Сколько лет беликов держал гимназию в своих руках

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

1. Таким острожным поведением Беликов пытался добиться:
а) расположения к себе общества
б) уединения от мира
в) он хотел чувствовать себя как в футляре, который защитит его от внешних влияний +

2. Обувь, которую всегда носил Беликов:
а) туфли
б) калоши +
в) и то, и другое, меняя их

3. Печатный материал, который нравился Беликову:
а) указы
б) уведомления
в) циркуляры +

5. Какие знаменитые русские писатели упоминаются в рассказе:
а) Щедрин
б) Тургенев
в) оба варианта правильные +

6. Странная история, которая однажды произошла с Беликовым:
а) он чуть не умер
б) он чуть не женился +
в) он уехал за границу

7. Имя девушки, которую полюбил Беликов:
а) Варвара Саввишна +
б) Тамара Саввишна
в) Светлана

8. Примерный возраст Беликова:
а) около тридцати
б) за сорок +
в) пятьдесят

9. Песня, которую пела Варвара Беликову:
а) “Калинка”
б) “Ой то не вечер…”
в) “Виют витры” +

10. Каким образом любовь повлияла на учителя Беликова:
а) похудел, побледнел +
б) поправился
в) никак не повлияла

11. Буркин рассказывает о преподавателе, у которого была такая фамилия:
а) Белышев
б) Беляев
в) Беликов+

12. Какой язык преподавал Беликов?
а) английский
б) греческий +
в) французский

13. Что в Беликове интересного?
а) Своим тяжелым нравом
б) Тем, что давал отвечающему на экзамене столько времени, сколько было нужно, чтобы его песочные часы израсходовали весь свой песок
в) Даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате+

14. Постоянно защищая себя одеждой, Бликов хотел:
а) чувствовать себя как в футляре, который защитит его от внешних влияний+
б) дожить до преклонного возраста
в) казаться неординарной личностью

15. Привычка Беликова:
а) спать, укрывшись с головой+
б) спать с открытым окном
в) на ночь пить чай

16. Вспомните, сколько лет Беликов держал гимназию в своих руках?
а) 10 лет
б) 15 лет+
в) 20 лет

17. Выберите историю, которая случилась с Беликовым?
а) Он оставил дома свое пальто
б) Он проиграл в карты крупную сумму денег
в) Он чуть не женился+

18. Как звали невесту Беликова?
а) Варенька+
б) Лизавета
в) Катерина

19. Определите, какая поговорка была любимой у Беликова?
а) черт побери
б) как бы чего не вышло+
в) нет худа без добра

20. По какой причине брат Вареньки спустил Беликова с лестницы??
а) Они с ним повздорили
б) Беликов оскорбил Вареньку
в) Беликов пришел читать ему лекцию о том, что учителю гимназии и женщине не пристало раскатывать на велосипедах+


А.П.Чехов “Человек в футляре”. Краткое содержание

Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликов. Тот отличался тем, что в любую погоду всегда выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом пальто на вате.

На следующий день Беликов чувствовал себя нехорошо и даже впервые ушел с занятий. Вечером он отправился к Коваленкам, где застал только брата. Беликов пытался объяснить, что кататься на велосипедах неприлично, чем только разозлил Михаила Саввича. И, когда учитель греческого пообещал доложить о содержании их разговора директору, Коваленко не выдержал и спустил Беликова с лестницы.

Биография А.П. Чехова

Антон Павлович Чехов родился 29 января (17 января по ст. стилю) 1860 в городе Таганроге в семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки. В семье Чеховых было шестеро детей и все очень одаренные.

детство//// Антон учился в греческой школе, затем гимназии. Будучи учеником гимназии работал и в лавке отца. В 1876 отец разорился и вынужден бежать в Москву, где семья Чеховых почти 3 года жила в бедности. Антон до окончания гимназии оставался в Таганроге, зарабатывал на жизнь репетиторством и высылал небольшие денежные переводы семье. В Москву он приехал в 1879 и поступил на медицинский факультет Московского университета, где преподавателями были известные профессора, в том числе и Николай Склифосовский. Первые литературные опыты Чехова относятся к гимназическим годам — водевили, сцены, очерки, анекдоты. Некоторые он посылал в редакции столичных юмористических журналов.

В начале 1890 годов Чехов становится самым читаемым писателем России. За Чеховым закрепляется репутация бытового писателя, мастера психоанализа и человека, которому близки существующие социальные проблемы.

болезнь//// 1897 Обострился туберкулез, вынужден был лечь в больницу. По настоянию врачей осень и зиму 1897/1898 годов писатель жил в Ницце, потом в Париже. В мае 1898 возвращается в Мелихово, затем едет в Ялту. В Ялте приобрел участок в 2 километрах от деревни Аутка и начал строить дом. Продает имение в Мелихово, с матерью и сестрой перебирается в Ялту.

ялта//// Чехов ведет общественную деятельность: избирается в члены попечительского совета женской гимназии, жертвует 500 рублей на строительство школы в Мухолатке, хлопочет об устройстве первой биологической станции. Будучи сам тяжело больным туберкулезом, Чехов работает в Попечительстве о приезжих больных. 1900 его выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук, но в 1902 вышел из нее в знак несогласия об исключении Горького по причине политической неблагонадежности. Зимой 1900/1901 годов Чехов находился в Ницце на лечении, потом в Италии, а в феврале вернулся в Ялту.

свадьба//// 1901 Чехов и ведущая актриса МХТ, первая исполнительница ролей в чеховских пьесах Ольга Леонардовна Книппер обвенчались. Сразу Ольга повезла мужа в Уфимскую губернию на кумыс (считалось, что он помогает при чахотке). Чехов уже очень слаб, но несмотря на болезнь, он продолжает писать, встречаться с людьми, помогать всем. Супруги не виделись по несколько месяцев. Ольга занята в театре, а Чехов был в Ялте по предписанию врачей. Разлуки были мучительны для обоих.

наследие//// Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр XX века. Его пьесы не сходят со сцены театров всего мира, а рассказы и повести переиздаются большими тиражами и включены в школьные программы. Музеи Антона Павловича Чехова имеются в Таганроге, Москве (в доме, где семья Чеховых жила в 1886–1890 годах), Мелихове, селе Лука (Сумской область), Ялте.

Как вы знаете, творчество Чехова часто основывалось на прототипах. Многие характеры его персонажей списаны с реальных людей, которые жили в городе и были современниками Антона Павловича.

Есть замечательный короткий рассказ "Человек в футляре". Персонаж вроде бы комичный, но рассказ по сути вышел драматичным.

Брат писателя, Михаил Павлович, утверждал, что гимназический учитель греческого языка Беликов из рассказа списан с Александра Фёдоровича Дьяконова, который преподавал в гимназии, где учился тогда ещё Антоша Чехов.

Если вы не помните "Человека в футляре", то он описывает человека, который всего боялся и переживал, как бы чего не вышло. Все вещи он носил или хранил в чехлах и чехольчиках, а сам при этом носил калоши и зонт даже в солнечную погоду.

Действовал строго по циркуляру, к ученикам относился со строгостью, был весьма консервативен во взглядах. И даже спал, укрывшись с головой.

Трудно сказать насколько Александр Фёдорович Дьяконов соотвествовал Беликову, и насколько тот всё гиперболизировал. Но полагаю, младший брат Чехова совершенно точно видел сходство, раз назвал Дьяконова прототипом. Об этом писал и Владимир Германович Богораз, который учился с Чеховым в параллели. Он говорил, что они прозвали гимназического учителя греческого языка "сороконожкой" за семенящую походку и "серым пальто", за то, что тот был настолько скуп, что всё время ходил в одном и том же пальто из года в года.

Над скупостью Дьяконова подшучивали до самой его смерти. Но когда он умер, город облетела потрясающая новость. Бывший холостяком Александр Фёдорович завещал свой дом, находившейся на улице Полицейской (ныне ул. Чехова) своему городу. Но это было не главным. За всю жизнь он скопил огромную сумму – 74 тысячи рублей.

Можно попытаться прикинуть, сколько это было на наши деньги. Свинина стоила 30 копеек за кг. У нас стоит примерно 300 рублей. Поллитра пива стоило 10 копеек, у нас примерно 100 рублей. Похоже, что рубль теми деньгами (а умер Дьяконов в 1903 году) был эквивалентен 1000 нынешних рублей.

Таким образом, по грубым подсчётам это около 74 миллионов рублей. Огромная сумма, согласитесь. Вы спросите, как он мог насобирать такие деньжищи? Мог. Всё дело в том, что Дьяконов был не рядовым преподавателем, а инспектором гимназии. Это нечто вроде проректора в нынешней иерархии вузов.

По должности ему полагалось бесплатное жильё, содержание и довольно приличная зарплата – 1500 рублей в год. Кроме того, отдельное жалование выплачивалось за уроки, которые он давал, то есть за педагогическую деятельность. То есть нынешними деньгами он получал примерно 250 000 рублей/месяц. Понятно, почему ученики дразнили его "Серым пальто", а прочие за глаза называли скупердяем и скрягой.

Каково же было удивление горожан, когда они узнали, что в своём завещании Александр Фёдорович оставил все свои деньги как фонд помощи учителям, нуждающихся в средствах.

Так скромный и, казавшийся всем забавный человек, заставил себя уважать и оставил свой след в истории Таганрога, став одной из городских легенд, которую любят рассказывать гостям.


Место и время действия

Основные события рассказа происходят в конце XIX века в России, в селе Мироносицком. События истории, рассказанной Буркиным, произошли в его родном городе.

Главные герои

Другие персонажи

  • Буркин – учитель гимназии, сосед Беликова, который рассказал его историю Ивану Ивановичу.
  • Чимша-Гималайский Иван Иваныч – ветеринарный врач.

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых любопытных -

для самых крутых -

Краткое содержание

Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликов. Тот отличался тем, что в любую погоду всегда выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом пальто на вате.

На следующий день Беликов чувствовал себя нехорошо и даже впервые ушел с занятий. Вечером он отправился к Коваленкам, где застал только брата. Беликов пытался объяснить, что кататься на велосипедах неприлично, чем только разозлил Михаила Саввича. И когда учитель греческого пообещал доложить о содержании их разговора директору, Коваленко не выдержал и спустил Беликова с лестницы.

И что в итоге?

Беликов — занемог, сражённый мыслью, что весь город узнает, как его спустили с лестницы; через месяц умирает.

Михаил Коваленко — выгоняя Беликова из своего дома, спускает его с лестницы.

Заключение

Содержание

Читать полный текст, слушать аудиокнигу

Аудиоверсия доступна на YouTube.

В деревенском сарае готовятся заночевать гимназический учитель Буркин и приехавший из города на охоту ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский. Буркин рассказывает историю своего недавно умершего коллеги — учителя Беликова, преподававшего в гимназии древнегреческий язык.

Даже в солнечную погоду Беликов ходил в калошах, тёплом пальто и с зонтиком. И зонтик, и часы, и перочинный нож — всё у него было в чехольчиках. Он и сам жил будто в футляре. Лицо прятал за поднятым воротником и тёмными очками. Древнегреческий язык служил ему защитой от враждебного мира. Ночью он залезал под одеяло с головой и засыпал с мыслями о ворах. Боялся шумной гимназии, куда шёл на работу по утрам.


Иллюстрация Кукрыниксов


Иллюстрация Д.А. Дубинского

Как-то раз Беликов увидел, что Варенька с братом катаются на велосипедах. Ему это показалось ужасно неприличным.


Иллюстрация Д.А. Дубинского


Иллюстрация П. Пикнисевича

Поначалу надеялись, что без унылого учителя в городе воцарится свобода. Но горожане так и продолжили жить по-прежнему: сурово, утомительно и бестолково.

Закончив рассказ, Буркин сокрушается, что людей вроде Беликова ещё очень много. Иван Иваныч начинает философствовать, что жить в тесном городе, заниматься бессмысленными делами, лгать и слушать ложь, проводить время среди глупых людей — это и есть наш футляр. Но Буркин останавливает его размышления: пора спать.

Герои произведения

Беликов

Беликов — учитель древнегреческого языка в провинциальной гимназии. Его имя и отчество в рассказе не называются. Известно, что ему уже за 40. Он скучен и боязлив, отгораживается от мира тёмными очками, воротником и мыслями о Древней Греции.

Казалось бы, Беликова можно пожалеть. Из-за своей тревожности он лишён простых человеческих радостей. Вся его жизнь — страдание, причём абсолютно бесцельное. Беликов и на работу идёт со страхом, и к другим учителям в гости ходит лишь из чувства долга. И дома ему нет покоя: лёжа по ночам в постели, он боится, как бы его не зарезал собственный повар.

Варенька


С.С. Боим

Коваленко

Анализ рассказа. Что писать в сочинении?

Настоящая жизнь всегда сопряжена с непредсказуемостью, новизной, определённым риском — всем тем, чего так боится учитель Беликов. Он всё время выбирает безопасность и одиночество, но они не спасают его от тревоги. В итоге Беликов проживает ничтожную жизнь, не воспользовавшись единственным шансом изменить свою судьбу, женившись на Вареньке.

Читайте также: