Слэбы из дерева своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Руслан

Руслан

Слэбы из дерева: что это такое, как можно сделать своими руками — такие вопросы все чаще появляются у людей, задумывающихся об экологичности жилья. Действительно, полностью натуральный, природный материал хорошо смотрится в интерьере, позволяет создавать рамы для зеркал и полки, столешницы и предметы декора. О том, что еще делают из деревянных слэбов, как их правильно высушить и подготовить к обработке, стоит рассказать более подробно.







Что это такое?

Мода на натуральные, необработанные материалы пришла из США, где они известны как woodslab и пользуются огромным спросом. Слэб из дерева представляет собой не поперечный, а продольный срез ствола.

Полученный массивный спил выглядит очень эффектно, в зависимости от породы растения меняются лишь рисунок и расцветка годовых колец.

Нестандартное сечение среза позволяет обеспечить полноценное раскрытие природной красоты материала. При этом у слэба обычно сохраняется окоренный слой по кромке, особенно ценящийся дизайнерами. Получение таких материалов кардинально отличается от других способов раскроя древесины. Сплошной массивный спил ценится выше, чем обычная доска или брус.




К отличительным чертам слэбов можно отнести такие характеристики.

  1. Полное отсутствие любых неестественных включений. Массив дерева имеет цельную структуру без следов склейки и стыковки.
  2. Толщина плиты в диапазоне 50-150 мм. Этот показатель очень важен, поскольку влияет на прочностные характеристики материала.
  3. Необработанные края. Они остаются естественными, с неровной фактурой, уникальным рисунком.
  4. Особое место среза. Для слэбов годятся только те участки древесины, которые находятся максимально близко к корням. Их выше ценят за увеличенный диаметр, четкость рисунка, прочность.
  5. Уникальная форма. Материал ценится выше, если сам ствол дерева имеет неоднородную структуру, наплывы и другие необычные элементы. Даже в одном и том же исходном слэбе очертания могут меняться по мере набора высоты.




Большие пласты натуральной древесины — уникальный, ценный материал, отличающийся от прочих своим оригинальным внешним обликом, прочностью и долговечностью.

Многое в его характеристиках зависит от породы, которую используют для изготовления спилов. Далеко не каждый вариант будет соответствовать установленным требованиям и стандартам.



Из каких пород делают слэбы?

Не все породы древесины подходят для создания слэбов. Чаще всего в этом качестве выступают ценные, редкие и дорогие их разновидности. Эффектно смотрятся в виде слэбов породы красного дерева с их насыщенными оттенками оранжевого, алого, бордово-коричневого. Они часто имеют значительную площадь среза, прочны, не боятся влаги и гниения.




Самым дорогим и ценным из экзотических видов можно назвать дождевое дерево (суар). Его радиальные спилы отличаются непревзойденной прочностью. Эффектным рисунком с извилистой структурой и широким поперечным сечением отличаются стволы суара. Их диаметр может достигать 10 м, что оставляет практически неограниченные возможности для использования в декоративных целях. Кроме того, в качестве основы для слэба могут выступать и другие породы.

Среди востребованных вариантов можно отметить:

  • мербау;
  • палисандр;
  • эбони;
  • тик;
  • клен;
  • дуб;
  • лиственницу;
  • орех;
  • вяз.




В зависимости от выбора материала мастера принимают решение о способе дальнейшей его обработки. Например, слэбы лиственницы очень красивые, но содержат масла, осложняющие последующую отделку. Орех редко используется из-за повышенных требований к сушке — он может растрескаться при неверном выборе температуры. Клен более стабилен, но не столь декоративен.



Где используются?

Применение срезов ствола натурального дерева ограничивается только фантазией дизайнеров. Крупноформатные слэбы используют в интерьерах в стиле лофт или кантри, в скандинавском и минималистичном оформлении пространств. В классическом формате кромка оставляется нетронутой, сохраняет свою природную фактуру. При отделке в стиле Liveedge используются другие приемы — трещины и неровности подчеркиваются, их заливают прозрачной эпоксидной смолой.



Среди вариантов применения слэбов дерева наиболее популярны следующие дизайнерские решения.

  • Мебель. Деревянные столы, барные стойки, лавки чаще всего изготавливают из дуба и экзотических пород древесины. Кленовые слэбы имеют меньшую толщину, подходят для создания сидений и спинок стульев, журнальных столиков, этажерок. Из лиственницы получится красивая полка или подоконник.




  • Перегородки и двери. Они часто бывают комбинированными, со вставками из стекла или эпоксидной смолы.


  • Декоративные панно и консоли. Они размещаются в изголовье кровати или в качестве самостоятельного изделия, выступающего в интерьере в качестве произведения искусства.

Красивые спилы дерева небольшого диаметра, прикрепленные на стену, формируют красивые и необычные панно, которые можно поместить в рамку или оставить в естественном виде.



  • Основания под изделия. Слэб может использоваться как подставка под раковину в ванную комнату, обеспечивать устойчивость торшеру или светильнику. Зеркало на поверхности деревянного спила тоже легко закрепляется, выглядит очень эффектно. Из небольшого по размеру слэба можно сделать часы с циферблатом, закрепив на нем стрелки и другие элементы.



Эффектные спилы дерева не всегда имеют правильную форму. Продольные элементы хорошо вписываются в интерьер в виде ступеней лестниц, каминных полок. Они сохраняют свою природную декоративность, но при этом остаются достаточно функциональными.

Правда, такие дизайнерские изыски вписываются далеко не во все стили интерьера.



Технология изготовления

Своими руками можно изготовить слэб из ствола дерева, но только при правильной подготовке и точном расчете. Материал, из которого создают красивые спилы, добывают в горах или диких лесах. Самые ценные слэбы, которые впоследствии можно обработать в домашних условиях самому, получают из деревьев старше 50 лет, со значительным диаметром ствола. Их изготавливают по индивидуальному заказу, иногда на спил приходится получать специальное разрешение.

Чем более сучковатую, неоднородную структуру имеет ствол, тем декоративнее получится спил. Выше ценятся варианты с расходящимися элементами, развилками, скрученными участками. Богатство цветовой гаммы материала тоже напрямую зависит от выбора основы. Самой интересной палитрой обладают срезы, полученные весной и летом. Кора с таких деревьев опадает сама, но ее можно легко удалить заранее.



О том, как правильно сделать из цельного ствола слэб путем обработки на месте или в мастерской, стоит узнать подробнее. Пошаговая инструкция поможет правильно сориентироваться в последовательности действий, будет полезна начинающим мастерам.

Транспортировка

Бревна закатываются на специальную платформу, расстояние между пандусами регулируется так, чтобы груз располагался максимально надежно, без потери равновесия. Транспортировка осуществляется при помощи многотоннажных грузовиков и подъемной техники. Небольшие по размеру отрезки можно закатить на платформу лебедкой с тросом. Положение бревна при затягивании на транспортировочную площадку должно быть строго параллельным ей.

Закрепляют заготовки деревянными клиньями и стяжными ремнями, предотвращая их скатывание или смещение.

Распил

Этот этап необходим, если срубленная или спиленная заготовка имеет слишком большие размеры, вес. В этом случае материал разделяют на более компактные отрезки на месте, где осуществлялась добыча древесины.

Выполняют работу при помощи мобильной ленточной пилорамы. В дальнейшем материал транспортируют к месту дальнейшей обработки.

Роспуск

Круглое бревно распускается на отдельные слэбы толщиной 5-15 см. Быстрее и проще всего можно сделать это на промышленном оборудовании, но можно обойтись и без него. Мобильную пилораму легко организовать на базе бензопилы высокой мощности. При этом роспуск бревен можно производить непосредственно в месте заготовки, делая перевозку материала заметно проще и удобнее.

Для того чтобы бревно превратилось в слэбы, его распиливают на заготовки равной толщины, делая исключение для области сердцевины. Здесь стандартный размер увеличивают вдвое, чтобы снизить риск коробления материала. Для получения заготовок желаемой ширины допускается сращивание отдельных слэбов друг с другом при помощи эпоксидного клея.

Выбор методики роспуска зависит от последующей обработки древесины.

  1. Под готовые слэбы. У бревна отделяется средняя часть шириной от 100 до 120 мм. Остальное распускается на пласты в 5-10 см. Готовые пласты можно отправлять в сушку.
  2. Под склейку. В этом случае с 3 сторон бревна опиливается окоренная часть. Остальные области заготовки распускаются аналогично первому способу. Затем пласты стыкуются так, чтобы гладкие стороны соприкасались, а окоренные располагались с наружной стороны.

Подготовленные любым из этих методов материалы отправляют в специальные камеры или сушат естественным способом.

Сушка и стабилизация

Большая часть натуральной древесины подвержена короблению под воздействием атмосферных факторов. Кроме того, в ней содержится природная влага, которая также оказывает свое влияние на общее состояние пиломатериалов. Поскольку основным периодом заготовки древесины является весна, получаемые пласты оказываются очень сырыми, правильно высушить их без дополнительных ухищрений вряд ли получится. Возникающее напряжение приводит к короблению, растрескиванию массива.

Снизить риски расщепления заготовок помогает предварительная обработка материала стабилизирующими составами. Очень широкие слэбы иногда пропиливают с тыльной стороны. Этот прием существенно ослабляет напряжение в волокнах древесины.

Сушка слэбов может осуществляться следующими способами.

  1. В естественных условиях. В этом случае материал просто уберегают от контакта с солнечными лучами и другими источниками тепла, помещают в темное помещение с хорошей вентиляцией. За счет воздухообмена влага из дерева постепенно испаряется. Слэбы хранят в штабелях или на стеллажах. Продолжительность сушки может быть весьма значительной, многое зависит от породы древесины, ее исходной влажности.
  2. В камерах. Специальное сушильное оборудование обеспечивает удаление лишней влаги из древесины при помощи ламп, испускающих ИК-излучение, или закрытых кабинок, поддерживающих заданный температурный режим. В процессе сушки материал может поменять цвет.



Способ удаления влаги из древесины подбирается исходя из размеров и особенностей заготовок. Крупноформатные варианты сушат исключительно естественным способом. Правильное штабелирование позволяет создать условия, при которых доски не будут менять свои геометрические параметры.

Единственный недостаток этого метода — длительность процесса: за 1 год древесина сохнет лишь на 25 мм толщины, слэбу в 50 мм потребуется минимум 24 месяца, чтобы достичь влажности в 10%.

По завершении процесса удаления влаги слэбы подвергаются последующей обработке. Исключить порчу материала можно, нанеся на него защитное покрытие. Для древесины, подвергающейся механическому истиранию, хорошо подходит пропитка на масляной основе. Также можно использовать полиуретановый лак, эпоксидную смолу в качестве покрытия. Для поверхностей, не подвергающихся значительному износу, подойдет защитный воск.








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Sano

В принципе ответ очевиден, все хотят чтобы дерево было живое и на ощупь и на взгляд. Это как у ценителей музыки, ламповый звук лучше любой пластмассовой дребедени из аналогичных колонок и форматов уровня mp3.

Вот только в отличиее от той же музыки где ламповость стоит значительно дороже пластика, с деревом ситуация другая, здесь лак стоит дороже.

Нет, конечно, хорошее масло и хороший лак по цене примерно одинаковые, вот только по работе сильно разные.

Начнём с того что лакировки нужно оборудование примерно уровня как для покраски авто, если думать что с баллончика накидать соплей и все дела, то так считать это большая ошибка.

Второе, нужно подготовленное, чистое помещение, в идеале покрасочная камера.

Третье, тут как везде в сложном деле, чтоб руки были не из пояса.

Четвертое как говорил цена литра на литр сопоставима, вот только расход разный, лака требуется куда как больше.

Пятое лакирование это многоступенчатый сложный и продолжительный процесс, в него входит и тщательная подготовка, нанесение нескольких слоев, необходимые перерывы на сушку, промежуточная шлифовка, окончательная шлифовка и наконец полировка и всё это не за один проход, а постепенное плавное уменьшение зерна абразива, от 400 до 2000 и затем полировальная паста 3000 и 4000. Чтоб в зеркало, как на фото

P_20180819_155220_HDR.thumb.jpg.fabbf3c490af9bfe445f58e2bd9751e4.jpg
P_20180819_154530.thumb.jpg.624ec17a8d76aa97b3f3fe30c86e3e14.jpg

И если бы это одна поверхность, а когда несколько, и даже самую маленькую площадь нужно обработывать как большую.

Что же касается масло, то с ним работать значительно проще, никаких трудо-часов и килограмм- инструментов, навыки и прочие умения, а также высокий уровень владения краскопультом.

А результат, взгляните на видео где легко отличите масло от лака. Фото этого момента не передают, да и видео только самую малость.

P_20181027_142027.thumb.jpg.acba64fa146f9df71627fa3f6c13d8d7.jpg

P_20181027_143039.thumb.jpg.83dfb76579e7e2e40465a5731487a2a0.jpg

В общем довольны все.

Да вот только не всё так однозначно, зачастую дерево требует более прочной защиты чем может дать масло, это касается изделий подвержаных воздействию воды, например мебель для ванных комнат, на истирание и ударные нагрузки, к примеру ступени лестниц, на сильные загрязнения это к столешницам обеденных столов, и прочая, прочая, прочая.

Вот такая дилемма у нас, охота чтоб и изделия не отдавали пластиком и были при этом удобны и надежны в эксплуатации.

Компромисс думаю найдём.

З.ы. А мне нравятся такие отражения и блики , как на дорогих авто, это конечно не детейлинг, когда авто сияет, но где то в полукиллометре рядом )

Данный мастер класс ориентирован больше, я думаю, на столяров изготавливающих мебель из массива и слэбов. Те кто хоть раз сталкивался со слэбами, наверняка знает, что фрезеровка по плоскости довольно трудоёмкий процесс. Интернет забит разного рода приспособ для такого дела. Мы сами использовали для направляющих профильный квадрат, а вместо каретки был скручен алюминиевый короб из стеклопакетного профиля. вообщем серьёзная конструкция! Но использовани такой "легкогуляющей" конструкции требовало не мало физических усилий, фрезер приходилось постоянно прижимать (чтоб не подлетал), так что день работы, и спина напоминала о себе! И получив очередной заказ на тумбу ТВ,

Секреты фрезеровки слэбов в плоскость, фото № 1

состоящую из пяти слэбов, я серьёзно задумался о приспособлении, с которым было бы проще и быстрей выравнивать по плоскости (надо же с двух сторон. ) И вот, я готов продемонстрировать приспособление в работе для вас, уже после хорошего испытания!

Читайте также: