Шест для лодки разборный своими руками

Обновлено: 04.07.2024

На водоемах с низким уровнем воды и заросшей водной поверхностью становится неудобно использовать обычное весло. Для таких случаев компания Форком из города Краснодар сделала лодочный шест, который позволяет рыбакам и охотникам комфортно передвигаться по водоемам с зарослями и недостаточной глубиной.

Шест выполнен из дюралюминиевого сплава, что позволяет ему быть достаточно легким и прочным в отличии от деревянных аналогов, а полая конструкция делает его непотопляемым.

Для удобства транспортировки шест выполнен из двух половин, которые соединяются между собой резьбовым соединением, такое решение делает возможным его перевозку даже в багажнике автомобиля. Преимуществом нашего изделия является то, что оно рассчитано на долгий срок эксплуатации.

Для удобства использования сверху шест имеет пластиковую ручку, которой удобно пользоваться при отталкивании. Верхняя часть имеет обмотку из веревки, она делает комфортным использование шеста в холодное время года и препятствует скольжению.

Размеры:

  1. Длина - 3400 мм.
  2. Диаметр - 35 мм.
  3. Вес - 3,4 кг.

Видео:

Полезная модель относится к области водного транспорта, а именно к оборудованию для осуществления движения судов с помощью мускульной силы, в частности к приспособлениям для преобразования мускульной силы рук в энергию движения лодок. Шест для отталкивания и гребли состоит из веретена 1, в нижнем конце которого в пазу закреплена (приварена) лопасть 2 с заковой 3 со штырями 4 внизу. Веретено 1 и лопасть 2 выполнены из алюминия. На верхнюю часть веретена 1 надето пластиковое покрытие в виде термоусадочной трубки 5, предназначенное для удобства при эксплуатации устройства. Сверху шеста прикреплена рукоятка 6, которая служит для предотвращения его выпадения из рук. Устройство универсально т.к. с его помощью можно успешно продвигаться как по чистой воде, так и по труднопроходимой водной поверхности. Такое устройство не сложно изготовить. Оно прочное, долговечное, удобное в эксплуатации и плавучее, что позволяет легко отыскать, если оно упадет в воду. 1 илл.

Заявляемое техническое решение относится к области водного транспорта, а именно к оборудованию для осуществления движения судов с помощью мускульной силы, в частности к приспособлениям для преобразования мускульной силы рук в энергию движения лодок.

Недостатками вышеприведенного устройства является то, что оно не рассчитано на длительный срок эксплуатации т.к. хотя и делается из специально обработанной древесины, но ее прочностные характеристики не достаточны для обеспечения должной прочности и долговечности изделия. Кроме этого, такое устройство сложно и длительно в изготовлении.

Технической задачей заявляемого решения является создание конструкции универсального, предназначенного для передвижения по любой воде, прочного, надежного и удобного в эксплуатации шеста, который не сложно изготовить как вручную, так и организовать промышленное производство.

Предлагаемый шест для отталкивания и гребли состоит из веретенаснабженного сверху рукояткой (мальгой) и скрепленного в нижней части с лопастью, снабженной заковой. На верхнюю часть веретена, для обеспечения удобства пользования при некомфортных для человека температурных режимах, надето пластиковое покрытие - термоусадочная трубка из полихлорвинила. В качестве материала изготовления веретена и лопасти использован алюминий. Закова выполнена из нержавеющей стали и для удержания при отталкивании шеста на поверхности водоемв она на конце снабжена штырями также из нержавеющей стали. Веретено и лопасть приварены друг к другу, причем для упрочнения соединения в одном из них может быть выполнен паз, а другое в этот паз вставлено. Для придания прочности рукоятка - мальга, тоже выполнена из нержавеющей стали.

На фиг. 1 изображен заявляемый шест для отталкивания и гребли.

Устройство состоит из веретена 1, в нижней части которого в пазу неподвижно закреплена (приварена) лопасть 2 с заковой 3 со штырями 4 снизу. На верхнюю часть веретена 1 надето пластиковое покрытие в виде термоусадочной трубки 5, предназначенное для удобства пользователя устройства. Сверху шеста прикреплена рукоятка 6, которая служит для удобства пользования шестом.

Для продвижения лодки по водной поверхности можно, при глубине меньше длины шеста, отталкиваться им от дна. При этом, если продвигаются по прямой в неподвижной воде, попеременно отталкиваются шестом с двух сторон лодки. Если продвигаются по течению, шестом можно работать с одной из сторон, а прямолинейность движения при этом достигается тем, что лопасть соответственно ориентируют под требуемым к течению углом. А при глубине превышающей длину шеста (шест, как правило, имеет длину порядка трех метров) движение может быть обеспечено использованием весла.

Устройство универсально т.к. с его помощью можно успешно продвигаться как по свободной воде, так и по труднопроходимой водной поверхности. Такой шест с веслом не сложно изготовить. Он прочен, долговечен, удобен в эксплуатации и плавучий, что позволяет легко его отыскивать в случае падения в воду.

1. Шест для отталкивания и гребли, включающий веретено, снабженное сверху рукояткой, а в нижней части скрепленное с лопастью, с заковой на конце, отличающийся тем, что веретено и лопасть изготовлены из алюминия, в верхней части на веретено надета термоусадочная трубка, обеспечивающая удобство пользования при некомфортных для человека температурных режимах, а снизу на закове имеются штыри, препятствующие проскальзыванию по дну при отталкивании.

2. Шест по п.1, отличающийся тем, что веретено и лопасть приварены друг к другу, для чего в одном из них выполнен паз, а другое в этот паз вставлено.

3. Шест по п.1, отличающийся тем, что закова, штыри на ней и рукоятка выполнены из нержавеющей стали.

4. Шест по п.1, отличающийся тем, что термоусадочная трубка, надетая на веретено, выполнена из полихлорвинила.

Виртуальный
парусный инструктор

Опыт в изготовлении деревянной мачты коллеги по судостроительному цеху Paper Jet (форум журнала "Катера и Яхты") вдохновил меня на написание этой заметки.Может в будущем мной овладеет желание заняться изготовлением деревянной мачты для своего плавсредства. но пока попытаюсь провести некий предварительный анализ представленных в сети вариантов реализации этой задачи.

Мачта которую построил Paper Jet.


Поль Goodwin - US4061 - 1990 марта.

Много людей не строят деревянную мачту из-за очевидной трудности. Есть много путей построить мачту из древесины, но Ян Gougeon представил новый метод конструкции , который является еще и самым простым. В этом новом дизайне используются деревянные рейки, которые могут быть легко вырезаны на простом столе,без использования специальных шаблонов.

После обсуждения этого нового дизайна с Яном, я пошел создавать чертежи. Простота дизайна была очевидна. Мачта была изготовлена в течение недели, и я смог пойти под парусами через 2 недели после первого обсуждения. Еще через неделю после этого, моя новая мачта двигала меня в Северно- Американском Чемпионате. Это лучший полый мачтовый дизайн когда-либо.

Basic Design

Теперь вернемся к реальной истории строительства мачты. Основная идея заключается в вклеивании узкой полоски дерева по краю более широкой рейки, чтобы произвести "L"- форму сечения. Затем маленькие треугольные полосы вклеиваются в углу "L". Это основной раздел используется для каждой половины мачты.Две готовые полумачты в последствии склеиваются друг с другом и с алюминиевой трубой для ликпаза вставленной в специально подготовленные выемки. Рисунок 1 показывает сечение мачты.


. выбор дерева. Боковые стенки (большая часть "L") должны быть сделаны из древесины, которая является легкой и не слишком жесткой. Красное дерево-один из возможных вариантов. Вам понадобится 1 "х 4" х 16 "для каждой половины мачты. Носовая часть (узкая сторона "L") и треугольные усиления угла должны быть изготовлены из лиственных пород с большим количеством жесткости. Хороший выбор будет ясень, береза, или, возможно, гикори, в зависимости от того, что доступно на местном уровне. Если 16 "длинные куски трудно найти, короткие куски можно срастить вместе (использовать 12:1 заусовку). 1 "х 6" х 16 "будет достаточно для изготовления остальных составляющих.

На рисунке 2 показаны размеры всех составляющих. Обратите внимание, что размеры точные,без припуска,поэтому очень важно использовать острый инструмент. постоянно контролировать угол распила.


Строительство половины мачты

Склеиваем нос и боковую стенку вместе, как показано на рис 2. Удерживаем в необходимом положении с помощью зажимов и удаляя клей, который выступает при сжатии в углу соединения.Контролируем прямоугольность соединения. Повторяем эту операцию с другой полумачтой.
Если все таки не удалось избежать выхода клея наружу в углу соединения,постарайтесь удалить его как можно больше срезая или используя наждачную бумагу,иначе придется сформировать небольшую фаску на углу рейки треугольного сечения.Вклеиваем треугольные части на место. Откладываем линию 0,43 "от заднего края. Клеим небольшие (1 / 4" х 1 / 2 ") полосы вдоль этой линии (см. рис 2).
Следующий шаг заключается в машинной обработке лицевых плоскостей половин,которыми они склеиваются. На фуганке, это сделать легко.Просто установите половины лицевой стороной вниз на фуганок и удалите все лишнее. (см. рис 3).


. Готовые половинки мачты должны плотно сочетаются друг с другом по всей длине. Сделайте чертеж сечения мачты, вырежьте его, и используйте этот шаблон для проверки точности сборки.

Следующим шагом будет сделать паз, чтобы принять алюминиевую трубу шкаторины. Использование алюминиевой трубы шкаторины очень важно, поскольку оно дает мачте дополнительную жесткость и предотвращает сдвиг.Трубка, наружный диаметр 5 / 8 ".
Один из способов ввести в паз трубки шкаторины это с помощью. (см. рис 4).

Следующим шагом будет решить,желательно-ли сужение мачты к топу. ..Сужение добавляет значительное количество сложностей в строительстве мачт, но я думаю, большинство людей должны быть в состоянии выполнить его без особых трудностей. Начните с определения того, какая конусность желательна. Основа мачты составляет около 2-1/8 " и опускается на толщину 1-3/4" на конце. Это делается путем строгания половин перед склеиванием их вместе.

Следующим шагом является формирование 45 ° фаски по переднему краю мачты. Нарисуйте линию носа и боковой стенки, чтобы отметить края фаски (см. рис 3). (см. рис 5).


Окончательная сборка

Блоки древесины должны быть использованы, чтобы закрыть базу и наконечник.
Затем склеиваем все это вместе!

Последние штрихи

. Посмотрите внимательно на рис 5, чтобы определить, где древесина должна быть удалена.Используйте шлифовальный блок для окончательного формообразования.
Сделайте отверстие для выхода фала в передней части мачты. и для введения паруса (рис.6).

Что такое рот птицы?

Рот птицы является способ сделать полую мачту из древесины для использования на яхте. На рисунке 1 ниже показано как выглядит сечение. Обычно используется 8 одинаковых кусков дерева. Основная цель-сохранить вес.


O.D.-является внешним (наружным) диаметром
I.D.-является крупнейшим внутренним диаметром
R1-является кратчайшим внутренним радиусом
R2-является крупнейшим внутренним радиусом или половину I.D.
N-является числом сторон (восемь в данном случае)
а- (альфа)-угол между соседними шесты или 360 ° / N
L-ширина материала
Н-толщина материала

К толщины к ширине шеста или (H / L)
М "переводной коэффициент" или (O.D. /L )
А соотношение диаметра внутреннего и наружного или (I.D. / O.D.)

. можно построить рот птицы с различным числом сторон. На рисунке 2 показаны некоторые возможности.


. На рисунке 3 -изменение углов V-вырезов при различных вариантах исполнения.


Дальше в статье представлены прочностные рассчеты,размерные таблицы и калькуляторы для быстрого рассчета необходимых размеров.Меня же интересовал,в первую очередь,принцып.Поэтому я обратился к статье,послужившей источником для предидущей статьи.

Кратко о главном.

Bird’s Mouth Spars
The Real Equations
By David Farless

Введение
Техника Птичьий Рот для строительства полых шпат использует 8 деревянных шестов прямоугольного сечения, каждый с 90 º выемкой на одном из ребер. Шесты склеиваются путем вложения угла одной клепки в выемку на следующей.

. формулы:

предотвратить ширина = 0,4 х внешний диаметр
предотвратить глубина = 0,2 х внешний диаметр

Как и ожидалось, эти формулы эмпирические..

Эти правила эмпирические для Рта Птицы, похоже, работают, но не выдерживают каких-либо жестких анализов. Статья WoodenBoat приписывает их к таинственному "бывший инженер", который пришел к ним после строительства двух лодок, а затем исчез.

Будучи бывшим инженером, я решил, что я должен быть в состоянии повторить анализ с помощью которого эти правила были получены. То, что здесь -вывод.

Геометрия

Поперечное сечение показано на рисунке.Форма прямоугольника L ширины и глубины H, с 90 º пазом вырезанным из одного ребра.

Сечение мачты показано ниже. (Только 3 из 8 элементов показаны для простоты). На этом рисунке, R-радиус соответствует наружному диаметру мачты (OD), R1 это расстояние от центра мачты. и R2 в радиусе, соответствующем внутренним диаметром шпата (ID). Определение R2 в качестве внутреннего радиуса мачты, а не R1 является консервативным предположением (с точки зрения прочности) в том, что он игнорирует дополнительные усиления деревом слева внутри этого круга.


Дальше автор в силу своих возможностей что-то анализирует,с кем-то спорит но не это главное,вот,результат его трудов:

Таблица 1.- результаты расчетов для лонжеронов с ОД 1, 2, 3 и 4 дюйма и с разной I.D.



На этом,пожалуй,я закончу свой обзор.Не потому,что мне все ясно,а потому,что надоело. надоело читать,писать. хочется строить,так сказать, практикой закрепить теорию.Может кто-то из читателей раньше меня решится на этот шаг.В таком случае обращаюсь с просьбой:пишите в комментариях Ваши предложения.Я со своей стороны обещаю публикацию на сайте.






Как выбрать надувную лодку с парусом

Критерии

Чтобы превратить надувную лодку в парусное малое судно, установите на нее силовую рамку необходимой жесткости. Ее крепят с помощью специальных петель, наклеенных на бортовые баллоны.

Нужна мачта для надежной установки паруса над плавсредством и руль управления, который лучше закрепить на правом краю кормы. Для таких целей выбирайте только прочные высококачественные лодки из ПВХ.

Выбирая надувную лодку, которая будет ходить под парусом важно обратить внимание на изготовителей с хорошей репутацией. Эти компании гарантируют высокое качество своей продукции.

Крупные производители меняют бракованные надувные лодки на новые или гарантируют замену деталей и элементов снаряжения. Продукция известных компаний – это залог длительной эксплуатации изделий, износоустойчивости материалов, а также возможность приобрести подходящую деталь для замены в сервисных центрах или официальных магазинах.

При выборе лодки важно учитывать цветовое решение, удобство размещения, предполагаемое количество людей. Время, потраченное на поиск, сполна окупится приятными эмоциями и незабываемыми часами, проведенными под парусом собственного судна.
Реклама от спонсоров: // // //

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

Площадь грота 3,5/4,2/4,9 м2
Высота мачты (от верха основных баллонов) 2,5 м
Тип грота (основного паруса) Латинский
Габариты вооружения в упаковке (длинна х ширина х высота) 1,45 х 0,25 х 0,25 м
Масса в упаковке к-та (со шверцами) 10 кг

КОНСТРУКЦИЯ ПАРУСНОГО ВООРУЖЕНИЯ.

Основной парус – грот поднимается на закрепленной мачте, в слабый ветер можно использовать дополнительный рейковый стаксель. Паруса быстро ставятся и снимаются, спущенные не мешают грести, так как укладываются на баллоны вдоль борта.

Мачта устанавливается в алюминиевый стэпс (стакан) на подмачтовой балке, лежащей на двух опорных продольных трубах прямоугольного сечения с помощью четырех лент с пряжками.

На мачту (1) поднимается грот (2), растянутый двумя рейками – верхним (3) и нижним (4). Рейки заправляются в карманы, пришитые к передней и нижней шкаторинам (кромкам) грота. На мачту грот поднимается фалом (5), переброшенным через кольцо в верхней части мачты. После подъема грота ходовой (свободный конец) фала крепиться к подмачтовой балке. На нижнем рейке, ближе к его ноку (заднему концу) закреплен шкот грота (6) – снасть для управления парусом.

Шверцы крепятся к задней части продольной опорной трубы с внешней стороны.. В качестве руля используется весло, закрепленн0е на задней рулевой балке в уключине.

При ширине лодки от 1,3 м и более использование аутригеров не требуется (поперечной устойчивости достаточно).




для открытых гребных лодок с высотой надводного борта (при загруженности по ватерлинию) 0,3 метра, а также для лодок, имеющих хотя бы узкую палубу вдоль бортов, площадь парусов рассчитывается по формуле:

S=1,3٭ L ٭ В (м2), где L

В — ширина лодки по ватерлинии.

Если лодка слишком валкая или имеет меньшую высоту надводного борта, площадь парусов нужно уменьшить до величины 8 L • В при отношении длины к ширине — больше 3,5. В

Для надувных судов разработано немало конструкций парусного вооружения. Оптимальным следует признать кэт с парусом шпринтового типа и максимально допустимой площадью парусов 4—5 м2.

Если лодкой управляет малоопытный судоводитель, площадь надо уменьшить на 1 — 1,5 м2 с

Мачта устанавливается в подвеске из мягкой проволоки и поддерживается вантами, прикрепленными к деревянным рейкам вдоль кормовой части бортов.

К выступающим наружу из уключин концам поперечной балки навешены планки с прикрепленными к ним дюралевыми шверцами. Планки удерживаются проволочными стопорами, а сама шверц-балка от поперечных перемещений — шайбами, которые вплотную прижаты к уключинам проволочными шплинтами.

Кроме вант, к продольным рейкам крепятся петли-уключины из прочного троса и кипы стаксель-шкотов.

Мачта длиной 2,6 метра для удобства транспортировки состоит из двух отрезков дюралевой трубки диаметром 40 миллиметров, с толщиной стенок 1,5 миллиметра. Стоячий такелаж (ванты и штаг) из синтетических тросов крепится на топе мачты к скрученному из проволоки бугелю.

Руль навешивается на доску, пропущенную под ручки на концах баллонов, служащие для переноса лодки. В доске сделано отверстие для баллера.

Верхняя часть руля сделана из двух планок, между которыми установлено откидывающееся перо руля. На кормовой поперечине укреплены также утки для гика-шкотов и рымы, в которые вставляются продольные балки.

Если в лодке установлены пайолы, то самый ответственный узел — крепление мачты и шверцев — может быть выполнен еще надежней (см. рис. 2)

. В этом случае шверц-балка крепится к поперечной рейке пайола с помощью фанерного щитка размером 750Х Х350 миллиметров и книц.

Мачта вставляется в пятнерс и в степс, закрепленный на фанерном настиле пайола. Шверцы можно вырезать из бакелизи-рованной фанеры толщиной 8—10 миллиметров.

Они вращаются на штырях по торцам шверц-балки. Две фанерные планки трапецеидальной формы, расположенные на торцах шверц-балки, удерживают шверц в вертикальном положении.

При касании грунта шверцы отклоняются назад, а когда в них нет необходимости, их можно поднять вверх и зафиксировать в горизонтальном положении гайками-барашками.

Следует отметить, что наличие стакселя усложняет конструкцию парусного вооружения надувной лодки и создает дополнительные трудности при оснастке.

Он годится и для лодок других моделей. В конструкции имеется только один сложный узел -крепление шверцев. Дело в том, что их нельзя сразу же жестко закрепить на одном месте.

Они должны перемещаться вдоль борта для смещения центра бокового сопротивления относительно центра парусности, то есть для центровки лодки.

3. Парусное вооружение.

Для повышения жесткости корпуса и равномерного распределения нагрузки от парусного вооружения на днище лодки устанавливается опора из дюралевых трубок (половинок спортивного обруча), подогнутых по обводам днища и подкрепленных в продольном направлении трубками от лыжных палок.

На эту опору устанавливают степс кольцо из отрезка трубы. Свободно поворачивающаяся мачта проходит через пятнерс — отрезок трубы диаметром 40 и толщиной 1 миллиметр, раскрепленный треногой из лыжных палок, которая опирается на край сиденья и носовой рым.

Шверц-балка из дюралевой трубки диаметром 25 и толщиной 1 миллиметр устанавливается тоже на двух трубках из лыжных палок, уложенных вдоль бортов и прикрепленных к штатным уключинам и резиновым ушкам. Передвигая шверцы, можно корректировать центровку лодки.


КОМПЛЕКТАЦИЯ

КРЕПЕЖ МАЧТЫ НА НАДУВНОЙ ЛОДКЕ

1 Рангоут:
— труба низ мачты Ф 40х1,5 мм. 1 шт.
— труба верх мачты Ф 40х1,5 мм. 1 шт.
— труба опорная 30х30х2 мм. 2 шт.
— труба подмачтовая 40х60х1400 мм. 1 шт.
2Крепеж:
— Винт М8х80 4 шт.
— Винт — кольцо М8х60 3 шт.
— Гайка самоконтрящяяся М8 1 шт.
— Гайка барашек М8 6 шт.
— Шайба Ф8 увелич. 8 шт.
3 Пластина узкая 2 шт.
4 Пластина широкая 1 шт.
5 Стакан мачты 1 шт.
6 Лента с пряжкой 1 м. 4 шт.
7 Паспорт 1 шт.
8 Упаковка 1 шт.

ШВЕРЦЫ С КРЕПЛЕНИЕМ НА НАДУВНУЮ ЛОДКУ

1 Шверц (весло)2 шт.
2 Консоль на лодку2 шт.
3 Пластина малая2 шт.
4 Крепеж
— Винт М10х502 шт.
— Винт М8х70 4 шт.
— Гайка-барашек М102 шт.
— Гайка-барашек М84 шт.
— Шайба Ф10 2 шт.
— Шайба Ф8 4 шт.
5 Пакет упаковочный 1 шт.

КОРМОВАЯ БАЛКА

1 Труба поперечная 30х30х2 мм. 1 шт.
2 Труба продольная 25х25х2 мм. 1 шт.
3 Крепеж
— винт М8х70 2 шт.
— гайка барашек М8 2 шт.
— шайба Ф8 увелич. 2 шт.
— крючек S-образный 4мм. 2 шт.
4 Лента с пряжкой 1 м. 2 шт.
5 Опорная пластина малая под М8 1 шт.
6 Описание. 1 шт.
7 Упаковка (пакет п/э) 1 шт.

ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ

УСТАНОВКА МАЧТЫ

На подмачтовую балку (7) надеть и закрепить широкой пластиной по центру подмачтовой балки степс (стакан)(8). Установить подмачтовую балку ближе к носу лодки на продольные прямоугольные опорные трубы (9 и 10) и закрепить узкими пластинами с помощью болтов М8. Установить раму на слабо накачанную лодку и закрепить лентами с пряжкой к закладным деталям на корпусе лодки или к нижним петлям, расположенным в донном шве лодки. Если в Вашей модификации лодки точки крепления отсутствуют, рекомендуем приклеить дополнительные полукольца или петли. Собрать мачту (1), продеть фал (5) в верхнее кольцо (13) мачты. Мачту установить в степс на подмачтовой балке.

Юный техник — для умелых рук 1985-06, страница 6

Парус на резиновой лодке

Надувную резиновую лодку нетрудно превратить в парусную. Правда, на ней не удастся установить обычную мачту, Поэтому применяют парусное вооружение иного типа. Посмотрите на рисунок.
Стсячий такелаж здесь отсутствует. Рангоут состоит из базовой трубы-поперечины 6, двух трубок мачты 4 и реи 5.

Базовая труба диаметром около 30 мм вставляется в уключины лодки 1. К ее концам болтами и гайками М5 крепят концы трубок 4 сдвоенной Л-образной мачты. Верхние концы трубок соединяют между собой и с реем сквозным соединительным болтом и гайками М5. Трубки, образующие мачту и рей, имеют диаметр 15 мм и могут быть изготовлены из старых дюралюминиевых лыжных палок. Рей можно сделать разборным, причем соединительную трубку длиной 2С0 мм удобнее всего поставить как раз в месте соединения рея с мачтой.

На верхнем конце рея устанавливают петлю для фала. Своим нижним концом рей крепится к петле на носу лодки при помощи скобы из стальной проволоки диаметром 5 мм. Петля представляет собой круг или прямоугольник из листовой резины толщиной 5 мм.

Рей наклонен под углом 60° (меньший угол ухудшит работу паруса на полных курсах, а больший — увеличит давление рея не корпус лодки). Размеры трубок зависят от длины

лодки. Выбрав место крепления рея к корпусу на носу лодки, замерьте расстояние до базовой трубы, продетой через уключины. Для двухместной надувной лодки размером 2200 мм это расстояние равно 1000 мм. Следовательно, длину мачтовых трубок принять тоже равными 1000 мм, а рея — 1800 мм.

Шверцы 7 изготавливают из дюралюминия толщиной 3 мм и надевают на концы базовой трубки, выступающие за борта лодки. Деревянные щеки — накладки толщиной 10 мм (из фанеры или доски) придают жесткость шверцам и уменьшают угол их отклонения в продольной плоскости. КромЪ того, штифт диаметром 6 мм препятствует повороту швер-цов относительно оси базовой трубы. Положение шверцов по длине базовой трубы фиксируется дюралюминиевыми втулками, болтами и гайками М5.

Парус 3 из тонкого брезента представляет собой равносторонний треугольник со стороной 1750 мм, вершина которого (фаловый угол) сдвинута к носу относительно базовой трубы на размер 150…200 мм. Применение такого паруса позволяет вдвое увеличивать площадь парусности на полном курсе. С внешней стороны сгиба по передней шкаторине (линия В—Г) пришивают ликтрос, которым закрепляют парус на реи. Во всех четырех углах паруса имеются люверсы. Шкоты 2 заводятся в люверсы шкотового угла паруса, а для крепления галсового угла используется та же скоба, которая соединяет нижний конец рея с резиновой петлей.

Рулем служит весло, продетое в резиновую уключину, закрепленную в корме.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ

Не допускается эксплуатация судна:

  • с нагрузкой более штатной, включая вес установленного парусного вооружения;
  • в темное время суток;
  • во время грозы;
  • при ветре более 6 м/сек, волне выше 0,25 м и удалении от берега более 500 м;
  • лицами не умеющими плавать.

Нельзя также выходить на воду без:

  • одетых на экипаж спасательных жилетов;
  • наличия на борту исправного средства для накачивания баллонов лодки воздухом.

Перед спуском на воду необходимо проверить:

  • правильность сборки всех узлов и надежность их соединения;
  • правильность укладки снастей, они должны быть разобраны и уложены так, чтобы не запутывались при работе с парусами. Снасти не должны быть зажаты или завалены какими либо предметами.

Необходимо переходить к движению на веслах в случаях:

  • повреждения поплавка баллона;
  • приближения грозы – ее пережидают на ближайшем участке берега, обязательно сняв мачту; если гроза застала судно на воде, двигаться к берегу необходимо также со снятой мачтой;
  • усиление ветра сверх разрешенного предела; парус следует спускать только при положении судна носом против ветра;
  • при движении под низко висящими проводами линий электропередач; проходить их следует поближе к береговой опоре, сняв, если нужно верхнюю часть мачты;
  • при пересечении судового хода, если ветер слабый и неустойчивый, судовой ход следует пересекать перпендикулярно его направлению.

Плавание на парусно-гребной лодке должно проходить вне судового хода. При движении под парусами их шкоты нужно держать в руках. Нельзя закреплять их за какие либо предметы. Начинать осваивать парусное вооружение следует при несильном ветре (до 4 м/сек), у берега, на неглубоком (до 1,3м) месте.

Виды парусов для резиновых лодок

Парусные сооружения есть таких видов:

• прямой – используют на спортивных лодках и яхтах. Может использоваться только при боковом и попутном ветре; • рейковый или люгерный парус – используется на гребных лодках вместо мотора как вспомогательный для хода на веслах. Могут устанавливать на моторных катерах; • латинский – самый простой вид паруса, используется даже на маломерных суднах; • китайский – разновидность рейкового. Кроме верхнего рейка у него еще есть несколько дополнительных, которые разделяют парус по высоте на равные части. Каждый реек крепится к мачте на отдельную часть; • шпринтовы й – часто используют на рыбацких суднах. По форме похож на прямоугольник, но верхний угол растягивается с помощью рейки или дюралевой трубки. Такой парус удобно использовать в местах с возможными резкими порывами ветра; • гафельный – используют на моторно-гребных лодках, яхтах, спортивных плавсредствах. Форма – трапеция, крепится к мачте двумя снастями. Этот парус сохраняет стабильный профиль даже при сильном ветре; • бермудский – популярный вид паруса, его ставят на прогулочных, рыбацких лодках, шлюпках спортивного назначения. Недостаток такого паруса в большой высоте и скручивать его тоже нужно по высоте.

Оснастка плавсредства под парус может быть одномачтовой и двухмачтовой. Одномачтовые бывают двух видов:

• кэт – только один парус, устанавливают на спортивных шлюпках, им управляет один человек; • шлюп – используется два паруса, обеспечивает хорошую скорость и управляемость судном.

• иол – есть бизань-мачта и парус. Парус в этом случае нужен для центровки, в создании тяги почти не учувствует; • кэч – используется для плавсредств парусностью больше 120 кв.м, так что устанавливается только на яхтах.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, УХОД, РЕМОНТ, ХРАНЕНИЕ.

Постоянно нужно следить за креплением элементов вооружения – затяжкой гаек, узлами на шкертах (веревках) и т.д. Швы парусов необходимо периодически осматривать, при разрушении ремонтировать лавсановыми или капроновыми нитками (повреждения лучше устранять в начальной стадии). На снастях быстрее всего изнашиваются коренные концы фалов (место крепления к узлам паруса). При заметном износе этого места фал можно закрепить другим (ходовым) концом.

Хранить парусное вооружение следует в сухом закрытом помещении при температуре не ниже +2 °C.

Читайте также: