Стапель для катера своими руками

Обновлено: 05.07.2024

В связи с приобщением к кастрюлеводам, а также причаложителям )) назрел вопрос:

как лучше организовать стапель для катания лодки в/из гаража, особенно с учетом того, что, оказывается, каза5 поперек линии напротив гаража поворачиваться не хочет (ширины не хватает) и приходится лодку заводить в гараж с поворотом.

сегодня, блин, недоглядел, и уронил лодку со стапеля набок(( благо не один был, да и сосед помог водрузить ее на место.

Дата регистрации: 23-Июнь 14

Если ширина гаража позволяет, рельсы перед гаражом сделать с поворотом и закатывать на телегу под 45 градусов. Заднюю тележку, естественно с шарниром у основания.

СТРОИМ ЯХТУ

Несмотря на то, что промышленность выпускает немало разно­образных малых судов (в том числе и яхт), количество самоделок, построенных любителями, растёт год от года. Они смело экспериментируют с различными материалами, используют в своих проектах интересные технические решения.

Применяемая сегодня технология постройки малых судов является результатом многолетнего опыта. Но предела для её совершенствования не существует, и всегда остаётся возможность улучшения отдельных этапов многогранного процесса, что может сделать постройку либо менее трудоёмкой, не требующей высокой квалификации, либо более дешёвой. Так, в последние годы было предложено и апробировано несколько нетрадиционных спосо­бов изготовления корпусов, что, несомненно, может заинтересовать судостроителей-любителей.

Прежде чем перейти к их описа­нию, вспомним традиционный тех­нологический цикл, обычно приме­няемый при постройке яхт и малых катеров.

После согласования всех кривых теоретического чертежа на выпол­ненном в натуральную величину плазе по обводам шпангоутов и переборок изготавливаются элемен­ты конструктивного набора корпуса. Целесообразно одновременно уста­новить элементы для крепления коек, полок, рундуков — с тем. что­бы свести к минимуму достроечные работы.

Изготовление корпуса на стапеле

Для сборки корпуса изготавли­вают стапель, в качестве которого обычно используют два тщательно отфугованных деревянных бруса, выставленных строго горизонтально. Остов будущего судна обычно рас­полагают вверх килем. В заранее размеченных местах на стапеле устанавливаются шпангоуты и пере­борки, а затем с помощью килевого бруса, форштевня и привальных брусьев набор объединяется в жёст­кую пространственную конструкцию (рис. 1).

Рис. 1. Набор корпуса деревянного судна на стапеле

Круглошпангоутные корпуса обшиваются деревянными рейками или досками, остроскулые — фане­рой. При постройке катеров и яхт из композитных материалов по такой технологии изготавливают болван (пуансон). Его наружная поверхность при этом получается достаточно грубой и требует в дальнейшем тщательной отделки — шлифовки и полировки. Если же планируется сделать целую серию стеклопластиковых судов, то целесообразно по пуансону изготовить полированную матрицу, в которой можно будет от­формовать необходимое количество корпусов, не нуждающихся в даль­нейшей отделке (рис. 2).

Рис. 2. Матрица для формования стеклопластикового корпуса

Изготовить стапель и выставить на нём шпангоуты и переборки не так- то просто: данная операция требует большой точности и аккуратности. Как правило, на неё уходит около 20% времени, необходимого для по­стройки всего корпуса. Для размеще­ния стапеля необходимо достаточно просторное помещение, по крайней мере, на 1,5…2 метра превышающее габариты судна по длине и ширине.

Ещё сложнее выполнить оснастку для формования корпуса из компо­зитных материалов — стеклоткани и синтетических смол. Трудозатраты на изготовление пуансона сравнимы с постройкой деревянного корпуса аналогичных габаритов. Так что ис­пользование методов строительства корпусов катеров и яхт без примене­ния стапеля (для деревянных судов) и пуансона или матрицы (для судов из композитов) позволит ускоритьИ упростить процесс постройкии снизить его стоимость.

Постройка судов без стапеля

Рис. 3. Схемы обводов, разворачивающихся на плоскость

Обычно постройка ведётся в сле­дующем порядке. Сначала по теоре­тическому чертежу изготавливаются шпангоутные рамки и переборки. На них устанавливаются бруски для крепления коек, полок и рун­дуков, прорезаются пазы для киля, мидельвейса, привальных брусьев и скуловых стрингеров. Далее на листы фанеры, состыкованные до необходимых размеров, наносятся развёртки бортов и днище (рис. 4).

Рис. 4. Теоретический чертёж и развёртки бортов и днища

На вырезанных заготовках отмеча­ются точные места установки шпан­гоутов и переборок.

Затемобе заготовки бортов устанавливаются на ровной площадке и соединяются между собой форштев­нем и обвязкой транца. Ставится средний шпангоут. Корпус уже при­обретает свои очертания (рис. 5 А).

После этого по нанесённой на борта разметке устанавливаются остальные шпангоуты, от миделя — к оконечностям. В заранее прорезан­ные пазы укладываются привальные брусья милельвейс и палубные стрингеры. После проверки правиль­ности обводов можно монтировать внутреннее оборудование, койки, шкафы и тд.

Следующий этап — установка и крепление к набору листов палубы днища кокпита и транца (рис. 5 Б).

Далее корпус переворачивается, и в ранее вырезанные пазы уклады­ваются киль и скуловые стрингеры. Последним ставится на место лист днищевой обшивки (рис. 5 В).

Рис. 5. Стадии сборки корпуса яхты из плоских элементов

Постройка судов таким методом даёт большую экономию времени. Достаточно сказать для примера, что корпус крейсерской гоночной яхты длиной 7,8 м и шириной 2,8 м был изготовлен всего за четыре ме­сяца. Работы велись по субботам и воскресеньям силами двух человек. Очевидно, что за столь короткий срок достичь этого результата традицион­ным способом просто невозможно.

Сборка из готовых секций

Этот способ пришёл из большо­го судостроения, где корабли, как правило, собираются на стапеле из нескольких секций. Каждую такую секцию, имеющую сравнительно небольшие размеры, можно изгото­вить в цехе и довести до состояния полной готовности — смонтировать всё внутреннее оборудование, тру­бопроводы, электропроводку, а на стапельной площадке лишь соеди­нить модули между собой и прове­сти достроечные работы.

Применив данный метод для сбор­ки лодок, катеров и яхт мы получим возможность строить сравнительно крупные плавательные средства на ограниченных площадях. Ведь ча­сто случается, что самодеятельный судостроитель располагает небольшим помещением, где невозможно разместить лодку нужных размеров. Бывает и так, что помещение доста­точно просторно, но ворота в нём не позволяют извлечь готовое судно. В этих случаях выручит только сбор­ка из готовых секций.

Рис. 7. Пример разбивки на секции корпуса крейсерской гоночной яхты

На рисунке 7 показан пример раз­бивки на секции корпуса небольшой крейсерской яхты. Габаритные раз­меры каждой секции не превышают 3,8×1,2×0,9 м, и для их постройки достаточно помещения площадью 5×2,5 м. Перед окончательной сбор­кой каждый блок нужно довести до состояния полной готовности. В нём должны быть смонтированы все конструктивные элементы и де­тали — переборки, настилы коек и рундуков, шкафы и т.д. Желательно выполнить внутреннюю отделку, а при необходимости оклеить на­ружную поверхность стеклотканью. Тогда на сборочной площадке оста­нется лишь выполнить соединение модулей, прошпаклевать и зашли­фовать места стыков и окрасить готовый корпус. Один из вариантов соединения секций показан на ри­сунке 6. Необходимо особо отме­тить, что все работы должны ве­стись с высокой точностью, чтобы впоследствии избежать проблем при их стыковке.

Рис. 6. Вариант заделки стыка секций

Постройка стеклопластиковых судов без оснастки

Элементы набора таких корпусов — переборки, шпангоуты, киль, скуловые и привальные бру­сья — изготавливаются из дерева и фанеры, а трёхслойная обшивка состоит из двух тонких стеклопластиковых оболочек — наружной и внутренней — и пенопласта между ними. Толщина обшивки опреде­ляется в зависимости от размеров судна и эксплуатационных нагрузок. Обычно слои стеклопластика имеют толщину 2…4 мм (наружный слой, как правило, делается в полтора раза толще внутреннего, чтобы противодействовать местным на­грузкам и износу от трения), а слой пенопласта — 8… 15 мм. Пенопласты следует применять только таких марок, которые не растворяются полиэфирными и эпоксидными смо­лами, входящими в состав стекло­пластиков.

Крепление пенопласта к набору осу­ществляется шурупами или гвоздями с широкими шляпками, желательно из некорродирующих металлов.

Рис. 10. Композитный корпус со стеклопластиковой обшивкой и деревянным на-бором

Рис. 11. Схема стеклопластиковой обшивки, закреплённой непосредственно на дере¬вянном наборе корпуса

Для того чтобы повысить надёж­ность присоединения пластиковой обшивки к деревянным стрингерам нужно дополнительно закрепить её мелкими шурупами, а потом окле­ить одним-двумя слоями тонкой стеклосетки, чтобы скрыть головки шурупов.

Конечно, построенный таким спо­собом корпус будет иметь гранёные обводы, однако это практически не скажется ни на ходовых качествах судна, ни на его внешнем виде.

Обозначения:

Рис. 1. Набор корпуса деревянного судна на стапеле:

Рис. 3. Схемы обводов, разворачивающихся на плоскость:

Рис. 5. Стадии сборки корпуса яхты из плоских элементов:

А—установлены штевень, средний шпангоут и обвязка транца;

Б—установлены все шпангоуты, смонтированы палуба и днище кокпита;

В—корпус подготовлен к закрепле­нию днища.

Рис. 6. Вариант заделки стыка секций:

1 —деревянная обшивка корпуса;

3—поперечные брусья двойно­го мидель-шпангоута;

5—дополнительная оклейка стыка стеклотканью (3…4 слоя);

Рис. 7. Пример разбивки на секции корпуса крейсерской гоночной яхты:

1—двойной килевой брус;

3—элементы деревянного набора.

2—заполненный стеклотканью зазор;

3 — наружный слой стеклопластика;

4—внутренний слой стеклопластика;

5—деревянный элемент набора.

Рис. 10. Композитный корпус со стеклопластиковой обшивкой и деревянным на­бором:

Рис. 11. Схема стеклопластиковой обшивки, закреплённой непосредственно на дере­вянном наборе корпуса:

Стапель своими руками: особенности конструкции + ее виды + понятие геометрии кузова + алгоритм ее проверки + детальный разбор 3 этапов сборки стапеля собственными руками.

stapel-svoimi-rukami

Ситуации в жизни бывают разные. По мере увеличения траффика на дорогах, пропорционально растет и риск стать жертвой как собственной невнимательности, так и других водителей на дорогах нашего государства.

Учитывая состояние транспортных линий, вероятность подобного исхода в 2020 крайне высока даже для прилежного автомобилиста. При больших помятостях не обойтись без капремонта, но, если на авто пара-тройка вогнутостей, решить вопрос реально и дома.

Достаточно сделать стапель своими руками, и количество обращений в автомастерские значительно сократиться. В сегодняшней статье мы разберем конструкцию гаражного устройства + предоставим инструкцию по его сборке.

1) Понятие геометрии кузова + схема проверки

Для начала разберем что такое деформирование кузовной части. По сути – это искривление изначальной формы кузова, которая указывается в техдокументации к авто . Когда машина нульцевая, его кузовная часть лишена асимметрии – это дает возможность оптимально расположить детали к каркасу.

proverka-geometrii-kuzova

Причины асимметрии кузовных деталей авто:

  • неровная дорога и прочие препятствия, что для нашей страны весьма актуально;
  • мелкий/значительные столкновения с прочими транспортными средствами;
  • временной износ в совокупности с нарастающим пробегом;
  • если авто опрокинулось.

Определить наличие смещений кузова можно двумя способами – дома или на СТО. Первый вариант дороже, но точнее, ибо работу проводят спецы, второй – менее точный, но бесплатный. При должном уровне сноровки, можно выявить до 95% ассиметричных компонентов в кузове транспорта даже у себя в гараже.

Важно: у любой модели авто в техническом паспорте имеется раздел, посвященный расстояниям между определенными кузовными точками. Без него проверить уровень асимметрии не представляется возможным физически. Даже от схожей модели данные не подойдут.

Найти актуальные данные можно и в мировой паутине. Благо, доступ к сети Интернет в 2020 году имеется у 100% автомобилистов. На крайняк, зайдите в интернет-клуб, или попросите скачать документ знакомых.


asimmetrii-kuzovnyh-detalej

Пример можно увидеть на рисунке выше. Представленные расстояния будут сопровождаться цифровыми значениями с точностью до миллиметра. Наибольшую значимость в суждениях об асимметрии имеют стаканы, прикреплённые к лонжеронам. Кроме того, сами лонжероны – это крепежная база важнейших узлов кузова авто, и даже незначительные смещения пагубны для структуры всего автомобиля сразу.

stakany-prikrepljonnye-k-lonzheronam

Многие автомобилисты забивают на мелкие перекосы своего коня, но делать это настоятельно не рекомендуется, ведь даже мелкие неточности в геометрии негативно сказываются на управляемости, что рано или поздно выльется в плачевную ситуацию. К первоначальным признакам перекоса кузова, которые можно увидеть невооруженным глазом – плохо закрываются двери авто и его багажник.


lonzheron-uvelo-v-storonu

Вторичные признаки – потеря управляемости. Сначала это будет заметно только при больших скоростях, но по мере прогрессирования асимметрии, тяжело держать авто в узде станет и на небольших скоростях.

poterja-upravljaemosti

Инструкция по проверке геометрии кузова:

  1. Собираем минимальный набор инструментов – специализированная рейка с масштабом, рулетка аи штангельциркуль.

minimalnyj-nabor-instrumentov

rasstojanie-mezhdu-shinami

Использование в измерениях рулетки дает искаженные результаты, что не позволит выявить минимальные отклонения симметрии транспортного средства. Если данный факт не так важен (когда деформация очевидна), можно воспользоваться и ей.

2) Что такое стапель + его разновидности

ponjatie-stapel

Выполнять свою работу стапель может из-за оснащения захватами, цепями, измерительными приборами и прочими механизмами, которые позволяют прилагать растягивающие/сжимающие усилия в отношении деталей кузова транспортного средства.

Как работает оборудование:

  1. Закрепления кузова на одном или нескольких участках стапеля.
  2. Крепление цепями вытяжного устройства к ассиметричным элементам.
  3. Вытягивание деформированных элементов гидравликой.
  4. Мелкая коррекция.
  5. Измерение геометрии детали специализированными приборами.

Стапели, разработанные собственными руками в гараже, имеют упрощенные системы гидравлики, и, как правило, могут работать не более чем с 1 участком кузова авто. Для специализированных СТО на заказ делаются многоточечные стапеля, подходящие как для легковушек, так и грузовых транспортных средств.

rabota-oborudovanija

Имеется глобальное распределение стапелей по категориям – электромеханические с программируемой основой и механические ручного типа. Если мы говорим об изготовлении оборудования в домашних условиях, приоритет однозначно отдается второму варианту. Детальнее о разновидностях стапелей далее.

А) Подкатный стапель


Тип устройства, что реально использовать исключительно для мелких ремонтных работ, по причине отсутствия полноценного стапеля. Ключевая конструкционная особенность оборудования исходит из его названия – на основе крепится передвижная площадка, передвигаемая вдоль стапеля. Посредством нее и производится работа с кузовной частью автомобиля.

podkatnyj-stapel

Надежность конструкции может помочь в простенькой рихтовке и грузовых авто, но в таких случаях куда безопаснее обратиться в СТО. Благодаря своей компактности, подкатной стапель не требует много места, и способен занять свое законное место даже в небольшом гаражном помещении.

Возможности подкатного стапеля:

  • работа с разно габаритными транспортными средствами;
  • применение в небольших помещениях;
  • высокая точность настройки любых типов кузовов;
  • уникальная система по креплению зажимов для отбортовки порогов;
  • оборудование можно дополнять десятинной гидравликой.

Б) Рамный стапель


Оборудование имеет большую эффективность нежели подкатное. Благодаря конструкционным особенностям, механик может прочно зафиксировать автомобиль в пределах рамы, а далее без напряга вытягивать ее вдоль и поперек.

ramnyj-stapel

Преимущества рамного стапеля:

  • доступ к днищу;
  • выполнение работ по ремонту кузова на разной высоте;
  • компактность конструкции.

При наличии мелких деформаций, без рамного стапеля не обойтись. Для экономии места популярностью пользуются конструкции с автоматическими подъемниками. На каркасе авто крепится с помощью цепей, а фиксация по высоте производится с помощью зажимов. Деформированные части вправляются с помощью цепей, что прикреплены к гидравлическому устройству.

В) Напольный стапель


По базовой конструкции напольный стапель сильно напоминает подкатной. Основное отличие – детали не двигаются, а вмонтированы в пол. Функционал от этого не страдает, зато в плане цены такой стапель обойдется куда дешевле.

napolnyj-stapel

Хорошая мобильность механизмов дает возможность производить коррекцию геометрии кузова авто различных сложностей, но для капитального исправления деформаций он все равно не подойдет.

Обратите внимание: если мы говорим о самоделках, то напольный стапель будет оптимальным вариантом конструкции в домашних условиях. Дешево и сердито.

Напольный стапель оперативно устанавливается, имеет небольшую площадь использования + низкую стоимость (себестоимость производства). Выдвижные устройства реально убрать, а полученные рельсы использовать для прочих целей. Основной недостаток напольного стапеля – невозможность проведения замеров отдельных кузовных компонентов и общей геометрии кузова транспортного средства.

Г) Платформенный стапель


В основе лежит платформа с выезжающим трапом на рельсовых опорах. По внешнему виду – это эстакадная конструкция. Если у автомобиля заблокированы колеса, в работе можно использовать специальную тележку для перевозки и лебедку.

platformennyj-stapel

Платформенный стапель – дорогой, но надежный вариант оборудования. Универсальность конструкции позволяет проводить как мелкие исправления асимметрии кузова, так и проводить полноценную корректировку геометрии кузова для легковушек, внедорожников и мелких грузовых моделей авто.

Преимущества платформенного стапеля:

  • способность перемещать конструкции весом до 20 000 килограмм;
  • телескопическая шкала снижает расчетные погрешности;
  • богатая комплектация вспомогательными механизмами при покупке.

В автосервисах размещают именно платформенные стапели, ведь сфера работ у СТО куда шире, нежели при использовании оборудования в домашних условиях.

Стапель своими руками: инструкция по изготовлению


Если мы говорим о мастерских, то тип стапеля подбирается в зависимости от целей ремонтных работ. Изготовление стапеля в домашних условиях не позволяет сильно варьировать с типами оборудования. Единственный приемлемый вариант – напольный или рамный стапель.

Преимущества самодельного стапеля Недостатки оборудования
Простой доступ к днищу транспортного средстваТяжело провести точные измерения по диагоналям.
Напольное размещение рельсов дает возможность с выгодой использовать место в гараже автомобилиста.При недобросовестной сварке высока вероятность поломки устройства.
Компактность и возможность в проведении ремонтных работ на различных высотах.Небольшое количество точек вытяжки, что накладывает ограничения на варианты ремонтных работ.

Самостоятельное изготовление стапеля экономит человеку деньги в 3-4 раза от рыночной стоимости оборудования, а используемые инструменты и в дальнейшем пригодятся для повседневных ремонтных работ в гараже.

Давайте поэтапно рассмотрим, как именно сделать стапель своими руками в домашних условиях.

Этап №1. Поиск/разработка чертежа


Ключевой момент всего мероприятия по созданию стапеля собственными руками. От уровня продуманности и точности в параметрах будет зависеть качество готовой конструкции и долговечность работы оборудования под большими нагрузками. Даже если человек и делает инструмент для собственных нужд, забивать на качество сборки нельзя. Скорее наоборот, во избежание опасных ситуаций, отнестись к разработке чертежа стоит с особой ответственностью.

Каким образом добыть чертеж:

    найти в интернете. Простейший вариант для новичка, который желает сэкономить деньги и получить сравнительно качественную сборку стапеля в домашних условиях;

chertezh-najti-v-internete

Напольный стапель – распространенный домашний тип оборудования среди автовладельцев, потому, разрабатывая чертеж самостоятельно, можно обратиться к коллегам по баранке и сделать замер с уже готового устройства.

Этап №2. Сбор материалов + инструментов


Производить сборку стапеля рационально в гаражном помещении, где тот будет располагаться на постоянной основе. Такой подход позволит оптимизировать размеры будущего оборудований, взяв за основы свободное пространство в гараже автовладельца.

sbor-materialov

Важно: площадь гаражного помещения обязана быть в 4-7 раз больше, нежели площадь рабочей области стапеля. При установке гидравлики, разница в пространстве станет еще более заметной.

Теперь поговорим о наборе инструментов и сырья для изготовления стапеля. Большинство деталей имеются в гараже автомобилиста по умолчанию. Недостающие же можно взять в аренду или попросить на пару суток у друзей.

Инструменты Материалы
Электрическая сваркаТруба профильного типа. Толщина от 0.4 сантиметра, а длина рассчитывается на основании используемого чертежа
Электрическая дрелькаМеталл на косынки с толщиной от 0.4 сантиметра
БолгаркаКраска (лучше порошковая) + грунтовка
Сверла различных диаметровЗажимные устройства. Их можно либо купить уже готовые (вторичный рынок), или сделать самостоятельно с нуля
Краскопульт. Можно заменить малярными кистямиГидравлическое устройство с выдерживающим давлением от 10 тонн
Молотки, плоскогубцы, щипцы и прочие мелкие инструменты ежедневного использования в автомобильном хозяйствеБолты с гайками большого диаметра

Большинство материалов реально найти на блошиных рынках для владельцев авто. Расходный материал в пунктах приема лома. Производя отбор, отбрасывайте ржавую сталь, ведь итоговая конструкция будет постоянно подвергаться громадному давлению транспортного средства, а это от 2 до 10+ тонн. Хотите качество? — соизвольте выложить чуть больше денег из личного кармана.

Пошаговое описание сборки стапеля собственными руками:

Этап №3. Собираем стапель своими руками, и проверяем его работоспособность

В процессе изготовления стапеля придется много работать со сварочным аппаратом, а потому, навыки обращения с оговоренным инструментом для человека, решившего произвести сборку собственноручно – обязательное условие. Пошаговая работа мастера расписана в таблице ниже.

izgotoalenie-stapel-svoimi-rukami

Шаг Описание
1. Сборка рамыБерем сварку в одну руку, металлические профили в другую, и свариваем вторые в соответствии с чертежом. На готовый внешний каркас присоединяется внутренняя рама. Сварки не жалейте и крепите профили друг к другу во всех возможных местах. Для повышения жесткости конструкции по углам добавляем стальные косынки. Максимальную надёжность и безопасность рамы обеспечат дополнительные поперечные балки по периметру.
2. Добавление ножек или колесиковДля статической конструкции данный шаг не требуется, но, если у вас по чертежу стапель на рельсовом подкате или передвижной – этот элемент станет неотъемлемой частью итоговой сборки. Если предусматривается передвижение на колесиках, логично будет вмонтировать рельсы в центральной части гаража, где будет двигаться готовый стапель.
3. Готовим детали стапеляСюда относят лапки, стойки и верхние прижимы. Часть деталей можно купить уже готовыми, но если хотите во всей красе показать себя, можете сварить компоненты конструкции с нуля.
4. Свариваем зажимные струбциныСтавим каркас по нивелиру. Фиксируем вертикальные стойки конструкции при помощи болтов, и посредством нивелира настраиваем нужную высоту, где будут располагаться лапы. Теперь можно смело сваривать детали.
5. Монтирование стоек и тянущих узловПо мощности, гидравлические устройства заводского типа обязаны иметь силу от 2 тонн. Для крепежа вытягивающих элементов рационально использовать накладки из швеллеров, что ставятся непосредственно на каркас конструкции. Далее, сверлятся отверстия и производится установка тянущего механизма.

В конце останется проверить стапель своими руками на практике. Заводим на него автомобиль, который нуждается в коррекции геометрии, и поочередно проверяем все функциональные узлы оборудования. Особо важно изучить прочность крепежей.

Читайте также: