Стабилизатор для камеры своими руками

Обновлено: 06.07.2024

За последние пару лет стабилизаторы с электромоторами стали относительно недорогими. Например, Zhiyun Smooth 4 продается уже за $120, а можно найти стабилизатор еще дешевле, если постараться. Но есть и еще один тип стабилизаторов, которые работают за счет силы тяжести.

В своем видео блогеры из COOPH показывают, как можно сделать стабилизатор для смартфона своими руками, используя только швабру, валик для краски и несколько консервных банок. Это очень простая конструкция и результаты ее работы выглядят довольно хорошо.

Сборка начинается с трех консервных банок, которые будут немного больше смартфона. Две из них нужно освободить от содержимого и убрать верхнюю и нижнюю часть. В одно придется вырезать небольшое окно, чтобы получить доступ к экрану для управления съемкой. Третью банку можно вообще оставить как есть и даже не вскрывать. После подготовки все три банки нужно склеить вместе, например, с помощью изоленты. Банка с вырезанной частью для экрана должна оказаться сверху, полная банка — снизу, а валик для краски нужно продеть в среднюю.

Самодельный стабилизатор для смартфона

Готовая конструкция будет работать противовесом, чтобы верхняя банка со смартфоном оказывалась стабилизированной с помощью нижней, которая заполнена своим исходным содержимым. Полная банка должна быть тяжелее телефона, а крутящаяся часть валика позволит конструкции свободно балансировать и удерживать телефон наверху.

Можно использовать конструкцию именно в таком виде, но есть вероятность, что телефон окажется немного не на том уровне от земли, как нужно, поскольку ручка у валика для краски достаточно короткая. Чтобы устранить этот недостаток нужно прикрепить ручку от швабры к ручке от валика, чтобы свободы действия было больше.

Самодельный стабилизатор для смартфона

Верхняя часть швабры тоже имеет подвижное крепление относительно ручки (конечно, если вы используете именно такую швабру).

Учитывая, что многие из этих запчастей можно найти дома и они не обязаны быть новыми, то получается, что такая конструкция может обойтись совершенно бесплатно. Нужно будет только потратить время на сборку.

В общем, если хочется попробовать съемку на смартфон со стабилизатором, а денег тратить пока не хочется, то есть отличная возможность проверить свою тягу к такой съемке с помощью этой несложной конструкции.

Группа создана, для сбора полезной информации с разных источников, в целях создания своей системы стабилизации.

Чертежи и запчасти для электронного стедикама своими руками

В этой группе мы собрали много полезной информации, такие как чертежи, схемы и каталоги запчастей для самостоятельно сборки стабилизатора.

Сергей Блинов

Сергей Блинов запись закреплена

Обзор FeiyuTech Vlog Pocket 2 и практический тест в путешествии по Венеции.
Стабилизатор Vlog Pocket 2 я купил специально для поездок. Я выбирал между более большими и мощными электронными стабилизаторами и компактными с меньшим функционалом.
Показать полностью.
Перебрав и протестировав несколько стабов DJI, FeiyuTech, Zhiyun, Moza, я остановился на FeiyuTech Vlog Pocket 2.
Почему именно этот стаб, я расскажу в сегодняшнем видео.
Электронный стабилизатор для смартфона FeiyuTech Vlog Pocket 2 - встречайте!

Сергей Блинов

Сергей Блинов запись закреплена

Сегодня в "Академии Стедикама" мы поговорим про хват Стедикама. Правильно держать Steadicam это важно, потому что это контроль композиции и движения камеры.
Разберем основные ошибки и неправильное положение рук на стедикаме, чтобы носить Стедикам получалось лучше и качественнее.
Показать полностью.
Итак: Steadicam Академия - как правильно держать Steadicam

Сергей Блинов

Сергей Блинов запись закреплена

Как правильно ходить со стедикамом? Если вы думаете, что как обычно - срочно смотрите это видео! Правильная походка при съемке на механический стедикам - очень больчая доля ровного и хорошего кадра. Когда вы работаете на Steadicam - ваша походка должна біть мягкой и плавной. Много тонкостей я покажу в сегодняшнем видео рубрики "Steadicam Академия", и даже дам домашнее задание. :)
Показать полностью.
И это видео будет очень полезно тем, кто снимает на электронный стабилизатор, так как единственное, что не исправляет электронный стаб - это неровную походку.
Итак, как же правильно ходить со стедикамом, давайте разберемся!
Побежали!

Задавайте вопросы в комментах, расскажите, какие темы Вам интересны, и о чем мне рассказать в следующих видео?

Сергей Блинов

Сергей Блинов запись закреплена

Илья Черницын

Илья Черницын запись закреплена

Помогите кто шарит плз, чёт странное со стэдиком, когда его полностью отбалансируешь, то начинает крутиться вокруг своей оси, а когда не до конца отбалансирован, то нормально

Тима Мажуль

Виктор Смирнов

Виктор Смирнов
запись закреплена

Юра Чесноков

Юра Чесноков запись закреплена

Олег Маралез

Олег Маралез запись закреплена

Накидал по памяти деталировку стедика, список крепежа и подшипников. По ссылке файлы .step.
Перед изготовлением рекомендуется проверить сборку и уточнить наличие резьб.
Приведенная сборка когда-то отработана. Я бы обозначил как V0.9. Само собой без претензий на что либо)

Текст ниже продублирован в файле readme.txt.
Показать полностью.

Подшипники со свободной посадкой. Верхний штифт в трубу 22х15 рекомендуется вставлять внатяг. Винт под чашкой страхует.
Винт м8 удерживающий верхнюю площадку на пальце рекомендуется сажать на фиксатор резьбы. Камера дает достаточный момент для периодического раскручивания.

Верхняя площадка, нижня площадка, крышка чашки - Д16т
Вилка, подкладка под руку - амг3
Трубы рекомендуется выполнять из Д16т, но допускается Ад31т и АМГ.
Чашка и палец рекомендуется из Д16т, допускается АМГ.
Спейсер рекомендуется из стали для продления жизни резьбы. Допускается Д16т и АМГ.
Подкладка под руку заводится в радиус вручную, на глазок;) мех. обработка не требуется.
Толщину материала само собой можно менять в большую сторону, представлены отработанные мной толщины.

подшипники
6003-2rs|6003-zz(легче ход, меньше защита от пыли и влаги)
619-2rs|6003-zz(легче ход, меньше защита от пыли и влаги)
61800-2rs|6003-zz(легче ход, меньше защита от пыли и влаги)

крепеж
Din7985 М4*10 4шт
Din84 M5*10 2шт
Din965 М8*20 1шт
Din912 М5х12 6шт
Din934 M5 4шт
Din127 M5 4шт
Din 125 м5 2шт
Din912 М10х45 2шт
Din9021 M10 10шт (Шайбы в качестве груза. Можно использовать М12)
Din315 м10 2шт
Din 316 м5*14-20 1шт

Все детали можно красить в т.ч. порошком (черный муар неприхотлив и скроет огрехи).

По себестоимости выходил в 1,5-3к.
Понадобится токарка, фрезер и опционально лазер. Метчики, отвертки и прочее в расчет не беру.

Стабилизатор

Карты памяти

Не хотелось бы делать рекламу или антирекламу производителям карт памяти, но все же для пользы владельцев фотоаппаратов марки карт памяти назову. Отмечу, что причина сбоев может быть вовсе не в картах, а в совместимости контроллера камеры и карт памяти. Поэтому для владельцев Canon EOS 600D: если камера не снимает видео с картами SDHC Silicon Power или SDHC ADATA (наиболее распространенные марки в непрофильных торговых местах), попробуйте SDHC Transcend.

Стабилизация

На разнообразных фотовыставках и на фоторазвалах (например, в павильонах Московского ВВЦ) подобных устройств можно обнаружить предостаточно. Конструкции различаются по дизайну и качеству изготовления, но имеют три общих свойства: сравнительно высокая цена, заявленная высокая эффективность и так же заявленная сложность настройки вообще и под конкретную камеру в частности. В общем, говорить продавцу, что такую конструкцию сделать можно кустарно, определенно не стоит — засмеет.

Я согласен с тем, что тягаться с профессиональными механиками самодельщикам не просто, и если уж вы решили серьезно заниматься видеосъемкой, то покупайте стедикам подороже. Но здесь, как в описанной выше ситуации с картами памяти, — цена и заявленная эффективность не дают гарантии, что устройство будет работать и подойдет именно вам. Поэтому я решил собрать аналог стедикам из подручных материалов и попробовать его в деле. А уж потом решать, нужен ли мне другой и какой именно.

В сети можно найти предостаточно вариантов стабилизаторов-самоделок. Пока я просматривал разные варианты, Щербаков Сергей — младший, любитель Lego, соорудил Lego-Steadicam.

Чтобы движение оператора само не приводило к возникновению раскачивающих конструкцию моментов, точка закрепления ручки должна лежать вблизи центра масс всей конструкции. Таким образом, идеальный подвес доложен быть действительно не простым — обеспечивающим приложение силы к центру масс при продольных к направлению движения камеры усилий от руки оператора и смещающий точку подвеса вверх (чтобы возникали компенсирующие моменты) относительно центра тяжести при наклонах конструкции от вертикальной оси. Оставив такой подвес профессионалам, я ограничился существенно более простой конструкцией, в которой точка подвеса всегда выше центра масс.

Хорошей считается конструкция стабилизатора, у которой длительность четверти колебания примерно равна 1,5-2 секундам (не знаю, откуда взяты эти цифры, но именно их мне приходилось неоднократно слышать). Это довольно медленно и, вероятно, действительно оптимально для съемки видео. Получить такой длинный период можно, либо сильно приблизив точку подвеса к центру масс, либо удлинив плечо противовеса и уменьшив вес груза противовеса. В первом случае получиться компактная конструкция с большой массой противовеса и не высокой стабильностью компенсации наклонов при больших углах отклонения. Во втором — громоздкая, но с небольшим весом дополнительного груза (возвращающий момент есть произведение массы на плечо) и с бо́льшей свободой в ошибке выбора места точки закрепления подвеса конструкция (то есть более простая в настройке). Для самоделки выбираем второй вариант — длинное плечо.

Штативная площдака, настольный штатив с шаровой головкой

Элементы конструкции: площадка Manfrotto 357Pl, настольный штатив в качестве ручки, шаровая головка Manfrotto 482.

Кронштейны и планка

Основу стабилизатора составляют два кронштейна (1) и планка (2). Собирается конструкция на болтах и гайках с барашками. Для настройки положения равновесия конструкции применяется дополнительная вращающаяся планка с грузиком (3). В качестве основных грузов можно использовать металлические гайки (4). Важной особенностью используемых кронштейнов является наличие продольного паза, позволяющего гибко настраивать положение камеры, и груза противовеса. Если наклеить на поверхность кронштейна, обращенную к камере, противоскользящий материал и добавить болт с резьбой 1/4″ и гайку 1/4″ (чтобы камера и штативная головка крепились к пазу в разным местам), то можно обойтись и без дополнительной площадки (Manfrotto 357Pl). Но удобнее все же с площадкой.

Как собрать систему стабилизации, можно понять по приведенным фотографиям. В начале статьи приведена конструкция для съемки с нижней точки. А так выглядит стабилизатор для съемке из нормального для оператора положения:

Камера на стабилизаторе

Камера на стабилизаторе. При использовании тяжелых камер и оптики плечо стабилизатора придется удлинить — у меня для этого есть дополнительная планка с рядом отверстий под крепления к основной планке.

Настройка конструкции

До изготовления собственного стабилизатора у меня не было опыта эксплуатации подобных устройств, зато, как уже отмечалось, приходилось слышать, что конструкция непроста и требует умелой настройки. В результате не такой уж и длительной практики я более-менее хорошо приспособился к своей конструкции и выработал правила, как ее настраивать. Думаю, их знание будет полезным для таких же как я самодельщиков любителей видеосъемки.

Конструкция камера на стедикамие — довольно тяжела, и рука устает. В целях безопасности стоит добавить стабилизатору страховочный ремешок. Его можно прикрепить к ручке или непосредственно к кронштейну и одевать на запястье. Помимо того, при некоторой сноровке и навыке с его помощью (он должен быть продет через кронштейн) удается управлять и направлением камеры, если в процессе съемки это требуется (напомню, что подвес не только позволяет камере свободно качаться, но и поворачиваться, и потому поворот ручки не передается самой камере).

стабилизатор для камеры

Общие сведения о стабилизаторе

Стабилизирующее приспособление может иметь разные воплощения. К таким устройствам относятся и модули, встраиваемые в матрицы камер, и штативы, и более технологичные стедикамы, которые используются в комбинации с моделями GoPro. В последнем исполнении стабилизатор для камеры можно рассматривать в качестве оптимального варианта именно для видео. Такие аксессуары отличаются некоторой автономностью и в то же время являются ручными.

Виды стабилизаторов

электронный стабилизатор для камеры

Уже было выделено три категории таких устройств, среди которых выделился стедикам. Но и в этом сегменте есть свои признаки разделения устройств. Главным из них на данный момент развития стабилизирующей техники является количество осей. Простейшие модели работают с одной или двумя осями. Это значит, что повороты камеры будут контролироваться максимум в двух направлениях – а остальных действий должен избегать уже сам пользователь. В свою очередь, трехосевой стабилизатор для камеры дает возможность сглаживания движений в трех направлениях. Данное решение заметно облегчило процесс активной съемки, хотя значительного улучшения в деле устранения резких колебаний, перемещаемых на фокус, ждать не стоит.

Плюсы и минусы ручных стабилизаторов

стабилизатор для экшн камер

Простые модели, как правило, имеют механический принцип стабилизации и на нем же базируется их конструкция. У этого решения есть свои достоинства и недостатки. Что касается плюсов, то они выражаются в прочности, понятности и общей долговечности устройства. С другой стороны, обращение с некоторыми моделями усложняется наличием множества регулирующих элементов. Даже опытный пользователь в условиях быстрой подготовки к съемке может задержать процесс как раз из-за выполнения механических настроек для достижения изначального баланса. К недостаткам многие относят и массу. Особенно стабилизатор для экшен-камеры чувствуется в руке едва ли не каждым граммом. В целом же такое приспособление может добавить камере веса порядка 1 кг. Понятно, что при длительной эксплуатации речи о комфорте можно не вести.

Как выбрать оптимальный стабилизатор?

ручной стабилизатор для камеры

Отталкиваться следует от способа использования камеры. Если съемка планируется в условиях помещения, то можно и вовсе ограничиться штативом, который гасит небольшие колебания. Для активного режима эксплуатации лучше всего обращаться к электронным моделям с тремя осями контроля движений. Но здесь важно учитывать и аспект универсальности. Есть модели, рассчитанные конкретно на сегмент GoPro, а можно найти и многофункциональный ручной стабилизатор для камеры массой до 4 кг. Другой критерий выбора предполагает и особенности конструкционного исполнения. Обычно чем компактнее устройство, тем оно функциональнее и дороже. Массивные модели не так технологичны и тяжелее, но обращение с ними в некоторых условиях может быть комфортнее благодаря понятной физической эргономике.

Производители стабилизаторов

стабилизатор для экшен камеры

Очевидных лидеров сегмента нет, и в разных категориях наблюдается жесткая борьба между производителями разного уровня. Например, если встроенные стабилизаторы принципиально разного типа предлагаются фирмами Nikon и Canon, то в сфере ручных моделей может соперничать китайская компания ZhiYun с ее бюджетной разработкой Z-ONE и Raylab, представляющая модификацию начального уровня Kino SC-01. Но здесь важно отметить, что у каждой версии есть масса внешних отличий, которые делают модели уникальными. Качественный стабилизатор для камеры также можно найти в линейках Poise, Feiyu-Tech и Golle Micro. Устройства этих брендов отличаются не только технологической реализацией в виде той же трехосевой механики, но и базовой прочностью элементной платформы.

Вопрос цены

Самые простые модели, напоминающие укороченные штативы с ручками, можно приобрести за 1,5-2 тыс. руб. Это полностью механические приспособления, лишенные современных опций в плане эргономического удобства. Средний же уровень представляют те же трехосевые модификации – стоимость такой продукции составляет 3-5 тыс. Это самый широкий и востребованный класс данной техники. Представлен на рынке и высокотехнологичный стабилизатор для экшн-камер, дополненный набором вспомогательных крепежных и удерживающих аксессуаров. Причем некоторые элементы в премиальных версиях такого типа изготавливаются из карбона. Стоит такой стабилизатор порядка 7-9 тыс. К его достоинствам можно отнести возможность задействования в активной съемке и пользу при стационарном использовании в помещении. Правда, рассчитывать на высокий рабочий эффект подавления вибраций в обоих случаях не стоит, по крайней мере, узкоспециализированные устройства справляются с аналогичными функциями лучше.

Заключение

трехосевой стабилизатор для камеры

Современные видеокамеры дополняются множеством вспомогательных устройств. Некоторые из них существуют не более чем в виде маркетингового продукта, не представляя практического интереса. Можно ли это сказать о функции, которую обеспечивает стабилизатор для камеры? Скорее нет, поскольку те же модели GoPro в процессе использования подвергаются колебаниям с высокой амплитудой и эффект от стедикама, выражающийся в минимизации вибрации, нагляден и очевиден. Другое дело, что не в каждом случае и камера будет испытывать сильную дрожь, и не всегда от вибраций спасет стабилизатор. Разве что универсальные модели электронных устройств могут подойти в любом случае применения видеокамеры, хотя и у них есть свои ограничения.

Читайте также: