Шахматные часы своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

6.2.1.1. ход заканчивает игру (см. Статьи 5.1.1, 5.2.1, 5.2.2, 9.6.1 и 9.6.2) или

6.2.1.2. игрок сделал свой следующий ход, когда его предыдущий ход не был завершён.

6.2.2. Игроку должно быть разрешено нажать свои часы после сделанного хода, даже после того, как соперник сделал свой следующий ход. Время между выполнением хода на шахматной доске и нажатием часов рассматривается как часть времени, отведённого игроку.

6.2.4. Игроки должны правильно обращаться с часами. Запрещается нажимать часы с силой, поднимать, нажимать часы, прежде чем сделан ход, или стучать по ним. Неправильное обращение с часами должно наказываться в соответствии со Статьей 12.9.

6.2.5. Поправлять фигуры разрешено только игроку, чьи часы идут.

6.2.6. Если игрок не может пользоваться часами, для выполнения этой обязанности он может предложить помощника, который должен быть согласован с арбитром. Показания его часов должны быть скорректированы арбитром на справедливой основе. У игроков с ограниченными возможностями показания часов не корректируются.

6.3.1. При использовании шахматных часов каждый игрок должен завершить минимальное число ходов или все ходы в заданный период времени, включая дополнительное время на каждый ход. Все эти требования должны быть установлены заранее.

6.4. Сразу же после падения флажка необходимо проверить выполнение требований Статьи 6.3.1.

6.5. Перед началом партии арбитр должен решить, где будут установлены шахматные часы.

6.6. В установленное для начала игры время пускаются часы игрока, играющего белыми фигурами.

6.7.1. Положение соревнования должно заранее устанавливать допустимое время опоздания на игру. Если допустимое время опоздания не установлено, оно равно нулю. Любой игрок, появившийся за доской после истечения допустимого времени опоздания, проигрывает партию, если арбитр не решит иначе.

6.7.2. Если положение соревнования устанавливает определенное, не равное нулю, время опоздания, и если ни один из игроков не присутствует к началу игры, то игрок, играющий белыми фигурами, теряет всё время, которое пройдет до его прибытия, если правилами соревнования не указано иное, или арбитр не решит иначе.

6.8. Флажок считается упавшим, когда это замечает арбитр или какой-либо игрок сделает обоснованное заявление об этом.

6.9. Если игрок не завершил предписанное количество ходов за отведённое ему время, партия считается проигранной этим игроком, кроме случаев, когда применяется одна из Статей 5.1.1, 5.1.2, 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3. Однако партия признается ничьей, если позиция такова, что соперник не может поставить мат королю игрока любой серией возможных ходов.

6.10.1. Каждое показание шахматных часов считается окончательным, если только у часов нет какого-либо очевидного дефекта. Шахматные часы с очевидным дефектом должны быть заменены арбитром, который должен принять наилучшее решение при определении времени, которое должны показывать часы, заменившие неисправные.

6.10.2. Если во время игры будет обнаружено, что установка времени на одних или обоих часах была неправильной, игрок или арбитр должен немедленно остановить часы. Арбитр должен выставить правильную установку часов и, если необходимо, скорректировать время и счетчик ходов. При определении времени для новой установки часов он должен принять наилучшее решение.

6.11.1. Если партию необходимо прервать, арбитр должен остановить часы.

6.11.2. Игрок может остановить часы только для того, чтобы обратиться за помощью к арбитру, например, для получения отсутствующей фигуры при превращении пешки.

6.11.3. Решение о возобновлении игры должен принимать арбитр.

6.11.4. Если игрок остановил часы, чтобы обратиться за помощью к арбитру, арбитр должен определить, есть ли у игрока какая-либо обоснованная причина для этого обращения. Если у игрока нет обоснованной причины для остановки часов, то игрок должен быть наказан в соответствии со Статьей 12.9.

6.12.1. В игровом помещении разрешается использовать экраны, мониторы или демонстрационные доски, показывающие текущую позицию на шахматной доске, ходы и число сделанных/заверенных ходов, и часы, показывающие также количество сделанных ходов.

6.12.2. Игрок не может делать заявление, ссылаясь только на представленную таким образом информацию.


О чем эта статья:

Для чего нужны часы в шахматах

До 1851 года партии не ограничивали во времени. Иногда участники шахматных турниров могли использовать его как оружие для победы в турнире. Например, специально затягивали ходы, чтобы измотать противника. Так, одна партия могла продолжаться 10 часов. Чтобы решить эту проблему, в шахматах ввели часы. Их задача — отмерять время, которое заложено правилами, на ход каждого из игроков.

Часы используют в разных видах шахмат. В каждом из них есть свое ограничение по времени. Например:

пуля — быстрая партия, в которой на 40 ходов каждому игроку дают по 3 минуты;

блиц — игра, в которой шахматисты должны cходить 40 раз за время от 3 до 10 минут;

быстрые шахматы — в такой партии каждый игрок получает по 10 минут на 40 ходов.

В классических шахматах продолжительность партии зависит от правил турнира. В среднем каждый игрок получает по 2 часа на 40 ходов и еще от 30 минут до часа до конца игры.

Чем уникальны шахматные часы

Часы для контроля времени в шахматах отличаются от тех, к которым мы привыкли. Они состоят из двух часовых механизмов, которые работают по очереди. Когда один игрок заканчивает ход, он нажимает кнопку. Его часы останавливаются, а время противника начинает идти. И так по кругу, пока партия не закончится. На каждом механизме заранее выставлено время, которое участник может потратить на ходы.

Другая особенность таких часов — их прочность. Иногда игроки, в которых за время партии в шахматы накапливается напряжение, сильно бьют по кнопке. Корпус часов должен быть прочным, чтобы выдержать это. И еще одна деталь: игроки должны слышать ход часов, но не настолько, чтобы отвлекаться. Из-за этого тиканье часов для шахмат вкрадчивое и нешумное.

Какие бывают часы для шахмат

В разные периоды истории шахмат пользовались тремя видами часов: песочными, аналоговыми (механическими) и цифровыми. Давайте поговорим о том, чем уникален каждый из них.

Песочные часы

Это первые часы, которые начали использовать во время партий. В них не было ничего хитрого — обычные часы для каждого игрока, которыми отмеряли время для ходов. Сейчас такими не пользуются — разве что любители историчности в настольных играх, которые хотят прочувствовать дух шахмат XIX века.

Аналоговые (механические) часы

Механические часы пришли на смену песочным в 1900 году. Их разрабатывали специально для шахмат, и это можно увидеть по их строению. Теперь шахматные часы, как мы писали выше, предстали в виде соединенных механизмов с двумя циферблатами, которые отмеряют время сразу для обоих игроков.

Точка отсчета времени на таких часах — 12:00. Минутная стрелка стартует из этого положения и постепенно приближается к флажку — специальной стрелочке вверху циферблата. Когда минутная стрелка доходит до флажка, он приподнимается, а потом под собственным весом падает в начальное положение. Если у игрока упал флажок, это означает, что у него закончилось время на ходы

Электронные (цифровые) часы

Когда в мире появились бытовые электронные часы, похожее ноу-хау пришло и в мир шахмат. Эти часы похожи на механического предка: игроки также нажимают кнопки, чтобы остановить время для себя и запустить для оппонента. Есть и различия: флажков в них уже нет — им на смену пришел таймер обратного отсчета.

У таких игровых часов появились и новые функции. Современные модели могут:

сообщать сигналом о том, что время подходит к концу;

считать ходы игрока;

останавливаться, когда время заканчивается;

работать по разным схемам контроля времени в шахматах: часы Фишера, часы с задержкой, шахматные песочные часы и т. д.;

следить за периодами в партии и переносить время игроков в новый период, когда текущий закончился.

Как подбирают часы для шахмат

Не всякие часы подходят для турниров по шахматам. Чтобы во время состязания не случалось казусов, ФИДЕ разработала правила, по которым проверяют шахматные часы. Давайте познакомимся с некоторыми из них:

Если часы работают на батарейках, на их дисплее должен быть символ низкого заряда.

Часы должны проработать еще минимум 10 часов после того, как загорится этот символ.

Экран часов должен быть виден с 3 метров, а бегущая на них стрелка или цифры — с 10 метров.

Часы подойдут, если их легко настроить, а инструкция понятно написана.

5 советов, как играть в шахматы с часами

Если вы планируете стать участником турнира или просто поиграть в шахматы с часами, вот несколько советов, как с ними обращаться:

Самое очевидное — не забывайте нажимать кнопку на часах, когда закончили ход.

Следите за тем, не проиграл ли ваш соперник по времени. Это ваша обязанность по правилам шахмат.

Нажимайте кнопку на часах той же рукой, которой перемещали фигуры. Заранее держать палец на ней нельзя.

Не поднимайте часы и старайтесь не прилагать много сил, когда нажимаете на кнопку.

Заранее узнайте, какое ограничение по времени ждет вас на игре.

Схема шахматных часов

Казалось бы сейчас можно купить любое электронное устройство. Но, такой простой вещи как шахматные часы в продаже не оказалось. Пришлось напрячь радиолюбительскую смекалку, и через несколько минут древнейшего способа стимулирования работы мозга (почесывания затылка) возникла идея сделать шахматные часы из двух кварцевых часовых механизмов.

Примем за исходное состояние когда оба будильника выключены. Триггер D1.3-D1.4 находится в состоянии нуля на выходе элемента D1.3. Диоды VD5 и VD6 открыты и шунтируют базы транзисторов VT1 и VT2.

Поэтому оба транзистора закрыты независимо напряжений на выходах элементов D1.1 и D1.2. Диоды VD3 и VD4 создают напряжения смещения на эмиттерах транзисторов, чтобы обеспечить их надежное закрывание.

Для того чтобы выйти из этого положения нужно нажать кнопку S1 или S2. При этом включается только соответствующей данной кнопке будильник. При нажатии S1 или S2 происходит не только переключение состояния триггера D1.1-D1.2, но и при помощи диода VD1 или VD2 происходит переключение триггера D1.3-D1.4 в состояние логической единицы на выходе D1.3. Это приводит к закрыванию диодов VD5 и VD6, и прекращению шунтирования базовых цепей транзисторов VT1 и VT2.

Дальше переключать будильники можно поочередными нажатиями кнопок S1 и S2, причем нажатия могут быть любой продолжительности и даже с дребезгом, так как после нажатия одной кнопки состояние триггера может изменить только нажатие другой кнопки.

Остановка всех - нажатием кнопки S3.

Все кнопки - замыкающие без фиксации. Используются кварцевые будильники Kansai с отключенным звуковым сигналом. Элементы питания удалены, и согласно полярности будильники подключены параллельно соответствующим светодиодам.

Светодиоды красные, можно заменить другими с напряжением падения 1,4-1,7V. Диоды можно заменить на КД522, КД521, 1N4148. Транзисторы - любые аналоги. Микросхему К561ЛА7 можно заменить на К176ЛА7.

Урок 17 Шахматные часы

Шло время, и были придуманы первые маятниковые шахматные часы (на рисунке). Первый контроль был 15 ходов на 1 час. Спустя время, появились более продвинутые механические часы, электронные, началось развитие шахматных правил с использованием шахматных часов и разного контроля времени.

Сейчас существует несколько разновидностей контроля времени (пуля, блиц, рапид, классика) и на каждый есть свои поправки в шахматных правилах ФИДЕ.

*Пуля – от 1 до 2 минут на партию обоим соперникам. В официальных соревнованиях данный контроль не применяется, но он достаточно популярен среди игроков онлайн сервисов.

*Рапид – всем также известен как быстрые шахматы, контроль времени на партию от 15 до 45 минут. Данный контроль является официальным для проведения многих шахматных турниров.

*Классика – 2 часа на 40 ходов, затем 1 час на следующие 20 ходов и ещё 30 минут до конца партии, либо 2 часа на 40 ходов, после чего сразу от 30 минут до 1 часа до конца партии.

Играя в шахматы используя шахматные часы рано или поздно у одного из шахматистов остается пару минут до конца партии (рапид и классика), а контрольный ход еще не сделан, такое положение называется – цейтнотом.

Если вы играете в первый раз на часы в шахматы, то можем дать пару советов:

  1. Никогда не спешите, даже если играете в блиц. Как бы не звучало это странным, но в среднем на партию тратиться до 60 ходов если это к примеру, поделить на 10 минут (600 секунд : 60 ходов) 10 секунд на 1 ход, а это не так уж и мало.
  2. Не смотрите на часы, просто играйте в шахматы, так как каждый раз, когда вы смотрите на часы вовремя своего хода вы за партию тратите в среднем 1 минуту своего драгоценного времени.
  3. Не волнуйтесь, даже если и проиграли по времени, так с практикой к вам придет чувство времени, и вы будете знать сколько вы тратите времени на ход и будете меньше проигрывать.

На этом наш шахматный урок подошел к концу, если возникли вопросы или есть чем дополнить, оставляйте свой комментарий ниже статьи.

Читайте также: