Сукно своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Если вы никогда не валяли по-мокрому, то предлагаю попробовать. Это увлекательный вид рукоделия, дающий массу возможностей для творческой реализации. Чтобы понять, ваше или нет сделайте образец ткани. Такую ткань можно применить для предметов интерьера: декоративных подушек, панно, накидок для стульев, ковриков для животных. Использовать для одежды, комбинируя с тканью или трикотажным полотном.

Основным материалом для мокрого валяния является овечья шерсть. Без нее ничего не выйдет. Популярней всего гребенная лента (топс)- прочесанная, выровненная шерсть. Все волокна вытянуты в одном направлении и уложены в закрученную ленту. Бывает разных цветов. Различается по толщине волоса на тонкую и полутонкую. Продается в магазинах рукоделия упакованная по 50г.

Остальные материалы используются для декорирования и создания фактуры. Самое простое волокна вискозы, продаются там, же где и шерсть упаковка 25г. Шерстяная пряжа не менее 70% шерсти. Натуральные и искусственные ткани (вискоза, хлопок, шелк, шерсть) полотняного переплетения, тонкие и рыхлые. Плотные ткани можно распустить на нитки. Из синтетики подходит капроновая сетка и кружева. Это то, что приваливается точно. С остальным нужно экспериментировать.

Сукно на столе всегда было сменным материалом. Раньше на стол сукно приклеивалось только по периметру столешницы. Это позволяло при реставрации мебели легко снять испачкавшуюся или испорченную ткань и заменить её новой.

В настоящее время к антикварным столам, обтянутым сукном относятся бережно. Сукно меняется редко. Вместе с тем большое внимание уделяется качеству прикрепления сукна.

Сукно на столе должно лежать гладко, плотно прилегать к столешнице и не двигаться по её поверхности.

Любая реставрация мебели предполагает тщательную предварительную работу по подготовке отделываемой поверхности. Хорошо подготавливается поверхность стола. Зареиваются широкие щели деревянными рейками или шпоном в несколько слоёв.

Шпаклюются мелкие вмятины, а затем шлифуется наждачной бумагой вся поверхность.

При полной реставрации обрамление стола отделывается лаком и полируется и только после этого закрепляется сукно на столе

После высыхания клей ПВА из белого становится прозрачным.


Следующий этап реставрации стола – непосредственная работа с сукном. Сукно выкраивается по размеру столешницы с небольшими припусками.



Слабо нагретым утюгом, сквозь влажную ткань приглаживается сукно к поверхности стола, слегка натягивая от центра.

Размягченный при нагревании клей ПВА прикрепляет сукно к поверхности стола. Работа с сукном требует аккуратности и навыка. С первого раза не получается ни у кого. Реставрация мебели требует не только специальных знаний, но и навыка в проведении реставрационных работ.


Особое внимание при реставрации столешницы и отделки стола сукном уделяется местам соединения сукна и полированной части стола.




Затем аккуратно обрезаются излишки сукна. Здесь для реставратора мебели огромное значение имеет хорошо наточенный инструмент и, конечно же, твёрдая рука.


После обрезки, убираются лишние нити и ещё раз проклеивается утюгом край сукна.


И последнее, прежде, чем реставрировать старинный стол, приобретите первичные навыки на гладких деревянных поверхностях. Для этой цели подойдёт доска или фанера.

Всё обязательно получится.


C уважением, Елена Жилина.

Восстановление лакокрасочного покрытия

ОтделкаРуб./кв. метр
Вощение500
Полировка1500
Шеллак2000
Золочение3000

Восстановление декоративного покрытия

ОтделкаРуб./кв. дм
Патинирование50
Роспись200
Маркетри500
Мозаика1000

Форма обратой связи

Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а также задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.

Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.

15.11.21 В нашей мастерской проходили съемки сюжета о профессии современного рестовратора, передачу покажут 24 ноября в 18.24 на телеканале Москва 24

23.10.21 Мастервская участвует в 47 Антикварном салоне, который пройдет с 23 по 28 ноября в Гостинном дворе

17.05.21 В мастерской 31 мая 2021 года. Будет проходить день открытых дверей. Приглашаем специалистов и любителей реставрации антикварной мебели. В программе обсуждение проблемы современной реставрации мебели и обмен опытом

15.11.20 Наша мастерская переехала на новый адрес ул. Рабочая д. 84 стр. 1, Таганский район, недалеко от станции метро Римская

Хочу рассказать вам историю вот этого пальтишка. Сшито оно из шинельного сукна. Это натуральная, теплая, красивая и практически неубиваемая ткань - кто когда-нибудь видел вблизи парадную шинель офицера советской армии, меня понимает. Этот отрез мне достался от моего младшего брата - он уже в запасе, а ткани им выдавали исправно, вот он и сплавил их мне, поскольку его жена шитьем не увлекается.

Хочу рассказать вам историю вот этого пальтишка. Сшито оно из шинельного сукна. Это натуральная, теплая, красивая и практически неубиваемая ткань - кто когда-нибудь видел вблизи парадную шинель офицера советской армии, меня понимает. Этот отрез мне достался от моего младшего брата - он уже в запасе, а ткани им выдавали исправно, вот он и сплавил их мне, поскольку его жена шитьем не увлекается. (фото 1)

Было это три года назад. Я радостно раскроила пальто для своей старшей дочери, но. Моя швейная машина не потянула сукно. В интернете меня не утешили - оказалось, что шить такую ткань нужно на профессиональной швейной или обувной машине. Я очень расстроилась и убрала раскроенное пальто с глаз подальше. Но этим летом я вспомнила о нем, потому что у меня появилась новая швейная машина - не самая дорогая и навороченная, но она легко справилась с задачей! И отделочный шов тоже получился вполне достойным. Я с энтузиазмом взялась за работу.

Было это три года назад. Я радостно раскроила пальто для своей старшей дочери, но. Моя швейная машина не потянула сукно. В интернете меня не утешили - оказалось, что шить такую ткань нужно на профессиональной швейной или обувной машине. Я очень расстроилась и убрала раскроенное пальто с глаз подальше. Но этим летом я вспомнила о нем, потому что у меня появилась новая швейная машина - не самая дорогая и навороченная, но она легко справилась с задачей! И отделочный шов тоже получился вполне достойным. Я с энтузиазмом взялась за работу. (фото 2)

Погончики посадила на клетчатую подкладку. Клетка, на мой взгляд, убрала милитаристский налет и сделала вещь полностью гражданской. Никаких ассоциаций с мундиром.

Погончики посадила на клетчатую подкладку. Клетка, на мой взгляд, убрала милитаристский налет и сделала вещь полностью гражданской. Никаких ассоциаций с мундиром. (фото 3)

Листочки карманов тоже. Машинка прекрасно справлялась со всеми задачами. В том числе и с выметываем петель, хотя все утверждали, что ни одна бытовая машина на это не способна.

Листочки карманов тоже. Машинка прекрасно справлялась со всеми задачами. В том числе и с выметываем петель, хотя все утверждали, что ни одна бытовая машина на это не способна. (фото 4)

Вот такая шотландка пошла на подкладку.

Вот такая шотландка пошла на подкладку. (фото 5)

Большой съемный капюшон тоже на такой подкладке.

Большой съемный капюшон тоже на такой подкладке. (фото 6)

Вид сзади. (фото 7)

А вот и сама хозяйка пальто. Над сказать, что шила я его без примерки, только пользуясь манекеном - размеры у него такие же, как у моей младшей дочери. Да-да, пальтишко досталось именно ей, потому что старшая за это время родила второго ребенка и ее фигура слегка изменилась. В славном городе Саратове, где наша маленькая учится в университете, сейчас уже холодно, так что пальтишко пришлось очень кстати.

А вот и сама хозяйка пальто. Над сказать, что шила я его без примерки, только пользуясь манекеном - размеры у него такие же, как у моей младшей дочери. Да-да, пальтишко досталось именно ей, потому что старшая за это время родила второго ребенка и ее фигура слегка изменилась. В славном городе Саратове, где наша маленькая учится в университете, сейчас уже холодно, так что пальтишко пришлось очень кстати. (фото 8)

И еще один привет от доблестных вооруженных сил. Эту накидку я сшила из отреза роскошного габардина, предназначенного для парадной формы. Мой брат связист, и их цвет - цвет морской волны, очень красивый. Клетчатая отделка также предназначена для более гражданского восприятия, хотя мой брат говорит, что такие цвета в армии уже не используются.

И еще один привет от доблестных вооруженных сил. Эту накидку я сшила из отреза роскошного габардина, предназначенного для парадной формы. Мой брат связист, и их цвет - цвет морской волны, очень красивый. Клетчатая отделка также предназначена для более гражданского восприятия, хотя мой брат говорит, что такие цвета в армии уже не используются. (фото 9)

Косыночка из ткани подкладки дополняет образ и защищает от холода.

Косыночка из ткани подкладки дополняет образ и защищает от холода. (фото 10)

Вот такие вполне цивильные вещи получились из военных тканей. У меня еще лежат отрезы цвета хаки, но я пока не придумала, что из них можно сделать. Не хочется совсем уж откровенной военщины, так что придется напрячься. Качество этих тканей - на заоблачной высоте, поэтому использованы они будут обязательно!

Спасибо всем, кто заглянул на мою страничку! Буду рада, если вы оцените мои усилия!

Вот повезло-то младшенькой!Такое славное пальтишко вышло.Ей идёт.А ткани тех лет ,и правда,очень сильно отличаются по качеству от современных.Военное сукно Вы преобразили до неузнаваемости.Браво!Буду ждать вещь цвета хаки.

Галина, большое спасибо за оценку! Дочка говорит, что в нем очень тепло - ни ветром не продувается, ни холод не проникает. Как в валенке.

замечательные вещи получились!! и да, ткани в советское время были не в пример сегодняшним, натуральные и износоустойчивые)

Люба, спасибо большое!Да, это совершенно другие ткани, и шьются они совсем не так, как современные.

Лариса,прекрасные вещи,умница и молодец! И чего ж добру пропадать,правда?Такие роскошные ткани ,а клетка делает модель молодежной и очень яркой!!Браво!!А я как-то шила себе платье из зеленого бильярдного сукна,очень мне нравилось.

Какие замечательные работы. Вы просто молодец. Шинельная ткань - зверь. Когда то работала на швейной фабрике ПРиВО шили шинели они были супер тяжелые.

Спасибо огромное!Для самоучки похвала мастера-профессионала - большая честь! А тяжелая. это да. Я поставила машинку на середину раздвинутого стола, но все время приходилось быть начеку и следить, чтобы даже краешек не свешивался. Чуть зазеваешься - уже все поехало в сторону вместе с машинкой.

Ларочка! Так ты профи швея.
Бравушки! Работы замечательные.

Спасибо, Елена Михайловна!Нет, я не швея, даже на курсах кройки и шитья не училась. Самоучка, все осваивала на собственных шишках - по книгам, по журналам. Это сейчас легко с мастер-классами, подробными инструкциями, а раньше все сами.

Шикарно! Завидую младшенькой Вашей. Надо свою зверюгу попробовать на прошив таких материалов. Иголку какую использовали не подскажете параметры?

Спасибо за оценку! Иголку использовала обычную, 90-й номер, даже более толстую не брала, и ни одну не сломала. И машинка у меня самая обыкновенная, Brother Modern 40е, я даже не знаю, почему она так легко справилась с этой работой. Может, потому что новая? Сейчас попробовала кожу натуральную на ней шить - берет!

Ух, куплю лапу тефлоновую и тоже замахнусь на кожу. Универсальная мря прилипает. даже к кожзаму.

Можно тонкую бумагу типа папиросной подкладывать под лапу, тогда все отлично прострочится. Она потом легко удаляется. Если немного шить, то нормально.

Лариса, я тоже обомлела, увидев вашу "милитари"Как мне понравился!Нет, я скажу прямо, я удивилась не самому пальтецу, а то, что , оказывается, из военного сукна можно в домашних условиях пошить такую классную вещичку, стильную и современную.Мне тоже достались по счастливому случаю несколько отрезов сукна добротного.Пока трачу его на сумочки А тот кардиган,на что вы давали ссылку-это я сотворила.Очень горжусь собой, что осилила эту вещь.Ношу с удовольствием.Так затягивает эта техника, "боро" называется.К весне делаю ещё одну вещь себе Успехов вам на рукодельном поприще! Люблю " рукастых" людей!

Галочка, спасибо большое! Это пальто оказалось таким теплым, что дочка носит его даже в мороз, хотя у нее есть хороший пуховик. Думаю приделать еще съемный меховой воротник. А ваш жакет - моя мечта, тоже хочу такой, но времени нет, увы. Я зато подсмотрела у вас на страничке занавесочку в технике пояги, попробовала шить - и поняла, что умру, но сделаю! У меня как раз куча органзы разных цветов набралась, вот летом и займусь! И буду ждать нового "боро"!

Да, Лариса, если пальто такое тёплое, то вполне сгодится на холода, тогда уютнее будет съёмный воротник.Думаю, стоит приделать .Конечно, лучше будет смотреться пушистый мех или хотишь искусственный ?А по поводу моей "пояги" Я также не решалась долго взяться за работу, всё оттягивала, а потом , когда начала-было не остановить Штора у меня как бы из 8 полос, если приглядеться Я делала 1 полосу за дней 5.Желаю осилить шторочку, У меня осталась органза ещё на одну, только где взять время на осуществление всех задумок? Вон вы ещё и плетёнками занимаетесь! Молодчинка!Так хочется всё, всё попробовать, освоить!

Я бы посоветовала вам смазывать кожу перед пошивом машинным маслом. Лапка будет скользить легко, никакого дискомфорта не будет. Излишки масла легко удалить потом тряпочкой


Ручное ткачество – это увлекательный, но в то же время достаточно сложный и кропотливый процесс. Чтобы научиться ткать полотна своими руками, необходимо знать множество нюансов. Решив заняться ткачеством, в первую очередь рекомендуется обзавестись ткацким станком. Такое приспособление можно как купить готовым, так и смастерить самостоятельно. Единственное, что для этого потребуется, – это немного свободного времени, необходимые инструменты и строгое соблюдение рекомендаций по изготовлению станка.


Движения ткацкого станка

Ткачество — это самый главный процесс, в котором два различных набора пряжи или нитей соединяются между собой, организуя ткань или полотно. Один из данных наборов именуется ключевой нитью, которая собой представляет продольную пряжу, идущую от задней к передней части ткацкого станка. Другой комплект – поперечные нити — это начинка, которые называются уточной пряжей. Благодаря этому механизмы ткацкого станка можно в общем обозначать так:

Первичные механизмы для изготовления тканого материала:

  • Зевообразование;
  • Прокидка челнока;
  • Прибой уточной нити к опушке ткани.
  • Подача основы;
  • Укрутка нити;
  • Выбор утка.
  • Останавливающий механизм;
  • Предохранитель от отрывов основы при замине челнока в зеве;
  • Уточный нитенаблюдатель;
  • Пополнение утка.

Предохранители от разрывов нужны только в ткацких станках, которыми пользуются свободные летящие тела для вставки утка, к примеру, челнок или микрочелнок. Ткацкий станок останавливают до того, как происходит прибой уточной ткани, если челноки не становятся в хорошее положение после того, как пересекли ткацкий станок.

Что понадобится начинающему ткачу?

Это древнейшее ремесло известно человечеству еще с периода позднего неолита. Само название этого вида мелкого ручного производства говорит за себя. Под ручным ткачеством подразумевается процесс изготовления ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) с помощью переплетения 2 систем нитей, которые расположены перпендикулярно по отношению друг к другу.


Чтобы начать ткать в домашних условиях, понадобится минимальный набор инструментов: нитки или пряжа, ткацкий станок. При создании одного полотна может одновременно использоваться несколько видов сырья: обычная, арт и текстильная пряжа, мулине, шелковые нитки, вискозные и шерстяные волокна, ровница.

Начинающим мастерицам лучше отдавать предпочтение простым работам, для создания которых потребуется 2–3 мотка цветных ниток. Их можно купить или распустить старые ненужные вещи. Желательно, чтобы они были разных оттенков.

Первичные механизмы


Процесс зевообразования

Прокидка челнока (вставка поперечных нитей)


схема расположения уточных нитей в ткани

Прокидка челнока — вторая операция процесса ткачества. После того, как зев был сформировался, через него ведется поперечная нить.


Прибой — третья операция цикла ткачества. Как только поперечная нить вмонтирована, бердо толкает или ударяет уток к опушке ткани. Опушка ткани — это край, который ближе всего к берду, когда ткань соткана. Иначе говоря прибой происходит, когда бердо толкает вновь вставленный уток к опушке ткани. Шпарутка — это приспособление, которое применяется в ткачестве для удержания ткани при опушке достаточно близко к ширине основы в берде.


Как сделать домашний ткацкий станок своими руками?

Стандартное устройство функционирует путем прокладывания нити с применением металлического прокладчика. На нем присутствует зевообразовательный механизм, вертикально перемещающий нити основы. Такое приспособление бывает:


  • Кулачковым. Используется для изготовления тканей с простыми переплетениями. С его помощью удобно работать с небольшим раппортом.
  • Кареточным. Служит для создания сложных узоров. Количество ремизок (двух деревянных планок, скрепленных с толкателями ремизным приводом) в этом устройстве может доходить до 34 штук. Ремизки в каретках перемещаются с помощью особого подъемного механизма.
  • Жаккардовым. С помощью этого механизма можно получить самое большое количество переплетений и узоров. Каждая нить в таком устройстве поднимается вне зависимости от другой.

Станки также отличаются шириной заправки. Значение этого параметра у узких конструкций составляет около 2,2 м, у широких – 2,5 м. Работа станка осуществляется путем функционирования следующих механизмов:


  • зевообразовательный (зев бывает открытым, полуоткрытым и закрытым);
  • устройства, вводящие уток в зев;
  • прибой утка к опушке ткани (в такой момент формируется новый элемент полотна);
  • устройство, обеспечивающее продольное перемещение нити основы;
  • устройство для перемещения и отвода полотна;
  • отпускание полотна с машины;
  • бердо – элемент в форме гребня, через который проходит нить основы.


У станка также имеются механизмы пуска и установки, а также направляющие. Решив самостоятельно сделать такую конструкцию, в первую очередь нужно начертить схему. Рисунок на бумаге позволяет свободно ориентироваться в размерах будущего станка. При построении чертежа и выборе параметров конструкции нужно учитывать, что чем больше ширина и длина рам, тем больше максимальный размер сотканного полотна.

Для работы потребуется 2 рамы: одна больше, другая поменьше (так, рамка с параметрами 30х10 см позволяет соткать кукольный шарф). Рамы могут быть сделаны из плоских реечек. Алгоритм дальнейших действий:


  1. Просверлить в 2 рейках отверстия в форме круглых проемов.
  2. В полученные выемки вставить круглые рейки, закрепив их клиньями. Также их можно зафиксировать любым другим способом. Главное при этом, чтобы они были неподвижны.
  3. В средней части квадратной рейки сделать пазы и установить в них гребенку.
  4. Для достижения максимальной устойчивости закрепить дно, желательно из фанеры.
  5. В передней части на круглой рейке вбить гвозди. Они нужны для натягивания нити. Расстояние между ними должно быть 0,5 см.
  6. Закрепить заднюю рейку, предназначенную для наматывания лишнего полотна.

Длина зубьев должна составлять от 7 до 10 см, ширина – от 0,5 до 0,7 см. Стандартная высота гребенки – 15 см. Ее длина превышает расстояние между боковыми рамками. Делается она из толстого фанерного листа. Одна из главных частей конструкции – это уток. Он выполняет 2 функции: на него наматывается нить и он поддерживает катушку. Его можно выполнить из фанеры как отдельный элемент.

Вторичные механизмы

  • Подача основы. Это механизм, который поставляет основу в область ткачества с необходимой скоростью и при подходящем регулярном напряжении, отталкивая ее от фланцевой трубки, также популярной как ткацкий навой.
  • Хорошая подача. Механизм управления поворотом навоя на ткацкой или остальной машине для формовки ткани, когда навой приводится в движение механически.
  • Негативная подача. Механизм, управляющий вращением навоя на ткацкой или остальной машине для формовки ткани, где навой вытягивается каркасом против тормозного усилия, приложенного к нему.
  • Укрутка нити. Это механизм, который снимает ткань из области ткачества с неизменной скоростью. Он обеспечивает сохранение необходимого интервала между захватами и потом наматывание его на тряпочный валик.
  • Положительная укрутка. Это механизм, при котором приемный ролик приводится в движение зубчатым колесом, колесом переключения или собачкой, обеспечивая требуемую скорость, что дает возможность определить расстояние между захватами.


  • Негативная укрутка. Это механизм, в котором подъемный ролик крутится при помощи веса или пружины, этот ролик крутится собственно тогда, когда сила, приложенная весом или пружиной, больше, чем натяжение основы в ткани. Скорость захвата находится под контролем величиной силы, приложенной весом или пружиной, и/или натяжением основы.
  • Подсобные механизмы. Для получения большой производительности и лучшего качества ткани прибавляются вспомогательные механизмы, именуемые вспомогательными. Подсобные механизмы полезные, однако не совсем нужны.

Ткачество. Снование основы

Как ткать ткань в домашних условиях?


Начинающему ткачу рекомендуется начинать творить с небольших и простых в исполнении изделий. Для начала можно сделать салфетку. Как выглядят созданные таким образом вещи, можно посмотреть на фото выше. Рисунок на полотне получают, чередуя нитки разных цветов. Процесс работы на станке включает в себя следующие манипуляции:

  1. Распределить нити основы.
  2. Под первую нитку основы продеть пряжу и закрепить ее в разрезе. Нет строгих ограничений относительно того, с какой стороны начинать плетение. Это можно делать как слева, так и справа.
  3. Оставшуюся часть продеть змейкой через нити основы.
  4. Дойдя до окончания полотна повернуть нитку таким образом, чтобы нить на станке была обернута ею. Последующие ряды нужно плести так, чтобы нитка оказалась снизу в тех участках, в которых в предыдущем ряду она была сверху.
  5. По завершении работы подогнуть разрезы на картоне. Осторожно снять петли, разрезать их и связать узелки.

Выборная техника

Уже само название метода свидетельствует о похожести такого ткачества на браное. Для его создания также нужна специальная дощечка или пруток. Однако выборная техника отличается от браной тем, что здесь уток не прокидывается от кромки к кромке. Узор создается отдельными частями, отчего ткань становится многоцветной и рельефной. Тем не менее, изнаночная и лицевая сторона также выглядят как негатив друг друга.

Переборное ручное ткачество

Ажурное ткачество

К концу XIX века наиболее популярным стало ажурное ткачество, благодаря которому создавался удивительно красивый орнамент. Особенно оно было распространено в районах Русского Севера. Ажурный узор с оригинальным переплетением и перевивкой представлял собой сквозные просветы с чередующимися рисунками. Такое ткачество в основном применялось при создании занавесок и скатертей.

Ремизное ткачество

Самой распространенной техникой при изготовлении ткани на горизонтальном ткацком станке является ремизная техника. Здесь цветные нити чередуются в определенном порядке, что позволяет создавать всевозможные узоры с простыми геометрическими линиями. Важно, что полученный орнамент мог быть самым разнообразным по своей цветовой гамме. Данная техника чаще всего использовалась для украшения полотенец, скатертей и нижних женских юбок.

Наиболее простым видом ремизной техники мастера считают пестроткань или пестрядь. Это полосатые или клетчатые рисунки, в которых основными цветами были красные, синие и белые, с редким добавлением желтых и зеленых оттенков. Такие полотна шли на изготовление передников, рубах, сарафанов и покрывал.

Следует отметить, что наиболее искусные мастерицы в своем творчестве объединяли сразу несколько техник ткачества. И это несмотря на всю примитивность устройств для ткачества.

С уважением, Александр Гончаров

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 15075
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Читайте также: