Сусек своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Оборудование: сказка с иллюстрациями, картинки, на которых изображены короб, крылышко, сусек, горсть, готовое соленое тесто, дощечки, баночки с водой, салфетки, толковые словари.

1. Организационное начало.

2. Вводная беседа.

- Ребята, вы любите путешествовать?

За чистым – чистым полем, за дремучим – дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть сказочный город.

Дома тут сложены из шоколада. Крыши леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей. А на остроконечных пряничных городских башнях вертятся флюгерные петушки.

Всех чудес в сказочном городе не перечесть. Жить – поживать в этом городе одно удовольствие. А называется этот город “Сказка”!

- Ребята, а вы любите сказки?

Сегодня, мы с вами и отправимся путешествовать в сказку.

- Скажите, кто из вас знает сказку “Колобок”?

Наверно, вы можете и рассказать ее. Давайте вспомним начало этой сказки. Послушайте и скажите, какие слова вам непонятны, то есть непонятно, что они обозначают.

3. Формирование новых знаний.

Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:

- Поди-ка ты, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

- Ребята, кто заметил хотя бы одно незнакомое, непонятное слово? Поднимите руки. А кто два? Три? Четыре? Назовите эти слова? (“Короб”, “сусек”, “крылышко”, “горсть”).

А может быть, кто-нибудь объяснит, что значит “крылышком поскребла”? Что значит “короб” (“сусек”, “горсть”)?

- Я подготовила картинки, на которых изображены эти предметы (на доску прикрепляются картинки).

- Помогают ли рисунки уяснить значения слов, лучше понять сказку? (Да, теперь мы знаем, что муки у старика со старухой было очень мало, можно сказать, совсем не было).

- Можем ли мы теперь представить себе, какой величины был колобок, если муки на него пошло горсти две? Покажите руками, какой величины, по-вашему, был колобок. Да, наверное, маленький.

- Давайте попробуем теперь растолковать непонятное слово, разъяснить его значение.

Что же такое короб? (Это изделие, в которое можно уложить то, что нужно сохранить или перенести).

Сусек? (Большой деревянный ящик, в котором хранится мука или зерно).

Горсть? (Количество чего-нибудь, которое помещается в руке, если мы сложим ее так, как будто хотим что-нибудь зачерпнуть).

Крылышко? (Отрезанное и засушенное гусиное крыло). Существуют специальные толковые словари, в которых можно найти объяснение слова. (Демонстрирую несколько толковых словарей, читаю толкование слов, которые разбирались на уроке).

- Итак, сделаем вывод: “Непонятное слово можно объяснить при помощи толкового словаря.

Слушаем сказку дальше (на доску вывешиваются иллюстрации сказки).

Замесила старуха тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простыть. Пока колобок остывает, давайте и мы себе колобка сделаем. (У детей на партах лежит готовое соленое тесто.)

4. Практическая работа. (Уч-ся самостоятельно лепят колобка.)

Краткое описание процесса приготовления теста.

(Смешайте муку и соль. Залейте водой и замесите тесто. Готовое тесто положите в холод на 2 часа.)

Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку, – и покатился по дорожке.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

- Колобок, колобок! Я тебя съем!

- Нет не ешь меня косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

(Дети поют хором).

Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусеку скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, заяц, не хитро уйти.

И покатился колобок дальше – только его заяц и видел и т.д. (Далее детям предлагается продолжить сказку).

Оборудование: сказка с иллюстрациями, картинки, на которых изображены короб, крылышко, сусек, горсть, готовое соленое тесто, дощечки, баночки с водой, салфетки, толковые словари.

1. Организационное начало.

2. Вводная беседа.

- Ребята, вы любите путешествовать?

За чистым – чистым полем, за дремучим – дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть сказочный город.

Дома тут сложены из шоколада. Крыши леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей. А на остроконечных пряничных городских башнях вертятся флюгерные петушки.

Всех чудес в сказочном городе не перечесть. Жить – поживать в этом городе одно удовольствие. А называется этот город “Сказка”!

- Ребята, а вы любите сказки?

Сегодня, мы с вами и отправимся путешествовать в сказку.

- Скажите, кто из вас знает сказку “Колобок”?

Наверно, вы можете и рассказать ее. Давайте вспомним начало этой сказки. Послушайте и скажите, какие слова вам непонятны, то есть непонятно, что они обозначают.

3. Формирование новых знаний.

Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:

- Поди-ка ты, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

- Ребята, кто заметил хотя бы одно незнакомое, непонятное слово? Поднимите руки. А кто два? Три? Четыре? Назовите эти слова? (“Короб”, “сусек”, “крылышко”, “горсть”).

А может быть, кто-нибудь объяснит, что значит “крылышком поскребла”? Что значит “короб” (“сусек”, “горсть”)?

- Я подготовила картинки, на которых изображены эти предметы (на доску прикрепляются картинки).

- Помогают ли рисунки уяснить значения слов, лучше понять сказку? (Да, теперь мы знаем, что муки у старика со старухой было очень мало, можно сказать, совсем не было).

- Можем ли мы теперь представить себе, какой величины был колобок, если муки на него пошло горсти две? Покажите руками, какой величины, по-вашему, был колобок. Да, наверное, маленький.

- Давайте попробуем теперь растолковать непонятное слово, разъяснить его значение.

Что же такое короб? (Это изделие, в которое можно уложить то, что нужно сохранить или перенести).

Сусек? (Большой деревянный ящик, в котором хранится мука или зерно).

Горсть? (Количество чего-нибудь, которое помещается в руке, если мы сложим ее так, как будто хотим что-нибудь зачерпнуть).

Крылышко? (Отрезанное и засушенное гусиное крыло). Существуют специальные толковые словари, в которых можно найти объяснение слова. (Демонстрирую несколько толковых словарей, читаю толкование слов, которые разбирались на уроке).

- Итак, сделаем вывод: “Непонятное слово можно объяснить при помощи толкового словаря.

Слушаем сказку дальше (на доску вывешиваются иллюстрации сказки).

Замесила старуха тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простыть. Пока колобок остывает, давайте и мы себе колобка сделаем. (У детей на партах лежит готовое соленое тесто.)

4. Практическая работа. (Уч-ся самостоятельно лепят колобка.)

Краткое описание процесса приготовления теста.

(Смешайте муку и соль. Залейте водой и замесите тесто. Готовое тесто положите в холод на 2 часа.)

Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку, – и покатился по дорожке.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

- Колобок, колобок! Я тебя съем!

- Нет не ешь меня косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

(Дети поют хором).

Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусеку скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, заяц, не хитро уйти.

И покатился колобок дальше – только его заяц и видел и т.д. (Далее детям предлагается продолжить сказку).

Тиски – это необходимое оборудование, которое должно быть в каждой мастерской. Без них сложно обойтись в разных аспектах работы. Так как тиски являются устанавливаемым инструментом, то нет необходимости располагать их на верстаке в мастерской или гараже, их можно установить и дома, например на табуретку.



Разновидности и назначение тисков

При изготовлении какой-либо детали или же её доработки, её положение нужно крепко зафиксировать. Для этого и необходимы тиски.


Выбор характеристик и размеров основывается на знании того, какие работы и каким инструментом будут проводиться.


Тиски состоят из таких основных элементов как:

  • винт ходовой части;
  • рукоятка;
  • неподвижная и подвижная губка;
  • опорная плита.

Помимо перечисленных деталей, тески необходимо хорошо зафиксировать к поверхности.


Крепление тисков может быть винтовым, постоянным и на присосках.


Тиски бывают для разных видов работ, а именно:

  • слесарные;
  • столярные;
  • для станка.



А теперь разберёмся по подробней, чем же они отличаются?


Слесарные

Подобного вида тиски крепятся к столу болтами в основании. Они широко распространены, по сравнению с другими видами.


Столярные

Данного вида верстачные тиски могут быть изготовлены как из стали, так и из дерева.


Они закрепляются к столу снизу, а также имеют направляющие, между которыми расположен ходовой винт.


Гладкие губки тисков имеют большую площадь поверхности. На них устанавливают деревянные или резиновые накладки, это помогает уберечь губки от повреждений, возникающих в процессе обработке материала.


Для станка

Их используют в процессе работы с разными станками. У тисков в основании присутствует два продолговатых выреза (паза), предназначенных для фиксации к рабочей области станка (столу).


Также они выполняют роль регулировки положения фиксируемого материала относительно рабочей зоны по горизонтальной плоскости.


Классические самодельные тиски: пошаговая инструкция

Стандартный вариант в данном случае выполняется из стали.


Их конструкция до боли проста. Она включает в себя:

  • стальная пластина (не меньше 3-х мм);
  • швеллер наружный и внутренний (120 и 100 мм.);
  • стальные уши;
  • два токарных резца;
  • отрезок от арматуры;
  • пара гаек;
  • винт подходящего диаметра;
  • две одинакового калибра шайбы, с ходовым винтом;
  • винтовая трапецеидальная пара 335 мм;
  • толстая пластина.


  1. На противоположных сторонах пластины, отделяем ходовой винт шайбами.
  2. Привариваем к шайбе винтовую резьбу.
  3. Далее закрепляем её стопорным кольцом.
  4. К рукоятке привариваем гайку с одной стороны.
  5. На одном уровне, привариваем к пластине гайку, со швеллером от винтов.
  6. Обрабатываем швеллер напильником, чтобы ход движения был легче.
  7. К ушкам сделанным из резцов привариваем губы.
  8. Устанавливаем губки на своё место, после того как будет вкручен ходовой винт.

Тиски своими руками из различных материалов

Деревянные

  • На двух концах фанеры, отсчитываем 10 сантиметров. Находим центр и отмечаем.
  • Закрепим брус с фанерой струбциной. Сверлим насквозь проёмы (подбираемое сверло должно быть на два миллиметра толще подобранных шпилек).
  • Сверлим под саморезы 2 отверстия с каждой стороны, а также 2 посередине. Снимаем фаску в отверстиях 12 мм сверлом (прячем шляпки).
  • Проделаем отверстия в верстаке, с трафаретом в виде отверстий в фанере. С другой стороны стола, забиваем гайки М10.
  • Возьмём не крупный отрезок фанеры, отметим центры для будущих рукояток. Отмечаем две большие шайбы, а после, рисуем ещё два, но на два сантиметра в диаметре меньше.
  • Сверлим в центрах отмеченных шайб коронкой с центровкой, после, зашкуриваем неровности.
  • В шайбах поменьше увеличиваем центральное отверстие до 12 мм. А в шайбах побольше, снимаем фаску отверстий сверлом Форстнера на 22, для сокрытия гаек.
  • Забивные устанавливаем в шайбы поменьше. Закручиваем шпильки на одном уровне со шляпкой гайки.
  • Скрепите полученные заготовки струбциной к любой поверхности. По границе резьбы в шляпках забивных, сделайте проёмы вглубь на один сантиметр, диаметром в один миллиметр. Затем, засуньте кусочки проволоки в отверстия.
  • Дальше склейте небольшие шайбы с большими, плотно скрепив струбцинами. Проделайте два отверстия с каждой стороны шпильки сверлом на 3 мм (1 см вглубь). Установите шпильки в брусок и закрутите их к основе, закреплённой на верстаке.





Из швеллера

За основу тисков возьмём швеллер:

  • Срезаем его боковые стенки, т.к. слишком высокие. С двух сторон на одинаковом расстоянии отмечаем центр и сверлим коронкой по металлу.
  • Затем болгаркой делаем параллельные широкие вырезы с расстоянием равным ширине отверстия.
  • На полки швеллера примеряем уголки равные его длине и проделываем 3 отверстия для крепления. В них нарезаем резьбу. Прикручиваем уголки болтами.
  • На передней и задней части швеллера устанавливаются уголки. Один уголок будет выступать в качестве упора для винта, а второй – неподвижная губка.
  • Упор для винта усиливаем отрезанной полоской полки. Соединив уголок и полку, сверлим отверстие под винт и нарезам резьбу.
  • Подвижная губка выполняется, как и упор для винта. Ограничитель выполнен из 2 полос металла с отверстиями под болты. Одна из них – направляющая подвижной губки, а вторая – массивный ограничитель, удерживающий конструкцию снизу основания.
  • Винт тисков в этой конструкции – шпилька с резьбой из стали. На одном конце делается проточка для стопора, а на втором – накручивается гайка, которая просверливается вместе со шпилькой. Туда вставляется ручка.



Благодаря ещё одной полоске из полки швеллера, вытачивается стопор под проточку на шпильке, в котором проделываются два проёма под болты. Шпильку закручивают на упор, а после, сцепляют со стопором, который соединяют с подвижной губкой.


Из металла

При создании прижимных губок задействуют отрезки плоского напильника. Их приваривают на обрезки профильной трубы такого же размера:

  • На куске листовой стали рисуется прямоугольник, который впоследствии вырезается – так изготавливается подошва. Её ширина равна длине губ, а длинна – на 10 см больше желаемой ширины зажима.
  • Одну из губ выставляют на край подошвы, а затем сваривают их. После, в центре основания выполняется осевой вырез, ширина которого равна 11 мм. Он начинается от приваренной губки, а заканчивается в 10 см от расположенного напротив края.
  • В нижней части незадействованной губы проделывается отверстие по центру (сквозь одну стенку). После чего, под основанием, в 11 мм канал устанавливается шайба и болт, который внедряется в отверстие губки. Необходимо аккуратно наживить шайбу с гайкой на болт внутри профиля, слегка накрутив.
  • У противоположного края от неподвижной губки, приваривается удлинённая гайка напротив выреза. Под неё необходимо подставить что-то, чтобы поднять её центр на половину ширины профиля. На гайку накручивается продолговатая шпилька, противоположно которой, по центру движущейся губы создаётся отверстие 12 мм. Она вставляется в него, после чего, внутри профиля накручивается 2 гайки.
  • Как только губки тисков будут стянуты, можно отсечь излишек шпильки. На её край накручивается, а затем сваривается забивная гайка.
  • Ну а дальше, торцевой частью свариваются гайки М12. В них вставляются остатки шпильки. На них накручиваются забивные гайки.


Для придания прочности конструкции, на её подошву у длинных сторон необходимо приварить отрезки профильной трубы.


Наконец, можно прикрутить инструмент к рабочему столу.


Из домкрата

В качестве механизма зажимания был взят домкрат:

  • Основой тисков станет швеллер, от которого необходимо отрезать подходящую по длине заготовку. На нём начертим и создадим с помощью инструментов паз.
  • От листа толстого металла необходимо отрезать кусок, на котором будут просверлены отверстия для крепежа. Приварим его к торцу швеллера.
  • Кусочек уголка приварим к раме, чтобы домкрат смог опираться на него. Свариваем недвижимую губу, сделанную из части швеллера.
  • Надеваем втулки и варим две направляющие между недвижимой губкой тисков и уголком для опоры. Втулки свариваем с полосой из металла, к которой вскоре будет приварена подвижная губка.
  • К движущейся площадке прикрепляем пару пружин, которые будут возвращать подвижную губку, а после монтируем домкрат.
  • Изготавливаем для губок накладки из дерева или металла. Устанавливаем рычаг, приводящий в действие домкрат. А две стороны рамы свариваем с уголками для фиксации тисков к столу.

Подведём итоги, в этой статье мы узнали о назначении тисков, их видов и даже как изготовить их своими руками. Для их создания не обязательно иметь сварочный аппарат, но всё же желательно конструировать их в мастерской или гараже (иначе дома будет полный кавардак). Надеюсь, вам понравилась статья.

муж., вост. сусека жен., ряз. (сосекать) засек, закром, сукром, отгороженный ларь в амбаре, житнице, для ссыпки зернового хлеба.

| Сусек, ряз. чан, кадь, для держания зернового хлеба, б.ч. дупляник, дуплянка, цельный, из липового пня. Дожгцю бывшю и тучи велиции, пшеница с водою многою смешена спаде, юже собравше насыпаша сусек велия, ·летописн.; здесь вероятно сусек ·в·знач. кадки. Полны сусеки, богатый мужик. По сусеку глядя месят квашню. Коли поле зимой гладко, и в сусеке будет гладко. Только то и есть в сусеке, что мыши нагадили. Не то хлеб, что ее поле, в то хлеб, что в сусеке. В сусек не пойдет, а в брюхо пойдет, съедят.

Толковый словарь Даля . В.И. Даль. 1863-1866 .

Смотреть что такое "СУСЕК" в других словарях:

сусек — закром, сусека Словарь русских синонимов. сусек сущ., кол во синонимов: 2 • закром (6) • сусека … Словарь синонимов

СУСЕК — СУСЕК, сусека, муж. (обл.). То же, что закром. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

СУСЕК — СУСЕК, а, муж. (обл.). То же, что закром (в 1 знач.). Зерно, мука в сусеках. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

сусек — м. закром, ларь в амбаре для зерна , ряз., сиб. (Даль), чан, кадь , ряз., др. русск. сусѣкъ, русск. цслав. сѫсѣкъ κρήνη. Из *sǫ и sěkъ (см. секу). •• [Ср. польск. są siek – то же; см. Славский, JР, 38, 1958, стр. 230.Т.] … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Сусек — м. местн. то же, что закром Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Сусек — Закром. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

сусек — сус ек, а … Русский орфографический словарь

сусек — (2 м); мн. сусе/ки, Р. сусе/ков … Орфографический словарь русского языка

Читайте также: