Супертвитер своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 05.10.2024

Опять-же ИМХО, Аркан ТВ-4501. у меня такие, и не только у меня


Опять-же ИМХО, Аркан ТВ-4501. у меня такие, и не только у меня .
Ещё не плохо ведут себя твитеры Мистери от компоненток серии MF и по размеру компактные и шелест детально играют. Плохо одно отдельно не купить, только если с полным комплектом на базе 4"или 5" или 6" миды.

хм, а может просто купить твиттер играющий высоко?

хм, а может просто купить твиттер играющий высоко?

Можно, всё можно
Просто есть недопонимание назначения супертвитера. Играть высоко, это ещё далеко не вся проблема, которую он решает. Есть ещё такое понятие как НУЖНОЕ направление излучения со всеми вытекающими .

Можно, всё можно
Просто есть недопонимание назначения супертвитера. Играть высоко, это ещё далеко не вся проблема, которую он решает. Есть ещё такое понятие как НУЖНОЕ направление излучения со всеми вытекающими .


Вот я тоже о том, твитера есть, есть Phoenix Gold,и DLR UR1,но - шелковые. в последнее время что-то с "металлическими" куполами даже ничего и не встречалось..

Вот я тоже о том, твитера есть, есть Phoenix Gold,и DLR UR1,но - шелковые. в последнее время что-то с "металлическими" куполами даже ничего и не встречалось..

Искатель оправданых решений

Так и Аркан тот и Мистери - шёрковые .

Я тут домой прикупил Вифу РингРадиаторы с нагрузочной камерой сзади, так они вверх уходят отлично(притом что и 1КГц легко отыгрывают), звучат очень детально, но в авто я бы их ставил только в лицо, иначе все их прелести теряются.

Infinity EMIT ИМХО лучшее для супера и очень достойно для твиттера от 5500-6000 Гц. Есть планары от ТИК, слушал у MIK, понравилось.

С уважением, Антон.

Можно, всё можно
Просто есть недопонимание назначения супертвитера. Играть высоко, это ещё далеко не вся проблема, которую он решает. Есть ещё такое понятие как НУЖНОЕ направление излучения со всеми вытекающими .


а частоты выше 15КГц четко локализуются?
сугубо имхо - лучше все таки попробовать решить всё одним хорошим твиттером, чем пытаться скрестить шелковый купол с супером от AD например. можно нажить больше гемора, чем радости.
имею ввиду что-то изготовленное по технологии "ринградиаторов"

а частоты выше 15КГц четко локализуются?
сугубо имхо - лучше все таки попробовать решить всё одним хорошим твиттером, чем пытаться скрестить шелковый купол с супером от AD например. можно нажить больше гемора, чем радости.
имею ввиду что-то изготовленное по технологии "ринградиаторов"

а частоты выше 15КГц четко локализуются?
сугубо имхо - лучше все таки попробовать решить всё одним хорошим твиттером, чем пытаться скрестить шелковый купол с супером от AD например. можно нажить больше гемора, чем радости.
имею ввиду что-то изготовленное по технологии "ринградиаторов"


вопрос не в локализации и не в ширине полосы. можно хоть сотню твитеров поставить, от этого ниже они все равно играть не станут.. твитеры хоть и высоко играют, однако тоже имеют каждый свой мотивчик, типа тембр, а сдвоенные твитеры эту фичу чуток нейтрализуют.

А подскажите -Вы много машин слушали с супер(дополнительными)твиттерами?

нет, всего две. но согласитесь, что это решение не так уж часто применяют, т.е. послушать такой автомобиль не так уж просто. один случай на мой взгляд был удачный, другой нет, в смысле верхов.

P.S. если же вы сравщиваете свои сч+вч с суперами - то это согласитесь все таки сильно частный случай хотя могу и ошибаться. у меня вот тоже середина по ттх играет до 24КГц, но мысли о том, что мне не нужен при этом твиттер даже не возникало

вопрос не в локализации и не в ширине полосы. можно хоть сотню твитеров поставить, от этого ниже они все равно играть не станут.. твитеры хоть и высоко играют, однако тоже имеют каждый свой мотивчик, типа тембр, а сдвоенные твитеры эту фичу чуток нейтрализуют.


еще раз - я просто предостерег, что может быть много гемороя в итоге, а вовсе не ожидаемое счастье.
и как сдвоенный твиттер может решить проблему окраса нижнего по частоте высокочастотника (это ведь имелось ввиду, верно?) - не понимаю. я бы, если мне не нравиться "мотивчик" основного твиттера менял бы в первую очередь его

нет, всего две. но согласитесь, что это решение не так уж часто применяют, т.е. послушать такой автомобиль не так уж просто. один случай на мой взгляд был удачный, другой нет, в смысле верхов.

P.S. если же вы сравщиваете свои сч+вч с суперами - то это согласитесь все таки сильно частный случай хотя могу и ошибаться. у меня вот тоже середина по ттх играет до 24КГц, но мысли о том, что мне не нужен при этом твиттер даже не возникало

Марат,я не оспариваю ваше мнение(а просто вопрошаю ),одно дело видеть ТТХ,а совсем другое слушать музыку и частотку,да и производителем эти дины сделаны именно для автомобильной двухполоски,с рекомендуемой частотой раздела 250-350( а Hi-End подразделению Fujtsu Ten у меня основанию не доверять нет)Но вот воздуха действительно маловато,хотя скорее всего это проблема системы,так как в ней с 16Кгц валятся и СХ280V и ER-4,так что вопрос еще открыт.
Кстати если смотреть только данные то например в MLK3,середина заявлена до 35Кгц,а твиттер на 10 Кгц ниже

Высокая частота твиттера = (по крайней мере формально) его высокое разрешение. Есл, скажем на комповом мониторе пиксель мелкий, то это всегда плюс, внезависимости от разрешения картинки. Как и "лишние" ваты в усилке - запас карман греет, значит будет УВЕРЕННОЕ воспроизведение стандартного ВЧ диапазона. Кроме того, аналоговый сигнал не обрезан на 20кГц, но набирает, в виде всяких ультраВЧ шумов/гармоник в усе (особенно с расширеным частотным диапазоном) и кабелях, привычный уху бесконечный спектр. А это, как естественные (недискретные) шумы при аналоговой фотосъемке, - придает фотке "ауру" естественности и живописности. Не говоря уже о суперформатах. Короче, супертвиттер хотя и не необходимость, но (при умелой реализации) вполне приятный бонус. Причем лучше, чтоб уже стандартный твиттер работал с ультрой, а не дополнительный, т.к. отдельный супертвиттер (сам динамик, кроссы, место и крепеж в АС) стоит отдельных денег, отнятых от общей цены за основной диапазон (наверно 15-20%). Все ИМХО.

DELETED

100 и более литровый ЗЯ, точнее двойной ЗЯ. На самый низ (до 50 Гц) 12" длинноходный, потом ещё один ЗЯ от 50 Гц и до 200-500 Гц, в котором 10" или 8". Купольный среднечастотник 2" и пищальник тоже купольный 1". Супер твитер ещё можно, только как его мерить, даже если сделаешь?

Валентина Федотова

Интересно. Это своя разработка или откуда-то взятые рекомендации, делалось ли ранее? Расскажите, пожалуйста, подробнее так как судя по всему, система получается достаточно дорогой, большой и тяжелой, явно требует би-ампинг, как минимум, а то и вообще активный трехполосный кроссовер с коррекцией фаз. И что именно нужно мерять для супертвитера?

DELETED

Своя, своя :) Делалось подобное, но 3-х полосное и низовый был не совсем такой какой нужен, до 500 Гц играл, но сааамый низ по минус уровню давил. Ампинги в опу, норм фильтр второго порядка сделать и всё, подогнать, фазы все состыковать относительно низового. Большая, тяжёлая, дорогущая это понятно. Что мерить у супертвитера? АЧХ. Микрофонов измерительных путёвых до 20 КГц чтобы мерили днём с огнём не найдёшь, а тут до 40-100 КГц ;)

Идея вышла из полученных мною знаний от друга мастера Дмитрия Пожарского. Супер низовый если делается, то обычно динамически движимая масса тяжёлая, отсюда после 50 Гц как раз сильный спад, вот и надо 2-е низкочастотное. Почему ЗЯ? Потому что в нём ровнее всего и самый низ есть, в отличии от ФИ, где просто ветер ниже резонансной гуляет. Купольный среднечастотник для того, чтобы середина шла "сферой" и не была направленной. С пищальником думаю вопросов нет. Хотя есть идейки изодинамику делать, только вот направленная до ужаса она, не очень нравится.

+- 3 Дб 20 Гц и до конечной частоты супертвитера. Цена издержек около 50 тыс деревянных, с учётом того, что практически все ниши тонкостей производства под каблуком + делать будет мастер, со мной на пару. Если всё получится как по проекту, за 150 будет выставлена на торги.
Когда за такое чудо возьмёмся, пока не ясно, всё времени нет. Заказы, заказы, заказы.

Иван Проскурня

:) ппц. :) когда создавал группу, то не думал, что такие мозги будут. :) это комплимент. :) Павел. Мне кажется и надеюсь ты без труда сможешь мне посоветовать решение моей проблемы, которую я осветил на стене данной группы. :)

Валентина Федотова

Спасибо, Павел! На самом деле, ПОЧЕМУ именно такая конструкия - понятно, это вопросов не вызвало. Вопрос был именно про опыт эксплуатации. Чтобы такое слушать, надо и помещение соответствующее, а я сейчас живу с родителями, комната моя мала :) И слишком уж там много звенящих предметов всяких :( Где ты слушаешь, расскажи, а то очень уж интересно, как оно ведет себя в условиях реального жилого помещения.
Также интересует вопрос почему не используешь биампинг и активную обработку сигнала, и что используешь в качестве источника, усилителя сигнала. Короче, опиши весь тракт, если можно, а то глаза разбегаются :)
А насчет супертвитера - я думаю, его толком даже мерять не придется. Равномерность АЧХ сего девайса ты все равно ничем не оценишь, по крайней мере с точностью до +-3 дБ, а подогнать по уровню к твитеру можно и разумно будет чуть повыше граничной частоты твитера. ИМХО, так, хотя х его з, как на практике получится.

DELETED

Тракт. Раньше был комп со звучком Creative Audigy 2 ZS, превосходная вещь, теперь ноут купил. В принципе реалтек там кривоват, но лучше чем лет 6 назад какие они делали. Думаю для ноута снова взять Creative Audigy 2 ZS.

Усилитель сейчас стоит BASF D-5060 Hi-Fi. Редккий буржуйский агрегат года 89-го выпуска. Сюда контрабандой явно везли в СССР. 55 на 8 ом, 100 на 4 кидает. Была редкая Yamaha AX-1090, сейчас за такой агрегат бы денег не пожалел, доминирующая вещь вообще. На базе Одиссея У 010 мастер мне делает усиль новый, 2 по 400 на 4 ома, 2 по 200 на 8.

До АС тоже провода не простые, квадрата по 4.
Вообще не стоит заморачиватсья на проводах, самое главное чтобы были большого сечения. Провода фирменные, не знаю какой, но не фонят:)

Комната? Комната для прослушивания 3 на 4 метра, тобишь 12. АС у меня напольная, но стоят на полках, ибо углы заняты. Отсюда её можно поймать только в одной точке, как раз в которой слушаю музыку и смотрю фильмы. Небольшая реверберация есть в комнате, мне, кстати, она нравится, когда расслабишься, слушаешь, как на концерте. Правда даже когда по 100 ватт в канал кинешь, уже не то. Начинает всё ходить ходуном. Через стену на кухне дахе кастрюли, гарнитур звенят.

Сама АС которая в данный момент играет сделана в корпусе Амфитона 25 АС 027. Низовый сделан на каркасе и магните 75 ГДН. Теперь он стал длинноходный и держит ватт 250. Среднечастотник сделан на железке 25 ГДШ. Диффузор из стеклоткани и т.д. Почти не изменялась изодинамическая пищалка, просто разбиралась и собиралась так, как должна была идти с завода. Изначально после 10 КГц вообще падала страшно. Фильтры, корпус тоже все перебранно. Короче мало общего с заводским Амфитоном. Даже шипы есть, сделанные за 2 бутылки :)))

Будущую АС буду размещать уже не в комнате, а в зале, тот раза в 2 больше комнаты. Там и звенеть мешьше чему :)

Евгений Тышко

Евгений Тышко

! А ещё совет - не только провода должны быть 4 квадрата, а их ещё и переплести надо.. там пару пикофарад, но все равно звонкость слегка сжирают:(
И пайки должно быть как можно меньше! Только скрутки.
Межблочник самому лучше сделать, хороших трудно найти. На усиле вместо традиционных зажиомв - ЗАКРУТКИ, желательно позолоченные, а не с пластиковыми ручками, там металл пендосный. А от усила к акустике - прямое кабло прямо на фильтры, без контактной части.
Я как себе такое сделал - даже на своих S-50 почуствовал разницу радостную.
Да, акустика - это НАУКА, а не любительское увлечение

Константин Васильев

DELETED

:))) Полностью согласен Константин.

В С50 надо было сначало среднечастотник выкинуть не глядя и пищалку тоже, если последнюю не перематывать и не выкидывать аккустическую линзу, или точить новую из дерева с другим углом рассеивания. + Фильтры кривые (во всех советских АС) + корпус + пластиковая морда, плюс, плюс, плюс. Тут почти та же картина что и с С90.

Почему я когда-то взялся перебирать Амфитон 25 АС 027, это по двум причинам: изодинамическая пищалка, толстый корпрус, который если проклеить будет норм. ВСЁ, остальное всё перебиралось. На 3 страницы наверное будет чего там поменялось. Одних расходов на 15 тыс. Что было и что стало никаким местом сравнивать НЕЛЬЗЯ.

Евгений Тышко

Ну, у каждого сови мнения по этому поводу. Согласен, 50- не самая лучшая система, тока лично по моим характеристикам помещения - намана.. Не стоит выкидывать 500 евро, и слушать всего на 50.. Не услышу я их так, как они могут. А вот скрутки - эт не заморочки, эт серьезно. Дело в том, что припой имеет свое сопротивление, как ни крути, что-то но меняет.. естественно не в лучшую сторону..
А на счет линзы в ВЧ в ЭС-50 - спасибо за совет, выкину. Но менять не буду ! :-D

Владислав Клышевский

На счёт припоя ты не прав! Он не даёт окислиться и оторваться соединённым проводам. На счёт зажимов я изчё соглашусь, но не на счёт пайки. Нах тогда везде всё пояют, а не прикручивают или зажимают.

DELETED

Евгений, сколько у тебя кидает мощи усилитель в канал? Вот у меня 360 ватей в канал кидает, и если я везде бы скручивал, то искрило бы красиво. Если на то пошло, то паяй припоем ПСР 25, он паяется. Если хочется варить газовой сваркой, то ПСР 50 или ПСР 75. Отличается процентным содержанием серебра.

Звук изменился не от скручивания или паяния проводов, а от самих проводов, т.к заменились на более нормальные с большим сечением, сопротивление упало и т.д. НО. Если касаться этой темы, тут книгу можно написать. Процитирую лишь одного человека: "Разница между проводами за 7 рублей и за 50 долларов есть, между 50 долларовыми и 5000 тыс. долларовыми - НЕТ, если только на приборе." В С50 по стандарту вообще идут "ниточки".

Как же "Hi-End`ерная теория" пудрит мозги вам. Я столько баек слышал, в итоге граммотно рассудив, понимал, что всё это РАЗВОД на бабло. По одной хаендерное теории провода надо свернуть в колечко и положить на кусок мрамора. А хаендеры не думают, что как только скрутили в кольцо, уже как бы катушка, уже верха режутся?

Евгений Тышко

Да, согласен. У меня лично мощности для дома не много ни мало - 50 Ватов на канал. Конечно, при 360 ВТ лучше воще как говорил - варить :))))))
Ну а про эти заморочки типа скрутить и положить -бред точно. и L и С в наборе.
Кстати -а 360 Вт это не китайских?? Просто как бы дома 100 Вт - это слишком (если тока не 150 метрок комната), а вот 360 НАСТОЯЩИХ ватт - по-моему перебор, или использовать как говорят на 1/3.
Расскажи как это.. 360

DELETED

Китайских? Yamaha AX-1090 уже китай? Чистый японец, даже розетка не наша, преходник идёт. На плате обозначения дублированы, по-английски и по-японски. 220 ватт на 8 ом, 360 на 4, 460 на 2. Самый что ни на есть хай фай. Из 360 в канал кидаю всего по 250, колонки больше не держат. Ощущения не передаваемые. Середина почти уши закладывает, низами штаны шевелит, стёкла звенят, пол трясётся и т.д, учитывая то, что колонки реально по -3Дб идут с 45-ти герц.

Валентина Федотова

Мощность, выдаваемая на акустические системы, предмет огромного количества споров :) На самом деле, громко или тихо будут играть 100 Вт - зависит в основном от двух вещей: От характеристической чувствительности АС и от спектрального состава воспроизводимых звуков.
Из теории колебаний известно, что любая система, будучи подвержена внешнему воздействию, при определенных условиях начнет менять свои свойства по периодическому закону. При этом есть особые условия колебваний, одним из наиболее интересных является резонанс, то есть такое явление, когда частота внешней силы совпадает с частототй собственного резонанса системы. При этом амплитуда колебаний максимальна при минимальных затратах энергии (подводимой мощности). Кривая амплитуды от частоты (АЧХ) такой системы в простейшем случае имеет вид выпуклой кривой с одним симметричным максимумом на частоте собственного резонанса.
Если максимум резкий, то говорят, что система имеет высокую добротность, если низкий и широкий - низкую. Отсюда очевидно, что АС (механический колебательный контур), имеющая острый резонанс, будет иметь высокий показатель SPL, но сильно неравномерную АЧХ. АС с равномерной АЧХ и широким диапазоном воспроизводимых частот необходимо будет иметь более низкий SPL, поэтому при той же мощности будет звучать намного тише. В числах такие вещи считаются интегрированием по спектральной плотности сигнала, но на практике надо лишь понимать, что для равномерного воспроизведения в широком диапазоне требуется в разы большая мощность, чем для создания шумового эффекта. Например, динамик пожарной сигнализации имеет мощность 4 Вт, но работает в очень узком диапазоне, орет так, что уши закладывает :) К тому же, нельзя не принимать во внимание тот факт, что человеческое ухо наиболее чувствительно в области частот 2-4 кГц (вспомним кривые равной громкости), поэтому ничего удивительного, что АС, не имеюшие ни "верхов", ни "низов", а выдающие только "серединку", оказываются такими громкими - они просто близки к системам с высокой добротностью, и почти вся звуковая энергия вкладывается в узчий и наиболее громкий диапазон.
Лично мой минимум - примерно 100 Вт/канал в комнате 3х4, 2 канала, при частотном диапазоне системы 40-18 000, меньше уже неинтересно. Хотя сейчас у меня колонки, которые имеют мощность порядка 2х15 Вт, 50-18 000 Гц (тоже самодельные, обошлись в 800 руб/пара :)) Есть уже упомянутые EuroSound MPA-212, при мощности 2х300 Вт в этой комнате уже больно слушать, частотный диапазон - 55-20 000.

Евгений Тышко

Ну Вы, Юрий, экцинлопедия.. блин. Я тож такое читал, но, блин, столько бы не написал. :))
Павел, понимаю Вас на счет непередаваемых ощущений.. слушал такое в магазине. Там были HECO, 105 Бд (чувств-ть), и 24-38000 Гц. Мощность - 240 Вт НОМИНАЛ, там больше 300 макс. Дааааа..у меня потом минут нак под 40 дрожали руки и ваще все тело.. Самый кайф то, что на большой громкости, когда кричал - сам себя не слышал, но вот что: УШИ НЕ ЗАКЛАДЫВАЛО, вообще, не высокими, ни средними. Тож, ощущения обалденные. Как-то загнался, хоте купить, но потом одумался, и цена >1500$, и + УЗЧ надо к ним не мой Akai, 4х50(хоть и япония, там чуть ли не на каждом проводке написано типа "Japan").. Да и комната у меня 17 м.кв. - и заставлена косо, так что НЕ БУДУ Я ИХ СЛЫШАТЬ :((((((((((((((((
А уши и у меня закладывает (средние+высокие), тока вот мне эт не нравицца, и грудь, и стол и штаны дрожат от баса (но басс не давит на мозги !О-как!), но, блин, мало мне. Как-то купил S-90, сдуру, так все четыре колонки, S-50 + S-90 ставил, там было клево. на кухне двери дрожали, даже видео снял :))) Но СЛАВА БОГУ - продал S-90.. Порево.
Эти что у меня щас 50-ки играют от 40Гц, хотя намана слышно и 30Гц, Генератор давал. Конечно, трохи переделывал. Сам же слышу от 27Гц до 17,3 кГц.
Кстати, Павел, че там Вы говорили чтоб сделать с ВЧ динамиками в S-50? Я линзу скидывал, так ваще, ИМХО, ацтой получается. Заранее благодарен за совет. :)

DELETED

Юрий, с чувствительностью то понятно, у меня 88 в реале выдаёт по низам, что очень не плохо + 250 ватей в канал. 112 Дб каждая колонка даёт, две дают 115.

Евгений. 105 Дб при ватте? Нахлёб чистой воды. Сто пудов при 2.83 вольта на метр мерили, а это уже 2 ватта, отсюда - 3Дб, 102 осталось. Погрешности измерения + нахлёб и остаётся 95 в лучшем случае.

50-ки никогда от 40 РОВНО играть не будут. По -10 Дб от уровня 100 Гц обычно. Слышно, но маловато.

Там было написано ТОЛЬКО скинуть линзу? :) Ещё надо было под нужным углом вырезать деревяшку, которая бы заменяла эту отражающую линзу. Вот до конца не читаете, а потом поспешные выводы.

P.S У меня друг вместо чёрной линзы взял диффузор у пищалки оторвал и говорит мне, что беспонт какой-то получился. Я как увидел, долго ржал :)))

Евгений Тышко

:DDD СУПЕР ИСТОРИЯ ПРО ДРУГА ВАШЕГО, ПАВЕЛ. Я БЫ ТОЖ РЖАЛ. А ПРО ЛИНЗУ Я ЧИТАЛ.. ВСЕ ПОМНЮ.. ТОКА ВОТ НЕ ЗНАЮ КАК ТОЧНА СДЕЛАТЬ, И ЧЕСТНО ГОВОРЯ - НЕ ХОЦЦА. нУ ПРО 115 Дб - МОЖЕТ И ГОН. НО ИГРАЮТ ПРОСТО ЧУДО. НИГДЕ ТАК НЕ СЛЫШАЛ.
ТАМ ПРАВДА КОМПЛЕКТИК ТАКОЙ. ЧТО 1000$ АКУСТИКА, 700 УЗЧ, И ПРИМЕРНО ПОД 300 DVD. О


Немецкой компании ELAC в прошлом году исполнилось целых 90 лет, однако разработкой и производством именно акустических систем инженеры из Киля занимаются примерно с середины 1980-х, начиная с момента приобретения компании Axiom из Франкфурта.

Впрочем, тот излучатель, о котором сегодня пойдёт речь, стал совместным проектом ELAC и еще одного видного деятеля индустрии аудиотехники, а именно – Альта Йонка ван ден Хула, которого многие знают по кабельной продукции под его именем.

Предмет обсуждения – кольцевой ленточный супертвитер 4Pi Plus.2, который благополучно выпускается и поныне, благо спрос на него не ослабевает.

Внутреннее устройство ELAC 4Pi Plus.2

Внутреннее устройство ELAC 4Pi Plus.2

Пожалуй, меньше всего в конструкции весит непосредственно алюминиевая фольга – она как минимум на порядок тоньше человеческого волоса и даже пропускает свет. Поверхность фольги гофрирована и, по причине крайне низкого собственного сопротивления, к усилителю она подключается через согласующий трансформатор.

В распоряжении пользователя оказываются две настройки:

  • Первая – чувствительность излучателя, с нулевой точкой в районе 88 дБ и парой ступеней вверх и вниз, она регулируется сопротивлениями.
  • Вторая – нижняя граничная рабочая частота, выбрать можно 10, 12 или 15 кГц, за счёт переключения емкостей.

В принципе, эти параметры и определяют примерный ассортимент колонок, подходящих для усовершенствования с помощью ELAC 4Pi. Ещё одна важная особенность — сопротивление этих колонок: по рекомендации производителя оно не должно быть ниже 6 Ом, потому что твитеры подключаются к усилителю параллельно с основными акустическими системами. Соответственно, усилитель должен быть способен работать на 4-омную нагрузку. Зато максимальная мощность усилителя может достигать аж 600 Вт!

ELAC 4Pi Plus.2 удобно размещается на верхней грани корпуса основной колонки

ELAC 4Pi Plus.2 удобно размещается на верхней грани корпуса основной колонки

Название 4Pi – это не порядковый номер модели и не плод фантазии разработчика, это формула полного телесного угла, равного 4π стерадиан. Тем самым подразумевается, что это точечный источник со сферическим фронтом волны, ну или как минимум цилиндрический, с горизонтальным углом раскрыва 360°. Габариты корпуса – 150 на 250 мм, таким образом, он совершенно спокойно размещается на верхней панели практически любых колонок, даже достаточно субтильных.

Нужно понимать, что супертвитер – отнюдь не заплатка, исправляющая звучание посредственных колонок. Равно как и хороший сабвуфер, этот излучатель призван расширить возможности основной акустики. При этом, как сабвуфер способен порой прояснить звучание на средних и высоких частотах, так и супертвитер на контрасте может в том числе и показать басовые возможности системы.

На корпусе ELAC 4Pi Plus.2 удобно расположены ручки регулировки и массивные акустические клеммы

На корпусе ELAC 4Pi Plus.2 удобно расположены ручки регулировки и массивные акустические клеммы

Очевидно, что основная задача супертвитера – создание ощущения пространства, воздуха в записи. Традиционный СВЧ-излучатель с достаточно узкой диаграммой направленности зачастую если и выполняет подобную работу, то в рамках крайне ограниченного пространства. В случае же с 4Pi никаких рамок нет и быть не может: изо всех излучателей он как раз самый широконаправленный, скорее даже вовсе ненаправленный. Вдобавок, он берёт на себя и обязанности тылового твитера, который разработчики иногда ставят на тыльную панель акустической системы для задания большей глубины звуковой сцены.

За ажурной защитной решёткой скрывается ленточная мембрана из тончайшей алюминиевой фольги

За ажурной защитной решёткой скрывается ленточная мембрана из тончайшей алюминиевой фольги

Собственно говоря, а какие могут быть противопоказания для использования 4Pi? Прежде всего это слишком высокая чувствительность имеющихся у вас колонок и/или их крайне низкое сопротивление. Затем, как ни странно, препятствием может стать банальная геометрия корпусов, чья верхняя панель, например, не предусматривает места для размещения дополнительного устройства. И хотя производитель указывает, что супертвитеры не обязательно располагать сверху, а можно где-нибудь рядом, я с трудом представляю себе подобную конструкцию. Даже если за колонками и вровень с ними окажется например какая-нибудь полка, ELAC 4Pi не следует ставить вплотную к задней стене: лучше оставить им какое-то пространство для полноценной работы в том числе – и на отражение.

Но во всех остальных случаях это если не must have, то, по крайней мере, хороший повод попробовать и понять для себя, насколько действительно увеличивается потенциал системы с использованием этих незаурядных и, я бы даже сказал, уникальных излучателей.

Читайте также: