Сведение в западном стиле как сделать теплый вокал

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Вокал звучит отлично, барабаны реально качают и гитары просто превосходные, но собираем все это вместе и, что мы получаем? Неразбериха! Звучит знакомо? Пока вы не набрались достаточного опыта в сведении музыки, процесс может разочаровывать. Вероятно, существует столько же правильных способов свести микс, сколько успешных звукоинженеров и продюсеров. Но даже в этом случае, я дам 20 советов, которые мне показались полезными спустя годы, и представил их ниже в форме списка. Это не неизменные правила, просто основные рекомендации, которые могут быть нарушены в любой момент, как вы почувствуете, что можете отойти от них. Удачи!

3. Организуйте в подгруппы логические секции вашего микса, такие как ударная установка или бэк-вокал, так вы сможете контролировать общий уровень элементов группы одним регулятором или стерео парой регуляторов. Это позволит вам контролировать микс, используя меньше регуляторов, и меньше пальцев! Но имейте в виду, что для каналов, объединенных таким образом в группы, должны быть свои эффекты, отсортированные по таким же группам, в противном случае уровень эффектов не будет меняться при изменении уровня группы.

4. Пометьте настройки регулятора уровня цветным восковым карандашом, где необходимо настроить уровень звука, и, если необходимо, сделайте запись счетчика ленты или места отсчёта времени, на котором будет сделано изменение уровня. Здесь вы можете попросить помощь других музыкантов в студии, если микс становится слишком надоедливым. Если вам повезло, и вы используете автоматизацию при сведении, прослушивайте весь микс, не наблюдая за уровнями, так вы сможете лучше сконцентрироваться на балансе инструментов.

5. Не стоит полагать, что ваш слух никогда вас не обманывает. Дайте ему отдохнуть перед сведением, постоянно обращайтесь к коммерческим записям, играющим через ваши мониторы, таким образом, у вас будет некая форма ориентира, на который стоит ровняться. Это особенно важно, если вы используете энхансеры ( enhancers ), так как слух может очень быстро привыкнуть к использованию эффекта переусиления гармоник.

7. Не панорамируйте низкие звуки, такие как, бас-бочка или басовые инструменты, по сторонам стерео звуковой картины, так как эти мощные звуки должны быть равномерно разделены между двумя стерео динамиками для лучших результатов. Как правило, очень низкие звуки содержат мало или совсем не содержат направленной информации, хотя низкие звуки, которые также содержат множество гармоник, могут звучать более направлено.

8. Отложите на потом эквализацию и настройки эффектов, пока проигрывается весь микс. Когда вы работаете над одним инструментом отдельно, он скорее всего будет звучать иначе, чем когда вы добавите все остальное. Если вы можете избежать использования сильной эквализации, вероятнее всего, результат будет звучать более натурально.

9. Постарайтесь, чтобы как можно меньше инструментов конкурировали в одной части аудио спектра. Среднечастотный диапазон особенно уязвим, так что попробуйте изначально выбрать лучшие звуки. Можно улучшить разделение во время сведения использованием эквалайзера, чтобы отредактировать спектр звука, с которым вы работаете. Попробуйте убрать немного самые низкие частоты и иногда убирать выделяющиеся высокие частоты. Иногда это называют спектральным сведением, где каждому звуку или инструменту дается свое место в аудио спектре. Хороший пример этого: акустическая гитара, которая в рок - миксе кажется намного чище. Фильтры боковой цепи ( sidechain ) на подавителе шума ( noise gate ) (установленных в режим поиска сигнала) обычно очень хорошие инструменты для обрезки высоких и низких звуковых пределов без чрезмерного изменения отрезка, который вы хотите оставить.

11. Если возможно, эквализируйте звук использованием вырезания, а не добавления частот. Слуховая система человека менее чувствительна к вырезанию частот, чем к насыщению. Это особенно верно, если вы используете недорогой эквалайзер или эквалайзер на вашем пульте.

12. Компрессируйте вокал, чтобы он лучше сидел в миксе. Немногие вокалисты могут петь на достаточно ровном уровне, чтобы быть успешно сведенными без компрессии. Мягкие soft - knee компрессоры стремятся быть наименее выделяющимися, но если вы хотите, чтобы компрессия добавила теплоту и волнение вашему звуку, попробуйте opto - compressor или сильную hard - knee модель с более высоким ratio , чем вы обычно используете. Имейте ввиду, что компрессия повышает фоновый шум (на каждый 1 dB снижения усиления, фоновый шум на тихих переходах поднимется на 1 dB ), и сильная компрессия может также чрезмерно усилить шипящие звуки голоса.

13. Время от времени проверяйте баланс, слушая запись из-за двери студии/спальни. Это выявит дисбаланс более четко, чем при прослушивании, находясь прямо перед мониторами. Никто точно не знает почему, но это работает.

14. Не работайте со звуком на слишком большой громкости. Из-за этого музыка кажется более захватывающей (поначалу), но конечный слушатель навряд ли будет слушать на таком же высоком уровне. Высокие уровни громкости мониторов также имеют тенденцию временно изменять ракурс вашего прослушивания и могут привести к долговременному нарушению слуха. Неплохо проверять микс на большой громкости в течение коротких периодов, но большинство времени полезно пытаться сводить на уровне, котором, как вы думаете, музыка будет в итоге проигрываться (если вы сводите танцевальную музыку для ночных клубов - забудьте, что я сказал!).

15. Проверяйте ваши миксы и в наушниках, и на колонках. Наушники выявляют маленькие искажения и щелчки, которые никогда не будут слышны на динамиках. Однако не полагайтесь исключительно на наушники при сведении, так как они воспроизводят стерео картину различно с динамиками и, как всем известно, непредсказуемы на низких частотах.

16. Не меняйте уровень барабанов и баса без необходимости при сведении, так как ритм-секция традиционно является заставкой, напротив которой движутся другие звуки. Естественная динамика в партиях ритмических инструментов нормальная, и не нужно двигать регуляторы на этих звуках.

17. В плотном миксе, попробуйте управлять с помощью сайдчейна ( sidechain ) среднечастотным диапазоном инструментов, таких как: овердрайв гитары и синтезаторные клавишные, используя в качестве управляющего канала вокальный трек, таким образом, чтобы при звучании вокала, конфликтующие звуки подавлялись на уровне двух или трех dB . Даже небольшое снижение уровня может значительно улучшить четкость микса. Используйте быстрое время атаки для подавления (вы можете управлять компрессором или нойзгейтом ( noise gate ), которые также имеют возможности понижения уровня), и установите время release на слух.

18. Если вы записываете на MIDI трек, постарайтесь не смотреть на дисплей вашего секвенсора во время сведения; визуальные стимулы пересекаются с вашей способностью делать субъективные решения, основанные только на звуке. Если необходимо, закройте глаза. Наблюдение за работой вашего секвенсора через страницу аранжировок может также дать неверное впечатление о том, насколько хорошо сделана аранжировка, поэтому многие композиторы предпочитают аппаратные секвенсоры.

19. Если звук близкого микрофона ненатурально безжизненный, но вы не хотите добавлять заметной реверберации, попробуйте настройки окружения ( ambience ) или ранних отражений( early reflection ), чтобы вызвать ощущение пространства. Чем меньше время реверберации, тем легче передвинуть нужный звук в центр вашего микса.

Вокал — залог успеха практически любого трека. Поэтому важно, чтобы инженеры полностью понимали, как лучше всего его записать и встроить в микс. В этой статье мы разбиваем технические особенности записи и обработки вокала: от размещения микрофона до наложения эффектов.

Микрофон

Вокал делает треки запоминающимися. Не важно, будь то битбокс или просто крики под гитарное соло и синтезаторы. Трудно отрицать, что именно сочетание правильных мелодии и текста проще всего врезаются нам в голову на долгие и долгие годы. В этой статье мы рассмотрим процесс записи вокала и расскажем о некоторых уникальных техниках работы с этим инструментом.

Микрофон

Существует множество факторов и потенциальных препятствий, которые лежат между инженером, вокалистом и великолепно звучащим вокалом. В этом блоке мы проследим цепочку событий от начала до конца, начиная с одного из самых важных решений, которые должен принять любой инженер: выбора микрофона.

Сразу отметим, что в большинстве студийных записей используются конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой. Если вы отправитесь в профессиональную студию для записи вокала, скорее всего, там вы найдете целый шкаф для микрофонов, изобилующий потрясающими моделями.

Важно понимать, что не существует универсального решения для записи вокала. Разные голоса и стили исполнения подходят для разных микрофонов. Некоторые звучат потрясающе на более мягком, теплом и интимном вокале, в то время как другие лучше реагируют на певцов, которые любят громко и четко выговаривать все слова и фразы. Одни микрофоны лучше настроены на захват верхних частот, другие более богато звучат на средних. У всех микрофонов свои особенности.

Выбрав походящий микрофон, вам нужно будет решить, добавлять ли перед аудиоинтерфейсом отдельный предусилитель. Большинство современных аудиоинтерфейсов обладают встроенной функцией фантомного питания (которое необходимо для конденсаторного микрофона) и позволяют настраивать уровни записи. Так что можно записывать вокал прямо в DAW, не оборудуя перед интерфейсом целую вереницу различных железок для обработки звука.

Однако точно так же, как и модель микрофона, любая обработка на канале, через которую вы проводите сигнал, будет оказывать существенное влияние на звучание вокала. Это связано с внутренним устройством девайсов для обработки. Они предназначены для обогащения звука и, в некоторых случаях, для управления динамикой. Voxbox от Manley и Avalon VT-737SP от Avalon Design — два отличных примера канальной обработки для записи вокала. Оба включают в себя модули эквалайзера и компрессора и, что особенно важно, используют ламповую схему для добавления приятных гармонических искажений и текстуры.

Работа с вокалом в DAW, можно сказать, избаловала нас в отношении того, насколько большие изменения эквалайзером и компрессором мы хотим внести до записи на компьютер. Ведь мы знаем, что у нас еще будет возможность изменить эти (и многие другие) эффекты позже в процессе аранжировки и сведения. Но добившись сильного и характерного звука с самого начала вы сэкономите кучу времени в дальнейшем на его полировку. Канальная обработка эффектами поможет вам сформировать желаемый звук еще до записи.

Однако стоит отметить, что ваша DAW и/или аудиоинтерфейс действительно могут стать золотой серединой в этом вопросе. Они позволяют формировать звуковой тракт с помощью программных плагинов, таким образом после записи вокала можно будет более тщательно настроить их работу в будущем. Например, производитель аудиоинтерфейсов и плагинов Universal Audio создал множество высококачественных эмуляций наиболее востребованных в мире устройств для обработки сигнала, эквалайзеров и компрессоров. А интерфейсы UA позволяют пользователям решать, нужно ли фиксировать весь звуковой тракт эффектов в аудиофайл.

Основы звукозаписи

Какой бы вариант работы вы не предпочли, есть некоторые основы, которые нужно знать каждому независимо от используемого оборудования и условий записи. В первую очередь нужно всегда следить за уровнем поступающего сигнала, который ни при каких обстоятельствах не должен пиковать, или другими словами, уровень входящего сигнала в вашей DAW не должен достигать красного цвета. Не существует стопроцентного способа безболезненно убрать цифровое искажение из записи. И в отличие от некоторых форм аналогового искажения, его цифровой собрат звучит максимально не музыкально.

Также важно помнить, что в вашей DAW фейдер, который управляет громкостью записываемого канала, отвечает не за входной уровень. Он регулирует громкость звука при его воспроизведении с компьютера уже после записи. Чтобы правильно выстроить все уровни, нужно настраивать свой аудиоинтерфейс и приборы канальной обработки, если вы их используете.

Поэкспериментируйте с расстоянием между певцом и микрофоном. В этом также могут помочь поп-фильтры, поскольку они служат разделителем между вокалистом и микрофоном. Разместите поп-фильтр на нужном расстоянии и попросите исполнителя спеть прямо в него. Правильное расстояние будет зависеть от громкости голоса вокалиста и чувствительности микрофона. Некоторые модели справляются лучше при небольшой дистанции, другие наоборот. В целом, расстояние от 10 до 15 см является отличной отправной точкой для большинства вокалистов и микрофонов.

Image: Mex Chriss / Alamy Stock Photo

Талант

Последние несколько абзацев были посвящены чисто техническим аспектам. Но даже самое лучшее в мире оборудование и энциклопедические знания техники записи вокала не могут спасти бездарное исполнение. Если вы хотите великолепно звучащий вокал, вам понадобится великолепный певец.

Но что делает певца великим? Конечно, это субъективный вопрос. Однако по сути вам нужен тот, кто сможет правильно передать всю суть песни, тот, кого вы захотите переслушивать снова и снова. Таких людей найти сложно. Есть много посредственных вокалистов, которые способны отлично попадать в ноты и тайминг. Но тех, кто может уловить волшебство песни, тех, кто живет и дышит сантиментами, найти не так просто.

Возможно, у вас уже есть кто-нибудь на примете, кто отвечает вашим требованиям. Возможно, вы сами тот человек. Если нет, придется потратить некоторое время на изучение портфолио вокалистов в Интернете. Попробуйте поспрашивать у ваших друзей продюсеров, не могут ли они кого порекомендовать. Если вы сомневаетесь в своих способностях правильно записывать и продюсировать профессионального вокалиста, просто помните, что фантастический вокал, записанный плохо, будет содержать в себе больше энергии и эмоций, чем непримечательное исполнение, записанное через лучшее в мире оборудование. Всегда отдавайте предпочтение таланту.

Запись и редактирование

Tracking and comping

При редактировании начните с одной короткой части песни и потихоньку поочередно просмотрите все. Например, начните с первой половины первого куплета. Установите петлю и прослушайте каждый дубль отдельно для сравнения.

It’s common practice to dissect vocal takes

Тюнинг и тайминг

Antares’ Auto-Tune

Если вам нужно пододвинуть отдельные моменты по таймингу, просто переместите аудиофайлы, которые вы скомпилировали. Оба вышеупомянутых плагина также позволяют настраивать вокал по времени. Чтобы уменьшить нагрузку на компьютер при использовании плагинов, продюсеры часто рендерят получившийся вокал на новую аудиодорожку (без каких-либо других эффектов) и используют результат в качестве мастер-дубля.

Если вам понравится такой подход, после рендеринга оттюненной версии отключите исходную дорожку с установленным плагином. Но не спешите ее удалять, пока полностью не закончите проект. Если по мере написания трека вы почувствуете, что нужно изменить одну или две строчки, или что вам нужно перенастроить тюн, или выбрать другой дубль, вы скажете себе спасибо за то, что сохранили исходники.

Soundtoys’ Little AlterBoy

Сведение вокала

Следующим этапом вам нужно выровнять вокальную партию в общем миксе трека, чтобы он звучал как важная часть вашего проекта и имел привилегированный статус относительно других инструментов. Для начала необходимо уделить должное внимание вокалу точно так же, как и любому другому компоненту трека. Это касается характера звучания, динамики и пространства. В этом смысле нет универсального решения, поскольку каждое музыкальное произведение уникально.

Какой микрофон вы использовали? Насколько акустически правильно обработано помещение для записи? Сколько дорожек в вашем проекте? Инструменты акустические или электронные? Это хаус-музыка? Фолк? Каждый жанр, каждый инструмент, каждая мелочь в миксе требуют разного баланса. Поэтому, что касается сведения, важно не просто воспринимать всю полученную информацию о конкретных техниках просто как примеры работы, важно также сопротивляться искушению использовать без изменений любые стандартные пресеты, предложенные плагинами.

Тем не менее, есть некоторая база, которую необходимо понять, если вы хотите, чтобы ваш вокал звучал как можно более профессионально. На всех вокальных дорожках, как правило, используются одни и те же инструменты, независимо от жанра. Скорее всего, вам понадобится эквалайзер, чтобы сформировать характер; компрессор для управления динамикой и реверберация, которая способна придать сухому звуку ощущение пространства.

Эквалайзер служит двум целям. Во-первых, он помогает точно, практически хирургически решать проблемы с нежелательными частотами на записи. Они зачастую могут быть вызваны усилением основного тона в голосе вашего певца вашим микрофоном, предусилителем и акустикой комнаты. Во-вторых, эквалайзер позволяет улучшить характер звучания голоса, поднимая или опуская определенные частотные группы. Такой прием используется, чтобы добавить блеск, цвет, четкость и разборчивость голосу. Чтобы определить, какие частоты нужно усилить, а какие ослабить полагайтесь прежде всего на свой слух.

Компрессия используется для сужения динамического диапазона и часто оказывается необходимой при сведении вокала. Ослабление самых громких пиков позволяет повысить уровень более тихих моментов и может гарантировать, что вокал будет звучать более богато и мощно. Если вам нужен особенно сильный вокал для всей песни целиком или для ее части (например, припева), параллельная компрессия — ваше спасение.

Нью-Йоркская компрессия

Параллельная компрессия, также известная как Нью-Йоркская, является широко распространенной студийной техникой, используемой как во всех пяти районах города, так и за их пределами. Представим, что у вас есть партия ударных, запрограммированная для разных элементов: бочки, малого барабана и хай-хэта. На каждом из каналов установлены свои настройки для эквалайзера и компрессора, соответствующие каждому звуку. Предположим, вы затем группируете все три звука вместе, отправляя их на отдельную шину обработки, где вы добавляете еще один компрессор. Последний будет влиять на все три дорожки и эффективно работать как собирающий компрессор.

Если навесить на шину обработки сильный компрессор с низким порогом срабатывания и высокой степенью сжатия, звук ударных станет мощным, пробивающим. Сам по себе такой экстремальный вариант вряд ли подойдет для большинства треков. Однако, если подмешать обработанный сигнал к оригинальной партии ударных, он добавит миксу веса и уверенности. Эту технику можно применить и к вокалу. Обработка параллельной компрессией — это изящный прием, с помощью которого можно усилить лид-партию во всей песне, если изначальная запись не соответствует настроению и качеству. Точно так же этот метод можно применять только в самых важных частях песни, где требуется дополнительная мощность. Для этого просто используйте автоматизацию.

The New York compression trick

Пространственные эффекты

Теперь мы переходим к эффектам и начинаем добавлять в микс пространства. Это будет особенно весело, если вам удастся найти вокал, записанный в акустически сухой комнате. После обработки эквалайзером и компрессором, скорее все, вокал звучит немного высоко и сухо. Эту проблему исправляют различные пространственные эффекты, типа реверба или дилея. Их работу давайте разберем на небольшом примере.

Есть еще множество подобных примеров в любых жанрах и стилях. Главное, что нужно понять — пространственная обработка в большинстве случаев не статична. Вместо этого она изменяется, появляется и исчезает там, где это необходимо.

Automation of volume

Эффекты

Есть и более простые способы работы с эффектами. В некоторых случаях могут понадобиться статичные реверберация или дилей на протяжении всего трека. Это может быть уместно, в зависимости от того, над чем вы работаете. Возможно, вы записываете мелодию в стиле прогрессив-хаус или какую-нибудь короткую фразу, которая будет появляться и исчезать время от времени. Может быть, вы написали простую песню для акустической гитары и голоса и вам не нужно, чтобы она звучала слишком профессионально. В обоих случаях (и во многих других) действительно простая статическая обработка окажется более эффективной.

Однако, если вы пишете музыку с более динамичной структурой: с взлетами и падениями, дропами и билдапами, куплетами, предприпевами и припевами, — нужно учиться грамотно управлять эффектами. Они, согласно структуре трека, также должны исчезать, чтобы потом в нужный момент снова появиться и порадовать слушателей.

Разумеется, реверберация и дилей не единственные доступные нам эффекты. Например, вокал можно насытить дополнительными искусственными гармониками, как это можно услышать в работах Джеймса Блейка или Джейкоба Кольера. Для такого приема нередко используется вокодер. Это эффект, который создает копии оригинального аудиосигнала с измененной высотой и модифицирует характер их звучания в зависимости от выбранного синтезатора.

Подобный эффект можно достичь, если просто продублировать необходимую дорожку, отсканировать ее в Auto-Tune или Melodyne и изменить ноты в партии. Помимо этого, существуют такие плагины, как Waves Ovox, которые позволяют вам подойти к решению такой задачи творчески.

Вообще, когда дело доходит до обработки звука эффектами, способов на него повлиять бесконечное множество. При чем это касается как легкого, едва заметного улучшения, так и радикального изменения всей партии до неузнаваемости. Каждый конкретный случай уникален, поэтому не бойтесь экспериментировать с чем-то новым, если все проверенные методы не принесли вам желаемых результатов.

Семплирование и ресемплинг

Помимо обработки эффектами не стоит забывать о том, что семплирование само по себе — мощный инструмент. В танцевальной музыке популярны всевозможные статтер-эффекты, которые зацикливают небольшие отрезки вокала. С помощью таких эффектов можно нарезать лид-вокал и разбросать различные партии по всему треку, добавив изменений по высоте и ритму. Также семплеры способны превратить обычный ван-шот семпл в продолжительные устойчивые текстуры, которыми можно играть целые аккорды. После семплирования вокала ничто не мешает вам продолжить играть с ним: поменять ноты в партии, добавить новые эффекты или вообще ресемплировать результат и начинать все сначала.

Гранулярные эффекты

Portal

Растягивание семплов по времени было популярным с самого зарождения семплеров. Растягивание вокала (в большинстве семплеров) — это копирование крошечных отрезков семпла для увеличения его длины. Именно поэтому чрезмерное растяжение звучит так зернисто и нечетко. Если вам нравится такое качество, то непременно попробуйте гранулярный синтез для обработки вокала. С его помощью можно разбить исходный сигнал на несколько крошечных кусочков, а после объединить их бесчисленным множеством различных способов, достигая невероятных эффектов.

С более экстремальными настройками гранулярный синтез может превратить ваш вокал в какие-то космические атмосферные звуки, воздушные пэды или тревожные, высокие запилы. Главное помнить, если эксперименты с гранулярным синтезом зашли слишком далеко, и оригинальный вокал больше не узнать, всегда можно использовать технику параллельной обработки.

Все ходы записаны

Для начала: даже если вы занимались монтажом, тюном или наложениями вокала в процессе сведения других треков, финальное сведение вокала нужно проводить после того, как все остальное сделано. При этом начните с прослушивания вокала соло на приличной громкости: даже если монтаж и тюнинг уже позади, сквозь вашу сеть могли проскочить пара кликов, взрывных согласных и других неприятных рыб.
Возможно, стоит собрать весь ваш коллектив, чтобы обсудить направление работы с вокалом. Может, вывести его вперед? Какая ему нужна атмосфера — сухая, средняя или богатая? Порой общий характер сведения диктует нам что делать с голосом, но все равно полезно будет определиться, как на это смотрят остальные члены команды.

Положение, положение и еще раз положение



Подтембрить



Командный подход



В состоянии эффекта

Тюним со вкусом

Решение проблем

Если вокал звучит слабым и мелким, когда его сводят в surround, нужно сделать его крупнее? В surround действует правило, по которому, чем большее число динамиков проигрывают звук, тем сильнее он доминирует в миксе. Сводя для пяти источников, три фронтальных — ваши главные инструменты. Чтобы вокал блеснул, отвлекитесь от традиционных стереоприемов. К примеру, двухканальный вокал, размещенный в центре по левому и правому фронтальным источникам
(дающий иллюзорный центр), даст эффект пустоты в середине, особенно когда в центральном канале что-то играет. Чтобы добиться презенса, дублируйте вокал (со всеми плагинами) и поставьте его на центральный источник. Это можно сделать так: создать монофонический sub-path в основном 5.1/5.0 выходном пути. Другой способ: послать дорожку на 5.1/5.0, панорама по центру, а потом убедиться, что отклонение center-to-side равно нулю.
Если вы меняете обработки на вокале центрального канала, добейтесь точности в отношении латентности, чтобы не возникло проблем с фазой. Проверьте латентность каждого трека и подвиньте их на соответствующее количество сэмплов. Также можно включить компенсацию латентности на вашем монтажном ПО. Скопировав дорожку и назначив на центральный канал, вы можете экспериментировать: например, убрать на нем обработки для пущего презенса. Также можно автоматизировать его уровень, чтобы добавить драматургии миксу. Попробуйте изменять соотношение уровней центра и стерео в разных местах песни, чтобы дать припеву или бриджу другое ощущение пространства.

Zivert - CRY | Премьера клипа

04:24

LOBODA - Americano (Премьера сингла, 2021)

03:31

Баста – Любовь и страх (feat. Дворецкая)

05:41

Ozoda - Esla Meni (Offıcıal Clıp 2021)

05:02

Султан Лагучев - Cкучает осень (премьера 2021)

02:29

Oliver Tree & Little Big - The Internet [Music Video]

03:36

Coldplay X BTS - My Universe (Official Video)

04:43


Любая попытка полностью описать процесс продюсирования вокала, да ещё с учётом всех жанров, стилей и субъективных мнений, скорее всего, обречена на неудачу, поскольку невозможно втиснуть всё, что можно сказать по этой теме в одну журнальную статью. Но поскольку вокал это один из важнейших элементов в большинстве современных музыкальных стилей, мы всё-таки решили внести свою посильную лепту и дать здесь некоторые советы, которые могут быть полезными на всех этапах музыкального производства.

Поппинг и борьба с ним

НЧ-фильтр на вокале

Обрезной НЧ-фильтр, включённый в микрофоне и/или предусилителе (обычно 80 Гц, 18dB на октаву), способствует решению этой проблемы, хотя, в некоторых случаях этого тоже недостаточно. Поэтому, желательно использовать его и на стадиях редактирования или сведения. В большинстве случаев, Вы можете увеличивать частоту среза до тех пор, пока не появятся слышимые изменения тембра голоса, и только после этого немного открутить его обратно. Благодаря этому, Вы сможете максимально оградиться от нежелательного грохота и при этом не затронуть низкие частоты вокального звука.

Низкие частоты могут проникать через поп-фильтр и НЧ-фильтр в микрофоне или предусилителе, поэтому, постарайтесь очистить сигнал до того, как начнёте дальнейшую обработку. На этой иллюстрации показан обрезной НЧ-фильтр, включённый в эквалайзере плагина SSL Vocalstrip.

Компрессия

Эквализация или многополосная компрессия?

В принципе, кроме срезания низких частот, больше нет никаких золотых правил эквализации вокала. Всё зависит от характера голоса, от микрофона и, в меньшей степени, от предусилителя.

Пространство

Самый простой способ воссоздать звучание какого-нибудь маленького клуба – это воспользоваться конволюционным ревербератором и загрузить в него импульс, записанный в соответствующем акустическом окружении. Но вот задумайтесь, почему, когда дело доходит до более общих и менее специфических задач, так популярна листовая реверберация? А всё дело в том, что она позволяет добавить объём и блеск, не запуская в мозгу цепочку ассоциаций с конкретным окружением. Иными словами, когда Вы слышите её, то не представляете себе собор, концертный зал или автостоянку. Настоящие листовые ревербераторы сейчас довольно редки, но зато практически в каждом цифровом ревербераторе есть эмуляция этого эффекта. На мой взгляд, плагин Universal Audio EMT Plate 140 для платформы UAD наиболее точно воссоздаёт звучание этих раритетных аппаратов.

Задержка для вокала

Один из самых известных и старинных способов, позволяющих сохранить вокал на передних позициях – это отделить сухой звук от сопровождающей его реверберации при помощи задержки. Это называется предзадержкой, и подобный параметр имеется в большинстве цифровых процессоров. Время предзадержки может варьироваться от 30 до 100 мс и более. У неё есть реальное физическое воплощение: например, когда Вы находитесь в большом помещении и стоите близко к говорящему человеку, то сначала слышите его сухой и яркий голос, и лишь через некоторое время, когда звук достигнет стен и отразится обратно, услышите реверберацию.

На этих иллюстрациях показан простой дилэй, синхронизированный по четвёртым нотам (плагин Pro Tools Mod Delay II), использованный продюсером Young Guru при обработке вокала певицы Rihanna для альбома The Blueprint 3 от Jay-Z.

Если реверберация имеет яркий характер, то она может быть очень заметной в миксе, хотя, некоторые стили с успехом эксплуатируют это свойство (вспомните о Джордже Майкле). Но если Вам не требуется столь навязчивое присутствие, понизьте в ней высокие частоты – скажем, всё, что выше 3 – 4 кГц. В комбинации с предзадержкой, это поможет удержать вокал на переднем фронте. По сути дела, явно слышать реверберацию Вы практически не будете, но на подсознательном уровне мозг определит её наличие.

Я также предпочитаю понижать частоты ниже 150 Гц или около того, чтобы реверберация не замутняла низкую середину. Старые алгоритмические процессоры хорошо работают в этом отношении. В некоторых случаях, убрав на минимум такие параметры, как плотность (density) и диффузия (diffusion), Вы получаете, скажем так, довольно примитивную и дешёвую реверберацию, которая, тем не менее, звучит более гладко и музыкально, нежели современные плотные эффекты.

Подобный тип реверберации можно услышать у таких групп, как Kings of Leon, The Killers и Red Hot Chili Peppers. В результате, вокал звучит практически сухо и на переднем плане, но при этом имеет ощущение пространства, не отрывающее его от остальных инструментов. Хотя, в некоторых песнях Kings of Leon также используется небольшая задержка. Многие треки Coldplay тоже имеют сухой вокал, правда, иногда они всё-таки используют довольно много реверберации – прям как в старые добрые времена. Стоит сказать, что во многих альбомах, выпущенных к концу прошлого столетия, часто использовалась щедрая доза одного и того же эффекта во всех треках. Нынешние же продюсеры, в основном, изменяют эффекты от трека к треку. Например, послушайте недавний альбом Strokes и Вы заметите, как изменяется диапазон обработок. Здесь и короткая сухая реверберация с предзадержкой, и slapback-эхо в стиле Джона Леннона, а также питч-шифтинг и прочие трюки.

Стоит сказать, что есть некоторые очень успешные исполнители, не стесняющиеся сдабривать вокал щедрой дозой реверберации. Fleet Foxes – показательный пример. В большинстве их треков, как мне кажется, использована алгоритмическая реверберация с предзадержкой и довольно длительным распадом (возможно, от Lexicon). В ней также несколько убраны высокие частоты, но не настолько, чтобы затушить в эффекте все искры. Они проявили реальный олдскульный подход, но если он работает, зачем его отвергать? Такие группы, как JLS и Arctic Monkeys тоже не чураются этого, часто комбинируя реверберацию с задержкой, чтобы создать большой звук, живо напоминающий нам давние треки Duran Duran. С другой стороны, Adele и Amy Winehouse часто использовали различные типы реверберации практически для каждого трека – от довольно живой и заметной листовой (в комбинации с задержкой), до очень интимного и едва ощутимого окружения комнаты.

Полезная тактика, благодаря которой можно получить вокальное окружение, помогающее ему оставаться на фронте микса – это воспользоваться процессором, имеющим регулятор баланса между ранними отражениями и хвостом реверберации. Если повернуть баланс в сторону ранних отражений, то можно создать ощущение окружающего пространства без какого-либо заметного эха. Опять же, убрав такие параметры, как плотность и диффузия, а также добавив предзадержку, можно создать в вокале ощущение пространства и близости, не замыливая его реверберацией. Если процессор позволяет регулировать такой параметр, как размер (size), то Вы можете настроить интервал между ранними отражениями и получить больший контроль над характером звука. Тем не менее, очень аккуратно пользуйтесь этими советами: Вы удивитесь, насколько мало эффекта нужно добавить к вокалу, чтобы убрать в нём сухость и усадить в микс.

В некоторых случаях, можно вообще забыть о реверберации и вместо неё использовать задержку. Я получал неплохие результаты, пользуясь стереофоническим дилэем, в котором один канал настроен примерно на 100 мс без обратной связи (чтобы получить что-то типа предилэя/дабл-трека), а в другом выставлено несколько сот миллисекунд с обратной связью, достаточной для того, чтобы возникало три или четыре слышимых повтора. Уровень эффекта настройте таким, чтобы его хорошо было слышно в соло, но в общем миксе он был практически незаметен. Кроме того, неплохо работает комбинация из небольшого количества стереофонической задержки и умеренно широкой реверберации.

Тюнинг и прочие трюки

Мы много рассказывали об автоматических питч-корректорах, включая и использование их в качестве средства для создания искусственных дабл-треков. Смысл этого метода состоит в том, что Вы берёте задержанную копию вокального трека, загружаете питч-корректор и устанавливаете в нём относительно медленное срабатывание. Кроме того, при помощи такого процессора Вы можете получить и другие, очень тонкие и интересные вокальные эффекты. Попробуйте пропустить реверберацию или задержку через питч-корректор, установив в нём соответствующую тональность и быстрое срабатывание. В результате, оригинал сохраняет свои высотные характеристики, а на ревербератор/дилэй идёт жёстко оттюненый сигнал. Сбалансируйте оба сигнала, и получите свежее и неожиданное звучание знакомого эффекта.

Подобные креативные дела часто востребованы в танцевальной музыке. Весьма популярна такая вещь, как подача на дилэй сигнала, который прошёл через такие эффекты, как bit crusher, granuliser или stutter. Большие, или даже избыточные уровни задержки/реверберации часто используются в танцевальных треках для подчёркивания ключевых моментов или создания определённых структурных элементов аранжировки (к примеру, брейкдаун нередко состоит только лишь из хвоста такого гигантского эффекта). Впрочем, ничто не мешает делать эти вещи и в любых других стилях – главное, чтоб голова и руки росли из правильного места.

Динамика и вариации эффектов

Как я уже намекал, далеко не всегда можно быстро и легко найти правильный баланс эффектов, поскольку, чтобы быть услышанными в загруженном миксе, им требуется довольно высокий собственный уровень. Однако, когда в аранжировке встречается тихое или разрежённое место, они могут стать слишком довлеющими. Самое простое решение – это автоматизировать уровни посыла на ревербератор или дилэй, понижая их во время тихих секций. На практике, я предпочитаю просто перемещать такие тихие партии на отдельные треки, где и применять к ним соответствующую обработку.

Бэк-вокал

Выравнивание вокала по ритму

Тайминг многослойных бэк-вокальных партий невероятно важен в современной музыке. Очевидно, что лучший способ получить чёткие, плотные и ритмически верные бэки – это тщательные репетиции и исполнение, хотя, и в этом случае часто требуется определённое редактирование. В качестве ориентира можно использовать сигналограмму (форму звуковой волны) ведущего вокала: Вы смотрите на неё и соответствующе редактируете бэк, чтобы получить полную синхронность. Конечно, это следует делать тогда, когда бэки дублируют основную партию. Если же они играют свою собственную роль, то можно просто взять, так сказать, самый лучший голос, и под него подстроить остальную пачку. Поскольку у современных DAW имеется очень мощный арсенал для манипуляций с аудио, Вы можете не только перемещать звуковые фрагменты по дорожке, но и растягивать, сжимать и изменять их высоту, чтобы добиться максимально точного сочетания. Тем не менее, мне не очень нравится подобная обработка, поскольку она часто вносит слышимые артефакты. Поэтому, редактируйте ушами, а не глазами: если что-то звучит хорошо, но на экране выглядит плохо, то лучше отдать предпочтение слуху. И если в результате Ваших передвижек фрагменты накладываются друг на друга, не забывайте ставить между ними кроссфейды, чтобы избежать щелчков в местах стыков.

На этой иллюстрации показаны синхронизированные партии бэк-вокалов. Выравнивание таймингов делалось вручную, опираясь на сигналограмму ведущего вокала.

Тем не менее, всё равно старайтесь работать в щадящем режиме, поскольку, чем выше скорость коррекции, тем меньше высотных различий будет между слоями. В результате, Вы можете получить не особо натуральный хорусоподобный эффект. В случаях с реал-таймовыми питч-корректорами, Вы легко сможете избежать этой проблемы, если установите не очень быстрое срабатывание – где-то на половину или ниже. Чтобы ещё улучшить результаты, пробуйте настраивать разное время срабатывания в каждом слое. Те же самые правила применяются, если Вы пользуетесь офлайновыми процессорами, такими, как Melodyne или Cubase VariAudio. Так что, не слишком увлекайтесь.

В принципе, если Вы хотите добавить бэк-вокалам больше плотности и фактурности, то можете воспользоваться любыми методиками создания искусственных дабл-треков. Кроме того, можно обратиться и к специализированным процессорам, таким, как Antares Duo или Choir. Если Вы считаете, что бэки звучат слишком тяжело, попробуйте облегчить их, обработав HP-фильтром с частотой 150 – 200 Гц. Компрессия всей пачки и небольшое количество реверберации часто помогают склеить все голоса вместе. С компрессором надо быть поосторожней, поскольку пережатые бэки могут вылезти вперёд и столкнуться с ведущими партиями.

Я предпочитаю отправлять бэки и основной вокал на отдельные шины, поскольку обычно им требуется разная общая обработка. Хотя, посылы зачастую делаю на один и тот же ревербератор или параллельный компрессор.

Совершенство приходит с практикой

Некоторые дополнительные советы

Пару слов о редактировании
Держите ритм. Многие люди сейчас тратят массу времени на высотную коррекцию вокальных треков, но часто не уделяют должного внимания их ритмической составляющей. Учитывая то положение, которое ведущий вокал занимает в современных миксах, я думаю, что ошибочно недооценивать их влияние на общий ритмический пульс (грув) музыки. В большинстве проектов для Студии спасения миксов, я трачу на это времени зачастую не меньше, чем на тюнинг.

Скрывайте следы редактирования. Если в Вашем треке достаточно тяжёлые барабаны, то они могут помочь замаскировать следы жёсткого или неуклюжего редактирования. Надо только делать такие вещи рядом с сильными ударами барабанов. В большинстве случаев, они эффективно маскируют неоднородность правки и расширяют доступные варианты обработки. Майк Сеньор.

Последовательная и параллельная компрессия
Двойная компрессия. Как уже говорил Пол Уайт, автоматизируя вход основного вокального компрессора, Вы помогаете удержать уровень вокального сигнала в зоне оптимальной обработки этого прибора. Однако, есть и другой подход, когда используется два последовательно включённых компрессора. Первый имеет медленные настройки и низкое отношение (порядка 2:1), и нацелен на работу с долговременными изменениями уровня. Во втором же выставлены быстрая атака и восстановление, а также более высокий коэффициент, чтобы управлять кратковременными изменениями уровня и увеличить плотность звучания.

Тяжёлая компрессия и сибилянты. Компрессор часто усиливает сибилянты в вокальных партиях, и хотя никто не мешает поставить после него де-эссер, я считаю, что можно значительно облегчить себе жизнь, если пользоваться вокальным компрессором, у которого есть возможность внешнего управления по боковой цепи. Вы подаёте в неё управляющий сигнал, вставляете туда эквалайзер или фильтр, и делаете пиковое повышение где-то в области 7 кГц. Это заставляет компрессор быть более чутким к свистящим частотам, что уменьшает проблему сибилянтов и облегчает работу де-эссеру. Чтобы добиться этого, нужно, по крайней мере, 6 dB повышения в фильтре боковой цепи. В большинстве случаев, достаточно полосы шириной в октаву (Q=1). Майк Сеньор.

Пространство: реверберация и задержка
Не загромождайте центр микса. Если Вы добавляете дилэй к панорамированной многодорожечной пачке бэк-вокалов, то сразу проверяйте, чтобы возврат эффекта не сужал общую картину. Если задержанный сигнал возвращается прямо в центр, то это реально может создать мешанину в этой области и ухудшить читаемость более важных вокальных партий. Даже пользуясь стереофоническими дилэями, их зачастую полезно дополнительно обрабатывать M/S-расширялками, чтобы, так сказать, отогнать эффект подальше от центральной области микса и сохранить там более чистое пространство.

Автоматизация вокального уровня

Автоматизация
Если Вы стремитесь к профессионально сбалансированному вокальному звучанию, не забывайте о таком существенном аспекте, как автоматизация уровня. Однако, если певец перемещается относительно микрофона, на записи может возникнуть этакое спорадическое изменение тембра голоса. И в тех треках, где голос должен находиться на переднем фронте, это часто препятствует нахождению субъективно устойчивого вокального уровня. Причём, не помогает даже массивная автоматизация. Поэтому, в таких ситуациях не бойтесь автоматизировать эквалайзер, изменяя его настройки в зависимости от вариаций вокального тона. [А вообще, конечно, лучше просто переписать его.] Майк Сеньор.

Детальная автоматизация вокальных уровней (и даже параметров эквализации) стала нормой в наши дни.

Бэк-вокалы и импровизации
Один из путей прийти к неудаче – это отнестись к записи бэк-вокалов как к чему-то второстепенному и не настолько важному, как ведущие вокалы. Это особенно актуально, если бэки являются частью основного лирического хука песни – они реально должны вести музыку, а не пытаться создать впечатление своей большой массой. Фактически, каждый из слоёв желательно записывать с максимальной выразительностью, ибо сама природа таких многослойных пачек уменьшает непосредственность каждого исполнения, что способствует возникновению вялости, вползающей в комбинированный результат. Майк Сеньор.

Читайте также: