Славянская повязка своими руками

Обновлено: 05.07.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Венец ( коруна, повязка, обруч, чильце, почелок, ряска )

"Венец (коруна, повязка, обруч, чильце, почелок, ряска) — славянский девичий головной убор.

Термин венец в применении к девичьему головному убору был известен ещё в XVI — XVII веках. В этот период венцом называлась лента, вытканная из золотных нитей, иногда на каркасе из луба или бересты, украшенная по всей окружности жемчугом, драгоценными камнями или их заменителями. Венец надевался на лоб и завязывался на затылке. При этом макушка головы была открытой, а незаплетенные волосы спускались на спину. " (с)

Тут я сразу напишу, что венец и кокошник очень часто путают. И венец называют кокошником. Про кокошник я тоже хочу написать. Но главное отличие в этих головных уборах: венец девичий - дозамужний, и волосы оставляет открытыми! А кокошник это свадебный головной убор, который уже закрывает волосы. И именно его потом носит замужняя женщина по праздникам и торжествам.

Почему путают? Мое мнение: традиционные девичьи/женские головные уборы сохранились не полностью. Возможно у кокошника отсутствует часть комплекта и его принимают за венец. Но это лишь мое мнение, основанное на интернетовских изысканиях )). Я сама до сих путаюсь, что есть что )). Поэтому пытаюсь разобраться с помощью картин, фотографий, и новоделов. Если я где-то ошиблась - поправляйте смело )).

Здесь точно венец.

И тут же у него же вроде венец, но с "фатой" и косами напоказ? Вот кто иногда и вводит в заблуждение ))

Василий Суриков. Царевна.1911

2827014_syrikov1 (497x700, 253Kb)

Здесь все вроде бы верно: венец, ленты, косы )

Суриков Василий Иванович. Посещение царевной женского монастыря. 1912

Буквально недавно посмотрела сериал " Романовы " ( 2013 ). И очень впечатлилась нарядом, а особенно венцом Софьи Алексеевны. То, что это венец - уверена! )

Но художники иногда такие художники! Здесь она представлена опять с "фатой" )). И вот эта "фата" - убрус, о котором я тоже хочу рассказать )), постоянно вводит в заблуждение!

(с) "Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением." Картина А. И. Корзухина, 1882

А здесь все невесты в венцах )

А вот другая картина на эту тему, и здесь опять непонятно. Та, что в светлом одеянии вроде в венце, но с "фатой". Та, что что в розовом, просто в венце. Рядом с ней дева в уборе, похожем на кокошник. И крайняя слева тоже с "фатой".

А вот тут все понятно - венец! ))

К. И. Брюллов “Гадающая Светлана”. 1836

У художников можно найти очень много. Перейдем дальше.

С Эрмитажем спорить не буду. Но покажу то, что понравилось ).

А я перейду к современному )

(С) После того, как работа была закончена, оказалось, что у друзей есть фотографии этого венца, которые они делали на Делегатской, в музее. И там хорошо виден центр, который по рисунку совпадает с моим вариантом. Сегодня сам венец находится в Музее Пушкина.
Ниже — классический сказочный венец с городками. Я его делал по фотографии Шабельской."

Этот же венец в живописи )

Константин Егорович Маковский: Portrait 149

А напоследок новинки ))

А на последок моя любимая Настенька из "Морозко" )). В венце ))

ПС. Я перерыла кучу сайтов. Если кто-то пожелает сообщить мне, что я использовала чью-то информацию без ссылки и авторства - сообщайте ))).


В данном разделе вы можете заказать мужское славянское очелье, выполненное в технике ручное ткачество на бердо. Главное назначение очелья — оберегать чело от тёмных и разрушительных мыслей, помощь в избавлении от морока и иллюзий.

Возможны три варианта изделия, стоимость на них разная, зависит от длины тканного полотна:

  • Вариант 1. Очелье на завязках - стандартное оформление (длина узорного полотна 56-60см, длина каждой завязки 15-17см)
  • Вариант 2. Очелье на резинке (требуется обхват головы)
  • Вариант 3. Очелье длиной 95-100 см + короткие 5-7 см косички

Если оформление концов при заказе не указано, оформляю "Вариант 1".

Для Варианта 1 и Варианта 3 длину узорного полотна можно увеличить. Тогда пишите сразу, какую длину изделия желаете. Это повлияет на стоимость изделия.

Способы заказа:

Так же вы можете заказать тесьму определённой длины на основе понравившейся схемы. Цена будет зависеть от ширины полотна, сложности узора и длины.

Чтобы сделать заказ, напишите или позвоните мне по указанным ниже контактам :

Условия оплаты и доставки

Высылаю после полной оплаты на карту Сбербанка. Если вам удобно оплачивать как-то иначе, уточняйте в письме.

Высылаю только Почтой РФ, в деревне других способов отправки нет.

Высылаю из Алтайского края. Пересылка для большинства регионов - 250руб. Для удалённых регионов (Северный, Забайкальский, Дальневосточный) - 280руб. При необходимости могу узнать точную стоимость доставки в своём отделении Почты. Тогда сразу пишите индекс или адрес полностью.


Вариант 1. Стандартное оформление очелья. Завязки


Вариант 2. Резинка


Вариант 3. Праздничный. Длинное полотно 95-100 см, на концах короткие косички

Сакральный смысл славянского очелья

Сакральный смысл славянского очелья

Очелье – лобная твёрдая повязка (берестяная, лубяная, тканая, металлический обод) для поддержания волос.


Височные кольца или Усерязь — очень известные у древних славян предметы украшения, которые одновременно с этим являлись оберегами и амулетами. Разнообразия видов височных колец великое множество и найдено не меньше чем лунниц. Височные кольца — это женские украшения, которые вплетались в волосы у висков. Часто их было по несколько штук, число доходило до шести и больше. Находят бронзовые, серебряные, золотые изделия. Часто на колечки нанизывали бусины — янтарные, стеклянные, каменные, а один раз археологам попалась даже вишнёвая косточка. Находят их практически по всему миру, начиная со слоёв времён бронзового века. Некоторые найдены даже при раскопках легендарной Трои. Но самое большое количество было обнаружено на территории древней Руси VIII-XII вв., поэтому именно славянам приписывают особый расцвет подобных украшений. Встречаются как в деревенских курганах, так и в крупных городах.

Украшения в ту пору имели сразу два предназначения. Первое — это красота, и именно поэтому у женщин всегда было намного больше украшений и различных подвесок, колечек, серёжек и т.д., чем у мужчин. К женщине в стародавние времена относились практически с благоговением и совсем иначе, чем в последующий христианский период, где женщину называли нечистым и грязным существом. В древности женщина — это не только роженица, которая должна выносить и вырастить потомков, но и жрица на капищах, ведающая мать, хранительница магии, прообраз Матери Сырой-Земли в человеческом обличье. Второе — это обрядовый и религиозный смысл.




Очелье — височные кольца



Как уже говорилось, при раскопках найдено большое видовое разнообразие височных колец. Однако самое широкое распространение получили проволочные кольца (вероятнее всего из-за своей дешевизны и простоты изготовления). Также по виду височных колец в древности можно было очень просто отличить представителей разных племён; и положение девушки/женщины в обществе. Проволочные кольца были небольшого диаметра с завёрнутыми в петельки кончиками. Также большое распространение получили головные кольца, на которых крепились подвески в виде виноградной лозы; двух- и трёхбусинные кольца; семилучевые, браслетообразные. Все кольца делятся на несколько видов: проволочные, бусинные, щитковые, лучевые, лопастные.


Лунничные золотые колты в уборе. @ Жилина Н.В. Русский ювелирный убор

Семилучевые, как и другие, делятся на несколько подвидов: Височные кольца с гладким щитком или классические, Височные кольца с дужкой на щитке и с пятью зубчиками по верхнему краю щитка, Височные кольца с лучами в виде трилистника и с орнаментированным щитком или Деснинский вид. Лучевые и лопастные украшения являлись литыми.

Щитковые и Ромбощитковые кольца чаще всего находят на территориях расселения Ильменских Словен. Бронзовые кольца, где имеются утолщения в виде ромбов от 2 до 5 штук. Делались из проволоки, которая расковывалась в пластины. С течением времени узоры на щитках менялись и именно это помогло археологам и учёным-историкам определить — как расселялись племена. Часто встречаются ажурные и очень филигранные работы древнеславянских умельцев.

Кудреватые и лунницеобразные (лунничные) височные кольца. Лунницобразные вобрали в себя как элементы кудреватых колец, так и женских украшений, которые именовались Лунницами.


Учёные утверждают, что подобные украшения не являются изначально славянскими. Задолго до этого ими пользовались по всей Европе, в Скандинавии и Византии. Славяне же, иногда сталкиваясь с другими народами, со временем переняли украшения себе. И всё же, височные кольца, которые использовали наши предки, сильно отличаются от колец других народов, так как они придали им особую индивидуальность с учётом своих верований и традиций. К VIII веку эти кольца уже считали типично славянскими украшениями.


В большинстве случаев, как полагают исследователи, височные кольца вплетались в волосы, но также и подвешивались к венчику — девичьему головному убору. Кроме того, из колец составлялись целые ожерелья, которые обрамляли всю голову или же нанизывались на ремешок и опоясывали голову. В случае, когда височные кольца крепились к головному убору, находились они не возле виска, а на уровне ушей и как бы прикрывали их. Кое-где такие изделия даже вставлялись в мочку уха, наподобие серёжек. Интересно и то, как височные кольца носились в зависимости от возраста девушки или женщины. Девочки и девушки-подростки практически не носили колец или носили простенькие, согнутые вручную из проволоки. Повзрослевшие девушки, невесты и зрелые женщины носили самые лучшие кольца у висков, так как именно им требовалась защита от тёмных чар. Пожилые женщины отказывались от колец, видимо в пользу того, что просто передавали их новому поколению.



Бусинные височные кольца в ленточном уборе. Жилина Н.В. Русский ювелирный убор


Звездчатые колты в уборе. @ Жилина Н.В. Русский ювелирный убор

В волосы височные кольца вплетались примерно так: волосы расчесывались на прямой пробор от затылка к вискам. После этого с обеих сторон заплетались косички, толщиной примерно в мизинец. Косичка шла от виска за ухо и состояла из трех прядей. В верхнее плетение косы возле виска вплеталось первое кольцо — самое маленькое, чуть ниже — следующее, которое было побольше. Так могли вплести до четырех колец.

Женское очелье и мужской наголовень

- 5455

Мужской наголовень

Наголовень в мужских головных уборах славян имел чисто утилитарное значение. Лента, в отличие от шапки, не покрывает голову полностью.

Шапка, которая, в отличие от наголовника, точно имела обрядовое значение, обозначала социальный статус мужчины (княжеская, боярская) и т.д., что зафиксировано этнографами. Если девичьи головные уборы с очельем у восточных и южных славян – обычное явление, то мужские головные уборы в виде повязки, ленты (Наголовень) – как повседневная или обрядовая часть одежды не встречается в описаниях этнографов.

Головной убор в виде ленты в других культурах

В своей статье Седов В.В.[2] пишет: «Головной убор славян − шапка языческого времени − известен только по скульптурным изображениям на идолах. Так, четырехликая голова Збручского идола увенчана шапкой − полусферической с околышем. Подобная шапка изображена и на голове новгородского каменного идола, найденного в Пошехонье (Порфиридов, 1930, с. 31−33).

Судя по древнерусским изображениям на миниатюрах, иконах и фрес­ках, подобные мягкие полусферические шапки с меховым околышем яв­лялись важнейшей княжеской регалией, больше никто не носил таких ша­пок. Так же изображались в подобных шапках только женщины княжеского сословия.

Женское очелье и мужской наголовень

Богатые носили шапки из бархата или тонкого сукна, а знатные князья – парчовые (шёлковая ткань с основой из металлических золотых или серебряных нитей), украшенные серебром, золотом и драгоценными камнями. Опушка летом у такой шапки шилась из черно-бурой лисицы, соболя или бобра. Зимой такие шапки подбивались мехом целиком.

Ритуалы, связанные с шапкой

В традиционном этикете противопоставление обнаженная−покрытая голова было важнейшим, но имело разную реализацию в зависимости от возраста и семейного положения. У южных славян только парни брачного возраста получали право носить Шапку. Мужчины, как правило, носили Шапку на улице и снимали в помещении, а также в церкви, перед иконой, перед человеком более высокого социального положения. При исполнении некоторых обрядов обнажение головы мужчиной имело сакральный смысл: мужчины снимали Шапку при первом севе, при покойнике и др. У южных и восточных славян отсутствие Шапки у мужчин было знаком траура, а в Сербии в этом случае носили Шапку наизнанку.

Некоторые ритуалы, напротив, требовали ношения Шапки. Так, по обычаю сербов Хомолья (восточная Сербия), при объявлении имени новорожденного гости должны сидеть в Шапках, пока кум не сообщит имя крестника. У южных и восточных славян независимо от времени года жених оставался в Шапке, а у македонцев не снимал ее даже во время венчания. В этом случае Шапка имела апотропейную функцию.

Срывание Шапки иногда символизировало отказ от прежнего статуса. По сербскому обычаю, при выносе покойницы из дома ее муж сбрасывает Шапку и надевает новую в знак того, что он хочет вступить в новый брак. У русских на свадьбе подруги невесты крали Шапку жениха и требовали за нее выкуп. Шапку жениха надевали на невесту в знак утверждения над нею его власти и как пожелание мужского потомства. У русских срывание Шапки в послесвадебный период было одним из обрядов приема молодого в круг взрослых мужчин.

Использование головного убора, принадлежащего противоположному полу, могло быть одним из видов ряжения и нередко имело продуцирующий смысл. Так, в болгарской свадьбе дружка невесты надевала Шапку жениха при замешивании обрядового хлеба. Чтобы у девочки поскорее выросли груди, она должна была потереть их шапкой, взятой у парня (Полесье). В Польше невеста во время брачной ночи надевала Шапку своего мужа, а роженица не снимала ее шесть недель после родов, что должно было защитить ее от сглаза.

В целом, однако, ношение женщинами мужского головного убора осмыслялось негативно. Считалось, что девочка, надевшая Шапку, потеряет волосы, станет жертвой сглаза (Украина), останется в девках (Полесье) или родит внебрачного ребенка (Словакия).

Шапка нередко использовалась в сельскохозяйственной и птицеводческой обрядности с продуцирующей целью. На Украине в Сочельник хозяйка окуривала все хозяйство, надев Шапку мужа. В Полесье и в Польше (Покутье), сажая наседку на яйца, предварительно клали их в мужскую Шапку.

Шапка часто воспринимается как символ человека и может замещать его в особых случаях. У болгар на помолвке отсутствующего жениха заменял его колпак. Во время свадьбы, если желали молодым мужского потомства, то у восточных славян и в Польше подкладывали в постель новобрачным Шапку, а у южных − невесту сажали на мужскую Шапку. В Белоруссии над Шапкой священник нарекал имя младенцу, а в Черногории епископ мог заочно прочитать молитву об исцелении отсутствующего больного над его Шапкой. У восточных и южных славян покойника непременно хоронили в шапке или клали ее в гроб рядом с телом. У сербов существует поверье, согласно которому тот, кто наденет себе на голову Шапку мертвого, не сможет ее снять. У южных славян при побратимстве менялись Шапками.

Список литературы:

  1. 1. Зеленина Д.К. − Женские головные уборы восточных (русских) славян
  2. Седов В.В. − Одежда восточных славян VI-IX вв.
  3. Узенева, Е.С. – Одежда.
  4. Стамеров К.К. − Нариси з історії костюмів.
  5. Колчин, Янин, Ямщиков − Древний Новгород. Прикладное искусство и археология
  6. Зінаїда Васіна − Український літопис вбрання.
  7. Даркевич В.П., Борисевич Г.В. − Древняя столица рязанской земли.
  8. Брайчевсъка О. А. Вироби дрібної пластики, монети і актові печатки як джерело для вивчення чоловічих головних уборів давньоруського часу.

Публиковать разрешается только с указанием копирайтов автора ©Тарасов Д.А. 2013

Опубликованнов сборнике Д.Тарасов, Л.Гайдукова, М.Емельянова, О.Гущина, Средневековая славянская одежда, под ред. Л.Белякова. // Содружество общин "Велесов Круг", М. 2014 г.

Похожие:

Ярилин День. Важнейший славянский праздник День, когда мужчины проводят важнейший обряд, обеспечивающий благополучие семьи на много месяцев вперед.

Древние славяне, как и другие народы представляли понедельник в образе седого деда, который сопровождает души умерших в потусторонний мир. Издавна.

В современном мире существуют две крайности. В западной психологии сейчас модно говорить о том, что мужчина и женщина равны во всем и чуть ли не.

Ольга Бутакова: Женское здоровье и красота Ольга Алексеевна БУТАКОВА – врач с 25-летним стажем (от Иридодиагностики до Скорой Помощи), кандидат.

Новые статьи

Существуют древние элементарные виды одежды, общие для многих народов. С некоторых начинается история одежды, другие обозначают важные вехи в.

Кроме специально предназначенных для поминовения дней (Деды, Задушки, Задушницы, Радуница, Проводы), поминальные обряды и мотивы у всех славян.

У славян очень долго держался патриархально-родовой строй. По словам Киевской летописи, "живяху кождо родом своим и на своих местех, владеюще кождо.

Последние статьи

Исконное наше - посуда из дерева. Ладная, родная, да еще и полезная:

В поверьях восточных славян соль в числе других предметов (огонь, вода, ртуть, металл и т.п.) относили к оберегу. Известно, что с помощью соли.

Читайте также: