Султан касым взял ханскую власть в свои руки

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

Митридатом казахской степи назвал Кенесары Касымова выдающийся географ Петр Семенов-Тян-Шанский по аналогии с боспорским царем, который героически погиб в войне с Римской империей в 68 г. н.э. Дедом Кенесары был знаменитый хан Абылай, эпоха которого стала периодом наивысшего могущества Казахского ханства. Утверждают, что Абылай владел семью языками, в том числе и китайским. Это говорит о том, что он был не только выдающимся государственным и военным деятелем, но и интеллектуалом.

Обиженные и оскорбленные

Младший из его тридцати сыновей, Касым, родился от ойратки Топыш-ханым–дочери нойона Хочу-Мергена, родственника джунгарского хунтайджи Галдан-Цэрена. После смерти последнего хана Среднего жуза Вали (1782-1821 гг.), незаконного упразднения царизмом института ханской власти в 1822-м и создания Кокчетавского окружного приказа в 1824-м именно род Касыма стал выразителем идеи возрождения независимого Казахского ханства с его традиционными структурами и границами. И эта заветная мечта объединила казахов вокруг султанов Абылайхановых. Народ сначала вдохновляет какая-то благородная идея, а затем он сплачивается вокруг вождей, которые способны воплотить ее в жизнь.

С 1824-го начались народные восстания, которые охватили всю казахскую степь и длились полвека. Венцом этих восстаний стало грандиозное национально-освободительное движение под предводительством последнего казахского хана Кенесары Касымова в 1837-1847 годах.

Потомок Чингисхана, внук Абылай-хана

Вообще, сластолюбивые чингизиды не гнушались брать в жены и наложницы знатных ойраток и калмычек (западных и волжских джунгарок) как очень сексапильных, к тому же из народа, откуда происходил Чингис-каган. Считалось, что настоящий, природный чингизид должен иметь такой же монгольский тип лица, как у их предка.

В 1836-м от рук ташкентского кушбека погибли его старшие братья, а спустя четыре года в кокандском плену умер престарелый султан Касым. И тогда Кенесары возглавил народное движение. Он поднял локальное восстание Среднего жуза на качественно новый уровень: теперь это была борьба всех трех казахских жузов с царской Россией и Кокандским ханством.

Воин и реформатор

Движение Кенесары имело феодально-монархический характер – иначе и быть не могло в условиях господства у кочевников потестарно-политической культуры, основанной на культе Чингис-кагана и вере в божественное происхождение своих вождей, ханов и султанов-чингизидов, их сакрализации как носителей высшей, освященной самим Вечным синим небом, государственной власти. Тогда как, например, в той же России еще существовало средневековое крепостное право, т.е. фактическое рабство в самых диких формах: помещик мог продать, обменять, проиграть в карты и даже убить своего крестьянина, воспользоваться правом первой ночи. У казахов же никогда не было крепостного права и тем более такого несуразного обычая. Каждый кочевник, вплоть до последнего байгуша, был свободным общинником и находился под защитой степного обычного права.

То есть в этом смысле казахский народ был выше угнетенного и бесправного русского народа. Война между Казахстаном и Россией являлась столкновением двух противоположных цивилизационных культур: кочевого вольного и свободолюбивого народа и феодально-крепостнической страны, которая несла другим народам тиранию, порабощение и жестокую эксплуатацию.

Кенесары предпринял меры по укреплению централизованной власти, созданию жизнеспособного государства, обеспечению его суверенитета и территориальной целостности. Главной базой восстания стали территория между горами Мугоджары, Улытау и Кишитау, междуречье Иргиза, Тургая, Джиланчик и Сары-су, окрестности озера Коргалжын – т.е. регион Сары-Арки как исторический центр Восточного Дешт-и-Кыпчака.

Хан создал 20-тысячную армию, которая имела высокий боевой и моральный дух, могла на равных сражаться с царскими и кокандскими войсками. При этом он творчески использовал военный опыт знаменитых ханов Ер-Есима и Жангира, Абылая и Абулхаира, Жалантоса-бахадура, батыров Букенбая, Жаныбека, Кабанбая, Наурызбая и других.

Армия делилась на десятки, сотни, полутысячи и тысячи во главе с онбасы, жузбасы и мынбасы. Была установлена строжайшая дисциплина, измена и предательство карались смертью. Кенесары беспощадно боролся с мародерством и барымтой. Например, когда повстанцы угнали у поколения кырык-мылтык из рода аргын 200 лошадей, он приказал вернуть их. Правда, оставил себе 30 лучших скакунов.

Гений степной войны

Кенесары Касымову противостояли многочисленные вооруженные силы царской России. Они были представлены двумя воинскими соединениями. Первое – это отдельный Оренбургский корпус в составе 23-й пехотной дивизии из 10 линейных батальонов, Уральского и Оренбургского казачьих войск (территория Младшего жуза и Букеевского ханства) и входила в зону Отдельного Оренбургского корпуса в составе 23-й пехотной дивизии из 10 линейных батальонов, Уральского и Оренбургского казачьих войск. Второе – отдельный Сибирский корпус (дислоцированный на землях Среднего жуза), ядро которого составляла 24-я пехотная дивизия из 15 линейных и двух гарнизонных батальонов. Ударной силой корпуса было Сибирское линейное казачье войско из десяти конных полков, трех конно-артиллерийских батарей и девяти резервных команд.

Вооруженные силы России имели подавляющее количественное, качественное и техническое превосходство, но им ни разу не удалось в открытом сражении победить Кенесары. Последний избрал единственно правильную тактику – стратегическую оборону в сочетании с широкомасштабной партизанской вой­ной в глубоком тылу врага, внезапными набегами на военные линии, укрепления и коммуникации. В бескрайней степи он был неуловим и держал в напряжении пограничные власти. При этом Кенесары на протяжении десяти лет вел непрерывные военные действия на трех фронтах – Оренбургском, Сибирском и Кокандском.
Не будет преувеличением, если назвать его одним из гениев высокоманевренной степной войны. Из Сары-Арки на юг и в Жетысу он ушел непобежденным вождем народного восстания. И лишь в горах Северной Киргизии, в непривычных для себя условиях (глубокие ущелья и высокие перевалы) весной 1847-го обескровленная и потерявшая лучших батыров и сарбазов армия Кенесары потерпела поражение от 100-тысячной коалиции царских отрядов, кокандских беков, кыргызских манапов и местных родоначальников.

Пленение и зверская казнь

К сожалению, накануне решающей битвы от хана отделились с 12-тысячной дружиной султан Рустем Абулфеизов и батыр Сыпатай Алибеков, которые выступали за продолжение переговоров с кыргызами и были против войны с ними. Они стояли за рекой Чу и не участвовали в сражении.

Целью Кенесары в Жетысу было не подчинение единокровных братьев-казахов и кыргызов, к тому же он не обладал достаточными для этого военными силами. Хан боролся за освобождение местных казахов (ысты, ошакты, сиргели, шымыр, сыйким, суан) от гнета Кокандского ханства и за создание казахско-кыргызского военного союза для совместной борьбы с царской Россией и Кокандом. Однако манапы под давлением пограничных властей отвергли предложение Кенесары.

В конце 1846-го кыргызы разбили один из отрядов кенесаринцев, а за пленных потребовали громадный выкуп. Вскоре они коварно убили батыра Саурыка, верного соратника хана. После этого война стала неизбежной, так как согласно неписаному воинскому этикету Кенесары был обязан отомстить за погибших сарбазов. То есть, кровопролитная война была спровоцирована самими кыргызскими манапами, вождями крупных племен солто, сары-багыш, саруу, бугу, черик, чон-багыш и других.

После ожесточенной и неравной битвы в узких ущельях гор Кекли-Сенгир в Чуйской долине, куда кыргызы заманили отряд Кенесары, он и его сподвижники были захвачены в плен и зверски казнены манапами, которые стремились выслужиться перед царским правительством и кокандскими беками. Следует отметить, что кыргызские родоправители фактически устроили самосуд над казахским ханом.

Вместо эпилога

Мы должны быть достойными памяти славных пращуров, отдавших жизни за нашу свободу и независимость. И один из самых ярких символов этой борьбы – Кенесары Касымов. Как писал поэт Магжан Жумабаев:

Арқада Бурабайға жер жетпейді,
Алашта Кенекеме ер жетпейді…
Құдай-ау, мәңгілікке қарғамасан,
Кенедей енді неге Ер тумайды?!

В начале XVI века в титул султана был возведен отпрыск Жаныбека - Касым. А ханский титул от Керея перебежал к его отпрыску Бурундуку, который сообразно праву наследия стал управлять Казахским ханством. На первых порах по

традиции султан Касым повиновался хану Бурундуку, признавал его власть. Желая ханом являлся (1480-1511 гг.) Бурундук, практически вся власть в ханстве находилась в руках султана Касыма. Соперничество меж 2-мя влиятельнейшими личиками страны закончилось победой султана Касыма, в итоге чего хан Бурундук был изгнан из страны. С 1511 года Касым взял ханскую власть в свои руки. Став ханом, Касым устремлялся ослабить влияние феодальной знати, усиливая тем самым свою собственную власть. Всю свою энергию и деянья он направил на расширение местности ханства. В итоге его завоевательных походов против примыкающих стран еще более укрепилось экономическое и политическое положение Казахского ханства. В период правления хана Касыма Казахское ханство превратилось в экономически сильное и политически влиятельное правительство. Как мощная историческая личность, хан Касым непрерывно проводил политику по расширению местности ханства, благодаря ему Казахское правительство утвердило свое политическое влияние посреди ближних и дальних государств. Как свидетельствуют средневековые авторы, в период правления хана Касыма Казахское ханство переживало период подъема. Хан Касым в краткие сроки мог созвать конное войско в 300 тыщ всадников. Историк Мухаммед Хайдар Дулати подчеркивал могущество казахского хана Касыма: Он распространил свою власть над Дешти-и-Кыпчаком. Подданных у него более миллиона человек. После Джучи-хана в этом юрте не было хана более могущественного, чем он. М.Х. Дулати также писал, что войско хана Касыма насчитывает 300 тыщ борцов.

Народные предания казахов связывают с именованием хана Касыма творенье свода законов, знаменитых как Касым ханныц каска жолы (Проторенный путь хана Касыма). После смерти Бурундука Касым стал властителем всей Дешт-и-Кыпчакской степи. Расцвету ханства Касыма содействовало ослабление переживавшей тяжелый кризис некогда могущественной примыкающей Ногайской Орды. Вследствие этого часть кочевых племен Ногайской Орды - кыпчаки, канлы и иные переходили под заступничество казахских султанов. Многие общины, находившиеся под властью ногайских феодалов, перебежали под покровительство хана Касыма и казахских султанов.

Основные районы единой этнической местности казахов конечно стали формироваться при хане Касыме. В начале XVI века хан Касым значительную часть громадной извечной территории казахов подчинил для себя. К этому медли границы Казахского ханства на юге окутали Присырдарьинский регион и присырдарьинские города в Туркестанском регионе. На юго-востоке были присоединены основная часть Жетысу, поймы рек Чу, Талас, Каратал и Либо. На севере и северо-востоке казахские границы от гор

Улытау и озера Балхаш достигнули отрогов Каркаралинских гор. На северо-западе границы Казахского ханства приблизились к пойме реки Урал (Яик). В это время численность народонаселения, находившегося под властью хана Касыма, составляла один миллион человек.

В начале правления хана Касыма политико-административным и торгово-экономическим центром Казахского ханства являлся город Сыгнак. С вхождением в состав ханства городка Туркестан он стал его столицей. Хан Касым правил ханством из Туркестана.

Укрепление Казахского ханства при хане Касыме повысило его интернациональный авторитет, отдало возможность поднять на высокий уровень внешнеторговые и дипломатические дела с другими странами. Узкие связи были установлены со среднеазиатскими ханствами, народами Поволжья, Сибирским ханством и Россией. Примечательно, что в зависимости от создавшихся ситуаций хан Касым проводил эластичную и предусмотрительную внутреннюю и внешнюю политику.


Касым хан был четвертым правителем Казахского ханства и является исторической личностью, кому как никому другому из эпохальных лидеров нашего народа подходит эпитет Великий.

Летописец тех времен Мирза Хайдар Дулати (1499-1551) пишет о нем:

Ему вторит среднеазиатский историк того времени Абдуллах бен Мухаммед бен Али Насруллах (XVI в.) :

О том же периоде Казахского ханства ибн Рузбихан (1457-1530) в начале 16 веке писал, что:

"казахи славны во всем мире силою и неустрашимостью"

РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕРЖАВА ДЕШТИ-КИПЧАКА И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ


Ведь, на самом деле при нем Казахское ханство было мощнейшим государством на территории бывшей Золотой Орды, заняв территориально всю ее восточную часть. Казахское государство того времени по праву считалось региональной державой Центральной Азии, определяя геополитический баланс сил в регионе и во всем Дешт-Кипчаке (одно из названий территории Золотой Орды).

Соседи Казахского ханства, а также искавшие его дружбу правители других государств, теже иранцы, величали хана Касыма царем Дешт-и-Кипчака.

Казахское ханство при Касым хане стал внешнеполитическим вектором для других народов, племен Туркестана, а также активно участвовал в расстановки и соблюдении баланса сил на геополитической карте центральноазиатского региона и всего Дешта.


Известно, что его союзничества искали узбекский Шейбани хан, мурзы Ногайской орды, Могулский правитель Саид хан.

Примечательно, что, буквально несколько лет назад в рамках Государственной программы "Культурное наследие" была организована научно-историческая экспедиция в Иран. В рамках работы этой экспедиции выяснены интересные подробности из манускриптов о личности Касым хана из иранских источников.

Так, стало известно, что именно благодаря Касым хану, а конкретно его союзнической помощи, перед шейбанидами пал иранский Хорасан. Сам узбекский Шейбани хан в письме своему родственнику казахскому Касым хану свое обращение к нему начинает словами:

Тем самым, представитель другой ветви правителей-чингизидов бывшей Золотой Орды Шейбани хан ставит Касым хана в ранг правителя всего Дешти-Кипчака, а как известно, - это территория охватывает обширные земли от Алтая до Крыма.


Предполагаемый флаг Казахского ханства

Мангытские мурзы тоже признавали авторитет этого казахского хана, с которым считалось и Крымское ханство, хан которого в переписке с султаном Османской империи выражал обеспокоенность с ростом влияния Касым хана.


Первое упоминание казахов в западных источниках тоже связано с периодом правления Касым хана. Так, по мнению российского тюрколога Левшина, из западных источников первое упоминание о казахах встречается у австрийского дипломата и историка 16 века Сигузмунда Герберштейна, где в его "Записках о Московии" есть информации о "татарских" соседях Московского государства, среди которых Казахская орда.

СВЕТЛЫЙ ПУТЬ КАСЫМ ХАНА


Важно что, Касым хан смог объединить под свое государство практически всю этническую территорию расселения казахских племен, а это почти весь восточный Дешти-Кипчак от Волги до Алтая. Поэтому роль Касым хана в процессе этногенеза казахского народа громадна. Он имел ханскую ставку как в Семиречье, так и в западном Казахстане. При нем многие города присырдарьинского региона стали частью Казахского ханства, тем самым выросло экономическое благосостояние казахских племен, которые через эти города производили торговлю с оседлыми народами.

Основы нумизматики Казахского ханства тоже надо искать с периода правления Касымхана. Так, из существующих письменных источников, а именно в персоязычном сочинении "Алам-ара-йии шах Исмаил" говорится об экономическом договоре между казахским Касым ханом и узбекским Шейбани ханом о чеканки монет для Казахского ханства. На данный момент это наиболее раннее подтверждение о существовании национальной валюты Казахского ханства.

В целом, в исторической памяти казахского народа период его правления известен как "Касым ханнын каска жолы", то есть "Светлый путь Касым хана". Именно так называют и свод законов, утвержденный Касым ханом в Казахском государстве кочевых племен. Уже потом в истории будут другие законы Казахского ханства как "Есим ханнын ески жолы" (Древний путь Есим хана) и "Жеты жаргы Тауке хана" (Свод законов Тауке хана).

ВОИНСТВЕННЫЙ, НО МИРНЫЙ ХАН

Тем не менее, несмотря на всю воинственность Казахского ханства того времени и величественность самой персоны могущественного правителя, Касым хан известен в истории как сторонник строительства мирного государства, заставивший с одной стороны считаться с ним братские государства и их правителей, а с другой завещавший своим потомкам стремиться к мирному сосуществованию с соседями, что подтверждают и письменные источники.

В этом аспекте интересен эпизод из биографии общения Касым хана и могулского правителя Саид хана. Последний стремился объединить войска двух государств против шейбанидов в Средней Азии. Эту историю описывает летописец 16 века из могульской знати Мухаммед Хайдар Дулати.

Привожу переведенный текст из его летописи:

И [Султан Са'ид-] хан, изменив своему образу поведения, чтобы не огорчать Касим-[хана], и из уважения к нему проявил великодушие [и выпил] чашу хмельного. Касим-хан остался этимочень доволен. Общество оживилось. И в течение двадцати дней подряд они занимались распитием бокалов кумыса.

Согласно родословной Абу-л-Гази, сын одного из основателей Казахского ханства царя Жанибека Абу Саида - Касым-хан родился в 1445 году и являлся потомком тринадцатого сына Джучи-хана — Тука-Тимура.

Его мать Джаган-бегим приходилась родной сестрой матери Махмуд- султана, единокровного брата Шайбани-хана, согласно другим сведениям матери обоих - Шайбани-хана и Касым-хана были родными сёстрами.

Приход к власти

Казахские султаны и другие представители знати поддерживали Касыма, так как в каждом военном походе ему сопутствовала удача, и он захватывал для знати военную добычу, поэтому авторитет его так вырос, что, не имея ханского титула, он был фактически признан ханом всех казахов, а законный хан Бурундук не пользовался никакой популярностью. Поэтому согласно сведениям Мухаммада Хайдара 915 года хиджры (1509/1510 год), хоть Бурундук и являлся ханом, правление ханством и полнота власти принадлежала Касыму тогда ещё султану.

Несмотря на то, что реальная власть в ханстве фактически находилась в его руках, тем более он командовал самой сильной и многочисленной частью армии – конницей, Касым-султан как дальновидный политик был весьма осторожен, умел выжидать там, где, как казалось, положение позволяет ускорить решение вопроса.

Согласно Мухаммаду Хайдару количество подчинённых Касыма достигало миллиона людей, при этом Бурундук-хан в военной силе уступал Касыму. Когда тот, командуя казахскими войсками, отличился в сражениях с Мухаммад Шайбани-ханом, который пытался захватить южные районы Дешт-и Кипчака.

В бою у горного перевала Согундук, между Сузаком и Сыгнаком, войска Шайбани-хана и мынгыта Муса-мурзы были разбиты и окончательно рассеяны. После Согундукской битвы Мухаммад Шайбани-хан вынужден был вступить в переговоры с ханом Бурундуком и наконец, признать независимость Казахского ханства. В 1485 году он заключил с казахским правителем мирный договор, согласно которому узбекский хан должен был немедля и навсегда покинуть земли Казахского ханства, освободив все города на Сырдарье.

С этого времени независимость Казахского ханства уже никем не оспаривалась. Никто кроме царей династии Урус не мог претендовать на область в стране, которая в исторических хрониках и сочинениях конца XV века стала именоваться не иначе как Казахстан

Согласно традиции заключившие мирный договор цари сторон должны были породниться между собой. Бурундук-хан отдал замуж одну из дочерей за побежденного узбекского хана Мухаммада Шайбани, вторую – за его брата, а третью дочь – за его сына. Такая щедрость со стороны хана Бурундука впоследствии вышла ему боком. Казахские султаны начали обвинять его в нежелании противостоять всеми силами своему зятю, когда Мухаммад Шайбани в доказательство своего вероломного характера снова попытался захватить Казахстан.

Известно, что побеждённый Бурундук был изгнан из степи. Не по своей воле покинул родину и умер на чужбине в Самарканде, в семье дочери, крупной землевладелице.

Противостояние с Шайбани-ханом.

Касым-хан выделил отряд в восемь тысяч джигитов и Хорасан был взят.

Но такая дружба между родственниками длилась недолго. Скажем так, пути Касым-хана и Мухаммада Шайбани диаметрально разошлись. Тут и персидская дипломатия сыграла не последнюю роль, еще сказались противоречия - Шайбаниды считали себя претендентами на трон в Дешт-и Кипчаке.

Хан Мухаммад Шайбани, захвативший власть и утвердившийся в Мавераннахре, стремился не допустить усиления Казахского ханства и с этой целью всячески препятствовал возвышению власти казахских ханов в Присырдарье. Далее он попытался совсем прекратить их торговые отношения с Мавераннахром, издал указ, чтобы население Туркестана не совершало никаких торговых сделок с казахскими купцами.

Объявленная Шайбани-ханом, по существу, экономическая блокада - запрет на торговлю с казахами, а также военные меры, вызывали подобные ответные действия со стороны казахских ханов.

В 1508 году царь Узбекского государства Шайбани-хан готовил в Хорасане поход на Иран. В то же время его заботит находящийся в тылу сильный противник – Казахское ханство. Он ищет повод, чтобы нанести удар по северному соседу. И этот повод вскоре нашелся. Один из казахских султанов совершил набег на земли Шайбани-хана. Узбекский правитель тут же направил на казахского султана стоявшее наготове войско. В это время, опустошив окрестности Самарканда и Бухары да при этом захватив с собой несколько тысяч пленных мусульман, казахский султан поспешил вернуться в Туркестан. Делая ставку на то, что мусульмане не имеют права брать в рабство мусульман, придворные муллы хана Шайбани сочинили фетву о безбожии казахов. На основе этого шариатского документа Шайбани-хан объявил газават – священную войну. Следует заметить, что это поспешное решение сделало невозможным как в прежние годы все уладить при помощи переговоров и взаимных уступок.

Борьба за города Южного Казахстана приняла характер затяжной войны, получившая название Сырдарьинской войны 1509-1510гг. - самой кровопролитной между Казахским и Узбекским ханствами.

Касым-хан, видел в присырдарьинских городах экономическую и военную опору своей власти над населением кочевых районов, потому-то он постоянно тревожил Шайбанидов в пограничных районах Туркестана и Ташкента. В ответ на эти продвижения в Туркестан, зимой, а точнее 19 февраля 1510 г. армия Шайбани-хана переправилась через Сырдарью, она была настолько многочисленной, что переправа заняла три дня. К находящейся на правом берегу 50-тысячной армии, состоящей в основном из жителей Мавераннахра – таджиков и сартов, присоединились 10 тысяч всадников и 20 тысяч пехоты султана Кучума, а еще 10-тысячный корпус султана Суюнджи-Ходжи, состоявший из чистых по происхождению кочевых узбеков. Своей ставкой Мухаммад Шайбани-хан избрал местечко Кара-Абдал. Оттуда он отдал приказ своим полководцам начать 10-дневный поход вдоль реки.

В этот период царь казахов Бурундук повел себя примиренчески по отношению к захватчикам. И тогда, в это катастрофическое для Казахского ханства время все командование взял на себя султан Касым. Прежде всего, он всеми доступными путями поддерживал сложившееся у узбекского хана убеждение, что казахи окончательно разбиты и не способны к дальнейшему сопротивлению. На протяжении целого года он заново формирует погубленное войско, особое место, выделяя в нем разведке, во главе которой ставит батыра Мойынсыз-Хасана, впоследствии ставшего легендарной личностью.

А тем временем Шайбани-хан предпринял наступление на улус Касы-ма, находившегося в предгорьях Улутау и занявшего оборону, расположив-шись в своей неукрепленной Ставке.

Гибель Шайбани-хана и последовавшая за этим борьба правителей Шайбанидов с Тимуридом Бабуром отвлекли внимание постоянных соперников казахов от Туркестана. Касым-хан не преминул воспользоваться этими обстоятельствами для укрепления своей власти над Южным Казахстаном. Вскоре под власть казахского хана перешёл самый крупный город Присыдарьи - Сайрам.

Кровные связи Касым-хана с Шайбанидами дали знать в критический момент для власти суннитов Шайбанидов после поражения от шиита — сефевидского шаха Исмаила. Согласно новым сведениям, сын Касым-хана Абулхаир пришел с войском на помощь Шайбанидам в 1511 году в битве против иранцев.

Но сефевиды одержали победу, а храбрый Абулхайр-султан погиб в том сражении.

Политика расширения страны

Ранней весной 1513 г., Касым-хан находился на Каратале (в Жетысу), к нему прибыла группа знатных горожан Сайрама и призвали его от имени наместника Катта-бека вступить в город. Это предложение было принято. Снявшись со своей стоянки, Касым-хан спешно достиг Туркестана через Таласскую долину. Катта-бек убедил Касым-хана выступить против прави-теля Ташкента Шайбанида Суюнджи-Ходжи.

В 1513 году Касым-хан встретился на реке Чу с могульским ханом Султан-Саидом, который пытался склонить Касым-хана к продолжению борьбы против Шайбанидов, однако при этом не добился желанных результатов.

Благодаря установившимся, удачным отношениям с правителями Могулистана Касым-хану удалось включить в состав своего ханства основные районы Семиречья. Расширились его территориальные владения и на западе. Ногайская Орда переживала в то время тяжелый кризис, часть родов и племён откочевала под власть казахских ханов и султанов.

Выходит, что Касым-хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными районами казахской территории. Границы ханства на юге выходили на побережье Сырдарьи и включали большую часть Туркестана, на юго-востоке они охватывали предгорье и долины значительной части Жетысу, на севере и северо-востоке проходили в районе гор Улутау и Балхаша, доходя до Каркаралинских гор, на северо-западе достигли бассейна реки Жайык (Урал). Во времена Касыма население Казахстана достигло по утверждениям Хайдара Дулати около одного миллиона человек, а численность войск - до 300 тысяч.

После того, как в 1511 году Касым-хан пришел к власти, Казахское ханство получило название Касымовское ханство. Во втором десятилетии XVI в. Касым-хан окончательно утвердил свое господство над обширными территориями Степи. Это при нем ханство, получив дальнейшее развитие и усилив политическое влияние, превратилось в сильное и централизованное государство. Отечественные историки свидетельствуют, что в этот период происходит расширение территории ханства до почти полного её совпадения с этническими границами расселения казахов.

Касым-хан сделался полным властелином во всем Дешт-и Кыпчаке, приобрел такую известность и могущество каких еще никто не имел после Джучи хана - писал опять же известный историк Мухаммед Хайдар Дулати. Касым прославился и как искусный дипломат. Он установил дипотношения с ногайцами, монголами, а также с Кашгарией, умело сочетая свои связи с борьбой против Шайбанидов.

Казахское ханство при Касым-хане постепенно втягивалось в международные отношения. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Великое княжество Московское в правление Великого князя Василия III (1505-1533). Согласно описи царского архива известно существование связей Касым-хана с московским царем Иваном III, однако их характер неизвестен.

История Казахского ханства периода правления Касым-хана примечательна ещё и тем, что именно в те годы казахи как самостоятельная этническая общность стали известны в Западной Европе: о казахах оставил свои записи австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший несколько раз Москву (в 1517 и 1526 гг.)

Известен факт, что в 1512 году будущий знаменитый джуйбарский шейх Ходжа Ислам бежал от Бабура и кызылбашей к Касым-хану и довольно долго пользовался его гостеприимством. Однако после того, как Бабур потерпел поражение, а остатки кызылбашей бежали из Мавераннахра, Ходжа Ислам собрался возвратиться в Бухару. В это время от племянника Мухаммад Шайбани-хана, победившего Бабура и кызылбашей, к Касым-хану прибыли послы сватать его дочь за своего хана, утвердившегося тогда правителем Бухары. Касым-хан дал своё согласие и отдал отправляемую в Бухару дочь под попечение Ходжи Ислама, который тогда и вернулся на родину.

Касымов законодательный памятник

По отзывам современников - Камал ад-дин Бинаи, Ибн Рузбихана, Бабура, Мухаммада Хайдара Дулати - Касым-хан любил и был хорошим знатоком лошадей, отличался военным талантом и способностью вести за собой.

По утверждению заместителя директора Института истории и этнологии имени Ч. Валиханова Нурлана Атыгаева, Касым-хан сидел на золотом троне, на голове у него была корона стоимостью 40 тысяч туманов. Корона, трон - это атрибуты верховной власти - существовали и у монголов, в империи Чингисхана.

Касым- хан замечал, что в последнее время участились межродовые распри. Некоторые улусы перестали считаться с другими на том основание, что их ханы и беки более родовиты и знатны. Мелкие трения зачастую перерастали в большие скандалы. Было заметно, что раздувают междоусо-бицы султаны и бии, однако как решения биев выполнялись не всегда.

- Если будет так продолжаться, - наверняка думал Касым хан, - то казахов постигнет участь могулов и Шайбанидов, которые разделились, рассыпались по крупицам.

И Касым-хан решил издать закон, требующий от людей железной дисциплины. Этот закон, основанный отчасти на древних тюркских законах, отчасти на мусульманских законах шариата, был утвержден и обнародован. Закон состоял из пяти глав. В первой главе (Имущественный закон) рассматриваются проблемы судебных исков, земельных, родовых, семейных отношений, а также выплаты выкупа и налогообложения. Во второй главе - определены сроки наказания за конкретные преступления. (Уголовный закон). В третьей главе - освещены вопросы воинской службы и дисциплины. Любое нарушение наказывается в обязательном порядке в зависимости от тяжести преступления. (Военный закон). Четвёртая глава - посвящена вопросам дипломатической службы и её этики. (Посольский закон - обычай). В пятой говорится о проведение праздников, похорон, поминок и т. д. (Закон общественности).

К большому сожалению после смерти Касыма, междоусобицы султанов-джучидов ослабили Казахское ханство. В междоусобной борьбе погиб преемник и сын Касым-хана Мамаш - хан. Он умер от удушья, не выдержав тяжести доспехов в одном из сражений.

В истории Казахстана известны имена трех сыновей Касым хана - Мамаша и Хакназара. Оба были ханами. А вот третий же сын Абулхаир, погиб от рук иранского шаха Исмаила в 1511 году.

Вот и весь сказ о герое тысячелетия, славном сыне Дешт-и Кыпчака Касым-хане, прозванного в народе за свои деяния Великим.

Читайте также: