Сенсорные цифры своими руками

Обновлено: 04.07.2024

Детский сад выполняет много разнообразных функций, но одной функцией особенно заинтересованы родители - в подготовке будущих первоклассников. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Для современного этапа развития школьного математического образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному обучению.

Цель: Формирование у детей знаний о составе чисел в пределах десяти.

Актуальность: Я считаю данное дидактическое пособие актуальным для решения математических задач, так как знание состава чисел для будущих школьников, является важным умением в математике.

С помощью данного пособия можно развить у ребенка математические способности, логику, мышление, память, мелкую моторику.

Используя арифметическую линейку в индивидуальной работе с детьми, можно решить несколько задач:

- решение арифметических примеров на сложение и вычитание в пределах первого десятка.

Варианты использования арифметической линейки в работе с детьми старшего дошкольного возраста ( 5-7 лет)

Например : назови соседей числа 7



1,2,3,4 и т.д. по порядку , объясняем ребенку - это прямой счет







Для изучения и закрепления цифр и чисел проводятся различные игры.

Использую линейку для изучения образования чисел от1 до 10.

Например : образование числа 7.

6 ,5,4,3,2,1 – верхний

1,2,3,4,5,6 – нижний ряд

4. Решение примеров на сложение и вычитание

Использую на закрепление выполнения арифметических действий на сложение и вычитание.

Если на сложение (+), то обращаем внимание на нижнюю часть линейки (на числа красного цвета), если на вычитание (-), то на верхнюю часть линейки (числа синего цвета).

Примеры на вычитание можно решать и другим способом









Изготовить такую линейку самостоятельно очень просто.

Для работы нам потребуется :

2) 2 полоски с числовым рядом (прямой - красного цвета и обратный счет синего цвета);

3) прозрачный и двухсторонний скотч;

4) цветные 5) ножницы;

7) белый картон для укрепление числовых лент.

Наклеить прозрачным скотчем для прочности.




Сворачиваем полоску нужной ширины (ширина должна соответствовать ширине цифры) цветного картона пополам.









Данный тренажер можно изготовить по количеству детей в группе (для индивидуальной работы) и одну большую (для демонстрации).



Детей данное пособие заинтересовало, надеюсь, заинтересует и Вас!

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Развивающая книжка — это удивительное пособие. Сделанное своими руками с любовью, оно хранят в себе частичку души и тепло рук мастера. С его помощью можно играть и учить ребенка одновременно.

Это веселое, интересное и комфортное обучение! Творческие, а главное полезные задания, разработанные в соответствии с ФГОС ДО, в которых учтены психологические особенности дошколят. Позволяет развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация и умение применять полученные знания. Пособие рекомендовано детям от 3 до 5 лет.

Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи).

Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие.

В младшем дошкольном возрасте восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава – зеленая, лимон – кислый и желтый.

Память детей дошкольного возраста непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы

Непроизвольное внимание – преобладающее на протяжении всего дошкольного детства.

Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Мышление детей с самого начала и на всём протяжении развития формируется на основе богатого чувственно-наглядного и действенного опыта. Поэтому оно имеет наглядно-образный характер. На уровне конкретного мышления дети объединяют предметы в целостные группы. Выделение существенных признаков предметов на основе отмеченного ребёнком сходства между ними является высшей ступенью наглядного мышления.

В воображении воспроизводится только то, что оказало на ребенка сильное эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным. Воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.

Таким образом, рассмотрев некоторые особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста нам взрослым, не следует забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна поддержка взрослых, их умное руководство и организация.

Уникальность книг - в их эксклюзивности, не похожести одной на другую, каждая создаётся в единственном экземпляре.

Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода и т. д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть.

Ребенок может искать предметы, спрятанные в углублениях или кармашках книги, и, найдя какой-либо предмет, испытывать радость.

Данное пособие позволяет развивать у детей сенсорные способности, являющиеся основой успешного овладения любой деятельностью.

Установлено, что большинство человеческих способностей имеют ярко выраженную сенсорную основу. Познание ребенком окружающей действительности, прежде всего, основывается на ощущениях и восприятиях. Ребенок узнает об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, представления, мышление. Таким образом, восприятие составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития ребенка, в том числе и коммуникативного.

Основная цель тактильных книг - формирование целостной картины мира и познавательного интереса к нему у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

- расширять представления детей об окружающем мире;

- развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь;

- обогатить словарь детей новыми словами;

- формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму;

- воспитывать познавательный интерес, усидчивость.

Это методическое пособие в большей части может использоваться для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Книжка-малышка изготавливалась с учетом возрастных особенностей детей.

Пособие представляет собой мягкую и приятную на ощупь книжку, состоящую из 7 страниц и изготовленную из ткани и фетра, размером 22 на 16 см. На обложке изображен круг с плоскостными изображениями овощей и фруктов.

Данное пособие воспитатель может использовать для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по закреплению пройденного материала, а также предоставлять детям эти книжки для индивидуальных игр.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Пособие позволяет решать задачи в совместной деятельностивзрослого и детей и самостоятельной деятельности детей как в рамках непосредственной образовательной деятельности(НОД), так и при проведении режимных моментов, в частности при организации игровой деятельности дошкольников.

1. Оригинальность идеи - создание игрушки в форме мягкой книжки.

2. Вариативность предложенных игр и упражнений позволяют решать комплексно обучающие, развивающие и воспитательные задачи: развивать разговорную речь, логическое и модельно-конструктивное мышление, сенсорные функции, мелкую моторику, тактильную чувствительность, творческое воображение, воспитывать умение играть в парах.

3. Широкий спектр использования пособия, его полифункциональность: помимо представленных методических рекомендаций педагоги могут применять данное пособие при организации образовательного процесса по другим образовательным областям.

4. Эстетическая привлекательность пособия, необычность позволяют сделать познавательный процесс для детей увлекательным.

5. Предложенный материал подобран в соответствии с программными задачами.

6. Данное пособие может быть предложено родителям для занятий с ребенком дома.

К каждой странице тактильной книги подобраны дидактические игры, художественное слово (стихи и загадки) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Дидактические игры, загадки и короткие стихипро овощи, и фрукты представлены в виде картотеки.

Картотека дидактических игр:

Задачи:обогащать представления и опыт детей в соответствии с содержанием дидактической игры

- развивать интерес к игровой деятельности с взрослыми и сверстниками

Дидактическая задача. Найти предмет по слову-названию.

Правила. Искать предмет соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту.

Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Игровое действие. Поиск на ощупь спрятанного предмета.

Правила. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.

Оборудование. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие.

Задача: уточнить представление детей об основных цветах, учить образовывать прилагательные, обозначающие признак предмета по цвету.

Дидактическая задача. Найти овощ по цвету.

Игровое действие. Взять в руки овощ и назвать его цвет.

Правила. Назвать цвет овощей, предложенных воспитателем или выбрать самостоятельно овощ и назвать его цвет.

На картинку книжки посмотри,

Какой по цвету овощ, ты скажи.

(Красный помидор, зеленый огурец и т.д.)

Задача: уточнить представление детей об основных геометрических фигурах, активизировать словарь существительных.

Дидактическая задача. Узнать овощ или фрукт и сказать, на какую фигуру он похож.

Игровое действие. Поиск предмета нужной формы.

Правила.Взять овощ или фрукт назвать его форму, при затруднении приложить к геометрической форме.

Ход игры. На картинки посмотри,

Какой по форме овощ (фрукт), ты скажи.

(Круглый помидор, овальный огурец, треугольная морковь и т.д.)

Задача: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

Дидактическая задача. Узнать какой лишний предмет.

Игровое действие. Поиск лишнего предмета.

Правила. Назвать овощ или фрукт лишний в предложенном ряду.

Ход игры. На картинку посмотри,

Предмет лишний назови

И свой выбор объясни.

Помидор, огурец, яблоко, морковь.

Помидор, перец, редиска, огурец.

Огурец, помидор, кабачок, баклажан.

Задача: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Дидактическая задача. Ласково произносить названия овощей и фруктов.

Игровое действие. Воспитатель произносит название овоща, дети называют его ласково.

Правила. Произнести название овощей и фруктов с ласковой интонацией.

Ход игры. Ты дружочек не зевай,

Да словечко приласкай.

(Помидор – помидорчик, огурец – огурчик и т.д.)

Задача: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Дидактическая задача. Правильно сказать, где один предмет, а где много.

Игровое действие. Поиск, где много предметов, а где один.

Правила.Искать, где много предметов, а где один

Ход игры. Мы волшебники немного,

Был один, а станет много.

(Помидор – помидоры – много помидор и т.д.)

Дидактическая задача. Сказать правильно.

Правила.Согласовывать существительные с числительными

Ход игры. Сколько их – всегда мы знаем,

Хорошо мы все считаем.

(Один помидор – два помидора – пять помидор и т.д.)

Задача: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.

Дидактическая задача. Сказать правильно.

Игровое действие. Овощ или фрукт положить в кувшин и назвать, из чего сделан сок.

Правила. Правильное употребление относительных прилагательных

Ход игры. Вот предмет, а из чего,

Люди сделали его.

(Сок из моркови – морковный сок и т.д.)

Задача: учить подбирать прилагательные к существительным.

Дидактическая задача. Подбирать прилагательные к существительным.

Игровое действие. Описание овощей, какой овощ?

Правила. Дети по очереди называют признак предмета.

Ход игры. Дети все на свете знают,

Что каким у нас бывает.

Помидор какой? – красный, круглый, большой, сочный, сладкий. И т.д.

Задача: учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Дидактическая задача. Рассказать об овоще, какой по форме, цвету и на вкус.

Игровое действие. Описание овощей

Правила. Смотреть на опорные картинки.

Ход игры. На овощ посмотри,

По схеме расскажи.

По порядку говори,

Ничего не пропусти.

(цвет, форма, размер, вкус)

Например: Это помидор. Он красного цвета. Круглой формы. Большого размера. На вкус сочный и сладкий.

Задача: развивать у детей мышление, учить классифицировать овощи и фрукты.

Дидактическая задача. Найти фрукты и овощи.

Игровое действие. Поиск овощей и фруктов.

Правила. Найти фрукты и положить их в кувшин, а овощи в кастрюлю.

Ход игры: лисичка пришла домой и решила сварить суп. Лисичка знала, что суп варят из овощей, но что это за овощи лисичка не знала. Помогите лисичке выбрать только овощи (положить в кастрюлю только овощи, по аналогии фрукты)

Задача: развивать у детей логическое, аналитическое мышление, сообразительность.

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он…

Обжигает… Не лимон.

Как на грядке под листок

Вкусный овощ маленький.

Скрылась в подвале,

Ярко-жёлтая на цвет,

А коса-то, как букет.

Надела уйму юбок.

Стоит как балерина,

Из листьев пелерина.

Он зеленый и большой

Я полью его водой

Как огромный карапуз

Я — сладкий, рос на юге

как солнышко в листве.

Оранжевый и круглый,

я нравлюсь детворе.

Этот вкусный желтый плод

К нам из Африки плывет,

Обезьянам в зоопарке

Пищу круглый год дает.

Все о ней боксеры знают

С ней удар свой развивают.

Хоть она и неуклюжа,

Но на фрукт похожа ..

Раскололся тесный домик

на две половинки.

И посыпались в ладошки

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая!

Ее тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой.

Круглое, румяное, я расту на ветке,

Любят меня взрослые и маленькие детки.

Она прячется от солнца

Под кустом в глубокой норке,

Бурая – не мишка,

В норке - но не мышка.

Картотека стихов про овощи и фрукты

Задачи: создать условия для развития речи, образного мышления, воспитывать желание слушать и повторять услышанные стихи про овощи и фрукты.

У морковки красный носик,

Сочный, вкусный, сладкий плод.

А зелёный пышный хвостик

Блеск на кожице атласной.

Стоп! На грядке – светофор!

Это светит ярко-красный

Сочный спелый помидор

Тыква наша растолстела,

К сентябрю позолотела

Стала цвета медяка.

У капусты платьев шилось

Штук, наверное, пятьдесят,

Их одела, нарядилась,

Как красив её наряд!

Вот зелёный огурец,

И пупырчатою кожей,

На лягушку чуть похожий.

Друг от дружки близко-близко

Им бы всем купить расчёски

К модным хвостикам-причёскам!

Ох, сидит в земле и крепко

Наша сказочная репка!

Помоги, не стой, не смейся,

Овощ тянем всем семейством!

Папе я не понарошку

Помогал копать картошку:

Пол ведра – мой ценный вклад,

Не картошка – просто клад!

Кто лежит такой пузатый

И в рубашке полосатой?

Это вам не пустячок,

Это чудо - кабачок!

Мы редиску поливали,

Когда вырастет, все ждали.

Со сметанкой, очень вкусно,

С добавлением капусты!

У меня есть друг,

Он – от семи недуг!

Это - вкусный и полезный,

Желто - золотистый лук!

Каждая тактильная книжка - это ручная работа, результатом которой является восторг и радость. Мы стремимся делать книги максимально интересными и развивающими, что бы каждый ребёнок мог погрузиться в увлекательное путешествие по задуманному сюжету. Научиться новому и на каплю больше узнать этот Мир.

Изучение и восприятие разных величин, помогает освоить основные цвета, геометрические фигуры, цифры и счет, буквы алфавита, формируют базовые математические представления, развивают логическое мышление, речь, внимание и усидчивость.

Яркая, красивая тактильная книжка, сделанная с душой, будет радовать каждого ребёнка. Ребёнок будет играть с ней, и делать новые открытия снова и снова.

Играть и учиться с книжкой интересно. Ребёнок не просто смотрит и листает книжку, но и перемещает предметы, пуговки, петельки, шнуровки, липучки, молнии, кнопки, крючки, перетяжки и…развивается!

Книга служит людям много веков. За всю историю своего существования она не раз меняла внешний вид. Современная книга обрела новый облик. Не умаляя её достоинств, однако, следует отметить, что именно общение с книгой, страницы которой буквально оживают в руках, способствует развитию воображения и фантазии ребёнка, подвигает на поиски нового и интересного в окружающем мире.

Особые книги-нашим детям!

1. Виноградов Н. Ф., Куликова Т. А. “Дети, взрослые и мир вокруг” М., Просвещение 1993.

Для украшения пространства интерьера на день рождения эффектно смотрятся объемные цифры. Для любого праздника, где отмечается важная дата, такое украшение добавит позитивную нотку.


Такие изделия вполне можно сделать в домашних условиях. Своими руками создать цифры из салфеток и картона совсем несложно. Яркие и цветные гофрированные цифры поднимут настроение гостям и имениннику. И фотографии, конечно, получатся веселее на фоне этого приятного декора.


Удивление гостей, радость и неповторимый стиль торжества не заставят себя ждать. Ниже представлена пошаговая инструкция как сделать эти удивительные цифры.


Что подготовить для поделки:

  • Цветные салфетки (желательно двухслойные);
  • Плотный картон (или пенопласт);
  • Малярный скотч;
  • Ножницы;
  • Нож канцелярский;
  • Клей;
  • Простой карандаш;
  • Степлер.
Краткое содержимое

Как сделать основу цифры

Для изготовления основы лучше взять большую коробку из плотного картона.

  1. Нарисовать контур нужной цифры. Чем крупнее цифра, тем интереснее. Высота 70 – 80 см наиболее популярна. Вырезать нарисованную фигуру нужной цифры.
  2. Теперь нужно еще одну точно такую же цифру вырезать. Одна будет с лицевой стороны, а другая с изнанки.
  3. Затем боковые детали измерить, начертить на картоне и тоже вырезать. Тщательно скрепить малярным скотчем весь каркас.
  4. А также хорошо проклеить внутренние швы, чтобы получилась прочная, устойчивая, надежная основа. И вот готова аккуратная объемная фигура нужной цифры.
  5. Кроме основы из плотного картона есть вариант использовать пенопласт.
  6. Для этого берется два пенопластовых листа. И из каждого вырезается нужная цифра канцелярским ножом.
  7. Получается две одинаковых цифры. Затем их просто склеивают между собой клеем. Такая цифра получается менее объемная, чем из картона.
  8. Зато такую основу проще и быстрее сделать. А добавить объема поможет самый пышный вариант декора, и покрытие им всей поверхности цифры.


Создание декора из салфеток

Самый простой и понятный вариант — это пышные цветочки. Заполнить лицевую сторону каркаса можно одним цветом или применить градиент.


Творческая фантазия и праздничное настроение – лучшие советники в решении этого вопроса.


Пышные цветы из салфеток

Для этого следует взять двухслойные салфетки. Далее салфетку сложить так, чтобы получился квадрат. Этот квадрат надо обрезать по краям для получения круга.


По желанию можно сделать края волнистыми. В центр круга требуется поставить закрепку степлером.


Для большего увеличения объема такого цветка хорошо использовать сразу две или три салфетки вместо одной.









Этот многослойный круг и есть заготовка для цветка. Объемность цветка зависит от количества слоев. Теперь каждый слой постепенно поднять вверх, приминая к середине.



Другие элементы для декора

Из салфеток, кроме тех цветов, можно сделать самые разные элементы:


Поддаться порыву смелой фантазии в таком деле пойдет только на пользу. Импровизация и творческая игра, как раз то, что нужно.


Закрепление декора на основании цифры

Осталось аккуратно приклеить объемные элементы на лицевую часть цифры. Нужно бережно распушить лепестки, чтобы не было пустот.

  • Фигуру по бокам можно также декорировать, как и лицевую сторону. А можно просто оклеить бумагой подходящего оттенка. Или выбрать контрастный цвет. Оформление декором всей цифры весьма эстетично выглядит.
  • Бывает кто-то, предпочитает изнанку оставить просто гладкой. Некоторые предпочитают добавить петельку для удобства перевозки, возможно она пригодится и для крепления цифры на стену. Вся цифра в декоре или не полностью, каждый решает сам на свое усмотрение.

В любом случае следует постараться максимально создать равномерный объем на лицевой поверхности праздничной цифры.


Подход всегда индивидуален при изготовлении таких украшений. Поверх готовой объемной цифры можно бабочек прикрепить. Или нанести местами блестки. Кому-то нравится добавить бусинки.


Бантики и короны для девочек тоже актуальны. А для мальчиков небольшие фигуры машинок, возможно даже персонаж из любимого мультфильма.


Полная свобода выбора мастерицам, в этом и есть прелесть творческого рукоделия.


Незатратные игрушки и тренажеры для сенсорного развития младшей группы

Детки в младшей группе учат основные цвета, определяют самые простые формы предметов и тренируют слуховой аппарат, расширяя свой опыт в плане ощущений. Дидактические забавы не должны быть сложными и длинными по времени, а атрибуты и тренажеры нужны яркие и интересные, но простые:

Простейший сенсорный коврик: просто нашиваем пуговки на плотную ткань. Детям нравится перебирать эти кружочки.

На основе сенсорного коврика делаем тренажер: изготавливаем какие-то детали с петельками и надеваем на пуговицы на коврике. Или шагаем дальше: создаем панно из ткани, где изображены деревья, например. На деревьях – пуговицы, а плоды у нас сшиты отдельно с петелькой. Вот и вешаем плоды на деревца.

свинка

  • Сенсорные мешочки: шьем небольшие мешочки и зашиваем в них разные материалы – крупы разного размера, бобовые, шуршащие ткани. Для развития обоняния наполняем мешочки пряными травами, кофе и т.п. При этом несколько экспонатов нужно сделать с одинаковым наполнителем, чтобы малыш умел находить их и отличать от других.
  • Дидактические кубики: дети этого возраста могут ставить их один на другой по 2-3-4, поэтому рисунок на кубиках должен составлять единый узор, чтобы малыш задействовал мышление. Либо для изучения цвета сделайте кубики основных цветов и предлагайте разные варианты игры. Хороши кубики из разных материалов: связанные из ниток, сшитые из ткани, изготовленные из гладкого и фактурного картона.
  • Тренажеры-шнуровки, застежки, задвижки, змейки, прищепки и т.д. Как их сделать, можно найти в Интернете.
  • Маракасы – делаем из пластиковых бутылок и наполняем сыпучими материалами – развиваем слух.

Налаживаем производство игрушек для средней группы

Своими руками для этого возраста мы можем сделать многое:

  • Для игр на счет уместно применять прищепки. Клеим на прищепку кружочек бумаги с цифрой (от 1-9). Далее заготавливаем разного вида дидактический материал: удобней использовать круги с радиусным делением на сектора, в которых нарисованы разные предметы числом от 1 до 9. Можно сделать это в виде рулетки, когда выпадает определенный сектор случайно.

Посчитали количество предметов в секторе, нашли прищепку с соответствующей цифрой и прикрепили к сектору.

  • Крышечки от бутылок пластиковых можно использовать с большим успехом: если заранее просверлить или проткнуть раскаленной спицей отверстие по центру, то получим конструктор. Нанизывая крышечки на бечевку определенным образом, можно создавать не только бусы, но и фигурки.

Если потрудиться, то получим тренажер для разработки пальцев: берем коробку, проделываем в крышке отверстия по размеру горлышка обрезанных бутылок. Вставляем с обратной стороны крышки заготовки в отверстия, закрываем крышку коробки. Ребенок, завинчивая и отвинчивая крышечки, потренирует пальцы. Можно усложнять задание, придумав что-то по цвету, на счет и т.п.

крышки

Также крышки можно использовать как фишки для лото, шашки, наполнять ими самодельные маракасы, да что угодно.

  • Сенсорная доска: на деревянную доску прибиваем кнопки с пластиковыми головками. С помощью резиночек создаем разные узоры, закрепляя их на кнопках.
  • Из пластиковой решетки для раковины получится хорошая рамка для плетения из ленточек: она разделена на квадратные ячейки, удобно заниматься простым плетением.

плетение

  • Как раз для этого возраста пора делать тренажер для завязывания шнурков: их плотного картона или фанерки вырезаем что-то вроде башмака и делаем отверстие для шнуровки.

Итак, делаем атрибуты для занятий:

  • Массажная дорожка – в принципе, эта вещь подходит для любого возраста без ограничений. Работа длительная, но простая: шьем нечто вроде подушечек, соединенных между собой в дорожку. В каждую подушку зашиваем разные наполнители, как сенсорные мешочки, которые я описывала выше. Очень полезно лежать, ползать, ходить по такой дорожке.
  • Пора сделать счеты: берем рамку для фотографий, любым доступным способом крепим бечевки, на них нанизываем те же крышечки от бутылок, бусы, кольца от штор. Можно приспособить под счеты компактную сушилку для белья, используя прищепки для счета.

своими руками

Как в автомойке. Кстати, и подписать можно, чтобы ребенок искал и по очереди пролезал через рамки: вода, чистка, сушка и т.п. Это отличная подвижная сенсорная игра!

сенсорная игра

  • Для изучения счета и грамоты можно использовать старую клавиатуру от компьютера. Заклейте ненужные отвлекающие кнопки кусочками бумаги. Посмотрите, как быстро наши компьютерные детки усвоят буквы и цифры.
  • Сенсорные доски: из фанеры или картона выпиливаем доску, наклеиваем сверху однотонный войлок. Заготавливаем разные фигурки, цифры, буквы, домики, деревья, машинки, на обратную сторону приклеиваем липучку. Дети прямо на доске создают картины, решают математические задания и т.п.

Подготовительная группа и сенсорные забавы

Чтобы понимать, какие игрушки делать для сенсорики детей этого возраста, нужно понимать эти задачи, а они такие: продолжать обогащать опыт детей, расширяя границы слухового, зрительного, тактильного восприятия. Знакомить с широким спектром цветов, звуков, запахов, фактур. Твердо закрепить знания об сенсорных эталонах.

Что касается сенсорных игрушек своими руками, в 6-7 лет вполне можно продолжать использовать вышеперечисленные забавки, но ставить к ним более сложные задания.

Кстати, крышечки от бутылок можно использовать как массажный бассейн: наполняем коробку крышками, следя, чтобы они лежали вверх плоской частью, и ребенок пусть топает на месте, массажируя стопы.

Еще мне очень понравилась идея стеклянного мольберта: это нечто вроде рамы со стеклом на устойчивых ножках. На стекле можно рисовать с обеих сторон и смывать рисунки.

Есть разные виды игрушек-моталок, они представляют собой игрушку на нитке, а нитка привязана к палочке или карандашу, нужно наматывать нитку на палочку, приближая к себе игрушку, мышку, например. В такую забаву можно соревноваться двоим участникам на скорость. Сделать их очень просто, думаю, вы догадаетесь, как.

мышки и ручки

Для развития зрительной памяти вообще все просто: вырезали картинки из журналов или нарисовали, показали ребенку, спрятали, а он вспоминает, что было изображено. Или также по развитию восприятия слогов – ничего не стоит написать слоги на карточках и пусть дети составляют слова или подбирают картинки с изображением предметов на заданный слог.

Сенсорные забавки для всех возрастов

Есть еще такие забавы для подготовительного периода – речевой серпантин, тоже можно сделать самим. Рисуем на бумаге дорогу-серпантин, а по обочинам на каждом витке крепятся съемные элементы-карточки, картинки. Ребенок должен, следуя по серпантину, называть слоги, буквы, изображения. Двигаться можно как угодно: прокладывая дорогу пуговицами, камешками, шагая пальцами, двигая машинку.

Думаю, на сегодня вам идей хватит для воплощения. Если у вас есть дополнения, прошу, делитесь ими, а также ссылками на мои статьи. Кроме того, приглашаю новых подписчиков в нашу компанию.

Читайте также: