Сеньору платили оброк изделиями изготовленными своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Феодал – это владелец феода (лена) – земли, пожалованной сеньором в пользование и распоряжение за службу.

Вассал – это лицо, получившее от сеньора во владение феод за несение конной военной службы и за выполнение некоторых других обязательств.

Повинности – это обязанности зависимых крестьян по отношению к сеньору, которые, как правило, состояли из барщины и оброка, но могли также включать и другие обязанности.

Барщина – это обязанность зависимых крестьян работать на сеньора.

Оброк – это обязанность зависимых крестьян регулярно платить сеньору продуктами (натуральный оброк) или деньгами (денежный оброк).

Вотчина – это наследственное земельное владение.

Рыцарство – это привилегированное сословие хорошо вооружённых и обученных конных воинов.

Турнир – это состязание рыцарей в умении владеть оружием.

Натуральное хозяйство – тип экономической деятельности, когда всё необходимое производится в рамках одной хозяйственной системы: крестьянского двора, рыцарского замка, поместья и т.д.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

К XI в. В Западной Европе сложилось деление общества на сословия, выполнявшие различные задачи. При этом все, от короля до крестьянина, были связаны друг с другом отношениями зависимости. После Великого переселения народов рядом с земельными участками королей и дружинников росли крупные земельные владения знати.

Почему сословия феодалов и крестьян называют основой средневековья? Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке

Средневековое европейское общество

Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Во главе государства стоял монарх (единоличный правитель) – король либо князь, граф или герцог. Отношения между феодалами и между господами и зависимыми крестьянами были закреплены в феодальном праве.

К IX – X векам вся земля в Западной Европе оказалась у светских и духовных феодалов, на землях которых работали зависимые крестьяне. За пользование землёй зависимые крестьяне должны были нести повинности, главными из которых были барщина и оброк. За не сданный вовремя оброк, плохую работу крестьян вызывали на суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание.

Часть крестьян были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, продать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь.

Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. Хозяйство было натуральным, то есть все основные продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления.

Феодальное общество

Знать и рыцарство

С VIII века в Европе для защиты от нападений строились замки. Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов разного ранга. Рыцарей готовили с детства. В 15 лет юноша становился оруженосцем рыцаря, а после длительной службы посвящался в рыцари. Любимыми развлечениями рыцарей служили охота и турниры.

Каждый рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода – и девиз – кратное изречение, обычно объяснявшее смысл герба.

Законы рыцарской чести и другие особые правила составляли рыцарский кодекс.

Крестьянская община

Общины крестьян ведали прежде всего хозяйственными делами. Пашня делилась на участки, составлявшие крестьянские наделы. После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище. На сельском сходе крестьяне решали, где и что посеять, когда начинать жатву. Общине также принадлежала часть угодья (луга, леса, озёра, реки).

Община поддерживала порядок на своей территории, разыскивала преступников, помогала беднякам выплачивать налоги, хранила обычаи, проводила празднества и игры. Крестьяне всей общиной нередко оказывали сопротивление господину, протестуя против увеличения размера повинностей.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1) В средневековье крестьянство составляло не более половины населения Европы.

2) Лично зависимые крестьяне имели право жаловаться на своего феодала, обращаясь в королевский суд.

3) Вес рыцарских доспехов мог доходить до 40 кг.

4) Главная обязанность рыцарей – забота о крестьянах, живших на его земле.

5) Одной из любимых игр феодалов были шахматы.

6) Оброк мог быть натуральный и денежный.

Правильный вариант:

3) Вес рыцарских доспехов мог доходить до 40 кг.

5) Одной из любимых игр феодалов были шахматы.

6) Оброк мог быть натуральный и денежный.

Задание 2. В перечне исторических понятий найдите то, которое выпадает из общего ряда. Зачеркните лишнее понятие.

Ш Когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю?

Из кого образовался класс зависимых крестьян? 1.

К IX—X векам вся земля в Западной Европе оказалась у светских и духовных феодалов. Возникла феодальная вотчина10, или поместье, — хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

В центре вотчины располагался господский двор, обнесённый оградой, а позднее — замок. Здесь были дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.


Крестьяне готовят ся к работе на гос подской земле.

Миниатюра XIV в.

Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары феодала. Работая в своём хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах и лошадях собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел. 2.

Феодал и зависимые крестьяне. За пользование землёй зависимые крестьяне должны были нести повинности (принудительные обязанности).

Главными повинностями зависимых крестьян были барщина и оброк. Барщиной называли все работы крестьян в хозяйстве помещика: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, мосты, чистили пруды, ловили рыбу. Крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины оброк — долю продуктов своего хозяйства (зерно, скот, птицу, яйца, сало, мёд), а также изготовленные ими изделия (полотно, кожи, пряжу, а в ряде случаев и деньги).

Чтобы заставить крестьян исправно нести повинности, помещикам нужна была власть над ними.

Господа имели право судить людей, которые жили в их владениях и которые были поземельно зависимыми крестьянами. За не вовремя сданный оброк, за плохую работу на барщине крестьянина вызывали в суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание (судебная зависимость).


Сеньор наблюдает за работой крестьян.

[7Ї~| Какие работы выполняют крестьяне,

I JJ изображённые на миниатюре? Какие ещё крестьянские работы изображены на с. 90—93? В каком порядке они происходили в течение года?


Крестьянский двор. Миниатюра XIV-XV вв.

Самым тяжёлым было положение лично зависимых крестьян. Чаще всего потомки прежних рабов не только не владели своей землёй, но были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, продать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь. Феодал мог потребовать от такого крестьянина дополнительную работу.


Орудия труда крестьян 3.

Крестьянская община. Крестьяне были объединены в общины, которые ведали прежде всего хозяйственными делами. Деревенская пашня делилась на участки (полосы), составлявшие крестьянские наделы. Чтобы у общинников были равные условия для ведения хозяйства, полосы земли нарезали крестьянам в разных местах, создавая чересполосицу; тогда приходилось перебираться через участки соседей и даже господские. После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище, на него выгоняли скот все жители деревни. Поэтому общинники начинали и заканчивали полевые работы одновременно и засевали поля одинаковыми зерновыми культурами.

На сельском сходе крестьяне решали, где и что посеять, когда начинать жатву. Кроме пашни, в имениях были угодья: луга, леса, озёра и реки. Частично они принадлежали господину, но частью угодий владела община. Господа всеми способами урезали общинные угодья, запрещая крестьянам пользоваться ими. Феодалы даже требовали, чтобы крестьяне мололи хлеб на господских мельницах (а не дома, при помощи ручных жерновов), за что брали особые поборы. Всё это было тяжело для крестьян.

Община поддерживала порядок на своей территории, разыскивала преступников. Она помогала беднякам выплачивать налоги, опекала вдов и сирот, хранила обычаи, проводила празднества и игры. Крестьяне всей общиной нередко оказывали сопротивление господину, когда он пытался увеличить установленные размеры повинностей.

Основные понятия: сеньория, трехполье, община, натуральное хозяйство, повинности, оброк, барщина.

  • учебник В.А.Ведюшкина “История средних веков. 6 кл.”,
  • рабочая тетрадь к учебнику,
  • раздаточный материал (документы задания),
  • мультимедийная установка,
  • презентация. (Приложение 5)

Тип урока: комбинированный с элементами практической работы.

I. Организационный момент – обоснование темы урока, актуализация знаний. (Ученики отвечают на вопросы учителя)

- Что такое сословие?

- Какие сословия существовали в средние века?

- Какое сословие было обязано трудиться?

- А как жилось крестьянам в средние века? На этот вопрос вы дадите ответ в конце нашего урока, тема которого “Средневековая деревня”. (Дети записывают тему в тетрадь)

II. Объяснение нового материала

Учитель задаёт вопросы:

- Что было главным богатством в средние века?

- Кому принадлежала земля в это время?

Крестьяне пользовались землей феодала и за это несли повинности – принудительные обязанности (записывают в словарь). Повинности были двух видов:

А) Барщина – все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала. Сколько работали? От нескольких дней в году до нескольких дней в неделю.

Б) Оброк – плата крестьян феодалу продуктами или деньгами (записывают в словарь).

Кроме этого многие крестьяне были обязаны молоть муку только на мельнице феодала, платить за разрешение жениться и т.д.

1) Определите, какая повинность изображена на слайде № 2, 3, 4, 5? (Приложение 5)

2) Какие из перечисленных ниже повинностей были формами:

  • выпас господского скота;
  • починка дома феодала;
  • предоставление господину изготовленных в крестьянском хозяйстве изделий;
  • работа на поле господина;
  • рытье рва вокруг замка;
  • сбор грибов и ягод в господском лесу;
  • обязанность отдавать десятую часть урожая в пользу церкви;
  • обязанность отдавать часть скота господину;
  • обязанность отдавать часть урожая со своего надела.

(Учащиеся получают карточки с заданием. (Приложение 1).

Работают индивидуально в тетрадях, затем проходит взаимопроверка (обмениваются тетрадями), учитель зачитывает правильный ответ.)

- Мог ли феодал изменять размер повинностей, например, увеличивать? Почему?

- Проверьте правильность своих предположений с помощью текста учебника стр. 109, 3 абзац. (Учащиеся работают с текстом параграфа)

- Почему крестьяне подчинялись феодалам?

Прочитайте текст учебника на стр 109, абз 3 и заполните пропуски в схеме (слайд № 6):


Проверка (слайд № 7)


- Проанализируйте документ, составленный во Франкском государстве в VIII в. О какой форме зависимости крестьян идет речь в документе? Докажите.

“Всем достоверно известно, что я не имею ничего, чем кормится и одеваться. Посему я просил благочестие ваше, и вышло мне ваше разрешение отдастся…под ваше покровительство; так я и сделал, именно на условии, чтобы вы помогали мне и снабжали меня пищею и одеждою, сообразно тому, как я буду служить, и угождать вам…. И пока я буду жив, должен буду нести вам службу и послушание свободного человека и не буду иметь права выйти из под вашей власти и покровительства.” (Приложение 2).

Дети анализируют документ. Ответ – лично зависимые. Доказывают цитатой.

Вопросы к классу:

- Как вы думаете, какой категории крестьян жилось наиболее тяжело?

- Почему крестьяне становились зависимыми? - ответьте на этот вопрос с помощью документа “Из анналов аббатства Мури” в учебнике на стр 114. Ученики анализируют документ. Ответ – крестьяне нуждались в защите .

Учитель демонстрирует слайд № 8.

Вопросы к слайду:

- Кому принадлежит замок?

- Кому принадлежат: Лес? Луга? Поле? Река?

- А что это за маленькие домики, крытые соломой? Чьи они? А маленькие участки земли?

- А крестьяне получили эти участки от феодала просто так?

- А всё вместе (земля и крестьяне, работающие на ней) называется сеньорией. Составьте формулировку этого понятия самостоятельно. (Сеньория – земля феодала вместе с крестьянами, которые её обрабатывают.)

Дети составляют объяснение.

- Сравните правильно ли мы объяснили это слово с помощью учебника на стр 108, абз. 2.

1. Отметьте, что было в сеньории собственностью:

  1. Конюшня
  2. Крестьянские наделы
  3. Жилище (деревянный дом, покрытый соломой)
  4. Птичник
  5. Господское поле
  6. Рабочий скот с плугом
  7. Грабли, коса
  8. Замок
  9. Леса
  10. Луга
  11. Овцы и козы
  12. Воды (река)

(Учащиеся получают карточки с заданием (Приложение 3). Работают индивидуально, затем проходит взаимопроверка (обмениваются тетрадями), учитель зачитывает правильный ответ.)

- Рассмотрите иллюстрации на стр.108–111 учебника и скажите, чем занимаются крестьяне? (Что они делают?)

Вывод: главное занятие – работа на поле. Их жизнь была однообразной и неспешной. Ритм жизни зависел от природы. Но другой жизни крестьяне не знали, главное было иметь землю, чтобы прокормиться. А как выглядело крестьянское поле? Слайд № 9.

Пояснение учителя к слайду: Было распространено трехполье. Вся пахотная земля делилась на три участка: первый засевали весной (яровые), второй – осенью (озимые), а третий – отдыхал (пар). На следующий год участки меняли. Это было необходимо для того, чтобы восстановит плодородие почвы. Кроме того крестьяне чередовали культуры и использовали удобрения (какое?). Но в целом урожайность была невелика - сам-два, сам-три. А ещё надо было отдать оброк и церковную десятину, отложить на семена. Так что крестьяне часто недоедали. Частыми были и неурожаи! Но крестьяне быстро восстанавливали свои хозяйства. Почему? (Помогала община)

Прочитайте распоряжение для управителей хозяйства задание №3 на стр 39 рабочей тетради и скажите, нужно ли было феодалам (сеньорам) что-нибудь покупать? А крестьянам?

“Пусть управляющие наши ежегодно к Рождеству Господню … нас извещают о всех наших доходах, чтобы мы могли знать, что и сколько мы имеем…. Сколько вспахано быками, …..сколько дров и факелов, сколько тесу и другого лесного материала, сколько с пустошей, сколько овощей, сколько пшена и проса, сколько шерсти, льна и конопли, сколько плодов с деревьев, сколько орехов и орешков, …сколько с садов, сколько с репных гряд, сколько с рыбных садков, сколько кож, сколько мехов и рогов, сколько мёда и воска, сколько сала, жиров и мыла, сколько вина ягодного…. Сколько пива, сколько виноградного, зерна… сколько кур, яиц и гусей, сколько рыболовов, кузнецов, оружейников и сапожников…”. (Приложение 4)

Хозяйство, в котором производится всё нужное для жизни, а не покупается, называется натуральным хозяйством (записывают в словарь).

Так что же торговля совсем прекратилась в то время? - проверьте правильность своих предположений с помощью учебника (стр 112, 1 абзац). (Дети работают с учебником)

Очень часто после уборки урожая крестьянин выгонял скот на своё поле, а если соседнее поле ещё не убрано? Как быть в этой ситуации? Необходимо договориться между собой, решить сообща на собрании всей общины. Община устанавливала правила пользования землей и пастбищами, разрешала споры, защищала от чужаков. Члены общины не только работали, но и отдыхали вместе. Вся жизнь крестьянина проходила на виду всей общины, тем более, что сами деревни были небольшими. (Слайд № 10)

В основном крестьяне были неграмотными. Значит, у них не было культуры? Докажите свой ответ с помощью фактов. - работа с текстом учебника, стр. 113 п.5.

Выслушиваются ответы учащихся.

Вот и подходит наш урок к концу. Давайте ответим на наш главный вопрос: Как жилось крестьянину в средние века: легко или тяжело?

Свой ответ представьте в виде синквейна “Крестьянин” или с помощью ПОПС-формулы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Последователи Яна Гуса назывались________________, они делились на умеренных и _______________.

VI. Установите соответствие:

коронация Карла VII в Реймсе

окончание гуситских войн

первый парламент в Англии

битва на Косовом поле

VII. Расположите в хронологической последовательности:

а) восстание Уота Тайлера

б) Верденский договор

в) окончание четвертого крестового похода

г) первые Генеральные штаты во Франции

VIII. Дополнительное задание

Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

Положение крестьян в Оверни в конце Столетней войны (1434 г.)

Разногласия жителей Обьера с господином Анном д'Обьером, рыцарем, сеньором и его братом, мистером Гильомом д'Обьером, закончились следующим соглашением:

Упомянутые жители должны каждый год на праздник всех святых платить сво­ему сеньору 30 турских ливров в ходячей монете так, как они платили раньше.

Жители деревни обязаны приносить в замок сеньора ежегодно четвёртую часть всех мёртвых и сухих деревьев, сплавляемых по реке, протекающей через Обьер.

Затем упомянутые жители платят десятину с овец, а также за ягненка монету и десятину с приплода скота.

Никто из жителей деревни не должен продавать вино в течение августа и вы­возить вино за пределы земли, подсудной сеньору Обьеру.

Жители Обьера обязаны каждый год своему сеньору возить сено с лугов, кото­рые расположены на земле, подсудной сеньору, который может, когда захочет, иметь сено.

Жители же Обьера пользуются правом ловить рыбу в реке, протекающей че­рез Обьер, на протяжении всего года могут брать гравий, землю и камень с при­брежных мест для строительства домов.

Все жители, каждый в отдельности, могут охотиться с арбалетом вдоль реки Обьера на пахотных полях и лугах, расположенных на земле, подсудной сеньору, но запрещается охота на кроликов, зайцев и куропаток.

Могут пользоваться жители и родником, но использовать они его должны ра­зумно, не нанося ущерба сеньору Обьеру.

Затем каждый житель должен отбыть три дня барщины на быках, а именно: один день в марте, другой во время сева и третий в августе; каждый из этих жите­лей, имеющий быка, получает от сеньора Обьера харчи, хлеб и вино.

. Кроме того, было решено относительно пустующих земель, что никто из жите­лей деревни не имеет права осваивать пустоши без разрешения упомянутого сеньора.

Какие из повинностей составляют оброк?

Перечислите работы, которые составляли барщину?

Почему крестьяне согласились выполнить перечисленные условия?

Назовите права, которыми наделялись крестьяне.

Почему феодалы предоставили эти права крестьянам?

Итоговая контрольная работа по Истории средних веков

I. Выберите правильный ответ:

1. Гуситское движение возникло в:

1) Германии 2) Польше 3) Чехии 4) Венгрии

1) король; 2) сеньор 3) феодал 4) герцог

3. Взятие Константинополя турками-османами, падение Византии произошло в:

1) 1352 г. 2) 1386 г. 3) 1453 г. 4) 1445 г.

4. Сколько крестьянину, поселившемуся в городе, необходимо было прожить там, чтобы стать свободным

1) равно год 2) один год и один день 3) 3 года 4) 5 лет

5. К какому из трех сословий принадлежал Карл Великий

II. Дайте определения:

1) натуральное хозяйство

III. Завершите фразу:

1) человек, принявший ислам….

2) работа крестьян на феодала…..

3) специальный церковный суд……

4) деление феодального государства на ряд самостоятельных областей при слабой центральной власти…..

IV. Установите соответствие:

в) Иоанн Безземельный

е) Иоганн Гутенберг

английский король, подписавший под давлением баронов Великую хартию вольностей

выдающийся мыслитель Средневековья

французский король, успешно завершивший Столетнюю войну

император франков, прославившийся завоевательными походами

вождь крестьянского восстания в Англии

французский король, добившийся серьёзных успехов в создании сословно-представительной монархии

V. Вставьте вместо пропусков:

Перелом в ходе Столетней войны связан с именем ____________, сумевшей снять осаду англичан с ___________________.

VI. Установите соответствие:

возникновение государства франков

завершение Столетней войны

первые Генеральные штаты во Франции

взятие крестоносцами Иерусалима

VII. Установите последовательность событий.

а) Осада Константинополя крестоносцами

б) Верденский договор

в) Начало Столетней войны

г) начало Первого крестового похода

VIII. Дополнительное задание

Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

Монах Давид о приёмах преследования еретиков

Безошибочно знай, что до тех пор, пока еретик. старается уклониться от выдачи других еретиков и соумышленников их, их заблуждений и тайн, никоим образом нельзя верить, что он искренне и вполне вернулся к вере и церкви.

И если будут такие, которые сумеют и захотят мудро проследить их (подо­зреваемых в ереси) и с благословения епископа прикинутся сторонниками и друзьями еретиков и сумеют поговорить с ними осторожно - такие могли бы проникать во все тайны, узнавать обычаи и речи, ycтaнавливать личности ере­тиков и их сторонников, и записывать всё, чем отдельные лица могут быть ули­чены в ереси, с тем чтобы своевременно указывать это и многое другое инкви­зиторам, и давать их схватить и выступать по закону свидетелями против них, что много поможет церкви в искоренении еретической мерзости. То же будет достигнуто, если некоторые из бывших прежде в их секте, вернувшись к истин­ной вере, честно всё выдадут, получив обещание, что за это строгость закона смягчится для них в покаяние.

О том, как добиться сознания в ереси

Того, кто не слишком ещё погряз в ереси, можно иногда вернуть угрозой смерти, и даётся ему тогда надежда сохранить жизнь, если он пожелает чисто­сердечно признаться в заблуждениях еретического учения и выдать других, кого он знает из секты. Если же он откажется это сделать, он опять отправляет­ся в тюрьму, и ему внушается страх, что против него есть свидетели и что если он будет уличён свидетелями, то без всякого милосердия предадут его смерти; кормят его впроголодь, так чтобы страх совсем его ослабил, и вообще никого к нему не пускать, только изредка двух надёжных и испытанных людей, которые осторожно, как бы сочувствуя, станут увещевать его избавиться от смерти и чи­стосердечно сознаться, в чём и как погрешил, и пообещают ему, что, сделав это, он может избегнуть сожжения.

Почему церковь преследовала еретиков?

Какими способами монах Давид призывал выявлять еретиков?

Охарактеризуйте роль инквизиции в борьбе с еретиками.

Какие методы применяли, чтобы заставить еретика признаться в заблуждениях?

Читайте также: