Скульптура миниатюра своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 16.09.2024

Пётр Зайцев проектировал офисы крупных компаний и работал над дизайном станций метро, а теперь трудится в домашней мастерской над скульптурами и зарабатывает 250-300 тысяч рублей в месяц.

Архитектор Пётр Зайцев в 40 лет решил сменить профессию и стать скульптором. Он оборудовал гардеробную супруги под мастерскую, лепил фигурки из пластилина, выполнял их в бронзе и получал по 20 тысяч в месяц.

Спустя несколько месяцев Зайцев перешёл на бетон: его работы начали покупать галереи и частные клиенты, он выигрывал в конкурсах, а заработок увеличился до 250-300 тысяч в месяц.

Хоть это и меньше, чем при работе архитектором, но Зайцеву нравится, что он не зависит от капризных клиентов, которые могут на ходу менять техзадание, а делает то, что нравится ему.

В 2002 году Пётр Зайцев закончил Московский Архитектурный институт, и в 2003-м он вместе с другом и коллегой Арсением Борисенко открыл архитектурное бюро za bor. Партнёры проектировали жилые и офисные здания.

В 2019 году архитектор понял, что хочет уйти из бизнеса. У него произошёл конфликт с сооснователем бюро, к тому же архитектор устал от постоянного общения с заказчиками и строителями. По словам Зайцева, клиенты часто вели себя капризно и на ходу меняли техзадание.

Он ушёл из бюро, так и не решив, что будет делать. Архитектор отложил 1,5 млн рублей на период, пока не определится с новой работой . Зайцев мечтал заниматься делом, в котором не будет зависеть от вкусов других людей.

Сначала я думал, как жить дальше, потому что остаться ни с чем в 40 лет — достаточно неприятно. Работать в найме я не хотел, открывать ещё одно бюро — тоже. В какой-то момент я вспомнил, что в детстве мне нравилось лепить, и решил попробовать себя в этом направлении.

Зайцев обратился за советом к близкому другу отца — московскому скульптору Андрею Наличу, который тоже когда-то ушёл из профессии архитектора. Тот порекомендовал потренироваться на пластилине, прежде чем браться за другие материалы. Обычно этот материал используют для учебных этюдов и эскизных набросков.

Начинающий скульптор не захотел снимать студию, ему показалось удобным работать из дома: можно приняться за дело в любой момент, когда появится вдохновение, даже ночью.

Он переоборудовал гардеробную комнату площадью 9 м² под мастерскую, поставил там стол, стул, полки для хранения будущих работ, осветительную систему для съёмок фото и мастер-классов.

Следующие полгода Зайцев делал скульптуры из пластилина, фотографировал их, редактировал в Photoshop под бронзу и публиковал в Instagram. Он завёл специальную страничку для работ — хотел получить обратную связь и надеялся привлечь первых покупателей.

Процесс выглядел так : скульптор сделал каркас из проволоки, вылепил на нём фигуру из пластилина, нанёс гипс. Когда он затвердел, снял с внутренней стороны гипсовой формы пластилин. Затем залил в получившуюся форму расплавленный воск. Когда он засох, скульптор отнёс восковую фигуру — восковку — в мастерскую литейщика.

Литейщик отдал получившуюся скульптуру Петру Зайцеву, который её обработал и покрыл патиной — составом, имитирующим старину изделия.

Всего на фигуру The Hero of Our Time размером 26х15х15 сантиметров скульптор потратил около 20 тысяч рублей :

  • Пластилин — три упаковки по 200 рублей — 600 рублей.
  • Три упаковки воска весом 500 граммов стоили по 1200 рублей — всего 3600 рублей.
  • Бронза и услуги литейщика — 15 тысяч рублей.

После первого заказа он продолжил делать пластилиновые скульптуры, имитировать бронзу на фото и рассылать их по аукционам. Примерно раз в месяц у него покупали по одной скульптуре за 15-25 тысяч рублей.

Для лепки и снятия формы Зайцев вместо специальных инструментов, стеков с петлями, использовал свои. Он соорудил один инструмент из палочки от суши и детали от прищепки, а другой — из икеевского ножа, который подпилил и согнул.

Также использовал паяльник: поправлял восковую форму и спаивал отдельные части. Паяльник у Зайцева уже был, в магазинах такой стоит около 500 рублей.

Два-три месяца Зайцев продолжал работать с литейщиком. Создавать фигуры из бронзы было сложно: во-первых, сплав стоил дорого, во-вторых, скульптор много платил литейщикам и зависел от них. Литейщик мог не выполнить работу вовремя или сделать её плохо. Это раздражало Зайцева: работая архитектором, он старался всё делать своими руками.

В 2019 году он решил попробовать делать скульптуры из бетона. Материал стоит дёшево и для работы с ним не нужно привлекать других мастеров, решил Зайцев.

Бетон объединяет две мои профессии — архитектора и скульптора.

Скульптор использует этот материал в большинстве своих работ. Идеи для них Пётр Зайцев находит вокруг себя: он изображает животных, которые ему нравятся, супругу или самого себя.

Например, к 42-летию автор вылепил себя в образе ребёнка, на фигуру которого нанёс 42 слоя бетона. Тёмные и светлые слои чередуются, символизируя счастливые и тяжёлые периоды жизни.

На примере скульптуры We, которая состоит из двух частей, Зайцев рассказал о технологии изготовления фигур из бетона.

Сначала необходимо приготовить каркас. Для него нужна проволока — обычно Зайцев использует вешалки-плечики из IKEA. Когда их нет, покупает 50-метровый моток оцинкованной проволоки за 400 рублей в Leroy Merlin. Этого мотка хватает примерно на 10 каркасов.

Для каркаса также нужны деревянные основы. Зайцеву нравится идея повторного использования, поэтому материал он собирает на улице или берёт подручные средства: например, ящики из-под фруктов. Если бы пришлось покупать, доска 50х150х6000мм в Leroy Merlin обошлась бы в 2000 рублей. Её хватит примерно на 10 скульптур.

Проволочный каркас нужно обклеить армированной лентой — к ней хорошо липнет пластилин. 40-метровая лента стоит 260 рублей, её хватает на 20-30 скульптур. На формирование каркаса уходит 2-3 часа.

Затем на каркас можно наносить пластилин. Для скульптуры We потребовалось 4 брикета пластилина, которые стоили примерно 800 рублей. Время нанесения зависит от размеров и сложности: на создание We ушло 8 часов непрерывной работы.

После того как пластилин нанесён на каркас, его нужно выровнять. Для этого можно использовать икеевский нож, а процесс длится примерно 2-3 часа.

Иногда готовая фигурка чем-то не устраивает Зайцева и приходится переделывать. Поэтому лепка может растянуться на несколько рабочих дней.

После этого нужно изготовить силиконовую форму, в которую заливают бетон. Для заливки бетоном силиконовая форма должна быть сплошной, как носок, чтобы вода задерживалась внутри.

Для скульптуры We понадобилось 2 литровых банки силикона, которые стоили по 800 рублей каждая.

Силикон нужен только как форма для заливки бетона. Но сам по себе он очень мягкий, и если залить в него бетон и поставить на стол, форма может деформироваться. Поэтому поверх силикона наносят гипс, который крепко удерживает его в одном положении.

Гипс застывает за пару часов, но лучше переждать ночь — пока сохнет, он может немного деформироваться.

Когда форма высохла и готова к работе, можно снимать слои: сначала гипсовый, затем освобождает силикон от пластилиновой основы. После этого вставляет силиконовую форму в гипсовую.

Дальше он смешивает воду с цементом и заливает смесь в форму. Для скульптуры We понадобилось 5 кг цемента и 3 литра воды. Упаковка цемента нужного веса стоит не больше 300 рублей.

Бетон получается крепче, если в раствор добавлять песок. Но такую скульптуру сложнее обрабатывать: часто приходится что-то поправлять в отлитой фигурке, и песок становится виден.

До состояния, когда бетон можно вынуть из формы, он сохнет около 12 часов. Пока материал недостаточно твёрдый, огрехи срезаются макетным ножом (стоит около 300 рублей) и наждачной бумагой (200 рублей). На это уходит 2-3 часа.

Готовую скульптуру прикрепляется к пьедесталу, как правило, деревянному. Зайцев просверливает отверстия в скульптуре и основании и вклеивает туда на ПВА металлическую оцинкованную шпильку с резьбой.

Итого: около 6000 рублей и два-три рабочих дня . В онлайн-галерее Art Online 24 (принадлежит Askeri Gallery) работа We продаётся за 150 тысяч рублей.

Кроме бетона, Зайцев работает и с деревом. Причём он использует только один материал — ящики из-под фруктов и овощей.

Мы с супругой оба веганы, нам нужно много овощей и фруктов, чтобы существовать. Соответственно, мы покупаем их ящиками. И чтобы не выкидывать это несчастное дерево, которое зря рубили, я иногда делаю из него скульптуры.

Две фигуры в полный рост, выполненные из этого материала, Зайцев сделал для отеля MORE в Крыму.

В 2021 году Пётр Зайцев продаёт свои работы по 130-150 тысяч рублей . Цены устанавливает сам автор: он исходит из сумм, которые ему комфортно получать в месяц.

На рынке, по его словам, нет каких-то средних цен, они не ограничены и зависят от успешности создателя. Например, в Askeri Gallery продаются работы других мастеров и по €30 тысяч.

Также цены на работы Зайцева зависят от:

  • Количества потраченного времени.
  • Серийности. Автор создаёт форму из силикона и заливает в неё бетон. Силикон быстро приходит в негодность: скукоживается и теряет форму. Одной силиконовой формы хватает на 10-15 работ. Создать идеально такую же во второй раз невозможно, она всё равно будет немного отличаться. Кроме того, чем меньше серия, тем больше ценится скульптура.
  • Скульптор закладывает в цену процент, который галерея забирает себе с продажи — 40-45%.

На материалы он тратит около 2-3 тысяч рублей, ещё 6% от дохода перечисляет в ФНС.

Примерно с марта 2021 года он зарабатывает по 250-300 тысяч рублей в месяц . Чаще всего Зайцев продаёт свои работы частным клиентам. В период с ноября 2019 года по август 2021 каналы продаж распределились так:

  • Аукционы — 17%.
  • Архитекторы — 12%.
  • Частные клиенты — 42%.
  • Галереи — 15%.
  • Работы на заказ (как через архитекторов, так и напрямую частным клиентам) — 14%.

В месяц он продаёт около трёх работ: чаще всего одну новую и пару скульптур из серий, представленных в галерее. В свой Instagram Зайцев выкладывает уже готовые бетонные изваяния и больше не редактирует в Photoshop эскизы из пластилина.

Первые полгода продаж бетонных скульптур было немного, максимум одна в месяц. Покупатели не воспринимали всерьёз предметы искусства из бетона. К тому же скульптор начинал с небольших фигур до 30 см в высоту и продавал их по 10-20 тысяч рублей. Из этих денег он тратил пару тысяч рублей на материалы для следующих работ.

В среднем месячный доход Петра Зайцева в первый год после смены профессии не превышал 20 тысяч рублей . Он искал клиентов с помощью четырёх каналов: соцсети, галереи, конкурсы и знакомые архитекторы.

Зайцев записывает мастер-классы по созданию скульптур и выкладывает их на свой канал на YouTube. Он завёл его сразу же, как увлёкся лепкой, и почти за 2 года набрал 3,7 тысячи подписчиков. Продаж с этого канала пока не было.

Также у скульптора есть аккаунт в Instagram, который ведёт его супруга: выкладывает фотографии его работ. В аккаунте 1900 подписчиков. Instagram приносит Зайцеву почти половину всех клиентов.

Скульптор развивает его органически. Он пробовал продвигать два поста с помощью таргетированной рекламы, потратил на это 4000 рублей. И один раз покупал рекламу у блогера примерно за €45 (около 3800 рублей). Но ни таргет, ни реклама не принесли результата — поэтому Пётр Зайцев решил пока не вкладывать в это ресурсы.

В начале работы Зайцев составил список из 60 московских галерей, которые ему удалось найти в интернете. Он ничего не отсеивал и отправил свои работы по всем электронным адресам.

Из 60 адресатов откликнулись только двое: Askeri Gallery и Nikolskaya Gallery. Они взяли несколько работ Зайцева на реализацию, а с Askeri Gallery он подписал договор на две эксклюзивные скульптуры, весь тираж которых продаётся только там.

Галереи берут процент от продаж, примерно 40-45%. Деньги скульптор получает только тогда, когда выставленную работу покупают.

По словам Зайцева, галереи неохотно берут на реализацию работы начинающих скульпторов и художников: шансов, что их произведения будут продаваться, немного. Поэтому молодым мастерам трудно пробиться и заявить о себе. Но попытаться стоит, уверен Зайцев. После того, как его работы появились в галереях, поток клиентов начал расти.

Обычно участники отправляют эскизы, но на международный Scogliera Viva Зайцев прислал фото готовой работы Social Distance. Он стал первым россиянином, победившим в этом конкурсе.

В качестве приза Зайцев получил €2 тысячи (около 170 тысяч рублей) и возможность реализовать свой проект — скульптуру Social Distance — на побережье Адриатического моря.

Организаторы конкурса оплатили Зайцеву питание и проживание. Перелёт победитель оплачивал самостоятельно, кроме того, потратил около 70 тысяч рублей на инструменты — болгарки, диски и молотки.

От призовых €2 тысяч ничего не осталось: всё ушло на инструменты и перелёт. Но Зайцев не воспринимает конкурсы как дополнительный источник дохода. Для него это возможность рассказать о себе и стать известнее.

Ещё один источник клиентов — знакомые архитекторы, которые берут работы скульптора в свои проекты по дизайну интерьеров. Этот канал приносит ему 12% заказов.

Работы Зайцева можно разделить на два типа:

  • То, что он придумал сам и продал в галереи, архитекторам и частным клиентам.
  • То, что выполнил на заказ клиента или архитектора.

Покупатели обращаются к Зайцеву, изучив его портфолио и авторский почерк — и не ждут работ в другом стиле.

Люди, которые хотят золотые купола, просто не обращают внимания на мои бетонные скульптуры. В любом случае я устанавливаю некие рамки: работаю в своём стиле и делаю только то, что мне нравится. И если заказчик не согласен, дальше разговор не идёт. Такие случаи иногда бывают.

Если скульптор взялся за заказ, Зайцев выясняет у клиента все пожелания, делает эскиз в пластилине, показывает заказчику, согласовывает, а затем выполняет в бетоне или дереве.

Есть работы, которые Зайцев создаёт для себя: понимает, что их вряд ли купят галереи или частные клиенты, но чувствует потребность выразить идею.

Бетонное сердце, на котором сидит большая чёрная муха. В скульптуру вмонтирован механизм, имитирующий сердцебиение

В основном работы скульптора покупают в Москве, но иногда он отправляет их в другие города — Санкт-Петербург, Сочи и Набережные Челны. Доставку оплачивает заказчик.

Зайцев заворачивает тяжёлые скульптуры в несколько слоёв воздушно-пузырчатой плёнки и картона, а затем отправляет логистическими компаниями. Ему не нравится такой способ упаковки посылок: плёнка не экологична и расход большой, но пока он не нашёл ей альтернативу.

Перевозка не всегда проходит гладко. Однажды курьеры привезли клиенту скульптуру носорога весом около 15 кг с отломанным ухом, хотя сама доставка обошлась в 10 тысяч рублей. Клиенту пришлось приклеивать деталь скульптуры клеем ПВА. Когда поломки происходят в Москве, например, скульптуру задевают дети или животные, Зайцев приезжает и бесплатно её ремонтирует.

Пётр Зайцев оформил самозанятость и перечисляет до 6% от дохода в ФНС. Он планирует оформить ИП, если начнёт зарабатывать больше 2,4 млн рублей в год — это максимальный доход для самозанятых.

Зайцев заключает договор с клиентами только когда выполняет работу на заказ. Почти все скульптуры на заказ создаются в единственном экземпляре, и это прописано в документах. Если что-то случится и заказчик не выкупит скульптуру, Зайцев выложит фото в Instagram или отправит на аукцион, но таких инцидентов пока не было.

Свою интеллектуальную собственность Зайцев пока не защищает — считает, что у него не тот уровень известности, чтобы беспокоиться на эту тему.

Главная трудность в профессии скульптора, по словам Петра Зайцева, — пробиться через толщу чужих работ и найти своего клиента.

Свой успех он объясняет бэкграундом в архитектуре и влиянием родителей: его отец был художником, а мама — архитектором. По словам Зайцева, они привили сыну вкус и вырастили его в творческой атмосфере: в гостях у семьи часто бывали поэты, скульпторы и художники.

В будущем Зайцеву хотелось бы лепить большие фигуры. В августе он завершил четырёхметровую бетонную скульптуру для частного клиента, сейчас работает над двенадцатиметровой. Для таких больших проектов он привлекает субподрядчиков.

Технология производства меняется: Зайцев лепит из пластилина эскиз небольшого размера, выполняет его в бетоне, согласует с клиентом, а затем отдаёт подрядчикам. Они сканируют скульптуру на 3D-сканере и вырезают её с помощью робота в большом размере. После того, как фигура готова, Зайцев вносит финальные правки.

У меня, как у архитектора, есть гигантомания: мне интересны большие проекты.

Красивый декор – неотъемлемая часть уютного интерьера. Всевозможные рамки, текстиль, книги, шкатулки – все это делает дизайн более комфортным и приятным. Однако украсить интерьер можно не только с помощью покупных изделий. В наше время невероятно популярно творчество, поэтому поделки, сделанные своими руками, окажутся не менее ценными. Одним из вариантов таких изделий будут гипсовые статуэтки.

Особенности

Скульптуры из гипса начали делать еще в доисторические времена. Особенно популярны были гипсовые статуи в Древней Греции. Делали из этого материала и лепнину, барельефы, украшающие портики храмов. Гипсовые украшения наблюдались и в европейских странах: Франции, Италии, Германии. Спустя годы мода на этот материал пришла и в СССР. В основном в советском пространстве делали статуэтки и поделки следующих типов:

  • скульптуры, изображающие детей, в том числе пионеров;
  • бюсты великих русских поэтов и прозаиков;
  • бюсты вождей, революционеров, глав государства (особенно популярна скульптура Ленина);
  • фигурки животных – слоны, обезьяны, собаки и прочее.




Гипс неслучайно вот уже столько лет держит такую высокую планку в мире творчества. Вот несколько основных его особенностей:

  • материал экологичен и безопасен, работать с ним могут даже маленькие дети;
  • гипс очень податлив в работе, поэтому вы сможете создать именно ту фигуру, которую задумали изначально;
  • материал очень долговечен и ему не страшны капризы погоды – вспомните гипсовую лепнину, которая держится на многих зданиях вот уже несколько сотен лет;
  • скульптуры из гипса пожаробезопасны – этот материал не горит и не распространяет вокруг себя пламя.




Недостаток у такого материала только один: он боится механического воздействия. Если вы уроните статуэтку, она непременно разобьется. Ее можно склеить, но это, разумеется, будет уже не та идеальная фигура.

Виды и сферы их применения

На сегодняшний день существует несколько видов гипса, и далеко не все они пригодны для создания статуэток и скульптур. Так, строительный материал используется для ремонтных и отделочных работ в помещении. Из него тоже можно делать статуэтки, но они будут менее прочными и подверженными влиянию влаги. Высокопрочный вариант применяют как в строительстве, так и в медицине, полимерный – для создания гипсовых повязок. В творчестве же в основном используют скульптурный (формовочный), акриловый и полиуретановый виды гипса.




Гипсовые скульптуры, установленные в доме или квартире, сразу говорят о том, что владелец помещения имеет хороший вкус. В основном в домах используются бюсты, и они бывают нескольких видов.

Станковые. Это классические бюсты, изображающие разных людей, необязательно известных. Например, весьма популярны модели в виде греческих богинь, маленьких девочек, стройных юных девушек. Есть и мужские варианты бюстов, и здесь тоже наиболее востребованными становятся греческие решения. Размеры бюста могут соответствовать реальным размерам человека или же быть уменьшенными.




  • Малые. Это небольшие по размеру бюсты, способные легко поместиться на любой письменный стол или полку. Представляют собой камерные изделия, выпускаются индивидуально под заказ либо же тиражом.







Отдельно нужно отметить и такой вид бюстов, как монументальные. Такие бюсты изображают знаменитых людей прошлого: великих поэтов, правителей, ученых. Нередко подобные решения являются частью большой архитектурной композиции. Сами модели тоже увеличены в масштабе. Монументальными бюстами нередко украшают галереи, музеи, выставки современного и античного искусства, дворцы и замки.




В домашних условиях подобные модели почти никогда не встречаются.

Помимо бюстов, в интерьере квартиры довольно часто используются статуэтки. Красиво смотрятся животные, фантастические создания, ангелочки, изображения различных богов разных культур. В большом доме, оформленном в классическом стиле, можно установить полноразмерную статую. Наиболее часто владельцы выбирают следующие варианты:

  • девушки с фруктами, кувшином;
  • животные, отличающиеся силой – львы, тигры;
  • фантастические существа – химеры, мантикоры, колоссы;
  • греческие герои и боги;
  • ангелы.







В современных интерьерах статуи из гипса тоже встречаются, но реже. В основном это модели, оформленные на заказ. Они могут быть оформлены в минималистичном, городском, футуристическом стилях. Здесь все зависит только от фантазии владельца.

Гипсовые статуэтки нашли свое применение не только внутри помещения, но и на придомовой территории. Например, большой популярностью пользуются садовые гномы. Такие изделия имеют яркую окраску и привлекательный дизайн. Помимо этого, в саду нередко располагают гипсовые статуэтки, изображающие:

  • грибы;
  • лягушек;
  • лебедей и других птиц;
  • зайцев и кроликов;
  • собак.





Очень популярны и герои русских сказок: Красная Шапочка, Серый Волк, Колобок и другие.




Изготовление

Гипсовую фигурку можно купить в специализированном магазине, а можно и заказать у мастера, если хочется чего-то уникального и индивидуального. Однако более интересным и увлекательным решением будет сделать ее своими руками. Это вполне осуществимо в домашних условиях, а сам процесс окажется по силам и взрослым, и детям. Рассмотрим технологию создания фигурок более подробно.

  • Покупка материала. Первое, что необходимо сделать – это купить сам гипсовый порошок. Он продается в строительных магазинах, а также отделах для творчества. Рекомендуется брать материал с запасом, ведь в первый раз у вас может не получиться все сделать правильно.



  • Выбор формы. Формочки для изготовления гипсовых статуэток в широком ассортименте можно найти в магазинах для творчества. Неплохим решением будет использовать и формочки из силикона для кулинарии: сегодня их можно найти даже в крупных супермаркетах. Если ничего не нравится, форму можно сделать самостоятельно. Кроме того, вы можете снять ее с любого предмета, который вам нравится. Возьмите предмет, например, фигурку, обмотайте пищевой пленкой. Затем обмажьте изделие слоем глины и подождите, пока оно высохнет. По истечении нужного времени разрежьте формочку и извлеките из нее предмет. Теперь можно начинать подготовку формы к заливке.



  • Подготовка формы. Этот этап пропускать нельзя, иначе вы просто не сможете вытащить готовое изделие из формы. Процесс не вызовет трудностей ни у кого: чтобы подготовить формочку, ее просто нужно смазать жиром. Подойдет любое растительное масло, а также вазелин. Особенно тщательно стоит промазывать мелкие детали. Те, кто занимается изготовлением гипсовых скульптур не первый год, предлагают свой вариант смазки. Для нее нужно взять 2 части туалетного или хозяйственного мыла, натертого на терке, 7 частей чистой воды, а также 1 часть подсолнечного масла. Ингредиенты тщательно перемешиваются.
  • Работа с гипсом. После всех подготовительных работ начинайте приготовление раствора. Важно: вы должны сыпать порошок в воду, а не наоборот, в противном случае гипс начнет комковаться. Наиболее частое соотношение – часть воды на полторы части гипса. Но учитывайте, что есть гипс разных марок, поэтому пропорции могут варьироваться. Обычно подробная инструкция дана производителем. Для того чтобы готовое изделие было более прочным, в воду можно добавить клей ПВА. В среднем на 500 мл жидкости идет 50 мл клея.

Правильный раствор для гипса будет иметь консистенцию густой сметаны.

  • Заливка и сушка. Заготовив раствор, подождите пару минут, потом еще раз хорошо перемешайте. Залейте состав в формы и дождитесь, пока материал затвердеет. Температура воздуха при этом должна составлять от 16 до 25 градусов. Затвердевшие фигурки можно вытащить и осмотреть. Легкие погрешности и шероховатости быстро устраняются влажной губкой. Затем изделия отправляются на окончательную просушку. После нее предстоит подготовить фигурку к покраске. Для этого ее покрывают особой грунтовкой, которую можно купить в том же строительном или творческом магазине. Модели, сделанные для улицы, дополнительно покрывают слоем олифы.



  • Декорирование. Это самая интересная часть процесса изготовления гипсовых статуэток. Модели, предназначенные для дома, можно раскрасить любыми удобными красками. После высыхания красок их покрывают прозрачным лаком. При желании можно украсить поделки другими декоративными элементами: камешками, бусинками, лентами.



Статуэтки, размещаемые на улице, следует покрасить наиболее стойкими красками, которые смогут сопротивляться губительному влиянию солнца и воды.

Чтобы готовые изделия из гипса прослужили максимально долго, за ними нужно правильно ухаживать. Так, с домашних статуэток рекомендуется регулярно смахивать пыль. Это можно делать мягкой тряпкой или специальной щеткой. Мыть статуэтки нельзя. Если на поделке замечено пятно, то попытайтесь избавиться от него ваткой, слегка смоченной в жидкости для снятия лака (она должна содержать ацетон). А также для устранения пятен нередко используют жидкость для мытья посуды. Налейте немного на губку и потрите пятно.

Есть еще один хороший вариант того, как почистить изделие, но он подойдет только для чисто-белых моделей. В кастрюльку заливают 900 мл чистой воды, доводят до кипения. Параллельно с этим набирают половину стакана холодной воды и засыпают туда 5 столовых ложек крахмала. Полученный состав медленно вливают в кипяток, постоянно помешивая. Должна получиться консистенция киселя. Раствор остужают до 45 градусов, а затем тонким слоем наносят на изделие. Когда клейстер застынет, он начнет отваливаться, увлекая за собой грязь. Конечный этап работы – протирание мягкой тряпочкой.

Что касается садовых фигур из гипса, то тут тоже есть несколько правил:

  • время от времени убирайте с фигурок пыль;
  • не располагайте статуэтки в местах скопления влаги (оптимальный вариант – подушки из камня и щебня, пни);
  • не оставляйте скульптуры на улице зимой, заносите их в сухое помещение;
  • ежегодно покрывайте изделия новым слоем лака;
  • подкрашивайте фигурки, если это необходимо;
  • при наличии растрескиваний и повреждений отреставрируйте модель самостоятельно или обратитесь к профессионалам.



О том, как сделать декоративную статуэтку из гипса своими руками, смотрите в следующем видео.

Бетонные скульптуры, изготовленные профессионалами, вызывают у многих неподдельное восхищение и уважение, а также желание научиться выполнять эту работу самому своими руками.

В предыдущей статье был дан обзор советов известного американского мастера Т.Нила, который делится своим тридцатилетним опытом работы в этом направлении.

Бетонные скульптуры крокодила и львицы

Фестивали бетонных скульптур

Подтверждением того, что и в России бетонные скульптуры изготавливаются очень многими мастерами, являются ежегодные проведения конкурсов и фестивалей, где демонстрируют и делятся секретами своего мастерства профессиональные скульпторы.

Совсем недавно (в июле) прошел фестиваль бетонных скульптур в г. Братске, где специалисты из сибирских городов в течение двух недель трудились над созданием бетонных героев из российских мультфильмов.

Бетонные скульптуры и арматура

Также как и Т.Нил все они используют технологию нанесения бетонной смеси на металлическую сетку, закрепленную на металлическом каркасе (арматура и проволока).

В начале работы делается опалубка и заливается бетонное массивное основание с крупным щебнем (обычно из автомиксера). В него предварительно вставляется металлическая несущая арматура, к которой в дальнейшем крепится скелет конструкции.

Основание бетонной фигуры

Бетонные скульптуры включают в себя не только сказочных героев, но и различные предметы, такие как стволы деревьев, заборы, телеги, велосипеды и многое другое.

Скелет бетонной фигуры - Проволочный велосипед

Большая часть арматуры соединяется между собой сваркой.

Сварка скелета бетонной скульптуры

Сварка скелета фигуры

Металлический скелет бетонной фигуры

Металлический скелет фигуры

Сварной скелет бетонной скульптуры коня

Сварной скелет коня

Мелкие элементы формируются тонкой проволокой. Ей же крепится металлическая сетка к каркасу. Какую сетку используют мастера видно на фотографиях. Но в основном это строительная сетка под основание штукатурки.

Металлическая сетка внутри каркаса фигуры

Металлическая сетка внутри каркаса

Металлическая сетка снаружи каркаса фигуры

Металлическая сетка снаружи каркаса

Прежде чем начинать сварочные и бетонные работы делается эскиз будущей скульптуры с прорисовкой скелетной формы.

Начальный этап — эскиз бетонной скульптуры

Несомненно профессиональному скульптору намного проще повторить в бетоне (а сначала в металле) свою задумку. И если Вы хотите создать своими руками что-то близкое к работе мастера, то не поленитесь и как следует поработайте над эскизом. Желательно сделать несколько видов с разных сторон. Потом будет легче методом масштабирования перенести рисунок на каркас изделия.

Если Вы планируете делать не фантастическое существо, а человека или животного, то полезно будет иметь под рукой справочник по анатомии. В нем Вы найдете любой скелет для своей сначала металлической конструкции, а потом и то, что будет заполняться бетоном.

Надо отметить, что не каждый самоделкин умеет работать со сварочным аппаратом, но это и не обязательно. Можно использовать вместо сварки скрутку проволокой.

Инструменты для работы над скульптурой

Последние годы арматуру для фундамента тоже не сваривают, а скрепляют проволокой с помощью нехитрого приспособления.

Для получения плавных закруглений проволоки для каркаса используют простейший самодельный инструмент, который могут применить и самоделкины. К трубке с пропилом (куда вставляется проволока) приварена ручка (металлический профиль).

Приспособление для гибки проволоки

Приспособление для гибки проволоки

Мастерами при работе с бетоном использовались обычные мастерки, кисти и металлические щетки. Для выравнивания шероховатостей на застывшей поверхности применялась шлифовальная шкурка. Иногда использовали отрезной круг, если имелась необходимость внести изменения или дополнения в застывший образ.

Окраска бетона

Для придания цвета краситель в состав бетонной смеси не вносился. Бетонные скульптуры окрашивали после полной просушки и обработки поверхности. Перед окраской для дополнительной защиты от влаги и укрепления поверхностного слоя бетонные фигуры пропитывали латексной грунтовкой, также как это делают по цементной штукатурке.

Метод окраски бетона аналогичный методу, который применялся при изготовлении фигурки нэцке. На фестивале все бетонные скульптуры были окрашены под состаренную бронзу (как декорировался бетонный барельеф или настенный крест из гипса).

Окраска бетонных скульптур

бетонные скульптуры 1

Фрагмент фигуры из бетона

Бетонная скульптура рыбки

Сказка из бетона

Бетонная скульптура сказочного героя

Бетонный сказочный герой

По составу бетонной смеси мастера особых секретов не раскрывают, объясняя тем, что состав обычный. Но по цвету бетона можно предположить, что одни используют темный коричневый пластификатор, другие для ускорения твердения и увеличения прочности конструкции добавляют белый цемент (но он значительно дороже серого портландцемента).

Не крашенная бетонная скульптура

Не крашенный бетон

Обработка поверхности бетонной скульптуры

Обработка бетонной поверхности

Некоторые комментарии на эту темы были даны по советам Т. Нила в предыдущей статье. Также можно отметить, что многие российские мастера и самоделкины добавляют (для придания большей пластичности) в бетонную смесь моющее средство типа Fairy (0,1 — 0,5% от веса цемента). Оно является и пластификатором, и воздухововлекающим компонентом. Смесь получается более легкой, но прочность такого бетона ниже и поэтому его желательно использовать в последнем поверхностном слое фигуры, где необходимо проработать тонкие и мелкие детали.

В заключение несколько примеров работ из-за рубежа.

Бетонные скульптуры в Финляндии (автор скульптор-самоучка В.Рёнккёнэн):

бетонные скульптуры детей

бетонные скульптуры людей

Бетонные скульптуры под водой в Мексике около полуострова Юкатан (автор скульптор Джейсон де Кайрес Тейлор):


Бумажная скульптура — это одна из разновидностей пластичного искусства, которая создается путем комбинирования разных бумажных форм, предварительно изготовленных детьми под руководством взрослого. Для развития ребенка очень важно разнообразие простых натуральных материалов. Малыш должен понимать, что из всего можно сделать все, если только постараться.



На занятиях бумажной скульптурой рекомендуется выполнять следующие шаги:

— отрабатывать способы создания образов из бумаги вне конкретной задачи. Как только ребенок преодолевает с помощью взрослого новую техническую трудность, нужно оставить его одного, дав возможность закрепить эти способы и самостоятельно выбрать направление дальнейшей работы;

— демонстрировать эти способы как основу изготовления целого ряда разных скульптур;

Читать еще: Художественная литература 5 6 лет. Примерный список литературы для чтения детям по программе воспитания и обучения в детском саду под ред

— давать возможность самостоятельно применять усвоенные способы работы для получения новых образов. Ведь когда у ребенка есть время потренироваться в полученных умениях и самостоятельно попробовать разные варианты одной и той же работы, в нем развивается представление о том, что разнообразие и богатство впечатлений можно создавать самостоятельно из внешне одинаковых исходных материалов.

— предложить детям на разноцветных листах двустороннего плотного картона нарисовать всевозможные конфигурации причудливой формы с замкнутым контуром. Каждый ребенок рисует по 3-5 вариантов.

— попросить юных скульпторов вырезать все фигуры и сделать по надрезу на каждой.

Сбор скульптуры доставляет дошколятам особое удовольствие: здесь в их власти оказывается настоящее волшебство, способное преобразить плоский лист в объемное сооружение, имеющее возможность по желанию изменить свою форму.

Создавая произведения скульптуры из бумаги и другого материала, мы снова и снова убеждаемся в ее прямой и осязательной силе убеждения. Ребенок, пытаясь воспроизвести услышанное и увиденное об окружающем мире, закрепляет свои знания, привыкает к ним, осваивается в новых понятиях или событиях. Работая с природным материалом, он может выразить свои переживания, страхи, ошибки, агрессию через творчество, переживая их и освобождаясь от них. Доброту, любовь, радость, победу, а также уверенность в себе, малыш отражает в скульптуре, прочно закрепляя ее в своей душе. Чем больше у него будет возможностей выразить себя в лепной работе, тем быстрее и эффективнее пойдет процесс его психического становления.


Поразительные скульптуры из бумаги в закладки 28

Каждый из нас в детстве пробовал сделать хотя бы один бумажный самолетик, журавлика или кораблик. На первый взгляд, это кажется совершенно детским занятием. Но Кэлвин Николс, талантливый художник из Торонто (Канада), занимается этим 30 лет. В своей работе он использует только скальпели, ножницы и клей. То, что он творит из бумаги, превосходит все ожидания о возможностях этого простого материала.

Читать еще: Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования цветными опилками. Нетрадиционные техники рисования

На создание одной работы уходит от одного месяца до двух лет.


Если присмотреться, то в глазах собаки видно, на кого она смотрит.



Художник изображает не только каждую шерстинку, но и передает эмоции.

Чтобы создать фигуру, сначала изготавливается жесткий остов, описывающий контуры будущей фигурки. Он придает скульптуре прочность, и на него уже крепятся основные мелкие детали.


Художник режет бумагу на тысячи мелких полосок и вручную собирает скульптуру.


Крылья — особенно сложные в исполнении элементы.


Чтобы скульптура выглядела объемной, полоски бумаги плотно укладываются в несколько слоев.


Когда художник работает с белой бумагой, ему важно учитывать глубину посадки каждой детали, чтобы она создавала необходимую тень.



Бумажные скульптуры Ли Хунбо


Скульптор работает не с гипсом, а с белой бумагой, и его бумажные скульптуры из серии Pure White Paper могут растягиваться и гнуться, подобно мехам аккордеона.

Основной секрет своего творчества автор содержит в тайне, но если внимательно присмотреться к скульптурам, когда их растягивают, гнут и скручивают, можно заметить, что они состоят из тысяч тонких белых листочков, прочно соединенных между собой.



Интерес к бумаге у художника появился еще во время работы редактором, но, по-настоящему, Лу Хунбо вдохновила сота- популярная бумага для создания детских игрушек или праздничных украшений в Китае. Ее удивительная гибкость, устойчивость и прочность привлекли внимание художника, и он начал использовать ее в качестве материала для свои гуттаперчевых скульптур.

Читать еще: Что такое экспозиция в литературе определение кратко. Что такое экспозиция в литературе и как она строится


Художник сперва склеивает особым образом между собой несколько тысяч листов бумаги, после чего обрабатывает ее как скульпторы мрамор.





Но стоит потянуть такую скульптуру за выступающие части, как она начнет растягиваться, забавно деформируясь, но оставаясь при этом цельным объектом. Играть такой гармошкой можно бесконечно, скульптура не испортится, разве что бумага может не выдержать активных действий, и в какой-то момент испортиться.


В серии гибких бумажных скульптур талантливого автора — бюсты и полноразмерные фигуры людей, черепа и конечности, а также выдуманные существа, не поддающиеся классификации.


И небольшое видео об этих удивительных скульптурах

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Читайте также: