Сделать таврели своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Видео-курс, посвящённый русским трёхмерным шахматам - таврелям. Это очень интересная и интеллектуальная игра. В шести выпусках разбирается история, особенности и правила русских шахмат.

Для навигации по выпускам плейлиста нажмите на три полоски в верхнем левом углу.

Материалы по теме

Если бы то, что вы увидите в этом выпуске, показывали на уроках физики, мир, возможно, был бы совсем другим. Ведь тогда мы бы с детства знали, как интересен мир и какие удивительные явления в нём можно наблюдать и исследовать. Итак, давайте восхищаться.

А вот ещё:

ПАУКИ - ЧТО МЫ О НИХ НЕ ЗНАЕМ? Удивительная жизнь самых пугающих насекомых на планете

Когда смотришь фильм, в котором фигурируют огромные пауки или документальное видео про жизнь животных, когда замечаешь на потолке кухни свежую паутину, невольно задаешься самыми разными вопросами. Как и зачем в мою квартиру пожаловал паук? Смог бы в реальности существовать Спайдермен? Как пауки не прилипают к собственной паутине? Почему для многих людей пауки являются фобией?

В этом выпуске мы разберёмся в этих и многих других вопросах, разберём главные мифы о пауках и посмотрим на самые удивительные виды восьминогих.

Часто задаваемые вопросы

Здесь будут публиковаться ответы на часто задаваемые вопросы по русским шахматам. Часть вопросов придумали мы сами, часть из них можно встретить в Интернете. Если у Вас есть вопрос, ответ на который Вы здесь не нашли, то задайте его на нашем форуме. Ответ на этот вопрос в ветке форума будет продублирован и на этой страничке.


Вопрос (В): Существовали ли русские столбовые шахматы в каком бы то ни было воплощении на самом деле в древности?
Ответ (О): К сожалению, история не зафиксировала ни набора фигур, ни доски, ни правил, ни документального описания столбовых шахмат. Все, что нашли археологи в районе Старой Рязани, - это два плоских костяных кружка (вероятно, для шашечной либо шахматной игры), относящиеся к ХII веку. На торце одного из них, диаметр которого 2,8, а толщина - 0,5 см, изображен бородатый вятич со щитом и мечом. На другом не было изображено ничего, но он был такого же размера и, надо сказать, хорошо удерживался на поверхности своего собрата. Согласно предположению кандидата исторических наук И. М. Линдера (автора книги "Шахматы на Руси", 2-е изд., М.: "Наука", 1975 г.), кружки могли относиться к богатому набору походных шахмат князя или знатного воина, причем в виде царя шахматного войска был изображен князь, держащий в руке меч, а пешки были представлены чистыми кружками - то есть в изобразительных наборах шахмат викингов XII в. пешки оставались абстрактными. Но являлись ли эти кружки действительно фигурами комплекта какой-либо игры либо выполняли другую функцию - достоверно неизвестно.

В: Есть ли в правилах русских шахмат элементы древней игры "тавлеи", упоминавшейся в рукописях?
О: Возможно. Но необходимо помнить, что русские шахматы (таврели) - это полностью современная игра, объединившая в себе столбовые шашки и классические шахматы.

В: Когда изобрели современные русские шахматы?
О: Игра изобретена в середине 90-х гг. XX в. Правила игры, применяемые сегодня повсеместно, фактически сформировались к сентябрю 1996 г., когда был проведен первый турнир по русским шахматам в г. Рязани.

В: Есть ли у русских шахмат конкретные авторы?
О: Да, у этой игры есть вполне конкретные авторы: Хайдаров Ж. С., Латыпов Н. Н. и Гаврилов Д. А. Большой вклад в формирование правил также внес Стерлигов Г. Л. и др. Патентообладателями "окончательного" варианта настольной игры "Русские таврели" являются: Стерлигов Д. Л., Терехин А. И., Георгиевский Н. Н., Гурдин В. М., Косярумов В. И., Хайдаров Ж. С., Астафьев А. Л., Угринович Б. А.

В: Является ли популярным на сегодняшний день вариант таврелей на 36-ти клеточном поле с игральным кубиком и стандартной шахматной символикой фигур (но без слона, либо коня, либо ладьи)?
О: Нет.

В: Какой максимально возможный размер башни в русских шахматах?
О: Теоретически максимальная башня может состоять из 31 таврели (наверху - волхв, а под ним - все таврели белых и черных, кроме волхва противника).

В: Можно ли брать башню одиночной фишкой? Более низкой башней? Равноценной? Более высокой?
О: На все вопросы - ответ "да", так как любая таврель или башня может взять в плен любую таврель или башню противника.

В: Можно ли перемещаться вместе с взятой в плен башней, или же надо обязательно освобождать ее?
О: Конечно, можно! А освобождать плененную башню/таврель ни в коем случае не надо! Башня будет передвигаться по правилам хода верхней таврели. Башня при своем ходе может разделиться на две (не более) части в любой пропорции. Действие оставшейся на поле части башни начинается немедленно (по правилам хода верхней таврели). Само собой разумеется, что освобождение плененной башни/таврели противника хотя и теоретически допускается правилами, но в большинстве случаев не имеет никакого смысла.

В: Если стоят, например, белая, а сверху - черная фишки, можно ли брать черную в плен, поставив другую белую сверху?
О: Да: в случае, когда таврель передвигается на поле, занятое другой таврелью/башней (своей или противника), образуется башня, наверху которой становится таврель, сделавшая ход, а внизу остается таврель (башня), стоявшая на этом поле. Образовавшаяся башня будет двигаться по правилам хода верхней таврели.

В: Можно ли самому освободить взятую в плен фишку, или надо дожидаться, пока противник "соизволит" это сделать?
О: Противник практически никогда добровольно не освободит Вашу таврель (если он вменяем, конечно). Поэтому освободить взятую в плен таврель можно только одним способом - постараться взять в плен ту башню противника, в составе которой находится Ваша плененная таврель, чтобы потом, когда понадобится, путем разделения башни вернуть эту таврель в "активную" игру.

В: А как образует башни ратник?
О: Если на поле непосредственно впереди ратника находится своя таврель либо башня, то ратник в результате хода образует башню, занимая верхнее положение. Если через клетку впереди ратника, стоящего в исходной позиции и не ходившего в процессе игры, находятся свои таврели, то он также может образовать с ними башню, имея право продвижения сразу на 2 поля. Но если при этом свои таврели находятся на поле, расположенном непосредственно перед ратником, то ратник при ходе обязан сформировать башню, так как перепрыгивать через другие фигуры он не имеет права. Ратник не может пойти на поле по той же самой вертикали, занятое таврелью либо башней противника, так как в плен он берет таврели противника, расположенные только по диагонали на одну клетку вперед, образуя тем самым новую башню.

В: А если ратник "запрыгнул" на лучника и походил вперед на клетку, то лучник меняет "любимый" цвет?
О: Да, если одним из следующих ходов этой башни в первую очередь будет разделение.

В: Если превращенный ратник в результате пленения (либо если на него была поставлена своя таврель) стал опять обычным ратником, может ли он потом снова превратиться в ту таврель, перед которой он стоял в исходной позиции?
О: Да, сколько угодно раз - при условии нахождения на самой дальней горизонтали в качестве единственной фигуры или верхней таврели в составе башни.

В: Как при записи партии правильно обозначать образование башни?
О: Обозначать можно по-разному, например: b2 x b4; либо просто как перемещение таврели/башни: b2 – b4.


История древних русских шахмат, которые назывались таврелями, уходит корнями в глубокую древность. Еще в скифских курганах Приазовья, в этрусских могильниках, в варяжских захоронениях на южном побережье Балтийского моря археологи находили игральные кости с цифрами и знаками на гранях, разноцветный галечник и большие плоские камни, расчерченные в клетку.

В более поздних раскопках (на Черниговщине, в Новгородских землях) обнаружены многочисленные принадлежности для игры в таврели. Последние находки в черте старой Рязани позволяют утверждать, что в IX-X в.в. на Руси были широко распространены таврели - игра с твердо установленными правилами.

Игра в русские шахматы упоминается в былинах о князе Владимире и Садко. Исчезновение этой интеллектуальной игры из традиций русского народа ученые связывают с иудохристианским крещением Руси и соответствующим отношением иудохристианской церкви к играм, равно как и к песням, пляскам - на всё это накладывался ярлык “бесовство”.
Полное их забвение произошло в эпоху лжецаря Петра I, распространившего в России модную в Европе игру - индийские шахматы.
Современность. Лишь в последнее время, благодаря усилиям Московского дворянского собрания и Фонда поддержки творческой личности, русские шахматы стали бурно развиваться.
В 1997 году созданы Международная и Межрегиональная федерации по русским шахматам. Проделана огромная работа по сбору всей археологической и исторической информации о таврелях, ее систематизации и обобщению. В результате были разработаны и запатентованы современные правила игры в русские шахматы.

Отличия от индийских (стандартных) шахмат

Передвижение таврелей:
Ни одна из таврелий до конца партии не снимается с доски.
Таврели могут перемещаться как на свободное поле, так и на поле, занятое другой таврелью (своей или противника), по правилам перемещения данной таврели.
Волхв не может передвигаться или оставаться на поле, атакованном таврелями противника.
Ратник, в ходе игры вновь попавший на свою исходную горизонталь (2-ю для белых и 7-ю для черных), теряет право хода вперед на два поля.

▪

Образование башни:
В случае, когда таврель передвигается на поле, занятое другой таврелью (своей или противника), образуется башня, на верху которой становится таврель, сделавшая ход, а внизу остается таврель, стоявшая на этом поле. Теоретически максимальная башня может состоять из 31 таврели (на верху - волхв, а под ним - все таврели белых и черных, кроме волхва противника).

Башня может становиться на другие таврели и башни, включая их в свой состав.
На волхва не может ставиться ни одна таврель.

Передвижение башни:
Башня передвигается по правилам хода верхней таврели.
Разделение башни
Башня при своем ходе может разделиться на две (не более) части в любой пропорции. Действие оставшейся на поле части башни начинается немедленно (по правилам хода верхней таврели).

Превращение ратников:
Каждый ратник, достигнув поля превращения (на последней горизонтали), превращается только в ту таврель, перед которой он стоял в исходной позиции. Ратник, стоявший перд волхвом, превращается в хелги - таврель, обладающую возможностями передвижения князя и всадника одновременно.
Превращение ратника осуществляется только тогда, когда он остается на поле превращения единственной таврелью или верхней в составе башни, и действие превращенной таврели начинается немедленно. При этом таврель ратника переворачивается (на ее нижней стороне обозначен символ таврели, в какую превращаетя ратник).
Превращенная таврель в случае ее взятия (включения в состав башни) вновь становится обычным ратником.

Говорит чемпион России по русским шахматам О.В.Свирин:

"В русских шахматах фигура не уничтожается, а берется в плен: на нее ставится фигура. При желании пленных можно освободить. Но можно ставить и свои фигуры друг на друга, тогда получаются боевые башни, которые играют как своеобразный десант. И это второе кардинальное отличие от классических шахмат.
Есть еще одно интересное правило: волхв (король) может наступить на свою фигуру и потом с нее соскочить, а в классических шахматах такое невозможно, и часто свои же фигуры мешают движению.
Теории комбинаций русских шахмат пока не создано, и поэтому здесь все зависит от интеллекта играющих, а не от знания зазубренных ходов и партий. В русских шахматах перворазрядник может обыграть гроссмейстера по классическим шахматам
."

"На мой взгляд, русские шахматы гораздо сложнее, а значит, интереснее, так как появляется третье пространство — высота. Вообще это символично — во втором тысячелетии человечество играло в двухмерные шахматы, а в третьем, я абсолютно уверен, будет играть в трехмерные."

Игры наших предков: Таврели — славянские шахматы (статья + видео)

tavreli

История таврелей

История русских шахмат, которые назывались таврелями, уходит корнями в глубокую древность. Еще в скифских курганах Приазовья, в этрусских могильниках, в варяжских захоронениях на южном побережье Балтийского моря археологи находили игральные кости с цифрами и знаками на гранях, разноцветный галечник и большие плоские камни, расчерченные в клетку. В более поздних раскопках (на Черниговщине, в Новгородских землях) обнаружены многочисленные принадлежности для игры в таврели. Последние находки в черте старой Рязани позволяют утверждать, что в IX-X в.в. на Руси были широко распространены таврели — игра с твердо установленными правилами.

Игра в русские шахматы упоминается в былинах о князе Владимире и Садко. Исчезновение этой интеллектуальной игры из традиций русского народа ученые связывают с крещением Руси и соответствующим отношением Церкви к играм, равно как и к песням, пляскам (на всё это накладывался ярлык “бесовство”). Полное их забвение произошло в эпоху Петра I, распространившего в России модную в Европе игру — индийские шахматы.

Современность

Лишь в последнее время, благодаря усилиям Московского дворянского собрания и Фонда поддержки творческой личности, русские шахматы стали бурно развиваться.

В 1997 году созданы Международная и Межрегиональная федерации по русским шахматам. Проделана огромная работа по сбору всей археологической и исторической информации о таврелях, ее систематизации и обобщению. В результате были разработаны и запатентованы современные правила игры в русские шахматы.

Правила игры в русские шахматы:
  • Доска для игры традиционного размера: 8 на 8 клеток.
  • Фигуры русских шахмат отличаются от традиционных по названию, но правила их движения почти полностью тождественны.
    • Королю обычных шахмат здесь соответствует фигура Волхв,
    • Ферзю — Князь,
    • Ладье — Ратоборец,
    • Слон здесь называется Лучник,
    • Конь — Всадник,
    • Пешка — Ратник.
    • Ходят фигуры, совершают рокировку и взятие на проходе — так же, как и в обычных шахматах.
    • Правила мата, то есть главной цели игры — такие же.
    Говорит чемпион России по русским шахматам О. В. Свирин:

    «В русских шахматах фигура не уничтожается, а берется в плен: на нее ставится фигура. При желании пленных можно освободить. Но можно ставить и свои фигуры друг на друга, тогда получаются боевые башни, которые играют как своеобразный десант. И это второе кардинальное отличие от классических шахмат. Есть еще одно интересное правило: волхв (король) может наступить на свою фигуру и потом с нее соскочить, а в классических шахматах такое невозможно, и часто свои же фигуры мешают движению.

    «На мой взгляд, русские шахматы гораздо сложнее, а значит, интереснее, так как появляется третье пространство — высота. Вообще это символично — во втором тысячелетии человечество играло в двухмерные шахматы, а в третьем, я абсолютно уверен, будет играть в трехмерные «.

    Русские шахматы (таврели)

    Партия в русские шахматы играется между двумя партнерами, по очереди передвигающими фигуры (таврели) на квадратной клетчатой доске.

    У каждого игрока имеются по 16 фигур (таврелей).

    На 2-й и 7-й горизонталях располагаются ратники.

    Каждый ратник в начале партии должен быть установлен перед той таврелью, чей символ изображен на нижней и боковой поверхности таврели ратника. Перед волхвом устанавливается ратник с символом хелги. Начинают игру белые таврели.


    Ходом считается передвижение таврели (одной или в составе башни по правилам верхней таврели) с одного поля на другое. Ни одна из таврелей, за исключением хелги (когда фигура ходит как всадник), волхва, всадника и ратоборца при рокировке, не может перемещаться через поле, занятое таврелью противника. Ни одна из таврелей в процессе партии не снимается с игровой доски.

    Башня может быть перемещена как полностью, так и разделяясь на две части. При этом ее нижняя часть остается на прежнем поле и действие этой части начинается немедленно (по правилам хода верхней таврели).





    - Князь - ходит на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит. Князь перемещается как лучник и ратоборец. Одна из самых сильных фигур, уступает только хелги.


    - Волхв - может ходить на любое соседнее поле на 1 клетку, если она не находится под ударом фигур противника. Волхв может образовать башню, если она не находится под боем.


    - Хелги - ходит на любое доступное поле по вертикали, горизонтали и диагонали, на которых стоит, а также как всадник. Таким образом, возможность перемещения хелги соответствует объединенным возможностям князя и всадника.


    - Ратник - ходит вперед на поле, расположенное непосредственно перед ним на той же самой вертикали и не занятое таврелью противника. С исходной позиции ратник может продвинуться на 2 поля по той же самой вертикали, если оба эти поля свободны от фигур противника. Если на этих полях находятся свои таврели, то ратник может образовать с ними башню, занимая верхнее положение.

    Ратник, который уже ходил и в процессе игры вновь попал на исходное поле на 2-й и 7-й горизонталях соответственно для белых и черных, теряет право продвижения вперед сразу на 2 поля.

    Ратник ходит на поле, занимаемое таврелью противника, которое расположено по диагонали на одну клетку вперед, образуя новую башню.

    Когда ратник достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, он переворачивается и превращается в ту таврель, перед которой он стоял в исходной позиции и чей символ изображен на его нижней и боковой поверхности. Это превращение является частью того же хода. Ратник, достигший самой дальней горизонтали в составе башни, может быть превращен в соответствующую таврель только в том случае, если он останется единственной фигурой на этой горизонтали или верхней таврелью в составе башни.

    Если на превращенного ратника ставится своя таврель или таврель противника, он переворачивается и становится обычным ратником.

    Ратник, стоящий в исходном положении перед волхвом, при описанных выше условиях превращается в хелги.

    Один раз в игру можно сделать рокировку. Рокировка может быть короткой и длинной. Делается следующим образом: волхв перемещается по направлению к ратоборцу через одну клетку, а ратоборец переносится через него и ставится рядом. Рокировка становится невозможной, если волхв и ратоборец, которыми делается рокировка, уже ходили.

    - поле, на котором стоит волхв, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной из таврелей противника;

    - между волхвом и ратоборцем, с которым производится рокировка, на одной горизонтали находится какая-либо таврель.

    Если любая таврель – князь, ратоборец, лучник, всадник, ратник или хелги атакует волхва, то такое нападение называется шахом. От шаха нужно обязательно защититься.

    Есть 3 способа защиты: можно отойти волхвом, пленить нападающую таврель или же поставить между ней и волхвом другую таврель.

    Если ни один из способов защиты от шаха выполнить нельзя (увести волхва, пленить нападающую таврель или заслонить волхва другой таврелью), то получается мат волхву. Партия прекращается, и игрок, получивший мат волхву, - проигрывает. Партия считается выигранной, если удается объявить мат волхву соперника, или если соперник сдается сам.

    если при своей очереди хода играющий не может сделать никакого хода, при этом волхв не находится под шахом. Такое положение называется пат;

    по требованию одного из игроков, у которого одна и та же позиция возникает три раза (необязательно подряд), возможности перемещения таврелей при этом не изменились. Разновидность такой ничьей – вечный шах, когда одна из сторон непрерывно нападает на волхва соперника, и последний не может укрыться от шахов.

    Читайте также: