Сопоставьте эти высказывания и сделайте вывод как определяют эти понятия различные герои горе от ума

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Высказывания выдающихся людей.(Возможные варианты эпиграфа)

• В наш век слепцам безумцы вожаки. (Шекспир)
• Мудрый не покоряется безрассудной воле толпы, а сам дает ей направлений. (И. Лажечников)
• В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности. ( В. Белинский)
• Умный любит учиться, а дурак учить. ( А. Чехов)
• Вера в то, что глупцы не думают, - самая опасная форма оптимизма. (Данил Рудый)
• От ума до рассудка гораздо дальше, чем полагают. (Наполеон)
• Каждый из нас бывает дураком по крайней мере 5 минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит. (Хаббард)
• Человек, который ищет истину и обычно отклоняется от принятых истин, обычно считается сумасшедшим. (Гельвеций)

4. Представление групповых исследовательских работ учащихся - компьютерных презентаций с комментариями. (Учащиеся самостоятельно составляют опору по каждой презентации в тетради)
Групповые презентации готовилась учащимися дома по предложенному учителем алгоритму. (Презентации см. на диске).

Алгоритм работы 1 группы.

Алгоритм работы 2 группы.

Алгоритм работы 3 группы.

Алгоритм работы 4 группы.

6. Рефлексия ученическая и учительская.
• Сегодня на уроке я…
• Что получилось и что не получилось?
• Достигли ли цели, поставленной в начале урока?
• Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?
• Какие новые вопросы возникли в конце урока?

В данной статье приводится анализ поведения героев, дается не только описание с использованием цитат из оригинального текста, но и выясняется, чем отличаются друг от друга герои и есть ли между ними что-то общее.

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

Сам автор подчеркнул, что в его произведении лишь одного персонажа можно назвать здравомыслящим человеком.

Чацкий

Суть общественного конфликта

Фамусов

Всё новое ему кажется диким, враждебным, угрожающим его беззаботному существованию.

Чацкий же активно вступает за кардинальные изменения сложившихся устоев. Он за просвещение, за свободу личности, за жизнь, в которой ценится сам человек, а не его положение в обществе.

Поведение

Чацкий не боится иметь своё мнение, высказывать и отстаивать его. Такое поведение Фамусову кажется недопустимым.

Фамусов и Чацкий

Фамусовское окружение тоже не готово к резким жизненным переменам. Они считают молодого вольнодумца опасным для общества, пускают слух о его сумасшествии и выживают из Москвы.

Взгляды

Взгляды Чацкого и Фамусова, хороши описанные в таблице, расходятся практически в отношении всех сфер человеческой жизни. Помещик упорно не хочет отказываться от своих убеждений и в отношении дочери придерживается таких же методов воспитания, через которые прошёл сам.

В понимании Фамусова ум – это способность хорошо устроиться в жизни.

Умный, мужественный, благородный, честный молодой человек.

О характере Фамусова нелестно отзывается даже его дочь. Автор показывает его как глубоко консервативного, ярого крепостника, уважающего только знатных и богатых людей.

Отношение к людям

Чацкий ценит людей не за их материальное положение, а за личные качества. Ему чужды гордецы, такие качества, как обман, подлость, лицемерие. Он уважает в человеке чувство собственного достоинства, смелость в суждениях.

Отношение к богатству, чинам

Главные ценности в жизни – качества человека, его стремления, дела. Для Чацкого высокий чин или толстый кошелёк – не показатели благородства.

Чин, богатство и выгодные связи – вот приоритеты Фамусова и ему подобных.

Отношение к службе

Чацкий предпочитает служить не людям, а делу. Он переживает за будущее своей страны, своего народа. Не приемлет подхалимства ради карьеры.

Отношение к крепостному праву

Герой к крепостничеству относится отрицательно, выступает за облегчение жизни простого народа. С возмущением он описывает случай, когда людей меняли на породистых щенков.

Крепостное право – это гарантия комфортной жизни для Фамусова и его окружения. Им выгоден такой строй. Они не считают прислугу за людей.

Отношение к иностранному

Отношение к образованию

Чацкий видит благо для страны в развитии науки, искусства, в просвещении граждан.

Занятия и времяпрепровождение

Не признаёт бессмысленного времяпрепровождения, не приносящего пользы ни душе, ни уму.

Любит праздность, мотовство, пир.

Для Чацкого идеал – свобода мысли, слова и дела, искренность в чувствах и верность правде несмотря ни на что.


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ
(1795-1829)

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

I. Образ фамусовской Москвы.
Анализ ключевых монологов Фамусова.
Фрагменты комедии в актёрском исполнении

1. Сравните три взгляда на Москву, данные автором и героями комедии:

2. Как в этих цитатах представлены противоборствующие силы, определяющие напряжение сценического действия?

II. Групповая работа.
Выявление отношения героев к Москве. Анализ ключевых эпизодов:

Группа 1.
Монолог Чацкого и его диалог с Софьей о прежней Москве (д. 1, явл. 7).

Какие характеристики Чацкий даёт москвичам?

В каких словах заметно его ироническое отношение к Москве?

Группа 2.
Монологи Фамусова о распорядке его жизни и о Максиме Петровиче (д. 2, явл. 1).

Какой образ московской жизни описывает Фамусов?

Почему Фамусов идеализирует жизнь Максима Петровича?

Группа 3.
Монолог Фамусова о Москве (д. 2, явл. 5).

Каковы его суждения о гостеприимстве, молодёжи, старшем поколении и московских дамах?

Докажите, что Фамусов восхищается Москвой, а автор относится к московским порядкам с иронией.

Каковы жизненные интересы гостей?

Какие конфликты определяют напряжение сценического действия в каждом явлении?

Как характеризует гостей их речь?

Каково место этого эпизода в комедии?

…Искусно как коснулись вы / Предубеждения Москвы / К любимцам, к гвардии, к гвардейским, к гвардионцам…

И дым Отечества нам сладок и приятен…
Прямой был век покорности и страха…
Да и кому в Москве не зажимали рты / Обеды, ужины и танцы?

Обобщающий вопрос:

Какой показана Москва в восприятии героев комедии?

IV. Система образов комедии.
Скалозуб и Молчалин. Образ Софьи. Гости Фамусова

Аналитическая беседа:

— Какова общественная и личная позиция Фамусова? Нравственна ли она? Обоснуйте свой ответ.

— Какие черты Софьи автор осуждает? Почему? *Как этот образ соотносится с принципами сентиментализма и романтизма?

— Дайте оценку образу Скалозуба. Какова его смысловая роль в пьесе?

— Какое значение имеют в комедии образы Лизы, Репетилова, гостей Фамусова? Подтвердите свой ответ примерами.

Обобщающая беседа:

Определите, что объединяет всех представителей фамусовского общества. Обоснуйте свою позицию.

*Что общего у Фамусова и Молчалина, Фамусова и Софьи, Молчалина и Скалозуба, Софьи и Лизы?

В чём могущество фамусовской Москвы? Почему этот мир крепок?

Каково его отношение к прогрессу, просвещению, книгам? Почему?

VI. *Исследовательская работа.
Выявление самооценок представителей фамусовского общества и их оценок другими персонажами.

Заполнение цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Выявление самооценок представителей фамусовского общества и их оценок другими персонажами

Не хвастаю сложеньем; / Однако бодр и свеж, и дожил до седин, / Свободен, вдов, себе я господин…
Монашеским известен поведеньем.
Что за комиссия, Создатель, / Быть взрослой дочери отцом.
Моя судьба ещё ли не плачевна?

Лиза: …Вы баловник, к лицу ль вам эти лица.
Пустите, ветреники сами, опомнитесь, вы старики…
Софья: …Брюзглив, неугомонен, скор…
Чацкий: Ну что ваш батюшка? Всё Английского клоба / Старинный, верный член до гроба.
Низкопоклонник и делец…
Хлёстова: Ведь полоумный твой отец.
Молчалин: И вот любовника я принимаю вид / В угодность дочери такого человека…

Итоговый вопрос:

Какие нравы и поступки, высмеянные в пьесе, осуждаются и сегодня?

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатных таблиц.

Выучить наизусть один из монологов Фамусова.

Выявить главную мысль каждого монолога Чацкого.

Индивидуальные задания.

Составить словарики историко-культурных реалий ко второму и третьему действиям комедии.

Групповое задание. Подготовить коллективный учебный проект.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение наизусть и по ролям. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика главного героя комедии. Выявление романтических и реалистических принципов изображения жизни и человека.

— Кого в пьесах называют резонёром? Какова роль резонёра в комедии классицизма?

Почему резонёром называют Чацкого?

— Каких персонажей русской литературы называют странными героями?

Есть ли в них сходство с Чацким? Обоснуйте свой ответ.

II. Фрагменты комедии в актёрском исполнении.
Анализ ключевых монологов Чацкого.
Особенности любовной интриги

Общий план работы групп:

— Прочитайте выразительно монолог. Определите его тему.

— При каких обстоятельствах звучит этот монолог?

— Кто и что обличается в монологе? Какова его главная мысль?

— Каков пафос монолога?

— Занесите основные выводы исследования в обобщающую таблицу.

О москвичах говорится с иронией, но радость приезда в Москву смягчает жёсткость оценок. Монолог и диалог с Софьей открывают две линии конфликта: личную и общественную

Чувство горечи оттого, что Софья полюбила недостойного человека. Монолог продолжает любовную линию комедии

Обобщающая беседа:

В каких монологах преобладает личная драма Чацкого?

В чём особенности любовной интриги в комедии?
(Конфликт Чацкого с фамусовским обществом является и общественным, и личным. Разлад ума и сердца роднит пьесу с комедийной традицией. Но Чацкий не может принять устаревшие законы социального устройства. Мысль о безумии от любви наполняется общественным содержанием, злобные сплетни Москвы становятся зловещей силой, которую невозможно победить.)

От чего Чацкий больше страдает: от общественной или личной драмы?

IV. Групповая практическая работа.
Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками (см. урок 21):

Группа 1. Чацкий и Фамусов.

Группа 2. Чацкий и Молчалин.

Группа 3. Чацкий и Скалозуб.

Группа 4. Чацкий и Репетилов.

Группа 5. Чацкий и Софья.

Принадлежат к дворянскому классу, имеют благородное происхождение. Очень давно знакомы, так как Чацкий рос в доме Фамусова

Почти ровесники. Оба связаны с Софьей и домом Фамусова. Оба умны, но их ум имеет разную направленность

V. Художественная функция внесценических персонажей
Обобщающая беседа:

Какова роль образов внесценических единомышленников Чацкого?

Охарактеризуйте двоюродного брата Скалозуба.

Охарактеризуйте князя Фёдора, племянника княгини Тугоуховской.

Какую характеристику даёт ему княгиня?

*Кто, по-вашему, Чацкий: реалистический или романтический герой?
(Грибоедов в образе Чацкого показывает, что романтические герои-скитальцы — это порождение самой жизни. Их убеждения, чувства, мировосприятие находятся в противоречии со светским обществом. Фамусовская среда готовит им духовную гибель и превращает в изгнанников. Образ Чацкого несёт в себе и черты реалистического героя. Обладая типическими чертами героя времени, он действует в типических обстоятельствах. В пьесе есть сведения о его прошлом, показаны закономерности взаимодействия человека и среды, в которой он живёт, и др.).

Итоговые вопросы:

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатной таблицы.

Подготовить выразительное чтение наизусть и сделать письменный анализ одного из монологов Чацкого.

Индивидуальные задания.

Выбрать из комедии крылатые выражения, и объяснить их обобщающий смысл.

Прокомментировать роль в комедии слов с корнем -ум- и их синонимов (разум, рассудок и др.).

Составить словарик историко-культурных реалий к четвёртому действию комедии (по выбору).

Групповые задания.

Выписать слова и выражения, характерные для речи Чацкого, Фамусова, Молчалина, Скалозуба, Лизы (по группам).

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.

БИОГРАФИЯ
А. С. ГРИБОЕДОВА
(1795-1829)

В биографии А. С. Грибоедова до сих пор много неясного. Точно неизвестно, когда родился Грибоедов — в 1790 или в 1795 году. Сейчас годом рождения принят 1795-й, другие документы называют иную, более раннюю дату. Для понимания жизни и творчества Грибоедова эти расхождения существенны: мы не можем с точностью сказать, кто Грибоедов — вундеркинд, в 13 лет окончивший Московский университет со степенью кандидата, или нормально развивавшийся человек, который в довольно зрелом по тем временам возрасте завершил свое единственное произведение. Столь же много туманного и в освещении других мест в биографии драматурга.

Происхождение и ранняя одаренность Грибоедова
А. С. Грибоедов родился в старинной дворянской семье отставного секунд-майора Сергея Ивановича Грибоедова, который женился на своей однофамилице Настасье Федоровне Грибоедовой. Первоначальное образование будущий драматург получил дома под руководством преподавателей Московского университета. В 1803 году поступил в Московский университетский благородный пансион, в 1806 году стал студентом словесного отделения Московского университета, которое окончил со степенью кандидата в 1808 году. К этому времени Грибоедов овладел основными европейскими языками, знал древние языки. Позднее он изучал восточные языки. Помимо способностей к языкам, Грибоедов обладал многочисленными талантами: успешно занимался философией, археологией, политикой (слушал лекции на этико-политическом отделении университета), сочинял музыку (известны два его вальса) и импровизировал на фортепиано.

Во время Отечественной войны 1812 года Грибоедов добровольно записался в Московский гусарский полк (корнет), но в боях не участвовал. После войны служил адъютантом при генерале А. С. Кологривове, племянники которого — Д. Н. и С. Н. Бегичевы стали его друзьями.

В кругу петербургской молодежи он упивается духом вольнолюбия, появляется на веселых пирушках. Однажды он оказался замешанным в дуэльную историю. На поединке Грибоедов был легко ранен.

Вскоре он принял место секретаря русской дипломатической миссии в Персии и в августе 1818 г. выехал на Восток.

При жизни драматурга комедия так и не была полностью издана, но автор продолжал над ней работать.

Последний год жизни А. С. Грибоедова

В 1828 году к Грибоедову пришла большая любовь. Он женился на Н. А. Чавчавадзе, дочери известного поэта и общественного деятеля Грузии. Вместе с женой драматург отправился в Тавриз, где находились иностранные миссии.

Дипломатическая служба Грибоедова состояла в наблюдении за исполнением Туркманчайского договора, по которому Персии полагалось выплатить России контрибуцию и освободить русских пленных для отправки домой. Деятельность его осложнялась крайней бедностью разоренной войной страны, ростом антирусских и антиправославных настроений, фанатизмом суеверной толпы и интригами англичан, препятствовавших установлению дружеских отношений между Россией и Персией.

Судьба, проказница-шалунья,
Определила так сама:
Всем глупым — счастье от безумья,
Всем умным — горе от ума.

Целостное восприятие сюжета требовало соблюдения драматургических правил, дисциплины мысли, законов композиции, организации комедийного материала. Такие правила выработало искусство классицизма (единство места, времени и действия). Однако Грибоедов придавал им не формальный, а содержательный смысл. Так, единство действия, хотя и ослабленное, обусловлено непримиримым столкновением Чацкого с обществом и с его главными лицами (Фамусовым, Софьей, Молчалиным). Единство места нужно драматургу потому, что конфликт происходит в доме Фамусова, символизирующем всю аристократически-патриархальную Москву. Единство времени также получает свое оправдание: три года странствовал Чацкий, но мало изменился, оставшись прежним, благородным, увлеченным, задорным, несколько восторженным молодым человеком, нисколько не повзрослевшим, волнуемым теми же надеждами и иллюзиями. Один день в доме Фамусова открыл ему такое знание о мире, о людях, которое до этого дня было ему недоступно. Он сразу повзрослел, возмужал, стал более трезвым и менее восторженным.

Наряду с содержательным переосмыслением классицистической драматургии Грибоедов смело и решительно нарушил одно из условий комедии классицизма. Он написал пьесу вольными ямбами, разностопными стихами (ямб у него то трехстопный, то четырехстопный, а то и пяти-шестистопный), какими обычно писались басни.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим.
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет.

Тема безумия от любви, сначала игривая, легкая в словах Лизы, постепенно наполняется широким и глубоким содержанием и получает даже зловещий оттенок.

Чем возвышеннее и трагичнее обрисовывается Чацкий, тем более глупыми, нелепыми и пошлыми изображаются обстоятельства, в которые он попадает.

Грибоедов очень тонко и точно подметил, откуда фамусовское общество черпает пополнение. Кроме главного антагониста Фамусова, пародийного антагониста Репетилова, у Чацкого есть еще один — Молчалин.

Человеческие качества Молчалина прямо согласуются с его жизненными правилами, которые он четко формулирует: умеренность и аккуратность, зависимость от других, бессловесность и отказ от собственных мнений. В общении Молчалина с фамусовским кругом его речь становится вкрадчивой, сдержанной. Молчалин знает дистанцию и соблюдает предписанный слуге и служащему этикет. Однако его молчаливость пропадает, когда он оказывается наедине с Лизой. Тут он красноречив, многословен, развязен, груб, фамильярен и беззастенчиво циничен.

Софьи (по-гречески — мудрость) вовсе не глупа, и ей совсем не чужда новизна. Но новизна новизне рознь. Грибоедов, как и его герой Чацкий,— сторонник далеко не всякой новизны, а только такой, которая облагораживает нравы и сулит пользу обществу. Драматурга занимает вопрос, почему неглупая девушка, которая могла бы составить счастье Чацкому, став его настоящей подругой, изменяет своим ранним духовным и душевным потребностям (когда-то она разделяла взгляды Чацкого) и по собственной воле попадает в глупое, смешное положение. Грибоедов словно иронизирует над именем Софьи: какая тут мудрость, если в конце комедии героиня узнает, что она жестоко обманута и обманулась? Более даже обманулась, чем была обманута, потому что не Молчалин играет активную роль в романе Софьи, а она сама.

В лице Софьи Грибоедов раскритиковал сентиментализм, в лице Чацкого — просветительские и романтические мечтания, слишком безмятежное приятие жизни. Как писатель, он изначально не принял романтизма. Но само течение жизни заставило Грибоедова пересмотреть свои взгляды. Не жаловавший романтиков, драматург финалом своей комедии вынужден признать, что романтический жест Чацкого, его бегство — следствие жизненных обстоятельств, которые, углубляя разочарование к обществе, перерастающее в непримиримый конфликт, выталкивают героя из среды. Стало быть, сама жизнь порождает романтизм и романтических скитальцев, подобных Чацкому. Герой становится романтическим изгнанником вследствие того, что его убеждения, чувства, весь образ существования не могут быть примирены со светским кругом, где его ожидает духовная гибель и где он не сможет сохранить свое лицо. Жизнь делает Чацкого вынужденным романтиком, превращая его в изгоя. Не случайно, что некоторые последующие произведения намечены Грибоедовым в духе романтизма. (вернуться к уроку)

3. Опишите гостей Фамусова. В чем своеобразие каждого из них, что их сближает?

9. Какой конфликт — личный или общественный — выступает основным и где они пересекаются?

11. Прочитайте наизусть выбранный Вами монолог и сделайте его краткий анализ.

13. Почему Пушкин считал, что Чацкий не умный человек? Каково Ваше мнение? Попробуйте ответить на этот вопрос, рассматривая Чацкого как живое человеческое лицо и как героя комедии, в качестве художественного образа.

Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.

У девушек сон утренний так тонок.

Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.

Нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок.

Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

Ах! Если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далеко.

Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног.
Влажен, кто верует, тепло ему на свете.

Объясните крылатые выражения в комедии. Введите их в предложения собственной конструкции. Продолжите список крылатых выражений из текста комедии.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.



Взгляды Чацкого и фамусовского общества на жизнь

Отношение к богатству, чинам, службе

Секретарь Фамусова Молчалин тоже считает, что нужно угождать начальнику, и, на всякий случай, угождает даже всем в его окружении, точно следуя завещанию своего отца.

Отношение к кумовству, протекции

Отношение к подражанию иностранцам

Отношение к образованию, просвещению

Чацкий с горечью говорит, что если какой-нибудь молодой человек увлечётся науками или искусством, тотчас в обществе он прослывёт опасным человеком, мечтателем.

Отношение к московским нравам и времяпрепровождению

Отношение к крепостному праву


Основу материального благополучия людей фамусовского общества составляет крепостное право. Но это же можно сказать и о дворянине Чацком. Грибоедов не показывает его как человека идеального. Чацкий не служит, путешествует по другим странам, а материально его обеспечивают крепостные крестьяне, которых у него 3 или 4 сотни (насчёт количества крепостных Чацкого у Фамусова и Хлёстовой нет единого мнения).

Идеалы Чацкого и фамусовского общества

Идеал Чацкого — свободная жизнь и служба на пользу не себе, а Отечеству. Для этого, по его мнению, в стране нужны преобразования. Люди, подобные Чацкому, стремились к свободе личной и общественной, к идеалам просвещения, образования и подлинной национальной культуры.

Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества (таблица)

Вывод

Чацкий и подобные ему люди вырвались из паутины предрассудков и обычаев дворянской среды и стремятся приблизить начало преобразований в стране.

Читайте также: