Шанкы накосное украшение как сделать

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Составитель: Билюкина Саргылана Константиновна,
преподаватель художественного класса высшее категории.

Оценить 519 0

Методическая разработка на тему

Составитель: Билюкина Саргылана Константиновна,

преподаватель художественного класса высшее категории.

1) образовательная - дать знания по истории народного творчества, быта и народной культуры;

2) развивающая - умение изготовления национального накосного украшения;

3) воспитательная – повышение интереса к изучению истории, быта и культуры своего народа.

Тип урока:комбинированный

Продолжительность урока: 1 ч. 30 мин.

Используемые материалы:

Для преподавателя– наглядный материал, принадлежности для изготовления накосного украшения (отрезок сукна, бисер, иголки, серебристые гелевые ручки, нитки, линейка ножницы)

Для учащихся – принадлежности для изготовления накосного украшения (отрезок сукна, бисер, иголки, серебристые или золотистые гелевые ручки, нитки, линейка ножницы).

2. Изложение темы

3. Практическая работа.

4. Итог занятия. Демонстрация изготовленных накосных украшений .

1. Изложение темы в беседе

Цель:проведение беседы об исследованиях накосного украшения , в которой у детей создается интерес к истории накосного украшения, к определенному отрезку исторической времени.

О национальной народной одежде и украшениях наших предков мы узнаем в исследованиях археологов, а также в работах первых художников Якутии- М.М. Носова, И. В. Попова.

Накосное украшение составляется из бусин и серебряных или медных плоских различной трапециевидной формы пластин.

По заметкам археологов, накосные украшения в захоронениях XVIII века встречались очень редко (7). Значит, они передавались от поколения к поколению в качестве дара.

Бравина Р. И., ученый-историк, конструкцию накосного украшения сопоставляет с конструкцией наспинного украшения (2). Важно добавить, что некоторые исследователи утверждают об изменениях боевых щитов, боевого шлема древних воинов в нагрудное и наспинное украшения, начельник и накосное украшение*.

В древние века девочки с малых лет украшали свои косы накосным украшением. Для маленьких девочек делали накосные украшения с колокольчиками, чтобы всегда слышать, в каком месте двора бегает или играет их ребенок*.

Также некоторые исследователи говорят, что накосное украшение предназначались только девочек или незамужных девушек. Между тем, другие исследователи пищут, что накосное украшение одевали и молодые замужные женщины (7).

Косоплеткавплетается в косу и делится на 2 основных подвида:

а) косоплетка из тонкой ровдуги, украшенная цветными бусинами и серебреными иди золотыми пластинами. На концах пришивались серебряные подвески, бусинки или золотые монетки.

Также важно добавить, что в Вилюйских улусах на концах косплеток пришивались беличьи и соболиньи хвостики;

2.1. Объяснение хода последовательности изготовления накосного украшения

2.1. Демонстрация наглядных материалов.

2.3. Шаги практического задания:

Будьте всегда с красивой косой!

3.5.Скажите примерный размер накосных украшений.

4. Итог занятия. - 10 мин. Демонстрация изготовленных накосных украшений.

5. Заключение - 5 мин. Объяснение учащимся о том, что дошедшее до нас из глубины веков народное искусство несет людям свет красоты и добра, помогает восстановить связи поколений, глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к своей Родине. Соприкасаясь с миром искусства, и тем более создавая произведения искусства своими руками, человек становится духовно богаче, в процессе обучения раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками, секреты народной мудрости.

Использованная литература:

1. Аммосова Е. Е. Ремесла предков вчера и сегодня.-Якутск.1070.

2. Васильев Ф. Ф. Военное дело якутов.- Якутск. Бичик.1995.

3. Зыков Ф. М. Ювелирное дело якутов.- Якутск:

куткнигоиздат.1976.вв.(Историко-этнографическое исследование).-Новосибирск. Наука.2001.

5. Кемус кулумэ- Блеск серебра- the listre of silver : Альбом/ составитель Б.Ф. Неустроев Мандар / Дьокуускай. Кудук.1999.106 с. Ил. .

6. Носов М.М. Одежда и украшение якутов XVIII - XX вв./М.М. Носов;/научн. Ред.С.К. Колодезников.- Якутск. Студия «ТТ L ” ЯНЦ СОРАН,2001.

7. Саввинов А.И.Традиционные металлические украшения якутов: XIX -ХХ

Накосные украшения. Девичья причёска и накосные украшения.

"…Определителями возраста в девичьем костюме служили причёска и накосные украшения. Девочкам до 12 лет заплетали столько косичек, сколько ей полных лет. За всю жизнь волосы девочки стригли всего один раз, в годовалом возрасте. Этого почётного права удостаивался "Таай" - дядя по материнской линии.

Накосные украшения. Девичья причёска и накосные украшения.

Девочек до брачного возраста называли "Сырмалу Бала", т. е. - "имеющая причёску "сырмал". Эта причёска была довольно сложной: делался косой пробор (у женщин - строго прямой), чёлка заплеталась в три косички, при этом одна из них укладывалась на левую, вплетая височные косички. Из волос на затылке заплетали несколько косичек.

Девушка, так и не вышедшая замуж, до смерти носила девичью причёску и хоронили её с ней же. По сообщенью этнографа в. П. Дьяконовой, женщины, имевшие внебрачного ребёнка - "Сурас" и не вышедшие замуж, заплетали свои волосы в три косы.

В девичьей причёске косичка, как и в мужской, называлась "Kejeгe", а в женской - "Тулун". Критерием красоты волос считались их густота и длина. В косметических целях волосы мыли молочной сывороткой, что способствовало их росту и придавало ей шелковистость. С этой же целью использовали мыло, которое изготовляли в домашних условиях путём уваривания золы травы "Самын" с животным жиром. Молоденьким девушкам строго-настрого запрещалось мыть волосы в речке.

Считалось, что вместе с водой может уплыть счастье девушки. К волосам вообще относились очень бережно. Выпавшие волосы никогда не выбрасывали, их собирали в мешочек на протяжении всей жизни и подкладывали усопшему под голову. Чтобы зрительно удлинить волосы, к ним прикалывали специальное украшение из конских волос "Шургуул".

Традиционная девичья причёска незначительные изменения претерпела. Например, начиная с 20-30-х годов прошлого века, многокосье сменилось одной косой. Двукосье же до наших дней остаётся элементом костюма замужней женщины. Двукосье у девушек допускалось лишь в том случае, когда волосы заплетались повыше (замужние женщины носили две косы, которые заплетались за ушами.

Накосные украшения тоже имели возрастные отличия и считались своеобразными оберегами. "Кыстын Бажын Кара Салбас" - говорилось в народе, что означает: "девичью голову нельзя держать чёрной", т. е. она не должна быть без украшений.

При рождении девочки родные и близкие дарили новорождённой различные украшения - бисер, бусы, раковины каури, кисточки из шёлковых кисточек, перламутовые кисточки и т. д., с расчётом, что они понадобятся малышке для её будущих украшений.

По народному поверью, наибольшей магической силой обладали ракушки моллюска каури. По своей форме они напоминают глаз, поэтому считалось, что это украшение способно уберечь от сглаза. Каури завозились купцами, поэтому стоили очень дорого. В литературе описываются случаи, когда за одну ракушку отдавали быка.

Круглой пуговице "Топчы" приписывали силу дарить долголетие. От "Топчы", якобы, исходит пожелание: "пусть живёт так долго, как я, да сбудется моё благопожелание! "Бусины и Бисер"уркене" символами многодетности и богатства считались. Имитируя накосные украшения, маленьким девочкам от 3 до 8 лет на спинке одежды прикрепляли украшение "Шалтрак".

Шалтрак изготовляли из кожи и нашивали на неё различные украшения, подаренные при рождении. Когда девочке исполнялось восемь лет, ей расстёгивали шалтрак, и до 14 лет она носила уже другое украшение - "Шымырак". Шымырак собирали из деталей шалтрак. Особых норм здесь не придерживались, важно было, чтобы косы были украшены.

Девушке, достигшей 14 лет, вплетали в косы особое украшение - "Шанкы". Шанкы - это знак того, что девушка достигла брачного возраста. Шанкы обычно изготовляли из пяти квадратиков парчовой ткани с пришитыми к ней ракушками каури. Эти квадратики связками бус из восьми параллельных ниток чередовались. Последняя снизка бус была вдвое длиннее остальных и каждая нитка в ней оканчивалась маленькими колокольчиками или каури.

Считалось, что звук от трения раковин и звон колокольчиков отпугивал злых духов, а также оповещал окружающих о наличии незамужней девушки. Социовозрастная ступень-"шанкылу бала "Подразумевала Святость, Чистоту и Требовала от Девушек Данного Возраста Соблюдения Определённых Норм Поведения, Главными из Которых Являлись Скромность и Сдержанность".

Ас_причёска.
Отрывок из статьи "Традиционная Женская Одежда Алтайцев" "ажуда", январь 2004.

Накосные украшения тувинцев. Использование народных мер при изготовлении тувинских накосных украшений

XXI век - век нанотехнологий, компьютеризации, автоматизации, электронных услуг… Так характеризуется наше общество, наша жизнь, наш быт. А если заглянуть в прошлое? Вернуться к традициям, народным знаниям. Вряд ли современный человек сможет обойтись без обыкновенных средств измерения. Как же обходились в прошлом без всего этого?

У тувинцев была разработана целая система народных мер длины, объема и массы. В основе мер длины лежали измерения, определяемые различными частями тела человека. Меры эти имели в жизни тувинцев большое практическое значение. Их применяли при изготовлении деревянных частей решетчатой юрты, ее войлочного покрытия, при раскрое одежды, и обуви т.д. Длительное применение этой системы выработало у тувинцев определенную систему мер и возможность их применения при изготовлении различных изделий без предварительного обмера . Измерения такого вида называют антропометрическими.

Народные меры представляют собой большой интерес в обширной области народных знаний. Ч.М. Ондар рассматривает их как необходимые не только в практической деятельности человека, но и составляющие основу первых математических понятий, связанных с величиной и числом . К народным мерам относят: единицы длины, связанные с пальцами, руками человека; единицы расстояния; единицы площади; единицы объема жидких тел; единицы объема сыпучих тел. Первая группа вышеуказанных мер отражает содержание рассматриваемого нами вопроса. Специфику технологии изготовления накосных украшений хотелось бы связать с системой народных мер. С этой целью определимся с основными мерами. Илиг - мера длины, равная толщине пальца (приблизительно 1,5-2,0 см); ийи илиг- ширина сложенных вместе указательного и среднего пальцев (приблизительно 4,0-5,0 см); ?ш илиг - ширина сложенных вместе указательного, среднего и безымянного пальцев(приблизительно 5,0-6,0 см); д?рт илиг - ширина четырех сложенных вместе пальцев: указательного, среднего, безымянного и мизинца (приблизительно 7,0-8,0 см); с??м- пядь, расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев (приблизительно16,0-20,0см); мугур с??м - малая пядь, расстояние между концами вытянутого большого и согнутого указательного пальцев (приблизительно11,0-15,0см); карыш - пядь- расстояние между концами раздвинутых пальцев- среднего и большого (приблизительно 20,0-23,0см .

Накосные украшения тувинцев. Тувинские национальные прически

Сегодня стиль прически — это личные предпочтения и культура внешности каждого современного человека. Волосы человека олицетворяют связь между Землей и Небом. Считалось, что в волосах привязана жизнь и гибель человека. Дотрагиваться до волос женщин было позволительно лишь избранным и близким людям. И в тувинской культуре, особенно женщины, носили длинные волосы и берегли их как зеницу ока.

Прически и волосы людей нам говорит о таинственном и скрытом значении волос разных народов, в том числе можно увидеть какие красивые национальные традиции и культовые обряды имеет тувинский народ по прическам, украшениям, и аксессуарам костюмов.

В обычаях разных народов маленьких детей обычно не стригли до определённого возраста. Например, у русских до 1 года, а у тувинцев до трех лет, включая внутриутробное развитие ребенка. Считалось, что детские волосы обладают мощнейшей защитной энергетикой. Поэтому детей не стригли до года, трех и даже семи лет у разных народов мира. В древнем Египте детям оставляли пряди волос на висках или на темени, так называемый "локон юности". А в Китае маленьким мальчикам подстригали волосы так, чтобы оставалась чёлка (для крепкого здоровья).

Накосные украшения башкир. Башкирские традиционные украшения

Башкирские традиционные украшения — объекты и приёмы убранства человеческого тела у башкир с эстетической целью.

Башкирские национальные традиционные украшения отображали эстетические воззрения башкир, служили талисманами, оберегами, являлись показателями родовой принадлежности, статуса семьи. С обретением религии появились украшения с записями молитв, имён Аллаха (Бетеу).

Украшения разделялись на мужские и женские. Образцы украшений представлены в Национальном музее Республики Башкортостан , Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, Музее археологии и этнографии Уфимского научного центра Российской академии наук, Краеведческих музеях городов Стерлитамака и Салавата , археологическом музее Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета.

Накосные украшения башкир. Башкирские традиционные украшения

Башкиры. Картина М. Букаря, 1872 год

Башкирские украшения создавались и формировалась на протяжении многовековой истории народа. Башкирский костюм и его украшения сложились под влиянием традиций скотоводческого образа жизни народа.

Башкирские традиционные украшения изучали учёные разного профиля: искусствоведы, этнографы, историки, археологи и др. Среди них учёные П. С. Паллас , С. И. Руденко , В. А. Арнольдов, Н. В. Бикбулатов, И. Г. Георги, А. Емельянов, А. Игнатович, Г.Х. Казбулатова, Р. Г. Кузеев, И. И. Лепехин и др. Украшения собирались и изучались в многочисленных экспедициях по краю.

Накосные украшения башкир. Башкирские традиционные украшения

Ювелирные украшения, как и украшения одежды разделались на мужские и женские.

К мужским относились перстни-печатки. К женским - браслеты, подвески, ожерелья, коралловые запястья, серьги, сулпы- парного украшения в виде серебряных или медных подвесок.

Одежда украшалась башкирами связками серебряных монет, раковин, бисера. На ткань одежды нашивали кораллы, ювелирных изделия. В украшениях использовали такие материалы как сердолик, морские раковины, янтарь, бисер, обработанное стекло, серебро и др. Часть этих материалов покупалась у народов стран Востока, Кавказа.

В качестве женских нагрудных украшений использовали нагрудники, перевязи, ожерелья. Нагрудники шили из плотной ткани, на неё нашивали кораллы, бисер, раковины-каури, монеты, цепочки, бубенчики. Из них собирались разнообразные узоры, сетки.

Женщины украшали косы косоплётками, накосниками. Косоплётки состояли их тесьмы или шнуров, сплетённых из шерсти или конского волоса. К кособлетками пришивали подвески, монеты. Были распространены затылочные украшения (елкәлек).

Украшение Хараус является женским налобным украшением и представляет собой ткань с орнаментом из холщовой ткани, обшитую полосками ткани красного или коричневого цвета.

В разных этнографических групп башкир украшения отличались по названию, размерам, форме, количеству металлических и коралловых нашивок, их соотношению и расположению на ткани.

К украшениям одежды относились каптырма(серебряное украшение в виде застёжки-пряжки с бляхами, крючком, подвесками), пояса с металлическим набором.

Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964;

Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г., Шитова С. Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1979;

Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. Уфа, 1995.

Накосные украшения бурят. Головные украшения предбайкальских бурят

Говоря об украшениях, невозможно обойти вниманием традиционные прически. Прическа всегда служила признаком принадлежности человека к определенному возрастному периоду. Девочки носили одну косу на макушке, часть волос на затылке сбривалась. При достижении зрелости в 14–15 лет менялись покрой платья и прическа.

В 13–15 лет коса на макушке оставалась, остальные волосы отращивали и заплетали две косы на висках ( шанха, hабига ). На затылке из оставшихся волос заплетали 1–3 косы ( гэзэгэ ). Такая прическа означала переход девочки в следующую возрастную ступень и была первым знаком, отличавшим ее от мальчиков. В 14–16 лет на гэзэгэ надевали украшение саажа .

Налобное украшение из серебра или посеребренной пластины лопатообразной, стреловидной вытянутой формы называлось юбун . Носили его взрослые девушки на выданье в возрасте 15–16 лет. После замужества молодая женщина могла носить юбун до рождения первого ребенка. Юбун прикреплялись к косичкам на висках ( hаншаг, шанха ) и на макушке ( саажа ). Встречалось у бурят Предбайкалья, в частности в Кудинских степях, а в Баргузинский край было занесено верхоленскими бурятами в XVII–XVIII вв.

Наиболее распростр. видом Н.у. были косоплётки (ҡаралык) из тесьмы или шнуров, сплетённых из шерстяных нитей или конского волоса, с разноцв. кистями на концах. К косоплётке пришивали звенящие подвески (сылтыраҡ, сулпы), одинарные или сдвоенные крупные монеты (һумлыҡ), бетеу. В качестве затылочных украшений использовались большие бляхи (өлфөйә, өрфөйә), имевшие с внутр. стороны ушко для продёргивания косоплётки. В юж. и вост. р-нах Башкортостана были распространены затылочные украшения (елкәлек) полуовальной, треугольной или прямоугольной формы из кожаной или тканевой основы, обшитой кораллами, бисером, монетами, узор на нек-рых из них имитировал лицо человека. Их носили с накосниками из бус (сәсмәү), косоплётками из узорной тесьмы с нашитыми в ряд монетами на концах (сәс үрмесе, сәс үргес). В сев., зап. и центр. р-нах в качестве Н.у. широко использовались сулпы. В сев. и юго-зап. р-нах были распространены Н.у. в виде полосы ткани (сәсҡап, арҡалыҡ) с наши тыми в 2 ряда серебр. монетами и бляхой со вставкой из полудрагоц. камней в верх. части, сулпы — в нижней. Местами это украшение постепенно трансформировалось в наспинное и стало носиться в комплексе с нагрудным украшением сакал (һаҡал). Позднее получили распространение затылочные украшения в виде бляхи (көмбәҙ) со вставками из полудрагоц. камней.

Н.у. выполняли роль оберегов, талисманов. Были широко распространены у казахов, киргизов, татар и др. народов Урало-Поволжья.

Цель работы: представить культуру
северных и южных алтайцев как часть
культуры народов Сибири.
Задачи:
1) Представить отличия северных
алтайцев от южных;
2) Охарактеризовать особенности
алтайского народа;
3) Представить алтайцев в качестве
примера искусственно созданных
народов.

План работы:
1. Название и расселение народа;
2. Языковая принадлежность;
3. Жилища:
а) северных алтайцев;
б) южных алтайцев;
4. Одежда;
5. Хозяйственная деятельность;
6. Кухня;
7. Шаманизм;
8. Особенности алтайцев, как этноса;
9. Выводы.

Алтайцы – обобщенное название тюркоязычных
народов Алтая. Обитают они по берегам рек Катуни,
Урсула, Семы, Маймы, Чарыша, Кана, Песчаной и др.
Большинство этих племен сосредоточено в
Онгудайском, Усть-канском, Усть-Коксинком,
Шебалинском, Эликмонарском и Майминском аймаках
Горно-алтайской области. Еще в первой половине
XVIIIвека, их кочевья распространялись на долины рек
бассейна Иртыша и кочевала по его притоку
Аблайкетке.

Хозяйственная
деятельность алтайцев
Северные
Охота на пушных и
копытных зверей;
Рыболовство;
Мотыжное земледелие;
Собирательство;
Огородничество ( С XIXв.)
Южные
Скотоводство;
Земледелие;
Огородничество
( С XIXв.)

Кухня северных алтайцев
Доминируют растительные, мясные и рыбные
продукты.
Из ячменя или пшеницы
готовили талган (толокно)
Толокно — мука из зёрен овса
или ячменя, которые
предварительно пропариваютс
я, высушиваются,
обжариваются, очищаются и
толкутся.
Толокно

Большое значение в зимней пище
населения во многих районах
северного Алтая имели
высокопитательные кедровые
орехи.
В тайге водилось много крупного копытного
зверя (лось, олень, марал, косуля), белок,
которые служили источниками мясной пищи.

Кухня южных алтайцев
Основа питания южных алтайцев – мясные
и молочные продукты
Молоко обычно употреблялось в сквашенном виде:
чеген, кумыс (кисломолочные напитки);
аарчи (творог из чегена);
быштак, эдегей (пресные мягкие сыры;
курут (кислый твердый сыр);
сары сарю (топленое масло).

Мясо употреблялось преимущественно в
вареном виде
Из внутренностей животных приготовляли
самостоятельные блюда:
телун – селезенка, начиненная салом;
кан – кровяная колбаса;
оргом – сплетенные тонкие кишки барана с
внутренним салом и нарезанным полосками
желудком;
карта – вареная прямая кишка лошади.

Растительные виды пищи
приготавливали из ячменя
(талкан –
специфический вид
растительной пищи из
размолотых обжаренных
зерен) и диких съедобных
растений (кандык,
черемша, сарана, дягиль,
полевой лук, дикий
чеснок, различные ягоды).
Талкан

Проникновение русских в Сибирь и на Алтай, с
новыми формами хозяйствования, элементами
своей культуры, способствует возникновению у
алтайцев огородничества. В результате этого
и южные, и северные алтайцы стали потреблять
картофель ,морковь, свеклу, огурцы. У русских
же они научились печь дрожжевой хлеб из
пшеничной муки.

Шаманизм
Шаманизм - религия
алтайцев, возникшая
естественным,
историческим путем из
ранних форм
религиозных
представлений.
Шаман с бубном

Особенности шаманизма
• Вербальный характер.
• Не имеет письменного изложения своих основ,
положений, деклараций.
• Нет канонических правил, заповедей, запретов,
текстов молений и т. д. Все учение держится
лишь на устно-визуальной базе и простом
ритуальном реквизите.

Алтайцы пользовались водным транспортом редко.
Лишь у северных алтайцев можно было встретить
лодку долбленку и гребную лодку.

Отличие северных алтайцев от
южных
• Южные алтайцы относятся к монголоидному типу,
северные имеют более выраженные европеоидные черты
• Северные алтайцы вели оседлый образ жизни, южные –
кочевой.
• Жилища северных алтайцев были постоянными и
непереносимыми. В них отсутствовало деление на женскую
и мужскую части.
• Северные алтайцы изготавливали одежду из холста, южные
алтайцы – выделывали из шкур и шерсти домашних
животных.
• У северных алтайцев развит культ медведя, у южных –
культ лошади.
• Шаманы северных алтайцев не имели специального одеяния
при камплании, южные имеют.

Читайте также: