Смазка рыболовных катушек своими руками

Обновлено: 08.07.2024

чем смазать катушку для спиннинга

Полезные статьи о рыбалке

Чтобы леска легко выбрасывалась на максимальную длину и так же просто заходила обратно, используют спецсредства с различным составом. Но прежде чем смазать катушку для спиннинга, нужно ознакомиться с правилами ее разборки. Это основной момент в техническом обслуживании механизма.

Нюансы обработки мультипликаторных катушек

Мультипликаторы лишены дужки лескоукладывателя. Это делает механизм конструктивно более простым, но и менее защищенным от попадания песка. Поэтому приборы такого типа нуждаются в обслуживании чаще других. Очищать их нужно после каждой активной рыбалки.

Смазка для спиннинга DG04

Для смазки выбирают только влагостойкие составы длительного действия. Компания Shimano использует для обозначения таких средств маркировку ACE-0 (DG01). Также для мультипликаторов подойдет смазка DG04 этой же фирмы.

Как часто нужно смазывать катушку

Основной элемент механизма – это цепь из звездчатых колесиков, которые и приводят в движение остальные детали. Между зубчиками шестерен в процессе эксплуатации удочки забиваются песок и грязь. Это не заметно, если не разобрать катушку спиннинга. Сначала наличие инородных тел никак не сказывается на ловле. Но со временем это приводит к коррозии металлических частей. Для предотвращения проблемы необходимо регулярно осматривать и очищать катушку.

Смазывать механизм обязательно нужно в следующих случаях:

  • в начале сезона;
  • при частых рыбалках;
  • при долгом контакте катушки с водой или песком.

Осмотр и очистка нужны после каждой рыбалки. При регулярном проведении периодического технического обслуживания прибор прослужит долго.

Нужно ли смазывать новую катушку для спиннинга

Новые механизмы должны быть полностью подготовлены производителем к рыбалке. В них находится фирменная смазка, которая служит долго. Особенно это касается элитных моделей. Их вообще лучше лишний раз не разбирать. Если механизм обошелся дешево и есть подозрение, что нужно смазать катушку для спиннинга, то можно проверить это уже после первой рыбалки. Но новый, ни разу не использованный прибор, в смазке не нуждается.

Уход и профилактика поломок

При изготовлении моделей премиум-класса, таких как Shimano, Daiwa и др., соблюдается целый ряд правил, о которых обычные рыбаки даже не задумываются. При незначительном вмешательстве в механизм появляются посторонние шумы. Поэтому разобрать катушку спиннинга нужно только при ухудшении работы.

Сборка катушки после смазки

Большинство рыбаков обслуживают механизм самостоятельно и не испытывают сильных затруднений. Для уверенности можно перед тем, как смазать катушку спиннинга, не пренебрегать современными технологиями и фотографировать, постепенно разбирая гайки и шестерни. При сборке сложнее будет перепутать порядок деталей. Но также существуют фирмы, которые занимаются профессиональным техническим обслуживанием.

Чем смазывать катушки для спиннинга

Производители выпускают множество смазок специально для удочек. Все они подразделяются на 3 большие группы:

  • для шестерни и подшипников – густая масса, которая предотвращает налипание на механизм инородных тел;
  • для валов и роторов – жидкое средство, переливается по рабочим элементам, но не вытекает благодаря герметично закрытому корпусу;
  • универсальные – смазки в виде массы средней густоты или спрея, подходят для всех деталей.

Можно смазывать катушку спиннинга солидолом или машинным маслом. Но трудно сказать, как эти вещества взаимодействуют с материалами, из которых изготовлен механизм. WD-40 безвреден для большинства видов пластиков. Но это средство для незамедлительного результата. Например, оно нужно, чтобы открыть заклинивший замок. Смазывать WD-40 приспособление для ловли не целесообразно, поскольку он не рассчитан на длительный эффект.

Чем смазать катушку для спиннинга: виды смазочных материалов, известные бренды, требования к маслу. Как разобрать и собрать катушку, что делать для профилактики.

Рыболовная оснастка является сложным и деликатным механизмом, поэтому очень важно правильно выбрать материалы для обслуживания. Чем смазать катушку для спиннинга – зависит от конкретных элементов девайса, который предназначается для подачи лески и её смотки во время рыбалки.

Катушка в руках

Какая применяется смазка?

Для смазывания катушки применяются масла разного типа. Они позволяют упростить процесс ловли рыбы и защитить устройство от коррозии, которая возникает при проникновении влаги внутрь. Вредное воздействие оказывает и песок, который разрушает поверхность изделия.

В катушке есть и тормоз, благодаря которому нивелируются нагрузки при вываживании трофея.

Многие рыболовы используют в качестве смазывающего вещества солидол или машинное техническое масло, но профессионалы знают, что для каждого элемента необходимо подбирать особый вид масла. Это обеспечит эффективную защиту и повысит работоспособность, продлит срок службы катушки.

Чтобы прибор не выходил из строя его обрабатывают после каждой рыболовной охоты, а если рыбак редко посещает водоём, всё равно нужно смазывать изделие хотя бы 1 раз в месяц.

Нюансы обработки мультипликаторных катушек

В основе механизма лежит цепь, состоящая из колёсиков звёздчатого типа. Они направлены на приведение в движение остальных деталей. Между зубьями шестерён всегда забиваются твёрдые элементы – грязь, песок, грунт и т. п. Изначально инородные тела не доставляют неудобства, но со временем катушка выходит из строя.

Когда необходима смазка?

Каждый мультипликатор обязательно смазывается в нескольких случаях.

  • начало рыболовного сезона;
  • частые рыбалки;
  • длительный контакт механизма с водной средой или песком, грунтом.

Периодическое внештатное техническое обслуживание тоже важно, так как оно продлевает срок службы прибора.

Это осуществляется при таких ситуациях:

  • интенсивное силовое вываживание рыбы;
  • частая динамичность проводок с тяжёлыми приманками;
  • образование посторонних шумов и звуков;
  • продолжительная сохранность без работы;
  • изменение режимов лова.

Чаще всего требуют форсмажорного обслуживания катушка на спиннингах с безынерционным вариантом механизма. Из-за конструктивных особенностей вид смазки лучше брать водонепроницаемого типа.

Требования к маслу

Любое приспособление, соприкасающееся с водной средой, желательно смазывать водостойкими качественными материалами. На таких смазках обычно стоит маркировка ACE-0 (DG01 или DG04).

Существует ряд требований, которые предъявляют к смазочным маслам для спиннинговых катушек:

  • оптимальный вариант – те материалы, которые предназначаются для шестерни, втулки, подшипника;
  • длительный срок действия;
  • формирование прочного и обязательно тонкого слоя для защиты;
  • универсальность применения, что сэкономит бюджет рыбака.

Виды масел

Все смазочные масла условно подразделяются на зарубежные и отечественные. Первые чаще всего производятся в виде спрея, что удобно при применении. Вторые – разрабатываются с расчётом на сильные морозы. Есть еще силиконовые смазки, которые обязательно водоотталкивающие и зачастую универсальные.

Исходя из назначения и структуры, спиннинговые смазки подразделяются на 3 основные группы:

  • Вязкий лубрикант. Отличается густой консистенцией, используется для подшипников, шестерней, предупреждает прилипание к поверхностям инородных тел, то есть отталкивает их. Особенности:
    • плюсы – не растекается, служит длительно;
    • минусы – необходимость смазывания мелких элементов в большом количестве, из-за чего слегка нарушается работоспособность деталей;
    • применение предполагает полный разбор катушки.
    • преимущества – удобство использования, так как для нанесения флакон оснащён тонким наконечником;
    • недостатки – нельзя смазывать детали, которые находятся не в герметичном корпусе;
    • разбирать механизм не нужно.
    • достоинства – не нужно покупать 2 типа смазки, так как этот универсальный;
    • минусы – цена выше, чем у жидких и густых масел.

    Специалисты рекомендуют приобретать профессиональные средства и желательно одного производителя, так как их состав идеально совмещается между собой, поэтому при эксплуатации не возникают проблемы.

    15 лучших смазок для рыболовных катушек

    Каждый современный бренд предлагает покупателю все виды смазок – жидкие, густые, многофункциональные и даёт рекомендации по их применению.

    15-ТОП самых востребованных изделий:

    • EFELE. Модель универсальная, используется при температурах от -45-50°C до +120°C, производится в виде шприца с тонким наконечником. Не имеет запаха, сочетается с пластиком, металлом, так как изготавливается из полиальфаолефинов и литиевого масла.
    • Mikado. Лубрикант густой, но при повышенных температурах не поддаётся разжижению. Выпускается в тюбике с узким носиком. Отличается высоким уровнем водостойкости и антикоррозийности. Применяется для металлических деталей, рекомендуется для спиннингов с большими нагрузками.
    • SFT Grease Reel Li. Обрабатываются только металлические элементы. Средство считается густым, выдерживает температуры от +150 до -25°C. Производится в пластиковом тюбике.
    • SFT Oil Reet Silicone. Изготавливается на силиконовой основе, поэтому максимально предотвращает шум и скрипение. Выдерживает температуру от +200 до -60°C, выпускается в виде флакона с узким закрывающимся наконечником. Применяется для роликов и пластиковых деталей.
    • Три Кита. Относится к жидкой разновидности, поэтому производится в форме спрея с удобным распылителем. В состав входит силикон. Исходя из отзывов потребителей, есть существенный недостаток – флакон не герметичный, поэтому жидкость вытекает.
    • Reel Grase Silicone. Средство изготовлено на основе кремния и силикона, используется только для безынерционных видов катушек. Допустимые температуры при работе – от +160 до -60°C, выпускается в тюбике.
    • Okuma. Продаётся в комплекте – жидкая и густая смазка, выпускается в баночке и тюбике. Выдерживает температуру до +260°C, предназначается для всех видов металла, пластике, анодированном и другом покрытии.
    • Shimano DG 01. Это густая смазка, производимая в тюбиках и пластмассовых банках. Отличается повышенной вязкостью, предназначается для фрикционных тормозов. Выдерживает мороз до -20°C.
    • Abu Garcia Precision Grease. К продаже представлен набор из жидкой и густой массы, выпускаемых в тюбиках. Предназначается для спиннингов с безынерционными и бейткастинговыми катушками, используется для металлических и других поверхностей. Считается термостойкой.
    • Hedgehog Studio Alchemy Oil Medium Light. Назначение – смазывание подшипников закрытого типа и подобных деталей, выпускается в баллончике с носиком-иглой. Формула – жидкая, повышенная защита от коррозии.
    • Daiwa Reel Oil 2. Относится к универсальному типу, применяется для подшипников, внутренних механизмов и т. д. При контакте с металлической поверхностью создаёт защитную плёнку. Вязкость пониженная, производится в форме флакона с длинным наконечником.
    • RedLub Synthetic WT Reel Oil. Отличается средней вязкостью и формой выпуска – в стеклянном флаконе с крышкой, имеющей защитный клапан. Считается синтетическим универсальным средством для всех сезонов. Выдерживает температуру от +100 до -30°C.
    • Abu Garcia Reel Oil. Это жидкая смазка, которая производится в пластиковом флаконе с иглоподобным наконечником. Применяется для всех катушек – инерционных безынерционных, мультипликаторных. Не боится жары, холода и соли (идеальный вариант для морской ловли рыбы).
    • Penn Pack Oil&Grease. Состоит из комплекса – жидкой и густой смазки, выпускается в пластиковом флаконе и баночке. Главное предназначение – защита металла от ржавчины и морской соли. Основана на синтетических компонентах.
    • Shimano DG09. Консистенция смазки средняя, выпускается в 2-х видах упаковок – тюбике и баночке. Используется для шайб с фрикционным тормозом, отторгает соль, не допускает коррозии.

    Последовательность смазки

    Смазывать катушку спиннинга нужно в определённой последовательности. При этом важно установить максимальное освещение, так как детали отличаются мелкими размерами. Это обеспечивает точное выполнение всех манипуляций.

    Подготовка

    В подготовительные мероприятия входят два действия. Они следующие:

    • Обустройство рабочего места. Это должен быть стол с подходящей под ваш рост высотой. На нём необходимо сразу разложить все нужные инструменты, смазки и детали.
    • Подготовка набора инструментов. Чтобы не возникало неудобств, подготовьте такие элементы:
      • отвёртка (плоская и крестовая);
      • пинцет/щипцы;
      • кисть для смахивания пыли и грязи;
      • ткань для протирания поверхностей;
      • гаечные ключи;
      • зубочистки;
      • настольная лампа или фонарь;
      • растворитель.

      Как разобрать катушку спиннинга?

      Опытные рыболовы чаще всего используют 3 типа катушек – фрикционные, инерционные, мультипликаторные. Последний вариант отличается от первых 2-х тем, что у него нет тумблера, но разбирается он идентично.

      Как разобрать катушку спиннинга с задним фрикционом:

      1. Сдвиньте ручку и открутите гайку на устройстве передачи.
      2. Снимите шпулю и уберите стопор, который находится под ней.
      3. Вытащите ротор.
      4. Открутите гайку, которая держит укладыватель лески. Выньте её.
      5. Снимите боковые крышки с корпуса.
      6. Разложите детали на газете (чтобы не выпачкать стол), но обязательно в той последовательности, в которой снимали их (так будет легче собрать катушку).
      7. Если оставшиеся шестерёнки и бегунок сильно загрязнены, снимите и их.

      Наглядно ознакомьтесь с процессом в нашем видеоролике:

      Как разобрать инерционную катушку спиннинга:

      1. Открутите 4 болта.
      2. Снимите крышку барабана.
      3. Откройте её.

      Как это просто сделать, смотрите в нашем видео:

      Нанесение смазки

      Этот процесс требует определённой последовательности. Она следующая:

      1. Нагрейте воду до температуры чуть выше комнатной. Промойте в ней каждую деталь. Для устранения жирных пятен можно использовать моющее средство (например, стиральный порошок, для посуды).
      2. Если масло не удаляется, очистите элементы растворителем. В труднодоступных местах используйте зубочистку.
      3. Тщательно вытрите тряпкой, дайте просохнуть. Для этого допустимо использовать фен.
      4. Смажьте смазкой согласно инструкции к конкретному средству.
      5. Установите сердцевину, шестерни и прочие детали в обратной сборке последовательности.

      Шестерни обязательно при смазывании прокручивайте руками, благодаря чему жидкость распределяется равномерно. Если масла оказалось много, удалите лишнее ватной палочкой.

      Можно ли смазать катушку, не прибегая к её полной разборке?

      Основная масса спиннинговых катушек сконструирована таким образом, что без её разборки невозможно осуществить смазку полноценно. Обслужить механизм без снятия элементов можно только при помощи жидкой смазки, но этого зачастую недостаточно, так как перед работой необходимо очистить его.

      Меры профилактики и уход

      Чтобы катушка спиннинга работала бесперебойно, обязательно прислушайтесь к рекомендациям опытных рыбаков по уходу за изделием и профилактике возникновения проблем. А именно:

      • после смазки всегда проверяйте правильность установки деталей и плавность хода;
      • после сборки не должны присутствовать посторонние звуки, скрипы и подобное;
      • смазка не должна вытекать из катушки;
      • если механизм попал в воду или набрал в себя много песка, проводите чистку и смазку сразу же;
      • в роликовом подшипнике не должно быть люфта – это свидетельствует о его неисправности (в этом случае никакая чистка и смазывание не помогут);
      • приобретайте смазку только высокого качества, так как низкосортная продукция способствует поломкам;
      • храните и транспортируйте катушку в чехле, так как механическое воздействие на механизм влечёт за собой неприятные последствия;
      • не кладите на длительное хранение прибор без предварительного смазывания;
      • заполняйте свободный барабан леской не до конца.

      Так как ни одна профессиональная ловля рыбы не обходится без катушки, научитесь своевременно её смазывать. В первый раз вам может показаться, что сделать это тяжело, но в последующие разы процесс займёт гораздо меньше времени и усилий. Главное – выбрать хороший смазочный материал и руководствоваться правилами.


      Наверняка каждый взрослый человек сельской местности хотя бы раз ходил на рыбалку. Некоторых любителей азарт так захватывает, что они начинают рыбачить чуть ли не каждый день. И если попадается на обычную удочку чаще всего очень мелкая рыбешка, но будет раздолье для кота, ведь он тоже живое существо. Другое дело, современная спиннинговая снасть, которая состоит из дорогих и сложных технически элементов — удилища, катушки, оснастки.

      Особое внимание нужно обратить на спиннинговые катушки, для идеальной работы которых, нужны своевременное техническое обслуживание, смазка и, при необходимости, ремонт.

      Зачем необходимо делать регулярный сервис для катушек

      Каждый инвентарь, как и катушки для рыбалки, требует систематического осмотра в ситуации частого применения, нарушений правил эксплуатации, а также для обеспечения правильного хранения в межсезонье. В особо сложных случаях бывает нужен ремонт катушки.

      Казалось бы, не так часто используемый элемент из комплекта заядлого рыбака, необходимо своевременно просмотреть, чтобы выявить нетипичный хруст, шумы и иные неисправности. Если неправильно хранился инвентарь, внутренние части механизма могут поржаветь, а также окислиться. Таким образом, срок использования подобной катушки значительно сократится.

      Если брать во внимание регулярно применяемые снасти во время рыбалки, можно заметить, что катушка наиболее часто соприкасается с водой и береговым песком. Это усугубляется тем, что катушка, особенно безынерционная, состоит из множества мелких деталей (шестеренок, подшипников итд), которые не будут работать адекватно без своевременной смазки всех деталей.

      Ремонт и обслуживание катушек для спиннинга - как разобрать, смазать, собрать

      И устройство безынерционной катушки в разобранном виде

      В случае проникновения мусора в двигающиеся детали катушки, нужно сразу же прочистить инвентарь на месте.

      Требуется частично протереть салфеткой, потому что песок останется в недоступных местах, а в последующем нанесет повреждения втулкам, подшипникам, шестерням. Благодаря этому существенно будет сокращен срок эксплуатации катушек, а это может стать причиной неисправности.

      Ремонт и обслуживание катушек для спиннинга - как разобрать, смазать, собрать

      Устройство безынерционной катушки снаружи

      Как понять, что требуется сервис катушки

      Обычно потребность очередного обслуживания катушки, работающей на безынерционном принципе, возможно понять по отличительным моментам:

      • наступает период первой рыбалки после зимнего простоя;
      • средина сезона;
      • диагностирование нетипичных звуков и текущий просмотр всех движущихся элементов, чтобы убедиться в отсутствии нестандартных шумов, трудного хода внутренних элементов;
      • систематическое осматривание в течение всего рыболовного сезона с целью определения целостности состояния подшипников, шестеренок, втулок, а также цвета масла, загрязненности, протечки;
      • внеочередная диагностика, если обнаружится неправильная работа механизма: возникают нехарактерные шумы, есть скрип, трудно перемещаются движущиеся конструкции, образовался люфт, есть наличие загрязненности песком.

      В реальности, оптимальнее делать диагностику довольно часто – через каждые 2 месяца в период сезона. Такую периодичность нужно соблюдать, если не видно ощутимых показаний к немедленной диагностике.

      Таким образом, диагностика и периодический осмотр позволят избежать более серьезных поломок.

      Как смазать безынерционную катушку спиннинга

      Смазка для безынерционных катушек иногда делается без предварительного разбора, нужно применить силиконовую смазку, выпускавшуюся в жидком состоянии. Ее изготавливают в баллонах, снабженных простым дозатором. С использованием тонкого дозатора, необходимо ввести требуемое количество средства и механизм надо прокрутить.

      Но нужно понимать, что подобный способ смазывания нельзя применяться очень долго. Чтобы изделие оптимально эксплуатировать, следует периодически разбирать на детали катушку и промазывать каждый элемент по отдельности.

      В работе рыболовных катушек, как любого механизма, одна из самых важных тем - СМАЗКА. Много перепробовал в своё время, собирал всю информацию по смазкам для инерцмонных катушек. Немного раскажу вам про свои поиски на эту тему - может кому пригодиться. У меня этой информации в компьютере уже целая электронная библиотека. Только мне ничего это толком не пригодилось. Всё надо пощупать своими руками и опробовать на рыбалке. Вот что я подобрал, как более-менее полезное для нашего брата спиннингиста внимание.

      Смазка для катушек томфлон

      ТОМФЛОН СК 170

      (от -60°C до +170°C): Высокотемпературная (морозостойкая) PTFE смазка, специально разработанная в качестве альтернативы смазке ЦИАТИМ-221. Обладая всеми достоинствами ЦИАТИМ-221 (хорошая морозостойкость и инертность по отношению ко всем типам резины и пластикам), смазка ТОМФЛОН СК170 характеризуется лучшей термостойкостью, хорошей механической стабильностью и отсутствием гигроскопичности (не впитывает влагу (. )).

      Все требуемые параметры, только не знаю вязкость. Мне эти забубенные цифры не о чём не говорят. Далее:

      Смазка для катушек циатим

      смазка ЦИАТИМ-221F

      является фторированным вариантом смазки ЦИАТИМ-221. Благодаря введению в состав смазки ЦИАТИМ-221F ультрадисперсного политетрафторэтилена (PTFE) значительно улучшены противозадирные и противоизносные свойства смазки, что в 3 и более раза повышает срок службы подшипников и других механизмов. Кроме того, смазка ЦИАТИМ-221F характеризуется лучшей термостойкостью, хорошей механической стабильностью и отсутствием гигроскопичности (. ) (не впитывает влагу). Особенно эффективно использовать смазку ЦИАТИМ-221F в подшипниках в условиях агрессивной среды при повышенных или переменных нагрузках. Кроме того, благодаря формирующейся на поверхности пар трения микронной PTFE плёнке значительно снижается шум и вибрация (. ). Температурный режим эксплуатации смазки ЦИАТИМ-221F от - 60°C до + 160oC.

      Можно сказать что идеал. Брендовая Шимано отдыхает. Россия рулит. :) И цена божеская - не 800 рябчиков. Ещё вот пост из рыболовного форума:

      "Силиконвая Смазка СИ-180".

      "

      Силиконовое масло ПМС 200" и т.д.. Плюсы:

      1) Стоят по 20-30 рублей за тюбик, которого хватает на 3-4 смазки.
      2) Есть и густые и очень густые и средние и жидкие и совсем жидкие. На любой вкус.
      3) Инернтые. Ни вступают ни в какие взаимодействия с пластмассами, резиной и прочей лабудой.
      4) Рабочая температура - от минус 50 до плюс 150.
      Смазываю катушку уже третий год, в первое время - с постоянным контролем за смазкой и шестернями. В способности не вытесняться с рабочих поверхностей и в плавности хода по сравнению с фирменной шимановской- не нашёл никакой разницы только в ценах!
      Пример одной из промышленных силиконовых смазок чисто для подшипников. Тоже неплоха, ИМХО конечно. :

      Силиконовая смазка с тефлоном для длительной эксплуатации. OKS 1148.

      Силиконовая смазка с тефлоном (ПТФЭ, PTFE) для подшипников, от которых требуется малое сопротивление вращению в начале работы при низких температурах и которые подвергаются далее действию температур от +150С до 200С. Силиконовая смазка с тефлоном отлично противостоит воздействию пара, животным, растительным и минеральным маслам, также как парам кислот.
      Силиконовых смазок огромное количество и из них можно выбрать подходящую для наших катушек по всем параметрам и недорогую. Выше привёл только одну для примера. Абсолютно равнодушна к воде - главный плюс. Ну и т.д.. Только одно не доступно - как они себя ведут в шарикоподшипнике ролика лесоукладывателя. Забыли видать написать в анотации к смазкам. :)) Надо самому теститровать.

      Смазка для катушек шрус

      Есть ещё ШРУС, который часто упоминают в форумах. Но вот какой пост мне однажды попался там же:
      Из фака к смазкам: Шрус 4-Литиевая смазка с содержанием дисульфида молибдена не менее 10%. Cрок хранения 5 лет. MoS2 (дисульфид молибдена)- очень уникальная вещь, которая держит громадные нагрузки в узле трения.

      Но, только наивный человек может лить молибден себе в двигатель. Ведь прозевал чуть-чуть момент замены масла и двигателю каюк. Почему? Потому что продукты окисления дисульфида молибдена состоят из окиси молибдена (MoO3), обладающей высокой абразивностью и серы - коррозионно-опасного агента. Очень наглядно это видно, когда рвётся пыльник на ШРУСе.

      ШРУС выходит из строя, не потому, что грязь попала внутрь, а потому, что под воздействием кислорода происходит распад дисульфида. Попадающая влага усугубляет ситуацию, так как при этом образуется серная кислота (H2SO4). Кислота размягчает металл, абразив приводит к износу.
      Вот так…
      И по этому же поводу, для общей информации и как повод к размышлению. К смазке катушек и инструкциям к катушкам. В подшипники открытого типа, по общим правилам, закладывается именно густая смазка, а не масло. Масло идёт только как добавка-доливка в закрытые подшипники. И то, даже этого делать не рекомендуется - смазки должно хватить на весь срок службы. Кто нибудь хоть раз мазал подшипники в автомобиле маслом? Сложно представить. А тут почти открытый узел, доступный и воде и всему на свете, вращающийся при скорости до 3000об. в минуту - и жидким маслом. Принятый довод - лёгкость вращения. Но возьмём для примера колесо автомобиля. Что, оно тяжело вращается на весу? Да минут пять может крутится! И нагрузки потяжелее. А смазка густая. Короче повод задуматься тем, кто мажет ролики жиденьким маслецом.
      А специальные… Конечно они по сути лучший и правильный выбор, если они у вас есть и вы в ней уверены. Но не могу я представить, что же такого есть свехнавороченного и необычного в смазке Шимано ценой 800р за мизерный тюбик. Можно брать конечно не Шимано. Не шиманой одной поди живы катушки Есть и в среднем ценовом диаппазоне разнообразные смазки. Но какое там опять же качество? Лично я больше доверю нашему современному ЦИАТИМу, чем какой-то малазийской упаковке с "правильной" подписью "fishing".

      Все виды рыболовных снастей и приспособлений в обязательном порядке нуждаются в периодическом проведении технического обслуживания, именно от этого зависит качество их работы, надежности и эксплуатационный срок. В первую очередь это касается безынерционных катушек, поскольку именно они принимают на себя наибольшую нагрузку.

      В зависимости от частоты использования они нуждаются в 1-2 смазываниях за сезон, но для этого потребуется постичь технологию данного процесса, чтобы не навредить снасти. Все особенности, связанные с подобным обслуживанием, будут подробно рассмотрены в предлагаемой статье.

      Подготовленная к смазке катушка

      Когда, чем и что смазывать

      Безынерционные катушки нуждаются в периодическом осмотре, который покажет, требуется ли смазка. Обычно необходимость в осуществлении данной процедуры возникает в следующих случаях:

      1. Падение приспособления в воду и его промокание.
      2. Попадание внутрь конструкции частиц песка.
      3. Наличие грязного масла на оси, которое можно определить по его потемневшему оттенку.
      4. Начало нового рыболовного сезона.
      5. Середина рыболовного сезона, если катушка находится в активном использовании на протяжении круглого года.

      Осмотры и смазывания проводятся в профилактических целых 1-2 раза за сезон, не стоит дожидаться момента, когда катушка выйдет из строя из-за недостаточного ухода, поскольку в подобных ситуациях далеко не всегда получается починить ее.

      Иногда рыболовы для подобных целей используют солидол или обычно машинное масло, но подобное обслуживание способно только усугубить состояние снасти.

      Гораздо более безопасным вариантом является задействование специальных смазок, основные виды которых приведены ниже:

      1. Густые специализированные смазки предназначены для ухода за подшипниками и шестернями, поскольку они не стекают с них.
      2. Жидкие специализированные смазки, которые подходят для ухода за валом с ротором.
      3. Универсальные смеси, которые можно получить путем смешивания жидких и густых смазок в равных пропорциях.

      Применение густых смазок обычно востребовано при возникновении значительного трения в деталях, но при этом необходимо помнить, что средства со слишком густой консистенцией запрещены для использования. Они могут усугубить ситуацию, сделав ход катушки чрезмерно тугим, что усложнит или сделает невозможным ее эксплуатацию.

      Подготовительный этап

      Перед началом любых работ с безынерционными катушками необходимо должным образом подготовить свое рабочее место. Потребуется обеспечить качественное освещение, при этом желательно выбрать светлую поверхность, поскольку это минимизирует риск потери мельчайших деталей.

      Также нужно удостовериться в наличии следующих инструментов и материалов:

      1. Хлопчатобумажные салфетки или отрезок мягкой ткани.
      2. Крестовые и плоские отвертки.
      3. Гаечный ключ.
      4. Пинцет.
      5. Набор зубочисток.
      6. Бензин, который используется для заправки зажигалок. Можно воспользоваться и автомобильным топливом, но процесс будет гораздо сложнее, к тому же оно обладает более выраженным запахом.
      7. Выбранная разновидность специальной смазки для катушек.
      8. Универсальный маркер, который способен писать на любых поверхностях.
      9. Тонкая кисть с мягкой щетиной.
      10. Небольшая стеклянная банка или иная подходящая емкость.

      Главная пара катушки и подшипники

      Как выполнить смазку

      В процессе смазки безынерционной катушки нет ничего сложного, но для начинающих рыболовов была составлена пошаговая инструкция, которая подробно описывает алгоритм действий от подготовки и разборки приспособления до его финальной сборки:

      Разобранная безынерционная катушка

      Разобранная безынерционная катушка

      Деталь катушки

      Необходимо осуществить чистку всех снятых деталей, что позволит удалить остатки старой смазки

      Безынерционная катушка

      Потребуется провести дополнительный осмотр ролика подшипника лескоукладывателя

      Блиц-советы

      Подводя итоги, можно дать следующие рекомендации, которые помогут при смазке безынерционной катушки:

      Витрина с катушками

      1. Проверка плавности хода после сбора позволяет оценить, насколько качественно была осуществлена процедура. Основными критериями является плавность поворотов ручки и отсутствие посторонних звуков, но при этом ее движения должны стать более тугими, чем до технического обслуживания. Пройдет еще немного времени и использованная смазка равномерно распределится, что обеспечит плавность и мягкость работы катушки.
      2. При случайном попадании в катушку песка или воды необходимо не только проведение внепланового обслуживания, но и прекращение эксплуатации приспособления до проведения процедур по смазыванию конструкции.
      3. Рекомендуется использовать только качественные специализированные смазки, которые уже успели зарекомендовать себя с положительной стороны, к ним можно отнести Yamaha, Shimano, Abu Garcia, Daiwa или PENN.

      Читайте также: