Словарик по русскому языку 4 класс своими руками

Обновлено: 05.07.2024

Данный раздел сайта посвящен узкому вопросу: развитию стратегии эффективного запоминания словарных слов. Однако рассмотренные здесь при­емы могут быть использованы для запоминания любой информации, которая насыщена большим числом символов, дат, формул без указания пря­мого логического обоснования и применения (ма­тематические, химические и физические форму­лы, предусмотренные школьной программой без выведения и доказательства, формулы химичес­ких элементов, спеллинг, даты исторических со­бытий и т.д.)

Разрабатываемая нами образовательная модель строится на следующих принципах:

Обучение должно основываться на уже имею­щемся личностном опыте ребенка.

Прежде чем обучать детей конкретным знани­ям, умениям и навыкам, необходимо вооружить их способами и стратегиями познания.

В процессе познавательной деятельности важно учитывать личностные смыслы (семантику), ко­операций логического мышления (индукции, дедукции и традукции).

Логика построения учебного предмета должна прежде всего исходить из закономерностей и осо­бенностей восприятия ребенка, и лишь затем со­гласовываться с логикой построения конкретной области знания (например, русского языка как школьного предмета).

Рассматривая то, как успешные ученики запо­минают словарные слова, мы выделили около 32 различных стратегий. Приносящую наилучшие результаты стратегию в обобщенном виде можно представить следующим образом:

Сначала ученик вспоминает внутренний образ слова. Часто образ представляется ему в той фор­ме, с которой он сталкивался в последний раз (например, написанный на доске, изображенный в книге, учебнике или тетради).

Затем он мысленно создает другой образ с возмож­ными способами написания различных фрагментов.

После этого ученик сравнивает их между собой.

В итоге на эмоциональном уровне он определяет, какой из образов кажется ему более красивым, пра­вильным, приятным, знакомым, и записывает тот вариант, который вызывает наибольшее доверие.

Мы предлагаем учителям использовать любые упражнения, способствующие созданию внутрен­них визуальных образов, в том числе и тех, кото­рые не связаны с предметным содержанием.

Нарисуйте на доске прямоугольный крест, стрелками задавая направления движения ба­бочки: вверх, вправо, влево, вниз. Определите начальное местоположение бабочки и предложи­те ученикам запомнить целостный образ: мес­тоположение бабочки и возможные варианты ее движения. Затем сотрите рисунок (или закрой­те его одной из створок доски). Попросите де­тей по очереди вслух описать перемещение ба­бочки по указанному маршруту, внутренним зрением отслеживая все передвижения, которые называют ученики.

По окончании игры обсудите, как ученикам удавалось удерживать информацию в памяти. По­добными играми можно не только развить вни­торыми пользуется конкретный ученик для ос­мысления и применения знаний.

Представление любой информации должно пре­дусматривать как можно больше способов ее пе­реработки учеником. Особенно это касается сен­сорных систем восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую) и мание и способность к визуализации, но и под­вести учеников к осознанию того, как они созда­ют внутренние образы: в какой степени им уда­ется представлять цвет, местоположение, форму, ясно видеть образ и т.д. Кроме того, в процессе игры у детей обычно возникает масса положи­тельных эмоций, что способствует укреплению позитивного отношения к обучению и повыше­нию мотивации.

Выберите семь мелких предметов, например, мо­нетку, мел, ручку, учебник, пенал, значок, ластик. Попросите одного ученика составить из них комби­нацию, расположив предметы в определенном по­рядке, а второго — за 30 секунд запомнить вне­шний целостный образ всей комбинации. Затем предложите второму ученику отвернуться, а перво­му — поменять расположение предметов. После чего попросите второго ученика, ориентируясь на сохра­ненный в памяти внутренний образ, возвратить предметы на исходные места.

Нами были определены требования к работе с сенсорно-смысловым (семантическим) образом:

образ должен быть создан ребенком самостоятель­но, при наличии на начальном этапе образцов, созданных другими школьниками или учителя­ми, в качестве примеров;

образ необходимо тесно связать с предметным содержанием;

образ должен однозначно отражать запоминание наиболее сложных фрагментов предметного со­держания;

образ должен иметь особый личностный смысл: по возможности он должен быть связан с индивидуаль­ными переживаниями, эмоциями, событиями, не­традиционным пониманием конкретного содержания;

образ должен быть простым в плане воспроизведе­ния, красочным и вызывать положительные эмоции;

образ должен быть запоминающимся (для этого он должен быть исполнен в специфической форме).

Ниже приведены образцы детского творчества по созданию собственных семантических образов для запоминания словарных слов.

Как видно из этих примеров, дети выразили сло­варные слова в тех образах, которые лично пред­ставили в соответствии с приведенными выше тре­бованиями.

Требования к универсальным образам словар­ных слов:

семантический образ должен быть связан имен­но с лексическим значением данного слова;

в семантическом образе слова трудность написа­ния должна быть особо визуально отмечена так, чтобы ребенок мог легко и однозначно вспомнить визуальное кодирование;

семантический образ должен быть необычным, чтобы обеспечить избирательность запоминания; уникальность употребления картинки-образа мо­жет достигаться цветовым кодированием или изоб­ражением детали, подчеркивающей особое эмо­циональное настроение (например, для написания слова корова может использоваться образ веселой коровы, у которой смешные очки в виде -оро-).

Использование детьми на уроках фломастеров или цветных ручек, как известно, улучшает рабо­ту памяти, а создание рисунков ведет к ликвида­ции разрыва между буквенным обозначением сло­ва и его смысловым образом. Это не только увели­чивает продуктивность запоминания, но и облег­чает восприятие предметного содержания, повы­шает эффективность процесса мышления и, конеч­но же, делает познавательную деятельность твор­ческой и субъектно-личностной.

Этапы работы по развитию грамотности:

Развитие способности к созданию внутренних визуальных образов слов.

Работа с семантическими образами слов.

Написание сочинений с использованием тема­тического блока слов (постоянное применение знаний).

Корректирующий словарный диктант (через несколько дней).

Проверочный словарный диктант, отсроченный во времени (через 3 месяца, полгода).

А сегодня у меня переделка :))
У Леши обтрепалась и, в итоге, оторвалась обложка у блокнота для записи словарных слов.
И мы сделали новую, оригинальную!

А сегодня у меня переделка :)) У Леши обтрепалась и, в итоге, оторвалась обложка у блокнота для записи словарных слов. И мы сделали новую, оригинальную! (фото 1)

Внутри просто красивая бумага

Внутри просто красивая бумага (фото 2)

Оформление плоское, пришито-приклеено,
чтоб не цеплялось в портфеле ни за что,
да и ручкам детским не было соблазна поковырять :))

Цель: познакомить участников с приёмами работы над словарными словами на уроках русского языка.

Планируемые результаты мастер- класса:

Предметные :повышение собственного уровня теоретической и методической подготовки; овладение приёмами работы над словарными словами на уроках русского языка; формирование желания использовать эти элементы в своей работе.

Регулятивные: участвовать в постановке учебной проблемы мастер-класса; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять действия по заданному алгоритму; контролировать свою деятельность.

Познавательные: отбирать необходимую информацию по определённым критериям; устанавливать причинно- следственные связи; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, приходить к общему решению; участвовать в общей беседе и работе группы, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные: осознавать необходимость работы над данной проблемой; проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; дипломатично выражать своё мнение.

Методы:методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практические и самостоятельная работа, методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса, методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповые задания, самооценка, образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество, информационные технологии.

Оборудование:мультимедийный проектор, ноутбук, карточки, раздаточный материал

Ход мастер – класса.

I. ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ

- Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.

Меня зовут Рамиля, мое качество - радушие.

(Представлениеучастников) .Очень хорошо,что сегодня на наш мастер класс собрались : радушные,. ,. ,. коллеги.

.Я желаю вам хорошего настроения и активной работоспособности во время мастер -класса.

А теперь выйдите, пожалуйста к нам те, у кого на обратной стороне карточки есть буквы. Соберите из них слово, расставьте так, чтобы мы могли его прочитать

-. (слово).

Как вы думаете о каких словах я хочу с вами сегодня поговорить?

-Словарных.

Работу по развитию речи мы ведём на всех уроках, но конечно, особое внимание мы уделяем этой работе на уроках русского языка. Сегодня я хочу поделиться с вами тем, какие методы и приёмы развития речи я использую при работе со словарными словами.

Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов?

На эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе мастер- класса

Лучшему усвоению написания этих слов способствует, прежде всего, значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно – моторное запоминание. Для формирования более точного зрительного образа хорошо выделять орфограмму другим цветом или подчёркиванием.

Ознакомление со словами я стараюсь провести в увлекательной форме.Хочу обратить ваше внимание на раннее используемые всеми нами методы:

1 слайд - Обращаю ваше внимание на первую методику работы СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ

Выберите слово и составьте предложение

Я ее использую уже в 1 классе обучающиеся выбирают картинку составляют схематично предложение. выбирают картину составляют предложение,называют слово, произносят первый или последний звук и рядом пишут знакомую букву.

Этот вид способствует закреплению навыка правописания, обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи и закреплению непроверяемых написаний

Не называя словарного слова, объясняю обучащимся лексическое значение этого слова, дети угадывают и записывают словарное слово с проговариванием. Попробуем. ?

1. Ящичек для ручек, карандашей.. Коллеги пишут с проговариванием,проверяют по карточке. СЛАЙД. (пенал)

2. Школьный рюкзак для книг, тетрадей и других школьных принадлежностей. СЛАЙД (ПОРТФЕЛЬ)

3. На листе –большом и белом

На одной ноге плясал

Быстро, весело, умело

Он кота нарисовал СЛАЙД (Карандаш)

Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас.

3 слайд - Одним из интересных видом работы со словарными словами является «Зрительный диктант".

На сюжетных картинках надо найти словарные слова и записать их, поставив ударение и подчеркнув орфограммы. Дети находят слова: арбуз, сорока, помидор. Данный вид работыспособствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия.

Ув коллеги! заканчивается учебный год и вы являетесь обучающимися 4 класса, на слайде (СЛАЙД) даны слова, посчитайте сколько их?. Прочитаем хором.ваша задача: за 30 сек. запомнить как можно больше слов, подчеркнуть орфограмму.. Еще раз проверьте свою работу,поменяйтесь тетрадями. Проверяем, читаем хором и по слогам. Поднимите руки те кто написал все 8 слов без ошибок. Ставьте себе 5

Поднимите руки те кто допустил 1 ошибку,еще раз посмотрите на слово запомните и ставьте себе 4.

такая методика называется "Копилка минутка". (СЛАЙД)Этот вид работы развивает память, внимательность, мышление, зоркость, формируется умение работать в парах,развивается навык самоорганизации деятельности

3….слово петух, т. к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную

. это вид учит мыслить, развивает воображение, логическое мышление.

(Слайд 6) БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ).

Данный вид работы развивает мыслительную активность детей.

Ой,коллеги вот беда! на моем компьютере не печатаются гласные буквы,перед вами набор согласных букв. Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. 4

На слайде вы видите группу словобъединенных одним признаком: живое – неживое.

Живые существа: Крв (КОРОВА)

Сбк (СОБАКА)

Врн (ВОРОНА)

Это растёт: Чрмх (ЧЕРЁМУХА)

Змлнк (ЗЕМЛЯНИКА)

слайд 9 Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте.)

Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз.)

Здесь машины едут прямо (Руки перед собой.)

Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны.)

Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс.)

Приглашает нас идти (Шагаем на месте.)

Вы, машины, не спешите (Хлопки руками.)

Пешеходов пропустите! (бег на месте) Это слово Машина.

Хочу с вами поговорить и о нетрадиционный прием работы со словарными словами

слайд10 МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ

Этот прием хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов не жалею на уроке 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить.

Буква О в форме ореха,в форме мяча,буква А форме ракеты СЛАЙДЫ. 5

Предлагаю вам поработать по карточкам. Метод

• Разделите данные слова на слоги.

• Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.

• Поставь ударение, выдели орфограмму.

• ВЕС НА +ГО РОД=НА РОД

• ТРА ВА+ У ГОН= ВА ГОН

• ТЕ МА+ ЛЕ ТО+ ФОН ТАН=ТЕ ЛЕ ФОН

И в конце четверти Как бы подвожу итог и достаю "Умную шкатулку".

Это быстрая проверка знаний. Каждый участник берет по одному слову,говорит какая буква пропущена.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Новые словарные слова воспринимаются и запоминаются легче, так как школьник производит с ними практические действия

Перед вами лежат опорные картинки. Если вы считаете,что получили полезную информацию и будете использовать в дальнейшем в своей работе, то выбираете поднос как готовый продукт

Мясорубка - вам понравилась информация была полезная но требует доработки.

Корзина - этот материал был не интересен и бесполезен для вас

Спасибо за внимание!

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Приёмы и формы работы над словарными словами в начальной школе Ученики начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, написание которых чаще всего невозможно.

Развитие коммуникативной компетентности учащихся посредством продуктивной групповой работы в начальных классах Слайд 1. Реализация ФГОС предполагает решение таких задач как: развитие устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и.

Словарная работа на уроках русского языка по Аооп для детей с УО (интеллектуальными нарушениями) Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных.

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов. С одной стороны знание русского языка даётся ребёнку с детства,.

Технология критического мышления на уроках в начальных классах КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это мышление открытое, рефлексивное, это способность вырабатывать аргументы, принимать независимые продуманные решения,.

Учебно-методическое пособие

Материал для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе. Подобран материал к словарным словам (синонимы, ребусы, пословицы и поговорки, фразеологизмы, толкование и т.д.)

Учебно – методическое пособие

«Занимательный словарик

по русскому языку

Работу выполнили:

учителя начальных классов

Пояснительная записка.

Словарная работа – это не эпизод в работе учителя,

а систематическая, хорошо организованная,

педагогически целесообразно построенная работа,

связанная со всеми разделами курса русского языка,

ведется она с 1-го по 10-й класс.

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе.

В каждом из последующих классов количество слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой – изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений способствует активизации словаря младших школьников.

Усвоение написания трудных слов требует многократных и систематических упражнений, которые связываются со всеми видами работ учащихся.

Мы постоянно искали пути достижения главной цели – научить детей грамоте. Конечно, использовали всё, что удавалось найти в методической литературе. Не у всех учащихся сильна мотивация к учебной деятельности, крепка память, не всегда со стороны семьи ребята получают помощь. Поэтому нам нужно было найти оптимальные способы обучения, с помощью которых можно было одинаково успешно обучать всех учеников. Сложилась определённая система словарной работы в начальной школе. (Приложение 1)

При работе над словарём удобнее брать слова блоками (5 – 10 слов).

Принцип: один блок – одна учебная неделя.

Работу над каждым блоком ведём, примерно, по такой схеме:

Первый день: Предъявление нового слова

Здесь мы используем следующие способы:

а) чтение загадки, отгадывание её учащимися;

б) нахождение слова в таблице;

г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима;

д) разгадывание кроссвордов;

е) слова – ассоциации;

ж) назвать одним словом;

и) преобразование слова из другой части речи;

к) работа со словарем – толкование слова.

Работа над слуховым образом слова

Работа над зрительным образом слова

На данном этапе можно предложить учащимся получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарю (или к словарю учебника). Это способствует, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).

Второй день : - зрительный диктант со словами без окошек

1. Карточка на мгновение показывается классу.
2. Учитель произносит слова орфоэпически.
3. Дети три раза произносят слово орфографически.
4. Запись слова с карточки.
5. После записи всего блока слов следует проверка.

1. Карточка показывается классу.

2. Дети записывают слова орфографически.

1. Карточка на мгновение показывается классу.
2. Учитель произносит слова орфоэпически.
3. Дети три раза произносят слово орфографически.
4. Запись слова с карточки.
5. После записи всего блока слов следует проверка.

Пятый день : - диктант.

В своей работе над словарными словами используем такие виды диктантов:

Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.

Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка отводим письму по памяти.

Письмо по памяти проводим по следующей схеме:

1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

3. Упражнение в запоминании. 4.Орфографическое чтение слов с орфограммами. 5. Запись. 6. Проверка.

§ показать карточку-картинку, дети называют изображённый предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его.

§ показать карточку-картинку, дети называют изображённый предмет, записывают слово, выделяя в нём безударную гласную, проставляя знак ударения.

§ показать карточку-картинку, дети самостоятельно, записывают слово, являющееся названием изображённого предмета, выделяют в нём безударную гласную, которую нужно запомнить при письме, ставят знак ударения

Заменить развёрнутое определение одним словом: человек, едущий на транспорте – пассажир; деревянный ящичек для ручек и карандашей – пенал и т. д.

Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный)

1. Записать в первый столбик слова-названия животных, во второй – слова-названия растений.
2. Записать в первый столбик слова, в написании которых нужно запомнить гласную А, а во второй – слова, в написании которых нужно запомнить гласную О.

Проверку выполнения проводим по-разному: взаимопроверка, сопровождение объяснением правильности написанного, с помощью сигнальных карточек.

Проходит неделя работы над блоком словарных слов. Но работа с этими знакомыми детям словами на этом не прекращается. Всегда стараемся найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, связные тексты – отрывки из художественных произведений.

Для достижения максимального эффекта необходимо использовать орфографическое чтение на всех уроках. Особенно широкие возможности открываются на уроках окружающего мира и литературы, где подобные задания являются занимательными моментами.

Хочется отметить так же, что большой интерес у учащихся вызывает словарная работа, проводимая с изложениями и сочинениями. Стараемся сделать словарную работу основой для развития речи учащихся и повышения их грамотности, связать её с различными видами работ по развитию речи и по изучению грамматики, сделать её более интересной и привлекательной. (Приложение 2)

Результатом такой разнообразной систематической работы является безошибочное написание изученных словарных слов в работах учащихся.

Р Е З У Л Ь Т А Т Ы :

- любимые предметы: русский язык – 56 %;

- повышение речевого потенциала;

- орфографическая грамотность (средний показатель): 2 кл - 83 %, 3 кл. – 92%,

Читайте также: