Стробоскоп для лодочного мотора своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Если вам нравится делать техобслуживание своего авто самому, то для уменьшения затрат на покупку инструмента вы можете сделать стробоскоп для зажигания своими руками.

Что такое стробоскоп

Стробоскопом называют прибор для наблюдения объектов, совершающих быстрые периодически повторяющиеся движения. Для этого он освещает движущийся объект яркими вспышками света, повторяющимися с частотой равной частоте движения этого объекта. При таком освещении движущийся объект кажется неподвижным. В двигателе авто с помощью стробоскопа можно определить величину угла опережения зажигания. Для этого нужно синхронизировать вспышки импульсами зажигания в первом цилиндре, а свет направлять на метки ВМТ и установки момента опережения зажигания, освещая и шкив коленвала с риской.

Стробоскопы заводского изготовления в качестве излучателя световых вспышек обычно имеют безынерционную импульсную лампу, позволяющую сделать настройки угла опережения зажигания даже в условиях яркого солнечного освещения. Однако она имеет небольшой срок службы и не всегда бывает в продаже. Поэтому с появлением светодиодов силой света более 2000 мкд при изготовлении стробоскопа своими руками стало удобнее пользоваться ими. Чтобы убедить в значительности превосходства параметров светового потока новых светодиодов, напомним, что у АЛ307 при том же потребляемом токе сила света составляет всего 10–16 мкд.

(схема к видеоматерилам в описании под видео)

Материалы

Предлагаемая для изготовления своими руками схема стробоскопа проста и не требует сложной настройки. Чтобы сделать простой стробоскоп для корректировки момента опережения зажигания своими руками, понадобятся следующие инструменты, детали и материалы:

Конструкция устройства

как сделать стробоскоп своими руками

Сделать световой излучатель удобнее всего, смонтировав группу светодиодов, вплотную друг к другу в центре диска из фольгированного текстолита. Устанавливать его следует так, чтобы светодиоды, пройдя в отверстие для лампочки в отражателе, оказались как можно ближе к точке расположения нити накаливания. Прикрепить текстолит к рефлектору можно при помощи клеевого пистолета.

Питание

Питание прибора происходит от бортовой электрической сети авто. Диод VD1 предохраняет устройство от случайного подключения питания обратной полярности. Импульс синхронизации с емкостного датчика через цепь C1, R2 подается на вход триггера DD1.1, включенного как ждущий мультивибратор. Импульс высокого уровня запускает ждущий мультивибратор, триггер при этом переключается, а конденсатор С3, заряженный в исходном состоянии, начинает перезаряжаться через резистор R3. Приблизительно через 15 мс этот конденсатор перезарядится настолько, что напряжение на входе R вновь сбросит триггер в исходное состояние.

схема стробоскопа для установки УОЗ

Так ждущий мультивибратор реагирует на каждый положительный импульс с емкостного датчика, вырабатывая синхронно входному прямоугольный выходной импульс высокого уровня постоянной длительности (15 мс), которая определяется номиналами резистора R3 и конденсатора C3. Последовательность этих импульсов с неинвертирующего выхода триггера DD1.1 поступает на вход второго ждущего мультивибратора, собранного по аналогичной схеме на триггере DD1.2. Длительность импульсов второго узла достигает 1,5 мс и определяется параметрами резистора R4 и конденсатора C4. Выходное напряжение второго триггера открывает триоды VT1 – VT3, и через светодиоды проходят импульсы тока величиной от 0,7 до 0,8 А.

Некоторые тонкости

Несмотря на то что величина тока значительно больше допустимой для этих светодиодов (максимально допустимый прямой импульсный ток всего 100 мА), не следует опасаться перегрева и выхода их из строя. Потому что длительность импульсов невелика, а их скважность в нормальном режиме не меньше 15. Яркость же вспышек девяти светодиодов позволяет пользоваться прибором даже днем.

Светодиоды с успехом перенесли импульсный ток величиной 1 А в течение часа, при этом не было обнаружено даже небольшого их перегрева. Обычно же время работы с прибором не превышает 5 мин, да и ток, проходящий через них в этой конструкции, несколько меньше.

Стробоскоп для УОЗ своими руками

Назначение ждущего мультивибратора на триггере DD1.1 – защита светодиодов от выхода из строя при увеличении частоты вращения коленвала. Обычно прибором работают при частоте вращения коленвала близкой к холостому ходу (от 800 до 1200 об/мин). Так как длительность вспышек величина постоянная, при увеличении частоты вращения коленвала будет уменьшаться скважность импульсов тока через светодиоды, и, как следствие этого, увеличится нагревание последних. Поэтому длительность импульсов ждущего мультивибратора на триггере DD1.1 выбрана такой, что при достижении частоты вращения коленвала 2 тыс. об -1 скважность его выходной последовательности импульсов приближалась к 1. При дальнейшем же возрастании частоты вращения, а с ней и входных импульсов, происходит прекращение синхронизации ими выходных импульсов, а узел начинает вырабатывать последовательность импульсов усредненной частоты, что гораздо менее опасно для светодиодов.

Настройка устройства

Опытным путем установлено, что длительность вспышек должна быть от 0,5 до 0,8 мс. При меньшей длительности вспышек во время установки угла опережения с помощью стробоскопа велико ощущение недостатка света. Если же длительность больше, то движущаяся метка как бы размазывается. Необходимую длительность легко подобрать своими руками не измеряя, а руководствуясь только зрительными ощущениями. Регулируется она с помощью подстроечного резистора R4. Больше схема ни в каких настройках не нуждается.

Использование прибора

Для установки угла (момента) опережения своими руками устройством освещают установочные метки, работающего на холостых оборотах двигателя авто. Одна из них находится на вращающихся деталях мотора авто (на шкиве коленвала или на маховике). Вторая метка – неподвижна, она находится или на крышке передней части блока цилиндров авто, или на корпусе коробки передач. Если в свете прибора подвижная метка кажется стоящей напротив неподвижной, зажигание авто в норме и не требует регулировки момента (угла) опережения.

В случае несовпадения меток для регулировки момента опережения нужно соответственно изменить положение трамблера. Для задержки момента зажигания нужно повернуть трамблер по ходу вращения бегунка, а чтобы сделать его раньше – в обратную сторону. Если же искрообразованием в вашем авто управляет микропроцессор, ищите неисправный датчик или доверьте решение этой проблемы профессионалам.

Как всего на одном транзисторе сделать мощный LED стробоскоп


Сделать очень мощный светодиодный стробоскоп довольно просто, для это понадобится всего один транзистор, конденсатор и резистор. Да, всего три элемента найти не составит труда. Такая схема под силу даже тем, кто абсолютно отдаленно знаком с электроникой.
Это низковольтная световая установка работает от 9-15 Вольт.

Понадобится

Как всего на одном транзисторе сделать мощный LED стробоскоп

Схема


Схема проста как день. Через резистор заряжается конденсатор. Как только напряжение достигнет определенного порога, откроется переход транзистора и конденсатор полностью разрядится на светодиоды, отдавая им все напряжение. Далее транзистор закроется и цикл повторится.


Сопротивлением резистора можно регулировать частоту возникновения световых пучков, а емкостью конденсатора их яркость.

Изготовление светодиодного стробоскопа


Цоколевка транзистора: слева эмиттер, по середине коллектор, справа база, которая не понадобится и будет висеть в воздухе.

Как всего на одном транзисторе сделать мощный LED стробоскоп

Как всего на одном транзисторе сделать мощный LED стробоскоп


Подключаем питание 12 В, плюс к резистору, минус к соединению конденсатора со светодиодом. Проверяем работу.

Как всего на одном транзисторе сделать мощный LED стробоскоп

Как всего на одном транзисторе сделать мощный LED стробоскоп

Как всего на одном транзисторе сделать мощный LED стробоскоп


В итоге получился отличный стробоскоп. Яркости на небольшое помещение хватает с лихвой. Световой импульс короткий, четкий, как разряд грозы перед дождем.

Как всего на одном транзисторе сделать мощный LED стробоскоп


Остается только найти или изготовить подходящий корпус и установить все детали в него, чтобы получить световою установку а выходе.

Смотрите видео


Наглядно убедится в работе стробоскопа можно посмотрев видео:

Особенности заводских стробоскопов и принцип их работы

Точно отрегулировать зажигание без использования стробоскопа довольно сложно. Такой прибор существенно ускоряет процесс настройки, лампа сигнализирует о появлении искры, что позволяет правильно установить угол опережения зажигания. Несмотря на то, что заводские приборы работают эффективно и точно, многие автолюбители не спешат их покупать. Главным сдерживающим фактором можно назвать высокую цену стробоскопов. В большинстве моделей используется дорогостоящая газоразрядная лампа, её замена приравнивается к покупке нового прибора.

Само устройство можно сделать своими руками, используя простые и доступные материалы. Существует несколько хороших схем изготовления, которые помогут сэкономить на покупке заводских аналогов. Для примера, можно ознакомиться с ценами на самые популярные стробоскопы, которые есть в продаже:

  • Multitronics C2 — 900-1000 руб.
  • AstroL5 — 1300 руб.
  • Focus F1 — 1700 руб.
  • Focus F10 — 5600 руб.

Самодельные приборы делаются из фонариков, светодиодов или лазерной указки. При низкой себестоимости (около 500 рублей) прибор будет работать не менее надёжно и эффективно.

Стробоскоп своими руками с минимальными затратами, схема стробоскопа на основе корпуса фонарика или фотоаппарата

Нет ничего лучше для любого автовладельца, чтобы произвести качественную диагностики либо мелкий ремонт автомобиля, при этом сумев сэкономить значительную сумму. Сэкономленные деньги могут пойти на усовершенствования автомобиля, или на покупку чего-либо приятного для себя и близких. Именно самостоятельно сделанное изобретение позволяет снизить финансовые затраты на ремонт и обслуживание автомобиля. Для проведения установки угла опережения зажигания как раз и была предложена схема нескольких вариантов самодельного стробоскопа.

Стробоскоп — прекрасный вспомогательный инструмент, благодаря которому производится точная настройка системы зажигания двигателя любого современного автомобиля, работающего с карбюратором. Само устройство для установки зажигания можно легко изготовить самостоятельно из любых подручных средств, что станет в несколько раз дешевле покупки дорогостоящего стробоскопа. К примеру, на сегодняшний день автомагазины предоставляют широкий выбор стробоскопов, стоимость которых варьируется от 1000 до 6000 рублей.

Самым распространенным видом самодельных стробоскопов, для которого понадобятся минимальные затраты на детали, можно собрать на основе корпуса фонарика либо фотоаппарата. Стоимость такого устройства будет в несколько раз дешевле и в большинстве случае не превысит 600 рублей, но в деле будет таким же надежным, эффективным и долговечным.

Сегодня уже существует большое количество схем, по которым можно легко собрать качественный и рабочий стробоскоп. Для того чтобы его сделать самостоятельно понадобиться небольшие навыки работы с паяльником, немного времени и усидчивости. Самой популярной схемой можно выбрать следующую, состоящая из следующих деталей:

  • питающий шнур — 1 м;
  • транзистор КТ-315;
  • тиристор КУ-112А;
  • несколько резисторов на 0,125 Вт;
  • конденсаторы С1;
  • НЧ-диод V2;
  • реле с индексом RWH-SH-112D;
  • несколько специальных зажимчиков;
  • провод из меди — примерно 10 см.

У многих радиолюбителей этот простой набор элементов можно найти в гараже, а в случае их отсутствия — в любом городе есть магазины подобной электроники либо радиолюбительский рынок. Это стандартный набор радиодеталей для создания подобного простого диагностического инструмента.

Корпусом для конструкции этого самодельного стробоскопа послужит ненужный, но рабочий фонарик, или же сломанный фотоаппарат-мыльница. Его можно выбрать на свое усмотрение из того, что может оказаться под рукой и уже не нужным в хозяйстве.

Для того чтобы установить датчик следует определиться с какой стороны он будет фиксироваться, после чего проделать небольшое отверстие с нужного бока и просунуть в него провод к контакту датчика. Далее к основной жиле провода необходимо припаять ранее подготовленный небольшой кусок медной проволоки. Именно она будет служить в роли основного датчика стробоскопа. Все соединения следует тщательно изолировать от возможности короткого замыкания.

Такое простое устройство, сделанное из подручных материалов, может быть многофункциональным. Его можно эксплуатировать в виде аппарата по регулировке зажигания, для проверки работоспособности свечей зажигания, а также производить настройку регулятора.

Видео

Как собрать стробоскоп

Сборка начинается с изготовления платы управления. Те, кто знаком с домашними технологиями, могут разработать и вытравить плату самостоятельно. Остальным проще собрать схему на кусочке макетной платы. Беспаечную плату применять нельзя – тряска и толчки, неизбежно сопутствующие езде на автомобиле, будут приводить к нарушению контактов и выходу схемы из строя.

Пример монтажа на макетной плате.

Пример монтажа на макетной плате.

Для ключевых транзисторов надо установить небольшие радиаторы или обеспечить возможность крепления внешнего теплоотвода. Для этого ключевые элементы надо расположить на краю платы теплоотводящими поверхностями наружу. После сборки надо определить место установки платы. Скорее всего, она будет смонтирована в подкапотном пространстве. Тогда надо подобрать или изготовить кожух, защищающий от попадания пыли, грязи и влаги. При этом надо обеспечить эффективный отвод тепла от транзисторов, поэтому затянуть плату в термоусадку – не лучшая идея. Потом надо выбрать место для установки управляющего тумблера или кнопки, найти резервный предохранитель или смонтировать дополнительный (удобно использовать плавкие элементы, которые можно установить в разрыв провода). После этого надо проложить проводники и выполнить подключение согласно электрической схеме.

Простые Стробоскопы своими руками

 Давно мечтал себе стробоскопы в габариты своими

Давно мечтал себе стробоскопы в габариты своими руками и думаю, а чеб не попробовать. Попробовал, и получились не плохие стробоскопы… Итак схема. Схема довольно не сложная Делаем плату. Я первый раз осваиваю технологию ЛУТ и могу сказать мне понравилось. 1. Пичаем… ДАЛЕЕ

Стробоскоп автомобильный своими руками

 Многое интересных электронных вещей придумано лю

Многое интересных электронных вещей придумано людьми. Так, например, многим для разных целей приходит в голову собрать стробоскоп автомобильный своими руками, запитывающийся от автосети. Для сборки данного устройства целесообразно использовать проверенные схемы, например, работающую на базе таймера 555 со счетчиком –… ДАЛЕЕ

Особенности настройки устройства

Чтобы пользоваться девайсом, его необходимо отрегулировать. Стробоскоп для настройки должен быть отстроен должным образом, чтобы выдавать наиболее точные параметры. В первую очередь, производится регулировка подстроечного резистора R4, что позволяет выставить необходимый визуальный эффект. При вращении ручки регулятора вы заметите, что снижение сигнала может привести к недостаточному освещению меток, а если сигнал будет увеличен, то это приведет к размытости. Соответственно, в ходе первой настройки угла опережения зажигания своими руками следует правильно настроить наиболее оптимальную длительность световых вспышек.

Есть еще один момент, который необходимо учитывать — длина кабеля, который проходит от печатной платы к контроллеру, должна быть не более полуметра. Для контроллера можно использовать 10 см медного проводника, который следует припаять к центральной жиле кабеля. Когда осуществляется подключение, он наматывается на изолированную часть высоковольтника тремя витками.

Чтобы увеличить уровень помехозащищенности, процедура намотки осуществляется как можно ближе к самой свече зажигания. Если меди у вас нет, то можно использовать зажим крокодил — этот компонент припаивается к центральной жиле. При этом зубчики крокодила должны быть немного загнуты, в противном случае это может привести к повреждению изоляции.

Сборка электроники

Сборка схемы стробоскопа осуществляется точно в соответствии с рассмотренной выше схемой. Лед-элементы спаиваются по принципу – катод к аноду соседнего и т. д. Крайние контакты припаиваются к проводникам с коннектором. Выключатель соединяется с холдером для элемента питания. Это позволит работать лампам прибора даже если он будет выключен – при воткнутом в разъем DC-адаптере, как показано на рисунке.



При выборе мощных светодиодов неизбежным результат

При выборе мощных светодиодов неизбежным результатом их работы будет производство тепла. Металлический корпус может послужить в этом случае в качестве радиатора.

Здраствуйте, у меня Ока 11113, приобрел стробоскоп но тахометр всега показывает "0" с чем это может быть связано? Согласно таблице выбрал положение 1u 1о так как 2 цилиндра.
Это неисправность стробоскопа или неправильное подключение.
Заранее спасибо!

Чёрный и красный крокодилы на АКБ, зеленую большую прищепку на выс. провод первого цилиндра и малый крокодил с жёлтым проводом на коричневый провод комутатора. Всё по инструкции!
Что именно не правильно??

Ну красный и чёрный крокодил можно и перепутать , черный на +, а красный на - подключить. И смешного тут ничего нет! Люди ЗУ пользуются годами и в 1 прекрасный день путают полярность!

Попробуйте маленький разъём непосредственно к катушке подключить, там у вас вроде как 2 провода? сначала к 1 клемме, потом к другой, возможно полярность на катушку перепутана , такое бывает в отечественном автопроме и не только в нём.

Хочу поблагодарить фирму Орион за полезный прибор - стробоскоп. Купил его прошлой зимой, случайно увидев в магазине.
За прошедшее время с его помощью починил снегоход Буран, два импортных лодочных мотора и китайский легкий мотоцикл. Все - с бесконтактной системой зажигания, настроить/диагностировать которую без стробоскопа попросту _невозможно_. Особенно в ремонте лодочного мотора Suzuki DT30C стробоскоп помог!
Одно плохо - прибор похоже расчитан на старые двигатели с контактной системой зажигания, и на современных, у которых система зажигания CDI некуда подключать провод датчика оборотов. А знать число оборотов было бы очень полезно в частности для лодочных моторов(правильный подбор винта). Для настройки двигателей садового бензоинструмента тоже тахометр весьма полезен.
Есть предложение усовершенствовать схему прибора так, чтобы для измерения числа оборотов использовался сигнал, снимаемый с "прищепки" на высоковольтном проводе. Я бы за таким усовершенствованным прибором сразу побежал в магазин! А пока размышляю над возможностью самостоятельного изготовления формирователя импульсов, имитирующего сигнал с прерывателя.

Есть предложение усовершенствовать схему прибора так, чтобы для измерения числа оборотов использовался сигнал, снимаемый с "прищепки" на высоковольтном проводе

Пробовали реализовать, увы в подобном подходе слишком много "НО", начиная от начальной индивидуально подстройки и заканчивая тем, что многим просто не захочется возится с "крутилками".

Пробовали реализовать, увы в подобном подходе слишком много "НО", начиная от начальной индивидуально подстройки и заканчивая тем, что многим просто не захочется возится с "крутилками".

Смею заметить, что стробоскоп - это _инструмент_, который по определению купит только тот, кто собрался "повозиться с крутилками".
А также отдельный вопрос - есть ли надобность в стробоскопе даже при ремонте вазовской инжекторной "десятки", где зажиганием "рулят" весьма умные мозги, а момент искроообразования вообще программно задается. Смотреть там особо не на что и незачем.
А вот на всяких небольших моторах, число которых с каждым годом растет, и стробоскоп и тахометр очень бывает нужен. Вся схема зажигания там - это маленькая коробочка, исправность которой без стробоскопа не проверить, а обороты нужно знать и при настройке карбюратора (на бензопилах например), и при подборе гребного винта (лодочные моторы). Кстати, особо полезен такой универсальный приборчик на лодочных двигателях Сузуки, из-за особенностей построения схемы автоматического изменения опережения зажигания у этой фирмы. Любит оно начать глючить по мере старения деталей так как защиты от этого не имеет.

Кстати, фирменный бензопильный тахометр shtihl, работающий от высоковольтного провода, стоит примерно втрое дороже того стробоскопа с тахометром, который я купил. И ничего, те, кто по роду своей деятельности "возится с крутилками" - его покупают.

Доброго Времени.
Приобрёл стробоскоп Орион СТ-2 в Би Би с витрины ,т.к. настройка зажигания на слух привела к симптому"невезёт"АМ ,подключил к АКБ показал вольты,подключил к ВВ проводам (СЛОН) по мурзилке вывел паспортные 5*,но к какой бы клеме катушки (БОШ)я не подключал длинный жёлтозелёный провод с красным крокодилом,на мониторе высвечивается :Вольты,О о,и выбор количества цилиндров,т.е. тахометра нет!
Вопрос:
1)Я приобрёл фонарик с вольтметром-отнести обменять на прибор?
2)Провода с мощным сопротивлением заменить на "небезопасные синие" повторить попытку?
3)длинный жёлтозелёный провод с красным крокодилом нужно соединить где нибудь ещё?
4)По причине неправильного подключения жёлтозелёного провода с красным крокодилом -я лишён тахометра в фонарике с вольтметром.
P.S.:Авто 21043,БСЗ,карбюратор ОЗОН,с уважением Андрей

У меня на лодочных моторах и снегоходе стробоскоп начинает пыхать даже при простом поднесении провода с емкостным датчиком к деталям системы зажигания с высоким напряжением. Должен сказать что изделие фирмы Орион приносит ощутимую пользу при диагностике и ремонте всякой мелкой техники. Функция тахометра увы на таких системах зажигания не работает. Возможно что и на каких-то автомобилях фкункция тахометра работать не может - тут остается разве что спросить у разработчиков параметры сигнала которые прибор ожидает на входе чтобы он мог измерять обороты. Не исключено что ожидается того что есть в обычной контактной системе зажигания,а в различных БСЗ с этим могут быть сложности.

вопрос ст-02 можно ли использовать на двух и четырехтактных лодочных моторах, если да то, как подключать…

На лодочных моторах можно использовать как стробоскоп,я вот использую. Функция измерения числа оборотов работать не будет. Подключить питание и одеть "прищепку" на высоквольтный провод.

Читайте также: