Шайбы для споттера своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Причины такого явления: качество электродов, настройка аппарата. Результат же один — электрод прихватывается к детали так, что не оторвешь.

Но даже из такого неприятного явления инженеры сумели извлечь пользу создав устройство для кузовного ремонта автомобилей.

Итак, — споттер что это такое, для чего он, как устроен, все о нем. Можно ли изготовить его самостоятельно. Обо всем этом пойдет речь в статье.

Что это такое?

В основе устройства лежит принцип точечной или контактной сварки. Основа ее — подача электрического тока в одной или сразу нескольких точках соединяемых элементов.

Для описанного соединения используют два электрода, подающих ток при одновременном сжатии деталей.

Однако при ремонте, особенно сложных пространственных конструкций, к примеру кузова автомобиля, особенно элементов крыла, подобное возможно далеко не всегда.


Выходом стал сварочный споттер способный работать лишь с одной стороны свариваемых элементов.

Само название прибора произошло от английского spot — точка. В английском техническом словаре так называют все типы точечных сварочных аппаратов.

На постсоветском пространстве название закрепилось за оборудованием, которое применяют для рихтовки автомобилей.

Как устроен и работает?

Главное отличие споттера от трансформаторного либо инверторного сварочного аппарата — создание импульсного тока силой 1500 – 3000 А.

Этот усовершенствованный аппарат для точечной (контактной) сварки, отличающийся большим числом настраиваемых параметров.

Кроме прочего, комплектующие для споттера составляют целый класс приспособлений. Сюда входят расходники, а также инструментальные насадки: держатели рихтовочных шайб, медные и графитовые электроды, магнитные контакты.

[stextbox располагают как можно ближе к месту воздействия споттером. Не допускается устанавливать его на соседнем элементе кузова, даже присоединенном сваркой.[/stextbox]

Рассмотрим, как работает споттер. Схема устройства проста. На входе установлен трансформатор, дающий ток необходимой силы и напряжения. Переменный ток трансформатора выпрямляется диодным мостом, затем подается на конденсатор, заряжая его.

Еще один, сварочный трансформатор формирует сварочный импульс. Ток на него подается кнопкой управления, открывающей тиристор. Импульс создает разряд конденсатора, а регулировку его силы — переменный резистор.

Продолжительность импульса регулируется от 0,01 сек до 1,8 сек (прогрев при отжиге).

При этом, если на входе прибора ток 50А при напряжении 160-230V, то на выходе импульс 2500-3000А, при напряжении 50-60V.

Принципиальная схема споттера приведена на рисунке:


Выбираем

Ремонт споттером имеет узкую специализацию. Помимо сферы автосервиса он практически не востребован, разве в редких случаях ремонтов повреждений корпуса бытовой техники.

На сегодня российский рынок споттеров включает больше сотни моделей, различных производителей, отличающихся по мощности, цене, рабочим параметрам. Из них три основных:

  • Приборы, изготовленные в КНР, Японии, Южной Корее .
  • Устройства западноевропейских производителей.
  • Отечественные аппараты.

Нижняя и средняя ценовая группа представлена в основном китайскими инструментами. К их плюсам стоит отнести тенденцию роста качества при стабильной цене. Если еще относительно недавно покупка китайского инструмента оправдывалась дешевизной, то сегодня его берут даже профи.

В сегменте профессиональных моделей лидирую европейские производители. По многим показателям превосходящие аналогичные китайские и отечественные модели, аппараты отличает качество сборки, удачная эргономика. Существенный минус — высокая стоимость.

[stextbox выборе обратите внимание на расходники. Обычно китайские модели споттера для точечной сварки комплектуются полнее, однако, как правило в целях экономии часть электродов не медные, а омедненные, что снижает срок службы.[/stextbox]

Для серьезной профессиональной деятельности по кузовному ремонту, лучше выбирать модель из европейских либо отечественных приборов соответствующего класса.

Чем хорош?

Кроме того, по сравнению с обычными аппаратами для точечной сварки он способен:

  • выполнять локальный нагрев элементов кузова, что делает возможным устранять выпуклости и замятия допущенные в процессе рихтовки;
  • восстанавливать элементы креплений отделки кузова, срезанные или смятые при аварии, поврежденные в процессе рихтовки;
  • приваривать гайки, крепления под саморезы, резьбовые шпильки, болты.

По сравнению с аппаратами газовой сварки оборудование не нуждается в громоздких баллонах, шлангах, хрупких манометрах.

По сравнению с обычной электросваркой споттер не перекаливает металл в месте крепления, ослабляя его. При работе аппарат не создает мощной дуги, способной повредить глаза.

Особенности рихтовки

Рассмотрим, что такое споттер для рихтовки и как им пользоваться. Принцип устранения повреждений одинаков для вмятин не зависимо от их величины:

Для небольших вмятин достаточно рычажного пуллера. С его помощью повреждение устраняют в один прием.

Вмятины, занимающие большую площадь, имеющие сложную форму рихтуют с помощью обратного молотка.

Устранение серьезных повреждений, например глубоких продольных вмятин, требует применения дополнительных расходных изделий.

Основные рекомендации при работе

Прежде чем начать работу ознакомьтесь как пользоваться споттером, а главное: чего нельзя делать в прилагаемой к аппарату инструкции.

Кроме этого, некоторые моменты, которые будут полезны начинающим:

[stextbox обычных аппаратов существуют и споттеры по алюминию. Их устройство мало чем отличается принципиально, однако параметры его настройки и расходники совершенно другие. Такие аппараты нельзя применять для работы по стали и наоборот.[/stextbox]

Сборка самодельного и комплектующих к нему. Схема устройства

Как мы уже говорили, основа споттера это обычный аппарат точечной сварки. Найти подходящую схему в интернете не составит проблем. Но перед этим стоит посмотреть по сторонам.

Возможно, у вас уже имеются некоторые из компонентов будущего агрегата. В таком случае рационально будет отталкиваться от их наличия. В первую очередь понадобится два трансформатора.

Питающий всю электронику подобрать не сложно, подойдет любой со входом 220 V, а напряжением на вторичной обмотке 12V. Сложнее найти достаточно мощный, сварочный.

В качестве основы можно использовать трансформаторы мощной бытовой техники, скажем микроволновки. Но скорее всего его придется перематывать.

В крайнем случае намотать сварочный трансформатор можно самостоятельно, подобрав подходящий сердечник.

Всю остальную электронику: тиристоры, конденсаторы, диоды, переменный резистор и пр. не проблема приобрести в специализированном магазине либо на радиорынке. Номиналы их зависят от выбранной вами схемы.

Все остальное сделать или приобрести относительно просто.

Корпус

В качестве корпуса используют подходящий по размеру металлический короб от старого оборудования.

Еще лучше приобрести лист тонкой жести, оцинкованной либо с порошковой окраской из которого вырезать и изогнуть подходящий кожух.

Для крепления используют заклепки и саморезы. Как вариант, разместив уже готовый споттер на временном шасси, использовать для изготовления кожуха контактную сварку.

Держатель с пистолетной рукояткой

Для основного держателя с рукояткой пистолетного типа подойдет старый паяльник мгновенного разогрева. Он хорош наличием место под контрольную лампочку (светодиод) и подсветкой.

Как вариант используют шприц-пистолет для силиконовой склейки. Несложно собрать грубый держатель из нескольких пластин гетинакса, вырезав и скрепив болтами. Но все же, если вы не против покупных изделий, лучше всего приобрести готовый держатель, пусть даже б/у. Особенно если работать предстоит достаточно часто.

Пуллер и инопуллер (обратный молоток)

Два основных рабочих устройства: пуллер для споттера, а также обратный молоток — инопуллер. Первый представляет собой миниатюрный домкрат. Как сделать пуллер для споттера своими руками? Для его изготовления подойдет старый рычажный шприц для работы с тубами силикона или клея.

Само крепление для тубы нужно обрезать, а шток развернуть в другую сторону, чтобы при нажатии рычага он не выходил, а наоборот вдвигался.

Дополнительно придется заказать токарю медный цанговый держатель для электрода, опорную втулку и сам упор с площадкой виде кольца с двумя стойками и верхним полукольцом куда вставляется втулка пуллера. Упоры различных размеров продаются отдельно в магазинах сварочного оборудования.

Изготовление пуллера подробно показано на видео:

Обратный молоток важная, но достаточно простая оснастка. Он представляет собой шток, по которому скользит груз – боек.

Спереди штока навинчивается упорная гайка, делается прорезь для треугольного электрода. Между гайкой и грузом помещают пружину, для смягчения возможного удара бойка.

Задняя сторона служит для размещение ударного упора, рукояти с клеммой либо крепления для пистолетного держателя.

Из сварочного аппарата

Если у вас есть аппарат для ручной сварки, изготовление вернее модификация его в споттер не составит больших проблем. Задача сводится к добавлению к аппарату блока создающего импульс тока и дающий возможность регулировать его параметры.

Если повозиться, то возможно создать устройство способное переключаться как в режим обычного сварочного аппарата, так и споттера.

Аксессуары и расходники


Сам по себе прибор мало что может. Основная работа основана на дополнительных комплектующих и расходниках для споттера. Часть из них— обратный молоток и пупллер мы уже упоминали описали. Существуют также различные рычажные домкраты, устройства, использующие гидравлику для вытягивания.

К аксессуарам нужно отнести приспособления для переноски комплектующих, перевозки самого споттера — различные кейсы и тележки.

Наконец — расходники. В их набор входят ремонтные шайбы различной формы, простые либо омедненные, волнистая проволока, штыри и пр. Расходники распределяют по площади вмятины, а затем зацепив пуллером, рычажным домкратом либо иным подобным механизмом производят вытяжку.

Функциональность и характеристики серийных моделей. Ремонт

Самодельный аппарат, подходящий для собственного гаража, либо домашней мастерской по функциям вряд ли сможет конкурировать с промышленными устройствами.

Так описанная возможность работы в двух режимах существует практически у всех профессиональных и полупрофессиональных моделях.

Точное согласование работы всех электронных составляющих позволяют обеспечить оптимальное соотношение потребляемой и отдаваемой мощности, стабильности, а также простоты настроек.

Надежность крепления шайб и расходников позволяет создавать вытягивающие усилия, превышающие 100 кг на одну точку. При этом, сам металл повреждается в минимальной степени.

В случае выхода из строя серийной модели с ремонтом споттера нужно обратиться в ремонтную мастерскую, лучше всего специализированную.

Устранить поломку возможно, получится и самостоятельно, но вот добиться заводской согласованности всех узлов крайне сложно.

Вот все о споттере что мы хотели рассказать. Много подробностей, разумеется, в формате статьи опущено, но главное надеемся, вы почерпнули.


Если вы ремонтируете кузова авто, и вам нужно часто вытягивать геометрию внешних деталей авто, то споттер вам сыграет на руку большую помощь. С его помощью, легко вытянуть двери, задние крылья и пороги в тех местах, в которых трудно добраться с обратной стороны повреждения.

Споттер – это аппарат точечной сварки с обратным молотком. С помощью точечной сварки обратный молоток приваривается к металлу и с его помощью вытягивается металл.

Преимущества споттера

Процесс вытяжки металла можно делать очень быстро, не нужно засверливать технологические отверстия для правки металла, а также не нужно наваривать полуавтоматом дополнительные элементы на металл кузова для обратного молотка.

Если у вас автомастерская и поток клиентов большой, то вам нужно, или купить его или изготовить самостоятельно из трансформатора. Но бывают случаи, когда он нужен не часто, но всё же его необходимость на лицо. В этом случае может выручить старый, мощный аккумулятор. Рассмотрим конструкцию споттера из аккумулятора.

Споттер из аккумулятора

Почему необходимо брать старый аккумулятор? Да потому что его не жалко, так как работать он будет на токах близких к току короткого замыкания. А это неминуемый выход его из строя рано или поздно. Но в гараже такой аккумулятор не сложно найти, или же можно разориться и купить его, все равно он будет работать не один ремонт, а его цена на несколько порядков ниже готового споттера и перекроется общими затратами на ремонт автомобиля.

Что нужно для самодельного споттера из аккумулятора:

  • аккумулятор на 75 А/ч и выше;
  • втягивающее реле от стартера автомобиля;
  • зарядное устройство аккумулятора;
  • медный провод сечением не меньше 100 мм 2 ;
  • обратный молоток или пистолет для приварки шайб.


На рисунке представлена схема подключения элементов. К аккумулятору на минусовую клейму подключается корпус втягивающего реле и кабель не более 1,5 м длинною и сечением не менее 100 мм 2 , который заканчивается контактом для корпуса вытягиваемой детали. Лучше использовать резьбовой контакт из медного материала (для наименьшего сопротивления в месте контакта). От аккумулятора плюсовую клейму подсоединяют к втягивающему реле на болт, а со второго болта втягивающего реле идет провод до обратного молотка, в большинстве случаев вместо обратного молотка лучше поставить пистолет, для приварки шайб. Общая длина плюсового кабеля сечением 100 мм 2 не должна превышать 2,5 м от аккумулятора до пистолета или обратного молотка, чем меньше, тем лучше. Чтобы уменьшить падение напряжения (потери) в силовых кабелях. Также от плюса аккумулятора идет провод к управляющему контакту втягивающего реле через кнопку. Которой управляется споттер. Толщина проводов для кнопки может быть в пределах от 1 до 2,5 мм 2 , а длина должна быть такой, чтобы было удобно с ней работать. Они служат только для управления и к их длине нет жестких требований.

Шайбы для споттера


Пистолет для приварки шайб можно сделать из дерева, а держатель для шайб из меди или латуни, можно использовать медную трубку от бытового кондиционера наименьшей длинны. На конце сделать прорезь, чтобы было удобно вставлять шайбы.

Достоинтсва и недостатки споттера из аккумулятора

Недостатков у споттера из аккумулятора хоть отбавляй, это:

  • отсутствие реле времени;
  • необходимость в длительной подготовке перед работой (зарядка аккумулятора);
  • не долговечность аккумулятора;
  • коммутируемое соединение рабочего тока (подгорание контактов втягивающего);
  • нет возможности регулировать силу тока.

Но есть и достоинства такого аппарата перед заводскими аналогами работающими от сети:

  • дешевизна конструкции;
  • повторяемость, простота изготовления не имея навыков работы с трансформаторами и электроникой;
  • можно работать в гаражах где есть перебои с электричеством.

Также некоторые пытаются изготовить споттер из трансформатора от микроволновки, но мы считаем, что такой споттер не будет выдавать необходимый рабочий ток. Так как сечение железа гораздо меньше того, которое требуется для нормальной работы споттера. Для самостоятельного изготовления споттера от сети, можно взять трасформатор от сварочного аппарата или на крайний случай трансформатор освещения на 36 вольт. И перемотать вторичную обмотку, чтобы напряжение на вторичке было порядка 3-10 Вольт, а сила тока более 500 Ампер. И изготовить схему управления. Подробнее об этом напишем позже.

Видео со споттером из аккумулятора

В интернете можно много найти видео по работе со споттером из автомобильного аккумулятора. Одно из них:

Как сделать споттер из акб и втягивающего реле своими руками


Если ваша деятельность, так или иначе, связана с исправлением геометрии деталей на кузове автомобилей, лучшим помощником в этом вопросе станет споттер. Этот аппарат, с помощью которого осуществляется точечная сварка, поможет вам вернуть изначальное состояние таким кузовным деталям, как:

  • двери;
  • заднее или переднее крыло;
  • пороги, арки.

Главное преимущество использования споттера для кузовного ремонта, заключается в возможности аппарата осуществить выравнивание поверхности, имея доступ лишь к ее внешней части. Это позволяет осуществить ремонт любой конструкционной детали. Оснащен такой аппарат обратным молотком.

Принцип работы устройства таков: он приваривается к металлической поверхности автомобиля и при помощи точечного воздействия сантиметр за сантиметром вытягивает металл.

Вся работа происходит быстро и не требует засверливания технологических отверстий, которые предназначаются для правки металла. Кроме того, не нужно крепить к кузову автомобиля дополнительные комплектующие.

Если вы занимаетесь ремонтом авто, у вас, скорее всего, наблюдается большой поток клиентов. Чтобы ускорить работу по выравниванию вмятин, вам требуется:

  • купить споттер;
  • изготовить его самостоятельно.

Сделать споттер своими руками довольно реально, воспользовавшись верной схемой.

Причем самодельный споттер ничем не будет уступать покупному, вот только обойдется вам в несколько раз дешевле. Все, что требуется — старый аккумулятор большой мощности.

Необходимый материал

От знакомых работников автосервиса можно нередко услышать, что аккумуляторный споттер ничем не уступает обычному. Брать для него желательно старый аккумулятор: во-первых, его не жаль, а во-вторых, он будет функционировать на токе, близком к току короткого замыкания. Конечно, срок эксплуатации такого изделия будет более коротким, чем эксплуатация обыкновенного споттера, однако потраченные на покупку деньги с лихвой покроются сниженными затратами на ремонт авто.

Чтобы изготовить аккумуляторный споттер, вам понадобится:

  • аккумулятор. Подойдет модель на 75А/ч и выше;
  • втягивающее реле. Воспользуйтесь комплектующей от стартера авто;
  • зарядка для аккумулятора;
  • провод из меди с сечением больше 100 м 2 ;
  • обратный молоток. Его может заменить пистолет, приваривающий шайбы.


Электрическая схема споттера

Споттер из АКБ и втягивающего реле подключается так, как показано на схеме, а именно:

  • на минусовую клемму подсоединяется корпус реле, а также провод длиной не больше 1,5 м. На конце провода содержится контакт, предназначающийся для корпуса детали, которая будет вытягиваться. Хорошо, если вы будете использовать контакт резьбы из меди, чтобы обеспечить минимальное сопротивление в контактном с деталью месте;
  • плюсовая клемма подсоединяется к реле своими руками при помощи болта. Второй болт от реле прикрепляет к нему провод, идущий к обратному молотку или пистолету. Плюсовой кабель не должен быть длиннее 2,5 м. Это позволит снизить падение напряжения в кабеле;
  • от плюсовой клеммы также подведите провод к контакту управления. Завершите провод кнопкой, которой и будет управляться споттер аккумуляторный. Длина проводника для кнопки не является строго фиксированной.

Втягивающее реле устанавливается на АКБ, чтобы соединить множество контактов. Если у вас есть возможность, установите разборное реле, которое вы в любой момент сможете снять и почистить. Если можно вытянуть внутреннюю его часть, она нуждается в укорачивании и завальцовке. Это предотвращает потерю штока. На этом все трансформации реле заканчиваются.

Кроме того, вам потребуется своими руками вмонтировать кнопку, чтобы управлять импульсом.

Она монтируется либо на самом проводе, либо на пистолете. Подключение детали происходит от положительно заряженного провода (в авто к этому контакту подходит кабель от замка зажигания). К свойствам самодельной кнопки нет определенных требований — нужно, чтобы она выдержала 5—7 А тока.


Втягивающее реле для аккумуляторного споттера

Также уделите внимание проводам. Эффективной работа с ними будет тогда, когда вы возьмете короткий и толстый кабель. Его длина должна быть меньше 1,5 м и ограничиваться потерями в самом изделии, ведь сварка характеризуется большими токами.

Пистолет для сваривания деталей можно соорудить своими руками даже из дерева, а фиксатор для шайб — из латуни или же меди. Можете использовать трубку от кондиционера, а на конце небольшой трубки сделать прорезь. Это даст возможность удобно вставить шайбу на место.

Перед тем как начать работу, произведите зарядку аккумулятора. Соответственно, после работы снова поставьте устройство заряжаться.

Преимущества и недостатки

Изготовленный своими руками споттер имеет такие достоинства по сравнению с покупным аналогом:

  • низкий уровень затрат при производстве аппарата;
  • возможность изготовить аппарат в домашних условиях даже при отсутствии опыта работы с электроникой;
  • возможность работы в месте, где существуют перебои с электричеством (гараже).

Однако и недостатков у самодельной техники достаточно. Среди них специалисты выделяют:

  • отсутствие временного реле;
  • постоянную необходимость заряжать аккумулятор;
  • более короткий период эксплуатации устройства;
  • коммутируемый контакт рабочего тока;
  • невозможность регулировать множество параметров, среди которых сила тока.

Чтобы понизить затраты на изготовление самодельного устройства, некоторые делают споттер из трансформатора, который стоит в микроволновой печи. Многие скептически настроены к такой технике, так как считают, что она не сможет обеспечить необходимое количество рабочего тока. Это происходит из-за меньшего размера сечения железа трансформатора. Если вам не подходит вариант с аккумулятором, можете попробовать изготовить технику из трансформатора освещения или от аппарата для сварки, произведя перемотку вторичной обмотки. Сила тока в таком устройстве должна достигать хотя бы 500 А.

Читайте также: