Стек гитарный своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 04.10.2024

Держатель для гитары своими руками можно сделать без особого труда. Музыкальный инструмент на стене – самый приемлемый способ хранения. Благодаря такому расположению, случайно с инструментом ничего не произойдет. В темное время суток невозможно наткнуться на инструмент и сломать.

Как сделать самостоятельно?

Подставка настенная для гитары своими руками представляет собой кронштейн вилкообразной формы. Для того чтобы не повредить гитарный гриф, он прорезинен. Крепеж является оптимальным размещением музыкального инструмента в помещении. Гитара на приспособлении фиксируется по вертикали. Такой способ считается самым надежным, эстетичным, дешевым.

Что потребуется

Чтобы своими руками сделать крепление для гитары на стену, потребуются материалы:

  • брус (планка) толщиной 20 мм;
  • прут для изготовления рогатки;
  • болт с гайкой для крепления рогатки к основанию;
  • морилка, лак или шпон и лак;
  • наждачная бумага для зачистки деревянного бруска.

Одних составных частей недостаточно. Чтобы дерево и металл превратились в изделие, нужен соответствующий инвентарь:

  • шуруповерт (отвертка);
  • дрель;
  • набор сверл;
  • два дюбеля.

При наличии перечисленного материала, приспособлений, достаточного опыта в создании подобных изделий получится достойное крепление.

Пошаговая инструкция

Настенные крепления — самый надежный, оптимальный вариант размещения музыкального инструмента. В случае необходимого исполнения музыкального произведения шестиструнка легко снимается с крепежа и оказывается в руках музыканта. Крепление в виде ухвата можно за 300 рублей приобрести в магазине и благополучно закрепить дюбелями на стене.

Существует более творческий способ — держатель для крепления гитары своими руками можно сделать благодаря пошаговой инструкции:

  1. Берется брус из МДФ или планка 20 мм. Длина бруса должна составлять 26 см, ширина – 8 см.
  2. Для красоты (необязательно) на брус можно наклеить шпон. Если берется планка, можно покрыть морилкой и лаком.
  3. По краям планки делают технологические отверстия на расстоянии 4 см. По центру также делается отверстие для крепления рогатки.
  4. С задней стороны планки делается углубление для фиксации гайки.
  5. Рогатка изготавливается из арматуры десятки. Ее края загибаются к верху.
  6. Основание рогатки приваривается к болту, который в дальнейшем будет фиксировать рогатку на основании бруска.
  7. После закрепления рогатки к основанию устанавливается место для крепления на стене.
  8. Делаются отверстия в стене, устанавливаются дюбеля и изделие крепится.
  9. В завершение на креплении фиксируется музыкальный инструмент.

Стеновой крепеж можно изготовить из ЛДСП. Из остатков листов вырезается задняя часть крепежа и две боковые стенки крепления. Ширина между стенками должна быть немного больше ширины грифа, но меньше основания, на котором размещены колки. Для того чтобы не повредить лакокрасочное покрытие инструмента, можно на крепеж с внутренней стороны наклеить прорезиненый материал. Он защитит корпус музыкального инструмента от царапин.

Если времени у вас совсем немного, то подобное крепление можно собрать из хомута канализационных труб. Как мы знаем, он состоит из двух частей. Нам необходима та, что фиксируется к стене дюбелем. Сделав отверстие в стене, прикрутив хомут шурупом, получается крепеж, который дополнительно обматывается изолентой или вспененным патрубком. Все готово — можно пользоваться.

Преимущества и недостатки настенного держателя

К положительным сторонам относится следующее:

  1. Он прост в установке, крепится на 2-4 саморезах.
  2. Удобство и комфорт в малогабаритном помещении.
  3. Определяет место музыкального инструмента.
  4. Крепеж симпатичен и эстетичен. Не нарушится дизайн интерьера.
  5. Мягкое покрытие скобы приспособления обезопасят гитару от царапин и повреждений.
  6. Надежно фиксируется к стене. Нет опасений, что гитара разобьется.

Отрицательных сторон практически нет в этом креплении. Единственным минусом можно назвать пыль, которая оседает на гитаре, если ею редко пользоваться. Каждый инструмент требует уход, поэтому пыль будет вытираться с инструмента постоянно.

Как видите, положительные стороны доминируют над отрицательными. А это означает, что настенный гитарный крепеж — нужная вещь в доме гитариста.

Рекомендации и советы по изготовлению держателя

Чтобы крепеж отвечал всем требованиям, стоит придерживаться рекомендаций специалистов при его изготовлении:

  1. Если вместо рогатки используются штыри, то расстояние между ними должно сужаться, чтобы инструмент не сполз на пол.
  2. Если к стене будет крепиться музыкальный инструмент приличного веса, то для крепления должен использоваться более массивный брусок.
  3. Чтобы не повредить корпус гитары, на крепеж устанавливают резиновые, вспененные трубочки.
  4. Не рекомендуется устанавливать крепеж над батареей. Также прямые солнечные лучи не должны попадать на музыкальный инструмент.

Учитывая вышесказанное, не стоит забывать прописные истины. При уходе за музыкальным инструментом:

  1. Влажность воздуха 40-60% подходит для хранения гитары. Добиться благоприятных условий можно увлажнителем.
  2. Температура воздуха тоже влияет на состояние древесины музыкального инструмента. Температура воздуха 19-25 градусов идеально подходит для хранения гитары.
  3. Два раза в год рекомендуется пылесосить любимый инструмент.
  4. Лучшее хранение гитары — настенный крепеж.

Бережное, правильное хранение сохранит гитару в целостности. Настенный гитарный крепеж — отличный способ постоянного размещения инструмента. Сделанный крепеж своими руками обеспечит надежную защиту от непредвиденных ситуаций. Гитара будет радовать прекрасным звучанием многие года.

Звучание рок музыки, в частности направлений hard rock и heavy metal, во многом базируются на специально искаженном гитарном звуке, для получения которого используются электронные устройства "дисторшн", ламповые усилители в "перегруженном" режиме, компьютеры с соответствующим программным обеспечением обеспечением и цифровые процессоры, все чаще использующие алгоритмы нейронных сетей.

Набирать популярность искаженный звук электрогитар начал примерно с 1960-х годов. С тех времен считается, что звук перегруженных ламповых усилителей с выходом на мощные специальные гитарные колонки с большими специальными динамиками является эталоном в рок музыке. Но ламповые усилители были относительно дорогие и неудобные в эксплуатации. Поэтому разрабатывались полупроводниковые устройства дисторшн. В то время электрические принципиальные схемы устройств дисторшн были относительно простые и звучание сигнала с их выхода лишь отдаленно напоминало звучание перегруженного лампового усилителя. Тем не менее оно все же несколько походило на "звук лампы" и это давало мощный стимул разработчикам аналоговых полупроводниковых схем дисторшн продолжать свои исследования, усложнять схемы и предлагать новые схемные решения. Расцвет аналоговых полупроводниковых дисторшн пришёлся примерно на 1995-2010 года. Наиболее популярны были электрические принципиальные схемы наподобие приведенных на рисунке ниже.

Примерные прототипы схем дисторшн на диодах

Примерные прототипы схем дисторшн на диодах

В дальнейшем схемы дисторшн несколько усложнились. Для смягчения ограничения сигнала и большей похожести на плавное ограничение в усилительных лампах увеличилось количество диодов и их число часто было разным для положительной и отрицательной полуволн сигнала.

Примерные прототипы дисторшн с несимметричным ограничением сигнала

Примерные прототипы дисторшн с несимметричным ограничением сигнала

Производились не совсем успешные (но и не провальные) попытки эмуляции лампового дисторшн на полевых транзисторах как на схеме ниже.

Примерная электрическая принципиальная схема (прототип) дсторшн на полевых транзисторах

Примерная электрическая принципиальная схема (прототип) дсторшн на полевых транзисторах

На вышеописанном этапе прогресс в электрических принципиальных схемах дисторшн для электрогитар значительно замедлился. К сожалению, инженерам по электронике не удалось разработать высокоточных симуляторов ламп и ламповых усилителей на транзисторах, диодах и операционных усилителях. Вероятно, наиболее заметной вершиной в этом направлении является прибор SansAmp GT2 Tech 21 NYC. Схема этого устройства содержит входной ФВЧ, несколько ОУ, фильтр типа эквалайзера и выходные каскады. Основная идея SansAmp это перегруз без диодов в ООС ОУ и без шунтирующих диодов, но прямо внутри операционных усилителей, возможно, на полевых транзисторах внутри ОУ. 100% достоверную схему этого устройства в интернет найти затруднительно. И главное, для данной схемы перегруз ОУ и выходной сигнал критически сильно зависят от типа применяемых ОУ. Фактически радиолюбителям не удалось полностью достичь качества звука оригинального SansAmp и спаять полный аналог по звуку. Вероятно это произошло из-за отсутствия в свободной продаже именно тех самых старинных ОУ на полевых транзисторах, примененных в оригинальном SansAmp.

Примерная схема (прототип) по мотивам дисторшн SansAmp GT2

Примерная схема (прототип) по мотивам дисторшн SansAmp GT2

Незавершенность аналоговой эпохи и перспективные идеи для цифрового моделирования схем дисторшн

Цифровое программное моделирование существующих гитарных усилителей и эффектов получило весьма совершенное решение в виде процессоров на нейронных сетях (DSP). Все значимые и легендарные гитарные усилители, а также гитарные колонки и микрофоны получили хорошие адекватные модели, достойно противостоящие оригиналам при слепом тестовом прослушивании. Генерируемый DSP звук искаженных электрогитар сейчас трудно отличить от звука реальных ламповых усилителей. Однако, вероятно, цифровые процессоры с программной обработкой сигналов рановато отправили на "пенсию" много разработчиков полупроводниковых дисторшн-устройств и множество интересных со схемотехнической точки зрения проектов остались незавершенными.

Но творческая инженерная мысль желает двигается дальше. Дело в том, что разработать что-то принципиально новое по звучанию или значительно улучшить звук существующих гитарных усилителей с помощью нейронных сетей представляется проблематичным, так как нейронная сеть нуждается в обучающей последовательности сигналов, а значит необходимо эти сигналы создать каким-то прототипом из сигнала неискаженного звука электрогитары.

Радиолюбители пытаются изобрести подобные прототипы дисторшн со звуком интереснее, чем у стандартных брендовых ламповых гитарных усилителей. Спрос есть, ведь, как правило, гитаристы рок групп хотят оригинального мощного звука. Для новых разработок в области обработки сигналов электрогитар в настоящее время имеются хорошие условия. Многие значимые мощные системы цифрового моделирования аналоговых полупроводниковых устройств бесплатны. Имеются большие архивы со схемами дисторшн, ламповых гитарных усилителей, отзывы радиолюбителей, спаявших эти схемы, образцы звучания различных схем. Все это, вероятно, позволяет проанализировать и переосмыслить опыт аналоговой эпохи и на этой основе придумать, быстро смоделировать в цифре и услышать как будет звучать новый гитарный эффект.

Интересное, но малоизвестное, не до конца исследованное направление это многополосный и многокаскадный дисторш. Аналоговых реализаций очень мало ввиду сложности изготовления и настройки. Есть "софтовые" (т.е. программные) реализации. Они, как правило, не являются моделями аналоговых прототипов, а представляют собой упрощенные программные реализации алгоритмов цифровой обработки сигналов (ЦОС или DSP). Звучание таких реализаций не очень убедительно. Они производят недостаточно "жирные" искажения сигнала электрогитары и это больше похоже на мягкий "овердрайв". Но сама по себе идея красивая.

Активно изучается схема дисторшн на диодах с плавающим смещением, имитирующим сеточный ток перегруженных ламп выходного каскада гитарного усилителя. Его выходной звук напоминает перегруз ламп, а в некоторых аспектах даже может конкурировать с перегруженными ламповыми выходными каскадами гитарных усилителей. Достойная идея.

Оригинальные идеи принципов функционирования дисторшн возможно находятся на форумах радиолюбителей и "самодельщиков" электронных устройств. За 2020..2021 года удалось найти более 700 постов. Часто обсуждение велось на высоком профессиональном уровне с сэмплами, моделями схем на LTSpice, Microcap, Native Instrumets, TINA TI, VST и реальными осциллограммами с реальных перегруженных каскадов ламповых гитарных усилителей.

Цифровое моделирование схем дисторшн как творческий процесс

Неплохой системой моделирования считается бесплатная TINA TI (Texas Instrumets). Главное окно этой программы представляет собой виртуальное монтажное поле. Разработчик собирает схему из виртуальных резисторов (сопротивлений), конденсаторов, трансформаторов, дросселей, диодов, транзисторов, ламп, операционных усилителей, источников питания, генераторов сигналов и других элементов. На вход виртуальной схемы возможно подавать сигнал, записанный в обычный wav файл, например, сигнал электрогитары, записанный через звуковую карту компьютера. С выхода виртуальной схемы обработанный сигнал выводится в wav файл, на виртуальный осциллограф или сразу на звуковую карту и может быть прослушан через наушники или колонки. Несколько виртуальных осциллографов и вольтметров могут быть подключены во все узлы схемы и разработчик имеет возможность легко настроить схему по своим представлениям, выставляя требуемые напряжения путем изменения номиналов виртуальных резисторов (сопротивлений) и других элементов схемы.

Цифровая модель простейшего гитарного дисторшн в TINA TI

Цифровая модель простейшего гитарного дисторшн в TINA TI

От разработчика требуется сама новая идея обработки сигнала, т.е. творческая идея. Реализация этой идеи в виде виртуальной схемы и ее испытания на реальных гитарных сигналах осуществляется через сборку схемы в TINA TI из готовых виртуальных элементов без низкоуровневого программирования алгоритмов цифровой обработки сигналов. Удачная виртуальная схема, вероятно, будет представлять коммерческую ценность при трансформации ее в загружаемую в аппаратный цифровой гитарный процессор программу DSP, VST модуль или при изготовлении ее в виде реального аналогового прибора для продвижения по обычным каналам продажи электромузыкального оборудования.

Что такое гитарный стэк?

Чтобы вывести звучание гитары или баса на необходимую громкость, требуется усилитель. Для домашних репетиций или небольших концертных площадок можно использовать комбик – устройство, совмещающее в одном корпусе усилитель и динамик. Если же речь идет о больших залах или масштабных open air, не обойтись без гитарного стэка.


ЧТО ТАКОЕ ГИТАРНЫЙ СТЭК

Гитарный стэк представляет собой комбинацию подключенных друг к другу гитарного усилителя и акустической системы. На жаргоне музыкантов усилитель называется “головой”, а акустическая система – “кабинетом”. “Голова” в стэке всегда одна, “кабинетов” же может быть несколько. Стэк, состоящий из “головы” и одного “кабинета”, называется полустэком, из “головы” и нескольких “кабинетов” – полным стэком.

1.jpg

“Головы” могут быть лам повыми, транзисторными, цифровыми и гибридными. Об этих технологиях мы уже рассказывали в статье про гитарные комбо, а потому сейчас останавливаться на них подробно не будем.

2.jpg

Большинство гитарных усилителей имеют, как минимум, два канала звучания (обычно для чистого звука и “перегруза”), с возможностью переключения между ними при помощи футсвитча. Кроме того, “на борту” есть секция цифровых эффектов, петля эффектов для подключения педалей и, конечно же, регуляторы управления настройками эффектов и общей громкостью прибора. Помимо этого, имеются выходы на наушники, вход для CD/Мр3-плеера, а также выход с эмуляцией гитарного кабинета. Также нередко в усилитель встроен тюнер, что значительно упрощает настройку инструмента.

Мощность усилителя может варьироваться от 1 Вт до 120 Вт и более. Однако стоит иметь в виду, что указанное производителем значение лишь приблизительно скажет вам о максимальной громкости устройства, поскольку здесь влияет и схема усиления, и сопротивление, и конфигурация подключаемого кабинета.

3.jpg


Разновидности "кабинетов"

По конструкции различают “кабинеты” закрытые и открытые.


В закрытых “кабинетах” задняя стенка сплошная. Звук при такой конструкции богат басами и сфокусирован вперед, благодаря чему получается мощное, пробивное звучание, особенно при использовании эффектов типа дисторшн. Однако закрытые “кабинеты” довольно тяжелы, что вызывает неудобства при транспортировке. Для записи закрытых “кабинетов” достаточно одного микрофона.

В открытых “кабинетах” задняя стенка открыта наполовину либо на 3/4 или же вовсе отсутствует. Звук менее басовит и может быть несколько размыт, зато в нем больше яркости, прозрачности и объема. Кроме того, такие “кабинеты” дешевле и легче своих “собратьев”, а снимать с них звук при записи можно и спереди, и сзади.

4.jpg

Прежде всего, при выборе “кабинета” стоит ориентироваться на размер и количество встроенных в него динамиков, а также их мощность и сопротивление.

Стандартным размером динамиков “кабинета” для электрогитары, позволяющим полноценно передать весь частотный диапазон инструмента, считается 12 дюймов, для баса – 15 дюймов. В целом же можно встретить “кабинеты” с динамиками от 6 до 18 дюймов. Здесь действует простой принцип: чем меньше динамик, тем тише он звучит.

Количество динамиков может варьироваться от 1 до 12. Чем их больше, чем, соответственно, более насыщенный, глубокий и мощный звук вы получите.

Мощность, которую способны выдержать динамики, должна быть не меньше мощности усилителя, в противном случае придется сильно поднимать уровень громкости на усилителе, а это может привести к порче динамика. Сопротивление также должно быть не меньше сопротивления усилителя; оно может составлять 4, 8 или 16 Ом.

5.jpg

Параметры кабинета обычно указываются в виде “2х12”, где первая цифра обозначает количество динамиков, а вторая – их диаметр. Маленьким “кабинетам” (с 1–2 динамиками размером 8–12 дюймов) свойственно преобладание средних и высоких частот, басов у них практически нет. Они хорошо показывают себя при исполнении соло, но не подходят для мощных ритм-партий. Самой популярной конфигурацией, этаким “середнячком”, хорошо зарекомендовавшим себя в самых разных условиях, является “кабинет” 4х12. А вот при выборе больших “кабинетов” (более чем на 4 динамика диаметром свыше 10 дюймов), которые богаты басами, стоит обратить особое внимание на качество самого динамика, иначе все это “богатство” может обернуться нечитаемостью сигнала и невнятным звучанием.

КОМБИК VS ГИТАРНЫЙ СТЭК

И все же что лучше, – спросите вы, – комбик или гитарный стэк? Однозначного ответа здесь нет и быть не может. Каждое устройство хорошо для конкретных целей, и у каждого есть как плюсы, так и минусы.

6.jpg

Прежде всего, комбик в разы компактнее, чем даже полустэк. Однако вы можете спокойно отсоединить “голову” и подключить ее к любому “кабинету”, например, в репетиционной студии. Кроме того, если вас вдруг не устраивает звук, вы можете поменять отдельно “голову” либо “кабинет”, комбик же придется менять полностью.

Кстати, как ни странно, расположить гитарный стэк можно намного удобнее, чем комбик. Например, поставить “кабинет” в одном месте помещения, а “голову” – в другом, ближе к себе, чтобы был свободный доступ к регуляторам.

В целом комбик будет стоить дешевле, чем стэк того же производителя. Но при этом качество звука у стэка будет в разы выше, поскольку в нем нет ничего “лишнего” и присутствует некая целостность звучания, особенно на низких частотах.

Ну и, конечно же, “раскачать” комбиком большую площадку гораздо сложнее, чем гитарным стэком. Хотя бы по той причине, что для этого требуется несколько динамиков, а в комбике их, чаще всего не более двух.


РЕКОМЕНДАЦИИ

При выборе гитарного стэка нужно определиться со следующими моментами:

1. Для какого инструмента вы выбираете стэк – гитара или бас-гитара. Диапазон частот у них разный, так что и “голова”, и “кабинет” должны ему соответствовать.

2. Размер стэка, в том числе количество динамиков. В данном случае все зависит от размера площадки – чем она больше, тем больший стэк может потребоваться. При этом помните, что скошенный кабинет расширяет радиус звучания, и это также нужно учитывать.

3. Стиль музыки, в котором вы играете. Для агрессивных стилей музыки лучше подходят закрытые кабинеты, для более легких – открытые.

Кроме того, учитывайте, что итоговый звук будет зависеть не только от параметров самого стэка, но и от того, где и как он расположен. В частности, “кабинет”, установленный на полу, будет лучше передавать низкие частоты, чем “кабинет”, размещенный на специальной подставке либо на другом “кабинете”.

Ну и, конечно же, не забывайте про сохранность вашего оборудования – если вам придется перевозить его с места на место, лучше сразу обзавестись чехлом или кейсом.

Для справки: сустейнер раскачивает струну магнитным полем в такт ей самой, заставляя её звучать бесконечно долго. Подробней можно прочесть например здесь.

Итак, представляю на Ваш суд такой вот проект .

Схема.

Несколько особенностей схемы:

Печатная плата.

Печатная плата очень маленькая и может поместиться непосредственно в корпусе Вашего музыкального инструмента.

Всю настройку проводим с гейном, выкрученным на максимум.

  • Сначала устанавливаем подстроечный резистор Р4 на максимальное сопротивление;
  • Подстроечный резистор Р2 тоже на максимум;
  • Устанавливаем подстроечный резистор Р1 так, чтобы без сигнала на входе схемы драйвер не пищал, как только начал пищать, откручиваем его немного назад и так и оставляем
  • Такую же настройку делаем на подстроечном резисторе Р2.
  • Дергаем струны и вращаем Р4 до тех пор, пока на выходе устройства не появится писк, или не добьётесь нужный вам максимальный уровень гейна.
  • Если делали переключатель фазы, то естественно проверяем на наличие самовозбуждения в обоих положениях переключателя.

Вот так выглядит готовая плата:

Sustainer 001

Sustainer 002

Теперь про драйвер, речь о котором шла выше.

Для его изготовления понадобится:

  • порядка 8 метров провода 0.18мм;
  • магнит от самого дешёвого звукоснимателя(сингла) и крышка от него-же;
  • кусочек 1-2мм стали для нижней крышки;
  • несколько пластинок трансформаторного железа.

Сердечник собираем из 3-х пластинок трансформаторного железа (я от ТВЗ брал) 0.5мм. Для удобства можно склеить клеем.

Далее, вырезаем нижнюю крышку из стали. Она нужна для замыкания магнитных линий снизу драйвера и для экранировки. Так что не забудьте припаять общую землю к данной крышке.

Ломаем магнит на 2 половины, предварительно надпилив его по кругу алмазным надфилем, и собираем по притягиванию. Таким образом у нас под каждые 3 струны получатся разные полюса магнита.

Приклеиваем собранный магнит к крышке.

Сердечники я приклеил к магниту на клей. Мотаем на сердечники провод и соединяем катушки в противофазе.

Пропитываем катушки лаком, или клеем. Если этого не сделать, то датчик будет пищать, что плохо.

На следующих фотографиях можно увидеть весь описанный процесс:

Sustainer 003

Sustainer 004

Sustainer 005

Примеры звучания.

Читайте также: