Снегоход из мотобуксировщика своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Мотобуксировщик значительно дешевле как в момент покупки, так и в обслуживании. Но чтобы сэкономить еще больше, можно собрать мотобуксировщик своими руками. Особенно если у вас для работы есть необходимый набор инструментов. В этой статье попробуем разобраться, что нужно знать, прежде чем приступить к изготовлению мотобуксировщика.

Навигация по статье

  • Какие инструменты потребуются, чтобы собрать мотобуксировщик самостоятельно?
  • Какие нужны материалы для сборки мотобуксировщика?
  • Чертежи для мотобуксировщика
  • Двигатель, сердце мотособаки. Цена не так важна, как мощность
  • Расположение привода
  • Несущая рама самодельного мотобуксировщика
  • Подвеска мотобуксировщика
  • Гусеницы для мотобуксировщика
  • Какая трансмиссия лучше для самостоятельного изготовления мотобуксировщика?
  • Электрообрудование и системы управления
  • Мотобуксировщик — делать самому или покупать?

Мотобуксировщик своими руками — нюансы изготовления

Мотобуксировщик, или мотособака, — незаменимый помощник не только для рыбака и охотника, но и в личном хозяйстве.

На мотобуксировщике удобно перевозить тяжелый груз, если местность труднопроходима: он отлично показывает себя как на снегу и льду, так и в болотах, на мягкой земле; не боится грязи.

Зимой мотобуксировщик выполняет те же функции, что и снегоход. Но перед снегоходом у него 2 весомых преимущества:

  • для управления не нужны права;
  • мотобуксировщик значительно дешевле как в момент покупки, так и в обслуживании.

Но мы попробуем сэкономить еще больше на самостоятельной сборке.

Введение

Какие инструменты потребуются, чтобы собрать мотобуксировщик самостоятельно?

1. Сварочный аппарат надежно скрепит крупные детали без заклепок и болтов.

2. Болгарка поможет разделить заготовки на отдельные части. Понадобится подобрать специальные насадки.

3. Электродрель.

4. Комплект гаечных ключей.

5. Отвертки, напильник и другие мелкие инструменты.

Так же необходим доступ к токарному и фрезерному станкам.

Какие инструменты потребуются

Какие нужны материалы для сборки мотобуксировщика?

1. Чертежи, подготовленные самостоятельно или найденные в сети.

3. Профильная круглая труба для остова (рамы).

4. Гусеницы и колеса на ходовую часть.

5. Элементы подвески.

6. Звездочки, подшипники, цепь, гайки, болты и т.д.

volga-1100-07.jpg

volga-1100-08.jpg

volga-1100-19.jpg

volga-1100-20.jpg

volga-1100-44.jpg

volga-1100-80.jpg

Чертежи для мотобуксировщика

Мотобуксировщики часто собирают самостоятельно в гаражных мастерских. Поэтому чертежи можно легко найти на просторах интернета. Мастера-любители создают собственные уникальные конструкции и делятся ими с другими.

Чертежи

Двигатель, сердце мотособаки. Цена не так важна, как мощность

Обычно для изготовления мотобуксировщиков берут одноцилиндровый карбюраторный двигатель. Это могут быть как дорогостоящие моторы от Honda и Yamaha, так и более доступные от MTR или Lifan.

Разница в цене большая, но мощность, как показывает практика, равносильна.

Находчивые мастера используют моторы для скутеров, мопедов и даже движки от бензопил.

Для транспортировки одного человека и грузов на 30-50 кг хватит и 6 л.с. Для перемещениях 2-х человек и грузов свыше 150 кг желательно больше 9 л.с.

Двигатель

Расположение привода

Переднеприводные мотобуксировщики лучше в плане управляемости, проходимости и маневренности. Заднеприводные чаще изготавливают как практичное средство передвижения и для того чтобы была возможность установить лыжный модуль.

Несущая рама самодельного мотобуксировщика

К раме мотобуксировщика нужно подойти со всей ответственностью: она подвергается большим нагрузкам, особенно на бездорожье. Сваривается она из профильных труб с прямоугольным сечением. Как правило, трубы выбирают с 3-миллиметровой толщиной стенок. Меньше смысла нет: если металл слишком тонкий, он быстро деформируется.

Не помешает добавить и оцинкованный лист, чтобы закрыть гусеницу.

Рама

Подвеска мотобуксировщика

От того, какой тип вы выберете тип подвески, будет зависеть размеренность и скорость передвижения.

Подвеска может быть:

  • склизовая;
  • катковая;
  • комбинированная.

Зимой надежнее и быстрее остальных — склизовая подвеска. Она меньше всего забивается снегом. Двигатель благодаря надежности этой конструкции работает стабильнее, без перегревов.

Но если вы хотите использовать мотобуксировщик в любое время года, выбирайте катковый тип с пружинными катковыми опорами, чтобы он плавней передвигался. Конечно, катковая подвеска будет хуже вести себя на снегу, особенно если он сыпучий и глубокий, но для летних месяцев она подходит безупречно.

Комбинированная подвеска совмещает в себе как достоинства, так и недостатки обоих типов.

Гусеницы для мотобуксировщика

Выбор гусениц — широкие (от 500 мм и больше) или узкие (380 мм) — зависит от сценариев использования самодельного мотобуксировщика.

Широкие гусеницы более устойчивы, особенно на высоких скоростях. На узких гусеницах cскорость меньше, но проходимость не хуже. Особенно если выбирать для сборки более компактные варианты мотобуксировщика: чем легковеснее мотор и гусеницы, тем маневреннее машина и меньше опасности провалиться под лед.

Гусеницы

Какая трансмиссия лучше для самостоятельного изготовления мотобуксировщика?

Коробка передач может быть механической, автоматической и вариаторной. Некоторые имеют реверс (возможность заднего хода).

У автоматической трансмиссии больше тяговое усилие, но детали изнашиваются быстрее -- и она нуждается в регулярном техобслуживании.

Механическая проще, не просит частого ремонта. Можно использовать коробку от старого автомобиля. В эксплуатации, конечно, менее комфортна, но помогает сэкономить на бензине. Главное слабое место у механической коробки — приводной ремень, который часто приходится менять.

Трансмиссия

Электрообрудование и системы управления

Руль можно снять со старой техники. Для управления мотобуксировщиком обычно используют руль, связанный с КПП, ручкой сцепления и газом.

Можно обойтись без электростартера, чтобы снизить затраты на изготовление. Ручной пуск более надежен, реже ломается.

Хотя без освещения, особенно зимой, когда рассветает поздно, а темнеет рано, приходится тяжело. Поэтому машину лучше всего снабдить катушкой на 7 ампер, чтобы беспроблемно питать фары.

Мотобуксировщик — делать самому или покупать?

Создать мотобуксировщик самостоятельно, особенно без необходимых знаний, опыта и инструментов — не простая задача. Но при должном внимании к деталям, терпении и мастерстве мотобуксировщик станет основательно выполненной машиной, которую вы будете знать изнутри.

Покупка уже готового мотобуксировщика может сэкономить время и силы. И вы будете уверены, что у вас не возникет трудностей в замене комплектующих или при обращении в сервис, если по каким-то причинам вы не сможете починить машину самостоятельно. Не всегда это вопрос навыков и знаний, иногда это все тот же вопрос времени и сил.

Вы также можете посмотреть мотобуксировщики на нашем сайте, чтобы ознакомиться с ассортиментом и комплектующими, представленными на рынке.











Снегоход – универсальное техническое средство для передвижения в зимнее время года. Благодаря особенностям ходовой части оно способно преодолевать километры глубокого снега, развивая при этом до 50-70 км/ч. Экономный расход топлива, маневренность и необычайная простота управления – вот все то, что делает его незаменимым там, где зимние метели и сугробы бывают едва не круглый год. Правда, стоимость таких машин колеблется от нескольких до десятков тысяч у.е., что затрудняет процесс покупки.

В ситуации, когда приобретение заводского снегохода – нереальная мечта, а обстоятельства требуют его наличия, на помощь приходят самоделки, готовые решить ее менее затратным способом. Одной из них считается переделка мотоблока в снегоход, которой мы посвятим материал статьи.

Что такое мотоблок

Мотоблок является универсальным агрегатом, который используется для проведения сельскохозяйственных работ. Это устройство помогает облегчить труд на приусадебном участке. Конструкция выполнена на базе одноосного шасси. Человек, управляющий мотоблоком, идет вслед за машиной и держит ее за ручки, на которых расположены органы управления.

На мотоблоках устанавливаются в основном бензиновые двигатели, но встречаются и дизельные. Силовые агрегаты мотоблоков имеют автоматические регуляторы частоты вращения, которые упрощают работу оператора. Мощность двигателей составляет от одной до десяти лошадиных сил.

Мотоблок Беларусь! Поехали! - YouTube


Выбор мотора

Перед окончательной сборкой позаботьтесь о тщательном выборе силового агрегата. Три рассмотренных варианта являются оптимальными:

  1. Мотор с ручным управлением и тягово-сцепным устройством – идеальный выбор. Это могут быть МБ-2, МБ-1 или Нева. Среди отличительных характеристик стойкость к экстремально низким температурам и высоким нагрузкам, а также необычайная надежность.
  2. Малым весом и простой конструкцией отличаются двухтактные мотоблочные моторы. Ключевое преимущество заключается в простоте ремонта.
  3. Четырехтактные силовые агрегаты японских производителей с одним цилиндром также станут хорошим выбором. Они должны быть дополнены системой воздушного охлаждения. Среди преимуществ – стойкость к коррозионным процессам, устойчивость к перегреву и высокие технические характеристики.

Выбор мотора

Во что его можно переделать

Для создания переделок из мотоагрегата нужны лишь элементарные знания механики и наличие инструмента. Крепкая конструкция блока, очень удачно разработанная инженерами, позволяет модифицировать агрегат.

Наиболее распространенными являются следующие типичные конструкции:

  • снегоход;
  • мини-трактор;
  • вездеход или каракат;
  • болотоход;
  • квадроцикл;
  • мотособака;
  • газонокосилка;
  • отвал;
  • картофелекопалка;
  • картофелесажалка.

Мини-трактор, пожалуй, самая популярная самоделка. Данная конструкция имеет больший уровень комфортабельности, по сравнению с мотоагрегатом. Здесь нужно учесть фактор смещения центра тяжести. Данная проблема решается при помощи установки второй ведомой оси и увеличения передней. Мини-трактор часто дополняется прицепом.

снегоход из мотоблока нева своими руками

На базе мотоблока можно сконструировать квадроцикл или каракат.

как сделать снегоход из мотоблока

Мотособака

Переделать агрегат можно в мотобуксировщик, который способен тянуть волокуши, перевозить снасти и рабочие инструменты. Чтобы самостоятельно собрать мотособаку, необходимо дополнительно приобрести некоторые запчасти. Рама конструируется из квадратной трубы, а рычаги управления — из круглой. Готовый агрегат имеет небольшую скорость, но получается очень маневренным.

снегоход на базе мотоблока

Лодочный мотор

К корпусу лодки нужно лишь прикрепить мотоблок, а вместо фрез поставить алюминиевые лопасти, которые должны располагаться в одной плоскости с валом (перпендикулярно движению). Верхние части лопастей будут перемещаться по воздуху, нижние опустятся в воду. Это дает возможность развивать достаточно высокую скорость.

самодельные снегоходы из мотоблока

Дровокол

квадроцикл из мотоблока своими руками

Какие понадобятся инструменты

Самодельный снегоход используется для спортивных занятий, туристических прогулок, хозяйственных работ. После определения назначения агрегата основную схему можно немного изменить.

Необходимо приготовить для работы следующие инструменты и материалы:

  • аппарат для ручной сварки;
  • специальную маску и рукавицы;
  • болгарку;
  • ножовку по металлу;
  • комплект напильников;
  • трубогиб;
  • трубы рамные;
  • кронштейны, хомуты и другой крепеж;
  • мелкие детали;
  • дрель;
  • гаечные ключи;
  • хомуты;
  • тиски;
  • колеса.

Чтобы сэкономить деньги, многие детали и запчасти делают самостоятельно. Чтобы лучше представить для себя конструкцию самоделки, можно использовать советы знакомых с опытом, готовые схемы, специальную литературу, чертежи, фотографии.

Размеры деталей рассчитать нужно с особой точностью. Очень важно изучить чертежи. С их помощью определяется порядок монтирования элементов снегохода.

Посмотрите видео, где показана самоходная машина, созданная на базе мотоблока.


Делаем снегоход своими руками

Сначала составляется эскиз будущей конструкции:

  • самодельная рама (1);
  • вторая звездочка промежуточного вала (2);
  • промежуточный вал (3)
  • первая звездочка промежуточного вала (4);
  • ведомая звездочка вала гусеницы (5);
  • приводная звездочка гусеницы (6);
  • ведущий вал гусеницы (7);
  • две стойки опорной лыжи (8);
  • два натяжных катка гусеницы (9);
  • ось натяжных катков (10);
  • фаркоп (11);
  • натяжное устройство (12);
  • четыре фланца барабана (13);
  • четыре фланца приводной звездочки (14);
  • рулевая стойка (15).

Как переделать снегоход с двигателем от мотоблока фото | Построй .

Перевариваем раму

Для начала необходимо сварить раму. Для этого используют стальные листы и круглые трубы. С помощью трубогиба деталям придают определенную форму, перед этим нагревают металл при помощи газовой горелки. Соединять детали между собой необходимо при помощи сварки. После этого раму окрашивают, чтобы металл не подвергался коррозии и служил дольше.

Сначала необходимо изучить схему конструкции, чертежи вездехода или снегоходной приставки к мотоблоку. Собранный своими руками транспорт должен быть работоспособным. Обычно схема состоит из ведомой и ведущей частей.

В ведомую часть входят следующие элементы:

  • рулевая колонка;
  • полозья;
  • амортизаторы.

Элементы, которые входят в ведущую часть: рама, силовой агрегат и привод. После изучения чертежа сваривают раму. Трубам придают необходимую форму. Это делается с помощью трубогиба.

снегоходная приставка к мотоблоку своими руками чертежи

К полученной раме нужно приварить кронштейны, которые будут крепить двигатель, сиденья и рулевую колонку. В качестве сидений можно использовать старые кресла. Пригодится и руль от велосипеда.

снегоходная приставка к мотоблоку своими руками чертежи

В качестве полозьев используются две лыжи, которые при помощи шарниров соединены с рулевой колонкой.

квадроцикл из мотоблока своими руками

Две лыжи используются в качестве полозьев, соединенных при помощи шарниров с рулевой колонкой. Болты являются поворотными втулками. При постоянной смазке они служат довольно долго.

самодельные снегоходы из мотоблока

Клиренс можно изменять за патрубками.

снегоход из мотоблока своими руками

На ведущей части конструкции нужно выполнить монтаж двигателя вместе с коробкой передач. Будущий снегоход можно сделать колесным, тогда увеличится его маневренность, но уменьшится проходимость, особенно если снег рыхлый.

снегоход из мотоблока

При гусеничном ходе проходимость техники увеличивается, но маневренность снижается.

снегоход из мотоблока своими руками

Конструируем подвеску

Амортизационная система для снегоходной техники состоит из передней и задней подвесок. Эти элементы призваны обеспечивать максимально плавный ход, чтобы водитель не ощущал вибраций во время передвижения по неровностям.

Телескопическая подвеска — одна из самых распространенных и простых конструкций. Она состоит из амортизатора и пружины, которые находятся в стойке. Поэтому подвеска сглаживает вибрации ударного типа. Как правило, техника с ее использованием показывает приличную маневренность.

Для того, чтобы сделать независимыми заднюю и переднюю подвески, необходимо лонжероны соединить с подкосом и втулкой руля. При таком варианте обеспечивается ровность хода. Для передней подвески можно также использовать штатные амортизаторы от мотоцикла.

Самодельные снегоходы - как сделать снегоход своими руками

Делаем колеса

Установка колес. На снегоходах обычно применяются камеры от грузового автомобиля. За счет ступицы они присоединяются к подвесу. При помощи таких колес обеспечивается легкость управления и безопасность движения. Для изготовления нужно на камеры одеть цепи для зимней езды. Затем камеры нужно накачать, надетые цепи превратят их в круги с ребристой поверхностью.

Есть и другой способ. Два диска, изготовленных из металла, соединяются друг с другом, потом крепятся на втулку, и затем на них надевается камера, которая фиксируется кусками транспортерной ленты. Для защиты камеры можно использовать протектор от шины.


Электроника

Подключить свет от довольно просто:

  1. Электрогенератор нужно соединить проводом с выключателем на рулевой колонке.
  2. От выключателя разводят проводку на оборудование: звуковой сигнал, фара, указатель поворотов.
  3. Провода помещают в защитный канал, чтобы они не мешали водителю.

снегоход из мотоблока (главный ключ)

Для освещения своего агрегата можно использовать галогенные лампы, но они быстро выходят из строя. Лучше сделать фару из прибора на пятиваттных светодиодах, которые экономно расходуют электроэнергию, светят ярко и далеко.



Гусеницы

Гусеницы для снегохода можно сделать собственными руками, используя следующие материалы:

  • ленты от конвейера;
  • мотоциклетные цепи;
  • водопроводные трубы.

Скорость самодельного снегохода может составлять около 60 км/час, поэтому во время езды нужно соблюдать технику безопасности.

Для легких снегоходов из мотоблока обычно создаются гусеницы из транспортерной ленты и роликовой цепи. Для создания таких гусениц не нужно обладать какими-либо навыками или иметь специализированное оборудование.

Снегоход из мотоблока видео

Для продления срока использования ленты ее края прошиваются леской. При этом шаг между стежками должен быть равен 1 см. Это позволит предотвратить разлохмачивание ленты. Для образования кольца лента сшивается с торцов.

Выбор толщины используемой ленты зависит от мощности создаваемого агрегата. Чем она выше, тем толще должна быть лента.

Другие типы машин

Из мотоблока также можно собрать квадроцикл, правда, сверхвысокую скорость этот агрегат не развивает, зато по маневренности и проходимости не уступает своему . Посадка в самодельном квадроцикле остается традиционной, а не мотоциклетной. Колеса используют от любого легкового автомобиля.

снегоход из мотоблока своими руками

Стоит упомянуть об интересной самоделке под названием каракат. Сила машины заключена в ее больших колесах, представляющих собой обычные автокамеры, стянутые прочными ремнями.

На каракат ставят самодельные диски, дорабатывая стандартные автомобильные. На легкий мотоблок также устанавливают весьма оригинальный диск. Для этого по контуру соединяют два алюминиевых тазика, предварительно вырезав дно под размер ступицы, монтируют ребра жесткости и боковые ограничители для фиксации камеры.

как сделать снегоход из мотоблока

При внешней неуклюжести каракат обладает высокой проходимостью и устойчивостью. Он не только легко может преодолевать заболоченные низменности, но способен перевозить значительный груз (до 100 кг).

самодельные снегоходы из мотоблока

Дополнительные аксессуары

К категории дополнительных элементов можно отнести амортизаторы, сани и прицеп.

Благодаря амортизаторам езда на снегоходе будет более комфортной. Для достижения правильной конструкции можно воспользоваться рычажными, предназначенными для мотоцикла. Они могут быть новыми или подержанными, но этот момент необходимо решить заранее.

Сани – отличный способ перевозить багаж или пассажиров. Если вы решили использовать старые сани, убедитесь, что они достаточно прочные и безопасные.

Дополнительные аксессуары

Если изначально у вас одноосный двухколесный мотоблок, компактный прицеп поможет превратить его в двуосный четырехколесный снегоход. К раме техники он дожжен быть приварен намертво.

Плюсы и минусы самодельного снегохода

Приобрести снегоходную технику можно в магазине, однако многие продолжают создавать такие машины собственными руками. Это связано с тем, что самодельные транспортные средства обладают некоторыми преимуществами перед готовыми изделиями.

Здравствуйте,форумчане! Пишу первый раз. Благодаря Вашему форуму,решил тоже заняться делом. Сначала сделал мотобуксировщик по классической схеме, а потом сделал рулевое с лыжами. И вот, что из этого получилось. Пытаюсь загрузить фото.

2 Ответ от ПАВЕЛ В. 14-03-2011 22:46

http://s47.radikal.ru/i117/1103/aa/d1d886ded96c.jpg

3 Ответ от ПАВЕЛ В. 14-03-2011 23:03

http://s43.radikal.ru/i102/1103/bb/b23a004ea2c3.jpg
http://s005.radikal.ru/i212/1103/03/e0e77cba9f21.jpg
http://s54.radikal.ru/i144/1103/a2/585442b78fba.jpg
http://s45.radikal.ru/i109/1103/27/4385d4f871b1.jpg
http://s52.radikal.ru/i137/1103/f4/ed596273f11c.jpg
http://s58.radikal.ru/i162/1103/5e/862db1c61610.jpg
http://s55.radikal.ru/i147/1103/4b/591fa8b4fdf5.jpg
http://s006.radikal.ru/i214/1103/09/94832c94f35c.jpg
http://s48.radikal.ru/i121/1103/91/3e9c1f50173d.jpg
http://i015.radikal.ru/1103/8c/de577d6fde7b.jpg

4 Ответ от ПАВЕЛ В. 14-03-2011 23:31

По глубокому снегу если едешь один тащит нормально,в двоём уже тяжело. Начинает проскальзывать ведущий вал в гуське.А по накатанному или по насту в санях и с третьим едет.

5 Ответ от ПАВЕЛ В. 15-03-2011 21:49

http://i047.radikal.ru/1103/53/0003e62811d8.jpg

6 Ответ от ПАВЕЛ В. 15-03-2011 23:22

Да начал с автомата,так как брал мотор уже с ним.Звёзды15к33.Скорость по навигатору 24км,ч.В процессе испытаний(где то 10 мото часов)понял что на автомате сцепление должно работать в режиме вкл.-выкл.Под нагрузкой нелзя долго ездить в полгаза,греется редуктор,масло чернеет,воняет гарью а значит горят диски сцепления.По глубокому снегу при трогании с места идёт прощёлкивание звёздочек ведомого вала в гусе.Сначала думал,что гуся слабо,поэтому то и добавил помимо пружин дополнительные натяжители.Прощёлкиваний стало меньше.Я так думаю,что это особенности этого сцепления и такого передаточного отношения звёзд, может и ошибаюсь.Как и многие тоже отдаю предпочтение Сафари и буду делать на следующий сезон.А по управляемости и проходимости ведёт также как и буксировщик.Считаю удобством данной конструкции, что сидя сверху на тебя не летит снег из под гуси и не нюхаеш выхлопные газы.Минус-это не увезёш в легковом авто.
Отредактировано ПАВЕЛ В. (16 марта, 2011г. 22:05)

7 Ответ от ПАВЕЛ В. 16-03-2011 07:43

томил
Лыжи заводского исполнения ,кулены в магазине "Орбита"на мотоотделе ,спрашивал от чего сами не знают. .Гуся 500. Глубина снега с одним выше колена проходит
Отредактировано

8 Ответ от ПАВЕЛ В. 16-03-2011 07:47

seka
Здесь всё просто. Трубка,пружина,в неё шпилька М14 с гайками.К шпильке приварена как бы вилка полукругом.Она просто давит на щеку где подшипник вала.Эти натяжители добавил так как пружины слабо подтягивали гусю.
.

9 Ответ от ПАВЕЛ В. 16-03-2011 08:28

vorontsov_p
Лыжи пластик с двумя металлическими полозьями на каждой. цена -2300 за пару.

10 Ответ от ПАВЕЛ В. 16-03-2011 21:21

http://i021.radikal.ru/1103/75/7754ddfdc594.jpg

seka трубка одевается на штырь,который вварен в торец квадратной трубы и внеё упирается

11 Ответ от ПАВЕЛ В. 16-03-2011 22:16

Владимир100
На счет третьего балансира тоже уже подумывал, а на тех двух сразу по три пружыны поставил.

12 Ответ от ПАВЕЛ В. 17-03-2011 23:31

Владимир100
Привет Владимир!Всё зависит от условий. Если по ровному полю на полном газу одного тащит легко и 2 и более км.Рука редуктор терпит еду дальше.Если нет то даёш остынуть.При сильном перегреве и сальник говорят может выдавить.Поэтому езжу умеренно

mechanikk
Mechanikk спасибо за похвалы!От задумки до испытаний ушло 2,5 месяца.Буксировщик сделал за 3 недели,а остальное время ушло напереднюю раму и рулевое.Идея передка и рычагов подвески взята со снегохода Итлан Каюр .Амортизаторы от ИЖа задние.Рулевые тяги это стойки стабилизатора передние от Тойота Раф4.Вал руля от Ваз 2108,шарниры рычагов от задних тяг ваз 2101.Трубы хром это был полотенцесушитель.Разработка собственная,делалось эксперементально без чертежей.Рулевая рейка тоже из головы.Длинна рамы 1м80см. Общая с лыжами 2м30см.

14 Ответ от ПАВЕЛ В. 12-04-2011 22:05


Рыбалка на Кубенском озере.Конец марта,а ещё зима.
Рыбаков много, и ничерта ни у кого не клюёт.

Мотобуксировщик по-научному или мотособака по-простому, народному – это очень удобное транспортное средство для охоты, рыбалки. Оно компактное, легкое в управлении, не требует водительских прав и стоит значительно дешевле, чем любой снегоход. Его можно купить в специализированной торговой точке, только цены на такую технику высокие. Выход имеется: собрать аппарат можно самому в домашних условиях, в таком случае вложения будут незначительными. Чтобы самодельная мотособака была изготовлена на должном уровне, работала продолжительное время, необходимы детальная схема и чертежи, ряд составных частей и инструментов.



Инструменты и материалы

Для самостоятельного выполнения сборочных работ нужен определенный перечень инструментария и материалов.

Потребуется несколько инструментов.

  1. Сварочный аппарат. Он нужен для стыковки металла, дает возможность получить надежное соединение. Для работы со сварочным агрегатом нужна определенная оснастка, в частности, электроды, а также защитная экипировка.
  2. Угловая шлифовальная машина (болгарка) – незаменимый инструмент при работе с металлами. Она необходима для расчленения заготовок на отдельные части. К болгарке надо подобрать специальные насадки, которые потребуются для работы с определенными материалами.
  3. Электродрель – для получения отверстий.
  4. Комплект гаечных ключей для работы с крепежными изделиями.





Из материалов и агрегатов нам потребуются:

  1. соответствующий мотор для определенных условий эксплуатации;
  2. профильная и круглая труба для сооружения остова (рамы);
  3. колеса на ходовую часть.




Выбор и изготовление основных элементов

Следует детальнее обсудить основные составные части, базовые компоненты и органы управления мотобуксировщика.

Двигатель

Самый важный компонент техники – мотор (силовой агрегат). Как правило, для изготовления мотобуксировщиков используется одноцилиндровый карбюраторный двигатель. Не менее значимым элементом является гусеница – подвеска и движитель. Посредством гусеницы можно перемещаться по льду, снежному покрову, мягкой земле в теплое время.

В большинстве случаев для мотобуксировщиков применяются моторы брендов Honda, Yamaha (дорогостоящие) либо китайских торговых марок (MTR, Lifan и другие, доступные по цене).

Эти моторы значительно разнятся по стоимости, хотя мощность их, как правило, равносильна. Прекрасно себя показали моторы Lifan, оснащенные сцеплением центробежного типа.

Востребованным является мотор Ш-58 от мопеда, предусмотренный для ручного режима переключения коробки передач. В равной мере можно использовать моторы для скутеров. Главное условие, чтобы агрегаты имели неплохие тяговые свойства, мощность не меньше 6 лошадиных сил. Этого вполне хватает для транспортировки на мотобуксировщике одного человека и грузов на 30-50 килограммов. Для перемещения 2-х человек и грузов на 150-200 килограммов желательно подобрать мотор мощностью больше 9 лошадиных сил.



Несущая рама

Уровень качества рамы должен находиться на высоте, поскольку в движении она подвергается большим нагрузкам, в особенности при перемещении по бездорожью. Данная конструкция сооружается всецело собственными силами, сваривается из профильных труб с прямоугольным сечением. В основном достаточно трубы с 3-миллиметровой толщиной стенок – более тонкий металл не подходит, он может быстро деформироваться.

Сборка самоделки выполняется согласно ранее выбранному чертежу (примерно такому, как наш).

Для изготовления рамы берут 2 трубы размером 20×20 миллиметров, дополняют еще двумя сечением 20×40 миллиметров, формируют остов.

Подвеска

Подвеска (система подрессоривания) является важным фактором функционирования ходовой части. От избранного типа системы будет зависеть размеренность и скорость передвижения.

По структуре система подрессоривания бывает нескольких разновидностей:

  • комбинированная;
  • склизовая;
  • катковая.




Самая быстрая – склизовая подвеска, так как зазор при перемещении забивается минимальным количеством мусора, снега и иных посторонних предметов. Вследствие этого двигатель будет функционировать с минимальными сбоями, без перегрузок и излишнего нагрева, однако склизы используются исключительно зимой: им требуется снег, который служит охлаждением лыжного модуля.

Для путешествий в любое время года следует выбирать современную систему подрессоривания каткового типа, только не с жесткими, а с опорами катковыми пружинными.

Такой мотобуксировщик будет более плавно передвигаться по мерзлой дороге. Катковая хуже ведет себя на снежном покрове (при перемещении желательно избегать чересчур сыпучего, глубокого снега), однако безупречна для перемещения в летние месяцы.

Комбинированные типы подвески совмещают в себе как достоинства, так и отрицательные черты склизов и катков.

Трансмиссия

В роли механической можно использовать коробку от ВАЗа, другой старой автомашины. Ее преимущества – простота техобслуживания, отсутствие потребности в частой наладке, однако эксплуатация подобной силовой передачи менее комфортна.

Вариаторная коробка передач (КП) обеспечивает мягкую передачу усилия от мотора на гусеницу, что дает возможность уменьшить скорость изнашивания элементов, сэкономить на топливе. Недостаток – слабый ремень агрегатов, который требуется с регулярным постоянством менять.

Гусеница

Такие приспособления бывают снегоходными и специальными, сконструированными конкретно для мотобуксировщиков. Они отличаются по ширине, высоте, длине.

На рынке имеются сменные гусеничные ленты от снегоходов, которые можно практиковать при создании мотособак.

Покупать необходимо не очень узкие гусеницы. Подходящим является 50-сантиметровое изделие, так как оно делает мотобуксировщик устойчивым, проходимым, поворотливым.

Гусеницы к мотобуксировщику также можно изготовить собственными силами. При этом можно практиковать разнообразные материалы: транспортерные ленты, мотоциклетные цепи, водопроводные трубы и прочее. Главное, сделать их качественными, легковесными и надежными, чтобы было сбалансированное сцепление траков с дорожным покрытием.



Электрооборудование и системы управления

Для управления мотособакой практикуют руль, связанный с коробкой переключения скоростей, газом, ручкой сцепления, которые необходимо позаимствовать с какой угодно пригодной старой автомототехники. Как правило, базовые комплектации мотобуксировщиков оснащены ручным пуском, но по просьбе клиента его могут заменить электрическим стартером, дополнить катушкой освещения.

Все это без особых усилий можно соорудить своими силами, но расходы на изготовление мотобуксировщика увеличатся.

Без электрического стартера прекрасно можно обойтись, кроме того, ручной запуск является наиболее безотказным в вопросе выхода из строя. Тем не менее без света в ночное время на мотобуксировщике точно будет тяжело, эту систему необходимо учесть непременно. Транспортное средство следует оснастить катушкой на 7 A, чтобы сложностей с питанием фар не появлялось.

Сборка

Прежде всего необходимы подготовительные работы.

Чтобы затруднений с эксплуатацией мотобуксировщика не возникло, главное, сразу же определиться с ее ключевыми техническими характеристиками:

  • грузоподъемностью;
  • мощностью мотора;
  • разновидностью силовой передачи;
  • системой пуска мотора – электрической либо ручной.

А также необходимо побеспокоиться о дополнительных приспособлениях мотобуксировщика – лебедке, свете, защитных компонентах, сиденьях. После этого разрабатывается полный чертеж, на котором будут отображены все тонкости. Затем можно заказать комплект составных элементов для мотособаки либо подобрать их самому из тех, что есть в наличии от другой автомототехники.

Теперь можно начинать процедуру сборки.

В первую очередь изготавливают раму (каркас) мотобуксировщика, которая даст возможность зафиксировать мотор, коробку, ходовую часть. Для этого выбранные профильные трубы (кроме того, сгодится балка) свариваются в коробку в виде прямоугольника. После варят крепления для всех основных агрегатов мотобуксировщика. По завершении можно инсталлировать мотор.

Используя втулки, по углам каркаса устанавливают подшипники. После создают переднюю и заднюю оси (мосты), которые конфигурируют валы совместно со втулками и опорниками. Задний мост мотобуксировщика делают ведущим, устанавливая на него приводное профилированное колесо и основательно приваривая его. Посредством цепи ее необходимо объединить с коробкой скоростей.

Гусеницы мотобуксировщика, как говорилось выше, изготавливают собственными руками из транспортерной ленты шириной больше 30 сантиметров или приобретают готовые, только последние потребуется разделять и делать шире посредством вставок. Траки делают из дерева, пластмассовых труб либо демонтируют со старенького снегохода. На КПП, двигатель устанавливают шкивы, соединяющиеся приводным ремнем. К рулю фиксируют компоненты управления мотобуксировщиком – рукоятка сцепления устанавливается с левой стороны, рукоять газа – с правой. Руль фиксируют на каркасе посредством сварки двумя трубами с вилкой. Вилка устраивается на задней оси и фиксируется приваренными металлическими шайбами.

По завершении работ устанавливаются дополнительные устройства мотособаки, монтируется необходимое оснащение. Конструкция комплектуется местом для сидения, отделом для грузов и так далее Готовая техника ничем не уступит по функциональным характеристикам заводской продукции, будет выполнена основательно и может быть восстановлена при выходе из строя самим создателем.

Рекомендации

Несколько советов, как правильно проводить техническое обслуживание, чтобы продлить срок службы вашему мотобуксировщик, от профессионалов.

Обслуживание гусеницы

Чтобы гусеничная лента работала долгое время, следует придерживаться ряда элементарных рекомендаций.

При зимнем либо летнем хранении не дозволяйте продолжительного влияния на гусеничную ленту прямых лучей солнца и масел, горючего и других продуктов нефтепереработки.

С течением времени гусеничная лента растягивается, и ее нужно подтягивать.

Проверять натяжку можно посредством замера провисания гусеничной ленты. Стандартным можно считать провис от 2-х до 5 сантиметров.

Чересчур сильно натягивать гусеничную ленту хуже, чем чересчур ослабить, поскольку это приводит к растяжению элемента и поломке опорников ведомой и ведущей осей.

Если гусеница прекратила совершать обороты, это говорит о поломке ходовой. Основным фактором ее торможения является неисправность опорников валов либо катков тележек вследствие проникновения влаги внутрь.

Регулярно нужно обследовать состояние ходовой, катая мотособаку руками. Она также обязана легко кататься от руки при демонтированных цепи и ремне. Раз в 12 месяцев либо через каждые 40 часов работы следует осуществлять техобслуживание ходовой части мотособак.

Техобслуживание мотора

Ключевые правила легко усвоить. Первое, что необходимо проследить, помимо заправки топливом, – уровень масла. Для этого выкручиваем заглушку и смотрим щуп. Добавляем масло до необходимого уровня. Меняем масло через каждые 5 бензобаков израсходованного топлива.

Часто случающаяся неполадка – засорение воздухофильтра снежными мельчайшими частицами либо появление ледяной корки. Признаки – нестабильная работа, дымление, плохо запускается. Просушите фильтр либо установите новый.

Натяжка цепи

Цепь мотособаки сообщает вращательные движения с ведущей звездочки на звездочку, соединенную с ведомым звеном, она не должна быть чересчур натянута, поскольку растет нагрузка на подшипники ведомой части вариаторной КП, а также нельзя допускать ее провисания. Натяжка цепи производится подъемом/опусканием правой доли ступицы, ведомой части вариаторной КП. Со временем цепь способна растягиваться, ее следует натянуть.

Техобслуживание трансмиссии

Защищайте вариаторную КП и ее ответную часть от грязи, контролируйте чистоту и целостность дисков из алюминия, цепи и ремня привода вариаторной КП, обтирайте тряпочкой после завершения каждого выезда, предохраняйте от попадания масел на ремень и диски. Производите смазку вала и щек при потребности. Излишнее количество смазочных материалов способно вызвать неполадки.

Неприкрытый цепной привод нуждается в стабильном уходе и корректировке. Присматривайте за степенью натяжения цепи.

После любой поездки мойте цепь бензином и смазывайте либо обтирайте цепь и профилированные колеса. Всегда желательно брать с собой резервную цепь.

Следите за стяжкой разъемных соединений, чистите и давайте просохнуть мотособаке после любого выезда, храните в горизонтальном положении в сухом проветриваемом месте, и ваш мотобуксировщик будет служить без поломок многие годы.

Как сделать мотобуксировщик своими руками, смотрите далее.

Читайте также: