Шапка шамана своими руками

Обновлено: 06.07.2024

Необходимой принадлежностью большинства алтайских шаманов было специальное ритуальное облачение, в котором проводилось камлание, и которое мог надевать только шаман. Чаще оно представляло собой кафтан или куртку, обильно украшенную подвесками и жгутами. Такая одежда называлась маньяк. Северные алтайцы специфического ритуального кафтана не имели. А белые камы, служители Ульгеня, камлали в специальном халате с тремя белыми лентами на спине.
Все алтайские шаманы и шаманки в первые годы совершали служение без маньяков, а в обычном халате. В последствии все шаманы приобретали маньяки, как необходимую священную одежду. Согласно алтайскому канону, совершать служение Эрлику и духам земли можно только в маньяках.

Ритуальные атрибуты шаманов, в том числе, и специальная одежда для служения культа, помимо индивидуальных особенностей, обусловленных этнической или родовой принадлежностью, а так же деталей несущих сугубо личную информацию о самом каме, его предках и т.д., соответствовали некоторым общим для всех алтайских шаманистов канонам. Ниже мы попытаемся охарактеризовать эти основные канонические составляющие алтайского маньяка.

В костюме алтайского шамана, отражалось архаическое видение картины мира. Основные части маньяка представляют собой изображения предметов верхнего и нижнего миров, миниатюры предметов житейского обихода и шкуры птиц и зверей. Общее число декоративных деталей шаманского одеяния может дойти до шестисот. В их число входят защитные обереги, и вместилища для духов-помощников и множество других разнообразных по назначению и функциям.

При описании шаманского маньяка, Анохин для удобства и системности разделяет его на четыре составных части.

Спинная часть маньяка – Спинная часть покрывается до пояса материей. На спине, между предплечьями, пришивается 9 матерчатых куколок, с перьями филина на головах, имитирующими головной убор – 9 дочерей Ульгеня. Под ними пришиваются 27 перламутровых раковины (часть головного убора девушки), или парчовую веревочку, с одной раковиной на конце или серьгой из бисеринок, с металлическим кольцом. На плечах, рядом с куколками, пришиваются 2 изображения шубы дочерей Ульгеня. В центральной части спины по горизонтали располагаются 2 ряда колокольцев (один ряд шейные и один – дужные). Колокольцы прикреплялись к шубе ремнями. По разным версиям их должно было быть 18 (2 девятка) или 63 (7 девятков), по мнению Анохина. Что интересно, и 7, и 9 – сакральные числа. Видимо количество колокольцев не могло быть случайным, ведь они выполняли функцию брони шамана. Далее под верхним рядом колокольчиков располагались стилизованные изображения луков со стрелами или без них По мнению Анохина, их должно быть 9, хотя на некоторых маньяках - только 2 или вообще нет, как считает исследователь, по небрежности шамана. На ряду со стрелами встречались либо железное кольцо с подвесками, либо пластина с девятью подвесками, либо пластинка, изображающая ухо. Все эти детали должны были отражать атаки злых духов. Так же на спинной части маньяка встречались изображения солнца, луны и звезд виде металлических округлых блях большого и маленького размеров. При этом большие бляхи прикреплялись к заплечьям, а мелкие были разбросаны по всей спине.

Пояс: пояс представлял собой красную ленту, пришитую к нижней части шубы. На нем располагались большие металлические бляхи, изображающие солнце и луну, ряд маленьких блях и раковины, нашитые рядами, кучками и крестообразно.

Мы, в свою очередь, предполагаем, что если изображения главных светил уже располагались на предплечьях, то могли отсутствовать на поясе, и наоборот, так как, если костюм шамана представлял собой уменьшенную картину мира, на нем не должно быть двух солнц или двух лун. Хотя вполне возможно, что эти символы намеренно дублировались, для усиления магического влияния.

Параллельно Ютпа и Абра во всю длину маньяка свешивались связки жгутов по три в каждой, всего их девять. Они называются заплечный маньяк и символизируют, по мнению Анохина, крылья. Так же вверху имеются пучки перьев филина.

Набедренные принадлежности маньяка: Постоянными принадлежностями набедренной части являлись платки разных цветов и полуаршинные куски материи. Их привязывали к маньяку ремнями человека, желающего слушать камлание. Когда таких платков становится много, их отвязывали шаманы и использовали для своих нужд.

Среди случайных элементов Анохин выделяет жгут с оторочками, нашивками и перьями филина или беркута, который прикреплялся к поясу и свисал до пола; ноги беркута, и изображение змеи и ужа, которые служили шаману орудием, изгоняющим дурных духов из больного. Змея и уж представляли собой толстые жгуты из темной материи и пришивались с левой стороны.

Наплечные принадлежности маньяка: Здесь находились пучки перьев филина, совы и беркута, прикрепленные в прямом положении к двум плечам маньяка. Эти пучки изображают двух беркутов или соколов, которые невидимо несут шамана и их жертву в иной мир.

Передняя часть маньяка: Края пол обшивались красной лентой и имели две пуговицы, служившее застежками у ворота и у пояса. На груди были швы с девятью узлами, которые иногда были расположены вертикальными линиями. На полах находился новый ряд маньяков из козьей кожи и из материи. Ремневые маньяки имели от шести до девяти лент, матерчатые – от двух до четырех лент или жгутов.

Схематичное описание маньяка по материалам исследований Анохина.

Основная часть маньяка: шуба из белой овчины или шкуры дикого марала. Рукава обшиваются полосками шкуры рыси, кругом рукава - три ряда по одному девятку узлов из шерстяной тесьмы. Вдоль нижней части рукавов подвешиваются медные колокольцы или бубенцы, пришивается нечетное число (от 7 до 21-го) маленьких маньяков из материи пяти цветов, ленточных и жгутовых.

Спинная часть маньяка: – Спинная часть покрывается до пояса материей. На спине, между предплечьями, пришивается 9 дочерей Ульгеня, 2 изображения шубы дочерей Ульгеня. В центральной части спины по горизонтали располагаются 2 ряда колокольцев, под верхним рядом колокольчиков располагались стилизованные изображения луков со стрелами, либо железное кольцо с подвесками, либо пластина с девятью подвесками, либо пластинка, изображающая ухо, изображения солнца, луны и звезд виде металлических округлых блях большого и маленького размеров.

Пояс: пояс - красная лента, пришитая к нижней части шубы. На нем - большие металлические бляхи, изображающие солнце и луну, ряд маленьких блях и раковины, нашитые рядами, кучками и крестообразно.

Боковые принадлежности маньяка: Изображение чудовищ Ютпа и Абра, либо

три особых жгута красного, белого и желотго цветов, около заплечного жгута во всю длину его тянутся простые ленты тех же цветов. Вверху - перья совы. Заплечный маньяк

Набедренные принадлежности маньяка: платки разных цветов

Наплечные принадлежности маньяка: пучки перьев филина, совы и беркута,

Передняя часть маньяка: Края пол обшивались красной лентой и имели две пуговицы. На груди были швы с девятью узлами. На полах - новый ряд маньяков из козьей кожи и из материи.


Сохранился плохо, многое утрачено. Но вблизи можно найти много мелкого и интересного. Если кому-то вдруг нужно письменное описание - оно есть.

автор Медуза Сб Авг 25, 2018 10:07 pm

Символика шаманской одежды
Символика шаманской одежды
По наряду шаманов можно изучать их религиозную систему, так как костюм, в который облачается шаман, означает божественное присутствие, выраженное в космических символах.

У разных народов существуют разные традиции не только оформления ритуального костюма, но и облачения в него. Алтайские шаманы зимой одевают свой костюм на рубашку, а летом - на голое тело. Тунгусы в любое время года одевают шаманский наряд на голое тело. То же самое можно встретить и у других народов Арктики. Но у народов, расселяющихся на северо-востоке Сибири и у эскимосских племён вообще не существует шаманского наряда. У эскимосов, например, шаман обнажает торс и единственной одеждой на нём остаётся пояс. Скорее всего такая практически полная нагота связана с религиозными представлениями.

Однако независимо от того есть шаманский наряд или его нет понятно одно: шаман не может выполнять свои функции, пока одет в будничную одежду. В том случае, если наряда нет, его заменяют бубен, пояс, шапка. Например, у шоров, чёрных татар и телеутов шаманского наряда нет, но они используют ткань для обматывания головы. Без этой ткани заниматься шаманством просто недопустимо.

Наряд представляет собой микрокосмос, который отличается своими качествами от окружающего пространства обыденности. С одной стороны он представляет собой символическую систему, а с другой - наполнен разными духовными силами, духами, которые формировали собственное пространство в процессе посвящения. Шаман преодолевает мирское пространство и готовится войти в контакт с духами, когда одевает своё облачение. Такое приготовление становится прямым вхождением в духовный мир, потому что наряд одевается с использованием многочисленных традиционных церемоний, которые предваряют шаманский транс.

Само получение, приобретение наряда сопровождается определёнными ритуалами. Шаман должен из своих снов узнать, где его будущий наряд. Найти его он должен сам. У бирарченов наряд по цене коня покупается у родственников умершего шамана. Наряд не может покинуть пределы рода. Он имеет отношение ко всему роду, который заботился о приобретении и сохранении облачения. Но гораздо важнее то, что шаманский наряд насыщен духами, и его нельзя носить тем, кто не может ими управлять. Вырвавшиеся на свободу, духи могут принести вред всему роду. Когда наряд изношен, его вешают в лесу на дереве, чтобы живущие в нём духи покинули его и поселились в новом наряде.

У оседлых тунгусов наряд шамана после смерти хранится в его доме. При этом духи, которые населяют этот костюм, проявляют себя: костюм без видимых причин начинает вздрагивать и шевелиться. У тунгусов-кочевников наряд умершего шамана принято класть возле его гроба. В некоторых регионах считается, что наряд может утратить силу. Это определяют по таким признакам, как смерть больного при лечении с использованием костюма шамана.

Наряд сибирского шамана
У каждого сибирского шамана, по описанию С.С. Шашкова, должны быть кафтан, на который навешаны представляющие мифических животных фигурки и кружки, маска, медный или железный нагрудник, колпак. У самоедов вместо маски был платок, который закрывал глаза шамана и помогал попасть в мир духов через внутренний свет.

На спине кафтана якутских шаманов среди представляющих солнце висящих колец располагался просверленный кружок, который назывался ойбон кюнгете, что означает "отверстие солнца". Однако обычно считается, что он означает Землю с центральным отверстием, с помощью которого шаман попадает в потусторонний мир.
На спине также располагаются полумесяц и железная цепь, которые символизируют выносливость и силу шамана. Железные бляхи нужны на костюме для защиты от ударов злых духов, а бахрома, которую нашивают на мех, считается перьями. Вообще наряд якутского шамана содержит 30-40 фунтов (13-18 кг) металлических украшений. Все металлические предметы на наряде шамана имеют свою душу и не ржавеют.

Украшения из металла располагаются на костюме определённым образом. Вдоль рук они размещаются таким образом, чтобы воспроизвести кость руки. На грудной клетке пришиваются бляшки, которые изображают рёбра. Выше располагают грудь, печень, сердце, другие внутренние органы. Пришивают изображения птиц и животных, вешают небольшой металлический эмегет - дух бешенства - в форме лодки с человечком. У забайкальских и северных тунгусов существуют два вида костюмов: один изображает оленя, другой - утку. Голову коня напоминают резные концы палок. На спине висят ленточки длиной 1 м и шириной 10 см. Их называют кулин - башня. Кони используются в путешествиях шамана.

Наряд бурятского шамана
Исследователь второй половины XVIII в. Паллас оставил описание бурятской шаманки. У неё были две палки, на которых висели колокольчики, и оканчивались они набалдашником в форме конской головы. С её плеч спадали до земли 30 змей из белых и чёрных мехов. На голове был шлем с тремя рогами.

По описаниям М.Н. Хангалова и Н.Н. Агапитова у бурятского шамана должны быть меховой кафтан, колпак в виде рыси, железная или деревянная палка с конской головой. Все эти предметы шаман получает в процессе посвящения. Колпак он получает после пятого очищения. Деревянную палку шаман получает после первого посвящения. Её изготавливают из берёзы таким образом, чтобы не повредить дерево. Вторую железную палку получают только после пятого посвящения. Её украшают колокольчиками.

По цвету кафтана отличают белого шамана от чёрного. Белый кафтан носит шаман, которого поддерживают добрые духи, а чёрный - тот, которому помогают злые духи.
Верхушка железной шапки образована железными кольцами и украшена рогами. Сзади находится железная цепь из девяти звеньев, на конце которой прикреплен кусок железа в форме наконечника. Эта цепь, идущая от шапки, называется позвоночником. На висках с каждой стороны шапки расположено по одному железному кольцу с тремя колбугами. Колбуги - это скрученные полоски железа длиной 4,5 сантиметра. Они означают связь, союз, единство двоих. Сзади и по сторонам к шапке крепятся ленты из шёлка, сукна, полотна и меха, скрученные в виде змей. С ними привязывают кусочки в форме бахромы из ткани цветов, имитирующих мех горностая, ласки и белки.

Под воротником кафтан завязывается полоска полотна шириной 30 см, к которой прикрепляются шкурки животных и изображения змей. Этот аксессуар называют джибер (плавник, крыло) или далабчи (крыло).

Палка с изображением конской головы грубо отёсана. Её длина составляет полтора метра. К шее палки прикрепляется кольцо с тремя колбугами - так получается грива коня. Такие же колбуги крепятся к противоположному концу, образуя хвост. Спереди палки крепится ещё одно кольцо с колбугой и миниатюрные железные стремена, меч, копьё, молот, топор, лодка, наконечник гарпуна, весло. Ниже ещё размещаются три кольца с колбугами. Эти кольца символизируют ноги.

У шамана также есть кнут с рукояткой, восьмикратно обмотанной кожей мускусной крысы и снабжённой железным кольцом с тремя колбугами. Вместе с кольцами привязывают меч, копьё, дубинку с заострённым концом, молот - всё это в маленькое. Также прикрепляют кусочки полотна и шёлка. Этот аксессуар называется "кнут живого". Обычно кнут шаман использует вместе с палками для совершения обрядов и ритуалов.

Наряд алтайского шамана
Кафтан алтайского шамана изготовлен из кожи оленя или козла. К нему пришито множество платочков и ленточек, которые символизируют змей. Некоторые ленточки имеют форму головы змеи с открытой пастью и глазами. У больших змей хвост раздваивается, а иногда встречается, что у трёх змей всего одна голова. Считается, что у богатого шамана должно быть 1070 змей.
Также на кафтане находится несколько железных предметов. Среди них есть небольшой лук со стрелами, предназначенный для отпугивания духов. На спине костюма пришиты два медных круга и шкуры животных. Воротник украшается бахромой из перьев коричневых и чёрных сов. Там же расположены семь фигурок, у которых вместо головы перья коричневой совы. Они символизируют семь небесных дев. Семь колокольчиков, которые украшают костюм, считаются голосами этих дев. В некоторых регионах небесных дев девять. Считается, что это дочери Ульген.

Среди висящих на шаманском костюме предметов, есть также два маленьких урода - Джутпа и Арба. Они живут в царстве Эрлик. Одного из них делают из коричневого или чёрного материала, а другого - из зелёного. Каждый имеет по паре ног, полуоткрытую пасть и хвост.

Костюм шамана, как и всё, что связано с шаманством, наделён силой, которая сохраняется после смерти хозяина. Поэтому большинство народов не сохраняют шаманское облачение, а оставляют его в погребении умершего шамана. Ритуальный наряд продумывается до мелочей, так как в своих духовных путешествиях шаман нуждается в защите и помощи, которую ему дают символические изображения духов-помощников.

В этой статье речь пойдет о главных атрибутах шаманизма без которых невозможно провести ритуал камлания (путешествия в мир духов). Разберем некоторые шаманские атрибуты, каждый из которых несет определенную роль и значение в ритуалах.

шаманские атрибуты силы

Содержание:

Кто такие шаманы?

Вопреки бытующему мнению, шаман — это вовсе не колдун или маг. Он служитель древнейшей религии человечества. Народы Сибири называли так людей способных общаться с богами и духами без каких–либо магических ритуалов, молитв и практик.

С помощью одного из атрибутов шамана, стуча в бубен и напевая ритуальную песню, шаман погружается в состояние транса, и тогда его сознание соприкасается с обителью духов. Такого человека называют также посредником между мирами, проводником целительной силы, магом.

В романах Карлоса Кастанеды рассказывается о его дружбе с индейским магом доном Хуаном. Рассказывается там и о зеркале, при помощи которого они пытались вызвать духа.

Духовные практики индейцев никакого отношения к шаманизму не имеют. Поэтому не стоит представлять шамана одетым в индейский костюм. Хотя некоторая схожесть практик и присутствует, тем не менее, традиционные верования индейцев и шаманизм – две совершенно разные культуры.

Шаманские атрибуты – значение и применение в ритуалах

Расскажем об основных атрибутах шамана, которые используются им в своих путешествиях в мир духов.

Одежда шамана

Костюм представляет собою образ вселенной в миниатюре. Сам цвет куртки может быть символом неба. А свисающие с нее разноцветные жгуты обозначают день, ночь, огонь или землю.

Костюмы шаманов

Дополнением к костюму шамана служит пояс с изображениями животных. Клыки медведя, круглые колокольчики, медное или металлическое зеркальце толи – это тоже атрибуты одежды.

Костюмы шаманов, проживающих в разных регионах России могут иметь различия, поскольку одни народы украшают одежду мехом. Другие шьют куртки из ткани или кожи.

Головные уборы шаманов могут выглядеть весьма необычно. Их украшают орлиными перьями, оленьими рогами и другими элементами животного мира. Это может быть лента с пришитыми к ней перьями диких птиц и небольшой медной маской, поверхность которой украшена бусин или ракушек.

Этот предмет олицетворяет органы чувств поселившихся в теле шамана духовных сущностей.

Бубен – один из главных шаманских атрибутов

Когда шаман стучит в бубен – его сознание в это время отправляется странствовать по духовному миру. Дело в том, что этот музыкальный инструмент во время ритуала человек держит прямо перед лицом или над головой. Это и погружает его в транс.

когда шаман стучит в бубен

На коже натянутой поверх шаманского бубна нарисована география духовного мира, чтобы душа странника не заблудилась среди долин и лесов мира духов.

Перед камланием шаманы употребляли спиртные напитки или варили напиток из трав, ягод или использовали грибы наподобие мухомора. Растения–галлюциногены помогали магу быстрее войти в измененное состояние сознания.

Магические зеркала толи

Шаманы обычно носят на груди небольшие металлические зеркала округлой формы. Считается, что этот амулет защищает своего владельца от нападения злых духов. А так-же: воздействия негатива, порчи, сглаза, проклятия, разрушительного действия мантры или иного заклинания.

зеркала толи

Путешествовать по долинам духовного мира без толи опасно, поскольку в этом случае энергетическое тело шамана остается без защиты.

Делают эти обереги обычно из бронзы или меди, вокруг зеркальца или в его центре может располагаться рисунок.

Посох шамана и другие шаманские атрибуты

Этот предмет даже в африканских племенах считался атрибутом власти. Но другие народы считают деревянный жезл символом энергии огня. Конечно, сам предмет не имеет силы, пока его не взял в руки человек, обладающий сверхъестественными способностями.

Для изготовления этой вещи шаманы используют ветку живой лещины или орехового дерева. Порою, они используют специальный кнут для изгнания злых духов поселившихся в доме какого–либо человека.

Боевое снаряжение шамана (видео)

Иная жизнь, наряд и амуниция. Иной язык, иные символы, иные ценности, иные формы памяти.

Однако самыми важными атрибутами шаманизма считаются музыкальные инструменты. Поскольку звуки бубна, барабана, флейты или варгана привлекают духов, которые служат шаману.

Меценатам и Благотворителям

Нас самом же деле, рога, встречающиеся на головных уборах, чаще всего указывают на связь с тотемом и на лунную мистическую традицию.

Интересный факт: когда сильный шаман умирал, рога с его головного убора нашивали на простую шапку, и в ней хоронили шамана. При этом к рогам привязывали нитку, выводившуюся из земли на поверхность, где ее прикрепляли к жерди, стоявшей на могиле. Считалось, что через нее духи умершего шамана переходят к другому шаману.

Изображение

Ритуальные шапки нанайских шаманов изготавливали из лосиной шкуры, спереди прикрепляли оленьи рога, между которыми шаман селил духов-помощников, поэтому во время камлания колотил по рогам, чтобы сидящие в них духи хорошо работали

У бурятов шаманы носили шлем из железных прутьев, загнутых наподобие двух рогов. Причем начинающему шаману полагалось носить колпак из меха рыси, и только пройдя пятую инициацию, он получал право носить железный шлем

Новый, большой и абсолютно дикий ловец снов, выполненный полностью из натуральных материалов.
Давно пора было сделать ловец такого типа, и вот наконец этот час настал)
Оказывается, делать достаточно аутентичные ловцы тоже круто)

Ловец снов

Перья от пяти видов птиц разместились в этом хвостище

Ловец снов

Ловец снов

Основы из ивы, ничем не обмотаны для большей натуральности

Ловец снов

Ловец снов

Ловец снов

Ловец снов

И ещё несколько фото на природе. Я не очень люблю фоткать ловцы на улице - ветер треплет перья, они пушатся и выглядят немного неряшливо) но в таких динамичных фото есть своя прелесть

Ловец снов

Ловец снов

Ловец снов

Ловец снов

Ловец снов

Диаметр 27 см
Общая длина около 60 см
Материалы - обручи из ивы, нити мулине, деревянные бусины, перья королевского и обыкновенного фазанов, п8ерья павлина (самка), перья индюка


Резьба по дереву. Шаман

Резьба по дереву. Шаман Резьба по дереву, Своими руками, Липа, Шаманы, Рукоделие без процесса, Длиннопост

Резьба по дереву. Шаман Резьба по дереву, Своими руками, Липа, Шаманы, Рукоделие без процесса, Длиннопост

Резьба по дереву. Шаман Резьба по дереву, Своими руками, Липа, Шаманы, Рукоделие без процесса, Длиннопост

Резьба по дереву. Шаман Резьба по дереву, Своими руками, Липа, Шаманы, Рукоделие без процесса, Длиннопост

Очередная попытка в резьбу. Сейчас уже понимаю, что вместо черепка на голове нужно было наверное сделать солнышко. Но что есть, то есть. Материал липа, морилки. Пропитка воском и льняным маслом


Вот такой вот северный шаман у меня впал в транс и устраивает пляски с бубном )))

Всем спасибо за внимание.


Следующий шаман из моего шаманского сета это славянский ведун.

В начале сделала птицу, а потом уже ведуна. Оказалось что птицу побольше габаритами надо бы. Но мне уже не хотелось переделывать, и я решила что пусть будет сыч )).

По высоте кукла 54см, одно фото со мной для представления габаритов, он тут ещё в процессе. Извините за качество, лучше не нашлось.

Всем спасибо за внимание!


Африканский шаман

Африканский шаман Шаманы, Кукла, Куклы ручной работы, Своими руками, Длиннопост

Загорелась идеей сделать сет шаманов разных народов. Пока остановлюсь на африканском шаманчике.
Материал полимерная запекаемая глина. Ну и самозастывайкой ещё пользовалась при изготовлении самого тела. А так же перья, ткани и роспись куклы красками. По размерам парень получился немаленьким 55см.

Африканский шаман Шаманы, Кукла, Куклы ручной работы, Своими руками, Длиннопост

И чуть-чуть вида сзади )))

Африканский шаман Шаманы, Кукла, Куклы ручной работы, Своими руками, Длиннопост

Африканский шаман Шаманы, Кукла, Куклы ручной работы, Своими руками, Длиннопост

Африканский шаман Шаманы, Кукла, Куклы ручной работы, Своими руками, Длиннопост


Леопард-шаман

Прилетел запрос на леопарда по картине Васи Ложкина, но перед самым шитьем заказчик отвалился. Мне же настолько картинка запала в душу, что все равно выкроила время и сшила.

Результат первой же картинкой, а если кому интересен процесс создания, то ниже в простыне все поэтапно. Однако предупреждаю, там на фото есть мужская половая пиписька )

Велюр, фетр, полимерная глина, синтепон, каркас, 29см в высоту без перьев.

Леопард-шаман Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом, Вася Ложкин, Леопард, Шаманы, Мягкая игрушка, Длиннопост

Вот сама оригинальная картина Ложкина (все свои игрушки по его картинам я шью с любезного разрешения художника).

Леопард-шаман Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом, Вася Ложкин, Леопард, Шаманы, Мягкая игрушка, Длиннопост

А теперь все по порядку. Не мастер-класс, но все довольно подробно.

Из материалов использую свой любимый стрейч-велюр, жесткий корейский фетр 1мм, алюминиевую проволоку 2мм. Все аксессуары из полимерной глины мне лепит рукастая подруга, сама я не очень горазда.

Леопард-шаман Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом, Вася Ложкин, Леопард, Шаманы, Мягкая игрушка, Длиннопост

Делаю выкройку, переношу на ткань.

Леопард-шаман Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом, Вася Ложкин, Леопард, Шаманы, Мягкая игрушка, Длиннопост

Вывернула, сделала каркас - благодаря ему и стоит самостоятельно, и лапы могут гнуться.

Леопард-шаман Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом, Вася Ложкин, Леопард, Шаманы, Мягкая игрушка, Длиннопост

Дальше со вздохом произносится мантра "набить-зашить-пришить" - самая долгая и нелюбимая часть процесса. Причем отжать у кошек метр-другой синтепона это отдельный квест. Они на нем постоянно спят и считают своей безраздельной собственностью. Закупаю раз в 1-1,5 месяца рулон 40 метров, так они еще и ворчат, когда он заканчивается, мол, спать жестко.

Леопард-шаман Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом, Вася Ложкин, Леопард, Шаманы, Мягкая игрушка, Длиннопост

Набила-зашила-пришила и вот что выходит:

Леопард-шаман Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом, Вася Ложкин, Леопард, Шаманы, Мягкая игрушка, Длиннопост

Далее глаза (флис), нос, рот, веки и зубы (фетр).

Леопард-шаман Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом, Вася Ложкин, Леопард, Шаманы, Мягкая игрушка, Длиннопост

Теперь пятнышки. Очень много пятнышек. В такие моменты я все чаще задумываюсь о плоттере, потому что вырезать из фетра приходится много и часто, и не просто кружочки, а еще всякие затейливые формы. Если кто-то его использует, расскажите что да как, а то все не пойму, нужен ли он мне или это блажь.

Леопард-шаман Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом, Вася Ложкин, Леопард, Шаманы, Мягкая игрушка, Длиннопост

Запятнала свою честь игрушку, подрисовала совсем мелкие точки текстильными маркерами.

Леопард-шаман Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом, Вася Ложкин, Леопард, Шаманы, Мягкая игрушка, Длиннопост

Любимая часть и самая ответственная - макияж. Никогда не знаешь, какое в итоге выражение получится, как ни сверяйся с картинкой. Теперь леопарда в сторону, делаю "шапку".

Читайте также: