Стенд для замены тормозной жидкости своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Полная замена тормозной жидкости — одна из обязательных процедур, направленная на обеспечение правильного функционирования тормозов авто. Возможна замена тормозной жидкости своими руками, а также она может быть проведена на СТО.

Но данная процедура не относится к сложным, по этой причине замена тормозной жидкости с АБС своими руками вполне по силам большей части автовладельцев. Это позволяет сэкономить. Правда, иногда замена тормозной жидкости самотёком в машине с АБС требует использования специальных приспособлений. Давайте разберемся, когда же менять тормозную жидкость?

Периодичность замены тормозной жидкости

Интервал замены тормозной жидкости определяется:

  • Маркой авто (нередко автопроизводитель указывает периодичность либо пробег в км — после преодоления данного расстояния требуется менять жидкость).
  • Применяемой жидкостью (составы более высокого качества реже нуждаются в замене).
  • Условиями использования машины (насколько герметичны тормоза).

Как часто менять тормозную жидкость в автомобиле? Её замену осуществляют:

  • Спустя два-три года либо после 50 000 км пробега (зависит от того, что произойдёт раньше).
  • В случае неподвижности автомобиля в течение двух и более лет.
  • После ремонта элементов тормозной системы (к магистралям, колодкам, трубкам, патрубкам, суппорту это не относится, если во время ремонта не разгерметизировалась система, в которую входит конкретная деталь).
  • Когда жидкость находится в непригодном состоянии (значительно загрязнена либо увлажнена на 3% и более).

Выбор жидкости

Виды тормозной жидкости

Главный принцип в этом случае состоит в использовании жидкости, рекомендуемой автопроизводителем. Это касается её класса и основы.

Замена жидкости

Что делать, если планируется соответственно регламенту техобслуживания собственного авто попросту выполнить замену жидкости? Иногда это предусматривается спустя 2 года, иногда — спустя 3. Здесь поможет такой метод, как проливка тормозной системы новой жидкостью.

Бачок, содержащий данную жидкость, имеет высокое размещение, а тормозуха из него стекает книзу, к цилиндрам, под воздействием обычной силы тяжести. Основной плюс данного метода заключается в отсутствии необходимости в помощнике.

Сколько нужно тормозной жидкости для полной замены? Она приобретается с некоторым запасом (минимум литр). Почти у каждого легкового авто вне зависимости от его характеристик объём жидкости в тормозной системе составляет 0,5 л.

Схема замены тормозной жидкости

Следует учитывать, что замену осуществляют посредством перемешивания, по этой причине допустимо проливание через тормозную систему немного большего объёма тормозной жидкости. Следует запастись 1 л жидкости какой угодно марки (все являются совместимыми). DOT-4 — наиболее популярная и используемая почти во всех авто жидкость.

Её замена требуется из-за значительной гигроскопичности — способности к поглощению содержащейся в воздушных массах влаги и потере по данной причине своих рабочих качеств.

Таким образом, для замены жидкости нужна установка авто на специальную эстакаду либо канаву с обеспечением прохода между местом, где возможно пополнение бачка, содержащего жидкость, и тормозными цилиндрами всех колёс авто.

Рекомендации

Некоторые советы пригодятся как новичкам, так и автомобилистам с опытом:

Этапы работы

Приспособление для замены тормозной жидкости своими руками можно сделать из груши из резины. Вначале этой грушей (либо шприцом) откачивают находящуюся в бачке жидкость. Затем вливают новую так, чтобы она заполнила бачок до верхней кромки.

С целью ускорить процесс (для выпуска жидкости из всех цилиндров одновременно), лучше выбрать 4 трубочных отрезка, которые плотно надеваются на штуцеры прокачки каждого цилиндра. Свободные концы трубок опускаются в маленькие бутылки из прозрачного материала.

Потом отворачивается штуцер каждого тормозного цилиндра. Нужно убедиться, что тормозная жидкость течёт сразу по всем трубкам. Нужен контроль её убывания из бачка, который находится на цилиндре тормозной системы, после чего бачок немедленно пополняется. Потом наблюдается повышение объёма жидкости, которая содержится в бутылках, находящихся рядом с колёсными тормозными цилиндрами.

Нужно несколько раз переключаться между наблюдением за сливанием жидкости из штуцеров цилиндров и контролем пополнения жидкости внутри бачка на цилиндре тормозов для предотвращения осушения последнего.

Быстрее всего наполняется бутылка при опущении в неё шланга, идущего от цилиндра левого переднего колеса. Когда в бутылку натечёт примерно 0,2 л жидкости, нужно завернуть и затянуть штуцер цилиндра этого колеса.

Потом то же делается с передним колесом справа. Заканчивается операция на оси сзади — тут через любой из штуцеров должна пройти жидкость в объёме 0,2-0,25 л.

После этого тормозная жидкость будет заменена. Потребуется только удостовериться, что каждый из штуцеров герметично затянут. Потом надевают колпачки для защиты и уточняют объём жидкости в баке основного цилиндра.

Замена тормозной жидкости собственными силами довольно кропотливое занятие, которое требует от владельца авто немало времени. Для того, чтобы сберечь свои нервы и силы, Вы можете обратиться в наш сервис за полной заменой тормозной жидкости, заполнив форму, представленную ниже.

Буквально маленький абзац "крика души" и потом к делу. К сожалению, наш современный мир устроен так, что всё принято намеренно усложнять. Вплоть до того, что мы уже разучились менять батарейки в телефонах, отковыряв для этого пластиковую крышку на защёлках. Потому что нас упорно приучают: не лезь туда, где никогда не был! Но возникает вопрос - а как же тогда оказаться "там", если "туда" постоянно отговаривают ходить и пугают. Кому это выгодно, всем понятно (если ещё осталась в мозге разумная деятельность). А вот поддаваться ли такому тотальному оболваниванию - каждый решает сам.

Замена тормозной жидкости - это реально просто . Очень. И если вы ещё не закрыли данный пост, я вам это докажу (и даже покажу в видео на личном примере). Если для начала традиционно нужна теория - о смысле прокачки тормозов я уже писал , а замена, фактически, и является прокачкой. Но сегодня практика, универсальная для 99% автомобилей. Поехали.

1) Покупаем тормозную жидкость . Какая нужна обычно написано на самом бачке тормозной жидкости (ТЖ), или на жёлтом ярлычке его горловины. В крайнем случае - это есть в "Руководстве по ремонту" для вашей машины. Если уж решили делать качественно и для себя (а не в сервисах) - такую книжонку нужно купить первым делом. Что касается объёма, в подавляющем большинстве случаев хватает 1 литра, да и сколько менять, опять же, обычно пишется в Руководстве. Но если для первого раза купите два - точно хватит с запасом.

2) Откручиваем крышку бачка и вставляем воронку, чтобы удобнее дозировать жидкость. Проливать не рекомендую : тормозуха адски-токсична и разъедает при определённом старании даже старую краску. Но здесь главное не столько не пролить, сколько не опускать уровень в бачке до дна. Поясню на картинке ниже. Смысл в том, чтобы не "осушить" бачок, и чтобы пузырь воздуха не попал в один из штуцеров. Тогда он пойдёт "гулять" дальше по системе и прокачку придётся начинать заново. То есть, при нижеописанных действиях просто всегда следим за уровнем в бачке и доливаем, не доводя до минимума. Ничего сложного.

3) Берём резиновый, а лучше силиконовый прозрачный шланг внутренним диаметром примерно 2-4 мм. Либо находим дома, либо покупаем в автомагазине - там подобного добра навалом за копейки. Подойдёт даже шланг от магистралей стеклоомывателя. Здесь лишь вопрос в стойкости материала - обычная резинка быстро разбухнет от тормозухи (практически сразу, при первом использовании), а силикон проживёт подольше. К шлангу в пару добавляем обычную бутылочку, а лучше прозрачный мерный стаканчик с градуировкой объёма жидкости. Чтобы понимать, сколько уже слили.

4) Идём к машине, ставим на домкарат, снимаем колесо. Принято начинать от самого дальнего к самому ближнему относительно бачка. То есть, заднее-правое, заднее-левое, затем переднее-правое и переднее-левое. Но на самом деле, если последовательность изменить, ничего страшного не произойдёт. Она обычно важна лишь при полностью завоздушенной системе. Если же это плановая замена жижи - хоть крест-накрест её прокачивай, разницы не будет, не верьте бабкиным страшилкам.

На каждом тормозном суппорте (или барабане) есть прокачной штуцер. На фото ниже дам пример - уверен, вы его ни с чем не перепутаете. Насаживаете трубочку одним концом на головку штуцера, другой конец опускаете в бутылочку, чтобы он касался дна. Берёте подходящий к граням штуцера ключик, сажаете ассистента за руль (можно и в-одного, но надоест постоянно бегать). Машину можно не заводить - разницы, опять же, не будет, просто чуть туже будет нажиматься педаль - ассистент заодно потренирует ногу. :) Откручиваете штуцер, пока в трубочку не начнёт по капле поступать жидкость . Обычно достаточно сделать пол-оборота или даже меньше.

Прокачной штуцер на суппорте. Маленькая круглая "пипка" с отверстием и шестигранником под ключ. На фото уже без резинового защитного колпачка. (кадр из видео по ссылке ниже)

Прокачной штуцер на суппорте. Маленькая круглая "пипка" с отверстием и шестигранником под ключ. На фото уже без резинового защитного колпачка. (кадр из видео по ссылке ниже)

5) Ну и, собственно, прокачка. Ассистент жмёт на педаль, по трубочке старая жидкость стекает в бутылку . Сколько сливать? Либо по инструкции, либо по желанию. :) Если хотите чтобы ТЖ была чистой как слеза младенца, возьмите и пролейте через все штуцеры (суммарно) два заводских объёма контура. Если не принципиально, то исходим из расчёта "пропорция 2 к 3 от объёма по осям". Это означает, что если, допустим, заменяемый объём составляет 1 литр, то 400 мл нужно пропустить через передние колёса, а 600 мл - через задние. То есть, по 200 мл нужно слить из каждого переднего колеса и по 300 мл - из каждого заднего. Почему на задние больше? Потому что туда значительно длиннее магистрали от бачка.

Итак, когда с первого колеса слили необходимый объём (будет видно, что в трубочке жидкость пошла уже свежая, прозрачная) - закручиваем прокачной штуцер и переходим к следующему колесу. Вот и всё! И ещё раз напомню - постоянно следите за тем, чтобы уровень в бачке не падал до дна! Для верности, в процессе замены лучше держать его не ниже середины.

Сначала может показаться, что написано много и это не так просто, как я вначале пообещал. Но если вдуматься - я расписал процесс максимально-подробно. Наверное, подробнее - уже только для детей. :) А тем, кто не испугался и решил попробовать (а пугаться тут совершенно нечего), привожу два не менее пошаговых видеоролика. В одном я меняю ТЖ на современной Skoda Superb, в другом - на древнем SAAB 9000. Посмотрев и сравнив, вы сами сможете убедиться, что за четверть века абсолютно ничего в технологии прокачки не изменилось. А значит, и у вас всё обязательно получится!

Замена ТЖ на Skoda Superb:

Замена ТЖ на SAAB 9000:

Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем свежих жидкостей и лёгкой прокачки!

Данная статья публикуется мной исключительно на Яндекс.Дзен. Если вы читаете ее на ином ресурсе без ссылки на мой канал, знайте: ее просто своровали :)


Пришло время заменить тормозную жидкость. Сразу для себя решил, что буду менять сам. Искал различные варианты приспособлений для этого в интернете, в каталогах основных производителей инструментов, вариантов много, но в основном для массового использования в сервисах. Потом наткнулся здесь на бортовик Linebertone а конкретно эту запись вроде ничего приспособа.
Приобрёл данный девайс на авто рынке в повильёне инструментов за 980 р., ну и хочу поделится своими впечатлениями от него.
Изделие тайваньской фирмы JONNESWEY каталожный номер AE300173
ПЛЮСЫ:
— доступная цена;
— компактность;
— универсальность;
— простота в использовании;
— магнит на дне ёмкости;
— есть возможность отсоединить воздушный шланг (тот что чёрный);
— в ходе работы система абсолютно герметична, нигде ничего не травит, не шипит.
МИНУСЫ:
— маленький объём емкости (0,5 л.);
— трубки не устойчивы к агрессивному воздействию тормозной жидкости (при первом же использовании заборная трубка в ёмкости частично пожелтела и начала терять эластичность, требуется сразу же после использования промыть прибор от следов тормозной жидкости);
— жёсткий воздушный шланг от колеса до ёмкости (тот что чёрный) можно сказать дубовый;
— на воздушном клапане сделан паз под отвёртку, но он не глубокий, по этому отвёртка всё время выскакивала из него, крутил в ручную;
— горлышко бутылки пришлось освободить резаком от заусениц оставшихся при литье, так как они при плотном закручивании её крышки начали рвать прокладку.
ВЫВОД:
Данного устройства точно хватит для использования раз на 10, то есть для личного использования вполне подойдёт, несмотря на минусы. Тем более что оно понадобится всего один раз в два года. Самое главное, сразу после использования промыть трубки от следов тормозной жидкости, желательно спитром, т.к. если промыть водой, то их изнутри просушить будет очень трудно.
Модернизировал девайс перед использованием, поставил топливный фильтр в воздушную трубку, с целью недопущения попадания случайной грунтовой пыли в тормозуху с воздухом.
Ну и собственно заменил с момощью этого устройства тормозуху в авто

Замена тормозной жидкости — обязательная процедура, целью которой является обеспечение правильной работы тормозной системы автомобиля. Подмена может осуществляться на станциях технического обслуживания или в своём гараже. Эта процедура довольно проста, поэтому большинство водителей могут легко выполнить её, сэкономив таким образом деньги. Единственным исключением могут быть автомобили с АБС, так как иногда требуется специальное оборудование.

Как заменить тормозную жидкость

Способы замены

Стоит отметить, что существует два основных способа замены — последовательный и параллельный. Первый — самый популярный. Его суть заключается в последовательной замене в каждом работающем тормозном цилиндре. Во-первых, этот метод работает быстрее, а во-вторых, помощь владельцу транспортного средства не нужна. Второй способ предусматривает полное опорожнение тормозной магистрали, цилиндра и их последующее заполнение новой жидкостью. К его недостаткам можно отнести длительное время работы, некоторые неудобства и необходимость наличия помощника для прокачки тормозной системы.

Время замены раствора зависит от следующего:

Замена тормозной жидкости

  1. Модели автомобиля (часто производитель специально указывает частоту или пробег в километрах, после чего необходимо сменить ТЖ).
  2. Используемого раствора (чем она лучше и подходит современному классу авто, тем меньше ее нужно заменять).
  3. Условий работы машины (герметичность тормозной системы, стиль вождения).
  4. Времени эксплуатации или километров пробега (в зависимости от того, какое условие наступит раньше).
  5. Длительности простоя авто (например, более двух лет).
  6. Ремонта тормозов (труб, патрубков, сопел, колодок и / или суппортов), если система не была намеренно удалена.
  7. Неудовлетворительного состояния раствора (если она сильно загрязнена или увлажнена более чем на 3%). Существуют электронные, диагностические приборы, задачей которых является определение уровня влажности. Но они дорогие, и покупать их имеет смысл только в случае постоянного использования (например, автосервис).

Проведение работ

Процедура замены раствора несколько отличается для автомобилей с АБС и без нее. Если батарея, насос и аппарат клапанов АБС включены в один блок, можно заменить ТЖ своими руками. Но если аккумулятор расположен отдельно, замена должна производиться на станции технического обслуживания, так как для этого требуется специальное оборудование, обеспечивающее дополнительное давление в системе.

Самостоятельная замена тормозной жидкости

Перед описанием простой подмены раствора в соответствии с правилами следует уточнить, что эта процедура проводится отдельно в каждой из цепей тормозной системы. Поэтому прежде чем проводить её, нужно прочитать инструкции или техническую документацию, узнать структуру указанной системы, чтобы понять, в какой последовательности и что делать.

Последовательность замены:

Основные признаки замены тормозной жидкости

Как самим заменить моторную жидкость

  1. Проверяют, какой раствор заливается в бак автомобиля, и покупают её из той же группы. Жидкости из группы DOT-4 часто используются. Важно не добавлять раствор, который был открыт некоторое время. В открытой бутылке может быть вода, а это, в свою очередь, может иметь опасные последствия для вождения автомобиля.
  2. Устанавливают машину на стенд или едут в машине на лифт, снимают все колёса.
  3. Находят бачок с раствором под капотом автомобиля, откручивают пробку и доливают новую к той, что в данный момент находится в баке, чтобы жидкость после доливки не выдавалась из ёмкости. В связи с тем, что мы не удаляем раствор перед заливкой нового, можно избежать закупорки в тормозной системе. Постепенно добавляют оставшийся раствор в бак, сливая старую жидкость.
  4. Откачивают использованный раствор. Для этого переходят к сапуну, расположенному далеко в тормозном цилиндре. Обычно это правая задняя часть автомобиля. Продолжают последовательность.
  5. При движении вправо на заднюю часть автомобиля ставится сапун на тормозной суппорт, на него надевается прозрачный резиновый шланг. Другой конец кабеля вставляется в предварительно подготовленный резервуар для отработанной жидкости. Благодаря этому избегают попадания использованной тормозной жидкости. Кроме того, это также предотвратит попадание воздуха в тормозные шланги при условии, что наконечник шланга погружен в изношенную и подсоединённую ёмкость.
  6. Нужно попросить помощника, чтобы он сел за руль автомобиля и поставил ногу на педаль тормоза. Затем следует несколько раз прокачать педаль тормоза, чтобы повысить давление в тормозной системе. Следующим шагом является нажатие педали на чёткую отметку и удержание её до дальнейшего уведомления. Когда один человек нажимает на педаль тормоза, другой человек откручивает вентиляционное отверстие на суппорте тормоза, вставляет предварительно подготовленный контейнер под резиновый шланг и следит за отработанной жидкостью. Цвет протекающей жидкости в итоге должен быть таким же, как у нового материала.
  7. Если цвет жидкости всё ещё оставляет желать лучшего или в жидкости появляются пузырьки, но давление выходящего раствора при этом значительно уменьшилось, нужно закрыть воздушный клапан, снять ногу с педали тормоза и потом ещё раз прокачать. Это нужно для того, чтобы увеличить давление и затем снова удерживать тормоза до отказа. Затем снова открутить сапун, из которого раствор начнёт вытекать снова под воздействием высокого давления. Помнить нужно, что педаль тормоза нажимается всё время, когда клапан включён.
  8. В тот момент, когда цвет исходящей жидкости будет таким же, как тот, что был залит в резервуар под капотом, и если пузырьки воздуха перестают появляться в отфильтрованном растворе, необходимо отключить воздушный клапан. Только в этом случае человек, садящийся за руль, может снять ногу с педали тормоза полностью.
  9. Затем устанавливают колёса и в безопасном месте проверяют эффективность тормозов.

Второй метод

Если нет возможности управлять автомобилем на лифте или эстакаде, можно поочерёдно снимать каждое колесо, настраивая автомобиль.

Второй способ замены, предполагает следующие действия:

Обслуживание машины

  1. Откручивают фитинги на тормозных цилиндрах.
  2. Делают полное истощение тормозных магистралей.
  3. Устанавливают резьбовые фитинги.
  4. Постепенно заполняют систему ТЖ вместе с её параллельным потоком.

Как упомянуто выше, этот метод также имеет право на существование, но из-за его неудобства, трудозатрат и затрат времени он используется редко.

Стоит сказать, что большинство современных автомобилей используют жидкость класса DOT 4. Это касается как российских автомобилей, так и иностранных авто. Но в последнее время некоторые машины начали использовать жидкость пятого класса. Следует также иметь в виду, что использование DOT 3 рекомендовано на старых иномарках. Для большинства автомобилей и внедорожников достаточно одного литра. В общем, почти все системы используют немного жидкости.

Подмена с системой АБС

Подмена с системой АБС

Наличие системы АБС усложняет эту процедуру из-за того, что модулятор также должен быть накачан. И для этого нужно создать избыточное давление в расширительном бачке. Нужно создать специальное устройство, чтобы залить раствор. Чтобы поменять тормозную жидкость, понадобится ещё одна крышка резервуара, груша (её можно взять в любой аптеке) и кусок трубы с клапаном. На крышке нужно установить патрубок. Согласно инструкции, для замены тормозной жидкости в автомобилях с АБС необходимо создать давление 1 бар на бак.

Сначала выкачивают из резервуара старую жидкость и добавляют новую. Затем делают прокачку на колёсах. Заливают жидкость в бак по максимуму. Закрывают крышку, вставляют грушу под давлением. После этого кладут трубку на штуцер и вводят другой конец в контейнер (бутылку минеральной воды). С помощью ключа 10 нужно отвинтить винт прокачки.

Правильная замена тормозной жидкости своими руками

При выходе старой жидкости делают перекачку до тех пор, пока вся грязная жидкость не выйдет. Можно определить это состояние визуально. Затем закрывают фитинг с усилием и заполняют тормозную жидкость до верхнего уровня. Устанавливают заводскую крышку обратно. Всё, эта процедура успешно завершена.

Важная информация

Как обслуживать автомобиль

При выполнении любых работ по замене тормозной жидкости своими руками важно помнить, что она очень гигроскопична и легко впитывает влагу. Таким образом, нельзя держать ёмкость открытой. После заполнения нужно плотно закрывать крышку.

Именно из-за свойства жидкости коррозия не возникает на металлических деталях. Кроме того, эти свойства противодействуют образованию так называемых паровых пробок, образующихся при нагревании жидкости. Специфика тормозной жидкости, однако, имеет негативные аспекты. Из-за тенденции раствора впитывать влагу в результате длительного использования транспортного средства и в случае утечек или микротрещин в тормозных магистралях в него может попасть слишком много воды. И это значительно снижает эффективность торможения.

Предполагается, что уже 1% воды в жидкости приводит к снижению эффективности торможения даже на 15%. Чтобы определить содержание воды в растворе, можно использовать специализированный тестер, который контролирует электропроводность жидкости. Такие устройства, однако, имеют существенный недостаток, поскольку они проводят измерения в расширительном баке, тогда как в проводах на колёсах может быть гораздо больше воды.

Как следит за тормозной жидкостью

Всегда необходимо правильно слить тормозную жидкость и залить в соответствии с инструкциями производителя. Предполагается, что такая замена должна происходить каждые 2 года или после пробега около 40 000 километров. Однако если чувствуется, что эффективность тормозной системы значительно снизилась во время эксплуатации транспортного средства, то эту замену следует проводить сразу после появления нежелательных показателей.

Таким образом, заменить жидкость в тормозной системе не составляет особого труда. Как видно, эту операцию можно выполнить самостоятельно. Однако в автомобилях с АБС необходимо изготовить специальный инструмент. В противном случае трудно создать повышенное давление в баке. Сама процедура длится не более двух часов.

Но нужен помощник, который по команде нажимает на педаль тормоза и удерживает её определённое время.

Читайте также: