Селектор своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Вступление:
Имеем акустическую систему Microlab A 6201. Привлекательна тем,что состоит из двух пассивных колонок 20Вт и в отдельном корпусе,небольшой усилитель. усилитель имеет 2 входа(джек 3.5",и тюльпаны.источник звука можно подключить ,как я понял,либо к джеку,либо к тюльпанам.
входы не коммутируются никаким образом.
Планы:
сделать эти входы коммутируемыми и добавить еще один вход.подключаться будут- комп,МП AIWA 727,и ПКД (пока что не приобретен).
планирую установить группу фиксируемых переключателей П2К ну и с помощью экранированных проводков собрать коммутатор.
ВОПРОС!
нужно ли ставить на сигналы элэктролитические конденсаторы?
Необходимые советы-
Собрать коммутатор в отдельном корпусе или в усилителе.
кто нибудь делал что нибудь подобное?
какие возникали трудности и проблемы?
ну и методы излечения трудностей?
заранее благодарен.



Приветствую, друзья! Некоторое время назад занимался я ремонтом замечательного усилителя Лорта 75У-202С. До этого лежал он у меня лет десять в шкафу и, наконец, дождался своего часа. Кстати, на мой вкус, по звуку он очень даже ничего. Например, по сравнению с легендарной Радиотехникой У-101, его звучание мне нравится больше.
Но сейчас не об этом. Среди прочих доработок в усилителе был заменен узел коммутации входов, и вот об этом опыте решил я написать небольшую статью по просьбам трудящихся.

Содержание / Contents

↑ Проблемы родного селектора входов


↑ Китайский селектор — на благо человечества

Для устранения данных проблем в 90% случаев выбирается самое простое решение: весь узел выбрасывается, а сигнал подается напрямую на вход предусилителя. Я поначалу так и собирался сделать, потому что данный усилитель планировалось использовать с компьютером и более одного входа мне не требовалось.


Но к счастью, на тот момент у меня лежал без дела купленный у наших китайских друзей
Релейный модуль коммутации входов, 4 канала, RCA .

Посему концепция поменялась, и решено было сохранить в усилителе первоначальную функциональность. Но просто так воткнуть новый модуль в готовую заводскую конструкцию не получится. И, если чисто механически разместить и закрепить плату на место штатного селектора труда не составляло, то над электрическим совмещением надо было подумать.

В китайском селекторе переключение осуществляется путем простой подачи напряжения на катушку соответствующего реле, а коммутация реализована на простом галетном переключателе. В усилителе же переключение осуществляется при помощи четырех кнопок на передней панели.

Задача состояла в том, чтобы сохранить штатную систему выбора входа и каким-то образом совместить ее с китайским модулем, чтобы избежать сверления на лицевой панели отверстий и установки дополнительных органов управления в виде галетника.


↑ Модернизация штатного переключателя входов

Для простоты было решено максимально использовать штатную схемотехнику. Рассмотрим схему штатного коммутатора.


Коммутатор собран на микросхеме К155ТМ5, которая представляет собой четыре D-триггера в одном корпусе DIP14. При замыкании любой из кнопок SB1-SB4 на соответствующий вход подается сигнал, что приводит к переключению триггера и появлению на выходе напряжения высокого уровня.
Далее по штатной схеме управляющее напряжение с одного из выходов поступает на один из логических входов КР590КН2, которая в свою очередь коммутирует выбранный вход усилителя.

Доработка заключается в том, чтобы коммутировать при помощи микросхемы КР590КН2 не сигнал, а напряжение 12В для питания реле селектора. Однако КР590КН2 для этой цели использовать не удастся, т. к. она позволяет коммутировать напряжения от –10В до +10В. Для нашей цели меняем чип на КР590КН5, что позволяет коммутировать напряжения от –15В до +15В.

Доработанная схема выглядит следующим образом:


↑ Реализация в железе




При этом пятачки 3, 4, 5, 6 штатного коммутатора электрически соединяются с пятачками 3*, 4*, 5*, 6* дополнительной платы при помощи обрезков выводов элементов или межплатных соединителей .


Осталось подключить цепи питания ко всем потребителям. Что откуда брать и куда подключать приведено в таблице:

Лорта 75У-202С: установка релейного селектора входов

Гнездо XS1 дополнительной платы коммутатора соединяем шлейфом с соответствующим разъемом китайского селектора. Сигнальный выход селектора соединяем экранированным (микрофонным) кабелем с входами предусилителя.

На задней панели усилителя вырезаем отверстие необходимого размера для размещения разъемов нового селектора и крепим его к шасси.


↑ Файлы

↑ Видео

↑ Итого

На этом все.
Конструкция, собранная из исправных деталей, в наладке не нуждается. У меня схема запустилась сразу и стабильно работает.


Как сделать универсальный селектор входов для усилителя мощности звука – два варианта схем. Выход для НЧ канала реализован с помощью сумматора с возможностью подключения индикатора зон, например, светодиодного. Есть на второй схеме и дополнительный вход. Устройство можно встроить в аудиоаппаратуру или стойку.

Первый вариант схемы

Селектор входов для усилителя

Схема 1 селектора входов для усилителя НЧ

Второй вариант схемы

Селектор входов для усилителя

Схема 2 селектора входов для усилителя НЧ

Селектор входов для усилителя

Селектор входов для усилителя

Рисунки печатных плат

Тут реализованы такие функции, как:

Регулировка тембра

Селектор входов для усилителя

Схема регулятора тембра на ОУ для усилителя НЧ

Селектор входов для усилителя

Собранный на плате темброблок


Автор Instructables под ником randofo в своё время пользовался переключателем периферийных устройств, подключаемых к одному и тому же COM-порту, по назначению. С появлением USB на смену переключателями пришли хабы, благодаря которым несколько устройств на одном порту работают не поочерёдно, а одновременно. И мастер нашёл винтажному предмету новое применение — в качестве переключателя источников аудиосигнала, подключаемых к входу усилителя. Такой прибор называют селектором входов. Вместе с самоделкой усилитель образует аналог популярного когда-то вида аудиотехники — усилительно-коммутационного устройства, сокращённо УКУ.

Поскольку пользователь может периодически менять источники сигнала, подключённые к входам селектора, мастер предусмотрел магнитные метки, которые, в отличие от наклеек, можно часто переставлять без износа:





С корпуса переключателя мастер снимает верхнюю крышку:




А там даже электроники никакой нет. Разъёмы и галетник — электрика сплошная. Ни полупроводников, ни ламп — королевство сухих контактов. И питание не требуется. Галетник мастер оставляет на месте, стараясь не оторвать от его лепестков ни одного провода:

Селектор аудиовходов

А разъёмы откручивает от корпуса, чтобы заменить на другие:


Затем он отключает от разъёмов проводники по одному:


Одновременно помечая, куда они шли:


На всякий случай затем мастер проверяет себя, прозванивая цепи при разных положениях галетника и убеждаясь, что каждый из проводников, подключённых к входу галетника, при смене его положений оказывается соединённым с соответствующим выходом:

Как теперь подключать аудиогнёзда, понятно — два стереоканала и общий провод. Правда, в необходимости коммутировать общий провод переводчик не уверен.

Проблема в том, что отверстия на задней стенке прибора имеют слишком большой диаметр:


И её призвана решить пластмассовая планка с отверстиями, вырезанная лазером (файл здесь):






А саму планку через другие отверстия крепит изнутри к корпусу:








Мастер возвращает крышку на корпус, и селектор входов готов к работе:






Далее мастер берёт лист ПВХ с гибким магнитом на обороте и нарезает метки. В наших условиях для этого подойдут гибкие рекламные магниты ремонтной , если с лицевой стороны приклеить к ним бумагу.


На метках мастер пишет названия различных источников аудиосигнала:


Те из меток, которые будут использоваться в данный момент, размещает на передней панели в местах, соответствующих положениям ручки галетника:



Теперь можно включать источники сигнала и усилитель, проверять, как работает прибор, и начинать им пользоваться. Источники должны выдавать сигналы примерно одинаковой амплитуды, а вход усилителя — быть рассчитанным именно на такую амплитуду.

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.












↑ Схема и порядок работы

Схема состоит из двух компараторов на операционном усилителе DA1, с выходов которых сигналы с логическим уровнем поступают на входы микроконтроллера IC1.
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

При поступлении логического уровня на выводы 2 или 4 IC1 срабатывает реле К1, подается питание на усилитель, загорается светодиод HL1. Если первым сигнал поступил со входа 1, то реле К2 не срабатывает и сигнал с него поступает на вход усилителя. Если сигнал поступил со входа 2, то срабатывает реле К2, коммутируя вход усилителя ко второму входу.

Если сигнал будет подан на оба входа одновременно, то подключенным останется тот вход на который сигнал поступил первым. При пропадании сигнала на входах на ножки 2 и 4 IC1 поступает логический 0 и начинается отсчет времени на отключение, при этом моргает светодиод с секундным интервалом. Через 3 минуты размыкаются контакты реле, усилитель отключается.

В данном устройстве можно отключить автоматический режим кнопкой S1 и управлять включением (отключением) усилителя кнопкой S2 и коммутировать входа кнопкой S3.

Переключение аудиосигналов


Рис. 2. Иллюстративная схема использования переключателя ADG884 для переключения между двумя аудиовыходами

Типичное решение для переключения двух аудиоисточников требует использования двух переключателей NS5B1G384, каждый из которых поддерживает один источник, например громкоговоритель или гарнитуру. Управление состоит в выборе одного входного контакта за раз, но в этой конфигурации правильный порядок включения и выключения аналоговых переключателей становится важным, чтобы предотвратить включение второй цепи перед отключением первой и, таким образом, избежать сбоев.

Альтернативное решение для переключения между двумя выходами аудиосигнала состоит в использовании двух аналоговых переключателей SPDT (с переключающим выходом).

Пример ADG-884BCPZ-REEL этого типа от Analog Devices включает два аналоговых SPDT-переключателя в одной микросхеме. При питании от 5 В они обеспечивают очень низкое значение R ON от 0,28 Ω (обычно) до 0,41 Ω (макс.), Что делает их пригодными для переключения аудиосигналов с низкими потерями.

Однако низкая RON имеет свою цену — паразитная емкость между контактами аналогового переключателя с включенным переключателем достигает 295 пФ. Стоит отметить, что ADG884 способен переключать сигналы до 400 мА, что делает его пригодным для переключения непосредственно на динамики на выходе аудиоусилителя (Рисунок 2).

Чтобы свести к минимуму возможность возникновения помех EMI, аудиоусилитель должен быть размещен на печатной плате как можно ближе к переключателю ADG884. Гнездо для наушников также должно быть расположено как можно ближе к ADG884, или следует использовать экранированный кабель между ADG884 и другими компонентами на пути прохождения сигнала.

В случае, когда аудиосигналы передаются в дифференциальной форме, отдельные пары S1A-B, S2A-B и D1-2 должны располагаться близко друг к другу, чтобы исключить любые общие шумы, например те, которые возникают от громкоговорителя рядом с ним.

Коммутатор входов усилителя на реле

Коммутатор входов усилителя на реле

В процессе оснащения себя самодельной аудио аппаратурой, понял, что без селектора входов мне к сожалению, пока, не обойтись. Посему недолго думая заказал на Али релющки и приступил к делу. Но так как усилителя мощности у меня пока нет, да и ставить в него селектор входов у меня желания тоже не наблюдается, то я сделал селектор отдельным устройством с микроконтроллерным управлением. Обычно селекторы входов ставят непосредственно в усилитель мощности.

Читайте также: