Шамиль своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Начать нужно с того, что третий имам Кавказа Шамиль был человеком особенным и не только по меркам горских народов. Он обладал настоящим государственным чутьём и понимал, что для строительства Имамата нужны не только храбрые джигиты, но и люди, умеющие вести современную войну.

Кроме этого Шамиль всегда исходил из мысли, что перебежчик или военнопленный, если есть на то их желание, должны быть полноправными членами кавказского сообщества.

О каких перебежчиках речь?

Возникает закономерный вопрос - неужели русские солдаты и офицеры добровольно изменяли Родине и переходили к горцам? Исследователи именно так и считают. По их утверждению, Шамилю служило около 20 000 беглых царских офицеров и солдат.

Численность русских (и польских) перебежчиков к Шамилю возросло в десятки раз с конца 1840 года. Причины массового бегства в горы раскрывает рапорт от 9 января 1842 года одного из командиров Кавказской линии генерал-лейтенанту Граббе. Под грифом "Весьма секретно" он сообщал, что ранее "наши военные дезертиры считались у чеченцев ясырами и принуждены были исполнять самые трудные работы. Каждый военный дезертир составлял собственность того чеченца, которым был пойман".

Теперь же Шамиль сломал старый народный обычай и предоставил всем "военным дезертирам" полную свободу. Часть военнопленных он выкупил "у сильных людей", других отнял без спроса и собрал около себя "уже до 800 человек беглецов". Из этих людей он составил себе стражу. Пленникам было дано оружие и отведена земля в Дарго для поселения.

"Дурное обращение чеченцев с нашими военными дезертирами, - говорится в секретном рапорте, - удерживало многих неблагонадежных солдат и в особенности поляков от побегов; но если теперь они узнают, что Шамиль дает свободу дезертирам, то я боюсь, что побеги увеличатся".

В завершение рапорта русский генерал просил разрешения расстреливать дезертиров на месте. Это сильно контрастировало с тем, что предлагал перебежчикам Шамиль. Русские и польские солдаты и офицеры были предметом особой заботы имама. Кроме постройки домов он разрешает строить для них школы и церкви.

По сведениям историка Ю. Дадаева , "в селении Ведено было построено две церкви и . костел для поляков, которых было много среди перебежчиков. Для горских евреев . поставили синагогу. Гребенские казаки . были старообрядцами, они обратились к русскому генерал-майору с просьбой разрешить переселиться к Шамилю, так как крестьяне их притесняли". В итоге, 30 семей, видимо самовольно, переехали к имаму, который их принял, дал землю, лес, пашню и сенокос и разрешил жить по своей воле. Когда возникла необходимость, Шамиль помог казакам построить скит и дал денег на церковную "утварь". Между прочим, в строительстве принимали участие чеченцы.

В чем была польза от русских перебежчиков

Наличие русских солдат и офицеров значительно повышало боеспособность армии имама. Русские и поляки были "учителями горцев в артиллерийском и инженерном деле". Мастеровые изготавливали артиллерийские лафеты и ящики, "по очереди ходили в поход с орудиями и обучали горцев". Офицеры обучали солдат и смотрели за порядком.

Однако Шамиль пошёл дальше. При нём в Имамате было создано "министерство" по делам христианства и веротерпимости. На Кавказе появились поселения, в которых совершались межнациональные и межконфессиональные браки, и всё это охранялись законом. По сути, Шамиль создавал на Кавказе новую нацию, и это начинание находило множество сторонников.

И дарма, что во Христа не верует, одначе стоящий человек!

После своего поражения и плена Шамиль некоторое время жил с семейством в Калуге. При нём находился в качестве пристава офицер Аполлон Руновский. В своей книге о Шамиле он описал удивительный случай. Один из бывших пленных Шамиля увидел его, подбежал, схватил за руку и поцеловал.

"Скажи, пожалуйста, зачем ты поцеловал у Шамиля руку? Ведь он же не твой хозяин. В горах, может быть, вас и принуждали к тому, ну а здесь для чего ты это сделал?" – "Не, ваше благородие, – отвечал бывший пленник, – нас не принуждали целовать у Шамиля руку, я это сделал так, по душе". – "Как это, по душе?" – "Да, так, ваше благородие, что человек-то он стоящий: только там пленным и бывало хорошо, где Шамиль жил али где проезжал он. Забижать нас не приказывал нашим хозяевам, а чуть бывало дойдет до него жалоба, сейчас отнимет пленного и возьмет к себе, да еще . и накажет обидчика. Я это сам видал сколько раз". – "Так он хорош был для вас, для пленных?" – "Хорош, ваше благородие, одно слово – душа! И дарма, что во Христа не верует, одначе стоящий человек!"

Постскриптум

Проблема Шамиля и его горского Имамата состояла в том, что это было теократическое мусульманское государство, находившееся в состоянии войны с Российской империей. В исторической перспективе у него не было шансов на выживание, и уже 1859 год показал это со всей определённостью.

Но всё же опыт межнационального общения, проделанный Шамилем в середине 19 века, до сих пор интересен. И очень печально то, что о нём практически никто не знает.

Лидер горцев Дагестана и Чечни в борьбе за независимость против Российской империи (Кавказская война), третий имам Имамата Нагорного Дагестана и Чечни. В 1859 году был осажден в Гунибе и 7 сентября (по новому стилю) сдался в плен.

Детство и юность Шамиля

Родился в аварском селении Гимры (Генуб) Койсубулинского общества примерно в 1797 году (по другим сведениям примерно в 1799 году). Отец - аварский уздень (представитель благородного сословия) Денгау Мохаммед, мать – из боковой ветви казикумухского правящего рода. При рождении получил имя Али. Чтобы избежать несчастливой судьбы, дед дал болезненному ребенку другое имя - Самуил, которое на Кавказе звучит как "Шамиль". И Шамиль вырос крепким и здоровым юношей. Позднее сам Шамиль говорил, что в этом следовал пророку Мохаммеду, который дважды менял свое имя.


С детских лет Шамиль дружил с первым имамом Гази-Мохаммедом ибн Исмаилом аль-Джимрави аль-Дагестани (часто встречается русское написание его имени – Кази-мулла, Гази Мухаммед, Гази Магомед), эта дружба сохранилась до самой смерти Гази Мухаммеда. Шамиль учился у Саида аль-Харакани, потом у шейха аль-Саида Джамала аль-Дина, который ввел его в накшбандийское братство, а шейх Мохаммед аль-Яраги посвятил его в халифы.

В 1828 или 1829 году Гази Мухаммед был избран первым имамом и объявил газзават (священную войну) против России. Шамиль присоединился к нему и принимал участие в боях с русскими войсками.

В 1832 году Гази Мухаммед и Шамиль были осаждены русскими войсками под началом барона Розена в родном ауле Гимры. Гази Мухаммед погиб, а Шамиль, хотя и сильно израненный, сумел пробиться и спастись.

Вторым имамом после Гази Мухаммеда стал Гамзат-бека ибн Али Искандер-бека аль-Гуцали (Гамзат-бек).

Шамиль оставался активным помощником, собирая войска, добывая материальные средства и командуя экспедициями против русских и врагов имама 1 .

Шамиль во главе Имамата Чечни и Дагестана

В 1834 году, после гибели Гамзат-бека, Шамиль стал имамом. Шамиль обладал военным талантом, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, умением выбирать время для удара и помощников для исполнения своих предначертаний. Отличаясь твердой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев, умел возбуждать их к самопожертвованию и к повиновению его власти 2 .


В 1834 году русский генерал Клюге фон Клюгенау захватил резиденцию Шамиля - аул Гоцатль. Шамиль отступил в Северный Дагестан, где укрепив свою власть среди горцев, возобновил борьбу.

В 1837 году, потерпев очередное поражение, Шамиль заключил перемирие и выдал заложников, но через год снова поднял восстание и добился больших успехов, несмотря на превосходство сил противника. В это время начались народные волнения в Южном Дагестане и Азербайджане, что сыграло на руку Шамилю.

За несколько лет Шамиль подчинил себе значительную часть Северо-Восточного Кавказа. Используя тактику партизанской войны, он тревожил гарнизоны русских крепостей левого фланга и центра Кавказской линии. К 1835 году он усилился настолько, что осадил в Хунзахе правителя Аварии Аслан-хана Казикумухского.

Экспедиция, посланная против Шамиля в 1839 году под руководством генерала П.Х. Граббе, осадила его в крепости на горе Ахульго. В ходе ожесточенного штурма 21 августа 1839 года с младенцем на руках погибла жена Шамиля Джавгарат. Убит был его дядя Бартыхан, а сестра имама Патимат бросилась в пропасть. Имам Шамиль с небольшим отрядом мюридов пробился сквозь ряды осаждающих и скрылся в горах Аварии.

В 1840 году Шамиль возобновил военные действия в Чечне, где к тому времени вспыхнуло восстание, вызванное стремлением русских разоружить чеченцев. К концу года Шамиль контролировал всю Чечню.

Весной 1842 года генерал Головин отправился из Ичкерии в поход против резиденции Шамиля, находившейся в даргинском селении Дарго, но был разбит горцами и с большими потерями отступил. Головина на посту командующего Отдельным Кавказским корпусом сменил генерал-адъютант А.И. Нейдгарт.

Апогей власти третьего имама приходится на 1843-1847 годы. Ведя освободительную борьбу под зеленым знаменем Пророка за построение государства, основанного на предписаниях Всевышнего, Шамилю удалось объединить почти всех горцев Дагестана и Чечни.

Реформы имама Шамиля

Делом всей жизни Шамиля стало создание имамата - теократического государства, базирующегося на принципах шариата.

В 1842 году из приближенных Шамиля был создан совет (диван) для решения политических, административных, религиозных и судебных обязанностей. В субботу и воскресенье Шамиль лично принимал жалобщиков.


В 1842-1847 годах был принят свод правовых положений Шамиля под общим названием "Низам" (Порядок).
Сборник состоял из постановлений и правил, соответствующих требованиям шариата и дополнявших его положения с учетом тех или иных конкретных обстоятельств. В низамах рассматривались вопросы женитьбы и наследства, торговли и мены, денежные штрафы за драки и поножовщину, положения об общественной казне и содержании административных лиц и т.п. Введен запрет на народные увеселения. Запрещен был обычай кровной мести (канлы) и умыкания невест и даже выкуп за неё.

Правовая реформа (низам) Шамиля, как и другие мероприятия, проводившиеся в имамате в условиях бесконечных войн, не могла быть последовательной и окончательной. Положения мусульманского права сочетаются в ней с некоторыми нормами традиционных законов горцев - адата. В наибствах по законам низама судили с учетом местного обычного права.

Важным последствием 25-летнего правления Шамиля стало также распространение в Чечне и Дагестане суфийских тарикатов, которые до сих пор оказывают большое влияние на повседневную жизнь этих народов.

Шамиль оставил в неприкосновенности основу горского общества - традиционную общину. Именно сельская община (джамаат) стала социальной опорой государства Шамиля.

Под руководством Шамиля в имамате сложился эффективный административный аппарат, состоящий из наибов и мюридов. В обязанности наибов входило управление наибством, сбор налогов, набор рекрутов, наблюдение за исполнением законов шариата. При наибах находились муфтии, которые руководили деятельностью судей (кадиев), толковали мусульманские законы и решали спорные дела. Первоначально каждый наиб имел право назначать и смещать муфтиев и кадиев, а также судить и казнить жителей наибства. Приговор о смертной казни обязательно утверждал сам имам. Наибские мюриды, в отличие от мюридов тарикатских, были помощниками наибов (своего рода "наибской гвардией"). За свою службу мюрид получал все необходимое для жизни и войны.

Реформы Шамиля, направленные на смену власти ханов и беков на имамо-наибскую, встречали решительный отпор, потому что шли вразрез с традиционным укладом жизни горцев. Стремление Шамиля заменить суд по адату шариатским судом потерпело полный крах. После пленения третьего имама "все население Дагестана немедленно восстановило у себя разбор дел по адату, и от шамилевского шариата осталось только одно воспоминание. " (генерал А.В. Комаров) 3 .

Новый порядок насаждался жесткими, а зачастую и просто жестокими методами. Так, в 1844 году по причине убийства своего ставленника, Шамиль поголовно уничтожил всех жителей восставшего аула Цонтери 4 .

Во внешней политике Шамиль ориентировался на турецкого султана и с недоверием относился к западным странам, предпочитая не иметь дела с гяурами-неверными. По своей инициативе имам не устанавливал связей с христианскими политиками. В дипломатической переписке Шамиль признавал первенство духовной власти за османским султаном, который также носил титул халифа и претендовал на преемственность с правителями Арабского халифата.

Благодаря реформам Шамилю удавалось почти четверть века сопротивляться военной машине Российской империи 5 . После пленения Шамиля начатые им преобразования продолжали проводить в жизнь его наибы, перешедшие на русскую службу. Уничтожение горской знати и унификация судебно-административного управления Нагорного Дагестана и Чечни, осуществленные Шамилем, помогли утверждению российского владычества на Северо-Восточном Кавказе.

Крымская война и падение Имамата

В 1840-х годах Шамиль одержал ряд крупных побед над русскими войсками.

К середине 1850-х годов Шамиль стал суверенным правителем. Ему принадлежала верховная светская и религиозная власть. Он официально принял титул халифа (амир ал-муминин, в переводе с арабского - предводитель правоверных), что должно было придать его власти легитимность в глазах мусульман Кавказа и Ближнего Востока. Тем самым Шамиль прямо связывал себя с преемниками Мухаммеда, четырьмя "праведными халифами", при которых в мусульманском мире VII веке и появился этот титул.


Однако в 1850-х годах движение Шамиля пошло на спад.

Накануне Крымской войны 1853–1856 годов Шамиль в расчете на помощь Великобритании и Турции активизировал свои действия, но потерпел неудачу. Наладить взаимодействие с турецкими войсками, оперировавшими на Кавказе, не удалось, а действия Англии и Франции ограничивались поставками вооружения и военных материалов.

Заключение Парижского мирного договора 1856 года позволило России сосредоточить против Шамиля значительные силы: Кавказский корпус был преобразован в армию (до 200 тысяч человек). Новые главнокомандующие – генерал Николай Муравьев (1854–1856) и генерал Александр Барятинский (1856-1860) продолжали сжимать кольцо блокады вокруг Имамата.

В 1858 году против Шамиля восстали чеченцы, уставшие от войны и недовольные жесткой авторитарной политикой Шамиля.

В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля – аул Ведено. К середине июня были подавлены последние очаги сопротивления на территории Чечни. Шамиль бежал в дагестанский аул Гуниб.

25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осажден в Гунибе и 26 августа (по новому стилю – 7 сентября) сдался в плен на почетных для него условиях.

Последние годы Шамиля


10 октября 1859 года Шамиль прибыл в ссылку в Калугу, с ним приехали 22 человека из числа близких родственников и преданных нукеров и слуг. Прибывшие сначала разместились в лучшей калужской гостинице француза Кулона, позже проживали в доме местного помещика Сухотина, который сдавал 13 комнат и сад во дворе внаем за 900 рублей в год. На ежегодное содержание Шамиля Александр II выделил из царской казны 30 тысяч рублей. 26 августа 1866 года Шамиль вместе со своими сыновьями Кази-Магомедом и Шафи-Магомедом в зале калужского Дворянского собрания принял присягу на верность российскому царю.

В 1866 году Шамилю было разрешено переехать жить в Киев.

В 1870 году император Александр II позволил Шамилю выехать в Мекку для паломничества. После совершения хаджа Шамиль посетил Медину, где и скончался 4 февраля (16 февраля по новому стилю) 1871 года 6 . Похоронен в Медине (Саудовская Аравия) на кладбище Аль-Бакия.

Семья


Первая жена, Патимат, родившая Шамилю трех сыновей и двух дочерей, и вторая жена, Ждаварат, родившая ему сына, умерли во время войны 7 . Также Шамиль был женат на армянке Анне Ивановне Улухановой, которую после принятия ею магометанства стали звать Шуаннат, она была любимой женой имама. Его последнюю жену звали Заидад.

Один из трех сыновей имама, Гази Магомед, стал турецким генералом и во время Русско-турецкой войны 1877-78 годов командовал кавказским добровольческим отрядом. Внук Шамиля от его младшего сына Камила по имени Саид-Шамиль воевал с русскими в Дагестане в 1920-х годах. Третий сын Магомед-Шафи стал русским генералом.

Шейх Мансур и Кунта-хаджи Кишиев

Имам Шамиль считал шейха Мансура своим предшественником и учителем, называл его примером для подражания.

Образ Шамиля в литературе, публицистике и пропаганде

Французский беллетрист Александр Дюма-отец, путешествовавший по Кавказу в 1858 году, на страницах издаваемого им журнала "Монте-Кристо" сравнивал Шамиля с прикованным к горе Кавказа Прометеем, который "борется против русских царей".


Во французской и английской публицистике XIX века ему придали образ "благородного дикаря", не пожелавшего променять свободу родных гор на золотые оковы самодержавной России.

Примерно такой же оценки Шамиля придерживались в своих корреспонденциях Маркс и Энгельс, публиковавшие во время Крымской войны (1856-1857) в американской газете New York Herald Tribune свои отчёты о Кавказе и восточном вопросе.

Имя героя национально-освободительной борьбы использовали в своих политических играх любые противоборствующие стороны. Во время Великой Отечественной войны на деньги, добровольно собранные жителями Дагестанской АССР, была сформирована советская танковая колонна "Шамиль". В директиве вермахта от 11 июля 1942 года говорилось, что целью парашютно-десантной операции в районе Майкопа под кодовым названием "Шамиль" (Schamil) является захват нефтяных промыслов на Северном Кавказе.

Глава Чечни Рамзан Кадыров в интервью чеченскому агентству, вышедшем 7 августа 2019 года, заявил, что правление имама Шамиля в XIX веке на Кавказе привело к сокращению численности чеченского народа вдвое. Кадыров также заявил, что после гибели чеченцев имам Шамиль сдался властям Российской империи ради собственной выгоды. Его слова поддержал председатель парламента Чечни Магомед Даудов. По его мнению, высказывание главы республики основано на исторических фактах. Муфтият Дагестана раскритиковал слова Кадырова об имаме Шамиле, а жители республики осудили высказывания Кадырова.

Источники:

Автор: Кавказский Узел

Когда Шамиль занимался разбором повседневных дел, то происходило это, как писал его зять Абдурахман, следующим образом:

Шамиль часто принимал гостей, которые пользовались многими привилегиями. Им только не разрешалось входить в сераль — внутренний двор. Но обедал Шамиль всегда один, не желая сдерживать других своей умеренностью в пище. Обычной едой его были хлеб, сыр, рис, фрукты, мед и чай.

Изредка в Ведено приезжал похититель пленниц — сын Шамиля Гази-Магомед. Навстречу ему отправлялся торжественный эскорт, который с почестями и пальбой встречал молодого героя. Встреча наследника превращалась в праздник. На поле перед столицей устраивались скачки, джигитовка, стрельба по мишеням, борьба и множество других состязаний. Победители получали от Шамиля коней, кинжалы, баранов и деньги. А Гази-Магомед присматривался к лихим джигитам, замечая тех, кого взял бы в новый поход.

Шамиль был в такие дни особенно благодушен. Радость от встречи с сыном слегка омрачала лишь его невестка Каримат. Мужу так и не удалось отучить гордую красавицу от привычки роскошно одеваться и иметь изысканные украшения. Если жены имама могли носить лишь серебряные серьги, то у Каримат они были золотыми да еще с россыпями драгоценных камней. Каримат ночевала поочередно у каждой из имамских жен и развлекала их рассказами о своей прошлой жизни в Элису и Тифлисе. Но теперь она больше времени проводила с пленницами, которые слишком хорошо понимали, чего лишилась дочь бывшего элисуйского султана, сделавшись женой каратинского наиба.

Избрание Шамиля

Избрание Шамиля Шейх Ярагинский предпринимал экстренные усилия, чтобы народ не впал в отчаяние, а начатое дело не осталось без продолжения. Горцы знали, что их единственная надежда — Шамиль Гимринский, чье имя было овеяно легендами и окружено народной любовью. Но

Спасение Шамиля

Спасение Шамиля Но еще несколько дней шли бои в подземных укрытиях и пещерах. В одной из пещер укрывался Шамиль с несколькими мюридами, женой Патимат и сыном Гази-Магомедом. В период ночного затишья им удалось незамеченными выбраться из пещеры. Пробиваясь через кордоны,

Кодекс Шамиля

Быт Шамиля

Быт Шамиля Имам сам был примером простоты и нравственности и требовал того же от остальных. Во всем великолепии Шамиля можно было увидеть лишь по пятницам, когда он направлялся на богослужение в мечеть. Он шел между плотными рядами телохранителей, поющих

Библиотека Шамиля

Библиотека Шамиля Из множества подарков, присланных имаму, самыми дорогими для него были книги, прибывшие в огромных обшитых персидскими коврами тюках. Барятинский велел разыскать разграбленную библиотеку имама и отослал в Калугу все, что удалось найти. Но книги,

Решение Шамиля

Решение Шамиля Шамилю было уже почти 70 лет. Годы брали свое, старые раны болели с новой силой, ему уже трудно было подниматься на свой верхний этаж, его мучила одышка. Здоровье имама ухудшалось день ото дня. Его единственной отрадой были молитвы, книги и дети. Три года назад

Уход Шамиля

ГОСУДАРСТВО ШАМИЛЯ

ГОСУДАРСТВО ШАМИЛЯ К 40–м годам XIX века восстанием была охвачена территория от Гимринского до Главного Кавказского хребта, от Дюльтидага до горной Чечни и далее до Назрани, что в окружности составляло около 900 км. На этих землях проживали аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины,

ПОМОЩНИКИ ШАМИЛЯ

ПОМОЩНИКИ ШАМИЛЯ Рассказывая о Шамиле, нельзя обойти молчанием его соратников — нескольких членов Совета, людей, с которыми Шамиль имел контакт, жил, беседовал, спорил, советовался, которых учил и у которых сам учился мудрости.Выдающимся авторитетом в стане восставших

Спасение Шамиля

Спасение Шамиля Но еще несколько дней шли бои в подземных укрытиях и пещерах. В одной из пещер укрывался Шамиль с несколькими мюридами, женой Патимат и сыном Гази-Магомедом. В период ночного затишья им удалось незамеченными выбраться из пещеры. Пробиваясь через кордоны,

Быт Шамиля

Быт Шамиля Имам сам был примером простоты и нравственности и требовал того же от остальных. Во всем великолепии Шамиля можно было увидеть лишь по пятницам, когда он направлялся на богослужение в мечеть. Он шел между плотными рядами телохранителей, поющих

Библиотека Шамиля

Библиотека Шамиля Из множества подарков, присланных имаму, самыми дорогими для него были книги, прибывшие в огромных обшитых персидскими коврами тюках. Барятинский велел разыскать разграбленную библиотеку имама и отослал в Калугу все, что удалось найти. Но книги,

Решение Шамиля

Решение Шамиля Шамилю было уже почти 70 лет. Годы брали свое, старые раны болели с новой силой, ему уже трудно было подниматься на свой верхний этаж, его мучила одышка. Здоровье имама ухудшалось день ото дня. Его единственной отрадой были молитвы, книги и дети. Три года назад

Уход Шамиля

Артиллерия Шамиля

Артиллерия Шамиля «Является к Шамилю однажды человек, говорят, ламароевец. Пушку, говорит,может из дерева сделать, будет не хуже царской из чугуна.— Делай, — сказал Шамиль, так как очень хотел иметь свою пушку.Распилил человек дубовое бревно, выдолбил в половинках каналы

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Кто и зачем в России скрывает правду о войне на Северном Кавказе в 19 веке?! Это была самая длительная война , которую вела когда либо Россия ! Почему в учебниках истории об этой войне ничего не пишут?!

В этом году исполняется 140 лет со дня ухода из жизни третьего имама Дагестана Шамиля. В связи с этим Дагестанская региональная общественная организация " Ахульго" выступила с инициативой объявить 2011 год годом имама Шамиля.

Шамиль родился в 1798 году в селении Гимры (Дагестан). Шамиль глубоко изучил мусульманские религиозные сочинения, риторику, жизнь горцев, слушал курсы философии, законоведения. Он владел арабским, турецким и многими языками Дагестана; знал поэзию и все отрасли арабской науки того времени. Шамиль имел все качества , которые были необходимы для того, что бы быть руководителем национально - освободительного движения горцев против угнетателей, колонизаторов, главой государства - имамата. Выдающийся государственный деятель, мудрый законодатель, умелый организатор, бесстрашный воин, талантливый полководец, умный правитель, большой ученый арабист, исламовед; преданный своему народу, делу свободы горцев, непримеримый к произволу и беззаконию, ненавидящий несправедливость, скромный, заботливый, добрый, имевший огромный авторитет среди горцев и многих русских, весьма строгий в вопросах дисциплины и порядка.

Летом 1835г. на съезде представителей обществ имамом был провозглашен Шамиль (имам - в переводе с арабского означает, руководитель, глава). Имя Шамиля, как лидера движения горцев Северного Кавказа, в течении 30 лет (из них 25 в качестве имама) руководящего героическим и упорным сопротивлением последних против грозного и несомненно могущественного врага - царизма, обладавшего огромным количеством вооруженных сил, стало широко известным на всех континентах мира, во всей России, во Франции, в Польше, Венгрии, Германии, Великобритании, США, Австралии, Турции, Египте, и других странах.

Только цари и их сотрапы, чьи воиска громил Шамиль, царские идеологи - монархисты, великодержавные шовинисты давали (впрочем не всегда) отрицательную оценку Шамилю - в своих интересах, чтобы умолить или подорвать авторитет его в глазах горских масс.

Император Александр второй считал Шамиля главным виновником борьбы горцев против царизма.

В письме Николая первого к графу Воронцову содержится следующая оценка личности Шамиля и его деятельности: " Различные племена, населяющие Кавказ, не знали единой власти, доколь не явился среди них изувер, который хитростью, коварной и звериной жестокостью не принудил всех признать, ежели не волей, то страхом, его единое над сабой наличее и которому ныне, слепо повинуясь, почти все племена составили одно сильное, враждебное против нас целое, с которым бороться прежних ни сил, ни способов не стало".

В соотвествии с такой оценкой в официальных документах царских генералов, чиновников, сочинениях царских идеологов, военнослужащих Шамиль наделялся самыми отрицательными чертами, его называли "тираном", "жестоким", "обманщиком" и т.д.

Царский генерал Головин, которому Шамиль наносил не одно поражение, писал : " У нас никогда не было такого опасного и дикого врага, как Шамиль. Он окружил себя слепо исполняющими его волю людьми. Неизбежная смерть ожидала всех, кто попадал под его святое подозрение, что хотят свергнуть его власть. Заложников убивал беспощадно. Об истреблении его ужасного деспотизма мы должны подумать в первую очередь".

Распускались слухи что Шамиль воюет в интересах Англии и Турции. Как утверждает профессор Н.А. Симонов, никакой помощи от Турции Шамиль не получал, а когда же турецкие воиска " появились в захватнических целях на Кавказе, Шамиль был готов присоедениться к ним ради борьбы с Россией, не как наемник, а как союзник и равный партнер".

Царский идеолог, историк Н. Дубровин говорил, что Шамиль применял строгие меры наказания по отнашению к лицам, "изъявившим покорность к русским" (т.е. к горцам предателям, как будто предатели заслуживали снисхождения!), нарушал коран. В тоже время автор вынужден признать, что чеченцы пригласили Шамиля, что бы он возглавил их борьбу против русского оружия, организовал их энергичную деятельность и добился единства чеченцев в этой борьбе.

Можно ли верить отрицательной оценке, которую давали те, кто был врагом Шамиля, совершал грабительские походы против кавказских горцев, участвовал в этих походах? Разумеется нет. Ни один ученый, ни один беспристрастный и компетентный человек, осуждающий социальный и национальный гнет, поддерживающий протест против этого гнета, движение против колониализма, ценящий и руководителей этого движения, не может исходить из оценки царских сатрапов, генералов, монархистов, верноподанных.

Царский генерал Н.И. Евдокимов писал: " И действительно, не показал ли Шамиль не раз, что он достойный и опасный противник наших кавказких генералов? И мог ли быть рядовым смертным тот, кто почти тридцать лет держал в своих руках и в своем полном подчинении дикую, разнузданную массу народа. Этот народ не имел ни правительства, ни порядка и ни чего другого, кроме своих обычеев, на основаниях которых он жил. Что бы руководить и управлять таким народом, нужно особенную силу воли ума. Куда ни повернешь дело, как ни строго отнесешся ко всем промахам и неудачам Шамиля, а все же выходит, что это был человек умный, решительный, достойный, которого в течении тридцати лет не могла задавить целая русская армия.

В журнале "Военный сборник" утверждается, что в политеке Шамиль действует истинно макиавеллистски ( т.е. как Н. Макиавелли) . В этом же журнале Шамиль назван гением, выдающейся исторической личностью. " В истории он станет рядом с Чингизханом, Темерланом. Такие люди родятся веками и вызываються на поприще обстоятельствам, которые не часто повторяются". Все сказанное в указанном журнале о Шамиле соответствует действительности, кроме сравнения его с Чингизханом и Темерланом. Шамиля нельза сравнить с ними, поскольку они были завоевателями. Шамиль же боролся с оружием в руках против царских завоевателей, вел справедливую войну.

Наибольший интерес из посвещенных Шамилю произведенний русских военнослужащих, историков, писателей представляют труды пристава Шамиля - полковника А. Руновского. Хотя последний - верноподанный монархист и поддерживал политику самодержавия, но все же он много правдивого писал о Шамиле, которого знал близко в течении более или менее длительного времени. В "Записках о Шамиле" А. Руновский правдиво описывает восторженный прием Шамиля в 1859г. в Петербурге жителями города. А. Руновский пишет также о том, как бывшие в плену у горцев солдаты глубоко уважали Шамиля. Один бывший пленный поцеловал руку Шамиля. На вопрос А. Руновского, зачем он это сделал, солдат ответил: " Человек - то он стоящий: только там было пленным хорошо, где Шамиль жил, али где проезжал. Обижать нас не приказывал нашим хозяевам; а чуть было дойдет до него жалоба, сейчас же отнимет пленного и возьмет его к себе, да еще как ни есть и накажет обидчика. Я это сам видел сколько раз".

Шамиля в Калуге почитали как героя не только простые горожане но и предводители дворянства.

Весьма положительную и подробную оценку Шамилю дает француский исследователь П. Заккон. Как утверждает автор, Шамиль - герой, борющийся за независимость Кавказа." Он - лев в бою. ". Противники не могли видеть его лица, но услышав его громкий голос они поворачивались и обращались в бегство.. Аллах велик, говорят черкесы, и Мухаммед его первый пророк, а Шамиль второй. С каждым днем рос его авторитет. Ни один из вождей не имел подобной власти в Дагестане.

Как борца за свободу, имеющего выдающиеся способности и истинно человеческие черты, изображает Шамиля Люис Мосер. Он писал 1856г. что Шамиль "многие годы борется за свободу родной земли от коварной политики, вооруженных сил и лести России и заставляет окупантов повернуть назад с прекрасных плодовитых долин." Автор считает, что Шамиль " выдающийся, замечательный человек, мужественный вождь, почитаемый султан и пророк".

Шамиль проявлял религиозную терпимость, боролся против насильственных действий в отношении христиан. На территории имамата жили христианские монахи. К ним некоторые местные жители, отнеслись враждебно, допустили произвол, насилие к монахам, побили их, разорили монастырь. Узнав об этом, Шамиль приказал повесить " тех людей, которые посмели разорить манастырь и побить монахав". Религиозная терпимость Шамиля была широко известна. Он дозволял русским роскольникам, бежавшим в горы, строить новые часовни, поддерживать древние храмы, свободно отправлять в них богослужение, причем Шамиль за это не требовал податей и не налогал повиностей. Шамиль запрещал горцам грабить русских солдат, приказывал относиться к ним хорошо.

Царские власти не однакратно пытались склонить Шамиля на свою сторону. Но он не поддавался уговорам, зная коварство царя и его сотрапов, которые хотели держать в подчинении Дагестан и Чечню, грабить их богаства.

Царские генералы и чиновники не думали прекратить войну поскольку были заинтересованны в ней. "Для них война с горцами была средством продвижения по иерархической лестнице. Война была черезвычайно выгодна для военной верхушки, штабных чинов, интендантов, поставщиков. Война с горцами являлось для них неисчерпаимым источником славы, боевых заслуг, отличий, орденов, быстрого продвижения по службе и огромной наживы".

Справедливый, освободительный характер войны, которую возглавляли Кази-Магомед, Гамзат-бек, Шамиль, их высокие качества привлекали к этой борьбе не только горские массы, но и представителей других нации, народностей: русских, поляков, англичан и т.д.

Американский историк Милтон Макки пишет, что государство - имаммат представлял собой "хорошо организованную систему обороны, с концетрацией власти и единством действий. Эта организация, которая была вызванна потребностями государства вести непрерывную войну, где личнаая свобода необходимо и закономерно приносилось в жертву во имя общей независимости".

Вся деятельность имаммата была направленна на защиту территории Дагестана и Чечни от колонизаторов, на борьбу с ними и с местными феодалами. Были уничтоженны привилегии ханов и беков. Решая вопросы, связанные с оплатой труда, землепользованнием, Шамиль приказывал передавать пустующие земли соотвествующим лицам.

Имаммат поощрял развитие торговли, ремесла.

Государство имело хорошо обученную армию ,за короткое время Шамиль мог собрать 20-30 тысяч конниц и пехот. Имелась также " народная гвардия", в состав которой входили все жители сел в возрасте от 15 до 50 лет. Воиска Шамиля вынужденны были вести войну с огромными силами царских генералов, прменявших артилерию и другие виды оружия.

Не смотря на превосходство сил царских генералов, горцы наносили их воискам серьезные поражения. К 1854г. царская Россия потеряла в Кавказкой войне около 150 тыс.солдат.

Начальник штаба генерал-лейтенант Алексей Вельяминов первым сформулировал стратегию экономической блокады горцев. Ему также принадлежит пионерство в части введения в войсках нечто вроде сдельной оплаты труда: он из собственного кармана выплачивал подчиненным деньги за каждую отрезанную голову горца.

Генерал Воронцов Н.С. после взятия Солты в сентябре 1847г., отмечая мужество защищавших его в течении 2,5месяцев горцев, в своих мемуарах писал: " В долголетнем опыте мне редко случалось видеть неприятеля более упорного и стойкого, как гарнизон укрепления Салты, который составлен был из лучших и храбрейших людей Дагестана. Упрямые сопротевления этого гарнизона превосходят все, что европейской войне может быть известно".

Большое внимание в деятельности имаммата придавалось законодательству, правотворчеству, укреплению право порядка. Известно, что Шамилем было изданно 14 низамов по различным отраслям права: государственному, уголовному, гражданскому, уголовно-процесуальному, семейному, финансовому и тд. Многие нормы имели прогрессивное значение.

Имам установил довольно строгие наказания фалшивомонетчикам.

Много внимания уделялось вопросам брака, семьи.

Были учережденны орденна и медали за храбрость, проявленную в боях.

Феодальные привелегии были унечтоженны государством - иммаматом.

По приказу Шамиля, горцы собирали брошенные на поле боя трупы русских солдат хоронили их и ставили кресты на могилах.

Государство - имамат не проводила шовинистическую, националистическую политику, направленную на угнетение каких либо народностей. Не имело место, в частности , господство дагестанцев над чеченцами и ингушами, аварцев над другими дагестанскими народнастями. Не подвергались национальному угнетению и русские перешедшие на сторону горцев.

В 1853г. Шамилю было присвоенно звание Генералиссимуса.

Война закончилась в 1859г.

Вопреки существующему мнению имам Шамиль не здавался в плен. Это была фальсификация мирового мосштаба, он был благородным, честным человеком, который не врал и верил в слово мужчины. В то время он часто встречался с русскими генералами, вел переговоры. Барятинский оказался низким и подлым- он обманул его . Имама Шамиля схватили и преподнесли это как будто он явился с повинной .

Умер имам Шамиль 4 февраля 1871г. в Мекке. "

. Это могила сведущего об Аллахе и борца за правое дело, двадцать пять лет ходившего по пути Аллаха, славного, превосходного ученного, труженинка, имамма, повелителя правоверных ал-Хаджи аш-Шайх ад-Дагестани". Такая надпись была вибита на могильной плите Шамиля.

Это был жестокий век и все его участники творили вещи, которые нам сегодняшним, применительно к нынешним реалиям и в рамках современных концепций морали и гуманизма кажутся страшными преступлениями. Но проблема в том, что ни Засс, ни его современники-адыги не жили в рамках современной морали, они о них ничего не знали, а существовали и действовали в своем времени, где жестокость была лишь одним из инструментов достижения целей.

"во второй раз мне приписываете то , чего на самом деле я не говорил "

и двумя комментариями выше:
"Мы первые приняли Ислам , и приняли его прямо от Арабов . А остальные его приняли от нас ! Мы самое дренее государственное образование на территории современной России - мы старше всех , в том числе старше России "

разве это не "мы самые самые?"

Когда я писал , что мы приняли Ислам от арабов , а другие от нас , то я не имел ввиду , что мы поэтому лучше . Я только константировал факт , так как догадываюсь , что не все об этом знают .
А уж про то , что мы старше всех , даже не все наши знают .

а то сидите в своей толерастической ГЕЙско-содомитской европе, и голос подаете, когда славяне отпор дают обнаглевшим абрекам.

Как было в Сербии, как было в Чечне..
ваши терпилы педерастические протестанты с верхними католиками ненавидят православных, или тех кто не хочет служить денежным интересам англосаксов.
ведь все войны из-за денег и продажной морали.

как вы сейчас бомбите Ливию из-за нефти.
и вам по барабану, что абреки режут горло сотням местных жителей,
-И всё потому что местные за суверенную Ливию!!

а может вы меня сейчас начнете упрекать за то что геям в Москве разгон дали местные мужики?

как же, педрилок несчастных обидели ни за что..

вы пытаетесь поставить на одну чашу весов ВОЕНННУЮ операцию в БАКУ с несовсем понятными подробностями и Чечню 90-го года, где МНОГИЕ "мирные" чеченцы терроризировали и выгоняли русских из городов и станиц.

Ваши приемы не совсем честные

Ты фильтруй базар. Будешь так мявкать отвечу резко. или в ЧС.

Какая на фиг драка - ''район вокруг армянского квартала стал ареной массовых убийств. Людей выбрасывали с балконов верхних этажей, толпы нападали на армян и забивали их до смерти.''

Так всё-таки твои армяне покинули Баку, а почему?

Это не я нагнетаю, а ВВС.

Читайте также: