Сенсорные дорожки для пальчиков своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

В группе №4 компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи учитель-логопед – Шерешкова Ольга Вячеславовна и воспитатели – Тарасова Любовь Ивановна и Найденова Елена Викторовна активно используют в работе с детьми пальчиковые дорожки и тантамарески.

Пальчиковые игрушки – тантамарески – это фигурки из бумаги, картона, фетра, с вырезанными в них отверстиями для пальчиков. Игрушки – тантамарески, это прекрасное дидактическое пособие, которое способствует овладению навыками мелкой моторики, помогает развивать речь, повышает работоспособность коры головного мозга, способствует развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. Совместно с тантамаресками удобно и целесообразно использовать пальчиковые дорожки (сенсорные) – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Ребенок вместе со взрослым проговаривает или слушает короткие стишки или рифмованные строчки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков (идут по дорожкам). Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковые шаги как игру, к тому же на пальчиках находится куколка, поэтому выполняет все с удовольствием.

Департамент
образования города Курска

МБДОУ Детский сад №105

СМЫШЛЁНОК. Шьем из фетра. Мастер-классы

СМЫШЛЁНОК. Шьем из фетра. Мастер-классы

СМЫШЛЁНОК. Шьем из фетра. Мастер-классы запись закреплена

🐇

Сенсорные дорожки (шагалочки) "Зайчик"

Как известно, игры с пальчиками не только готовят руку ребенка к письму, но и развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи.

Вначале попросите ребенка "прошагать" по дорожке указательным и средним пальчиками, представляя, например, что зайчик пошел в гости по дорожке, или за морковкой на огород и т.д.

✌

Обратите внимание, что шагая пальчиками по сенсорной дорожке, ребенок не должен опускать локти на стол. Шагая пальчиками, ребенок должен работать и кистью руки в запястье, что поможет ему выполнить сложные шаги.

Постепенно можно усложнять задание и предлагать шагать такими пальчиками:
указательным и безымянным,
указательным и мизинцем,
большим и указательным,
большим и средним,
большим и безымянным,
средним и безымянным,
средним и мизинцем,
безымянным и мизинцем.

Продолжайте заниматься, даже если у ребенка возникают трудности, особенно при шагании безымянным пальчиком и мизинцем. Со временем все получится!

Следующим по сложности будет одновременное "шагание" пальчиками двух рук в одном направлении. Еще более сложным - разнотипное "шагание" палчиков двух рук. Например, левая рука идет по дорожке вверх, правая - вниз. Либо у левой руки работают указательный и средний пальчик, у правой - указателный и безымянный.

Возможностей для игр с такой казалось бы простой игрушкой очень много! А вот еще и дополнительные игры с сенсорными дорожками:
1. Находим пуговки, одинаковые по размеру и цвету.
2. Считаем пуговки (все вместе или определенного цвета, формы).

В комплект входят:
три сенсорные дорожки,
игрушка-шагалочка,
мешочек для хранения.

Стоимость набора - 490 руб. Дополнительные сенсорные дорожки + 70 руб. к стоимости

Мы на пару месяцев пропадали по причине не самой приятной, сломали руку, которая впоследствии неправильно срослась, и пришлось делать операцию, а затем снова гипс. Намучались. Теперь вот восстанавливаемся, разрабатываем и играем. Стараемся побольше уделять внимания развитию мелкой моторики, так как два месяца пальчиками почти и не шевелили. Вдохновившись замечательной книжечкой "Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики" (странички можно посмотреть здесь), смастерила Даюше таких вот пальчиковых персонажей.


Как нам с вами известно все манипуляции с пальчиками не только готовят руку ребенка к письму, но также развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи . Это я к тому, что такие игры актуальны для любого малыша, а не только сломавшего руку)).

У нас получилось четыре персонажа: Кришна с Баларамой, Радхарани и Лалита. Кришна со старшим братом с просторов интернета, а вот замечательных гопи нарисовала матаджи Анастасия Клубкова (по ссылке и другие жители Вриндавана авторства Анастасии, мы к этим милым рисункам давно питаем нежные чувства).

Мы просто распечатали две фото в терминале для печати фотографий - нужный размер 10х15 см - при том, что руки у сына достаточно крупные - так что смело должны для деток 3-4 лет подойти (а девочкам и на 5 лет - пальчики наверняка изящнее наших)).


Конечно, нужно нижнюю часть (собственно, ноги) у мальчиков-пастушков отрезать, чтоб ребенку было удобно их надеть на свои пальчики. У нас отрезаны по краю "хвоста" пояса. Не бойтесь немного согнуть картинку прямо на руке в районе отверстий так, чтоб она приняла нужное положение, а не смотрела параллельно столу.

Для начала играть ведущей рукой. Ключевое слово здесь, кстати, играть. Не нужно принуждать ребенка к чему-то, лучше просто вовлечь его в игру. При регулярных занятиях постепенно подключается и вторая рука, причем самое важное, чтоб ребенок ходил двумя руками одновременно - так работают оба полушария. Ни локти, ни кулачки не должны лежать на столе, шагают только пальцы. Причем указательным и средним шагать проще всего и удобнее для пальчиковой куклы. Но в самой методике пальчиковых шагов - шагают всеми пальцами по-очереди, даже мизинцем и безымянным!

Мы начали с того, что устроили дома миниатюрную Ямуну из листа голубой бумаги. Далее проложили камни и кочки от одного берега к другому - это уже отличная деятельность для ребенка - создавать особый мир для игры. У нас был пластилин и большие фасолины.


А потом стали придумывать разные поводу для того, чтоб Кришне сбегать с одного берега на другой. То на встречу к Радхарани, то теленка позвать, то сбегать сразиться с демоном, то масла горшочек стянуть у гопи, то вернуться и пообедать с пастушками, то вновь бежать к Радхарани, чтоб покачаться на качелях.


Когда нужно было бежать обратно, мы просто крутили лист на столе, разворачивая его нужным берегом. Очень здорово можно бегать по мостикам через реку - смастерив их из палочек от мороженого или из макарон пенне. В самом крайнем случае - просто нарисуйте дорожки из кружков на белом листе бумаги, чтоб ребенок заинтересовался процессом шагов, так как просто ходить по пустому столу вряд ли кому-то будет интересно. Все непременно нужно обыграть!


Сразу скажу о том, как надеть на руку куколку-гопи, которая непременно носит сари и делать отверстия для пальцев, конечно же, немыслимо. В этом случае нужно приклеить (у нас на ПВА) широкую полоску бумаги так, чтоб она была побольше ширины платья. Проще показать на фото.


Получится такая петелька-дуга для пальцев, это нужно для того, чтоб пальчиками можно было шевелить. Чем длиннее полоска, тем комфортнее будет малышу. Но все же именно шевелить во все стороны чтоб - это виртуозно получается у пастушков, у гопи амплитуда движений все же поскромнее, но совсем без гопи было бы уже не то.

А вот если вместо бумаги приделать небольшую резинку с обратной стороны, тогда, наверно, будет еще удобнее, и пальчикам свобода движений обеспечена.


Гопи, конечно же, любят собирать цветы. У нас это экспресс-вариант сенсорной дорожки с приклеенными стразами в форме цветов. А можно сделать дорожки из пуговиц (пришивать их к фетру), тем более что пуговки сейчас всех форм и размеров - и цветочки, и звездочки и проч.


Из чего еще сделать сенсорную дорожку для пальчиковых шагов? Кружочки от липучек (колючей стороной), пушистые помпоны, полоски наждачной бумаги, крупные бусины, кружочки бархатной бумаги и все интересное на ощупь.

Мы же еще и разные сюжеты из лил Кришны старались впелести в нашу игру. Например, обыграли встречу Кришны и Радхарани в небольшой лесной беседке. Для пущей эффективности сенсорного развития дорожки усыпали (на ПВА) мелкими вриндаванскими камушками (гречкой).


Раньше мы особенно и не обсуждали тот момент, что Радхарани и Кришна встречаются в беседке тайно. Это совсем не малышовая тема, как по мне. Но сегодня немного поговорили об этом в процессе игры, и с таким интересом ребенок бегал по этим гречневым дорожкам своими пальчиками, так как игра сразу приобрела особую атмосферу таинственности и загадочности, которую так любят дети.



Все же очень важно стараться быть немного волшебником или хотя бы сказочником для своего ребенка. Хотя бы иногда забывать о делах и соцсетях на 15 минут и с головой погружаться в игру. Это так здорово, наблюдать за тем, как загораются глазки твоего ребенка в момент, когда ты рассказываешь ему какую-то удивительную историю о Кришне. Что-то совсем небольшое даже, но очень сокровенное, по секрету. Или каждый день придумывать разные волшебные ситуации, в которых крепнет вера в могущество Маха-мантры, чтоб дети знали, что она сильнее всех заклинаний и волшебных слов. Играете вы так? У нас бабушка специалист просто по таким играм.


Ну и еще одна игра, которую мы перенесли со спортивной площадки в разряд пальчиковых игр. Вы же знаете о том, что подобно обычным детям Кришна с Баларамой и другими мальчишками любят погонять футбол, пока пасут телят? А чем играют они? Да, плодами дерева бел. Вот и мы убрали в сторону мячики и сыграли фундком ( из всего, что было дома, оказались самыми подходящими плодами).


Какие важные моменты еще. Не класть локти на стол. Кисти держать как на фото выше. То есть кулачки должны быть в воздухе, только шагающие пальцы касаются стола. Если заинтересуетесь этой темой, очень советую просмотреть книжку, ссылку на которую дала в самом начале поста (в Лабиринте можно посмотреть все странички онлайн, самая важная о правилах постановки рук).

Движение – главное условие нормального роста и развития организма. Двигательная активность организма или отдельных органов называется моторикой (лат. Motus – движение). Различают крупную моторику (это разнообразные движения рук, ног, тела, т.е. по сути, любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве) и мелкую моторику (движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать их из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук), а также моторику определенных органов (например, моторика желудочно-кишечного тракта).

Сегодня хочется остановиться на развитии мелкой моторики.

Добиться этого поможет развитие мелкой моторики, инструментом которой и являются пальчиковые игры.

В настоящее время на рынке пособий для развития ребёнка в большом разнообразии представлены книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. И это неспроста. Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё лет 20 назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать и пр. Сейчас же многие такие действия ушли из обихода в связи с ненадобностью, их с успехом заменила техника, либо повышение уровня жизни вывело некоторые из них за черту необходимых. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов — ножниц, иголки, лопатки и др., застёгивание и расстёгивание застёжек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.

Как же рука изучает, обследует предметы?

  1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т. д.
  2. Постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах материалов.
  3. Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д.
  4. Надавливание даёт возможность определить, мягкий предмет или твёрдый, из какого материала сделан.
  5. Ощупывание поглаживанием даёт возможность определить свойства поверхности.

Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

20190211_162214_resized.jpg

Ребенок вместе со взрослым проговаривает или слушает короткие стихи или рифмованные строчки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковые шаги как игру и с удовольствием выполняет все.

20190211_163114.jpg

Как играть?

Для начала играть ведущей рукой. Не нужно принуждать ребенка, лучше просто вовлечь его в игру. Ребенок и взрослый – это партнеры по игре. Малыш должен видеть мамину заинтересованность, тогда и ему будет весело. При регулярных занятиях постепенно подключается и вторая рука, причем самое важное, чтоб ребенок ходил двумя руками одновременно – так работают оба полушария. Ни локти, ни кулачки не должны лежать на столе, шагают только пальцы. Причем указательным и средним шагать проще всего. В самой методике пальчиковых шагов – шагают всеми пальцами по очереди, даже мизинцем и безымянным!

image.jpg

Пальчиковые игры просты и эмоциональны, отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей и их деятельность. Проговаривание рифмованных строчек одновременно с движением пальцев обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие, благотворно влияет на развитие познавательных способностей, памяти, творческого воображения. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.

Очень важно стараться быть немного волшебником или хотя бы сказочником для своего ребенка. Хотя бы иногда забывать о делах на 10-15 минут и с головой погружаться в игру. Это так здорово, наблюдать за тем, как загораются глазки твоего ребенка в момент, когда ты рассказываешь ему какую-то удивительную историю.

Читайте также: