Структурная операционализация понятий как сделать

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / РЕСПОНДЕНТ / RESPONDENT / ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ / DEPENDENT VARIABLE / ОЦЕНКА КОРРУПЦИОННОЙ СИТУАЦИИ / AN ASSESSMENT OF A CORRUPTION SITUATION / ИНДИКАТОРЫ / INDICATORS / ОЦЕНКА / ASSESSMENT / ОБОБЩЕННАЯ ОЦЕНКА / GENERALIZED ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Макеев Ярослав Александрович

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Макеев Ярослав Александрович

Structural and factorial operationalization of empirical research related to corruption in the regional community

In article the secondary analysis of the data obtained by the leading research centers is carried out. Results of the carried-out author structural and factorial operatsionalization of the concept " corruption " are presented. Operationalization such factors, as age of the respondent , his floor and relationship status of the respondent , place of continuous accommodation of the respondent , education, post, assessment respondent of the situation in society.

аспирант Северо-Кавказского федерального округа

Структурная и факторная операционализация эмпирического исследования отношения к коррупции в региональном сообществе

Следующий блок инструментария фонда ИНДЕМ касался размеров взяток. «. В качестве оценки среднего размера взятки использовалось

робастное среднее, то есть отбрасывалось несколько максимальных и минимальных значений, а затем вычислялось среднее. Мы делали и другие оценки. Например, выборка разрезалась на несколько частей, рассчитывалось робастное среднее внутри каждой части, а потом средние суммировались. Но на конечный результат это почти не влияло"1.

Существенным методологическим аспектом во всех исследования общественного мнения по вопросу коррупции респондентам задавались вопросы, касающихся макро-социальных аспектов коррупционной составляющей, а именно: 1) оценки респондентами уровня коррупции в стране в целом; 2) оценки респондентами уровня коррупционности отдельных социальных институтов; 3) оценки респондентами уровня коррупционности отдельных организаций и ведомств; 4) перспективных ожиданий в отношении ситуации с коррупцией от ближайшего будущего; 5) перспективных ожиданий от действий органов власти по изменению коррупционной ситуации.

2. Перспективно-экспектационный аспект: «перспективные ожидания от следующего года для самого респондента, например каковы Ваши ожидания от действий правительства по борьбе с коррупцией?".

Исследования коррупции компании ФОМ предопределяют необходимость внимания к сравнительному аспекту исследований коррупции в разрезе по регионам и различным социальным институтам. Следует обратить внимание на тот факт, что исследования отношения населения к проблеме коррупции крупных социологических центров являются почти всегда специализированными, то есть посвященными исключительно проблематике коррупции в каждом конкретном случае. Так, например, достаточно много исследований в стране в последнее

1 Сатаров Г. Как измерять и контролировать коррупцию // Вопросы экономики, № 1, 2007, с. 4-10.

Факторная операционализация отношения к коррупции в региональном сообществе: 1) возраст респондента; 2) пол респондента; 3) семейное положение респондента; 4) место постоянного проживания; 5) образование; 6) самооценка своего положения в обществе; 7) основные источники доходов; 8) отнесение респондентом себя к категории по уровню доходов; 9) мнение относительно уровня коррупции в различных социальных организациях; 10) самооценка материального положения семьи респондента; 11) отрасль, в которой работает респондент; 12) оценка коррупционной ситуации в основных сферах жизнедеятельности населенного пункта, в котором прожигает респондент.

Структурная операционализация отношения к коррупции в региональном сообществе: социально-экономические представления о масштабах коррупции в регионе; социально-экономические представления о масштабах коррупции в стране; оценка респондентом социально-экономической ситуации в стране; оценка респондентом политической ситуации в стране; оценка респондентом криминогенной

ситуации; оценка доминирующего настроения в социальных кругах и сетях наемного работника; обобщенная оценка уровня бытовой коррупции; обобщенная оценка уровня институциональной коррупции.

В данной части нашего исследования были проанализированы, выявлены и структурированы критерии и показатели эмпирического исследования отношения к коррупции в региональном сообществе. В целях разработки характеристики критериев оценки отношения к коррупционной ситуации в региональном сообществе, следующая часть исследования будет посвящена социологическому анализу этого явления в Ставропольском крае.

Ключевые слова: коррупция, респондент, зависимая переменная, оценка коррупционной ситуации, индикаторы, оценка, обобщенная оценка.

Makeev Ya.A. Structural and factorial operationalization of empirical research related to corruption in the regional community. In article the secondary analysis of the data obtained by the leading research centers is carried out. Results of the carried-out author structural and factorial operatsionalization of the concept "corruption" are presented. Operationalization such factors, as age of the respondent, his floor and relationship status of the respondent, place of continuous accommodation of the respondent, education, post, assessment respondent of the situation in society.

Key words: corruption, the respondent, a dependent variable, an assessment of a corruption situation, indicators, the assessment, the generalized assessment.

Интерпретация понятий – это истолкование, уточнение смысла понятий. Понятия науки эксплицируются (проявляются) с помощью определений (дефиниций). Чтобы понятия науки могли быть средством дальнейшего познания и решения практических задач, требуется проведение процедуры интерпретации общих понятий, суть которой состоит в воспроизведении схемы процесса познания, приведшего к данной формулировке интерпретируемого понятия. С формальной точки зрения, интерпретация понятий выступает как понижение уровня их общности путем сведения к понятиям меньшей общности через термины, модели, образы и иные доступные данной науке средства. Предел понижения общности интерпретируемого понятия задается целью интерпретации и инструментальными возможностями науки.

Даже самые распространенные слова могут пониматься нами неправильно, поэтому при процедуре интерпретации понятий следует всегда пользоваться словарями. Оптимальный вариант – ознакомиться со статьями, посвященными понятию, из нескольких словарей, и составить из них свое определение. Этого определения нужно будет придерживаться при составлении анкеты или построении интервью и задавать вопросы таким образом, чтобы суть ответа вела именно к этому понятию. Например, в разобранном выше случае обязательно должно быть указано, что опрашиваются только студенты дневного отделения вузов (если вы решили исследовать именно их досуг).

Операционализация понятий может осуществляться разными способами:

2. наблюдения и операции понимаются как симптомы латентного свойства, признаки его наличия, но не как оно само – то есть остается дистанция. Мы указываем, что считаем доходы человека через его расходы: сколько вы тратите на еду, одежду и т.д. Продуктивность ученого может измеряться количеством публикаций, но не сводима к ней. Может быть, он вписывает свою фамилию во все работы своих аспирантов.

3. понятие определяется через совокупность признаков, взаимосвязанных переменных. Например, организованность мы определяем через: аккуратность, пунктуальность, целеустремленность, автономность, т.е. самоопределяемость поведения, успешность в выполнении дел.

Интерпретация в социологии имеет теоретический, эмпирический и операциональный характер.

Теоретическая интерпретация представляет собой процесс реконструирования схемы выведения общего понятия путем указания терминов меньшей степени общности, входящих в определение операционализируемого понятия. Теоретическая интерпретация достигает своей цели лишь при условии формулировки понятийных индикаторов, т.е. понятий, которые не только эксплицируют общее понятие, но и позволяют разрабатывать методику замера. Реконструкция пути получения понятий возможна лишь в главных, определяющих чертах.

Эмпирическая интерпретация – выведение наблюдаемых признаков, репрезентирующих содержание понятий-интерпретантов (понятийных индикаторов). Например, если одним из понятийных индикаторов общественно-политической активности рабочих является отношение к профсоюзным собраниям, то эмпирическими индикаторами самого отношения к собраниям будут: а) посещаемость собраний, б) количество выступлений на них, в) конструктивность предложений, г) критичность выступлений, д) участие в реализации решений собрания.

Операциональная интерпретация – совокупность операций, с помощью которых может быть произведен замер эмпирических признаков. Социолог, опирающийся в своей работе на опыт предыдущих исследователей, пользуется уже сложившимися в науке методиками замеров и индикаторами, имеющими чисто практический смысл. В этом случае он может использовать и операциональную интерпретацию понятий. Например, IQ – это то, что измеряется с помощью тестов IQ. Уровень социальной удовлетворенности можно определить через соответствующий вопросник.

Все три этапа научной интерпретации понятий применяются в единстве, их использование обеспечивает правильное построение методики социологического исследования.

Формирование выборки

Генеральная совокупность (популяция) – совокупность всех объектов (единиц), относительно которых учёный намерен делать выводы при изучении конкретной проблемы. Генеральная совокупность состоит из всех объектов, которые подлежат изучению. Состав генеральной совокупности зависит от целей исследования. Иногда генеральная совокупность – это все население определённого региона (например, когда изучается отношение потенциальных избирателей к кандидату), чаще всего задаётся несколько критериев, определяющих объект исследования.

Выборка (выборочная совокупность) – часть объектов из генеральной совокупности, отобранных для изучения, с целью получения информации о всей генеральной совокупности.

Число объектов, составляющих выборочную совокупность, называется объемом выборки.

Методы математической статистики позволяют оценить случайную ошибку изучаемых признаков выборки определенного объема. Она находится в пределах 3%.

Кроме объема выборки, существенную роль играет способ формирования выборки.

Репрезентативность – соответствие характеристик выборки характеристикам генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.

У нас есть возможность провести разграничение объекта исследования и генеральной совокупности: объект — не просто совокупность единиц, а понятие, в соответствии с которым осуществляется идентификация и отбор единиц исследования.

Несомненно, концептуальному объекту должна соответствовать вполне реальная генеральная совокупность. Для этого необходимо предусмотреть еще один объект исследования — проектируемый объект.

Проектируемый объект — это совокупность доступных исследователю единиц. Задача состоит в том, чтобы установить группы, являющиеся недоступными либо труднодоступными для сбора данных.

Реальный объект — та совокупность, которая сформировалась на стадии полевого исследования с учетом ограничений в доступности первичной социологической информации. Помимо заключенных, военнослужащих и больных, меньшую вероятность попасть в выборку имеют жители удаленных от транспортных коммуникаций сел, особенно если обследование производится осенью; оленеводы, монахи и т.д.

В социологии при обследованиях взрослого населения чаще всего используют данные переписей населения, текущего статистического учета, предшествующих опросов на том же объекте. В качестве контрольных параметров обычно применяются социально-демографические признаки. Это можно сделать по завер­шении анализа данных. Исключение составляют предвыборные оп­росы и опросы, предшествующие переписям населения и референду­мам — исследователи стремятся предсказать их результаты и, тем самым, подтвердить репрезентативность своих данных.

Например, институт Дж. Гэллапа, систематически проводящий обследования общественного мнения по национальной выборке объ­емом 1500 человек, контролирует репрезентативность по имеющимся в национальных цензах данным о распределении населения по полу возрасту, образованию, доходу, профессии, расовой принадлежности (белый — цветной), месту проживания, величине населенного пункта.

Показатели семейного положения, сферы занятости и долж­ностного статуса в определении весов не участвуют и служат для дополнительного контроля выборки.

Максимальное отклонение показателей выборочной совокупности от соответствующих значений государственной статистики составляет 3,1 процентных пункта. Предполагается, что в этих пределах варьирует и ошибка выборки по изучаемому параметру, значение которого в генеральной совокупности неизвестно.

Не существует выборки на все случаи социоло­гической жизни. Лучшая выборка — не обязательно большая. Даже очень маленькая выборка может быть вполне представительной. Глав­ное, чтобы она была хорошо перемешана в генеральной совокупности.

Ошибки выборки

1. Случайные: случайная ошибка — это вероятность того, что выборочная средняя выйдет (или не выйдет) за пределы заданного интервала критерии доступа к единицам исследования должны быть независимы от изучаемых переменных. Огромные массивы опрашивать не нужно. Для примера сравним данные двух нижеследующих таблиц, взятых из реального опроса, проведенного компанией Дж. Гэллапа:

Результаты опроса жителей США в 1920-х годах о том, как они относятся к запрету спиртного:

Мнение опрошенных Количество опрошенных, абсолютное Количество опрошенных, %
Одобрительное
Неодобрительное
Неопределенное
Всего

Результаты опроса жителей США в 1920-х годах о том, как они относятся к запрету спиртного:

Размер выборки Одобряют Не одобряют Нет мнения
12 494

Мы видим, что самое большое расхождение между данными по двенадцатитысячной выборке и другим выборкам меньшего объема составляет два процентных пункта (по признаку несогласия с запретом спиртного). Отсюда следует, что в обследовании отношения американ­цев к запрету спиртного выборка может состоять из 442, равно как и из 12 494 человек, а результаты будут практически одинаковыми.

В практике массовых опросов относительная несущественность количества обследованных для получения точных результатов демонстрировалась неоднократно.

В 1942 г. в Принстонском университете было проведено исследование предпочтений избирателей: выборка составляла 200 человек:

Кандидаты на выборах Опрос Кентрила Результаты голосования
Дьюи
Беннет
Альфанж

Второй тип систематической ошибки связан с иллюзией по­стоянства. Социологические переменные субъективного плана — мнения, оценки, установки, намерения — меняются столь же быстро, сколь хаотично, иногда под влиянием непредвиденных обстоятельств.

Установим три группы социологических переменных: а) пе­ременные, не обнаруживающие динамики; б) переменные с про­гнозируемой динамикой; в) переменные с непрогнозируемой ди­намикой. В первом случае временным смещением объекта при проектировании выборки можно пренебречь, во втором случае ре­зультаты наблюдений должны экстраполироваться на проектируемый объект с некоторым упреждением — примерно так, как производится стрельба по движущейся цели. Существуют циклы электоральных предпочтений – месяцы и недели.

Третий тип систематических ошибок —недостаточный учет ано­мальных и труднодоступных единиц исследования. Речь идет о тех, кто в силу обстоятельств имеет меньшую вероятность попасть в выборку. Если первый тип систематической ошибки связан с давлением доступных единиц, в данном случае причину ошибки можно обозна­чить как ненавязчивость малодоступных единиц. Их мало, и социолог уже на стадии проектирования генеральной совокупности должен решить, стоит ли пренебрегать малочисленными группами лиц, лишенных свободы, не имеющих определенного места жительства, работающих в отрыве от дома и т. п. Если учет малодоступных единиц не имеет существенного значения для исследования (в большинстве случаев бывает именно так), следует указать, что они исключены из выборочной совокупности. К малодоступным единицам относятся также больные, в частности, находящиеся в стационарах, очень нелегко получить возможность обследовать личный состав Вооружен­ных Сил.

Четвертый тип систематических ошибок – недостаточный учет отсутствующих в месте сбора данных, как правило, по месту проживания,

Первая причина связана с содержанием вопросов, недо­статочной осведомленностью респондента в предмете обсуждения либо нежеланием говорить на определенные темы.

Вторая причина — нежелание отвечать в силу недоброжелательной установки по отношению к интервьюеру либо такого рода опросам вообще.

Третья причина — внешние обстоятельства, препятствующие контакту, несмотря на информированность респондента и желание сотрудничать. Общая величина систематической ошибки, как показал Н.Н. Чурилов, составляет 3,03%.

Виды выборки

Виды выборки выделяют в зависимости от способа формирования выборок. Существует три таких способа: сплошной, случайный и неслучайный.

1. Случайный способ. Этим способом можно создать вероятностную, систематическую, районированную и гнездовую выборку.

1.1. вероятностная: нумерация единиц, если это возможно, и отбор среди них с помощью генератора случайных чисел.

1.3. Кластерная (гнездовая). Социологические гнезда — это населенные пункты, районы, предприятия, бригады, учебные группы. Реализовать такую выборку намного легче, чем вероятностную либо районированную. Единицы исследования здесь размещены компактно.

1.4. Механическая. Систематический отбор является упрощенным вариантом случай­ного отбора. В основу выборки здесь положены не вероятностные процедуры, а алфавитные списки, картотеки, схемы, которые, как предполагается, не зависят от изучаемого признака и обеспечивают равновероятность попадания в выборку всех единиц генеральной совокупности.

2.1. Квотный отбор основан на целенаправленном формировании структуры выборочной совокупности. Интервьюер получает задание опросить некоторое количество лиц определенного возраста, пола, образования и профессии. Удельный вес квоты в выборочной сово­купности должен соответствовать ее удельному весу в генеральной совокупности. Обычно квотная выборка используется на последних ступенях отбора и завершает процесс районирования и применения вероятностных процедур. Например, в штате Нью-Йорк проживает 10% населения США. Следовательно, 10% интервью должны быть проведены в Нью-Йорке. Если объем национальной выборки 10 000 человек, то на Нью-Йорк приходится 1000 интервью. Далее. Нью-Йорк Сити включает 40% населения штата. Следовательно, 400 интервью будут проведены в Нью-Йорк Сити. Поскольку третья часть жителей Нью-Йорк Сити живет в Бруклине, 133 интервью будут проведены в этом районе.

Кроме территориальных признаков, для определения квоты выбираются социальный статус, возраст, пол, иногда раса. Распределение этих признаков в генеральной совокуп­ности известно и нетрудно обеспечить ее идентичность структуре выборки. Но при соблюдении квот остается много возможностей для систематических ошибок. В частности, интервьюер, разыскивая рес­пондента определенного пола, статуса и возраста в заданном районе предпочтет беседовать с более привлекательными и коммуникабель­ными людьми. Т.е. при вероятностной выборке инициатива интервьюера меньше портит выборку.

2.2. Метод стихийного отбора внешне похож на случайный. Ис­следователь здесь имеет дело с максимально доступными для него единицами наблюдения и исходит по преимуществу только из критерия принадлежности респондента к проектируемой генеральной совокупности. Чаще всего в данном случае допускаются неконтроли­руемые систематические ошибки. Особенно это относится к уличным опросам, когда фиксируется мнение тех, кто имеет возможность и желание поговорить с интервьюером. Обследования, проводимые с помощью публикуемых в газетах вопросников, строго говоря, относятся к воображаемому объекту. Оценить репрезентативность выборочных средних при сти­хийном отборе практически невозможно.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные пункты программы социологического исследования.

3. Как можно определить объект и предмет исследования, если оно посвящено тому, как абитуриенты выбирают вуз для поступления?

4. Каким требованиям должна отвечать гипотеза социологического исследования?

5. В чем заключается процедура интерпретации и операционализация понятий?

7. Перечислите и охарактеризуйте основные виды гипотез.

8. Что такое генеральная совокупность? Какова будет генеральная совокупность для исследования, посвященного предпочтениям петербургских покупателей в сфере кормов для кошек?

9. Назовите три основные причины отказа респондентов от ответа.

10. Назовите и охарактеризуйте два любых способа формирования выборки исследования.

1. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования : учебное пособие \ М,, КДУ, 2009. – 296 с.

2. Ежов С.П., Халлисте О.В. Введение в социологию : учебное пособие. СПб, изд-во СПбГТИ, 2015. – 247 с.


Пришло время затронуть психологическую тему, которая представит интерес у всех специалистов в области обработки данных. Как измерить счастье пользователя? Какие ответы приходят вам в голову? Дайте-ка угадаю. По ответам, полученным при анкетировании? По отсутствию жалоб? По количеству откликов? По склонности к длительному пребыванию на сайте? Внимание! Правильный ответ… Никак.

Как выразился профессор Даннинг-Крюгер, если вы думаете, что ответы на вопросы о счастье закроют тему, мучившую философов тысячелетиями, крепко подумайте ещё раз. А как насчёт успеха? Как его измерить? Никак.

Что такое счастье?

Что общего у всех этих понятий? Все они крайне расплывчаты.

Когда вы слышите слово "счастье", в голове у вас возникает какой-то смутный образ, верно? Но то, что представляете вы, наверняка не будет совпадать с тем, что приходит на ум человеку рядом с вами. Возможно, в другое время и в другом настроении у вас в голове возникнет совсем другой образ.

Есть соблазн оспорить нейробиологическую точку зрения? “Погодите, мы же можем залезть в мозг и узнать, счастливы ли они…” Знаем — плавали. Перед поступлением в магистратуру по специальности “Статистика” я училась в аспирантуре при кафедре нейробиологии, изучала нейроэкономику (да, есть такой предмет) — всякие первичные и вторичные сигналы, возникающие в человеческом мозге. Кстати, именно на эту тему я писала диссертацию.

Вот вам доказательство, что у автора есть мозг

Вот вам доказательство, что у автора есть мозг

Мне повезло — я поступила на работу в очень хорошо оборудованную лабораторию:

Сканеры фМРТ, ф означает функциональную магнитно-резонансную томографию (МРТ). Полученные изображения не статичны, они представляют собой карту изменений насыщенности крови кислородом, отображаемую с задержкой в несколько секунд. Такая карта используется для локализации мозговой активности во время экспериментов.

ЭЭГ-аппараты. ЭЭГ — сокращённое название термина “электроэнцефалография”, то есть метод, использующий сети электродов для записи электрической активности кожи головы. Этот аппарат дополняет функциональность МРТ, отвечая не только на вопрос где?, но и на вопрос когда? Метод ЭЭГ предоставляет гораздо более точные временные данные — миллисекундного уровня — о реакции мозга на различные стимулы.

Трекеры глаз. Комплекты специализированных устройств, состоящие из высококлассной камеры и такого же высококлассного программного обеспечения для составления карты мест, на которые участники исследования бросают взгляды. Такие трекеры позволяют исследователям изучать аспекты зрительного внимания человека.

ТМС-аппараты. В приборе транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) используются мощные электромагниты, вызывающие электрическую активность в мозге и провоцирующие поведение. Да, контролировать разум можно (и эти методы даже получили одобрение Американской комиссии в сфере надзора за лекарственными препаратами и продуктами питания (FDA) для лечения депрессии), но вы особо не волнуйтесь: подкрасться к вам с прибором размером с холодильник на колёсах, который даже не будет работать, стоит вам хоть чуть-чуть сдвинуться с места, просто нереально.

Но, даже учитывая, какой замечательный набор инструментов был в моём распоряжении, измерить счастье пользователя я не могла. Не могла и, честно говоря, не пыталась. К счастью, мне, как и любому другому нейробиологу на планете, это с самого начала было хорошо известно.

Но почему? Всю первую неделю нашего обучения на курсе нейробиологии/психологии в аспирантуре преподаватели "вбивали" в нас важную концепцию. Если мы не проникались идеей, в ход шла палка (шутка!). Пришло время и вам узнать, что это за идея. Итак, встречайте: операционализация!


Вот слово, о котором с уверенностью можно сказать, что один чёрт знает, что оно может означать.

Искусство и наука создания метрик

Само слово операционализация для разных групп людей может означать совершенно разные понятия. Когда я произношу это слово, я имею в виду следующее:

Операционализацияэто создание поддающихся измерению приближённых значений для тщательного изучения нечётких понятий.

Я придаю этому слову тот же смысл, что и Wikipedia: "При проектировании исследований под операционализацией понимается процесс определения меры явления, не поддающегося непосредственному измерению, хотя на его существование указывают другие явления. Это процесс определения нечёткого понятия, в ходе которого теоретическое понятие становится чётко различимым и поддающимся измерению, а также процесс понимания явления в процессе эмпирических наблюдений".

Именно операционализация является причиной, по которой психология может утверждать, что она — точная наука. Без операционализации мы все топтались бы на месте. Но как измерить то, что нельзя даже точно определить?

Зыбкость человеческих слов

Некоторые объекты определяются способом их измерения. С фиксированным смыслом всё элементарно — это очень простые для измерений температура, масса, количество калорий, расстояние, дни недели и пр. Когда речь заходит об измерениях, психологи сильно завидуют физикам, для которых что-то измерить — пара пустяков.

Вообще говоря, какой же это изнурительный труд — продираться сквозь туманные фразы человеческого языка, пытаясь получить научные данные от объекта, который — и как у него только это получается! — делает всё, чтобы его поняли не так!


Проблема в том, что большинство человеческих коммуникаций изначально содержат в себе неопределённость. Наиболее точной коммуникационной формой является математика (язык, на котором говорят очень мало людей и все — сугубо аккуратно) и, как бы сильно вы ни любили математику, я надеюсь, вы согласитесь, что она слишком громоздка для ведения повседневных разговоров.

Быстрее (но не обязательно точнее) понять мысль можно, если не запрещать режим двусмысленности и позволить слушателям интерпретировать наши слова, как им представляется правильно.

Человеческий язык может быть настолько неточным, что, во-первых, может быть понят с ошибками с самого начала и, во-вторых, он может во всех последующих передачах накапливать и накапливать ошибки.

Каждый раз, когда мы говорим о чём-то абстрактном, мы используем либо минимальное количество слов (какие-то важные нюансы из речи могут просто исчезать), либо очень большое количество слов (что чревато разветвлением смыслов — экстраполяционной интерпретацией). Как это ни парадоксально, такие слова, проникающие в ваш мозг, могут означать вовсе не то, что я имела в виду, когда выпускала их из своего мозга.

Так как я не знаю программных настроек вашего мозга, через которые вы фильтруете мои слова, представляется совершенно невероятным, как же вам всё-таки удаётся понимать меня хотя бы приблизительно. И всё же я почти всегда уверена, что большинство моих слушателей в основном понимают меня правильно. Вообще, люди — это удивительные существа.

Округление реальности

Словесная передача информации помогает передавать больше информации за единицу времени, однако любые туманные, размытые выражения, красивости и поэтические абстракции снижают надёжность передачи информации. Но ситуация не так плоха, как может показаться, особенно если предполагать, что слушатели, услышав ваши слова, кое-что додумают сами.Но, если пространство для интерпретаций отлично работает для текстов песен и рекламных буклетов, такой подход абсолютно непригоден, например, для математических доказательств или научных исследований. Если ваша цель состоит в том, чтобы сообщить слушателям точные инструкции, которым они должны следовать, не отклоняясь ни на шаг, иначе ничего не получится, — например, сообщить коллеге, что именно вы делали, чтобы создать некий предмет, чтобы он мог повторить ваши действия, "поэтический" подход будет малопродуктивен. Вот почему психология без операционализации — никакая не наука… и вот почему, если на глазок определить коммерческие показатели, проблем у вас будет гораздо больше, чем если бы вы с самого начала попытались их измерить.

Ставя метки на реальность, мы придаём реальности законченность, округляем её.

Одной из самых требовательных областей, не оставляющей никаких лазеек для интерпретации, является машинное обучение. Люди привыкли разговаривать с другими людьми при помощи недомолвок. Мы уже привыкли к такому способу общения — ведь мы знаем, что слушатели сами смогут додумать смысл, который вкладывается в слова, даже если мы сами зачастую не вполне понимаем, что пытаемся сказать. Машины так не делают. Они делают исключительно то, что им приказано. Если приказать им поделить "одно" на "другое", они именно так и сделают. Они не станут говорить: “Послушайте, босс, я думаю, надо "поделить не "это" на "то", а "это" на "вон то"…”

Человеческий язык гораздо более запутан, чем язык цыплят.

Человеческий язык гораздо более запутан, чем язык цыплят.

Кроме того, категории, к которым мы относим полученные данные, в любом случае строятся на той же неопредёленности, и метки, которые мы ставим на реальность, многое говорят о наших склонностях. К сожалению, системы машинного обучения могут принимать наши слова за чистую монету и брать в работу заведомо неверно интерпретированные слова и даже усиливать их смысл, если мы выразимся недостаточно аккуратно. Чтобы избежать некоторых катастрофических — и весьма распространённых — проблем при работе с системами ML/AI-обработки данных, очень важно развивать умение говорить именно то, что имеется в виду, и правильно понимать то, что было сказано.

При работе с системами ML/AI/обработки данных очень важно развивать умение говорить именно то, что имеется в виду, и правильно понимать то, что было сказано.

Психологический практикум

Психологической науке понадобилось больше века, чтобы понять опасность измерения того, что не было определено вначале надлежащим образом, зато теперь у нас есть чёткое понимание, которым мы готовы поделиться с лидерами бизнеса и учёными, занимающимися обработкой данных. Хотите узнать наши рекомендации по операционализации? Ретвитните эту статью!

Лучший совет из психологии по созданию метрик

Сначала определите метрику и лишь потом давайте ей название.

Операционализация очень часто предполагает ломку стандартного образа мыслей: не нужно увлекаться красивыми и эффектными словами и выражениями и вставлять их где нужно и не нужно. Просто задумайтесь на пару минут, какое именно количество какого объекта реального мира вы хотите измерить. Даже если вас вдохновляет какой-нибудь поэтический образ, подумайте, почему вас так привлёк именно этот образ.

Так как насчёт термина "счастье" в применении к вашей бизнес-проблеме? Ответьте сами себе на следующие вопросы. Почему возникла необходимость в этом термине? С каким именно реальным поведением связан этот термин? На что похоже такое поведение? Представляете ли вы себе улыбающегося пользователя, весело проводящего время на вашем сайте? Возможно, вы так себе это и представляете.

А теперь забудьте об исходном слове. Назовите его не "счастье", а, например, Х. И начинайте делать то, что делают, к примеру, математики: "Пусть Х = склонность пользователя проводить время на сайте".

Обдумайте хорошенько, что может означать это количество. На самом ли деле это то количество, которое вы хотите измерить и на основе которого будете принимать решения? Вполне возможно, что это именно то количество.

Отлично. Вот теперь ему можно дать название. Дав имя этому количеству, вы экономите время, описывая его на бумаге или рассказывая о нём другим людям. Сначала вы можете назвать это количество “X.” Но потом вы можете дать ему любое имя: “счастье”, или какое-нибудь “фигастье”, или даже “X Æ A-12”.

Но вот о чём не нужно забывать. Назвать количество можно как угодно, если оно не будет нести оскорбительного смысла (этикет надо соблюдать, опять же здравый смысл!), и вы (а вместе с вами и аудитория) должны помнить, что название — это отправная точка для определения специфического понятия: "склонности пользователя проводить время на сайте". Название не должно навевать мысли о платоническом "счастье" Платона, поэтому назвать такое количество "Платон" будет не очень хорошей идеей.


Если помнить, что название — это отправная точка, вы с меньшей вероятностью скажете какую-нибудь глупость, а именно:

Начнёте спорить с коллегами (всех полов) о том, действительно ли данная метрика является мерой счастья. Нет, не является. Этот спор так же бессмыслен, как споры о том, могу ли я назвать свою переменную X, если имя X уже занято. Если мы оба вначале определим, что каждый имеет в виду, проблем быть не должно.

Неверно интерпретировать повышение количества "счастья" как то, что с вашим сайтом происходит что-то хорошее. Возможно, пользователь уже битый час пытается что-то найти на вашей странице и, чертыхаясь, так и не может найти. Вряд ли это состояние можно назвать счастьем. Если помнить, что именно измеряется на самом деле и что название метрики — лишь условность, это может уберечь вас от неверных шагов.

Предполагать, что чьи-то чужие исследования о "счастье" применимы к вашему собственному сценарию. Скорее всего, в других исследованиях такая метрика определяется совершенно иначе. Не забывайте обращать внимание на психологические аспекты. Иногда в чатах можно слышать разговоры такого рода: “Приятно с Вами познакомиться! Чем занимаетесь?” — “Памятью”. — “Ого! Я тоже. А какое у Вас направление? — "Визуопространственное развитие рабочей памяти у людей, а у Вас?" Обратите внимание, что слово "память" может означать что угодно, в то время как термин “VSWM” — это чётко определённая техническая концепция (тот, кто будет давать названия метрикам, должен изучить этот термин и записать: "Пусть VSWM = _____). Если другой собеседник не имеет отношения к VSWM, ситуация станет гораздо яснее по крайней мере для второго собеседника — он уже не будет думать, что исследования нового друга относятся к его собственной работе.

Тщательно относиться к языку и учитывать многозначность речи важно не только в операционализации или статическом анализе, но и когда вы собираете и обрабатываете данные при помощи машинного обучения. Особенно это касается обработки естественного языка. Приходите на углублённый курс Machine Learning и Deep Learning — наши эксперты и менторы расскажут, как нейросети учатся понимать язык и использовать это.


Узнайте, как прокачаться и в других специальностях или освоить их с нуля:

1.4. Интерпретация и операционализация ключевых понятий.

Теперь можно провести операционализацию основных понятий.

1.5. Цель исследования.

Выявить: основные факторы выбора банков и банковских услуг, которые влияют на предпочтения и потребности населения г. Москвы на рынке банковских услуг.

1.6. Задачи исследования.

изучить каким банкам отдаёт своё предпочтение население г. Москвы;

выявить, что побуждает население г. Москвы пользоваться банковскими услугами;

определить какие банковские услуги пользуются наибольшим спросом;

определить недостатки рынка банковских услуг в г. Москве;

изучить степень информированности населения о рынке банковских услуг.

1.7. Предмет исследования.

Потребности и предпочтения населения г. Москвы на рынке банковских услуг.

1.8. Объект исследования.

Население г. Москвы.

Население готово пользоваться услугами банков, которые считают более надёжными. Но как правило, население отдаёт своё предпочтение какой-либо услуге, лишь столкнувшись с необходимостью её использования, а не по собственной инициативе. Наибольшим спросом пользуются розничные услуги банков. Степень информированности населения об услугах, которые предоставляют банки, является недостаточной.

В связи с тем, что большое количество людей не интересуются рынком банковских услуг, и пользуются услугами лишь по необходимости или принудительно, то им и не приходится выбирать банк, в котором их будут обслуживать. У тех, кто пользуются банковскими услугами по собственному желанию и интересам, как правило высокая степень информированности о рынке банковских услуг, и выбор банка зависит от их личных предпочтений.

Методический раздел программы.

2.1. Методы сбора первичной социологической информации.

Методом сбора первичной информации в данной работе является анкетирование.

2.2. Место, время проведения исследования, название инструментария.

Место проведения исследования – г. Москва

Время проведения исследования – январь – февраль 2005 гг.

2.3. Характеристика инструментария.

Анкета состоит из 23 вопросов, из которых:

- вопросы о фактах сознания: 1-14;

- вопросы о личности респондента: 14-23;

- вопросы ловушки: 3;9;11;

- вопросы меню: 4;6;10;

Т.к. объектом исследования является население г.Москвы, а оно очень велико, то в данном исследовании будет использована репрезентативная выборка. В выборке будут представлены респонденты по важнейшим социально-демографическим группам с учетом признаков пола, образования и др. Исходные данные по пропорциональности этих групп в составе населения г.Москвы будут взяты из статистических сборников и строго соблюдены при выборке.

Генеральная совокупность – всё население г.Москвы, как известно, 10,4 млн. человек. В опросе примут участие 200 человек, из которых:

50 лет и старше – 70

3) по образованию:

высшее незаконченное высшее – 90

среднее и среднее специальное – 80

ниже среднего – 40

4) сектор экономики:

Раздел: Философия
Количество знаков с пробелами: 16509
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Похожие работы






. обработки - кредитные, дебетные, предварительной оплаты, электронного кошелька. Таким образом, автоматизация процесса предоставления банковских услуг способствует их совершенствованию, развитию, сокращает время на их осуществление. Рынок банковских услуг населению в Казахстане в перспективе значительно расширится, обогатится передовым опытом, в том числе зарубежным, пополнится новыми, .


. оценки кредитоспособности, что позволит им наиболее подробнее и нагляднее знать обо всех нюансах кредитования. Далее будут предложены рекомендации по разработке мероприятий по усовершенствованию организации продаж банковских услуг в ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банке". Совершенствование организации продаж банковских услуг Предложения по совершенствованию организации продаж банковских услуг .


. меры по реформированию банковского сектора, а также улучшение макроэкономической ситуации позволили достичь восстановления основных параметров банковской деятельности к предкризисному уровню. Динамика основных параметров, характеризующих состояние банковского сектора в 2002—2004 годах, свидетельствует о закреплении тенденции развития банковского сектора. Высокими темпами увеличиваются активы и .






. банковской продукции. О.И. Лаврушин относит к основным банковским продуктам банковские кредиты. В данный ряд следует добавить такие разновидности банковской продукции как кредитные, инвестиционные, по управлению активами. Среди особенностей банковских продуктов С. Де Куссерг выделяет следующие [39, с. 260]: - неподверженность амортизации; - отсутствие возможности патентной защиты продукта; - .

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ - специфич. научн. процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методич. инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска индикаторов (см.). О.п. не тождественна операциональному определению. Последнее - логич. процедура, указание эмпирич. значений теоретич. смыслов, одно из правил эмпирич. интерпретации, предпосылка эмпирич. исследования, связанного с проверкой гипотезы, ее подтверждением или опровержением. О.п. включает экспериментальную ситуацию и не является логич. процедурой определения. Это разработка новых средств фиксации данных - индексов (см.), шкал (см.), анкет (см.) и т. д., т. е. то, что можно назвать "методич. экспериментом". Это действительно поиск индикаторов, а не их использование. Процедура О.п. состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования. (См., напр., в ст. "Индекс" операции, осуществляемые при построении индекса). О.п. является обязательным условием построения системы показателей социальных (см.) и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели. Последняя состоит из понятий, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей. Перевод исходного понятия в систему показателей осуществляется путем преобразования концептуальной модели в операциональную, состоящую из индикаторов. Индикаторы в данном случае представляют собой идеальные объекты оперирования (понятия-индикаторы), замещающие реальные объекты оперирования (явления-индикаторы) - фрагменты действительности, наделенные экспериментальными функциями приборов-измерителей и "представляющие" изучаемый объект в исследовательской ситуации. Операциональная модель может быть преобразована в математич., состоящую из переменных. Манипулируя в процессе исследования операциональной и математич. моделью, социолог получает данные, позволяющие расширить концептуальные представления об изучаемом объекте и тем самым осуществить обратную связь с исходными понятиями. О том, что понятие операционализировано (а не просто определено, хотя бы и операционально, интерпретировано или эксплицировано и т. п.), можно говорить лишь в том случае, если разработан специальный методич. инструментарий для изучения обозначаемого и отображаемого им (понятием) соц. объекта. В процессе О.п. осуществляется совмещение концептуальной модели объекта с его инструментальной моделью, т. е. той моделью, к-рая априори присутствует в любом методе, уже имеющемся и привлекаемом для исследования или вновь создаваемом. В противном случае формируемый инструментарий (совокупность методов, процедур, методик и техник) не будет пригодным для изучения именно того объекта, понятие к-рого подвергалось операционализации. При исследовании О.п. возможны различные подходы, что в значительной степени обусловлено сложной природой понятия как специфической формы отображения действительности. Лит: Цыба В.Т. Концептуальное обоснование операционализации и измерение//Социологич. исследования. 1984 № 2. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М., 1986; Кабыща А.В. Некоторые методологические вопросы операционализации понятий в социологии//Вопр. философии. 1987, № 2; Андреенков В.Г., Кабыща А.В. Структура и процесс социологического исследования//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.) М., 1996; Lazarsfeld P.F. Concept formation and measurement in behavioral science: some historical observation//Concepts, theory and explanation in behavioral sciences. N.Y., 1966. A.B. Кабыща

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Полезное

Смотреть что такое "ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ" в других словарях:

Операционализация понятий — специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска социальных индикаторов (см.… … Социологический справочник

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — процедура установления связи концептуальной схемы с ее методическим инструментарием, заключающаяся в поиске средств фиксации в наблюдении референтов (денотатов) концептуальной схемы и обосновании их валидности. В О., фиксируются доступные… … Новейший философский словарь

операционализация — требование, коему должны удовлетворять научные понятия. Применяется при введении новых понятий и предполагает четкое указание на конкретные процедуры, приемы, методы или действия, с помощью коих можно практически убедиться в том, что данное… … Большая психологическая энциклопедия

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — (operationalization) процесс определения понятий эмпирическим образом с целью возможности их измерения и проведения повторных наблюдений, которые были бы достоверными и валидными. Таким образом, интеллект может быть определен путем тестов на… … Большой толковый социологический словарь

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — процедура установления связи концептуальной схемы с ее методическим инструментарием, заключающаяся в поиске средств фиксации в наблюдении референтов (денотатов) концептуальной схемы и обосновании их валидности. В процессе О. фиксируются доступные … Социология: Энциклопедия

Операционализация — процесс преобразования абстрактных понятий в конкретные термины … Социологический словарь Socium

Операционализация — перевод понятий в термины либо наделение терминов эмпирическими признаками … Социология: словарь

ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ — (лат. operatio действие) направление в философии науки, согласно которому содержание научных концептов и конструкций обусловливается способами (схемами и практическими и (или) умственными процедурами) взаимодействия субъекта с объектом. Первый… … Новейший философский словарь

ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ — (лат. operatio действие) направление в философии науки, согласно которому содержание научных концептов и конструкций обусловливается способами (схемами и практическими и (или) умственными процедурами) взаимодействия субъекта с объектом. Первый… … Социология: Энциклопедия

Читайте также: