Спидометр на мотобуксировщик своими руками

Обновлено: 07.07.2024

Прибор ТС-016-В имеет:
- встроенную подсветку экрана;
- возможность питания прибора от бортовой сети ±12 В транспортного средства либо механизма;
- экранированный помехозащищённый сигнальный провод;
- возможность удлинения сигнального провода до 8 м.;
- возможность настройки для любого бензинового двигателя независимо от тактности и числа цилиндров.

- Предназначен для измерения числа оборотов в минуту, времени работы любого бензинового двигателя внутреннего сгорания, имеющего свечу зажигания. Имеет накопительный (фискальный) и сбрасываемый счетчики моточасов. Устанавливается в любом удобном для контроля показаний месте. Подключается к бортовой сети ±12 В транспортного средства либо механизма. Штатная длина сигнального провода составляет 1,7 м. с возможностью удлинения до 8 м. при помощи дополнительного удлинителя.
- Крепление прибора к выбранной для установки поверхности осуществляется при помощи двустороннего скотча и ленты "контакт" (липучка), например на румпель лодочного мотора, защитный кожух механизма, рукоятку триммера, приборную панель скутера, мотоцикла и т.п.
- Один конец (КРАСНЫЙ) сигнального провода, обматывается вокруг высоковольтного провода, подходящего к свече зажигания любого из цилиндров двигателя и фиксируется изоляционной лентой. Второй конец сигнального провода при помощи клеммы крепится под болт или винт на корпусе мотора или механизма.
- Независимо от высвечивающейся на дисплее прибора информации, при пуске двигателя он автоматически переходит в режим тахометра, отображая на экране текущее число оборотов в минуту, производимых двигателем. При остановке двигателя прибор отображает на экране дисплея количество моточасов, отработанных двигателем накопительным методом без возможности сброса показаний.

Характеристики прибора:
- диапазон рабочих температур от -30 С° до +85 С°;
- стойкость к вибрациям от 10 до 75 Гц;
- класс пыле влагозащиты IP 6.7
- дискретность смены показаний тахометра 0,5 сек.;
- дискретность смены показаний счетчика - 1/10 часа (6 мин.);
- штатная длина сигнального провода 1,7 м., возможно удлинение до 8 м. при помощи дополнительных удлинителей;
- вес 70 гр.;
- 12-ми мм. 7-ми сегментный высоко-контрастный ЖК дисплей;
- максимально измеряемое число оборотов в мин. 60000;
- максимальное показание счетчиков моточасов 99999;
- высокая надежность.

Комплект поставки для ТС-016-В:
- прибор (сигнальный провод 1.7 м.) - 1 шт.;
- двусторонний скотч и лента "контакт" (липучка) - 1 компл.;
- инструкция по монтажу и присоединению - 1шт.

Гарантийные обязательства:
Продавец гарантирует исправную работу прибора в течении 1 года со дня его продажи. Независимо от причин возникновения неисправности за исключением механических повреждений в период гарантийного срока прибор подлежит замене безвозмездно на аналогичный.




Сегодня китайская промышленность предлагает нам несколько вариантов приборов аналогичного назначения. Мне в этом приборе понравилось очень важное для водной техники свойство — герметичность. Прибор не имеет никаких дырок, крышек, кнопок и контактов. Батарейка навсегда встроена внутрь. Вся схема залита компаундом. Подключение бесконтактное как со стороны прибора, так и со стороны системы зажигания.
Прибор может работать в двух режимах. При работающем двигателе показывает частоту вращения коленвала. При неработающем двигателе отображает наработку в моточасах.
Основные характеристики:
— максимальное количество моточасов 9999,9, отображается с точностью до 0,1 часа
— максимальные обороты двигателя 99999
— выпускается в вариантах для двигателей 1, 2 и 4 такта
По первому пункту комментировать особо нечего. Каждые шесть минут прибор записывает в память дополнительно 0,1 моточасов. При превышении значения 9999,9 показания обнулятся.
По второму пункту есть некоторый нюанс. Показания частоты вращения двигателя обновляются с периодичностью в одну секунду. Нетрудно подсчитать, что шаг изменения показаний будет равен 60. Например, 1500, 1560, 1620 и т. д.
По последнему пункту стоит пояснить подробнее. Однотактных двигателей внутреннего сгорания, как мы знаем, не существует. Данную информацию следует соотносить с количеством импульсов зажигания за один оборот коленчатого вала.
Например:
4 такта — один импульс за два оборота коленвала
2 такта — один импульс за оборот коленвала
1 такт — два импульса за оборот коленвала
Этот пункт является очень важным при выборе. Тут надо хорошо подумать, прежде чем заказывать. Иначе показания частоты вращения могут оказаться в два, а то и в четыре раза выше или ниже реальных. Моточасы все равно будет показывать правильно, делить или умножать обороты можно привыкнуть, но неприятно.
Например, для одноцилиндрового четырехтактного Suzuki DF2,5S я выбрал модель, расчитаную на двухтактный двигатель. Если посмотреть на его систему зажигания, то она ничем не отличается от системы зажигания двухтактного двигателя. Искра возникает при каждом обороте двигателя, но каждая вторая приходится на такт выпуска.


А теперь давайте посмотрим как я устанавливал прибор.
Suzuki DF2,5S имеет на румпеле площадочку, как специально сделанную для тахометра. Думаю, на большинство моторов можно установить так же. Показания отлично видны, транспортировке не мешает.


Подключение к свечному проводу. Инструкция рекомендует сделать пять витков вокруг свечного провода на расстоянии около 4 сантиметра от свечи зажигания. Подключил по инструкции, но прибор показывал завышенные обороты. Менял количество витков от одного до десяти и местоположение на свечном проводе, но нормальной работы достичь не удалось. Ясно одно — сигнал имеет слишком большую амплитуду. Остановился на одном витке около модуля зажигания.


По инструкции второй конец провода вкладывается в паз на обратной стороне прибора. На картинке в инструкции нарисовано, что провод вложен в паз на всю длину. Изначально я так и сделал. Решение, как уменьшить уровень сигнала, пришло неожиданно. Если мы не можем уменьшить емкостную связь со стороны зажигания, мы можем уменьшить ее со стороны прибора. При работающем моторе стал вытягивать и задвигать обратно провод до получения устойчивых правильных показаний. В итоге провод оказался вставлен в тахометр примерно на 60% длины паза:


Вот теперь можно полюбоваться на работу. При работающем двигателе прибор показывает частоту вращения:


При неработающем двигателе прибор показывает моточасы:


Прибор установлен. В путь!

Boatsman! Подробнее.

PS: правильно ли я понимаю, что из предлагаемых топикстартером моделей мне подойдет ТС-012М ?

Ну так - Баджер, ёлки-метёлки. Я у них брал. Нормальный американский тахометр.

Валерий Фиш

Мотобуксировщик по-научному или мотособака по-простому, народному – это очень удобное транспортное средство для охоты, рыбалки. Оно компактное, легкое в управлении, не требует водительских прав и стоит значительно дешевле, чем любой снегоход. Его можно купить в специализированной торговой точке, только цены на такую технику высокие. Выход имеется: собрать аппарат можно самому в домашних условиях, в таком случае вложения будут незначительными. Чтобы самодельная мотособака была изготовлена на должном уровне, работала продолжительное время, необходимы детальная схема и чертежи, ряд составных частей и инструментов.



Инструменты и материалы

Для самостоятельного выполнения сборочных работ нужен определенный перечень инструментария и материалов.

Потребуется несколько инструментов.

  1. Сварочный аппарат. Он нужен для стыковки металла, дает возможность получить надежное соединение. Для работы со сварочным агрегатом нужна определенная оснастка, в частности, электроды, а также защитная экипировка.
  2. Угловая шлифовальная машина (болгарка) – незаменимый инструмент при работе с металлами. Она необходима для расчленения заготовок на отдельные части. К болгарке надо подобрать специальные насадки, которые потребуются для работы с определенными материалами.
  3. Электродрель – для получения отверстий.
  4. Комплект гаечных ключей для работы с крепежными изделиями.





Из материалов и агрегатов нам потребуются:

  1. соответствующий мотор для определенных условий эксплуатации;
  2. профильная и круглая труба для сооружения остова (рамы);
  3. колеса на ходовую часть.




Выбор и изготовление основных элементов

Следует детальнее обсудить основные составные части, базовые компоненты и органы управления мотобуксировщика.

Двигатель

Самый важный компонент техники – мотор (силовой агрегат). Как правило, для изготовления мотобуксировщиков используется одноцилиндровый карбюраторный двигатель. Не менее значимым элементом является гусеница – подвеска и движитель. Посредством гусеницы можно перемещаться по льду, снежному покрову, мягкой земле в теплое время.

В большинстве случаев для мотобуксировщиков применяются моторы брендов Honda, Yamaha (дорогостоящие) либо китайских торговых марок (MTR, Lifan и другие, доступные по цене).

Эти моторы значительно разнятся по стоимости, хотя мощность их, как правило, равносильна. Прекрасно себя показали моторы Lifan, оснащенные сцеплением центробежного типа.

Востребованным является мотор Ш-58 от мопеда, предусмотренный для ручного режима переключения коробки передач. В равной мере можно использовать моторы для скутеров. Главное условие, чтобы агрегаты имели неплохие тяговые свойства, мощность не меньше 6 лошадиных сил. Этого вполне хватает для транспортировки на мотобуксировщике одного человека и грузов на 30-50 килограммов. Для перемещения 2-х человек и грузов на 150-200 килограммов желательно подобрать мотор мощностью больше 9 лошадиных сил.



Несущая рама

Уровень качества рамы должен находиться на высоте, поскольку в движении она подвергается большим нагрузкам, в особенности при перемещении по бездорожью. Данная конструкция сооружается всецело собственными силами, сваривается из профильных труб с прямоугольным сечением. В основном достаточно трубы с 3-миллиметровой толщиной стенок – более тонкий металл не подходит, он может быстро деформироваться.

Сборка самоделки выполняется согласно ранее выбранному чертежу (примерно такому, как наш).

Для изготовления рамы берут 2 трубы размером 20×20 миллиметров, дополняют еще двумя сечением 20×40 миллиметров, формируют остов.

Подвеска

Подвеска (система подрессоривания) является важным фактором функционирования ходовой части. От избранного типа системы будет зависеть размеренность и скорость передвижения.

По структуре система подрессоривания бывает нескольких разновидностей:

  • комбинированная;
  • склизовая;
  • катковая.




Самая быстрая – склизовая подвеска, так как зазор при перемещении забивается минимальным количеством мусора, снега и иных посторонних предметов. Вследствие этого двигатель будет функционировать с минимальными сбоями, без перегрузок и излишнего нагрева, однако склизы используются исключительно зимой: им требуется снег, который служит охлаждением лыжного модуля.

Для путешествий в любое время года следует выбирать современную систему подрессоривания каткового типа, только не с жесткими, а с опорами катковыми пружинными.

Такой мотобуксировщик будет более плавно передвигаться по мерзлой дороге. Катковая хуже ведет себя на снежном покрове (при перемещении желательно избегать чересчур сыпучего, глубокого снега), однако безупречна для перемещения в летние месяцы.

Комбинированные типы подвески совмещают в себе как достоинства, так и отрицательные черты склизов и катков.

Трансмиссия

В роли механической можно использовать коробку от ВАЗа, другой старой автомашины. Ее преимущества – простота техобслуживания, отсутствие потребности в частой наладке, однако эксплуатация подобной силовой передачи менее комфортна.

Вариаторная коробка передач (КП) обеспечивает мягкую передачу усилия от мотора на гусеницу, что дает возможность уменьшить скорость изнашивания элементов, сэкономить на топливе. Недостаток – слабый ремень агрегатов, который требуется с регулярным постоянством менять.

Гусеница

Такие приспособления бывают снегоходными и специальными, сконструированными конкретно для мотобуксировщиков. Они отличаются по ширине, высоте, длине.

На рынке имеются сменные гусеничные ленты от снегоходов, которые можно практиковать при создании мотособак.

Покупать необходимо не очень узкие гусеницы. Подходящим является 50-сантиметровое изделие, так как оно делает мотобуксировщик устойчивым, проходимым, поворотливым.

Гусеницы к мотобуксировщику также можно изготовить собственными силами. При этом можно практиковать разнообразные материалы: транспортерные ленты, мотоциклетные цепи, водопроводные трубы и прочее. Главное, сделать их качественными, легковесными и надежными, чтобы было сбалансированное сцепление траков с дорожным покрытием.



Электрооборудование и системы управления

Для управления мотособакой практикуют руль, связанный с коробкой переключения скоростей, газом, ручкой сцепления, которые необходимо позаимствовать с какой угодно пригодной старой автомототехники. Как правило, базовые комплектации мотобуксировщиков оснащены ручным пуском, но по просьбе клиента его могут заменить электрическим стартером, дополнить катушкой освещения.

Все это без особых усилий можно соорудить своими силами, но расходы на изготовление мотобуксировщика увеличатся.

Без электрического стартера прекрасно можно обойтись, кроме того, ручной запуск является наиболее безотказным в вопросе выхода из строя. Тем не менее без света в ночное время на мотобуксировщике точно будет тяжело, эту систему необходимо учесть непременно. Транспортное средство следует оснастить катушкой на 7 A, чтобы сложностей с питанием фар не появлялось.

Сборка

Прежде всего необходимы подготовительные работы.

Чтобы затруднений с эксплуатацией мотобуксировщика не возникло, главное, сразу же определиться с ее ключевыми техническими характеристиками:

  • грузоподъемностью;
  • мощностью мотора;
  • разновидностью силовой передачи;
  • системой пуска мотора – электрической либо ручной.

А также необходимо побеспокоиться о дополнительных приспособлениях мотобуксировщика – лебедке, свете, защитных компонентах, сиденьях. После этого разрабатывается полный чертеж, на котором будут отображены все тонкости. Затем можно заказать комплект составных элементов для мотособаки либо подобрать их самому из тех, что есть в наличии от другой автомототехники.

Теперь можно начинать процедуру сборки.

В первую очередь изготавливают раму (каркас) мотобуксировщика, которая даст возможность зафиксировать мотор, коробку, ходовую часть. Для этого выбранные профильные трубы (кроме того, сгодится балка) свариваются в коробку в виде прямоугольника. После варят крепления для всех основных агрегатов мотобуксировщика. По завершении можно инсталлировать мотор.

Используя втулки, по углам каркаса устанавливают подшипники. После создают переднюю и заднюю оси (мосты), которые конфигурируют валы совместно со втулками и опорниками. Задний мост мотобуксировщика делают ведущим, устанавливая на него приводное профилированное колесо и основательно приваривая его. Посредством цепи ее необходимо объединить с коробкой скоростей.

Гусеницы мотобуксировщика, как говорилось выше, изготавливают собственными руками из транспортерной ленты шириной больше 30 сантиметров или приобретают готовые, только последние потребуется разделять и делать шире посредством вставок. Траки делают из дерева, пластмассовых труб либо демонтируют со старенького снегохода. На КПП, двигатель устанавливают шкивы, соединяющиеся приводным ремнем. К рулю фиксируют компоненты управления мотобуксировщиком – рукоятка сцепления устанавливается с левой стороны, рукоять газа – с правой. Руль фиксируют на каркасе посредством сварки двумя трубами с вилкой. Вилка устраивается на задней оси и фиксируется приваренными металлическими шайбами.

По завершении работ устанавливаются дополнительные устройства мотособаки, монтируется необходимое оснащение. Конструкция комплектуется местом для сидения, отделом для грузов и так далее Готовая техника ничем не уступит по функциональным характеристикам заводской продукции, будет выполнена основательно и может быть восстановлена при выходе из строя самим создателем.

Рекомендации

Несколько советов, как правильно проводить техническое обслуживание, чтобы продлить срок службы вашему мотобуксировщик, от профессионалов.

Обслуживание гусеницы

Чтобы гусеничная лента работала долгое время, следует придерживаться ряда элементарных рекомендаций.

При зимнем либо летнем хранении не дозволяйте продолжительного влияния на гусеничную ленту прямых лучей солнца и масел, горючего и других продуктов нефтепереработки.

С течением времени гусеничная лента растягивается, и ее нужно подтягивать.

Проверять натяжку можно посредством замера провисания гусеничной ленты. Стандартным можно считать провис от 2-х до 5 сантиметров.

Чересчур сильно натягивать гусеничную ленту хуже, чем чересчур ослабить, поскольку это приводит к растяжению элемента и поломке опорников ведомой и ведущей осей.

Если гусеница прекратила совершать обороты, это говорит о поломке ходовой. Основным фактором ее торможения является неисправность опорников валов либо катков тележек вследствие проникновения влаги внутрь.

Регулярно нужно обследовать состояние ходовой, катая мотособаку руками. Она также обязана легко кататься от руки при демонтированных цепи и ремне. Раз в 12 месяцев либо через каждые 40 часов работы следует осуществлять техобслуживание ходовой части мотособак.

Техобслуживание мотора

Ключевые правила легко усвоить. Первое, что необходимо проследить, помимо заправки топливом, – уровень масла. Для этого выкручиваем заглушку и смотрим щуп. Добавляем масло до необходимого уровня. Меняем масло через каждые 5 бензобаков израсходованного топлива.

Часто случающаяся неполадка – засорение воздухофильтра снежными мельчайшими частицами либо появление ледяной корки. Признаки – нестабильная работа, дымление, плохо запускается. Просушите фильтр либо установите новый.

Натяжка цепи

Цепь мотособаки сообщает вращательные движения с ведущей звездочки на звездочку, соединенную с ведомым звеном, она не должна быть чересчур натянута, поскольку растет нагрузка на подшипники ведомой части вариаторной КП, а также нельзя допускать ее провисания. Натяжка цепи производится подъемом/опусканием правой доли ступицы, ведомой части вариаторной КП. Со временем цепь способна растягиваться, ее следует натянуть.

Техобслуживание трансмиссии

Защищайте вариаторную КП и ее ответную часть от грязи, контролируйте чистоту и целостность дисков из алюминия, цепи и ремня привода вариаторной КП, обтирайте тряпочкой после завершения каждого выезда, предохраняйте от попадания масел на ремень и диски. Производите смазку вала и щек при потребности. Излишнее количество смазочных материалов способно вызвать неполадки.

Неприкрытый цепной привод нуждается в стабильном уходе и корректировке. Присматривайте за степенью натяжения цепи.

После любой поездки мойте цепь бензином и смазывайте либо обтирайте цепь и профилированные колеса. Всегда желательно брать с собой резервную цепь.

Следите за стяжкой разъемных соединений, чистите и давайте просохнуть мотособаке после любого выезда, храните в горизонтальном положении в сухом проветриваемом месте, и ваш мотобуксировщик будет служить без поломок многие годы.

Как сделать мотобуксировщик своими руками, смотрите далее.

Здравствуйте. Толкач модуль для мотобуксировщика с каждым годом становиться все более популярнее, как собственно и мини снегоходы. Ибо при установке модуля толкача на мотобуксировщик он по сути становиться уже более ближе к снегоходу.

Классическое управление мотобуксировщиком, или мотособакой, как кому будет удобно осуществляется сзади с санок. Это самый распространены вариант управления, но в последнее время его вытесняют модули толкачи, когда водитель сидит спереди мотобуксировщика.

Я уже два года активно использую мотобуксировщик, но не для рыбалки и поездок по льду, а для путешествий по лесу и по заброшенным местам. За это время я стал 100% уверен в том, что с модулем толкачом управление мотобусировщиком будет намного легче и он сам будет маневренные.

Итак, для начала все причины для покупки модуля толкача (если такой вариант есть у производителя вашей техники)

  1. Становится проще управлять мотобусировщиком. Ибо вы направляете только само корыто, а не весь вес мотобуксировщика
  2. Повышается проходимость мотобуксировщика за счет того, что вы уже приминаете перед гусеницей снег модулем. В этом случаи гусеница идет уже от части по следу, а не вгрызается в целину.
  3. Сейчас модули толкачи уже стали комплектоваться фарами, ранее фару мотобусировщика закрывал своей спиной водитель.

Да, если вы ездите только на рыбалку и ваш путь это лед и ровная дорога до места рыбалки, то модуль толкач вам не нужен, в этом не необходимости. Совершить любой маневр за счет огромных простор легко и просто. Но если вы передвигаетесь по лесу, то каждый резкий поворот уже становиться сделать трудно, если ехать за мотобуксировщиком.

Данные выводы я сделал на основе своего личного опыта передвижения на мотобуксировщике, кроме того модули активно использую на севере нашей страны.

Данная публикация открывает цикл статей известного изобретателя, конструктора и популяризатора Виталия Лебедева, который поделится своими знаниями и опытом с энтузиастами вездеходостроения. В первой статье будет рассказано об основных принципах выбора компоновочной схемы, отдельных узлов и агрегатов.

Первые продажи серийных мотобуксировщиков в России начались в 2005 г., и хотя за эти 15 лет их конструкция была значительно усовершенствована, основной принцип остается неизменным. В его основе гусеничный движитель с приводом от четырехтактного бензинового двигателя, тянущий за собой на жесткой сцепке сани или колесный прицеп с водителем, пассажиром и грузом.

Несмотря на имеющийся на российском рынке широкий выбор моделей и производителей, у многих жителей нашей страны есть желание построить мотобуксировщик своими руками. Это вызвано даже не желанием сэкономить, а потребностью проявить свою творческую мысль и испытать свои технические навыки.

Именно поэтому я решил рассказать вам об основных принципах выбора компоновки мотобуксировщика, подбора его агрегатов и комплектующих. В основе данной статьи лежит как мой личный опыт научно-технических изысканий в области проектирования и внедрения в производство мотобуксировщиков, так и пятнадцатилетний опыт нашей компании, осуществляющей производство и модернизацию мотобуксировщиков с самого первого дня существования рынка данной техники.

мотобуксировщик, двигатель, багажный отсек

1. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА МОТОБУКСИРОВЩИКА. ПЕРЕДНЕЕ ИЛИ ЗАДНЕЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ

Компоновочная схема — расположение двигателя в передней или задней части буксировщика — важный параметр, от которого напрямую зависит как масса буксируемого прицепа, так и основная поверхность, на которой мотобуксировщик будет эксплуатироваться.

1.1. Заднее расположение двигателя. Мотобуксировщик с данной компоновочной схемой идеально подходит для использования на плотных укатанных поверхностях или на льду. Такие модели имеют большую багажную площадку на самом буксировщике и легко управляются за счет приближенного к водителю центра тяжести. Буксировщик обычно имеет меньшую высоту за счет подъема гусеницы в передней части. В то же время при движении по глубокому снегу обязательна загрузка багажного отделения, при этом вес груза должен превышать вес двигателя (около 50 кг). Обычно при такой компоновке в случае движения по глубокому снегу пассажира сажают на сам мотобуксировщик.

1.2. Переднее расположение двигателя.

При данной компоновочной схеме мотобуксировщик обладает хорошей проходимостью при движении по глубокому снегу за счет того, что более тяжелая передняя часть уплотняет снег перед собой, а сани, создавая сопротивление, стабилизируют буксировщик в горизонтальной плоскости, увеличивая площадь соприкосновения гусеницы с поверхностью и тем самым улучшая проходимость. При такой компоновке при движении по глубокому снегу водитель и пассажир могут ехать в буксируемых санях. Отрицательными моментами являются необходимость прилагать большие усилия при маневрировании, а также меньший багажный отсек и большая высота буксировщика.

2. ШИРИНА ГУСЕНИЦЫ 380 ММ ИЛИ 500 ММ

2.1. Гусеница 380 мм. Гусеницы такой ширины используются на мотобуксировщиках, предназначенных для использования на плотных укатанных поверхностях при эксплуатации одним водителем или водителем с одним пассажиром. Такие буксировщики не нашли широкого распространения вследствие неудовлетворительной проходимости на глубоком снегу. Однако необходимо отметить их меньший вес и габаритные размеры, что положительно сказывается на удобстве транспортировки.

2.2. Гусеница 500 мм. Наиболее популярны мотобуксировщики с шириной гусеницы 500 мм вследствие их непревзойденной проходимости на глубоком снегу. Такие буксировщики имеют большую багажную платформу, могут оснащаться двигателями большего веса и соответственно большей мощности.

Гусеницы шириной 380 и 500 мм производятся в России и имеются в свободной продаже.

3. ТИП ГУСЕНИЧНОГО ДВИЖИТЕЛЯ. СКЛИЗЫ И КАТКИ

3.1. Склизы.

Основным преимуществом склизов является лучшее очищение внутреннего пространства гусеницы от налипания мокрого снега в совокупности с существенным удешевлением конструкции. Минусом является то, что подвеска мотобуксировщика становится неподрессоренной, и с такой ходовой частью использоваться он может только зимой, поскольку склизы должны постоянно смазываться водой или снегом во избежание быстрого износа пластмассовых направляющих.

3.2. Катки.

Ходовые тележки, приводные и натяжные валы имеются в продаже в специализированных магазинах, торгующих снегоходной техникой.

каток, Россия, буксировщики

4. РАМА МОТОБУКСИРОВЩИКА

4.1. Наибольшее распространение получила рама, изготовленная из квадратного металлического профиля, несложная в изготовлении при мелкосерийном производстве.

4.2. При крупносерийном производстве рамы изготавливаются из пластин, вырезанных с применением лазерной резки, что повышает производительность сборочных работ.

При штучном производстве стоимость пластин, скорее всего, окажется неоправданно высокой, так что в этом случае рама из квадратного профиля будет оптимальным решением.

5. ТИП ТРАНСМИССИИ. АВТОМАТИЧЕСКОЕ СЦЕПЛЕНИЕ, ВАРИАТОР, РЕВЕРС-РЕДУКТОР

5.1. Автоматическое сцепление применяется на моделях, которые не используются в тяжелых условиях и эксплуатируются исключительно водителем или водителем с одним пассажиром. Скорость движения и тяга буксировщика, оснащенного такой трансмиссией, напрямую зависят от частоты вращения выходного вала двигателя. Минусом автоматического сцепления является усиленный износ его дисков при медленном движении и невысокая максимальная скорость буксировщика. Автоматическое сцепление обычно поставляется единым агрегатом в сборе с двигателем.

5.2. Клиноременный вариатор получил наибольшее распространение ввиду хорошей надежности даже при высоких нагрузках. Бесступенчатое изменение передаточного отношения позволяет мотобуксировщику демонстрировать высокие тяговые и скоростные характеристики. Трансмиссия такого типа проста в обслуживании.

5.3. Реверс-редуктор позволяет осуществлять движение задним ходом, что часто бывает необходимо при маневрировании в ограниченных пространствах.

6. ДВИГАТЕЛЬ

За редким исключением, на мотобуксировщиках используются четырехтактные бензиновые одноцилиндровые двигатели с объемом от 200 до 450 см3 и мощностью от 6,5 до 17 л. с. Такие двигатели имеют вес от 20 до 32 кг и оснащаются топливными баками с объемом от 3,5 до 7 литров. Они работают на бензине с октановым числом 92–95 и имеют принудительное воздушное охлаждение. Двигатели могут быть оснащены генератором с током от 0,6 до 18 А и электрическим стартером.

6.1. Двигатель мощностью 6,5 л. с. с объемом 200 см3 и топливным баком 3,5 литра подходит для моделей с гусеницей 380 мм в сочетании с автоматической трансмиссией. Буксировщик, оснащенный таким двигателем, может эксплуатироваться водителем с одним пассажиром.

6.2. Двигатель мощностью 9 л. с. с объемом 270 см3 и топливным баком 5 литров подходит для моделей с гусеницей 500 мм в сочетании с автоматической трансмиссией или вариатором. Буксировщик, оснащенный таким двигателем, может эксплуатироваться водителем с одним-двумя пассажирами.

6.3. Двигатель мощностью 15 л. с. с объемом 420 см3 и топливным баком 6,5 литра подходит для моделей с гусеницей 500 мм в сочетании с вариатором. Буксировщик, оснащенный таким двигателем, может эксплуатироваться водителем с тремя-четырьмя пассажирами.

6.4. Двигатель мощностью 17 л. с. с объемом 450 см3 и топливным баком 7 литров лучше всего подходит для установки на тяжелые двухгусеничные мотобуксировщики, которые могут эксплуатироваться водителем с четырьмя-пятью пассажирами.

Все рассмотренные двигатели — низкооборотные с высоким крутящим моментом. Они обладают значительным моторесурсом и легким запуском в любых погодных условиях.

генератор, моторесур, реверс-редуктор

7. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

В настоящее время на мотобуксировщиках применяются дисковые тормоза с гидравлическим (от скутеров) или механическим (от велосипедов) приводом. Лучше всего использовать тормоза от скутера, поскольку они существенно более эффективные и надежные.

8. ЦЕПНАЯ ПЕРЕДАЧА

Идеальным передаточным отношением трансмиссии является соотношение от 1 к 2,5 до 1 к 3. В мотобуксировщиках используется цепная передача с шагом 15,875, обладающая достаточной долговечностью.

9. ОБЛИЦОВКА, ПОЛ

Облицовка необходима для защиты двигателя и может выполняться из металла, пластмассы или ткани. Для изготовления пола используется пластмасса или влагостойкая фанера.

10. УПРАВЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЕМ

Для управления дроссельной заслонкой двигателя может использоваться вращающаяся ручка от мотоцикла или рычаг от снегохода.

11. САНИ ДЛЯ МОТОБУКСИРОВЩИКА

При выборе саней следует руководствоваться тем, чтобы ширина саней превышала ширину гусеницы не более чем на 200 мм. В противном случае при движении по глубокому снегу сопротивление движению со стороны саней будет избыточным.

трансмиссия, скутер, тормоза

Мы рассмотрели основные особенности, на которые стоит обратить внимание при подготовке к самостоятельному проектированию мотобуксировщика. В следующих статьях мы рассмотрим возможные проектные решения и обсудим процесс самостоятельного производства. Изложенную информацию можно учитывать и в случае приобретения серийного мотобуксировщика.

Желаю удачи при изготовлении, покупке и дальнейшей эксплуатации этого замечательного транспортного средства!

Если Вы, после прочтения статьи, заинтересованы в покупке каких-либо комплектующих. То задайте нам вопрос, воспользовавшись разделом.

Ходовая часть мотобуксировщика своими руками

Ходовую часть мотобуксировщика можно отнести к одной из наиболее дорогих и конструктивно сложных в изготовлении частей. Чаще всего ходовая часть мотобуксировщика, приобретается уже в сборе. Это действительно является оправданным, так как наличие ходовой мотобуксировщика в сборе, позволяет уменьшить время на изготовления мотобуксировщика своими руками. При изготовлении ходовой части, обратите внимание, на то, что последняя должна быть оснащена крепежными элементами (отверстиями) к которым происходит фиксация рамы мотобуксировщика. Для избегания зацепов при движении, чаще всего рама фиксируется к ходовой части винтам с потайной головкой (см. гост 17475-80). Расположение крепежных элементов рамы и ходовой части самодельного мотобуксировщика зависит от положения силового агрегата (двигателя).

Подвеска мотобуксировщика

  1. катковой
  2. склизовой
  3. комбинированный тип подвески

Если кратко, то тип и конструкция подвески влияет как на скоростные характеристики мотобуксировщика так и на "жесткоcть" его движения. Например в мотобуксировщиках со склизовой подвеской, в зазор ходовой части, при движении по целине, будет попадать меньшее количество снега, нежели если бы у мотобуксировщика была катковая подвеска. Таким образом в "склизовых" мотобуксировщиках силовой агрегат (двигатель) при движении работает с меньшими перегрузками и, как следствие, менее подвержен перегреву.

Мощность двигателя мотобуксировщика

Если приводной двигатель мотобуксировщика у Вас уже есть в наличии, то можете пропустить этот раздел. Если Вы только собираетесь приобрести его, то обратите внимание на ряд пунктов. При выборе силового агрегата для самодельного мотобуксировщика чаще всего обращают внимание на следующих производителей: Honda, GreenFild, Lifan и MTR. Как правило, выбор двигателя мотобуксировщика основывается, либо на Ваших личных предпочтениях и опыте использования, либо на рекомендациях, а так же стоимости и надежности двигателя конкретной марки. При выборе двигателя для самодельного мотобуксировщика, следует обратить внимание на диаметр вала последнего, а так же на его максимальную мощность. Ко вторичным параметрам двигателя можно отнести: наличие катушки освещения и системы электронного пуска. Подробнее ознакомиться с номенклатурой поставляемых нами двигателей, а так же их стоимость, пройдите по ссылке.

На производимыми нами мотобуксировщиками мы в основном устанавливаем двигатели марки Lifan (Китай). Почему мы остановились на данном производители? Прежде всего компания Lifan в первой сотне лучших компаний Китая (в Китае, компания Lifan более известна по производству мотоциклов). Объемы колоссальны и номенклатура производимых изделий не ограничивается только двигателями. Концерн Lifan выпускает с "конвеера" так же мотоциклы, автомобили и генераторы, поэтому качество, при таком объеме выпускаемой продукции, должно быть соответствующим.

Не будем утверждать, но на самодельные мотобуксировщики чаще устанавливаются двигатели мощностью 6.5 л.с. Наминала мощности в 6.5 л.с. оказывается вполне достаточным для транспортировки малогабаритных грузов. Однако, если в сцепке с мотобуксировщиком идет более двух волокуш с габаритными грузами то конечно же мощности в 6.5 л.с. будет недостаточно для надежного движения.

Как показала практика, мощности двигателя в 6.5 л.с. оказывается явно недостаточно, в особенности когда мотобуксировщик движется по глубокому снегу ("пухляку"). Запас по "лошадиным силам" никогда не будет лишним, при этом разность в цене между двигателями 6.5 л.c. и 15 л.c. не существенен. Однако, следует иметь ввиду, что более мощные двигатели являются и более габаритными.

Например, китайские двигатели марки Lifan 15 л.c., как показала практика, имеют больший ресурс работы и более качественное исполнение, чем менее мощные двигатели из этой "линейки".

Трансмиссионные комплекты (трансмиссия)

Как передать полезный момент с вала двигателя на гусеницу мотобуксировщика? Два варианта: использовать вариатор и ведомый шкив, либо использовать цепную передачу и автоматическое сцепление. На данный момент, мы предлагаем первый вариант т.е. использование трансмиссионных комплектов на основе вариатора.

Читайте также: