Сенсорная депривация как сделать

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Что такое депривация сна

Зачастую такой способ применяется для лечения депрессии с элементами апатии. Этот метод был разработан в 1966г Вальтером Шульте. Согласно его исследованиям, депривация сна улучшает состояние людей страдающих от психогенных и эндогенных депрессий, поэтому часто применяется в роли одного из способов, как победить депрессию.

Депривация сна позволяет быстро вывести больного из состояния даже очень глубокой депрессии, но полностью и окончательно победить депрессию, как болезнь такой способ вряд ли сможет. Поэтому все чаще для лечения этого заболевания используются медикаментозные способы лечения, дающие поле надежные результаты, а депривация сна, используется как первоначальная помощь, для быстрого выведения из состояния апатии.

Сейчас мнения по поводу эффективности депривации сна в качестве способа, как побороть депрессию, сильно разнятся у всех специалистов. Кто-то восторженно отзывается, отмечая его быструю эффективность, кто-то наоборот его критикует.

Впрочем, каждый может попробовать применить этот способ на себя. Для этого вечером, вместо того, что бы лечь спать, продолжается бодрствование и спать тогда человек ложится только на следующий вечер. Но спустя какое-то время после применения депривации сна депрессия, скорее всего, вернется и к этому нужно быть готовым. Так стоит ли мучится? Это каждый решает для себя сам.

Сколько необходимо сеансов

На первый взгляд может показаться, что побороть депрессию методом депривации — выглядит как парадокс: пациент, измученный депрессивным состоянием не может нормально спать, а его еще и насильно лишают сна. Но в таком методе есть свой смысл. Все объяснить можно таким образом: больной лишен полноценного сна, а депривация вызывает у него своеобразный стресс, что приводит к тому, что в его организме начинают выделяться катехоламины – это медиаторы самых важных физиологических процессов в организме, которые поддерживают его в состоянии возбуждения.

А усиление состояния возбуждения приводит к стимуляции психологического настроения человека. Как результат применения метода депривации может быть состояние эйфории, которая подавляет состояние депрессии.

Ученые считают, что в Древнем Риме для снятия стресса у воинов военачальники заставляли их бодрствовать на протяжении двух или даже трех дней. При этом нарушений сна не происходило.

Механизм депривации сна

По результатам проведенных исследований, можно сказать, что биохимия механизма лечебного голодания схожи с механизмом депривации сна.

Схема действия депривации

Все процессы организма здорового человека проходят строго периодически и соответствуют двадцати четырем часам (сон, температура тела, частота сокращения сердца, давление и процесс обмена веществ в организме). Если же человек страдает депрессией, все эти процессы не согласованы (нарушение менструального цикла у женщин, психические всплески приобретают своеобразную последовательность – сначала человек находится в подавленном состоянии, а к вечеру бодрствует и активен).

Значит можно сделать вывод, что несогласованность и разлаженность физиологической и биохимической деятельности организма и есть главным фактором депрессии (ОХ…). А метод депривации, позволяет восстановить цикличность между этими процессами в организме и победить депрессию.

Чаще всего метод лишения сна используют для лечения депрессии, которая сопровождается апатией, что приводит к его заторможенности и появлению навязчивых идей, к обостренной самокритике и заниженной самооценке.

Взаимосвязь между лишением сна и разными депрессивными состояниями организма человека

  1. У семидесяти процентов пациентов наблюдается положительная динамика в лечении маниакально-депрессивного психоза.
  2. Тридцать три процента пациентов избавляются невротической депрессии.

Хотелось бы отметить пациентов, страдающих тоскливой депрессией, которые лучше всех других больных поддаются лечению, намного сложнее поддается лечению тревожная депрессия, а побороть депрессию маскированную этим методом – практически не возможно.

Наблюдая за тенденцией выздоравливания пациентов, можно сказать, что эффективность метода лишения сна прямо пропорциональна форме тяжести заболевания.

Депривация сна — механизм действия

Прежде всего, нужно увеличить промежуток времени, на протяжении которого больной не спит, а бодрствует, и довести его приблизительно до сорока часов (пациент просыпается как всегда утром, а потом не спит весь день, не спит ночью, а также не спит на следующий день). Лишь на следующую ночь можно дать уснуть больному на десять часов.

Состояние больного может пойти на поправку уже после первого применения метода депривации, но, к сожалению, улучшение будет не долгим. Для того, чтобы утвердить такое состояние, необходимо применить лечение лишением сна приблизительно шесть раз, а может быть большее количество раз.

Улучшение у больного депрессией, как впрочем, и при многих других заболеваниях, идет постепенно и плавно. Сначала состояние больного может даже ухудшиться, но это будет недолго. После применения метода лишения сна, люди засыпают намного быстрее и легче. С увеличением количества процедур, постепенно улучшается настроение и положительный настрой больного.

Противопоказания для применения метода лишения сна

Процесс депривации имеет целенаправленное действие на определенные участки головного мозга. Поэтому вред тем участкам мозга, которые не принимают участия в формировании депрессивного состояния человека, не наносится совершенно никакой. Но применять этот метод для больных гипертонией, следует крайне аккуратно. Также следует обратить внимание на применение метода депривации у больных, страдающих любыми хроническими заболеваниями.

В любом случае, обратившись в «Клинику Преображение«, можно получить обширную и подробную консультацию по поводу применения метода депривации для того чтобы побороть депрессию, его особенностях, механизме протекания процесса лечения и его возможных результатах: телефон в Москве 8 800 200-01-09 Звонок по России бесплатный.

Термин — парааутизм возник как условное обозначение сходных между собой клинико-психологических феноменов, из группы первазивных расстройств (расстройств развития) у детей, аналогичных по целому ряду клинических признаков истинному аутизму раннего детского возраста (РДА), или эндогенному расстройству шизофренического спектра.

Аутизм— по международным классификациям болезней последних пересмотров — это нарушение развития у детей в виде расстройств социальных связей и коммуникаций — зрительных, вербальных, эмоциональных и др. — с аномальным поведением (стереотипии, феномен тождества, одержимость и др.), отсутствием реципрокности в эмоциональных взаимодействиях.

Приставка — пара — (греч. — рядом, возле, при — стоящее явление) подчеркивает отличие парааутизма от истинного аутизма как клинического состояния, похожего на эндогенный аутизм [1], но таковым не являющегося.

Вычленение парааутизма из недифференцированной клинической картины нарушений психического развития детей раннего возраста имеет некоторую историю.

В 1960–1970-х годах ведущие психологи и психоаналитики, изучавшие психическое развитие детей в раннем возрасте, — Дж. Боулби [2], П. Липтон [3], М. Ансворз [4], А. Фрейд [5], Р. Спиц [6] описали явление госпитализма с нарушением общения у детей из условий приютов. Их выводы были подтверждены современными данными психологии и нейрофизиологии в работах B.C. Мухиной [7], А.С. Батуева [8] и других [9].

В 1980-е годы детские психиатры В.Е. Коган [10], В.В. Ковалев [11] описали психогенный аутизм как симптомокомплекс, основным клиническим проявлением которого было также искажение функции общения, в виде обеднения или полного отказа от коммуникаций, уход в себя. Возникновение данной психической патологии связывалось с повреждающими психосоциальными факторами.

Парааутистические невротические реакции

В.Е. Коган ввел и другое понятие для обозначения подобных нарушений, назвав их — парааутистические невротические реакции у детей раннего возраста в связи с недостаточностью детско-материнского взаимодействия. Эти проявления, по мнению автора, склонны к фиксации и переходу в личностные девиации.

Несколько ранее ряд детских психиатров — Г.В. Козловская [12], Л.М. Барденштейн, В.Ф. Матвеев [13] выявили симптомы псевдоаутистического поведения у детей с сенсорными дефектами — у слепых и глухих. Электрофизиолог и нейропсихолог Т.А. Строганова [14] отметила сходство изменений биопотенциалов мозга у детей с РДА и у слепых детей.

В начале 1990-х годов группа исследователей НЦПЗ РАМН — Г.В. Козловская, М.Е. Проселкова [15], изучая психическое здоровье детей-сирот раннего возраста, которые с периода младенчества находятся в условиях детского приюта, описали сходные состояния нарушений общения, предложив новый термин для их обозначения, а именно депривационный парааутизм, как более отвечающий клиническому содержанию данного симптомокомплекса.

Парааутизм — это нарушение формирования коммуникативных функций, которые возникают при разных формах психической депривации у детей в раннем онтогенезе.

Последствия психической депривации и ее роль в психическом дизонтогенезе, ввиду распространенности этого явления, активно изучается последние годы, с медицинских и немедицинских сторон, однако многие аспекты этой проблемы, в т. ч. и особенности нарушений коммуникативных функций у детей в результате разных форм психической депривации, остаются малоизученными.

Диапазон клинических проявлений парааутизма очень широк — от симптомов акцентуаций и преклинических состояний риска, до выраженных нарушений, которые имеют настолько схожую картину с эндогенным аутизмом, что требуют детальной дифференциальной диагностики.

Рассмотрим известные варианты парааутизма.

Формы парааутизма при различных типах депривации

Парааутизм при материнской депривации (истинное сиротство с момента рождения) в описании Дж. Боулби [16] проявляется у младенцев на первом-втором годах жизни в виде следующих расстройств — вялость эмоциональных реакций, аутоагрессия, патологические привычки, в дальнейшем — интеллектуальное отставание, безэмоциональный характер, неуверенность в себе, неумение устанавливать контакты.

Парааутизм при материнской депривации, наступившей в младенчестве, позднее установления эмоциональных связей с матерью, вызывает у младенца более тяжелые нарушения психического развития: реактивная депрессия, падение веса, задержка общего и физического развития, апатия, избегание контактов. Исход этого состояния, по мнению Р. Спица [17], трагичен и трансформируется либо в физическую деградацию и смерть, либо в экзогенный аутизм, сближающийся с РДА.

В основе парааутизма при материнской депривации лежит тревога, неуверенность в себе и окружающем мире, падение психической активности, редукция любознательности, замкнутость, нежелание познавать мир и общаться.

Парааутизм при других формах депривации (сенсорной, социальной) имеет много общего с вышеописанными проявлениями этого симптомокомплекса и выражается, прежде всего, нарушением контактов с окружающими, эмоциональной индифферентностью, отсутствием дифференцированных эмоций, задержкой развития речи и психомоторики (сглаженность мимики, отсутствие выразительных жестов, недостаточность тонкой и общей моторики, ее дисгармоничность и диспластичность). На этом фоне наблюдаются разнообразные двигательные стереотипии, как заместительные компенсаторные феномены, уменьшающие повреждающее воздействие фактора депривации. При сенсорной депривации (слепоте) они особенно выражены, имеют сходство с гиперкинезами. У слепых детей наблюдается компенсаторное фантазирование с визуализацией представлений, в меньшей степени редуцированы эмоциональные реакции и стремление к общению. У детей из ситуации физического насилия более представлены депрессивный фон настроения, эмоциональная взрывчатость, депрессивный аутизм в сочетании с расторможением влечений и агрессивность.

Важным фактом является заключение, что парааутизм является функциональным и обратимым нарушением психического развития депривационного генеза. При нормализации условий воспитания до трехлетнего возраста детей симптомы парааутизма могут редуцироваться. В более позднем возрасте это расстройство, как и другие депривационные нарушения, с трудом поддается коррекции и или сближается с проявлениями истинного аутизма, или переходит в патологическое формирование личности [18].

Клинический парааутизм и эндогенный аутизм

Несмотря на определенные различия состояний парааутизма, возникающего при разных формах психической депривации, большего внимания заслуживает их сходство не только между собой, но, что особенно важно, с истинным аутизмом типа РДА.

В случаях РДА и парааутизма одним из главных проявлений является — нарушение, обеднение или даже полная блокада функций коммуникаций в большей или меньшей степени выраженности. Данный факт объясняется, по-видимому, некоторыми общими механизмами возникновения данных нарушений.

В международной классификации болезней МКБ–10 [19] диагноза, отвечающего клинической картине психогенного аутизма (парааутизма) или экзогенного аутизма, нет. Относительно сходное состояние обозначено рубрикой — реактивное расстройство привязанности в детском возрасте. Последнее характеризуется эмоциональными нарушениями и стойкими расстройствами социальных взаимодействий ребенка, являясь реакцией на изменение средовых условий в первые пять лет жизни. К основными проявлениями этого состояния отнесены тревожность, боязливость и неспособность к дифференцированным социальным взаимодействиям, агрессия к себе и другим, слабость и диффузность эмоциональных связей в сочетании с навязчивой прилипчивостью и неразборчивостью общения, трудностью установления доверительных коммуникаций, приостановка физического развития.

Парааутизм и феномен привязанности

Как видно из приведенного перечня, два сравниваемых клинического феномена (парааутизм и реактивное расстройство привязанности в детском возрасте) при их некотором подобии, по существу, являются разными состояниями. В расстройстве привязанности в детском возрасте основное место принадлежит нарушениям эмоционального развития в виде слабости эмоционального резонанса и недифференцированности эмоционального реагирования, в то время как состояния парааутизма характеризуются прежде всего нарушением функций общения.

Кроме того, парааутизм по структуре клинической картины более объемен и полиморфен, чем только нарушение привязанности, причем патология эмоциональной сферы входит в данный симптомокомплекс как сопутствующий, дополнительный компонент.

Но до настоящего времени остается открытым вопрос о первичности и приоритете функций — общения или эмоциональных, лежащих в основе феномена привязанности в раннем онтогенезе человека. Вполне закономерен вопрос — парааутизм (или его аналог по МКБ –10 — расстройство привязанности) является нарушением социальных или эмоциональных психических функций? Ответ на него немаловажен не только для дифференциально-диагностического анализа психического состояния ребенка, но и для разработки конкретных психопрофилактических и коррекционных мероприятий при выявлении парааутизма.

Разберем некоторые известные и вероятностные механизмы возникновения феномена парааутизма.

Приоритет социальных потребностей в раннем онтогенезе

Основоположники психиатрии раннего возраста (микропсихиатрии — в отечественной терминологии) неврологи, педологи, психиатры и нейрофизиологи — В.М. Бехтерев и его сподвижники — Н.М. Щелованов, Н.П. Фигурин, М.П. Денисова [20] в начале XX века изложили концепцию раннего психического онтогенеза человека, ведущая роль в котором принадлежит, по их мнению, формированию и проявлению потребности впечатленияили социальным потребностям в общении, равноценным, а в ряде случаев и превалирующим над органическими нуждами в пище и тепле. Последние снимают отрицательные эмоциональные реакции у малыша и создают почву для эмоций положительных, которые возникают в ответ на удовлетворение социальных потребностей. Сами же только органические потребности не могут заменить социально-эмоциональные нужды ребенка.

Позднее эти положения развивали отечественные и зарубежные нейропсихологи и физиологи — Л.С. Выготский [21], П.В. Симонов [22], К.В. Судаков [23], П.К. Анохин [24], А.Н. Леонтьев [25], А. Фрейд [26] и другие, утверждавшие приоритет положительных эмоций, которые создают условия для генерализованной интеграции психофизических функций организма, повышая тем самым общий жизненный тонус и психическую активность в виде первичной социальной активности ребенка.

Базовые инстинкты и их трансформация

В основе первичной социальной активности лежит один из базовых инстинктов — ориентировочный, который на первых же этапах онтогенеза трансформируется в рефлексы свободы, любознательности и сенсорного голода, составляющие фундамент функции общения, требующей, однако, для своего воплощения и развития активного соучастия среды.

Исследования в области младенческой психиатрии, педопсихиатрии и психологии в западных странах — М. Эриксона [27], Г. Липтона [28], Е. Антони [29], В. Бразелтона [30] и других выявили новые данные о приоритете в раннем онтогенезе человека развития потребности в социальных взаимодействиях и эмоциональных связях. Начало их функционирования отводится, по мнению одних авторов, к первым трем месяцам жизни, по мнению других — к первым часам новорожденного, не отрицая в развитии человека факта импритингаили феномена запечатления, установленного в 24 часа после рождения у животных. Время наступления последнего, возможно, растянуто на первые месяцы жизни младенца.

Из приведенных фундаментальных работ известно, что первичные комплекты адаптивного поведения младенческого периода, возникшие в ответ на окружающую среду настолько устойчивы, что производят впечатление наследственных, хотя таковыми не являются.

Первичная социализация и психическое развитие

В новых работах американского психолога С. Гринспина [32] также приводятся факты о значимости первичных контактов, которые устанавливаются в первые дни и недели жизни младенца. Их свойства заключаются в том, что те или иные формы социализации, раз возникнув, оказываются малообратимыми. Кроме того, выявлено, что ребенок способен инициировать контакт со взрослым ограниченное число раз, после чего утрачивает интерес к этому действию, а затем и к общению.

Механизмы аутизма и парааутизма

Отсюда становится понятным, что нарушения в первичной социализации, в основе которой лежит психическая депривация в той или иной форме, приводит к деформации психического развития ребенка, причем всех его психических, а в некоторых случаях и физических функций, но с преобладанием нарушений в сфере общения.

Остается интересным факт значительного сходства аутизма типа РДА с некоторыми формами парааутизма. Сравним известные механизмы происхождения РДА с параутизмом. Они различны по сути своего генеза. Эндогенный спектр расстройств при РДА и экзогенный психогенного ряда параутизм. Однако и при РДА, и при парааутизме присутствуют общие точки приложения повреждающего фактора (психической депривации) на подкорковые образования и третичную кору головного мозга. Можно предположить, что при РДА, в силу блокады сенсорных фильтров, по данным Л. Ерленмейер-Кимлинг [33] и наличия чувствительной гиперпатии, аутистическое поведение формируется по защитному механизму. При этом фронтальная и теменная области коры не получают необходимой средовой стимуляции и потому задерживаются в развитии. При парааутизме тот же феномен наблюдается в результате экзогенного обеднения стимулирующей роли среды. Тем не менее следует отметить, что, несмотря на сближение в некоторых своих клинических проявлениях, парааутизм и синдром РДА остаются принципиально разными состояниями по своей природе.

Парааутизм —обратимое состояние

Парааутизм является обратимым состоянием, особенно при своевременном — до трехлетнего возраста ребенка — начале коррекционной работы. Однако и у более старших детей коррекционные мероприятия вызывают редукцию проявлений парааутизма.

Основное содержание коррекционной работы — это насыщение среды активизирующими факторами — сенсорными, когнитивными, эмоциональными, со стимуляцией базисных психобиологических систем — психической активности, эмоционального резонанса или адекватной эмоциональной откликаемости, когнитивной компетентности ребенка и др.

Из сказанного можно сделать следующее заключение: психогенный, депривационный или экзогенный аутизм — парааутизм — расстройство в рамках нарушений раннего психического онтогенеза, где фактор среды играет основную роль в возникновении патологии, наряду и с предрасположением к ней.

Депривация в различных ее формах является пусковым механизмом для нарушений психического развития в форме парааутизма.

Чем раньше и массивнее будет воздействие депривационного фактора, тем более выражены и его последствия.

Чем раньше по срокам начата психокоррекционная работа, тем оптимистичнее прогноз при парааутизме.

Нарушения психического здоровья в первые годы жизни: расстройства аутистического спектра, конституциональные и резидуально-органические нарушения


По восприятию окружающего мира мы условно можем быть отнесе­ны к трем типам: видеолистам, аудиолистам и кинестетикам, т.е. веду­щей в нашем восприятии является слуховая, зрительная или осязатель­ная модальность. Это разделение весьма условно, и полностью не может отражать ту сложную структуру личности, которую представляет собой современный человек. Однако, само существование такого подхода поз­воляет лишний раз убедиться в том, что сенсорное развитие играет ог­ромную роль в психологическом и социальном становлении личности.

Подтверждением этому является, например, психическое развитие детей в условиях сенсорного голодания (сенсорной депривации). Нару­шения зрения или слуха, а также воспитание в условиях искусственно обедненной среды (отсутствие новых и разнообразных зрительных и слуховых стимулов в сочетании с дефицитом общения со взрослыми) отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка. В част­ности, наблюдается задержка в появлении зрительного сосредоточения, ориентировочной реакции на звук, целенаправленных движений, а сле­довательно, предметной деятельности и речи.

Недоразвитие и десинхронизация (нарушение синхронности, согла­сованности) эмоционально-волевой сферы ребенка, его зрительного, слухового и тактильного восприятия являются составными частями та­кого хорошо известного в коррекционной педагогике диагноза, каким является задержка психоречевого развития.

Опыт мировой, а в последнее время и отечественной педагогики до­казал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Определяющим постулатом послужило утверждение, что для обес­печения деятельности инвалида необходима разработка особой, специ­ально организованной окружающей среды, в частности, учитывающей недостаточность восприятия.

Методика коррекционной работы основана на поэтапном включе­нии и синхронизации всех сенсорных потоков через различные виды стимулирующего воздействия и, что особенно важно, самостоятельной деятельности ребенка.

Руководствуясь его же теорией о сложной структуре дефекта, можно отчасти объяснить те неудачи, с которыми сталкиваются работники психолого-педагогической службы, пытаясь скоррегировать задержку психоречевого развития ребенка, его интеллектуально-познавательной сферы, не принимая во внимание особенности состояния восприятия.

Как отмечала Е.Д. Хомская (1982), кожно-кинестетическая или об­щая чувствительность занимает особое место среди различных видов чувствительности. Являясь филогенетически одной из самых древних, она может быть представлена, как база для формирования зрительного и слухового восприятия. Кроме того, кинестетическая чувствитель­ность является основой всех видов движений.

Кожно-кинестетическая чувствительность — это сборное понятие, объединяющее несколько видов. Е.Д. Хомская (1982) разделяет их в це­лом на две категории:

С предлагаемой текстурой дети знакомятся дважды: сначала прохо­дя по панно босиком, затем ощупывая его руками. После соответствую­щего ознакомления, методист предлагает детям самостоятельно найти ту или иную текстуру.

Во время второго занятия в Сенсорной комнате детям предлагается пройти по специальному панно, где представлены объемные геометри­ческие фигуры, буквы или цифры, но не просто пройти, а сначала но­гой, затем рукой обвести контуры предлагаемых фигур.

После выполнения задания, включается боковой свет и методист просит детей в воздухе нарисовать знакомые контуры, используя эф­фект теневого театра. Изменения вносятся и в занятия в сухом бассей­не, которые дополняются первым включением слухового анализатора: дети должны с изменением музыкального оформления выполнять в бассейне определенные, доступные для ребенка действия. В завершаю­щей части занятия используется теплый водяной матрац со звучащей в глубине музыкой. В качестве дополнительной стимуляции может быть использован дополнительный набор ароматов.

Следующее занятие в Сенсорной комнате посвящено одному из на­иболее трудных моментов акустического (слухового) восприятия: узна­ванию предметов или явлений по соответствующему звучанию. Для этого используются специальные картины, проектируемые на стену и соответствующее музыкальное оформление. Нельзя не отметить, что введение новых элементов происходит параллельно закреплению навы­ков, полученных на предыдущих занятиях.

В качестве дополнительных возможностей развития перцептивных способностей воспитатель может на этом этапе использовать в работе четыре различных раствора:

Более подробное описание методики этой работы можно найти в различных изданиях Монтессори-материалов.

Работу по развитию зрительного восприятия необходимо начинать с плетения цветных (сверкающих) шнуров. В процессе этой работы детям дается возможность, находясь под воздействием сложного сенсорного потока, сконцентрировать свое внимание на определенном световом раздражителе. Эти упражнения также помогают развитию произволь­ности.

Закрепляющим моментом является занятие в сухом бассейне, в ходе которого дети должны выдавать определенную реакцию не только на изменение звукового раздражителя, но и на изменение цвета шаров.

Работа с использованием цветных цилиндров посвящена (в данной педагогической системе) сличению по цвету двух, на первый взгляд раз­личных для ребенка систем: кнопок пульта и цилиндров с цветными пу­зырями. Работа с данным тренажером направлена на формирование сложного понятия, что своим действием ребенок может изменить цве­товое оформление окружающей его действительности. Для закрепления этого понятия важной является начало работы в компьютерном классе с различными программами-раскрасками.

Вводить различные сенсорные модальности необходимо посте­пенно, сопровождая многократным кратким и однотипным объясне­нием.

Цель: Научить выбирать предметы на ощупь по образцу форм и ве­личин, при этом, опираясь на зрительный образец, уточнять и закреп­лять названия предметов, величин, форм.

Разбирая занятие, следует обратить внимание на точное соответст­вие выбранного предмета предъявляемому образцу. Интересным и важ­ным разделом работы по развитию тактильно-двигательного восприя­тия является обучение восприятию различной температуры предметов, а также соотнесение ее с наиболее характерными явлениями природы.

Цель: Научить определять температуру воды, связывать температуру с определенным явлением окружающего мира.

Оборудование: Бутылочки с очень холодной, тепловатой, теплой и горячей водой. Картинки с изображением проруби в реке зимой, реки весной и летом, чайника, стоящего на плите.

Ход игры: Педагог сообщает, что эту воду он взял в разных местах, по­казывает картинки. Жалуется, что забыл, откуда какая вода взята, так как перепутал бутылки и просит детей помочь ему определить, откуда может быть взята вода в каждой бутылке. Дети по очереди ощупывают бутылки и подбирают соответствующие картинки, обсуждая свой вы­бор. В конце занятия вместе с детьми педагог подводит итог, обобщая ответы детей об изменении температуры воды.

При развитии слухового восприятия большое внимание следует уде­лить развитию неречевого слуха. С этой целью проводятся занятия на­правленные в начале на развитие элементарной реакции на слуховой раздражитель, затем на его различение и использование как сигнал к Действию, осмысление.

Важно научить распознавать различные звуки, определять источник звука, его направление и удаленность, а также направление и скорость его движения. Все это поможет детям лучше ориентироваться в окружаюшей среде. Наиболее просто дети воспринимают звуки не только на слух, но и с опорой на зрение: слухозрительно, что должно предшество­вать изолированному слуховому восприятию.

Ход игры: На столе педагога стоят инструменты. Педагог играет по очереди на каждом инструменте, дети называют инструмент. Затем пе­дагог объясняет детям, что они сейчас будут угадывать, какой инстру­мент звучал. Для этого они должны внимательно слушать. Педагог за­крывает игрушки ширмой и играет на одном из них. Дети должны на­звать этот инструмент. Через некоторое время педагог вызывает одного за другим нескольких детей и предлагает детям узнать, на каком инстру­менте они сыграют. В заключение занятия педагог снимает ширму и еще раз играет на каждом инструменте.

Ход игры: педагог показывает детям бубен и предлагает послушать, как он звенит, предоставляет возможность детям самим позвенеть. За­тем рассказывает, в какую игру дети будут сейчас играть: все закроют глаза, а он отойдет, позвенит, и все дети должны тотчас открыть глаза и бежать к нему. Самым внимательным будет тот, кто быстрее подбежит к педагогу. В начале игры педагог отходит недалеко от детей. Постепенно расстояние увеличивается. Направление движения постоянно меняет­ся. Во время игры педагог следит, чтобы дети не открывали глаза, пока звенит бубен.

При развитии зрительного восприятия су шествуют упражнения на­правленные на восприятие формы, размера, цвета, а также целостного образа. Остановимся на последней группе упражнений. Детям предла­гаются сборно-разборные игрушки, в которых не хватает деталей для определения того, чего именно недостает. Это упражнение помогает су­дить о развитии уровня обобщения, уровня развития абстрактного мы­шления, произвольного внимания. При работе с детьми с органически­ми поражениями ЦНС необходимо учитывать возможность пространственных нарушений и нарушений зрительно-моторной координации. Данный вид упражнений способствует их коррекции.

В дополнение упражнений, выполняемых в игровой, в условиях Сенсорной комнаты, детям можно предложить рассмотреть абстракт­ную картину, спроецированную на стену (космические, морские пейза­жи и т.п.), и пофантазировать, какие отдельные детали наталкивают на определенные ассоциации, описать, с чем могут быть связаны эти ассо­циации.

Перейдем к подробному рассмотрению упражнений, направленных на коррекцию конкретных нарушений восприятия, познавательной и эмоциональной сферы (развитие фантазии, устранение эмоциональной скудности, снижение уровня тревожности и уровня агрессивности).

Включают спокойную расслабляющую музыку и примерно через 5 минут включают ароматизатор. Задание выполняется примерно 10-15 минут. Далее по желанию детей каждый рассказывает о своих впечатле­ниях, ощущениях, которые они испытали за время тренинга, что они пытались нарисовать на бумаге.

Необходимо отметить, что при обсуждении нельзя критиковать, подшучивать, иронизировать над чувствами, прозвучавшими мыслями и ощущениями. Это распространяется не только на методиста, но и на участников группы.

Рассчитано на детей младшего школьного возраста. Направлено на развитие эмоциональной сферы. Задачей данного упражнения являет­ся научение детей выражать свое эмоциональное состояние в движе­ниях и позе, что особенно важно для детей с двигательными наруше­ниями.

При помощи этого упражнения дети учатся выражать свои эмоции в танце, это помогает осознанию своего эмоционального состояния, выплескиванию своей агрессивности не на кого-либо, а в пространст­во, где никто не пострадает, никто не будет ругать и осуждать. Именно в это состоит главный психотерапевтический эффект данного упраж­нения.

Рекомендовано для детей всех возрастов, направлено на преодоле­ние ночных страхов и неврозов. Дети рассаживаются в круг.

Ребенок сам должен подобрать к своему сну картинку, запах, цвет, подходящую музыку, и на созданном фоне рассказать сон. Если сон страшный, нужно стараться наиболее точно донести свои ощущения до окружающих. Это помогает ребенку вспомнить, заново пережить и про­работать свои страхи. В ходе рассказа группе о своих ощущениях он вы­водит вовне тревожащие его чувства.

Измененные состояния сознания являются неотъемлемой частью жизни человека и общества. Мы определяем измененные состояния сознания (ИСС) как системные, закономерно объективно происходящие и субъективно переживаемые отклонения по определенным параметрам психического состояния от обычного состояния в результате определенных воздействий. Сфера измененных состояний сознания активно изучалась за прошедшие полтора века. Большой вклад в изучение ИСС внесли работы Людвиг (Людвиг, 2003), Тарта (Тарт, 1992), Дейкмана (Дейкман, 2009), Фартинга (Фартинг, 2009) и др. Изучение ИСС позволяет ставить и решать проблемы, которые отвечают на вопросы общей, инженерной, этнопсихологии, психофизиологии.

Одним из основополагающих в психологии ИСС является вопрос о механизмах изменения состояния сознания. Существует множество теорий возникновения ИСС (Тарт, 1992; Гордеева, 2004; Людвиг, 2003). Однако наблюдение и изучение глубоких ИСС не всегда может дать информацию о внутренних механизмах его формирования. Необходимо изучение динамики ИСС, переходных форм. В таком случае необходимо разрабатывать методы погружения человека в переходное к измененному состояние сознания, т. е. в состояние, при котором наблюдается один или несколько признаков ИСС, а не большинство, как в глубоких формах ИСС. В таком случае можно отследить, в каком порядке появляются признаки ИСС, какие психические функции являются наименее устойчивыми по отношению к определенному типу воздействия, попытаться выявить причины индивидуальных особенностей переживания ИСС (Тарт, 1992). Однако при использовании практически любых методов введения в ИСС очень сложно предсказать – возникнет ли состояние, переходное к ИСС, глубокое ИСС или состояние человека останется таким, как было. Одна и та же степень воздействия в зависимости от различных факторов (подробнее см.: Тарт, 1992) вызывает различную реакцию у разных людей. Еще одна сложность изучения процессов возникновения ИСС в том, что рефлексия на ранних стадиях возникновения ИСС часто мешает появлению глубоких изменений.

Одним из способов введения человека в измененное состояние сознания является помещение его в условия сенсорной депривации, т. е. редукция стимуляции, поступающей к органам чувств. Сенсорная депривация на протяжении многих веков является неотъемлемым элементом культурно-закрепленных ритуалов введения в ИСС (Бургиньон, 2001; Тарт, 1992). Научное изучение сенсорной депривации как одного из видов ИСС началось с крайних степеней депривации (эксперименты Д. О. Хебба с коллегами, Дж. Лилли (Гордеева, 2004)). В таком случае наблюдается яркое и глубокое ИСС (Гордеева, 2004). В исследованиях, проводимых в рамках инженерной психологии, обычно невысок уровень депривирования, но зато его продолжительность может доходить до нескольких лет (Гордеева, 2004; Лебедев, 1989). Результатами таких опытов обычно является постепенно усиливающиеся и довольно устойчивые изменения в психике, вплоть до глубоких трансформаций мотивационно-смысловой сферы. В обоих типах опытов, как и при любом глубоком ИСС, психика и личность человека подвергаются серьезному воздействию, эксперименты требуют большой осторожности, так как могут оказать устойчивое негативное воздействие на психическое и физическое здоровье человека. Это делает их проведение довольно затруднительным. Еще одним источником знаний о психологии ИСС в СД являются автобиографические работы людей, в силу обстоятельств оказавшихся в условиях длительной депривации (Бомбар, 1959; Каллахэн, 1990; Пристли, 1989; Гордеева, 2004). Однако эти данные, будучи основаны на методе самоотчета, лишены научной достоверности, описывают феномен с субъективной позиции и могут рассматриваться лишь как иллюстрационный материал.

Нашей целью было изучение феноменов мотивационно-смысловой сферы личности. Этим определяется набор используемых методик: Ценностные ориентации, Методика личных стремлений Р. Эммонса, Мотивационный профиль личности В. Э. Мильмана, модификация восьмицветового теста Люшера.

Из субъективных отчетов испытуемых можно выделить следующие феномены:

У многих испытуемых сочетание феноменов позволяет говорить об общей переориентации на внутренний мир, погружении в себя, отрешении от насущных забот и требований реальности. Данный феномен является характерным для сильной СД и стал основой для использования ванны Лилли в терапевтических целях. Некоторые испытуемые отмечали сходство с известными им ИСС: алкоголем, трансом.

Найденные значимые различия в экспериментальной группе до и после воздействия позволяют выделить ряд тенденций динамики мотивационно-смысловой сферы в СД. С одной стороны – увеличение категорий интраперсонального, снижение ценности познания, увеличение потребности в комфорте, повышение чувствительности, сензитивности. С другой стороны – повышение потребности в преподнесении себя, активной жизни, желание принести общественную пользу, снижение дезадаптивных стремлений. Мы предполагаем, что за противоречивыми данными по группе скрываются индивидуальные различия. Можно говорить о наличии двух паттернов, которые зачастую сменяют друг друга у одного и того же испытуемого по мере углубления ИСС (по данным самоотчетов). Сначала человек пытается искать недостающую информацию во внешнем мире, увеличивается потребность в активности, потом, когда данное направление оказывается непродуктивным, человек переориентируется на внутренний мир. При сильной степени депривации такой динамики не отмечалось, так как процесс погружения в ИСС проходил быстрее.

О. В. Гордеева, опираясь на имеющиеся данные по экспериментам с сильной степенью СД, выделяет следующие классы феноменов, как характерные для ИСС в условиях СД (Гордеева, 2004):

Если сравнить выявленные феномены со списком классов феноменов, которые получены на материале более сильной и продолжительной СД, то можно заметить, что при кратковременной СД наблюдаются 7 из 12 классов феноменов. Это данные по группе. Однако у каждого конкретного испытуемого обычно наблюдалось 2–5 признаков ИСС, т. е. мы можем говорить о состоянии, переходном к измененному. По субъективным оценкам самих испытуемых, средняя глубина состояния по 9-балльной шкале составляет 3,3 балла. В таком случае мы можем говорить, что данный метод позволяет изучать ранние стадии формирования ИСС, когда изменения еще очень незначительны и особо зависят от активной регуляции человека: способствует ли он или препятствует возникновению ИСС. Использование этого метода позволило выявить динамику изменения эмоционального состояния, постепенное уменьшение количества мыслей, смену направленности активности человека в целом.

Еще одним достоинством использования метода кратковременной СД является его безопасность для испытуемых. Многие методы введения в ИСС несут в себе потенциальную опасность для психического, психологического и физического здоровья испытуемых. В данном же случае сила воздействия невелика, что позволяет человеку самому регулировать свое состояние, не доводя его до критического. Здесь более ярко проявляются индивидуальные различия и способы регуляции своего состояния. Для одних испытуемых этого воздействия достаточно для возникновения переходного ИСС, в то время как другие препятствуют изменениям и феноменов ИСС не наблюдается.

Таким образом, мы считаем, что метод кратковременной сенсорной депривации может быть эффективным при изучении динамики начала формирования ИСС, переходных ИСС и механизмов формирования глубоких ИСС.

Читайте также: