Сурбан чувашский своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Нас заинтересовал женский костюм. Для исследования старинного чувашского костюма мы выбрали два платья из Першинского краеведческого музея и одно платье моей бабушки, Пырковой Розы Александровны, 1951 года рождения, уроженки Вурнарского района деревни Анаткас - Абызово.


Она приехала в деревню Сединкино Заводоуковского района в 80 – ых годах 20 столетия и осталась здесь навсегда, сейчас моей бабушки нет в живых. Всю свою жизнь она проработала на ферме дояркой.

Первый костюм, подаренный музею Васильевой Лидией Васильевной интересен ручной вышивкой, кружевами и аппликацией. Все эти украшения находятся на подоле платья и рукавах ( Приложение I).

Второй костюм принадлежит Пичулевой Людмиле Александровне. Он заинтересовал нас своим покроем. В нем мы нашли сохранение традиций формы платья. Прослеживается силуэт туники, рукава заужены к кисти руки, клинья вставлены под мышками. Платье оформлено аппликацией и машинной вышивкой. Вышивка имеет символическое значение (огонь, солнце, вода, благополучие) (Приложение II).

Платье моей бабушки сшито на машинке из льняной ткани. Вышивка присутствует на подоле, рукавах и вороте. Бабушка сделала вышивку своими руками. Узор цветочный.

Все платья украшались фартуками или передниками. Фартук моей бабушки сделан из атласной ткани и украшен поясом из ленточек трех цветов: розового, белого, голубого.

Два современных костюма также были исследованы нами. Один костюм принадлежит Степановой Антонине Борисовне, а второй – Першинскому Дому культуры, костюм изготовлен в г. Чебоксары. В современных костюмах нет туникообразной формы, но сохраняется вышивка на груди, вороте, на поясе, рукавах и подоле (Приложения III и IV)

Разнообразием и изяществом отличались женские головные уборы и украшения. В обычные дни девушки и незамужние женщины носили льняные и посконные платки. Замужние носили сурбан – род длинного полотенцас вышитыми и обшитыми тесьмой концами.


Праздничными головными уборами были: у девушек – тухья – шлемовидная шапочка, покрытая бисером и мелкими монетами, у женщин – хушпу – шапка в виде усеченного конуса, обшитая бисером и монетами или заменявшими их оловянными кружочками – тухланками.

Сзади к хушпу пришивали длинный хвост, который украшали бисером монетами, тесьмой и т.п. В числе других женских украшений следует назвать также ожерелье, шейное украшение из монет, нагрудное украшение, перевязь, которую носили через плечо, наспинное украшение, подвески к поясом, нагрудные украшения и сурбанные подвесы. Все эти уборы украшались вышивками, бисером, серебряными монетами, раковинами – ужовками, тесьмой, кумачом и т.д.

Образцы головных уборов также исследованы нами. Тухья принадлежит Гилевой Алевтине Семеновне (Приложение V) , хушпу - Пичулевой Людмиле Александровне (Приложение VI).

Основной обувью у мужчин и женщин были лапти. Каждый народ создал свой тип плетеной обуви. Мужские лапти чуваши плели из из семи лычек с небольшой головкой и низкими бортами. Женские лапти плелись весьма тщательно – из более узких полосок лыка и большого их числа (из 9, 12 лычек). У верховых чувашек рядом с головкой пропускали тоненькую веревочку – по ней женские лапти легко отличить от мужских.

Верховые чуваши носили лапти с черными толсто намотанными онучами, поэтому оборы делали до 2 м длиной. Низовые чуваши лапти носили с суконными чулками. Обертывание онучей и плетение их оборами требовало времени и умения. Женщины юго – восточных районов носили также суконные гетры. Валенки в прошлом носили состоятельные крестьяне.

Интересный экспонат нашего музея – чувашские лапти, подаренные Васильевой Лидией Васильевной. Мы сделали вывод, что они женские, так как сплетены из 12 лычек, носок у них узкий, сами они неглубокие (Приложение VII).


Чувашский костюм моей бабушки украшен специальными нагрудными многослойными украшениями, которые называются щуха (щука), они действительно напоминают чешую рыбы.

Народный костюм – это яркий феномен чувашской национальной культуры. Он символизирует грандиозный путь древней культурной традиции и отражает художественно – эстетические вкусы чувашского народа.

Народный костюм вызывает в каждом человеке волнующие чувства красоты и прикосновения к вечности. Образ девушки в орнаментированной рубашке и нарядном головном уборе тухья прочно вошел в сознание как символ Чувашии.

Используемая литература

1. Маслова И.Н. /Взаимодействие русской и чувашской культур. – Издательство Тюменского государственного университета. - 2006. – 92 с.

2. Николаева К.И. /Чувашский язык. Начальный курс: учебник для русскоязычных учащихся и студентов. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во,2004. – 159 с.

3. Демина Л.В., Логинов В.Н., Маслова И.Н. и др./Бичуринские чтения: история, культура и религия чувашей: материалы IXрегиональной научно-практической конференции. – Тюмень: РИЦ ТГИК. – 2015. – 184 с.

4. Минеева В.А. /Чувашское узорное ткачество: Книга – альбом. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство. – 2008. – 182 с.

5. Иванов В.П. , Николаев В.В., Дмитриев В.Д./ Чуваши. Этническая история и традиционная культура. – Москва. Издательство ДИК. – 2000. – 94 с.

Самарская губерния, с. Большое Микушкино, 1888г.

Чаще всего чуваши изготавливали одежду из домотканого полотна, кожи, войлока, овечьей шерсти или сукна. Почти в каждом крестьянском дворе имелся прядильный и ткацкий инвентарь. Холсты для будущих изделий умели ткать все деревенские женщины. Для этого они выращивали лен и коноплю. Обувь чуваши мастерили из дерева и луба.

Белая рубаха (кĕпе) — основа всех чувашских одеяний. Мастерицы шили ее из конопляного полотнища. Боковые части закрывали прямыми вставками, которые расширяли рубаху книзу и подчеркивали ее объемный силуэт. Высота женского кĕпе достигала 120 см, а мужского — 80 см.

Мужская и женская традиционная чувашская рубаха кĕпе

В гардеробе каждой чувашки была холстяная рубаха (кĕпе), которая ниспадала до щиколоток. В отличие от мужских рубах женские часто имели нагрудные узоры-обереги кĕске в виде солнца. Поверх рубахи надевали вышитый передник (чĕрçитти), а представительницы верховой группы (вирьял) вместо него в основном носили белый вышитый фартук (саппун).

Девичья рубаха, узор кĕске и вышитый передник

Композиции чувашской нагрудной вышивки, мотивы и техники исполнения, имея единую этническую основу, варьируются у разных этнографических групп. Согласно народным поверьям, узоры защищали владелицу рубашки от злых духов. Со временем сакральное значение вышивки было утеряно, и нагрудные символы стали просто украшением.

Весной и осенью женщины спасались от прохлады легким кафтан-халатом или суконным кафтаном. Зимой чуваши надевали штаны из домашнего сукна и приталенную шубу из овчины со сборками на талии (кĕрĕк). Женская одежда отличалась от мужской большим числом сборок. Как правило, их было около пяти. Они подчеркивали состоятельность владельца шубы. Ведь если много сборок, значит и немало овчин ушло на ее изготовление.

Одежда девочек была проще, но выглядела не менее нарядно. Платья украшались несложным узором или тесьмой на подоле. На нагрудной части рубахи обычно вышивали две аккуратные косые полосы, а одну — только для сирот.

Старинные фотографии чувашских детей и вышивальшицы

Чувашские дети. Казанская губерния, Чебоксарский уезд

Вышивальщица, деревня Пустынькассы, 1930-е гг.

К 12−14 годам юные рукодельницы становились профессиональными мастерицами и начинали готовить приданое к своему совершеннолетию. Юные девушки уже могли носить передник (чěрçитти) или фартук (саппун).

Мужчины носили холстяные туникообразные рубахи (кĕпе) длиной до колен. Здесь грудной разрез располагался справа и завязывался тесьмой. Кĕпе низовой группы чувашей (анатри) отличались цветным клетчатым узором в красную или синюю клетку. Простые рабочие рубахи ничем не украшались, а праздничные — имели вышивку на грудном разрезе, рукавах и подоле.

Считалось, чем богаче узор, тем праздничнее одеяние. Однако мужской наряд орнаментировался скромнее женского. К примеру, на рубахе в области плеч вышивали узоры-символы неба, в области груди — узоры-символы огня, которые, по верованиям древних чувашей, обозначали мужественность.

Кроме того, мужчины носили штаны (йeм) и однотонную безрукавку. На праздники парни надевали кожаные сапоги (сăран атă).

Чувашский праздничный мужской наряд

Весной и осенью представители верховой группы носили в повседневности холстяной кафтан (шупăр) или шерстяной кафтан (сăхман), а низовой — суконный халат (пустав). Так же, как и женщины, зимой мужчины ходили в штанах из домашнего сукна и шубе из овчины с 2−3 сборками на талии (кĕрĕк). В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали черный овчинный тулуп.

Одежда мальчиков была схожа со взрослой, но она не имела вышивки с ритуальной символикой. Ворот рубахи мальчика-подростка украшал однотонный узор.

Головные уборы чуваш — уникальное явление в национальной культуре. Необычные женские шапочки, украшенные вышивкой, бисером, монетами, а также мужские войлочные шляпы — одни из самых узнаваемых элементов чувашской одежды.

Тухья — округлый головной убор, который носили девочки и незамужние девушки по праздникам и выходным дням. Он изготавливался из 1−2 слоев холста, украшался бисерной вышивкой и серебряными монетами.

Тухья — девичий головной убор

Тухья низовых чувашей была с шишечкой, бисерным навершием, наушниками или ремешком для закрепления на подбородке. Убор верховых чувашей этих деталей не имел. Орнамент состоял из крупных меандров, ромбов и крестов с загнутыми концами. После замужества девушки передавали свои тухьи младшим сестрам.

Замужние женщины покрывали голову сурпаном — полоской белой ткани, концы которой украшались вышивкой. В обычные дни поверх сурпана повязывали пуç тутри, узкую повязку на голову. По праздникам женщины носили хушпу, открытую шапочку, богато украшенную монетами. Отличительная особенность хушпу — хӳри, наспинная полоса до пояса или ниже с рядами монет и бисерной вышивкой.

Хушпу — женский головной убор

Мужские головные уборы не орнаментировались. Летом мужчины носили черные или белые войлочные шляпы (ялкас), а зимой — шапки с широким околышем и продолговатым куполообразным верхом (сĕлĕк).

Большинство чувашей ходили в лаптях из липового лыка (çăпата). Представители верховой группы носили их с онучами черного цвета, а низовой группы — с белыми суконными чулками (чăлха). Валенки могли позволить себе лишь зажиточные крестьяне.

Чувашские лапти

В 30-х гг. XX столетия национальные наряды отошли на второй план и стали замещаться одеждой городского типа. Сегодня в некоторых деревнях и отдаленных районах Чувашии по-прежнему надевают традиционные костюмы, но уже в исключительных случаях (свадьба, обряды и т.п.). Также в них выступают на сцене деятели искусства и работники культурных учреждений республики.

Будьте оригинальными — носите одежду с чувашской национальной символикой!

Благодарим за предоставленные материалы о чувашской одежде сотрудников Чувашского национального музея, Музея чувашской вышивки, а также Чувашского государственного художественного музея, в частности, Геннадия Иванова-Оркова, специалиста по чувашским костюмам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель моей работы: изучить женские головные уборы.

Задачи: Узнать о способах изготовления этих головных уборах,материалах, применяемых для украшения.

Женские головные уборы чувашей.

Тухья, хушпу, сурпан…. Слова-то какие загадочные! Старинный праздничный костюм чувашки весьма сложен. В его завершенности большую роль играют головные уборы и украшения из бисера, раковин и монет. В прошлом – обереги-талисманы, позже они стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы. Это не просо предметы, призванные удовлетворить эстетические потребности. Это воплощение представлений народа о модели мира или его части. Нарядные украшения и головные уборы можно разделить на категории с учетом этнографических групп и половозрастного статуса их носителей. В основном они носились девушками и женщинами репродуктивного возраста. Пожилые женщины имели минимальное количество скромных украшений (бусы. Серьги, кольца).

Чувашский девичий головной убор тухья как бы повторяет округлые очертания головы, выделяясь лишь высоким бисерным шишаком. Глубокая шапка полусферической формы, изготовленная на плотной основе и расшитая бисером, закрывала весь лоб до бровей. На тухью было принято навешивать самые дорогие монеты – серебряные рубли и полтинники. А бисерные подвески с мелкими монетами на концах, свисающие с очелья тухьи, обрамляли лицо. Снизу такую же роль выполняли округлые шейные украшения. Символически тухья чувашей представляет небесные уровни мироздания. Вышивка бисером поверху тухьи украшается обычно знаками солнца. Обычно головной убор делится как бы на три части: уровень монет, уровень бисера и уровень шишака. Бисер использовался только теплых тонов – красный, желтый, белый. У верховых чувашей также использовался и зеленый цвет. Особо отметим, что у чувашской тухьи нет накосников и хвоста. Это девичий наряд, и волосы девушки должны привлекать противоположный пол. В женских же головных уборах волосы принадлежат только мужу и от посторонних глаз скрываются. У верховых чувашей тухья изготовлялись без шишечки. У них применялся синий или голубой цвет, символизирующий небесную сферу.

На территории Башкортостана получили распространение хушпу двух видов: в виде широкого обруча и полусферические или шлемовидные с небольшим округлым или овальным верхом. Первый из них получил распространение в западных и юго-западных районах Башкортостана и находит близкую параллель с хушпу средненизовых чувашей (анат енчи) правобережья Волги. Второй тип убора бытует в прибельской зоне ресублики Башкортостан и имен типично низовую форму, как в Заволжье и Закамье. Своеобразный вид хушпу в форме усеченного конуса имеет бытование в южных (Федоровском, Куюргазинском районах республики).

Во все времена хушпу представлял собой большую ценность. В былые времена за один такой убор можно было приобрести две коровы или одну лошадь. Как семейная реликвия он передавался из поколения в поколение. Хушпу одевали только замужние женщины, девушкам до брака надевать этот убор на полагалось. В ряде районов обряд облачения невесты в хушпу. Означающий ее переход в статус замужней женщины. Бытует до сих пор и является одним из кульминационных моментов свадебного обряда.

Сурпан – женское головное покрывало в виде полосы белого тонкого холста с украшенными краями и концами. Обязательная принадлежность костюма замужней чувашской женщины, из обихода вышла в 1-й пол. 20 в. Словом сурпан (или сурпан варри) обозначали само белое полотнище, основу головного убора; элементами сурпана были сурпан хĕрри – края, сурпан пуçĕ (или сурпан вĕçĕ) – украшенные концы, сурпан хăмачĕ – кумачовая полоса на концах, сурпан чĕнтĕрĕ – кружево на концах.

Сурпан различались по назначению (повседневный и праздничный). В этнографических и этнотерриториальных группах были представлены сурпаны разнообразных форм, разными были и способы повязывания. Сурпан частично или полностью закрывал шею и голову, один конец закреплялся вертикально вдоль спины, другой накладывался параллельно ему или наискосок на плечо. Обычно его носили в сочетании с масмак, праздничным хушпу или удлинённой повязкой сурпан тутри, в некоторых группах дополняли затылочным украшением пуç йĕппи.

Сурпан верховых чувашей имеют небольшие размеры (повседневные длиной не более 110 см, праздничные – 220 см), изысканный красно-чёрный узор и много­рядную цветную обмётку по периметру; с 19 в. концы украшались множеством рядов мелкого геометрического орнамента, дополнялись короткой цветной бахромой. Сурпаны средненизовых были шире, имели разноукрашенные концы, орнаментировались вышивкой или скромным тканым узором, завершались узким кружевом. Концы сурпанов низовых чувашей до середины 19 века украшались вышивкой, позже – ткаными узорами в браной технике, в т.ч. полихромным тканьём на красном фоне, а также красным ситцем и белым вязаным кружевом. С. представителей этнотер­риториальных групп чувашей в начале 20 века отличались большими размерами (в За­камье длиной до 260 см), значительными участками красного браного узора, использованием различных тканей и способов декора. В контактных с татарами зонах чувашские женщины носили разновидность сурпана– тастар, которым плотно обвязывали голову и шею, украшенные концы свешивались на плечи и спину, сверху была головная повязка или платок.

Изготовление и украшения чувашских женских головных уборов.

В чувашской традиции все основные украшения изготовлялись в домашних условиях. Хотя более сложные вещи заказывались сельским мастерам, специализировавшимся в этом ремесле. Для основы использовались только местные материалы. Продукты земледелия и животноводства: плотный холст, тесьма из суровых или шерстяных нитей, домашнее сукно, выделанная кожа.

Все элементы для украшений приобретались на накопленные семьей средства на местных рынках и ярмарках, а также у разносчиков-торговцев. Как правило, серебряные монеты были неходовыми, тем не менее стоили значительных денег. Выразительность украшений заключалась в умелом сочетании бисерного шитья и серебряных монет. Преобладающая расцветка зависела от половозрастного положения человека, а также этнотерриториальных особенностей. Красный бисер и оранжево-розовые кораллы использовались в основном, для принадлежностей замужних женщин; зеленый и красный преобладали у низовых чувашей, а светло-зеленый, голубой и белый – у средненизовых. Женские головные уборы и украшения, призванные закреплять особый родовой и социальный статус женщины, оформлялись преимущественно серебряными монетами, а в декоре девичьих принадлежностей преобладало бисерное шитье и плетение.

Геометрический орнамент, выполняемый бисерным плетением, имеет прямые аналоги в узорах традиционной вышивки – это ромбовидные и мендрообразные фигуры, косые кресты с загнутыми концами. Наиболее выразительными были узоры на низовой тухье (их плели в виде изогнутой ленты шириной 4 см, а затем нашивали на шапочку). Мелкие виды орнамента также играли определенную роль в обогащении художественного образа украшений и головных уборов: в сочетании с ритмичными цветными полосками они выполнялись при выполнении бордюров и окаймлении краев. Основными техническими приемами для декорирования украшений являлись нашивание и свободное подвешивание.

Головным уборам придавали магическую власть. Так, покрывание головы служит оберегом от злых чар и ревности мужа.

Невозможно представить себе полноценную личность, современного человека, без знания истории и культуры своего народа. В чувашском народном костюме заложены основы миропонимания, культура обрядов и традиций, представление о мире и назначении человека.

В XX веке было утрачено большинство старинных украшений, но искусство шитья бисером и монетами сохранилось до наших дней. Мастера восстанавливают украшения и головные уборы для свадеб и фольклорных коллективов, пользуясь старинными местными образцами. Изготовление головных уборов и украшений ныне востребовано: в республике и иных местах проживания чувашей этим занимаются народные мастерицы и их ученики, а профессиональные художники ищут пути стилизации изделий в новом ключе.

Работая над этой темой, я узнала много нового и удивительного для себя. Я еще больше стала любить и ценить культуру своего народа, сумевшего сохранить древние искусство и знания. Я сделаю все от меня зависящее, чтобы сохранить этот бесценный кладезь мудрости и красоты.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петров Игорь Георгиевич

В статье рассматриваются функции и семантика чувашского женского головного убора сурпан в контексте различных обрядовых ситуаций, прежде всего обрядов жизненного цикла. Автор приходит к выводу, что функциональное значение данного головного убора намного шире и не ограничивается только областью народного костюма.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Петров Игорь Георгиевич

ON THE FUNCTION AND SIGNIFICANCE OF A FEMALE HEADDRESS SURPAN IN CHUVASH RITES AND TRADITIONS

The article deals with functions and significance of Chuvash female headdress surpan in the context of different rites, mostly rites pertaining to the life cycle. The author comes to the conclusion that the functional meaning of the headdress is much wider and it is not restricted to the ethnic costume sphere.

Янгузин Р. З. 2007: Этнический состав населения Башкортостана (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г.). Уфа.

TERRITORY-BASED CHUVASHI ETHNIC GROUP FORMATION IN BASHKORTOSTAN OF THE 19th — EARLY 20th CC.

The paper based on published and fieldwork materials touches upon the formation of Chuvashi ethnic group in the 19th-early 20th cc on the territory of contemporary Bashkortostan. The article presents a most careful consideration of migration reasons and its progress, gives a list of Chuvashi settlements with ethnic composition. In some cases the author gives examples illustrating present-day condition of the settlements.

Key words: ethnography, Bashkortostan, territory-based ethnic group

К ВОПРОСУ О ФУНКЦИЯХ И СЕМАНТИКЕ ЖЕНСКОГО ГОЛОВНОГО УБОРА СУРПАН В ЧУВАШСКИХ ОБЫЧАЯХ

В статье рассматриваются функции и семантика чувашского женского головного убора сурпан в контексте различных обрядовых ситуаций, прежде всего обрядов жизненного цикла. Автор приходит к выводу, что функциональное значение данного головного убора намного шире и не ограничивается только областью народного костюма.

Ключевые слова: традиционный костюм, головные уборы, обычаи и обряды, чуваши.

В настоящей статье речь пойдет о функциях и семантике чувашского женского головного убора сурпан и связанных с ним традиционных представлениях. Несмотря на то что сурпан является принадлежностью женского костюма, только

1 Баранов 2005, 213.

2 Байбурин 1992, 5.

этим его функциональное значение не ограничивается. В том или ином контексте он используется и в других ситуациях. На чувашском материале функциональное значение головного полотенца, как и других предметов материального быта в чувашских обычаях и обрядах, показано в трудах А. А. Трофимова, А. К. Салмина, И. А. Дмитриева, Г.Н. Иванова-Оркова и др. Наша цель — продолжить эту тему дальше и привлечь для этого новые материалы и источники.

Итак, сурпан — один из видов головного убора замужней женщины. Несмотря на имеющиеся этнографические, локальные или этнотерриториальные различия, он представляет собой длинное полотнище из тонкого белого холста с орнаментированными концами. Кроме вышивки и тканых узоров концы сурпана украшаются фабричными тканями, кружевом, бахромой, тесьмой3.

У верховых чувашей (вирьял) узкий сорпан закрывал только шею, а его концы опускались на спину. Поверх головы на голову накладывался масмак в виде узкой вышитой ленты, концы которой с двух сторон на висках прикреплялись к сорпану при помощи длинных головных булавок или медных иголок, соединенных цепочкой или узкой лентой.

Традиция обертывания головы, шеи и плеч женщины длинным покрывалом-полотенцем имеет достаточно широкий ареал распространения. Кроме народов Средней Азии и Казахстана похожий на чувашский головной убор встречается у восточнославянских (древнерусский и македонский женский головной убор убрус, болгарский сокай, белорусская намитка, украинская серпинка), финно-угорских (марийский шарпан, мордовско-мокшанская пра-руця, удмуртская чалма) и других этносов5. Из других народов Урало -Поволжья схожий головной убор характерен башкирам и казанским татарам, женщины которых носили головное полотенце тастар. Кроме башкир и казанских татар термин тастар в значении женского убора существует также в языке мишарей, кряшен и западносибирских татар.

Сурпан, скорее всего, имеет восточное, центрально-азиатское происхожде-

3 Ашмарин 1936, 202-203.

4 Ашмарин 1928, 224.

5 Гаген-Торн 1960, 163-179.

Таким образом, основное практическое и ритуальное назначение сурпана — покрывание волос замужней женщины. Женщины чувашки полотнищем сурпана голову обвязывали так, чтобы не было видно ни одного волоса. И это неспроста. Как и у других народов, в соответствии с правилами народного этикета, женщина, вышедшая замуж, обязана была тщательно прятать свои волосы. Д. К. Зеленин полагал, что закрывание волос — остаток древнего обычая покрывания лица12. Н. И. Гаген-Торн считала, что основная причина закрывания головы замужней женщиной заключалась в магии волос13. По мнению ученого, невеста, выходя замуж в другой род, могла навредить ему магической силой, заключенной в волосах, и таким образом принести несчастье — неурожай, градобитие, падеж скота и т.д. В виде различных табу и запретов такие представления сохранились у многих народов — русских, карел, мордвы и других этносов. Как считает Н. И. Гаген-Торн, в патриархальном обществе закрытые волосы женщины являются символом закрепощения женщины чужим родом и ее подчиненного положения14.

Далее рассмотрим функции данного головного убора в различных обрядовых ситуациях, прежде всего обрядах семейного цикла — свадебных, похоронных и, отчасти, родинных.

В свадебной обрядности сурпан фигурирует уже при сватовстве, когда сватами со стороны жениха, а также родителями и родственниками невесты оговари-

6 Смирнов 1903, 936.

7 Гаген-Торн 1960, 141.

8 Захарова, Ходжаева 1989, 221.

9 Шитова 1995, 84.

10 Кузеев 1992, 203.

11 Там же, 197-205.

12 Зеленин 1926.

13 Гаген-Торн 1933.

14 Гаген-Торн 1933; Гаген-Торн 1960, 141, 143.

вается количество приготовляемых невестой сурпанов15. Дело в том, что наряду с другими подношениями родственникам жениха в качестве подарков невеста преподносила и сурпаны, прежде всего женщинам. Однако на сватовстве этот головной убор использовался и в другом значении — в качестве символического согласия на брак16. При согласии выйти замуж невеста через сваху передавала матери жениха целый сурпан, а жениху — лишь часть, в виде украшенных красивыми узорами концов. Впоследствии концовками сурпана жених украшал свой костюм. Они прикреплялись на разных местах его одеяния — на спине, на груди, за пазухами, около карманов и т. д. Назывался он платок или сурпан зятя17.

15 Сашин 2002, 187.

16 Никольский 1919, 81.

17 Ашмарин 1936, 203; Сашин 2002, 190; Сашин 2007, 235.

18 Гаген-Торн 1960, 143; Сашин 2002, 188.

19 Сашин 2002, 188.

20 Никольский 1919, 76.

21 Ашмарин 1936, 203-204.

верждала свое новое социальное положение, но уже перед своими родственника-

В другом контексте, в основном в качестве двойника или заместителя человека, сурпан использовался чувашами в обрядах поминального цикла. Так, чуваши-язычники на поминках юпа одежду умершего клали на намогильный столб, положенный на постель23. Если покойник мужчина, то использовали мужскую одежду (рубашку, штаны, шапку), если женщина — женскую, включая головные уборы и украшения (рубаху, сурпан, хушпу, сурпан дакки и т. д.). Причем присутствующие во время поминальной пляски подходили к столбу и надевали на себя что-нибудь из одежды покойника. По мнению А. К. Салмина, одевая на себя одежду покойника, родственники, таким образом, завлекали его во всеобщее веселье24. С другой стороны, в этом обряде с одеждой в заувалированной форме присутствует попытка моделирования образа покойного через его одежду и обеспечение его присутствия на похоронно-поминальных ритуалах. После поминок столб относили на кладбище и устанавливали на могиле умершего. Если умерший — мужчина, то на столб вешали недоуздок, если женщина — сурпан или платок25. Кроме этого чуваши-язычники на женских столбах наконечником острого резца контуром делали особые знаки, обозначающие сурпан и подвеску к сурпану — ама, сурпан дакки26. В некоторых случаях, в зависимости от сложившихся местных традиций, на женских памятниках делались изображения масмака, хушпу, дедтенкё (нагрудной застежки), шейных украшений и т. д.27

Достаточно своеобразно семантика сурпана, как символа брака, проявляется в обряде развода. В прошлом, данный обряд проводился чувашами по нормам обычного права. Сведения об этом имеются в сочинениях П. С. Палласа, И. Г. Ге -орги, К. П. Прокопьева, В. К. Магницкого, И.Меньшова и др. Смысл данной церемонии заключался в том, что муж рвет или режет ножом сурпан жены пополам, одну половину оставляет себе, а другую отдает ей. После этого оба супруга считались свободными, а их брак расторгнутым. По И. Г. Георги, акт развода заключался в следующем: «Если муж женой недоволен, то он разрывает ей покрывало и тем уничтожает навеки супружеский между ними союз28. В таком же ключе об этом сообщает П. С. Паллас: «Так же случаются у них разводы; при чем наблюдается

22 Салмин 2007, 291.

23 Прокопьев 1903а, 215-250; Магницкий 1881, 180; Руденко 1910.

24 Салмин 2007, 342.

26 Руденко 1910, 86-87; Никитин, Крюкова, 1964, 64; Трофимов 1993.

27 Трофимов 1993.

28 Георги 1799, 41.

В остальных обрядовых ситуациях сурпан чаще всего выступает в качестве подарка. Сурпаном можно было откупиться за какую-нибудь работу или услугу. Так, сурпан вручали повивальной бабке за помощь в родах или знахарке вместо денег за лечение. В таком же контексте сурпан, головную ленту масмак и несколько монет мелочью невеста кладет и вешает на печь, когда она впервые переступает порог дома свекра. По мнению А. К. Салмина это делалось для того, чтобы добиться расположения духа-покровителя домашнего очага хёртсурт32.

Таким образом, сурпан в чувашских обычаях и обрядах используется в следующих символических значениях.

1. В значении части женской одежды, указывающей на ее социальный статус. Особенно выпукло это проявляется в обряде окручивания, когда с головы невесты снимали девичий головной убор и вместо него надевали женский. То же имеет место быть в похоронном обряде — наличие или отсутствие сурпана на голове умершей всегда являлось весомым маркером, кем она являлась — незамужней девушкой или замужней женщиной. Сурпан или сделанный контуром рисунок сурпана или нагрудного украшения на могильном памятнике также являются признаком, указывающем на принадлежность женскому захоронению.

2. В значении установления связи или соединения. В этом случае сурпан проявляет себя в качестве средства установления контакта и канала связи, например, между женихом и невестой, между мужским и женским родственными социумами на свадебном торжестве. Такова роль сурпана в церемониях одаривания невестой родственников мужа, а также в обряде передачи невестой сурпана жениху на сватовстве.

3. В значении разрыва данной связи. В указанном контексте сурпан используется во время обряда развода. Разрезание или разрыв сурпана означает прекращение брака и супружеских обязательств друг перед другом.

4. В значении символического заместителя человека, что ярко проявляет себя в основном в поминальных обрядах чувашей. Таковым является традиции демонстрации сурпана или других предметов одежды на поминках, повязывание сура-пана на могильных памятниках и т. д.

Ашмарин Н. И. 1928: Словарь чувашского языка. I. Казань.

29 Паллас 1773, 144.

30 Прокопьев 1903б, 44; Магницкий 1881, 217-218; Меньшов, 1875, 237-238.

31 Городской 1864, 26.

32 Салмин 2007, 254-255.

Ашмарин Н. И. 1936: Словарь чувашского языка. XI. Чебоксары.

Байбурин А. К. 1992: Пояс (к семиотике вещей) // СМАЭ. ХЩ 5-13.

Баранов Д. А. 2005: Образы вещей: О некоторых принципах семантизации // Антропологический форум. 2, 212-227.

Гаген-Торн Н. И. 1933: Магическое значение волос и головных уборов в свадебной обрядности народов Восточной Европы // СЭ. 5-6, 76-88.

Гаген-Торн Н. И. 1960: Женская одежда народов Поволжья: Материалы к этногенезу. Чебоксары.

Георги И. Г. 1799: Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. 1. СПб.

Городской Г. 1864: О черемисах, проживающих в Красноуфимском уезде Пермской губернии // Этнографический сборник РГО. 6. СПб.

Захарова И. В., Ходжаева Р. Д. 1989: Головные уборы казахов: опыт локальной классификации // Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. М.

Зеленин Д. К. 1926: Женские головные уборы восточных (русских) славян // 81ау1а. 2, 315-317.

Кузеев Р.Г. 1992: Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: Этногенетический взгляд на историю. М.

Магнитский В. К. [Магницкий В. К.] 1881: Материалы к объяснению старой чувашской веры: Собр. в некоторых местностях Казан. губ. Казань.

Меньшов И. 1875: Этнографический очерк быта и обычаев чуваш Уфимской губернии Златоустовского уезда // ЗООРГО. 3, 237-249.

Никитин Г. А., Крюкова Т.А. 1960. Чувашское народное изобразительное искусство. Чебоксары.

Никольский Н. В. 1919: Краткий конспект по этнографии чуваш. Казань.

Паллас П. С. 1773: Путешествие по разным провинциям Российской империи.1. СПб.

Прокопьев К. П. 1903а: Похороны и поминки у чуваш // ИОАИЭ. XIX, 5-6, 215-250. Казань.

Прокопьев К. П. 1903б: Брак у чуваш // ИОАИЭ. XIX, 1, 1-63. Казань.

Руденко С. И. 1910: Чувашские надгробные памятники // Материалы по этнографии России. 1, 81-88. СПб.

Салмин А. К. 2002: Вещь в контексте ритуала // Проблемы изучения научного наследия Н. В. Никольского: матер. конф., посв. 120-летию со дня рождения ученого. Чебоксары.

Салмин А. К. 2007: Система религии чувашей. СПб.

Смирнов И. Н. 1903: Чуваши // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 38 а, 933-938. СПб.

Трофимов А. А., 1993: Чувашская народная культовая скульптура. Чебоксары.

Шитова С. Н. 1995: Башкирская народная одежда. Уфа.

ON THE FUNCTION AND SIGNIFICANCE OF A FEMALE HEADDRESS SURPAN IN CHUVASH RITES AND TRADITIONS

The article deals with functions and significance of Chuvash female headdress surpan in the context of different rites, mostly rites pertaining to the life cycle. The author comes to the

conclusion that the functional meaning of the headdress is much wider and it is not restricted to the ethnic costume sphere.

Key words: traditional costume, headdress, rites and traditions, the Chuvash.

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ТОФАЛАРОВ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

В данной работе, на основе полевых исследований автора, раскрыты вопросы этнической идентичности тофаларов на современном этапе. Выводы могут быть учтены при оптимизации национальной политики в регионе.

Ключевые слова: тофалары, этническая идентичность, коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Тофалары являются коренным малочисленным народом Севера, Сибири и Дальнего востока (по переписи 2002 г. их насчитывается 837 человека, а в районе компактного проживания, по данным нашего исследования, их численность составила 662 человека).

Вплоть до 30-х годов ХХ в. тофалары еще кочевали по Саянской горной тайге, создав в процессе своего исторического развития уникальную материальную и духовную культуру Саянских охотников-оленеводов, которая подверглась сильной модернизации после перехода на оседлость.

По сути дела, тофалары представляют сейчас один из старейших этносов Саян, но с измененным образом жизни, с создаваемой заново материальной, бытовой и духовной культурой, представляющей фактически симбиоз некоторых черт традиционной культуры и видов хозяйственной деятельности с новыми, русскими по происхождению1.

В этой связи изучение этнического самосознания тофаларов является весьма важным в научном и практическом отношениях.

Для проведения исследования был использован опросник, в который входили такие вопросы как: фамилия, имя, отчество, возраст, пол, национальность, родной язык, основной язык, степень владения языком, употребление языка в разных ситуациях, а также вопросы об этнической идентификации и о этнодифференциру-ющих и этноконсолидирующих факторах.

Исследование этнического самосознания тофаларов проходило в 20052007 гг. в населенных пунктах Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара (Нижнеудин-ский район Иркутской области). В общей сложности было опрошено 106 человек, что составляет 25 % от всего населения тофаларов в возрасте от 18 лет и старше. Исследование 2005 года было проведено при грантовой поддержке Красноярско-

Читайте также: