что недостаток - это провода под ногами.

синхрокабель

Очень часто фотографы имеют свои синхронизаторы. В некоторых фотоаппаратах (например, Nikon) есть возможность синхронизировать фотоаппарат с импульсным источником света по внешней вспышке.

Надеюсь, эта статья поможет новичкам разобраться в море осветительных насадок и приборов. Ну а дальше - только практика и еще раз практика! В следующей статье мы расскажем о схемах света в студии и что же можно сделать с таким количеством насадок.

Читайте также: