Смастерил вырезал склеил что обозначают данные глаголы желание деятельность или движение

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 16.09.2024

склеивать склеиваю / склеиваешь / склеивают 1-е спряжение но склеить - 2-е спряжение

Все формы Несовершенный вид Cовершенный вид Настоящее Прошедшее Будущее Повелительное наклонение Неличные формы

Несовершенный вид, настоящее время

Я склеиваю
Ты склеиваешь
Он склеивает
Мы склеиваем
Вы склеиваете
Они склеивают

Несовершенный вид, прошедшее время

Я склеивал
Ты склеивал
Он склеивал
Она склеивала
Оно склеивало
Мы склеивали
Вы склеивали
Они склеивали

Несовершенный вид, будущее время

Я буду склеивать
Ты будешь склеивать
Он будет склеивать
Мы будем склеивать
Вы будете склеивать
Они будут склеивать

Несовершенный вид, повелительное наклонение

Совершенный вид, прошедшее время

Я склеил
Ты склеил
Он склеил
Она склеила
Оно склеило
Мы склеили
Вы склеили
Они склеили

Совершенный вид, будущее время

Я склею
Ты склеишь
Он склеит
Мы склеим
Вы склеите
Они склеят

Совершенный вид, повелительное наклонение

Несовершенный вид, инфинитив

Несовершенный вид, причастие

склеивающий
склеивавший
склеиваемый

Несовершенный вид, деепричастие

Совершенный вид, инфинитив

Совершенный вид, причастие

Совершенный вид, деепричастие

склеивать склеивает склеиваем склеиваете склеивают склеивал склеивала склеивало склеивали склеивая склеивайте склеивай склеиваю склеиваешь склеивающий склеивающего склеивающему склеивающий склеивающего склеивающим склеивающем склеивающая склеивающей склеивающей склеивающую склеивающей склеивающей склеивающее склеивающего склеивающему склеивающее склеивающим склеивающем склеивающие склеивающих склеивающим склеивающие склеивающих склеивающими склеивающих склеивавший склеивавшего склеивавшему склеивавший склеивавшего склеивавшим склеивавшем склеивавшая склеивавшей склеивавшей склеивавшую склеивавшей склеивавшей склеивавшее склеивавшего склеивавшему склеивавшее склеивавшим склеивавшем склеивавшие склеивавших склеивавшим склеивавшие склеивавших склеивавшими склеивавших склеиваемый склеиваемого склеиваемому склеиваемый склеиваемого склеиваемым склеиваемом склеиваемая склеиваемой склеиваемой склеиваемую склеиваемой склеиваемой склеиваемое склеиваемого склеиваемому склеиваемое склеиваемым склеиваемом склеиваемые склеиваемых склеиваемым склеиваемые склеиваемых склеиваемыми склеиваемых склеиваем склеиваема склеиваемо склеиваемы склеить склеил склеила склеило склеили склеит склеим склеите склеят склеив склейте склей склеивший склеившего склеившему склеивший склеившего склеившим склеившем склеившая склеившей склеившей склеившую склеившей склеившей склеившее склеившего склеившему склеившее склеившим склеившем склеившие склеивших склеившим склеившие склеивших склеившими склеивших склеенный склеенного склеенному склеенный склеенного склеенным склеенном склеенная склеенной склеенной склеенную склеенной склеенной склеенное склеенного склеенному склеенное склеенным склеенном склеенные склеенных склеенным склеенные склеенных склеенными склеенных склеен склеена склеено склеены склею склеишь склеивши

склеивать склеивает склеиваем склеиваете склеивают склеивал склеивала склеивало склеивали склеивая склеивайте склеивай склеиваю склеиваешь склеивающий склеивающего склеивающему склеивающий склеивающего склеивающим склеивающем склеивающая склеивающей склеивающей склеивающую склеивающей склеивающей склеивающее склеивающего склеивающему склеивающее склеивающим склеивающем склеивающие склеивающих склеивающим склеивающие склеивающих склеивающими склеивающих склеивавший склеивавшего склеивавшему склеивавший склеивавшего склеивавшим склеивавшем склеивавшая склеивавшей склеивавшей склеивавшую склеивавшей склеивавшей склеивавшее склеивавшего склеивавшему склеивавшее склеивавшим склеивавшем склеивавшие склеивавших склеивавшим склеивавшие склеивавших склеивавшими склеивавших склеиваемый склеиваемого склеиваемому склеиваемый склеиваемого склеиваемым склеиваемом склеиваемая склеиваемой склеиваемой склеиваемую склеиваемой склеиваемой склеиваемое склеиваемого склеиваемому склеиваемое склеиваемым склеиваемом склеиваемые склеиваемых склеиваемым склеиваемые склеиваемых склеиваемыми склеиваемых склеиваем склеиваема склеиваемо склеиваемы склеить склеил склеила склеило склеили склеит склеим склеите склеят склеив склейте склей склеивший склеившего склеившему склеивший склеившего склеившим склеившем склеившая склеившей склеившей склеившую склеившей склеившей склеившее склеившего склеившему склеившее склеившим склеившем склеившие склеивших склеившим склеившие склеивших склеившими склеивших склеенный склеенного склеенному склеенный склеенного склеенным склеенном склеенная склеенной склеенной склеенную склеенной склеенной склеенное склеенного склеенному склеенное склеенным склеенном склеенные склеенных склеенным склеенные склеенных склеенными склеенных склеен склеена склеено склеены склею склеишь склеивши Глагол Спряжение Несовершенный вид Cовершенный вид Настоящее Прошедшее Будущее Повелительное наклонение Неличные формы

При обучении русскому языку часто встречаются следующие трудности:неумение выделять слова из предложения, неумение выделять предложения из текста, неправильная постановка знаков препинания в предложении и другие. Для отработки данных навыков можно использовать задания "склеенные слова", "склеенные предложения".

Оценить 1638 0

Задания по русскому языку в начальных классах

При обучении русскому языку в начальных классах часто встречаются следующие трудности:

- неумение выделять слова из предложения;

-неумение выделять предложения из текста;

-неправильная постановка знаков препинания при письме;

-затруднения в употреблении заглавной буквы в предложении;

-слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.

Для отработки данных навыков предлагаю детям следующие упражнения. Их можно использовать, начиная с уроков обучения грамоте. Можно подбирать слова и тексты на определённые темы, в зависимости от материала урока.

Склеенные слова

1.Найди слова. Нужно отделить слова друг от друга вертикальной линией. Запиши их. Поставь ударение. Определи количество слогов.

1.Найди слова. Запиши их. Определи род.

1. Найди слова. Запиши их в алфавитном порядке.

1.Раздели на слова. Запиши слова. Выдели орфограмму.

1. Раздели на слова. Запиши слова правильно.

2. Раздели на слова. Запиши слова правильно.

1. Раздели на слова. Запиши слова правильно, разделяя на две группы (используй разные признаки деления).

Раздели на слова. Какие из этих слов не склоняются.

Склеенные предложения

Раздели на слова. Раздели на предложения. Текст озаглавь и запиши.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Спортивное развлечение мне понравилось. Задания с родителями обязательно будем применять в нашем пра. Подробнее.

Публикацию скачала. Очень благодарна за размещение автору. В данный момент, исполняя обязанности инс. Подробнее.

А вот эта тема очень актуальна сейчас.Рада, что случайно зашла сегодня на сайт. Праздники, в ом числ. Подробнее.

Сценарий мне понравился. Обязательно примем на заметку при подготовке праздника День Победы в нашем . Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Для обозначения движения в русском языке есть специальная группа слов - глаголы движения.
Глаголы движения разделяются по направлению движения:
- в одном направлении или в направлении "туда - обратно",
- по способу передвижения (пешком или на определённом транспорте),
- движение с объектом или без.

Глаголы движения в русском языке (часть 2)

Мы уже рассматривали глаголы, которые обозначают движение без объекта в части 1.
В части 2 рассмотрим глаголы, которые обозначают движение субъекта с объектом.

Движение с объектом тоже может быть различным в русском языке:
- на транспорте ("везти - возить"),
- пешком ("нести - носить"),
- показывать движение ("вести - водить"),
- описывать трудность передвижения ("тащить - таскать"),
- передвижение круглых объектов ("катить - катать").

При этом глаголы продолжают различаться по направлению движения.

Алевтина Сафьянова

Максим, поварихой в д/с работает воспитательница или наоборот?
Осваивают выделенные деньги, а не кв.м. Предстоит построить еще в 4 раза больше.

Максим Просветов

Алевтина Сафьянова

Максим, надо порядок слов изменить. В предложении и подл. и сказ. выражены сущ., между ними тире. В нашем детском саду повариха — воспитательница.

Максим Просветов

Александр Коломыченко

Здравствуйте Алевтина, помогите пожалуйста с двумя заданиями :

Упражнение 1. Поставьте имена прилагательные в форму сравнительной степени.

1. Сегодня он чувствовал себя даже (больной), чем вчера. 2. Их последующие выяснения отношений становились все (бурные). 3. В своей жизни она не встречала человека (великий), чем этот поэт, и одновременно (жестокий). 4. Такой исход операции казался ему еще (возможный), чем две недели назад. 5. Весь его вид становился день ото дня (гордый). 6. Нет положения (двусмысленный), чем оказаться в купе поезда наедине с чужим человеком. 7. По мере того как человек приближался, его черты казались все (знакомый). 8. Пожалуйста, будьте в этом выступлении (краткий), чем в предыдущем. 9. С годами у него развился (критический) взгляд на жизнь, чем в юности. 10. В связи с обстоятельствами он предпочел (ранний) отъезд, чем планировал.

Упражнение 2. Укажите глаголы, которые не образуют форму 1-го лица ед. ч. Объясните, почему?

Затмить, ощутить, болеть, колоситься, умываться, убедить, прорасти, заполни, победить, струиться, чудить, очутиться, стонать, звучать, дудеть, расселиться, брезжить, пылесосить.

На нашем Интернет-уроке мы поговорим о части речи — глагол.

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? и что сделает? и обозначает действия предметов (работать, писать, строить) и с остояние (спать, думать, мерзнуть).

Пила, лила, дала, мела, пастила, печь, речь, стечь, лечь, жечь, дочь, мыла, рыла, съест, подъезд, несет, дает, поет, стекло, гололед.

У дедушки в сарае есть пила. Девушка пила воду из графина.

Бабушка учила внучку печь блины. Раньше печь была необходима людям для приготовления пищи.

В окно вставили тонкое стекло. Растаявшее мороженое стекло на пол.

2. Распредели данные глаголы по группам: 1 группа — глаголы, которые называют действие, 2 группа — глаголы, которые называют состояние.

Варить, думать, рисовать, мыслить, соображать, надевать, таять, шить, мечтать, дремать, поливать.

3. Выбери из приведенных ниже глаголов, подходящие по смыслу, и восстанови текст .

Послушайте же, дети мои, наставления. Старших ___________. В дому своём_______ . Лжи ________ . Гостя ________ . Больного ________. Что ________ хорошего, того _________, а чего _________ – тому _________. Пусть __________ вас солнце в постели.

rech136

( учитесь, почитайте, привечайте, не ленитесь, навестите, остерегайтесь, умеете, не умеете, не забывайте, не застанет)​

Подумай, в каком значении употреблено слово глагол в строке из стихотворения А.С.Пушкина? Как можно сказать по-другому?…

Глаголом жги сердца людей

Глаголы могут изменяться по времени , числу , лицам , а глаголы прошедшего времени ещё и по роду . Обо всём по порядку…

Время глагола

Этот хитренький глагол

время глагола

Прошедшее время — то, что прошло:
Вчера мы писали. Солнце ушло.
Настоящее время приходит теперь:
Мы пишем имя. бегает зверь.
Будущее время еще не пришло:
После уроков пойдем мы в кино.

klass39_2

ВАЖНО! Прошедшее время образуется с помощью суффикса к основе неопределённой формы: бежа-ть – бежа-л, гуля-ть – гуля-л, строи-ть – строи-л.

Запомни! Перед суффиксом сохраняется та гласная, которая стоит в неопределённой форме перед -ть: видеть – видел, слышать – слышал, веять – веял.

4. Найди глаголы. Определи время глаголов.

Проворная Зв…рюшка
Ж…вет в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок,
Отыскала гр…бок,
Нан…зала на сучок,
Заг…товит впрок.

Число глаголовklass39_1

5. Определи число и время глаголов.

Хлопаем, хлопал, пляшет, сплю, закукарекает, бежишь, садимся, посижу, рисовали, нарисую, рисуем, полетим, прилетели, смастеришь, отвечаю, думаем.

Род глагола

Глаголы прошедшего времени в ед.числе (ТОЛЬКО прошедшего времени) изменяются по роду .

На уроке Маша рисовала вазу с цветами, а Миша рисовал автомобиль.

А если мы возьмём глагол настоящего времени? Наблюдай: Он летает, она летает, оно летает. Изменяется глагол? НЕТ!

Лицо глагола

f8LDQvvBkEPqAhy

Глагол в настоящем и будущем времени изменяются по лицам. Самый простой способ определить лицо — подставить подходящее местоимение.

ВАЖНО! У глаголов в прошедшем времени лицо не определяется!

klass39_3

ВАЖНО! Глаголы во 2-м л. ед. ч. (ты) всегда заканчиваются на мягкий знак: рисуешЬ, пишешЬ. Глаголы во 2-м л. мн. ч. (вы) всегда заканчиваются на Е: пишитЕ, читаетЕ.

6. Определи число, время и лицо глаголов.

Бежит, идёшь, стучат, говорят, поёте, летишь, живут, побежит, закричишь, постучат, придут, поговорим, прилетит,

Говори правильно!

Я жгу, пеку, берегу. Мы жжём, печём, бережём.

Ты жжёшь, печёшь, бережёшь. Вы жжёте, печёте, бережёте.

Он жжёт, печёт, бережёт. Он жжёт, печёт, бережёт.

Неопределённая форма глагола или инфинитив

Глагол тоже имеет начальную форму, которая только называет действие, само по себе не указывает ни времени, ни числа, ни лица. Вот почему она называется НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ формой.

Начальная форма глагола или инфинитив , или неопределённая форма глагола отвечает на вопрос что делать? что сделать?

Глаголы в неопределенной форме имеют окончания -ть, -ти, — чь . Например, что делать? — бежаТЬ, идТИ, береЧЬ.

7. От имён существительных и имён прилагательных образуй и запиши глаголы в неопределенной форме (что делать?)

смотр-
корм-
бег-
крик-
светлый —
чёрный —
зелёный —
грустный —

Спряжение глаголов

В зависимости от окончаний глаголы можно отнести к I и II спряжению.

Спряжение – это изменение по лицам и числам.

Например, я читаЮ, мы читаЕМ, ты читаеШЬ, вы читаЕТЕ, он ЧитаЕТ, они читаЮТ. Сравни: я дарЮ, мы дарИМ, ты дарИШЬ, вы дарИТЕ, он дарИТ, они дарЯТ.

spryag

8. Проспрягай глаголы спасти и бежать, выдели личные окончания глаголов.

Какие глаголы относятся к ПЕРВОМУ спряжению? Это глаголы, которые в инфинитиве оканчиваются на –ать (прыгАТЬ) кроме 4 глаголов-исключений, -ять (таЯТЬ), -уть (мокнУТЬ), -оть (полОТЬ), -ыть (рЫТЬ), -еть (летЕТЬ), кроме 7 глаголов-исключений). А также глаголы брить, стелить .

Какие глаголы относятся ко ВТОРОМУ спряжению? Это глаголы, которые в инфинитиве оканчиваются на –ить. А также глаголы-исключения смотреть , обидеть, слышать , видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть, и терпеть.

157cfc0f49c257a7b2c941cd9089c72a

Легче запомнить так: если глагол в инфинитиве заканчивается на — ИТЬ , кроме брить, стелить , значит это II спряжение . Все остальные глаголы — I спряжения .

Но только если это не глагол — исключения: гнать, держать, слышать, дышать, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, видеть и смотреть. ( это глаголы тоже II спряжения ).

Выучи этот стишок:

Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключенье — брить, стелить.
И еще —
Смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.

I СПОСОБ

1. Поставь глагол в неопределённую форму: что делать? — рисовать.

2. Посмотри какая гласная стоить перед -ть: рисовАть.

3. Если глагол не на -ИТЬ, значит — это глагол I спряжения.

II СПОСОБ

1. Поставь глагол в 3 лицо множественное число (они): рисуЮТ

2. Запомни: в 3 лице множественном числе (они) в I спряжении глаголов окончание -ут/-ют . А во II спряжении глаголов в 3 лице множественном числе (они) числе окончание -ат/-ят !

3. Если окончание рисуЮт, — ЮТ, значит это глагол I спряжения.

9. Вставь орфограммы. Что общего в этих словах?

С…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч…рнееш… .

Раздели эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились?

10. Определи спряжение глаголов.

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, серебрит, бегаешь, чистим, пишем, верить, думает, светит, прыгаешь, сидите, летаешь, спешат, знаете, стоишь, шагают, гремят, ищешь, играем, плывём, считают.

12. Распредели глаголы в 2 столбика в зависимости от спряжения.

Думать, спасать, бродить, смотреть, встречать, стелить, слышать, любить, успеть, помыть, отдохнуть, запретить, услужить, терпеть, дышать, брить, полоть, обидеть, обвинять.

13. Будь внимательным с глаголами… Найди глаголы только 1 спряжения

14. Замени начальную глагольную форму на временную (по подходящему времени).

Мороз (щипать) щёки. Колючий ветерок (жечь) щёки.Уже ( сыпать) зима белым лёгким пухом на землю. Придёт волшебница в лес, (рассыпать) своё сияющее добро по деревьям.(Задремать) сказочный лес до весны.

15. Над глаголом обозначь спряжение и выдели окончание .

1)Что посеют, то и пожнут.2)Тише едете, дальше будете. 3)В бою побываете, цену жизни узнаете.4)Без труда не вынете и рыбку из пруда.5) Не посмотрите – не увидите, не расспросите – не найдёте.6)Скажете – не воротите, напишите – не сотрёте, отрубите – не приставите.7) Что заслужат, то и получат.

16. Запиши диктант. Найди глаголы. Определи время, число, спряжение.

Животному нос помогает жить. Им оно чувствует запахи еды и своих врагов. Свинья носом роет землю и отыскивает корешки. Рыба-меч страшным носом протыкает рыб. Дятел носом долбит деревья и вытаскивает насекомых. Попугай цепляется за ветки своим крючковатым клювом. Своим носом- иголочкой комар сосёт кровь. (по Г. Юдину)

17. Допиши глаголы 2 л ица ед.число и мн. число и 3 лица ед. число и мн. число.

Сеять, веять, лаять, таять,чуять,реять.

18. Спиши текст, заменяя выделенный глагол синонимом.

Дует тёплый ветерок.Исчезает последний снег в лесу. Звери чувствуют приближение весны. Высоко в небе парит орёл.

Слова для справок: таять,чуять, реять веять

19. Спиши пары глаголов, вставь пропущенные окончания, в скобках напиши неопределённую форму и определи спряжение.

Образец: Броса-м (бросать, 1 спр.), брос-м (бросить, 2спр.).

Пуска-шь, пуст-шь. Покупа-те, куп-те.Пуска-м, пуст-м. Сдерж-шь, сдержива-шь.

20. Спиши пары предложений, у глаголов укажи спряжение, вставь пропущенные окончания.

1) Заунывный ветер гон…т стаю туч на край небес.(Н.Некрасов). Ветер по морю гуля…т и кораблик подгоня…т.(А.Пушкин)

2) Легко дыш…т грудью. Ты вдыха…шь запах полевых цветов.

3) Кто смотр…т вперёд, тот далеко вид…т. Дыш…т земля и продышала себе в снегу окошечко – весну высматрива…т.

21. Проверочный диктант.

Всю жизнь живёшь с деревьями плечом к плечу.И хочешь стиснуть ладонями их руки-ветви и крепко пожать.(По Н. Сладкову)

22. Спиши текст , употребляя глаголы, данные в скобках, в настоящем времени. Укажи лицо и число глаголов .

(Греметь) последний раскат грома. По небу (плыть) рваные облака. Мы медленно (брести) по размокшей дороге, ноги (скользить). Свежий воздух (бодрить) вас, и вы уже (петь) задорную весёлую песню туристов.

23. Спиши текст , заменяя в нём глаголы 1 лица глаголами 2 лица единственного числа. Выдели окончание глагола .

Живу в лесу. Встаю рано утром. Вдруг шорох! Выпрыгну из куста да и попаду охотнику под ноги. Хитрю, а рано или поздно всё равно беды не избегу. Иду к речке и гляжу, нет ли кого на берегу. Всё время трясусь.

24. Прочитай текст , определи ошибки и обоснуй свою точку зрения.

Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро, летом, пойдёш в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтыми, и красными, и синими. Когда подойдёш ближе и разглядиш, что это такое, то увидеш, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

25. Составь и запиши словосочетания из данных слов с глаголами 2 лица единственного числа.

… беседу, … на солнышке, …. пироги, … к берегу, … багаж, … по телефону, … в деревне.

26. Напиши текст письма Джона, выбирая один из глаголов, представленных в скобках.

Как ты (живёшь, живёш )? (Ходиш, ходишь ) ли ты в школу? Как ты (учишься, учишся)? Чем ( занимаешся, занимаешься) в свободное время? Когда ты ( приедешь, приедеш ) ко мне в гости? (Умеешь, умееш) ли ты плавать? Я живу на берегу океана.

27. Запиши начальную форму каждого глагола. Определи спряжение. Запиши глагол в форме 3 лица, ед.ч. Образец: зеленеть – зеленеет ( 1 спр.)

Таять — …, обидеть — …, стелить — …, брить — …, видеть — …

28. Спиши сочетания слов, укажи спряжение глаголов, падеж существительных.

Дремл…шь у окна, пиш…шь письмо, относ…шь на почту, проход…м по мосту.

Что ещё нужно знать о глаголах?

Я — хочу, мы хотИМ

Ты хочЕШЬ, вы хотИТЕ

Он/она/оно хочЕТ, они хотЯТ

* Особо спрягаются глаголы есть и дать.

Вы едите, дадите

  • даю, даёшь, даёт, даём, даёте, дают
  • дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут
  • дам, даешь, даст, дадим, даёте, дают

Так же спрягаются глаголы, производные от этих глаголов: съесть, поесть, выдать, отдать и т. п.

* Глаголы бывают совершенного вида (действие уже сделано, закончено или будет закончено что сделать? ), например, , и несовершенного (действие не закончено что делает?) , например, работать, кричать, спать, покупать, брать, бросать, заглядывать, я буду работать.

Возвратные глаголы

Глаголы могут иметь на конце частицу -ся или -сь . Глаголы, оканчивающиеся на -ся (-сь), называются возвратными.

После согласных и й употребляется -ся, а после гласных – -сь: моет – моется, мыл – мылся, мыть – мыться, мой – мойся, мою – моюсь, мыли – мылись.

Эта частица произошла от себя, которое произносится как ся, как меня – мя, тебя – тя. Возможно моюся, т. е. мою себя, мылися – мыли себя.

rech134

ВАЖНО! Следует отличать неопределённую форму глаголов на -ться от 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени на -тся . Надо помнить, что ь пишется только в неопределённой форме.

Легко запомнить так: если в вопросе есть Ь, то и ТЬСЯ пишется с Ь .

Например, он умеет (что делатЬ?) трудитЬся (неопределённая форма), но он (что делает?) трудится (3-е лицо).

Возвратные глаголы в прошедшем времени имеют на конце частицу -ся или -сь: взялся, берёгся; взялась, береглась; взялось, береглось; взялись, береглись.

Читайте также: