Скульптура из глины своими руками

Обновлено: 05.07.2024

Керамика связана с историей человека с древних времен. Именно по предметам из глины и их фрагментам дошла до нас история жизни древних народов. Да и сами первые люди, согласно мифам о сотворении мира, были созданы Богом по образу и подобию своему из глины.
Самое интересное, что многие способы создания керамических изделий сохранились с незапамятных времен и претерпели не самые кардинальные изменения. Конечно, современные керамисты, в дополнение к традиционным способам создания керамических работ, открывают новые техники лепки, стремятся к использованию новых материалов и способов декорирования. Мир керамики удивительно разнообразен, богат различными техниками и открытиями. Это дает учителю возможность обучить детей множеству способов лепки, разным подходам к форме, к декорированию, научить чувствовать материал. Знание свойств глины, большого количества приемов лепки, как объемных, так и плоскостных вариантов создания работы, предоставляет каждому ученику одинаково высокий шанс для реализации его творческих возможностей, создаются условия для максимального развития детей с разными способностями.
Данное пособие по художественной керамике является результатом обобщения работы автора на протяжении многих лет с детьми ремесленно-художественного отделения ДШИ №2.
Составная часть образовательного процесса на отделении – керамика, взаимосвязана с историей народных промыслов, историей изобразительного искусства, композицией, рисунком, живописью.
Срок обучения в школе – 3 года. Возраст детей от 9 до 16 лет. Группы обучающихся – разновозрастные.

Цель моей работы с детьми: развить в детях способности к творческому восприятию и мышлению.

  • Создать условия для самовыражения учащихся, развить их воображение и фантазию;
  • Научить практической работе с фактурами;
  • Закрепить приёмы стилизации и трансформации образа.
  • Создать условия для развития импровизации в ходе выполнения практической работы
  • Развить способности применять полученные знания в любой практической работе;

Одним из важнейших разделов при обучении керамике в нашей школе, является обучение созданию пустотелой скульптуры. На протяжении учебы, дети осваивают следующие способы создания пустотелой скульптуры:

1. Лепка из жгутов. Один из самых старых способов создания сосудов и пустотелой скульптуры. Дети знакомятся с ним еще в дошкольном возрасте. Образ лепится из заранее подготовленных жгутов и лент. Жгуты накладываются один на другой по спирали. Каждый следующий жгут кладут на внешний край предыдущего. Полученные стенки разглаживают как изнутри, так и снаружи стекой. Способ универсальный, т.к. позволяет легко сужать и расширять фигуру в необходимых местах, может быть использован при изготовлении любой формы.

2. Лепка из пустотелого шара. Это также, один из первых способов, использованных человеком для создания некрупных изделий. Способ заключается в следующем: небольшой кусок глины делится на 2 части, из которых формируются шарики. По центру шара большим пальцем делается углубление почти до самого дна, остальные пальцы лежат на внешней стороне шара. Постепенным пошаговым движением по кругу формы раздвигаем боковые стенки. Два готовых полушария тщательно склеиваются шликером. Образ дополняется необходимыми деталями ( голова, руки, ноги и т.д.). При обучении этому способу дети получают знания по стилизации образа.

3. Лепка из куска с последующей выборкой глины. Данный способ предполагает создание законченного образа из достаточно крупного куска. Затем фигура разрезается металлической струной на 2-3 части. Петлеобразной стекой вынимаются излишки глины изнутри, и облегченные части фигуры склеиваются шликером (жидкой глиной).

4. Лепка из пласта. Данный способ является одним из наиболее популярных способов изготовления художественной керамики в настоящем времени. Из раскатанного пласта ребенок формирует либо готовый образ, либо его детали. Освоение этого способа способствует раскрепощению ребенка, полету фантазии, отходу его от реального представления образа к стилизованному. Развивает образно-ассоциативное мышление, учит думать и выражать свои мысли в характерной только для этого человека форме.

6. Лепка из фактурных пластов (фактурных налепов). Сравнительно молодой и достаточно востребованный сейчас способ лепки. Способ предоставляет большие возможности для создания стилизованных образов, предполагает полет мысли, фантазии ребенка, требует особого подхода к формообразованию. К преимуществам и отличительным чертам способа относятся:

а) огромные возможности для фантазии и импровизации;
б) большая степень обобщения образа;
в) сравнительная быстрота исполнения;
г) прекрасные возможности для декорирования;
д) легкость изделия по массе;
е) эффектность работы;
ж) достаточно широкий спектр приложения (скульптура, сосуды, декоративные тарелки, панно).

Данную работу я хочу посвятить знакомству именно с этим способом лепки, раскрыть особенности создания художественного образа и технические приемы работы данным способом. Начать знакомство со способом лепки из фактурных пластов предлагаю с лепки животного.

Создание образа.

1. Создание эскиза

Для того, чтобы слепить животное в данной технике, нам, прежде всего, необходимо создать ряд эскизов и зарисовок, т.к. удачный эскиз– решение половины поставленных задач. Ребятам объясняется, что данная техника невозможна для лепки реалистичного животного. Предлагается создать стилизованный образ животного. Для начала им необходимо выбрать объект стилизации, изучить форму, фактуру и даже характер животного. Обнаружив характерные черты животного, ребенок должен удалить в процессе стилизации все несущественное. Например: при лепке жирафа, достаточно сделать очень длинную шею и характерный декор, для барана самыми значимыми будут рога. Излишнее насыщение деталями будет мешать цельности образа, усложнять его общее восприятие. Самый оптимальный вариант – одновременное присутствие условностей изображения и узнаваемости образа.

  • утрировать природную форму, доводя ее до максимальной остроты (предельно округлить тело мышки или активно вытянуть шею жирафа);
  • изменять соотношение пропорций, увеличивать в размере наиболее важные детали;
  • допускать разные условности: отсутствие конечностей, преломление формы и т. д.


2. Практическая работа над образом

1. Подготовка к работе

Для создания задуманного образа нам необходимо приготовить: глину, 2 влажные тряпки, фактурные ткани, скалку, стеки, шликер. Можно использовать любые сорта глин средней жирности. Причем глина должна быть хорошо очищена, тщательно промята, не должна прилипать к рукам. Шликер приготовим заранее. Для этого возьмем небольшой кусок глины, размешаем его с водой до однородного сметанообразного состояния, 2-3 раза пропустим через сито.

2. Лепка животного

1) Заготавливаем пласты с фактурной поверхностью, не менее 4-5 видов. Раскатываем пласт, расположив глину на ткани, накрыв ее сначала также тканью. Снимаем верхнюю ткань, накрываем пласт фактурной тканью, прокатываем еще раз заготовку. Толщина заготовок должна быть 5-7 мм. Небольшие пласты можно раскатывать на бумаге. Инструмент для раскатывания – обычная скалка



2) Раскатываем еще один пласт толщиной 10 мм. Это заготовка для донышка, основания скульптуры.



3) Вырезаем из него круг, проделываем в середине небольшое отверстие. Небольшое отверстие необходимо для того, чтобы выходящие при обжиге газы не разорвали работу.



4) Отрывая от фактурных пластов небольшие кусочки, начинаем формировать нижние конечности животного, пока это просто лента высотой от 50 до120мм высотой. Высота конечностей зависит от задуманного образа, у жирафа она будет, естественно, выше, чем у барана. Кусочки наклеиваются немного внахлест, перемежаются разными фактурами, места приклеивания смазываются шликером. По окончании этой процедуры вы можете, при желании, наметить ноги. Для этого необходимо в переднезадней и боковых сторонах ленты, по середине, немного прогнуть пальцем нашу заготовку внутрь.







5) После набора необходимой высоты конечностей, приступаем к формированию шарообразного туловища. Придерживаем место присоединения туловища одной рукой, второй приклеиваем изнутри фактурный кусок и отгибаем его наружу. Формируем шар (овал), оставив незакрытой только место, где у животного начинается шея. Следите за тем, чтобы между фактурами не было зазоров, промежутков, так как это не придаст прочности вашей работе. Также будьте внимательны к толщине ваших пластов. Если они разнятся по толщине, то постарайтесь использовать более толстые при лепке конечностей и нижней части туловища. В противном случае конструкция может просто обрушиться под собственной тяжестью.










7) Склеиваем из 4-5 фактурных кусков небольшой лоскутный пласт. Сворачиваем его в кулек, склеиваем по шву. Получилась голова животного, которую мы приклеиваем шликером на намеченное место.







8) Осталось приклеить на шликер небольшие треугольники – уши и из двух шариков сделать глаза. Из полоски глины смоделируйте гриву и хвост. Их лучше приклеить с помощью стеки.









Наша лошадка готова. Бережно перенесите ее в место сушки.



Необходимо помнить при создании работы об усадке при сушке и обжиге, которая, в зависимости от вида глины может составлять от 3 до 10%.

3. Сушка работы

Это очень ответственный момент. Сушить изделия необходимо в специально отведенном месте, недоступном для сквозняков. Нельзя ставить влажные изделия возле батарей парового отопления. Изделие должно сохнуть медленно, постепенно. Быстрая сушка ведет к возникновению напряжения внутри глины между быстро высохшими и давшими усадку тонкими деталями и еще влажными. Это может привести к деформации, появлению трещин и разрывов. Поэтому сушить изделие первые два-три дня желательно под тряпкой, газетами или полиэтиленовой пленкой.

4. Обжиг работ

Очень важная и последняя стадия работы над керамическим изделием. Обжигают работы в горнах, русских, муфельных, газовых и электрических печах. В нашей школе электрические печи с датчиком и регулятором температуры.
Керамические изделия, выполненные способом лепки из фактур, подвергают обжигу дважды.
Первый обжиг (утильный, бисквитный) производится после окончательной просушки работ, для получения прочного черепка. Второй (политой) – для закрепления на нем глазурей (полив) и разных цветовых покрытий. Температура утильного обжига доводится обычно до 800-900 °С, политого – до 1000-1100 °С.
Качество обжига зависит от того, как поместить работы в печи. Располагать их надо аккуратно, друг над другом, используя при необходимости подставки (из той же глины) и опоры. Более тяжелые изделия размещаются внизу, более легкие – наверху. Между изделиями должно быть свободное пространство, по которому будут циркулировать разогретые газы.

Сырые изделия могут прикасаться друг к другу, глазурованные не должны соприкасаться, чтобы при плавлении глазурей не произошло их спекание.

Во избежание пережога, работы должны находиться на расстоянии 2-3 см от нагревательных элементов.

Температура в печи до 400 °С должна повышаться очень медленно, так как черепок теряет физически связанную воду и дает значительную усадку. После этого можно немного ускорить процесс до 600 °С и выдержать в этом состоянии около часа, чтобы стенки изделий не разрушились. Далее температура повышается до желаемой, причем, от 800 до 900 °С обжиг снова должен идти медленно. По достижении необходимой температуры печь можно выключить и дать ей остыть до комнатной температуры.

5. Декорирование изделия












Заключение

Это пособие можно взять за основу в работе керамистам, руководителям кружков и студий, преподавателям школ искусств, любителям, которые только собираются осваивать данную технику. Возможен вариант использования его как руководства к действию в предложенном виде и вариант развития его, исходя из собственного опыта, видения и условий работы.

Все о лепке из глины

В бесконечном потоке современного ритма жизни люди порой забывают уделять время себе, заниматься тем, что им действительно нравится. Психологи в один голос заявляют о том, насколько важно иметь хобби и периодически отвлекаться на любимое дело, забывая о рутине.

Одним из вариантов таких увлечений выступает лепка из глины. Это занятие может приносить массу положительных эмоций, а по материальным вложениям совсем не затратное.


К тому же если вам удастся стать истинным мастером в этом деле, то не исключено, что оно станет дополнительным источником дохода.

Какая глина используется?

Изделия, выполненные из глины, представляют собой уникальные предметы искусства, которые существуют только в единственном экземпляре, что, бесспорно, делает их эксклюзивными. Ведь то, как один человек видит конечный результат, как работают его руки и инструменты в этих руках, какие используются материалы при создании – всё это неповторимый творческий процесс, напрямую зависящий от вдохновения увлечённого человека.


Важной частью всего этого процесса является, конечно, материал, с помощью которого производится лепка, то есть сама глина. Она используется в четырёх разнообразных вариантах: жёлтого, красного, белого, голубого цветов. Оттенок напрямую зависит от количества входящих в её состав минеральных добавок. Они нужны для того, чтобы сделать глину, встречающуюся в дикой природе, пригодной для творчества.





Специалисты приписывают глине звание лучшего материала, с помощью которого можно заниматься лепкой. Изделия, выполненные из нее, не ломаются со временем, а хорошо держат первоначальную форму. Если же на получившемся предмете образуются трещины, это свидетельствует о том, что в момент изготовления были допущены ошибки, а в состав глины входит слишком мало воды.

Для лепки можно использовать глину как купленную в магазине, так и приготовленную в домашних условиях. Если вы решите пойти по первому пути, то сможете выбрать между упаковкой, вес которой составляет около 0,5 килограмма, и той, чья масса варьируется от 10 до 25 килограммов. Бесспорно, закупка оптом обойдётся дешевле, нежели приобретение небольших партий. Такой продукт продаётся в вакуумной упаковке, чтобы пузырьки воздуха не попадали внутрь.



В противном случае готовое изделие будет отличаться хрупкостью, на нём могут образовываться трещины.

Также можно использовать шамотную глину, а другой вариант – приготовить сырье самостоятельно. Рецепт совсем несложный, главное здесь – найти качественный материал в природной среде. Специалисты рекомендуют искать его в тех местах, где залежи неглубокие, например на берегу реки с обрывом. Однако сразу после нахождения использовать это сырье нельзя, так как оно может крошиться по итогу, причиной чему выступают разнообразные примеси в составе.



Для того чтобы убрать лишние элементы, глину помещают в ведро, наполненное тёплой водой, на одну ночь. Наутро излишние примеси осядут на дно, а верхний слой, самый жирный, необходимо будет просушить, пока он не станет нужной консистенции.


При работе с натуральной глиной важно соблюдать определённые пропорции и замесить разные ингредиенты в смесь, состоящую из показателей 8: 1: 1, где самое большое число – глиняная часть, а остальное приходится на песок и воду.


Если вы хотите оставить глину на некоторое время для хранения, то важно создать все условия, чтобы она не теряла влагу: держать её в прохладном месте (многие рекомендуют выбрать для этих целей подвальные помещения, погреб или даже полку в холодильнике), поместить в полиэтиленовый пакет, чтобы ограничить поступление воздуха. Периодически следует открывать пакет и оставлять материал на бумажном полотенце для проветривания, чтобы не допустить образования плесени.


Необходимые инструменты

Вид глины не влияет на то, с каким инструментом вам предстоит работать – базовый набор стандартен для всех вариаций.


Итак, для лепки из глины вам понадобится ниже перечисленное.

  1. Твёрдая и просторная поверхность для работы. Это может быть любая мебель, которая удобна именно вам. Главное, чтобы хватило места и для расстановки инструментов, и для творческого процесса.
  2. Ненужная материя для очистки грязных рук (можно воспользоваться бумажными полотенцами).
  3. Перчатки. Они не столь обязательны, но могут понадобиться в процессе замешивания глины. Необходимы тем людям, чья кожа рук чувствительная и склонна к сухости.
  4. Фартук, чтобы защитить одежду от излишков глины.
  5. Канцелярский нож для того, чтобы отрезать куски глины и вырисовывать мелкие узоры (некоторые люди используют в этих целях лезвие для бритвы, хотя это не так безопасно).
  6. Разнообразные формочки (специальные или из подручных материалов). Они необходимы для нанесения всевозможных узоров для украшения будущего шедевра.
  7. Наждачная бумага нужна для шлифовки готовой фигурки. Используются варианты разной зернистости (номера 220, 400 и от 800 до 1500).
  8. Ёмкость с проточной водой комнатной температуры понадобится в том случае, если вы работаете с глиной, добытой в природных условиях, ей может потребоваться увлажнение.
  9. Краски. Гуашь, акрил понадобятся для создания разнообразных украшений на слепленном изделии.
  10. Кисти, отличающиеся друг от друга по толщине: белка, щетина и другие.
  11. Всевозможные блёстки, бисерные украшения, стеклярус, чтобы задекорировать изделие (только в том случае, если вы не планируете обжиг).





Как пользоваться материалом?

После того как вы подготовили все необходимые инструменты, следует проделать ряд манипуляций с глиной, чтобы она была максимально пригодна для лепки. Первостепенно нужно достать её из прохладного места, где она хранилась прежде, и потрогать руками.


Важно понимать, какой консистенции должна быть глина, пригодная для работы, и в случае необходимости можно добавить в её состав песок или воду, чтобы размягчить состав. Главное – делать это нерезко, равномерно, отслеживая изменения в структуре материала.

Способы лепки

Специалистами выделяются два вида лепки: конструктивный и пластический. Первый представляет собой изготовление отдельных деталей и дальнейшее их соединение по типу конструктора. Второй способ предполагает лепку из цельного куска глины. Для обоих способов разработаны техники, которые мы рассмотрим ниже.

Для конструктивной лепки

  • Изготовление жгутиков (колбасок). Лепится плоская основа, а остальные детали катаются в форме колбасок. Далее они накладываются друг на друга в зависимости от того, что вы хотите изобразить на основании. Углы сглаживаются, и получается замечательная объёмная композиция.


  • Текстильная керамика. Детали раскатываются пластами с помощью скалки, а затем соединяются между собой посредством глины, разведённой до состояния сметаны с жидкой консистенцией.


  • Мозаика. Также производится плоская основа, а составляющие детали формируются с помощью формочек и соединяются с заготовкой. Получившийся ажур смотрится очень привлекательно.



Для пластической лепки

  • Лепка вручную из цельного куска, без использования каких-либо инструментов. Такой способ считается довольно сложным и требует наличия опыта.



  • Отливка в гипс. Для этой техники понадобятся приобретённые в магазине гипсовые формы. Глина подвергается разведению водой до наполовину жидкого состояния, после чего заливается в емкости.


  • Гончарный круг. Это, пожалуй, самый романтичный образ, с которым связана лепка из глины. Здесь главным принципом выступает вытягивание. Для начала применяется жгутовая техника или лепка из цельного куска, затем сырьё как бы тянется вверх, а при помощи вращения круга ему придаётся желаемая форма.


Какие поделки можно слепить?

Как и любое творчество, лепка из глины нисколько не ограничивает простора вашей фантазии. Своими руками с помощью необходимых материалов вы можете сделать поистине уникальное произведение искусства. Простые и красивые фигурки в виде самых разных животных принесут много радости как в процессе творчества, так и по его завершении, особенно если в работу вовлекаются все члены семьи.





Лепка из глины благотворно влияет на детскую моторику. Начинать можно с фигурок без мелких деталей. К примеру, с ребёнком было бы интересно изготовить кружку, а затем разукрасить её во все цвета радуги. Далее можно проявить смелость и взяться за зверьков с более мелкими деталями. Допустим, сделать кошку, дракона или тигра – они считаются не такими уж лёгкими по уровню сложности.



Пользуются популярностью также свистульки, которые затейники используют в практических целях. Взрослые часто отдают предпочтение посуде: разнообразным чашкам, блюдцам, плоским и глубоким тарелкам. Для тех, кто хочет улучшить свой навык, рекомендуется опробовать себя в создании дымковской игрушки – одном из русских народных глиняных художественных промыслов. Также многие люди занимаются изготовлением скульптур побольше, чтобы украшать ими территорию в саду.




Для наилучшего понимания процесса лепки из глины рассмотрим поэтапно мастер-класс для начинающих по изготовлению животного.

  1. Прежде всего необходимо из хранившейся в пакете глины раскатать жгут.
  2. От получившейся детали нужно отделить столько кусочков, сколько вы собираетесь сделать частей тела будущего зверька.
  3. Далее разомните рукам каждую из заготовок. Глина должна стать мягкой и, грубо говоря, покладистой.
  4. Далее приступаем к формированию основы фигурки, для чего берём самый большой кусок – это будет туловище.
  5. После того как вы сформировали основу, к ней необходимо поочерёдно прикрепить готовые части тела: голову, лапы, хвост зверя (здесь, конечно, всё зависит от того, на какое существо пал ваш выбор).
  6. Отличный способ изобразить животное максимально реалистично – иметь на виду его фото, хотя, конечно, нет необходимости соблюдать каждую из физиологических особенностей зверя, достаточно опираться на мультяшный внешний облик. Также для первого раза можно найти на просторах интернета изготовленную из глины фигурку этого животного и опираться на данный пример.
  7. Как только изделие хорошо высохнет, необходимо воспользоваться наждачной бумагой, а затем покрыть поверхность клеем ПВА (также можно обратиться к помощи акриловой грунтовки). А когда и он высохнет, можно переходить к процессу окрашивания. Для этого отлично подойдут акриловые краски или гуашь.
  8. Хороший способ сохранить изделие в первоначальном виде на более долгий срок – покрыть его лаком.




Декорирование глиняных фигурок

Окрашивание

Один из наиболее известных приёмов, с помощью которого можно украсить готовое глиняное изделие. Краски, используемые для этих целей, подразделяются на два вида: те, что наносятся на только что высохшее изделие и запекаются вместе с ним, и те, которыми покрывается готовое изделие.

К первому виду относится, например, кобальтовое покрытие (благодаря ему создают гжельскую роспись). Вторая группа – это особенно распространённые акриловые краски, используемые для росписи по стеклу и керамике.



Молочение

Этот процесс декорирования глиняных фигурок заключается в том, что уже подверженное обжигу изделие погружается в молоко, а затем вновь отправляется в печь и повторно обжигается, но уже при температуре ниже, чем была прежде.

После такой техники керамика становится обладательницей тёмно-коричневого оттенка, а также приобретает водоотталкивающие свойства.


Важно учитывать тот факт, что посуду, которую планируется использовать для хранения пищи, нельзя подвергать молочению.

Техника протирки

Готовое – уже обожжённое изделие – протирают губкой, которая предварительно смачивается в гуаши коричневого оттенка. Краска как бы сглаживает стыки, углы, вследствие чего изделие приобретает особенный вид. Однако важно помнить, что такой метод не подходит, если вы собираетесь в дальнейшем использовать изделие как посуду.


Лепка из глины – хороший способ расслабиться и насладиться творческим процессом. К тому же этот вид деятельности положительно влияет на развитие воображения и мелкой моторики. Недостаток можно увидеть лишь в том, что цены материалов довольно высоки, а процесс уборки после работы – трудоёмкий. Тем не менее потраченное время стоит того, ведь фигурки из глины станут отличным украшением дома, а также приятным подарком для ваших близких.


Больше о лепке из глины, смотрите в видео ниже.

предлагаю вам упрощенный способ лепки из глины, вполне выполнимый в домашних условиях. Тем более, что ниже приведен способ обжига буквально на сковородке на газовой или электрической плите, а это самое сложное препятствие в осуществлении нашей с вами страсти по глине. Строго говоря мастер-классом это не является, т.к. нет фотографий "процесса", но для того, тобы подбодрить тех, кому захочется попробовать свои силы в этом увлекательном деле, расскажу о нескольких нюансах.


Возможно вам они пригодятся.



Возьмите небольшой кусок уже готовой глины и раскатайте валик 1,5-2 см в диаметре, соедините концы валика в кольцо и посмотрите, не образовались ли на сгибе трещины. Если они глубоки – помесите еще, добавив воды. Вымешанную глину можно хранить в целлофановом пакете в темном прохладном месте 6-7 дней.


Цвет глины (желтая, серая, красная) особого влияния на ее качества не оказывает.


Большие элементы (такие как юбка у куклы) делать лучше полыми, насаживая их на колышек или сферу.

Оставьте шедевр на просушку на 3-4 дня, в тени (если влажность воздуха высока, пусть сохнут неделю).

Обжиг. Или раскраска без обжига.

Раскраска. Покрываете изделие гуашью белого цвета. – 2 слоя. Дайте 5-6 часов просушки. Затем можно раскрашивать гуашью. Просушить 20-25 часов. Покрыть лаком по дереву в 3-4 слоя.

Изделие без обжига у меня стоят уже лет 10. Поскольку они покрыты лаком полностью (и основание тоже) их можно протирать влажной тряпкой.

После обжига раскрашиваем, так же как и без него.

Успехов!

Обжиг глиняных изделий в домашних условиях

Перед обжигом глиняные изделия обязательно подвергаются сушке при комнатной температуре в течении 3-5 дней, в зависимости от размера. При этом испаряется большая часть влаги в глине. Если снаружи изделие высохло, но внутри осталась влага, то оно может при обжиге взорваться. Взрывается также, когда в глине для лепки присутствуют камни. После обжига глина приобретает новые качества — прочность, жесткость, долговечность.

В домашних условиях, когда нет муфельной печи, изделия можно обжечь на обычной электрической или газовой плите.

В данном уроке мы будем использовать электрическую плитку.

Я использую для обжига своих глиняных изделий - маленькую сковородочку и чугунный горшок. На дно сковородки насыпаем мелкий песок для постепенного нагрева. На песок ставим фигурку и накрываем горшком.

Температуру нагревания надо повышать постепенно. Сначала на 30 минут включаю минимальный нагрев, потом температуру повышаем до максимума на 5-6 часов. Прежде чем вынуть глиняную фигурку, надо дождаться полного ее остывания.

предлагаю вам упрощенный способ лепки из глины, вполне выполнимый в домашних условиях. Тем более, что ниже приведен способ обжига буквально на сковородке на газовой или электрической плите, а это самое сложное препятствие в осуществлении нашей с вами страсти по глине. Строго говоря мастер-классом это не является, т.к. нет фотографий "процесса", но для того, тобы подбодрить тех, кому захочется попробовать свои силы в этом увлекательном деле, расскажу о нескольких нюансах.


Возможно вам они пригодятся.



Возьмите небольшой кусок уже готовой глины и раскатайте валик 1,5-2 см в диаметре, соедините концы валика в кольцо и посмотрите, не образовались ли на сгибе трещины. Если они глубоки – помесите еще, добавив воды. Вымешанную глину можно хранить в целлофановом пакете в темном прохладном месте 6-7 дней.


Цвет глины (желтая, серая, красная) особого влияния на ее качества не оказывает.


Большие элементы (такие как юбка у куклы) делать лучше полыми, насаживая их на колышек или сферу.

Оставьте шедевр на просушку на 3-4 дня, в тени (если влажность воздуха высока, пусть сохнут неделю).

Обжиг. Или раскраска без обжига.

Раскраска. Покрываете изделие гуашью белого цвета. – 2 слоя. Дайте 5-6 часов просушки. Затем можно раскрашивать гуашью. Просушить 20-25 часов. Покрыть лаком по дереву в 3-4 слоя.

Изделие без обжига у меня стоят уже лет 10. Поскольку они покрыты лаком полностью (и основание тоже) их можно протирать влажной тряпкой.

После обжига раскрашиваем, так же как и без него.

Успехов!

Обжиг глиняных изделий в домашних условиях

Перед обжигом глиняные изделия обязательно подвергаются сушке при комнатной температуре в течении 3-5 дней, в зависимости от размера. При этом испаряется большая часть влаги в глине. Если снаружи изделие высохло, но внутри осталась влага, то оно может при обжиге взорваться. Взрывается также, когда в глине для лепки присутствуют камни. После обжига глина приобретает новые качества — прочность, жесткость, долговечность.

В домашних условиях, когда нет муфельной печи, изделия можно обжечь на обычной электрической или газовой плите.

В данном уроке мы будем использовать электрическую плитку.

Я использую для обжига своих глиняных изделий - маленькую сковородочку и чугунный горшок. На дно сковородки насыпаем мелкий песок для постепенного нагрева. На песок ставим фигурку и накрываем горшком.

Температуру нагревания надо повышать постепенно. Сначала на 30 минут включаю минимальный нагрев, потом температуру повышаем до максимума на 5-6 часов. Прежде чем вынуть глиняную фигурку, надо дождаться полного ее остывания.

Читайте также: