Смешанный свет в фотографии как сделать

Обновлено: 08.07.2024

Давайте рассмотрим главные моменты при съемке в смешанном свете.

Когда объект фотосъемки освещен только одним источником, то выставить баланс белого для вас не составит особого труда. Просто выбирайте корректные настройки в фотокамере и радуйтесь результату. Гораздо сложнее выставить баланс белого, когда ваши сюжеты съемки освещают несколько источников света с различной цветовой температурой.

Сегодня мы хотим затронуть самые популярные ситуации при смешанном светом:

  • фотосъемка в помещении, при включенных лампах накаливания (2800 К), и дополнительном свете из окон (5500 К).
  • фотосъемка в вечернее время на улице, когда небо еще немного насыщенно дневным светом (5500 К), но также горят уличные фонари (2500 – 3000 К).
  • фотосъемка в помещении, когда применяется вспышка (5500 К), но также горят лампы накаливания (2800 – 3200 К) или люминесцентные лампы (6300 К).

В каждом из выше упомянутых случаев, вам следует помнить, что вы имеете дело со смешанным светом. Потому, могут возникнуть проблемы с корректной цветопередачей, ведь предметы, которые попадут в кадр, будут освещаться источниками с различной цветовой температурой.

Как правильно настроить баланс белого при смешанном освещении? С этого момента и начинается момент вашего творчества, как фотографа.

Настраивайте баланс белого на дневной свет, когда снимаете вечерний пейзажи при уличном освещении, таким образом, вы получите естественные снимки с корректной цветопередачей желтых ламп фонарей и голубого неба. Если же вы настроите баланс белого на лампы накаливания, то их свет на фотографии станет белым, а небо окрасится в насыщенный фиолетовый цвет. Вы сразу заметите, как от одной настройки вмиг меняется красочность ваших фотографий.

Если же вы снимаете в домашних условиях, скажем портрет, то смешанный свет будет образован дневным светом из окон и лампами накаливания. В таком случае лучше осветить лицо лампой и настроить баланс белого на лампу накаливания. Тогда вы получите на фотоснимке теплую и естественную цветопередачу для лица, а в местах, куда будет падать дневной свет, образуются голубые оттенки.

white_balans_foto

Компенсационные фильтры для вспышки

Если вам хотя бы раз доводилось фотографировать на свадьбе, корпоративе или любом другом крупном мероприятии, вы, скорее всего, сталкивались с условиями со смешанным освещением. Да, такое освещение можно использовать для креативных целей, но что делать, когда оно далеко от идеала? Давайте посмотрим, какие варианты решения случаев с неидеальным смешанным освещением предлагает портретный и свадебный фотограф Пэй Джирса. Он поделился идеями, которые можно использовать и во время съёмки и на этапе постобработки фотографий.

Что такое смешанное освещение?

Смешанное освещение — это когда ваш объект съёмки освещается двумя источниками света с разной цветовой температурой (разного цвета). Это обычное дело при съёмке мероприятий, где зачастую бывает несколько источников освещения: окна, люстры, светомузыка и т.д. Ниже вы можете увидеть несколько примеров.

Пример 1

Смешанное освещение: пример 1

Пример 2

Девушка у зеркала

В этом примере основным источником является тёплый свет от лампы накаливания в помещении. Окно же позади модели пропускает нейтральный дневной свет, на который камера и настроена (фото слева). Если настроить баланс белого по коже девушки, фото всё равно будет выглядеть неидеально, а свет окна приобретёт голубоватый оттенок (фото справа).

Решение 1: Выключить освещение в комнате

Смешанное освещение: девушка в ванной

В этой сцене дневной свет проникает через окна, а комнату освещает лампа накаливания. В результате получаем тёмно-оранжевый оттенок по всему изображению. Решение довольно простое. Нужно всего лишь:

  1. Выключить освещение в комнате;
  2. Повернуть модель к самому сильному источнику освещения.

Портрет девушки у окна

Развернув модель к окну, главному источнику света, мы получаем великолепные блики, а фон создаётся стенами тёплых тонов. Такое решение даст на фото наилучший вид. Оно особенно эффективно, когда вы снимаете в большой комнате, оформленной в тёплых тонах.

Решение 2: Использовать вспышку с гелем

В следующем примере съёмка велась в большом банкетном зале, освещённом большими светильниками с лампами накаливания. По понятным причинам вариант с отключением освещения в зале нем не подходит. Что делать? Использовать со вспышкой гель.

Свадебное фото

Поместите гель, в данном случае CTO (цветовая температура оранжевого цвета) поверх вспышки, чтобы сбалансировать её свет с освещением помещения.

В результате можно будет смело использовать вспышку, не боясь получить дисбаланс между освещением пары и всего остального помещения.

Смешанный свет: вспышка с гелем

Если в банкетном зале освещение будет более синего оттенка, оставьте свою вспышку без геля — так как в таком случае её свет будет намного ближе к освещению помещения.

Решение 3: Редактирование в Lightroom

Пара в часовне

В сцене выше пара освещается естественным светом большого открытого дверного проёма. При этом фон освещается только тёплым светом светильников. Когда в помещении преобладают тёплые тона, фон можно немного осветлить при редактировании.

Первым делом, настраиваем баланс белого для кожи пары. Затем используем HSL, чтобы уменьшить интенсивность фоновых цветов. Это легко сделать, когда есть чёткое разделение переднего и заднего планов. Но так, конечно, бывает не всегда.

Взгляните на этот пример, где банкетный зал освещен светильниками с лампами накаливания, но в кадре также есть много синего цвета от светомузыки, расположенной на потолке. Была предпринята попытка сбалансировать цвет вспышки при помощи геля СТО, однако, света вспышки не хватило для того, чтобы избавиться от синего цвета в кадре.

Смешанное освещение на свадьбе


В дополнение к ним были добавлен радиальный Burn и градиент, чтобы затемнить края и низ изображения.

Свадьба

Редактирование фото со смешанным светом

Вариант изображения до и после вы можете увидеть ниже:


Смешивание естественного света со вспышкой – это не простая задача. Дело в том, что для такой съёмки нужно опираться на две различные методики работы со светом.

Вы можете быть лучшим студийным фотографом, но работа с дневным светом может оказаться непосильной задачей. Если вы чаще всего снимаете на улице, то вспышки, вероятнее всего, участвуют в вашей работе редко.

На самом деле, вспышка часто используется в фотопроектах на открытом воздухе. Она позволит получить чётко проработанное голубое небо, естественное освещение окружения и интересную подсветку объекта съёмки. Также правильно настроенный свет во время съёмки позволит сэкономить много времени во время постобработки.

Изначально нужно настроить камеру таким образом, чтобы задний план и небо были такими, какие должны быть на снимке. После того, как выбран ракурс и камера установлена на штатив, настройте выдержку, диафрагму и ISO. Светочувствительность следует выбирать не большой, где-то между 100-400. Скорость затвора настраивается согласно тому освещению, которое у вас есть. Предположим, что вам подойдут значения в диапазоне 1/30-1/125. Диафрагма настраивается согласно вашим художественным предпочтениям. Можно работать в режиме приоритета выдержки. В таком случае камера сама настроит диафрагму.


1/100 сек, F/9, ISO 100. Здесь мы имеем глубокое синее небо и силуэт модели, идеально подходит для того, что нам нужно.

Теперь мы можем управлять скоростью затвора для того, чтобы сделать небо светлее или темнее. Если вы видите, что небо начинает становиться слишком ярким, переходите от 1/100 до 1/125. Если слишком темным, измените выдержку от 1/100 до 1/60.

Теперь вы можете делать красивые фото силуэта человека, но мы ведь хотим использовать вспышку для его подсветки. Вы можете использовать любую имеющуюся вспышку и модификаторы света для получения нужного освещения. В данном примере вспышка стоит слева над моделью. Таким образом удалось получить боковой свет.


1/100 сек, F/9, ISO 100, вспышка на левой стороне.

Если вспышка даёт слишком сильную или слабую подсветку, то не стоит трогать настройки камеры. Нужно работать с регулировкой мощности вспышки.

Если регулировка мощности вспышки не даёт хороших результатов, то вам придется изменить настройки камеры. Начать стоит с регулировки ISO. Не желательно повышать значение выше 800. Уменьшать можно до самого минимального значения. Также можете попробовать изменить настройку диафрагмы, но следите за глубиной резко изображаемого пространства. Если вам нужен резкий фон, как в примере, не открывайте диафрагму слишком сильно. Если диафрагма не позволяет получить нужную яркость, переходите к выдержке. Не делайте её слишком длинной, иначе рискуете получить размытие из-за движения объектов в кадре.


На самм деле всё просто, если вы умеете работать со своим оборудованием. Единственная сложность – это поиск подходящих настроек. Съемка на улице требует больше мощности вспышки, чем в помещении.

С егодня мы поговорим о практическом примении конверсионных и цветных фолиевых фильтров фирмы Roscо, изменяющих цветовую температуру и цветовое смещение источников света при съемке в студии со смешанным светом.

Довольно часто фотографы прибегают к использованию техники съемки со смешанным светом – для создания интересных художественных эффектов и образов.


Для успешной работы со смешанным светом необходимо запастись терпением и временем для тестов и экспериментов, так как каждый последующий снимок на длинных выдержках будет отличаться от предшествующих.

Во время мастер-класса, проходившего в Санкт-Петербурге, в AquaPhotoStudio, мы использовали два моноблока ProFoto 600R и три источника постоянного света Dedolight DLH-4. Целью съемки было создание атмосферы танцевального клуба с моделью, находящейся в движении.

В процессе мастер-класса были использованы следующие приёмы: зуммирование, движение камеры вокруг источника света, движение источника вокруг модели. Антон Сидоров, используя объектив Canon 70-200mm/F2.8, достиг интересного эффекта двойного изображения за счёт zoom-приближения модели, освещенной источниками с цветными фильтрами.





Комбинирование различных источников света и цветных фильтров позволяет фотографу создавать воистину волшебные и незабываемые эффекты. Эксперименты с длительностью выдержки и использованием конверсионных фильтров, изменяющих температуру света позволят создавать иллюзию движения и менять оттенки кожи вашей модели от оранжево-тёплых до небесно-синих. Для этих целей можно использовать не только дорогое студийное оборудование, но и накамерные вспышки, и обыкновенные домашние лампы.

Читайте также: