Селектор входов для усилителя своими руками на галетнике

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Как-то так получилось, что при всем большом количестве обзоров я практически ни разу не писал обзоры устройств, тем или иным образом относящихся к аудиотехнике. Хотя конечно у меня есть обзор блока питания для усилителя мощности, но на мой взгляд это уж совсем косвенное отношение. И вот решил я обратить внимание на усилители, ЦАПы и прочие аудиоустройства и начну с регулятора громкости.
Данный регулятор громкости выбирался скорее из эстетических соображений, так как функционально он очень прост и потому обзор будет сегодня не очень длинным.

Как вы уже поняли из предисловия, строить я буду некое подобие усилителя, скорее всего с ЦАП, но в данном случае это не особо принципиально. Раньше я много занимался подобной техникой, но прошли годы и одно просто забылось, вместо другого появилось много нового, потому отчасти я буду вспоминать, отчасти заниматься самообразованием потому возможны ошибки и неточности, за что заранее прощу извинить.

Тема аудиотехники была косвенно затронута в этом обзоре, где я показывал блок питания для усилителя мощности. Скорее всего этот БП будет и дальше принимать участие, вероятнее всего в качестве подопытного для понимания разницы между импульсным и обычным блоком питания, но это тема будущих обзоров, а пока перейду к теме сегодняшнего - регулятору громкости.

Понятно что сейчас громкость звука можно регулировать не только вмешательством в электрический тракт, а и программно прямо от источника, но лично мне не очень нравится подобный подход и я придерживаюсь "классических" решений в виде аналогового регулятора громкости.

Для начала стоит сказать, что регуляторы громкости бывают линейные и логарифмические, а также с тонкомпенсацией, касаться их я не вижу смысла так как это скорее дело вкуса, но объясню очень кратко:

1. Линейный или логарифмический.
Линейный изменяет коэффициент деления прямо пропорционально углу поворота вала регулятора.
Логарифмический (а если корректнее, то обратнологарифмический) больше подходит для человеческого слуха так как в самом начале регулировка происходит очень плавно, а к концу более резко. Человеческое ухо лучше отличает уровень громкости слабых звуков, потому в самом начале регулировка плавная. Когда же громкость большая, то разница менее заметна и там регулировка может быть грубой.

Существует три основные характеристики:
А (в импортном варианте В) — линейная, изменение сопротивления линейно зависит от угла поворота. Такие резисторы, например, удобно применять в узлах регулировки напряжения БП.
Б (в импортном варианте С) — логарифмическая, сопротивление сначала меняется резко, а ближе к середине более плавно.
В (в импортном варианте A) — обратно-логарифмическая, сопротивление сначала меняется плавно, ближе к середине более резко. Такие резисторы обычно применяют в регуляторах громкости.
Дополнительный тип — W, производится только в импортном варианте. S-образная характеристика регулировки, гибрид логарифмического и обратно-логарифмического. Если честно, то я не знаю где такие применяются.
Кому интересно, могут почитать здесь подробнее.
Кстати мне попадались импортные переменные резисторы у которых буква регулировочной характеристики совпадала с нашей. Например вот современный импортный переменный резистор имеющий линейную характеристику и букву А в обозначении.

Для лучшего понимания были построены семейства кривых чувствительности человеческого уха – усредненные графики зависимости этой чувствительности для разных частот слышимых акустических колебаний.

На рисунке ниже показаны эти графики, получившие название кривых равной громкости, которые были приняты в качестве международного стандарта.

Но куда более качественный вариант, это ступенчатый регулятор в виде набора переключаемых резисторов. Фактически это многоступенчатый аттенюатор, преимуществом которого является задание произвольных регулировочных характеристик, но что важнее - более точной подгонкой идентичности каналов.
Существуют обычные переменные резисторы с трещеткой, не путайте, это совсем другое, по сути там просто "эмуляция".

В общем думал я думал, какой регулятор применить и случайно натолкнулся на весьма любопытный вариант, который меня больше заинтересовал типом дисплея, но об этом чуть позже.
В комплект входит:
1. Плата регулятора
2. Плата управления с дисплеем
3. Пульт ИК ДУ
4. Светофильтр
5. Провода подключения питания и выхода
6. Шлейф для соединения плат, длина 280мм
7. Ручка регулятора.

Также отдельно можно докупить
1. Трансформатор питания 12 Вольт 5 Ватт - $2.22
2. Плата управления нагрузкой - $3.7
3. Доплатить за позолоченные RCA разъемы - $1.47

Основная плата, на ней расположены реле, регулятор и узел питания всего комплекта.

Я же пока временно ограничился кусочком зеленого светофильтра, который нашел дома и ниже расскажу о режимах работы.
1. Выключено, на дисплее светится только точка правого разряда.
2. После короткого нажатия на энкодер регулятор переходит в основной режим работы, при этом на дисплей вылазит надпись Hello, которая затем пропадает. Выше я писал что у платы есть выход включения дополнительной нагрузки, на нем питание появляется сразу после нажатия на энкодер. При подаче питания на плату, она кратковременно щелкает релюшкой, в дежурном режиме все реле отключены. Для перевода платы в дежурный режим надо удерживать энкодер нажатым примерно пару секунд.
3. На дисплей выводится номер включенного канала и уровень ослабления/усиления сигнала.
4. Если на время замкнуть контакты Mute, то в поле уровня выводятся прочерки, повторное замыкание контактов опять включает звук.
5, 6. Минимально может быть -96 дБ, максимально +31.5 дБ. В даташите был указан диапазон -95.5 - +31.5 дБ.

Немного улучшить ситуацию позволяет отключение встроенного усилителя, это дает два положительных момента:
1. Усилитель меньше вносит искажений в сигнал (предположительно)
2. Вместо 256 ступеней будет "всего" 192 или 9.5 оборотов энкодера.

Еще увеличить удобство можно заменой энкодера на вариант с 24 положениями, тогда будет уже только 8 оборотов.

Естественно была проведена небольшая проверка, но по большей части я скорее уперся в возможности моих измерительных приборов и в частности - осциллографа. Для регулятора громкости ключевым является обычно линейность регулировки, вносимые искажения и разделение каналов, но я как-то даже не знаю как проверить все это при помощи одного генератора и простенького осциллографа. При входном напряжении 2.65 Вольта и уровне -70 дБ вольтметр показывает на выходе около 1мВ.

Видеоверсия обзора

Пока вкратце могу сказать, что все работает, в этом плане нареканий у меня нет. Звук регулируется, пульт работает, дисплей отображает всю необходимую информацию, искажений звука не замечено. Отмечу отсутствие импульсных преобразователей для питания дисплея, хотя индикация все равно динамическая, но в данном случае это ограничение самого дисплея.
Но есть и недостаток, слишком плавная регулировка сигнала, потому я скорее всего заменю энкодер и отключу встроенный усилитель.
Кроме того хотелось бы иметь раздельную регулировку уровня громкости для каждого входа, но это уже скорее к разряду "хотелок", потому как обычно такое не используется.

Общее качество изготовления неплохое, откровенных косяков не наблюдаю. Оригинальность чипа регулятора проверить не могу, увы.

На этом у меня пока все, как обычно жду вопросы, советы, пожелания и тому подобное, надеюсь что обзор был полезен.

Эту страницу нашли, когда искали:
sc9153 схема регулятора громкости , дистанционное регулировка громкости в аналоговом унч , что лучше раздельные регуляторы на прав и лев или баланс распиновка и схема , входная часть усилителя мощности с регулятором громкости , релейный коммутатор входов для усилителя нч , регулятор уровня громкости управляемый по rs 232 , селектор входов и регулятор громкости: , nakatomi os 74 принципиальная схема регулятора звука , усилитель с микроконтроллерным управлением своими руками , цифровой регулятор громкости с энкодером и индикацией aliexpress , регулятор громкости с буферным каскадом , регулятор громкости селектор mysku , селектор каналов для усилителя на микросхеме , схема подключения блока дистанционного управления громкостью mztrs с алиэкспресс , кнопки управления громкостью унч своими руками , ступенчатые регуляторы громкости , способы регулировки громкости схема подключения , селектор акустики своими руками , лучшие регуляторы громкости и тембра , грамотный регулятор громкости , регулятор громкости с селектором входов своими руками , лестничный регулятор громкости на adc0820 74in257d , регулятор громкости и тембра , моторизированный регулятор громкости в усилителе , микроконтроллерное управление усилителем звука купить , стерео регулятор громкости , аудиотехника , регулятор громкости своими руками , схема регулятора громкости

Правила группы -обязательно для ознакомления! (Чтобы потом вопросов не возникало, "почему меня заблокировали?!" или "почему удалили мою тему?!") Общие положения Группа “Радиолюбители” в социальной сети “Одноклассники” объединяет участников , чьим увлечением стала радиотехника и электроника. Группа занесена в официальный реестр социальной сети "Одноклассники" в разделе "Наука и техника". Группа является открытой для всех желающих. Предварительна

Правила группы - обязательно для ознакомления! (Чтобы потом вопросов не возникало, "почему меня заблокировали?!" или "почему удалили мою тему?!") Общие положения Группа “Радиолюбители” в социальной сети “Одноклассники” объединяет участников , чьим увлечением стала радиотехника и электроника. Группа занесена в официальный реестр социальной сети "Одноклассники" в разделе "Наука и техника". Группа является открытой для всех желающих. Предварительная модерация тем администрацией группы не пров

Всем доброго утра, хорошего выходного. Тема - Энкодер. Пропуск шагов, незначительный, но неприемлемый. Профлист делают, там стоит вал зажимной, пригоночный, жесть катает в одну сторону и от этого вала с боку по центру энкодер Сименс xp8001-1, закрытого типа на демпферной металлической конструкции из штампованного листа . В общем станку лет 10, стоит в цеху, перепады температур значительные, от - 10 зимой, может и больше , летом + 30. На длину листа пропуски плавающий, 1.5 метра происходит с пост

Всем привет. Помогите распознать радиодеталь на корпусе которой написано сверху 88 330.В интернете говорят,что это стабилизатор на 3,3 вольта.Но мне хотелось поподробнее взглянуть на параметр стабилизатора,может кто-нибудь подскажет что это за стабилизатор?Стоит на плате неизвестной магнитолы.

Слеплю с него точилку на свёрла мелкие (0.5-2мм).Без драйвера завести проблематично.Вот нарыл эту схему

Здравствуйте. Попросили меня посмотреть приобретенный на известном сайте отпугиватель грызунов (видно, не отпугнул). Вот что я там увидел. Генерации нет, а может ли при таком включении lm358p работать? Прошу прощения за качество схемы, снимал на скорую руку.

Здравствуйте всем, кто это читает! Имеется спутниковый тюнер JEFERSON x-003+. Работает нормально, но при подключении антенны Wi-Fi и введении пароля роутера полностью выключается и начинает грузится сначала. Подскажите, кто что знает ? Можно что-то сделать? Заранее спасибо!

Всем доброго здоровья!Прошу подсказать характеристики трансформатора. Думаю, что здесь есть железнодорожники, а этот трансформатор с перегонного поста аппаратуры ДИСК-Б.Заранее спасибо!

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Селектор входов УМЗЧ. Всем доброго, для апгрейда своих усилителей решил установить в них селекторы. Сначала выбор пал на готовые модули из Китая, но поразмыслив, решил делать самодельные. За основу взята разработка с какого-то буржуйского сайта, там и печатка была, но для получения ссылки на файл надо было задонатить сайту. Загрузил в Лэйоут картинку печатки с того сайта как шаблон, нарисовал свою. (Ссылка в конце заметки). Завелась сразу и без каких либо отладок, - единственное, что пришлось подобрать, так это напряжение питания - моему изделию нужно ровно 9V. Плату рисовал маркером как обычно, но теперь это стало легче из-за струйника доставшегося мне нашару (на запчасти отдали), - после без малого двух суток шаманских танцев, таки удалось реанимировать картриджи и запустить его. Распечатав печатку в зеркале, наклеил листок с разводкой на текстолит, накернил черным саморезом и молоточком все отверстия, просверлил и маркером нарисовал проводники.

Некоторые номиналы резисторов на печатке не соответствуют номиналам на схеме, - не критично, работать будет по любому.


Доброго всем всего!))
В последнее время как то приплыло в ремонт достаточное количество очень интересных усилителей. Естественно, раз уж представилась такая оказия, то есть желание произвести корректное сравнение их звучания с моим Sansui AU D907X Decade, который так же славился своим звучанием.


А корректное сравнение возможно только тогда, когда ВСЯ система остается неизменной, а тестируемые компоненты могут быть МГНОВЕННО заменены в тракте. Поскольку такое в принципе невозможно, используются различные селекторы, позволяющие оперативно подключать в тракт параллельно включенные аппараты.
Я в свое время сделал вот такой селектор.


С его появлением тестирование источников — стало очень удобным — щелчок тумблерами (доля секунды) и уже слушаем другой.
Нет задержки, в период которой замыливаются ощущения от только что звучащего.
Для тестирования усилителей было решено сколхозить )) что то подобное, но с возможностью тестировать сидя на диване.
Такие селекторы есть и промышленного изготовления, но как всегда зазудело — "надо прямо сейчас"!
Были приобретены:
2 двухпозиционных переключателя на 2 независимых линии коммутации.


14м кабеля ШВВП 2х0,75 + обжимные кольцевые кабельные наконечники, трубка термоусаживаемая, кусок кабель-канала 40х60 длинной 135мм (честно отпилен на работе)))). Инструмент был куплен ранее)).


Далее. просто фото (думаю, расписывать особо процесс нет смысла).






Поскольку у меня на подключение к усилителю провода обжаты под U образные клеммы, то и пара для соединения с ними обжата тоже. Остальные просто облужены.

Итого. Щелчок тумблерами (синхронно))) и мы на колонки подаем уже с сигнал с другого усилителя, еще щелчок — и слушаем свой.
Принцип "незамутненности восприятия" соблюден.)))
А, ну да, для подачи сигнала на усилители спаял разветвитель сигнала 2х метровый, с одной стороны 2 пары RCA (к усилителям), с другой RCA "мамы" (подключаем кабель источника).

Всем добра и здоровья!
А ЧТО я тестировал, это темы отдельных постов! ))))

Участники предстоящих "батлов"

1 — SANSUI Au D907x Decade


2 — Onkyo P308 +M508


3 — SANSUI Au D707


4 — Nikko Alfa&Beta II


А чтоб "кулик" не хвалил свое болото, тесты будут проводиться коллегиально )))))

Комментарии 38


14м кабеля ШВВП 2х0,75 вы серьезно? плюс китайские говнопереключатели… Кондо перевернулся в гробу… вместе с Ишиватой и Лихницким…



То есть я настолько координально убил звук, что слушать бесполезно? ))))
Вы мне что, хотите посоветовать прикупить по 3 пары 2м (12м в сумме) акустических (китайских же) проводов неизвестно из чего сделанных вместо проводов из 100% электротехнической меди?
Да и переключатели в цепи АС, это не то же самое, что в цепи предварительного усиления.

А кто там где перевернется, узнаем когда послушаем.


я такого не делал, это конечно компромисс в сравнении с коротким трактом. но переключатели такого уровня и провода явно попортят звук


4м провода, при том что они подключены к обоим усилителям если и вносят искажения, то точно одинаковые для каждого испытуемого.
Проведенный "батл" это отлично показал. Там где разницы не было слышно — ее и не было, а где была- там было слышно.
Анонс 2х участников готовящегося материала о проведении "батла" )))



Провода тонковаты, лучше было 2.5 брать. Но если дискотеку не устраивать, то может быть тонкие даже лучше будут, при подаваемой мощности 10-15 ватт в домашнем режиме.

Медь в шввп в самом наихудшем случае точно такая же, а скорее всего еще и лучше, чем в акустическом медном кабеле, а 12 метров акучтического медного кабеля мало того, что стоят конских денег, а еще и найти надо. А большинство китайских акустических кабелей щас из омедненного алюминия, и тут шввп заведомо лучше.

Но есть отличие, у акустического кабеля тоненькие жилки, и он обеспечивает лучший контакт в клеммах АС и усилителя. Чтобы добиться такого же качества контакта от шввп, в котором жилки толстые, желательно его распаять на клеммы или бананы.



Вы не поверите, но по индикатору Онкио мощность не превышала 10Вт! А в комфортном режиме прослушивания в среднем была 5-7Вт.
Именно исходя их таких показателей я и решил, что удлинение проводов к акустике на 4м сечением 0,75 электротехнической медью — абсолютно не скажется на звуке.
Как раз распайка- не лучший способ для звука на проводах АС. Лучший — обжимка! Именно так я и сделал, а концы под обжим в винтовых коннекторах — облудил, ибо тыкать туда-сюда они пушиться начинают. У очень многих моделей усилителей прошлого нет возможности завести U образные клеммы, да и диаметр втулок разный (бананы или не лезут, или болтаются).


Интересно, чем распайка не угодила? Звук на своем пути проходит множество паяных соединений, неужели их лучше обжимать? Причины, по которым нельзя всё взять и распаять, не относятся к качеству звука непосредственно.

Я очень даже верю про 10 ватт, комфортная мощность в квартире крайне редко превышает эту цифру. Но чтобы усилитель не работал на пределе, и хорошо контролировал колонки, желательно, чтобы он был хотя бы ватт тридцать.



Для "звука", не знаю, некоторые серебром вообще только паяют кабеля! ))
Я с точки зрения технологичности и надежности. Всю свою жизнь что либо ремонтирую, потому надежность конструкции — для меня очень важна. При пайке, чем качественнее провод, тем лучше он напитывается и пропаивается. Причем не только в месте пайки, а еще и далее по свивке проводников. Соединение получается надежным, но в какой то мере более жестким, чем при обжимке. Обжимка же, особенно профессионалными кремперами -так же надежна как и пайка, но не имеет проблем с гибкостью!
Потому мой выбор, если нет необходимости крепить неподвижный провод к плате (там без вариантов -пайка), то — обжимка провода.

А усилители участвующие в тесте — топ модели фирм, там мах долговременная мощность далеко за 100Вт на канал.


Идея проста и понятно, один минус — провода длинноваты для 0,75 сечения. Если есть необходимость увеличивать длину тракта усилитель-акустика, нужно увеличивать сечение. Я бы оставил пульт прямо на усилителе и просил переключать кого-то другого.



Так в том то и проблема, что после ремонта хочется проверить, а обычно помощников рядом нет!)))))

Да и кто сказал, что на 4х метрах 0,75кв.мм чистой электротехнической меди при уровне подводимой на акустику мощности в 5-10 Вт будет плохо для звука?!

Видимо я не так выразился в посте. 14м кабеля — это ОБЩЕЕ количество купленного. От селектора до акустики — 2м, до усилителя -2м, до второго 2м. Везде пары проводов (лев-прав), потому 6м*2=12м. 2м на запас взял.

Суета и напряженка возрастают. Селектор - автомат был разработан под заказ, как раз для решения этой проблемы. И вот как он её решает. Смотрим блок-схему подключения всех этих устройств. И схему селектора - автомата.


Большую часть времени подключен тюнер. Он и выбирается главным источником сигнала, по умолчанию. Реле в селекторе-автомате находится под напряжением, пропускает сигнал от тюнера на вход УМЗЧ. Когда поступает сигнал от музавтомата, реле селектора обесточивается, и переключает сигнал уже от него, на вход УМЗЧ. Музыка заканчивается, реле снова срабатывает и подключает тюнер. И все довольны, бегать и суетиться нет нужды.


Т.е. отключаться один источник будет при равной, заданной низкой и одинаковой громкости звука. И независимо от жанра музыки. Что очень важно.

Величина R5 определяет чувствительность устройства. Т. е. необходимый общий уровень входного напряжения, который требуется для срабатывания детектора. Чувствительность по входу при уменьшении его номинала загрубляется, при увеличении – увеличивается.

Внутренний стабилизатор напряжения делает независимым работу селектора от качества питания и его величины. В этом заключена его надёжность, помехоустойчивость, и независимость порога срабатывания от жанра музыки.

Только музыка закончилась, детектор отключается. Составной транзистор VT3 VT4 запитывается током базы через резистор R7 и включает реле. Основной источник сигнала снова работает, неограниченно долго, пока не поступит сигнал от музавтомата.

Устройство можно встраивать и в любой УМЗЧ. Например для коммутации DVD и компьютера, или DVD и CD, или других двух устройств. Правильно собранное устройство налаживания не требует. Необходимо только проверить режимы по постоянному току. И обязательно следовать рекомендациям по требуемому статическому коэффициенту передачи тока транзисторов β. В таблице приведен уровень напряжения, необходимого для срабатывания селектора (порога срабатывания) и его зависимость от частоты.

Схема серийная, проверенная на практике. Простая и надёжная. Да и детали бросовые. Копеечные. Изготовлена на печатной плате размером 40х80 мм, толщиной 1-1,5 мм. Повторить данную конструкцию под силу и начинающему радиолюбителю. Ниже приведены фото селектора в сборе и его печатная плата.

Читайте также: