Словарик по русскому языку своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

В прошлой статье я рассказала немного о словарных карточках - и о том, как, на мой взгляд, электронные карточки гораздо лучше бумажных .

Существует множество приложений, в которых можно найти готовые списки слов и выражений на различные темы: Quizlet , Memrise , Anki .

А что делать, если вам хочется сделать карточки самостоятельно? Например, если у вас есть какой-то конкретный список слов , который вам необходимо выучить, или вы хотите проработать каждое слово подробнее - это действительно способствует запоминанию. Некоторые приложения (из названных мной - Anki, Quizlet) позволяют сделать и это.

Что можно включить в электронную карточку и как это лучше сделать?

1. Само слово. Убедитесь, что вы написали его правильно, проверьте в словаре. Подумайте - возможно, стоит использовать не отдельное слово, а устойчивое выражение - выражения проще запоминаются, да и слова мы используем не сами по себе, а в выражениях и предложениях.

2. Перевод. Будьте осторожны с многозначными словами. Если вы заучиваете слово в определенном контексте с одним из значений - например, это слово из активного словаря на занятиях с преподавателем или в языковой школе - запишите тот перевод, который вам нужен. Если вы просто хотите расширить свой словарный запас, вы можете включить несколько вариантов перевода, но тогда к каждому лучше добавить пример , если используемое вами приложение это позволяет.

В результате у вас получится словарная карточка, которая включает в себя все необходимое . А то, что вы создали ее сами сразу добавляет к запоминаемости слова: вы уже над ним поработали, записали, нашли перевод, примеры, произношение и подходящую картинку, а значит, вам, скорее всего, будет нужно меньше повторений, чтобы его запомнить.



Здравствуйте, друзья! На календаре зима, за окошком холодно, а у нас на блоге тепло и уютно. Заходите в гости, чувствуйте себя как дома.

Сегодня мы здесь не ерундой занимаемся. Сегодня мы делаем проект орфографический словарь. Пытаемся хоть немножко почувствовать себя Ожеговыми и Далями.

Давайте посмотрим, что про данную работу нам расскажет наш любимый учебник русского языка.

Со страниц учебника

Итак, вот что мы видим на странице 142.


И смешное стихотворение здесь есть, и вопросы разные и собственно задание, которое необходимо выполнить.

Составители учебника для 3 класса Школы России предлагают детям заглянуть в оглавление и вспомнить правила по русскому языку, которые они уже успели изучить.

А потом выбрать одно из правил и именно для этого правила составить свой собственный словарик.

Что ж, задание понятно! А какие же правила детки уже успели изучить?

Изученные правила

За первое полугодье третьего класса наши маленькие школьники уже успели многое узнать. Все перечислять не будем, возьмем только основное.

Теперь наши дети знают, как писать слова с безударными гласными в корне.

Причем, и те слова, безударные гласные в которых можно проверить.


И те, в которых нельзя.


Слова, имеющие в своих корнях глухие и звонкие (парные) согласные тоже изучены на уроках.


А еще есть такие слова, в которых буква есть, а звука нет. Это трудные слова с непроизносимым согласным в корне. И они уже тоже пройдены.


Правописание слов с удвоенными согласными – также не новая тема.


Как и разделительный твёрдый знак после приставок.


Итого, у нас получается шесть тем, по каждой из которых можно составить отдельный словарик.

Теперь нужно выбрать какую-то одну.

Планируем работу

Еще раз внимательно прочитаем задание из учебника.


На основании задания составляем план действий.

  1. Выбрать правило.
  2. Подобрать слова с орфограммой на это правило.
  3. Записать слова по алфавиту.
  4. Подчеркнуть в словах орфограммы.

Прежде чем привести наш план в исполнение, давайте найдем ответы на некоторые вопросы.

Вот, например, что значит подчеркнуть орфограмму? Что вообще такое орфограмма?

Обратимся к греческому.

Орфограмма – это написание в слове, соответствующее орфографическому правилу.

Если сказать еще проще, то это та самая часть слова, в которой легко и просто можно допустить ошибку.

На картинке ниже примеры орфограмм на перечисленные выше правила русского языка.


Орфограммы в словах выделены красным цветом.

С орфограммами понятно.

Следующий вопрос. Сколько слов на выбранное правило нужно включить в свой словарь?

Не указано. Значит, на наше усмотрение.

Еще вопрос. Есть ли требования к оформлению готового орфографического словаря? В учебнике их нет. Значит, можно придумать самим, если, конечно, учитель не дал по этому поводу конкретных указаний.

Наш учитель в данном вопросе дал нам свободу. За что ему большое спасибо.

Итак, план действий у нас уже есть.

Напомним, он выглядит вот так.


Пункт первый выполнен. Правило выбрано. Это будут слова, в корнях которых имеются безударные гласные, которые можно проверить правильно подобрав проверочные слова.

Согласно второму пункту плана необходимо подобрать слова для нашего словарика.

Мы выбрали вот такие.


Теперь эти слова нужно записать и выделить в них орфограммы. А так как безударные гласные в наших словах можно проверить, то мы решили заодно записать и проверочные слова.

Можно было бы пойти простым путем, взять чистый лист бумаги, цветные ручки или фломастеры и сделать что-то типа этого.

Но мы решили сделать кое-что поинтересней.

В результате создали небольшую красивую книжку.

Вот так выглядит обложка.


На ней написана тема проекта и имя составителя словаря.

Первые две странички дают ответы на вопросы, поставленные составителями учебника по русскому языку.



На страничке № 3 мы указали правило, которое выбрали для своего словаря.


А на четвертой у нас собственно само правило. Его в полном объеме взяли из учебника.


Сам словарик начинается со страницы № 5. Здесь у нас записаны шесть слов с выделенными орфограммами и проверочные слова к ним.

На следующей еще шесть слов.


Обратите внимание, все слова мы расположили в алфавитном порядке.

Вроде как все задания выполнены. Но! Захотелось добавить еще чего-нибудь, что могло бы украсить нашу книжку и в то же время соответствовать теме работы.

И мы подобрали пословицы и поговорки, в которых присутствуют слова с орфограммами на выбранное правило.


На следующих двух страницах как раз эти пословицы и поговорки размещены.


Вот теперь наш орфографический словарик готов полностью!


Осталось только представить его в классе.

И мы вовсе не против, если вы возьмете нашу идею оформления проекта за образец.

Шаблон проекта

ШколаЛа на страже родительского времени и нервов.

  • Вам не нужно бродить по словарям и интернету в поисках подходящих словечек.
  • Не нужно штудировать учебник русского языка, чтобы вспомнить правило.
  • Не нужно зависать в графических редакторах, изобретая макеты.

Все это мы уже сделали за вас.

С помощью нашего шаблона вы сможете составить и сделать свой красивый, аккуратный словарь на любую из шести упомянутых в статье орфограмм.


Подробнее о том, что содержит в себе шаблон, расскажем на витрине нашего магазинчика.

И хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазинчике Новогодние скидки! Не пропустите!

Полушкина Екатерина Ивановна

Орфографический словарь - это словарь, в котором все слова написаны правильно, без ошибок, в алфавитном порядке.

ВложениеРазмер
orfograficheskiy_slovar.docx 74.42 КБ

Предварительный просмотр:

Ученик 3 Д класса

Учитель: Заплаткина Е.Б.

Нижний Новгород, 2019.

Цели: Учиться грамотно читать и писать.

Задачи: Отрабатывать умение записывать слова в алфавитном порядке.

Отрабатывать умения пользоваться орфографическим

словарём. Составить орфографический словарик, на одну

Орфографический словарь - это словарь, в котором все слова написаны правильно, без ошибок, в алфавитном порядке.

Мы обращаемся к нему, когда не знаем как правильно пишется слово или хотим проверить слово. Словарик научит делать правильное ударение. Словарь дает указание, когда ударение зависит от значения слов. Словарь поможет правильно изменять слова.

Я внимательно изучил орфографический словарь для начальных классов и решил сделать свой, собственный орфографический словарь на одну изученную орфограмму - правописание слов с глухими согласными в корне.

Правило: Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками (л),(м),(н),(р),(в).

Вывод: чтобы быть грамотным, нужно изучать правила русского языка и уметь применять их на практике. Но если ты сомневаешься в написании слов, обратись к орфографическому словарю, и он поможет тебе.

ТЕМА: Удивительный дар – слово. Словари русского языка. Их многообразие и значение в нашей жизни.

закрепить навыки использования современных информационных технологий

воспитывать уважительное отношение к слову, к своей речи

Цель: расширить знания о словарях русского языка, показать их многообразие и значение в нашей жизни.

Тип урока: урок с созданием игровой ситуации и сопровождение учебного процесса информационно - коммуникационными средствами обучения

Оборудование: словари, таблицы, сопроводительная презентация, компьютеры, электронный словарь, работа в режиме он - лайн в сети ИНТЕРНЕТ.

Ход урока:

В разных странах мира люди говорят на шести тысячах языках. За последние 3 века темпы угасания или исчезновения языков возрастают со всей очевидностью. Некоторые языки, такие как, английский и французский, стали международными и являются официальными в нескольких государствах. Культура мира может существовать только тогда, когда люди имеют возможность пользоваться родным языком свободно и в полной мере в любых жизненных ситуациях.

В русском языке великое множество слов. Но сколько их точно? На этот вопрос не может ответить ни один специалист, ни одна статистика. Богатая и разнообразная лексика русского языка собрана в различных словарях.

Современный культурный человек обладает в среднем словарным запасом из 3-6 тыс. слов. Словарный запас человека, а также какого – либо языка, называется лексиконом. А для того, чтобы пополнять лексикон, необходимо привыкать пользоваться словарями.

Эта задание покажет ваше умение работать со справочной литературой и использовать свой словарный запас. А начнём мы с небольшой викторины:

1. Из какого словаря мы узнаём о значении и употреблении слов?

(из толкового)

1. Из какого словаря мы узнаём о правильном написании слов?

(из орфографического)

2. Назовите известных составителей толковых словарей.

(В. И. Даль, С. И. Ожегов, Д. Н. Ушаков)

2. Назовите известных составителей орфографических словарей.

(С. И. Ожегов, Д. Н. Ушаков, В. В. Лопатин)

3. В каком словаре мы можем узнать о происхождении слова?

(в этимологическом)

4. В каком словаре мы узнаём о произношении слова, его ударении?

(в орфоэпическом)

Дайте своё определение следующим словам:

(портить, уродовать, неправильно, искажённо излагать, произносить)

(ввести в заблуждение, сказать неправду, поступить недобросовестно по отношению к кому- нибудь; нарушить обещание, не оправдать чьих – нибудь ожиданий, предположений; недодать при расчёте или обвешать (разг., нарушить супружескую верность)

Дайте своё определение следующим словам:

(обдать брызгами)

(возводить, создавать, сооружать какую – либо конструкцию, созидать, создавать, организовывать; выражать, формулировать, выражать, делать что – нибудь, изображать себя или кого – нибудь)

А теперь посмотрите в толковом словаре (в Универсальном словаре русского языка и электронном, как расшифровываются названные слова.

И сейчас с помощью словарейвы выполните следующее задание: найдёте в них значение и происхождение следующих слов:

А теперь поверим ваши знания слов, заимствованных из других языков. У вас на столе у каждой команды набор карточек с иностранными словами и их русскими эквивалентами. Нужно найти соответствия. И задание усложняется тем, что к одному слову такой эквивалент необходимо подобрать самостоятельно.

Иностранное слово Русский эквивалент

Иностранное слово Русский эквивалент

Референдум Всенародный опрос

Что помогает нам обогащать словарный запас? Конечно же, общение друг с другом и умные книги. Чем больше слов находится в распоряжении человека, тем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее выражает он свои мысли, чувства, настроение. Нельзя достичь речевого богатства, не изучая язык своего народа во всём многообразии его лексики и фразеологии.

Следующее задание касается фразеологизмов и похоже на предыдущее задание. В карточках также нужно найти соответствия.

Седьмая вода на киселе Дальний родственник

Семь пядей во лбу Очень умный

Сесть в лужу Оказаться в глупом положении

Класть зубы на полку Испытывая нужду, ограничить себя в самом необходимом

Выйти сухим из воды Избежать заслуженной кары

Сизифов труд Бесконечная и бесплодная работа

Лезть на рожон Предпринимать что – нибудь заведомо рискованное

Биться об заклад Спорить на что – либо

Лиха беда начало Трудное начало

Мартышкин труд Бесполезные усилия

Тёртый калач Бывалый опытный человек

Как в воду канул Бесследно пропал

А до чего же увлекательна грамматика! Как интересно определять значения слов, ведь мы редко задумываемся над тем, почему те или иные предметы, признаки называются именно так. Широкий спектр лексики русского языка помогает разнообразить нашу речь. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, слова исконно русские и заимствованные, можно долго продолжать, но все они обогащают нашу речь, разнообразят её.

Путём подбора антонимов надо восстановить известные пословицы:

Счастье всегда бывает вместе

(беда никогда не приходит одна)

Громче едешь – ближе исчезнешь

(тише едешь – дальше будешь)

Одно счастье – много вопросов

(семь бед – много вопросов)

Собак не страшится – по городу гулять

(волков бояться – в лес не ходить)

Существуют Словари антонимов, к которым при необходимости можно обратиться.

Следующее задание для капитанов. Вам предоставляется возможность показать свою грамотность. Необходимо вставить пропущенные буквы.

Хочется сказать о том, что наша речь подвержена разнообразным влияниям, оскудению, засорению. Мы часто сталкиваемся с бранными и вульгарными выражениями. Сквернословие стало нормой для молодёжи. Многие люди уже не могут построить предложение, не употребляя бранных слов. Поэтому такие люди, попадая в приличное общество, больше молчат. Употребление бранных слов и выражений следует рассматривать не просто как речевой сор, но и как нарушение правил человеческого общежития. Знаете ли вы, что в XVII веке по соборному уложению царя Алексея Михайловича за матерные слова, произнесённые публично, полагалась смертная казнь.

Мы не подвластны над речью других, но изменить собственную речь и стать примером для других мы можем. Наша речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Привыкайте пользоваться словарями. Кроме словарей к нашим услугам многочисленные справочники, энциклопедии по этике и культуре речи. Не давайте слову опережать мысли. Нужно подумать, прежде чем сказать. Чёрствое, грубое слово, брань могут обидеть и оскорбить человека и принести ему вред.

Обучение русскому языку детей с нарушениями слуха Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Программа по русскому языку в четвёртом классе 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных,.

План предметной недели по русскому языку и литературе. Тема посещенного урока, дата (класс) Тип урока Форма проведения Методы обучения Технологии Средства обучения Формы деятельности учащихся.

Урок-практикум по русскому языку в 10 классе Тема: Комплексный анализ текста и повторение орфографических и пунктуационных правил Цель урока : ЗНАТЬ -стили речи и типы речи; -тема.

Читайте также: