Симплекс метод в excel как сделать

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Симплекс метод - это метод последовательного перехода от одного базисного решения (вершины многогранника решений) системы ограничений задачи линейного программирования к другому базисному решению до тех пор, пока функция цели не примет оптимального значения (максимума или минимума).

Симплекс-метод является универсальным методом, которым можно решить любую задачу линейного программирования, в то время, как графический метод пригоден лишь для системы ограничений с двумя переменными.

Симплекс метод был предложен американским математиком Р.Данцигом в 1947 году, с тех пор для нужд промышленности этим методом нередко решаются задачи линейного программирования с тысячами переменных и ограничений.

Перед тем, как перейти к алгоритму симплекс метода, несколько определений.

Всякое неотрицательное решение системы ограничений называется допустимым решением.

Последнюю строку таблицы, в которой записаны функция цели и коэффициенты при свободных переменных в ней, будем называть в индексной строкой.

Полученное решение не оптимально, так как в индексной строке коэффициенты при свободных переменных отрицательны. То есть оптимальным будет то решение, в котором коэффициенты при свободных переменных в индексной строке будут больше или равны нулю.

Для перехода к следующей таблице найдём наибольшее (по модулю) из чисел и . Это число 2. Поэтому ведущий столбец - тот столбец, в котором записано

Для определения ведущей строки находим минимум отношений свободных членов к элементам ведущего столбца, причём если в числителе положительное число, а в знаменателе отрицательное, отношение считается равным бесконечности.

Поэтому ведущая строка - та, в которой записано

Ведущим элементом, таким образом, является -2.

Составляем вторую симплексную таблицу.

Новый базисный элемент вписываем первой строкой, а столбец, в котором стояло , вписываем новую свободную переменную

Заполняем первую строку. Для этого все числа, стоящие в ведущей строке таблицы 1, делим на ведущий элемент и записываем в соответствующий столбец первой строки таблицы 2, кроме числа, стоящего в ведущем столбце, куда записывается величина, обратная ведущему элементу (то есть, единица, делённая на ведущий элемент).

Заполняем столбец вспомогательных коэффициентов. Для этого числа ведущего столбца таблицы 1, кроме ведущего элемента, записываем с противоположными знаками в графу вспомогательных коэффициентов таблицы 2.

Таблица 2
Базисные неизвестные Свободные члены Свободные неизвестные Вспомогательные коэффициенты
X1X3
X21-1/2-1/2
X4-3-3/2-1/21
X531/2-1/21
X651/21/2-1
F2-2-12

Кто ещё не открыл в новом окне пособие Действия с дробями, может сделать это сейчас, поскольку самое время.

Для получения остальных строк таблицы 2 числа, уже стоящие в первой строке этой таблицы, умножаем на вспомогательный коэффициент, стоящий в заполняемой строке, и к результату прибавляем число из таблицы 1, стоящее в той же строке при соответствующей переменной.

Например, для получения свободного члена второй строки число 1 умножаем на 1 и прибавляем из таблицы 1 число -4. Получаем -3. Коэффициент при во второй строке находим так же: . Так как в предыдущей таблице отсутствует столбец с новой свободной переменной , то коэффициент второй строки в столбце новой свободной переменной будет (то есть из таблицы 1 прибавляем 0, так как в таблице 1 столбец с отсутствует).

Так же заполняется и индексная строка:

Полученное таким образом решение вновь не оптимально, так как в индексной строке коэффициенты при свободных переменных вновь отрицательны.

Для перехода к следующей симплексной таблице найдём наибольшее (по модулю) из чисел и , то есть, модулей коэффициентов в индексной строке. Это число 2. Поэтому ведущий столбец - тот столбец, в котором записано .

Для поиска ведущей строки найдём минимум отношений свободных членов к элементам ведущей строки. Получаем:

Следовательно, ведущая строка - та, в которой записано , а ведущим элементом является -3/2.

Составляем третью симплексную таблицу

Новую базисную переменную записываем первой строкой. В столбец, в котором было , вписываем новую свободную переменную .

Таблица 3
Базисные неизвестные Свободные члены Свободные неизвестные Вспомогательные коэффициенты
X4X3
X12-2/31/3
X22-1/3-1/31/2
X521/3-2/3-1/2
X641/31/3-1/2
F6-4/3-1/32

Вычисление остальных строк на примере второй строки:

Полученное решение вновь не оптимальное, поскольку коэффициенты при свободных неизвестных в индексной строке вновь отрицательные.

Для перехода к четвёртой симплексной таблице найдём наибольшее из чисел и . Это число .

Следовательно, ведущий столбец - тот, в котором записано .

Для нахождения ведущей строки найдём минимум модулей отношений свободных членов к элементам ведущего столбца:

Поэтому ведущая строка - та, в которой записано , а ведущий элемент 1/3.

В четвёртой симплексной таблице новую базисную переменную записываем первой строкой. В столбец, где было , записываем новую свободную переменную .

Таблица 4
Базисные неизвестные Свободные члены Свободные неизвестные Вспомогательные коэффициенты
X5X3
X463-2
X162-12/3
X241-11/3
X62-11-1/3
F144-34/3

Вычисление остальных строк на примере второй строки:

Полученное решение так же не оптимально, но оно уже лучше предыдущих, так как один из коэффициентов при свободных переменных в индексной строке неотрицателено.

Для улучшения плана перейдём к следующей симплексной таблице.

Найдём наибольшее из чисел 4 и . Это число 4. Следовательно, ведущий столбец .

Для нахождения ведущей строки найдём

Следовательно, ведущая строка - та, в которой записано . Но и уже были вместе среди свободных переменных. Поэтому для перевода очередной переменной из свободных в базисные выбираем другой ведущий столбец - тот, в котором записано .

Для нахождения ведущей строки найдём

Следовательно, ключевая строка - та, в которой записано , а ведущий элемент 1.

В пятой симплексной таблице новую базисную переменную записываем первой строкой. В столбец, где было , записываем новую свободную переменную .

Таблица 5
Базисные неизвестные Свободные члены Свободные неизвестные Вспомогательные коэффициенты
X5X6
X32-11
X410 2
X18 1
X26 1
F20133

Попробуем сразу узнать, не является ли решение оптимальным. Поэтому для остальных строк вычислим только свободные члены (чтобы узнать значения базисных переменных при равенстве свободных переменных нулю) и коэффициенты при свободных переменных в индексной строке.

- во второй строке ;

- в третьей строке ;

- в четвёртой строке .

Смотрим в симплексную таблицу 5. Видим, что получено оптимальное решение, так как коэффициенты при свободных неизвестных в индексной строке неотрицательны.

Симплекс метод с алгебраическими преобразованиями

Решим алгебраическими преобразованиями тот же пример, что и в предыдущем параграфе. Следует отметить, что при решении этой разновидностью симплекс метода лучше не записывать функцию цели в виде , так как при этом легко запутаться в знаках. Но в этом случае пункт алгоритма, определяющий критерий оптимальности, будет модифицирован следующим образом.

Если отыскивается максимум (минимум) линейной формы и в её выражении нет неосновных переменных с положительными (отрицательными) коэффициентами, то критерий оптимальности выполнен и полученное базисное решение является оптимальным - решение окончено. Если при нахождении максимума (минимума) линейной формы в её выражении имеется одна или несколько неосновных переменных с положительными (отрицательными) коэффициентами, перейти к новому базисному решению.

Пример. Найти максимум функции при ограничениях

Шаг I. Вводим добавочные неотрицательные переменные и сводим данную систему неравенств к эквивалентной ей системе уравнений

Введённые добавочные переменные принимаем за основные, так как в этом случае базисное решение системы легко находится. Тогда и - неосновные переменные.

Выразив основные переменные через неосновные, получим

Следовательно, данному разбиению переменных на основные и неосновные соответствует базисное решение , которое является недопустимым (две переменные отрицательны), а поэтому оно не оптимальное. От этого базисного решения перейдём к улучшенному.

Чтобы решить, какую переменную следует перевести из неосновных в основные, рассмотрим любое из двух имеющихся уравнений последней системы с отрицательными свободными членами, например второе. Оно показывает, что в основные переменные можно перевести и , так как в этом уравнении они имеют положительные коэффициенты (следовательно, при их увеличении, а это произойдёт, если переведём любую из них в основные переменные, переменная увеличится).

Попробуем перевести в основные переменную . Чтобы установить, какую переменную следует перевести из основные в неосновные, найдём абсолютную величину наименьшего отношения свободных членов системы к коэффициентам при . Имеем . Оно получено из третьего уравнения, показывающего, что в неосновные нужно перевести переменную , которая в исходном базисном решении положительна. Следовательно, полученное базисное решение, как и исходное, содержит две отрицательные компоненты, т. е. при переходе к такому базисному решению улучшения не произойдёт.

Если же перевести в основные переменную , то наименьшее отношение свободных членов к коэффициентам при составит . Оно получено из первого уравнения, в котором свободный член отрицателен. Следовательно, переводя в основные, а в неосновные переменные, мы получим базисное решение, в котором число отрицательных компонент на единицу меньше, чем в исходном. Поэтому остановимся на этой возможности: переводим в основные, а в неосновные переменные. Поэтому в приведённой выше системе уравнений выделенным оказалось первое уравнение.

Основные переменные , неосновные переменные .

Выразим новые основные переменные через новые неосновные, начиная с выделенного на шаге I уравнения. В результате получим

Следовательно, имеем новое базисное решение , которое также является недопустимым, а поэтому не оптимальным. Но в нём, как мы и предвидели, только одна переменная отрицательна (а именно ).

От полученного базисного решения необходимо перейти к другому. Рассмотрим уравнение с отрицательным свободным членом, т. е. второе уравнение. Оно показывает, что в основные переменные можно перевести и . Переведём в основные переменные . Найдём наименьшее из абсолютных величин отношений свободных членов системы к коэффициентам при . Имеем . Значит, в неосновные переменные нужно перенести . Так как наименьшее отношение получено из второго уравнения, то его выделяем. В новом базисном решении уже не окажется отрицательных компонент, т. е. оно является допустимым.

В особых случаях решение завершается на II шаге: это, например, случаи, когда максимум целевой функции - бесконечность и когда система не имеет ни одного решения.

Основные переменные: , неосновные переменные: . Выразив основные переменные через неосновные, получим

Новое базисное решение имеет вид . Является ли оно оптимальным, можно установить, если выразить линейную форму через неосновные переменные рассматриваемого базисного решения. Сделав это, получим . Так как мы ищем максимум линейной формы, а нашли лишь одно допустимое решение, то продолжим перебор.

Переводим в число основных переменную , имеющую больший положительный коэффициент. Находим . Это наименьшее отношение получено из третьего уравнения системы, поэтому его выделяем. Оно показывает, что при переменная и поэтому перейдёт в число неосновных.

В некотором особом случае решение завершается на III шаге: это случай, когда оптимальное решение - не единственное.

Основные переменные: , неосновные переменные: . Выразив основные переменные через неосновные, получим

Линейная форма, выраженная через те же неосновные переменные, примет вид . Продолжим перебор для поиска максимума.

Увеличение линейной формы возможно при переходе к новому базисному решению, в котором переменная является основной. Находим . Это наименьшее отношение получено из четвёртого уравнения системы и показывает, что при переменная и переходит в число неосновных.

Основные переменные: , неосновные переменные: . Выразив основные переменные через неосновные, получим

Линейная форма, выраженная через неосновные переменные нового базисного решения, имеет вид . Критерий оптимальности для случая максимизации линейной формы выполнен. Следовательно, базисное решение является оптимальным, а максимум линейной формы

На предприятии 4 вида продукции могут вырабатываться на 3 отдельных взаимозаменяемых машинах.

· Производственное задание по выпуску продукции разных видов в планируемом периоде

  • · Фонд эффективного рабочего времени оборудования в планируемом периоде - ;
  • · Нормы затрат машинного времени на изготовление единицы продукции - ;
  • · Прибыль в руб. от реализации единицы продукции, выработанной на том или ином оборудовании - .

Исходная информация отображается в таблице следующей формы.

Таблица 1. Исходные данные

Фонд эф. раб. врем. -

Нормы затрат врем. на ед. продукции - прибыль на ед. продукции -

В задаче требуется найти план распределения производственного задания по выпуску продукции между исполнителями

при котором задание было бы выполнено с максимальной суммарной прибылью от реализации продукции.

Разработка экономико - математической модели.

Искомые переменные - характеризуют объём выпуска й продукции м исполнителем.

Тогда матрица искомых переменных


характеризует план распределения производственного задания по выпуску продукции между исполнителями.


характеризующая суммарную прибыль от реализации всей продукции, должна быть максимизирована.

Ограничения по наличию и использованию эффективного рабочего времени исполнителей примут вид системы линейных неравенств (2):


Эта система ограничений характеризует условие, что суммарные затраты эффективного рабочего времени каждым исполнителем в планируемом периоде на выпуск всех видов продукции не должны превышать фонда времени. Таким образом, в результате решения задачи каждый исполнитель получит своё задание, исходя из его возможностей. Если в решении задачи какая - то уравновешивающая переменная и примет значение , - она будет характеризовать недоиспользованное эффективное рабочее время у того или иного исполнителя, которое в производственных условиях может быть использовано на выпуск продукции сверх задания.

Следующий блок ограничений должен отражать условие обязательного выполнения общего производственного задания по выпуску продукции по видам и будет представлен системой линейных уравнений (3):


Условие не отрицательности переменных:



Приведём задачу к каноническому виду, для этого в неравенства (2) добавим переменные , а в равенства (3) добавим 4 искусственных базиса . В результате запишем математическую модель задачи в каноническом виде:


Симплекс-метод

Решим данную задачу симплекс - методом, заполнив таблицу. Решение проходит за несколько итераций. Покажем это.


В самой верхней строке таблицы заносятся коэффициенты целевой функции, вторая строка - это наименование всех неизвестных, входящих в симплексные уравнения. В первый столбец слева записывают коэффициенты , целевой функции, которые соответствуют базисным неизвестным, вошедшим в исходную программу (записанным в столбце ). Следующий, третий по счёту, столбец в первой симплексной таблице - заполняется значениями базисных неизвестных . Далее идут столбцы, которые представляют векторы условий. Количество их равно 19. В следующем, первым по счёту после матрицы условий столбце - записываются суммы всех элементов по строкам. В столбце записываются частные от деления элементов итогового столбца В на элементы некоторого столбца , матрицы условий. Так как у нас есть искусственный базис, то в индексной строке будет вести два подсчёта, в первой из них, учитывая переменные, а во втором только искусственный базис. Так как у нас задача максимизации, то необходимо выводить из базиса искусственные базисы. В индексной второй строке выбираем наибольшую положительную оценку. У нас - это первый столбец. Найдём оценочные отношения




и . Из этих отношений выбираем наименьшее, у нас это четвёртая строка, для неё оценочное отношение равно 1300. Выделяем строку. Последний столбец - это коэффициент, на который умножается каждый элемент строки при пересчёте. Он получается делением элементов выделенного столбца на ключевой элемент, который находится на пересечении выделенного столбца и строки, у нас это 1. Пересчёт делаем для всех невыделенных элементов, который осуществляется следующим образом: от пересчитываемого элемента вычитаем элемент ключевой строки, умноженный на пересчитываемый коэффициент строки: и так все элементы. Из базиса выводим искусственный базис , при этом в базис вводим переменную .

Последние две строки - индексные строки, где пересчитываются значения целевой функции, а также вся индексная строка, когда все элементы будут положительными или нулевыми - задача будут решена.


Выделим столбец с переменной . Находим оценочные отношения, из которых выбираем наименьшее - это 550. Из базиса выводим искусственную переменную , при этом в базис вводим переменную . Когда выводится искусственный базис из базиса, соответствующий столбец убираем.


Выделим столбец . Наименьшее оценочное отношение 600, находится в шестой строке. Из базиса выводим искусственный базис , при этом в базис вводим переменную .


Выделим столбец с переменной . Наименьшее оценочное отношение 28,57, находится в первой строке. Из базиса выводим переменную , при этом в базис вводим переменную .


Выделим столбец с переменной . Наименьшее оценочное отношение 407,7, находится в третьей строке. Из базиса выводим переменную , при этом в базис вводим переменную .


Выделим столбец с переменной . Наименьшее оценочное отношение 344,3, находится в седьмой строке. Из базиса выводим искусственный базис , при этом в базис вводим переменную .


Выделим столбец с переменной . Наименьшее оценочное отношение 3,273, находится во второй строке. Из базиса выводим переменную , при этом в базис вводим переменную .


Выделим столбец с переменной . Наименьшее оценочное отношение 465, находится в седьмой строке. Из базиса выводим переменную , при этом в базис вводим переменную .


Выделим столбец с переменной . Наименьшее оценочное отношение 109, находится в третьей строке. Из базиса выводим переменную , при этом в базис вводим переменную .


Выделим столбец с переменной . Наименьшее оценочное отношение 10, находится в первой строке. Из базиса выводим переменную , при этом в базис вводим переменную .


Выделим столбец с переменной . Наименьшее оценочное отношение 147, находится во второй строке. Из базиса выводим переменную , при этом в базис вводим переменную .


Выделим столбец с переменной . Наименьшее оценочное отношение 367, находится в пятой строке. Из базиса выводим переменную , при этом в базис вводим переменную .


Выделим столбец с переменной . Наименьшее оценочное отношение 128, находится в четвёртой строке. Из базиса выводим переменную , при этом в базис вводим переменную .


Так как в индексной строке нет отрицательных оценок, получен оптимальный план, при котором объём выпуска продукции представлен матрицей


при этом прибыль максимальная и составляет 17275,31 руб.

Решение задачи с помощью Excel

Математическую модель задачи необходимо перенести в ЭТ EXCEL. Для этого:

  • · Продумать организацию исходных данных модели (коэффициенты целевой функции и ограничения), снабдив понятными названиями.
  • · Зарезервировать в отдельных ячейках независимые переменные математической модели.
  • · В одной из ячеек создать формулу, определяющую целевую функцию.
  • · Выбрать ячейки и поместить в них формулы, соответствующие левым частям ограничений.
  • · Войти в пункт меню "Поиск решения", ввести необходимые данные и получить оптимальное решение задачи.
  • · Проанализировать полученное решение и отчёты.

Рассмотрим последовательность действий по реализации этих этапов решения задачи с помощью EXCEL.

Создадим таблицу для ввода исходных данных.

В созданную форму введём исходные данные.


Коэффициенты целевой функции, выражающие прибыль, от производства единицы продукции каждого вида (единичная прибыль), записаны в ячейки В6:M6.

Коэффициенты ресурсных ограничений, определяющие потребность в каждом из видов ресурсов для производства единицы продукции, размещены в ячейках В9:M15. В ячейках P9:P15 записаны правые части ограничений на ресурсы. Для независимых переменных задачи - искомых объёмов производства продукции зарезервированы ячейки В3:M3.

В ячейку N7 вводим формулу для целевой функции, применив команду вставки функции СУММПРОИЗВ:


Далее займёмся построением ограничений, снова ж таки при помощи функции, использованной выше. Заполним ячейки N9:N15.


А также заполняем ограничения правой части.


После этого можно приступать к поиску решения. Для решения оптимизационных задач в EXCEL используется команда ПОИСК РЕШЕНИЯ меню СЕРВИС.

Эта команда оперирует с тремя основными компонентами построенной в ЭТ оптимизируемой модели:

  • · Ячейкой, содержащей целевую функцию задачи.
  • · Изменяемыми ячейками, содержащими независимые переменные.
  • · Ячейками, содержащими левые части ограничений на имеющиеся ресурсы, а также простые ограничения на независимые переменные.

Рассмотрим последовательность ввода этих компонентов.

Курсор в ячейку N7 и команда СЕРВИС - Поиск решения. На экране появится диалоговое окно.


В окне заполняем поле Установить целевую ячейку, в котором должен стоять адрес $N$7. Далее устанавливаем кнопку на поиск максимального значения. В поле Изменяя ячейки введём адреса искомых переменных $B3:$M3. Затем следует ввести ограничения, путём кнопки Добавить.


Теперь, когда все ограничения для поиска оптимального решения заданы можем нажать кнопку:


После этого получим решение задачи.



Если вычисления оказались успешными, после завершения поиска решения значения будут вставлены в таблицу, а также можно указать Тип отчёта - Результаты, в результате которого можем получить следующий отчёт. рабочий время оборудование прибыль


Следовательно, решение в EXCEL такое же, как и при СИМПЛЕКС методе, а это значит, что рассматриваемая задача, решена, верно.

1) Запускаем MS Excel. (Пуск - Все программы - MO - Excel 2013).

2) Решим данную задачу с помощью команды Данные, Поиск решения.

Средство поиска решений является одной из надстроек Excel. Если в меню "данные" отсутствует команда "Поиск решения", то для её установки необходимо выполнить команду "Надстройка панели быстрого доступа", "Другие команды", "Надстройки", "Поиск решения".

3) Отведём ячейки A3, B3,C3 под значения перечеренных Х1-3.

В ячейку C4 введем функцию цели: = 34*А3+ 50 * В3.

В ячейки А7; А9 введём левые части ограничений: =2*А3+5*В3,=3*А3+4*В3,=5*А3+3*В3, а в ячейки В7; В9 - правые части огничений.

4) После этого выберем команду "Данные", "Поиск решения" и заполним открывшееся диалоговое окно "Поиск решения".

Форма поиска решения

Рисунок 4. Форма поиска решения

5) Результаты задачи:

Решение двойственной задачи с помощью MS Excel

1) Запускаем MS Excel.

2) Далее алгоритм решения двойственной задачи будет аналогичен алгоритму решения симплекс методом.

3) Далее идут измененные рисунке 9. т, к некоторые пункты отличаются:

Рисунок 5 Форма поиска решения

Решение транспортной задачи с помощью MS Excel

1) Запускаем MS Excel.

Условия задачи для поиска решений

Рисунок 6 Условия задачи для поиска решений.

2) Далее мы создаём аналог таблицы поставленной задачи, а так же таблицу найденного решения.

Форма поиска решения

Рисунок 7 Форма поиска решения.

4) Получаем ответ:

Результат поиска решений

Рисунок 8 Результат поиска решений.

Целью данного курсового проекта было - составить план производства требуемых изделий, обеспечивающий максимальную прибыль от их реализации, свести данную задачу к задаче линейного программирования, решить её симплекс - методом, методом двойственной задачи и методом потенциалов (транспортная задача). В ходе выполнения работы данная цель была полностью выполнена. Симплекс задача и двойственная задача, взаимозаменяемые задачи, иначе говоря, для проверки одной можно использовать другую.

В данной работе было наглядно рассмотрено решение задач с помощью MS Excel.

Данные задачи используются в разных областях, например, в математике или экономике. Следовательно, можно сделать вывод, что данная курсовая работа может служить наглядным образцом для решения подобных задач.

Недавно появилась необходимость создать с нуля программу, реализующую алгоритм симплекс-метода. Но в ходе решения я столкнулся с проблемой: в интернете не так уж много ресурсов, на которых можно посмотреть подробный теоретический разбор алгоритма (его обоснование: почему мы делаем те или иные шаги) и советы по практической реализации — непосредственно, алгоритм. Тогда я дал себе обещание — как только завершу задачу, напишу свой пост на эту тему. Об этом, собственно, и поговорим.

Замечание. Пост будет написан достаточно формальным языком, но будет снабжен комментариями, которые должны внести некоторую ясность. Такой формат позволит сохранить научный подход и при этом, возможно, поможет некоторым в изучении данного вопроса.

§1. Постановка задачи линейного программирования

Определение: Линейное программирование – математическая дисциплина, посвященная теории и методам решения экстремальных задач на множествах n- мерного пространства, задаваемых системами линейными уравнений и неравенств.

Общая задача линейного программирования (далее – ЛП) имеет вид:

image

§2. Каноническая форма задачи ЛП

Каноническая форма задачи ЛП:

image

Замечание: Любая задача ЛП сводится к канонической.

Алгоритм перехода от произвольной задачи ЛП к канонической форме:

  1. Неравенства с отрицательными умножаем на (-1).
  2. Если неравенство вида (≤), то к левой части добавляем – добавочную переменную, и получаем равенство.
  3. Если неравенство вида (≥), то из левой части вычитаем , и получаем равенство.
  4. Делаем замену переменных:
  • Если , то
  • Если — любой, то , где

§3. Угловые точки. Базисные/свободные переменные. Базисные решения

Определение: Точка называется угловой точкой, если представление возможно только при .

Иными словами, невозможно найти две точки в области, интервал проходящий через которые содержит (т.е. – не внутренняя точка).

Графический способ решения задачи ЛП показывает, что нахождение оптимального решения ассоциируется с угловой точкой. Это является основной концепцией при разработке симплекс-метода.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Протоколом Методического совета

Протоколом Педагогического совета СОГБПОУ ВПТ

Методическая разработка практического занятия

Дисциплина: Математическое моделирование

Форма обучения: очная, заочная

Раздел: Математическое программирование

Тема: Решение задач линейного программирования симплексным методом с помощью программы M ICROSOFT EXCEL .

Разработал: преподаватель Контанистова Е.П.

Рассмотрена на заседании ПЦК профессиональных дисциплин ППССЗ 09.02.01 ,09.02.03 ,08.02.01

Председатель ПЦК_____________Никитина С.Ю.

Главная цель проведения практических занятий – обеспечить обучающимся возможность овладеть навыками и умениями использования теоретических знаний для успешного решения математических задач и применения математических методов для профессиональной деятельности.

Одним из ведущих методов при обучении математическим дисциплинам является решение задач, чему и посвящены целиком практические занятия. Решение задач способствует глубокому усвоению математических понятий и выяснению связей между ними. Оно является одним из активных способов изучения математических дисциплин, развивает мышление и творческие способности обучающихся. Решение учебных задач является универсальным видом учебной деятельности, который успешно применяется в методике всех математических дисциплин СПО.

Процесс подготовки и проведения практического занятия включает несколько этапов:

Подготовка к практическому занятию;

Проверка уровня усвоения теоретического материала и подготовки к практическому занятию;

Решение тренировочных задач, предназначенных для приобретения практических навыков в освоении алгоритмов и методов;

Решение прикладных задач экономического содержания;

Решение задач, ориентированных на использование пакета компьютерной математики;

Выдача домашнего задания.

Выполнение в комплексе всех этапов проведения обучающихся практических занятий, использование разнообразных форм, методов и средств обучения позволяют повысить эффективность и качество проведения практических занятий, активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию изучения математических дисциплин. Дифференцированность обучения способствует укреплению самостоятельности, развитию творческого мышления обучающихся, развитию личностных качеств учащихся для будущей специальности.

Учебно – методический план занятия

Тема: Решение задач линейного программирования симплексным методом с помощью программы M ICROSOFT EXCEL .

Образовательная: Сформировать практические навыки по решению задач линейного программирования симплекс-методом с помощью программы MICROSOFT EXCEL и провести контроль знаний умений и навыков.

Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.

Развивающая: Развивать умение самостоятельно подбирать необходимую для профессиональной деятельности информацию и применять ее с позиции решения профессиональных проблемных задач.

Требования ФГОС к уровню подготовки учащегося:

обучающийся должен знать основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности.

Формируемые компетенции: Общекультурные компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.

ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.

ПК 5.1. Производить инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем.

ПК 5.3. Выполнять работы по модификации отдельных компонент программного обеспечения.

ПК 5.4. Обеспечивать защиту программного обеспечения компьютерных систем.

Методическое обеспечение занятия : Индивидуальные задания для учащихся по данной теме, контрольные вопросы, тесты.

Домашнее задание : Работа над учебным материалом

М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005

Задания для внеаудиторной работы студентов : подготовить отчет по практической работе.

Основные источники (ОИ):

Издательство, год издания

Математические методы в программировании

Исследование операций в экономике: Учеб. Пособие для вузов.

Кремер Н.Ш., Путко Б.А.

Партыка Т.Л., Попов И.И.

М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005

Дополнительные источники (ДИ):

Издательство, год издания

Шикин Е.В.. Шикина Г.Е.

М.: ТК ВЕЛБИ, Проспект, 2008

Теория игр и исследование операций

М.: Гелиос АРВ, 2006

Экономико-математические методы и прикладные модели

Федосеев В.В., Гармаш А.Н., Орлова И.В.

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005

Исследование операций: задачи, принципы, методология

Математические методы моделирования экономических систем

Бережная Е.В., Бережной В.И.

М.: Финансы и статистика 2001

MATHCAD : математический практикум

Плис А.И., Сливина Н.А.

М.: Финансы и статистика 1999

Вопросы для самопроверки.

Какие задачи ЛП можно решать симплексным методом?

Каков признак оптимальности в симплексном методе?

Как строится опорный план?

Как определяется ведущий столбец и ведущая строка симплексной таблице?

Как осуществляется перерасчет элементов симплексной таблицы?

Для выполнения работы учащиеся должны знать:

общий вид задач линейного программирования, вид основной задачи линейного программирования;

сводить произвольную задачу линейного программирования к основной задаче линейного программирования;

решать задачу линейного программирования симплекс–методом с помощью программы M ICROSOFT EXCEL .

Для изготовления изделий А и В используется три типа сырья.

На производство единицы изделия А расходуется кг сырья первого вида, кг сырья второго вида, кг сырья третьего вида. На производство единицы изделия В расходуется

кг сырья первого вида, кг сырья второго вида, кг сырья третьего вида.

Производство обеспечено сырьём первого вида в количестве кг, сырьем второго вида- кг, сырьем третьего вида- кг.

Прибыль от реализации единицы изделия А составляет рублей, а от реализации единицы изделия В прибыль равна рублей.

Спланировать производство изделия А и В так, чтобы прибыль от реализации изделий была бы максимальной.

a ) Сформулировать математическую постановку задачи с ограничениями- неравенствами.

b ) Сформулировать математическую постановку задачи с ограничениями- равенствами.

Читайте также: